Севастополь, Россия
сотрудник
Севастополь, Россия
сотрудник с 01.01.2017 по настоящее время
Севастополь, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 347.471 Гражданские общества. Объединения граждан
В статье анализируются наиболее актуальные вопросы участия институтов гражданского общества Российской Федерации в реализации государственной политики, направленной на противодействие коррупции, исследуются наиболее эффективные механизмы привлечения общественных структур к антикоррупционной деятельности, в частности создание системы общественного (гражданского) контроля деятельности органов власти всех уровней на федеральном и региональном уровне.
противодействие коррупции, общественный контроль, гражданское участие, Российская Федерация, Севастополь, органы власти
Постановка проблемы. Российское гражданское общество в настоящее время находится в стадии развития, и это обстоятельство детерминирует низкую эффективность функционирования его структур в антикоррупционной деятельности. Ежегодно увеличивается количество негосударственных антикоррупционных организаций, создаваемых в различных организационно-правовых формах. Периодически отмечается всплеск политической активности, сопровождающийся стремлением разнообразных институтов гражданского общества участвовать в решении наиболее острых социальных проблем, в том числе и проблемы коррупции. Наиболее активными участниками борьбы с коррупцией среди институтов гражданского общества позиционируют себя средства массовой информации, политические партии и отдельные неправительственные организации данной направленности.
Это стремление учитывается властью при разработке нормативных документов, регулирующих данную сферу деятельности. Государством закреплены в различных актах федерального и регионального законодательства широкие возможности участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции. Несмотря на всё это, консолидации усилий со стороны институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции не произошло.
Анализ последних исследований и публикаций. На протяжении последних лет Президентом и Правительством Российской Федерации неоднократно отмечалось, что борьба с коррупцией является одним из направлений государственной политики в сфере поддержания и укрепления национальной безопасности, без реализации которого невозможно обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойной жизни и свободного развития личности [1-3].
Среди последних научных исследований и публикаций, в которых рассматриваются вопросы совершенствования взаимодействия государства и общества в борьбе с коррупцией, следует отметить труды следующих российских ученых: Аминова Д.И. [4], Бекетову В.А. [5], Карповича О.Г.[6], Куракина А.В. [7], Суйкова С.Ю. [8], Терлицкую А.А. [9] и других ученых и специалистов.
В частности Сайковым С.Ю. была подготовлена монография для регионов, которые недавно вошли в состав Российской Федерации. В книге рассматриваются формы проявления коррупции, предпринимаемые государством и обществом меры по борьбе с ней, место и роль органов публичной власти и правоохранительных органов в организации противодействия коррупции, а также особенности антикоррупционных стандартов на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной республики, Запорожской и Херсонской области [8].
Выделение нерешенной проблемы. Последние 20-25 лет в Российской Федерации постоянно анонсируются различные программы по борьбе с коррупцией. Но, они не дают ожидаемого эффекта. За последние 10 лет место России в мировом рейтинге борьбы с коррупцией стабильно низкое. В соответствии с исследованиями, проведенными международной неправительственной организацией Transparency International, был обновлён индекс восприятия коррупции в 180 странах мира по состоянию на конец 2021 года. Этот показатель оценивает уровень коррупции аналитиками, предпринимателями и населением в целом. Он учитывает такие показатели как взяточничество, работа судов и чиновников, кумовство и др. Чем выше индекс восприятия, тем ниже уровень коррупции. При максимальном рейтинге в 88 баллов Россия набрала всего 29 баллов, что соответствует 136 месту. За этот же период определённых успехов в борьбе с коррупцией достигли такие страны как Армения, Беларусь, Италия, Латвия, Узбекистан, Эстония [10].
Цель статьи заключается в анализе современного правового и организационного механизма взаимодействия государства и общества в борьбе с коррупцией в Российской Федерации и разработке направлений его совершенствования.
Изложение основного материала. В Федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены основные элементов системы мер по противодействию коррупции. Коррупция здесь определяется: «как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения» [1].
Концепция взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции разработана на основе положений Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации.
Механизм взаимодействия государственных антикоррупционных органов и институтов гражданского общества определён Президентом РФ в указе №460 от 13.04.2010 года «Национальная стратегия противодействия коррупции». Его целью является: обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции [2].
Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. В соответствии с указом Президента: «для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:
а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами РФ» [3].
В 2008 году был принят первый Национальный план борьбы с коррупцией, который был рассчитан на два года. Аналогичные планы стали утверждаться на регулярной основе. В указе Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» говорится о необходимости в целях формирования целостной системы общественного контроля разработать проект федерального закона об общественном контроле, который определял бы полномочия институтов гражданского общества по осуществлению общественного контроля деятельности органов власти всех уровней [3].
По мнению экспертов, Национальный план противодействия коррупции представляет собой «…основополагающий документ, который определяет не только политику государства в отношении противодействия коррупции, но и политику общества. Это своеобразная «конституция», в соответствии с которой разрабатываются нормативные документы, касающиеся противодействия коррупции» [4]. Новый план на будущий период определит, какие направления борьбы с коррупцией будут приоритетными, и какими инструментами будет осуществляться противодействие.
Коррупция – это самый главный фактор, который тормозит развитие нашего государства, стоящий особенной преградой к развитию демократического общества. Коррупция не позволяет людям в полной мере пользоваться богатством, создаваемым природными ресурсами их страны. Поскольку разведка нефти или добыча полезных ископаемых приносит огромные прибыли, это создает сильные стимулы для коррупции. Исследования показывают, что в странах, богатых природными ресурсами, в среднем более слабые институты и более высокий уровень коррупции. По оценкам Всемирного банка, каждый год от 20 до 40 миллиардов долларов США, что соответствует от 20% до 40% официальной помощи в целях развития, украдено в результате коррупции на высоком уровне из государственных бюджетов в развивающихся странах и скрыто за границей [10]. Оценки денежных потерь из-за коррупции различаются, но являются значительными независимо от источника. По оценкам Африканского союза, 25% ВВП африканских государств, что составляет 148 миллиардов долларов США, ежегодно теряется из-за коррупции [там же].
Как указывалось выше, за последние 10 лет место России в мировом рейтинге борьбы с коррупцией стабильно низкое. Число выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации коррупционных правонарушений в динамике представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика коррупционных правонарушений в России за 2018-2022 гг.
За 12 месяцев 2022 года зарегистрировано 24613 дел коррупционной направленности. На первый взгляд, это много. Но согласно статистике по коррупции в России за 2022 год (январь-июль), это всего 0,4% от общего количества зарегистрированных за этот период преступлений [11].
Из общего количества дел коррупционной направленности больше всего зарегистрировано преступлений, связанных с взяточничеством – таких набралось 13252 дела. При этом значительную долю преступлений, связанных с взяточничеством, составляет мелкое взяточничество (4963 дела), на втором месте – получение взятки (3946 дел), а дача взятки занимает «почётное» третье место (3164 дела). Не забыто и посредничество во взяточничестве, в связи с которым возбуждено 1179 дел. Отдельного внимания МВД в статистике по коррупции в России за 2022 год занял коммерческий подкуп, по которому в отчётном периоде было зарегистрировано 887 дел, и мелкий коммерческий подкуп (178 дел). Всего по преступлениям коррупционной направленности в течение отчётного периода привлечено к ответственности 11574 человека [11].
Коррупционная модель ведения бизнеса для части предпринимателей сегодня остается экономически выгодной и позволяет в короткий срок получить значительные преимущества перед конкурентами, пытающимися действовать в рамках правового поля.
Специфика коррупции России в том, что она фактически институционализировалась в органах власти и местного самоуправления, делая их, в некоторых направлениях, слабыми и нерезультативными. Подрывая доверительное отношение к власти, ее авторитету, коррупция препятствует реализации общественных интересов, свободе личности, причиняет ущерб социальной, экономической, правовой политике. Причинами распространения коррупции в системе государственной гражданской службы в России исследователи называют:
– сложность структуры органов власти;
– наличие большого количества бюрократических процессов;
– отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над работой аппарата органов государственной власти;
– недостаточно ясное распределение компетенции;
– дублирование и совмещение действующих обязанностей,
– неоправданно высокое число запретов, разрешительных процедур;
– отсутствие механизма, правовой основы защиты интересов граждан, вовлекаемых в работу органов государственной власти [7].
В коррупции может участвовать кто угодно: политики, государственные чиновники, государственные служащие, деловые люди или представители общественности. Из-за этого нужна четкая и последовательная работа в борьбе с данным явлением, разработка тактики и стратегии в этом направлении.
Активное участие граждан имеет стратегическое, основополагающее значение для предотвращения коррупции и обеспечения деятельности публичной власти. Расширение информационного пространства благодаря социальным сетям и расширенным доступом к информации формирует огромный потенциал для укрепления гласности и прозрачности работы как государственных, так и коммерческих структур. Граждане могут сотрудничать с организациями гражданского общества, которые проделали образцовую работу по продвижению прозрачности и общественной честности посредством продвижения законов о доступе к информации, мониторинга государственных расходов, отслеживания средств избирательных кампаний и сообщения об актах коррупции.
Среди форм и методов вовлечения институтов гражданского общества в работу политических механизмов противодействия выделяются следующие:
– внесение предложений в органы государственной и муниципальной власти по совершенствованию антикоррупционного законодательства;
– независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;
– общественное расследование;
– реализация антикоррупционных образовательных программ и проектов;
– проведение публичных мероприятий и акций (научно-практических конференций, круглых столов, семинаров и т. п.);
– работа в общественных антикоррупционных приемных;
– создание и поддержка Интернет-порталов и других сайтов, освещающих проблемы в сфере противодействия коррупции и др [6].
О необходимости гражданского или общественного контроля говорят практически все исследователи и политики, занимающиеся изучением проблем противодействия коррупции и взаимодействия общества. В настоящее время в рамках взаимодействия государства и общества принимают участие: общественные организации, политические партии, общественные советы при органах власти, центры публичной политики, независимые эксперты в составе конкурсных комиссий и др.
Общественные организации, осуществляющие противодействие коррупции в РФ создаются на различных уровнях публичной власти (таблица 1).
Таблица 1
Общественные организации, осуществляющие противодействие коррупции в РФ
Название |
Когда образованы |
Уровень публичной власти |
Цель деятельности |
Фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ). |
в 1997 году |
Региональный общественный фонд |
Разработка и реализация проектов, инициатив и программ, направленных на содействие становлению и развитию в России демократических институтов |
АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл–Р» (Центр ТИ-Р) |
в 1999 году |
Российская общественная организация |
Создание единой национальной антикоррупционной системы |
МОД «Против коррупции» |
в 2005 году |
Межрегиональное общественное движение |
Воздействие на общественное сознание в духе нетерпимости к коррупции; внедрение идеи необходимости общественного контроля деятельности государственных органов |
Общественная комиссия по борьбе с коррупцией |
в 2018 году |
Общероссийская общественная организация |
Консолидация широкой общественности в содействии правоохранительным органам в борьбе с преступностью и коррупцией |
Автономная некоммерческая организация Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл–Р» (далее Центр ТИ-Р) является частью международного движения Transparency Internationa. Центр ТИ-Р берёт на себя функцию мобилизации общества для создания эффективных рычагов управления, которые обеспечат исполнение властью своей антикоррупционной функции. Кроме профилактической работы Центр проводит антикоррупционную экспертизу законов и других нормативно-правовых актов, осуществляют контроль закупок государственных организаций, участвуют в реализации проекта Гражданских инициатив «Открытая полиция». Ядром деятельности Центра ТИ-Р является Антикоррупционный сетевой кабинет (АСК). На сайтах АСК размещены инструкции по взаимодействию с чиновниками; бланки документов, которые требуются для прохождения той или иной процедуры; законы, регулирующие деятельность государственных органов; нужные телефоны, точные адреса и часы работы различных инстанций.
Систему взаимодействия государства с названными общественными организациями, осуществляющими противодействие коррупции можно представить в виде следующих направлений:
- практические меры общего характера (административная и уголовная ответственность);
- участие гражданского общества, внедрение новых технологий;
- развитие системы государственных закупок;
- развитие систем внутреннего контроля в организациях [7].
Роль подобных организаций настолько ценна, что в нескольких странах проходит испытания новая стратегия сотрудничества. С помощью, так называемых пактов о честности, правительства подписывают соглашение с организациями гражданского общества о мониторинге государственных контрактов с частными компаниями. В ходе этого процесса аудиторы открывают все свои отчеты и материалы. Эта мера была реализована в 15 странах и более чем в 300 отдельных случаях [10].
Проведенное исследование [12] позволило определить динамику основных показателей и методы взаимодействия государства и общества по вопросам противодействия коррупции в г. Севастополь (таблица 2).
Таблица 2
Показатели взаимодействия государства и общества по вопросам противодействия коррупции в г. Севастополь за 2020-2022 гг.
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Число действующих советов |
4 |
5 |
12 |
Число проведенных семинаров |
2 |
4 |
2 |
Число НПА, прошедших антикоррупционную экспертизу |
1524 |
1562 |
1093 |
Число интернет-порталов «Сообщи о коррупции» |
5 |
12 |
13 |
В городе Севастополь активно используется ряд методов взаимодействия общественных институтов и государства по борьбе с коррупцией. Один из методов - внесение предложений в органы государственной и муниципальной власти по совершенствованию антикоррупционного законодательства. Общественные организации регулярно предлагают изменения в существующие законы, а также выносят на обсуждение новые инициативы, направленные на борьбу с коррупцией. Вместе с тем, наблюдается недостаточная активность органов власти по внедрению предложений и инициатив, так как многие из них требуют дополнительных ресурсов и изменения внутренних процессов.
Другой метод - независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Такие экспертизы проводятся и оцениваются общественными организациями, которые могут выдвигать рекомендации для улучшения закона или его проекта. При этом активно привлекаются независимые эксперты из числа профессионалов, которые не находятся на государственной службе.
Третий метод - реализация антикоррупционных образовательных программ и проектов, которые направлены на подготовку будущих специалистов в области борьбы с коррупцией, а также повышение уровня осведомленности граждан.
Четвёртый метод - работа в общественных антикоррупционных приемных. Этот метод позволяет гражданам обращаться за помощью и консультацией в вопросах, связанных с коррупцией. Обеспечивается конфиденциальность и юридическое сопровождение гражданских заявлений, что способствует повышению доверия граждан к государственным институтам.
Пятый метод взаимодействия государства и общества по вопросам противодействия коррупции в г. Севастополь заключается в том, что гражданские организации и инициативные группы создают специальные Интернет-порталы и другие сайты, освещающие проблемы в сфере противодействия коррупции. Такие сайты собирают информацию о коррупционных схемах и делятся новостями о результатах борьбы с коррупцией в городе.
В целом, можно отметить, что проводимые в Севастополе мероприятия по борьбе с коррупцией имеют положительную динамику. Однако, несмотря на значительные усилия общественных организаций, наблюдается недостаточная эффективность деятельности государственных институтов и отсутствие полной прозрачности в сфере борьбы с коррупцией. На основании взаимодействия государства и общественных институтов регулярно выявляются нарушения. Основная масса негосударственных организаций реагирует на коррупционные проявления только в тех случаях, когда непосредственно затрагиваются их интересы. Отдельные негосударственные организации, призванные своей деятельностью затруднить совершение коррупционных правонарушений, сами используют коррупционную практику.
В то же время отдельные предложения по взаимодействию в сфере противодействия коррупции, инициированные институтами гражданского общества, не поддерживаются органами государственной власти и органами местного самоуправления, либо поддерживаются только на словах и подменяются приглашениями к участию в формальных мероприятиях, не связанных с принятием и выработкой конкретных мер.
Сложившаяся ситуация породила глубинные противоречия в оценках самой возможности налаживания конструктивного диалога. Зачастую формируется взаимное недоверие, основанное на том, что органы публичной власти априори рассматриваются институтами гражданского общества в качестве ключевого элемента коррупционного механизма, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, в свою очередь, опасаются размывания своих полномочий и дополнительного внешнего контроля со стороны общественных институтов.
Выводы и предложения. Институты гражданского общества располагают достаточно весомым потенциалом в антикоррупционной сфере и обеспокоены тем, что их возможности активной антикоррупционной деятельности ограничены несовершенством федерального и регионального законодательства, отсутствием условий для формирования конструктивных отношений с публичной властью, в первую очередь, на региональном уровне. Вместе с тем, система общественных советов, центров, фондов и общественных палат по-прежнему находится в процессе создания.
В этих условиях для эффективного противодействия коррупции требуется наладить реальное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, умеющими конструктивно критиковать и принципиально контролировать органы публичной власти, заставляя их тем самым работать в интересах всего общества.
Увеличение числа действующих советов взаимодействия государства и общества по вопросам противодействия коррупции в г. Севастополь за 2020-2022 годы свидетельствует о расширении сферы воздействия проекта на региональном уровне. Рост проведенных семинаров, повышение информированности и образованности в области противодействия коррупции продолжается. Возрастающее число НПА, прошедших антикоррупционную экспертизу привлечет больше внимания со стороны государственных структур, что будет влиять на политику противодействия коррупции в региональном масштабе. Увеличение числа интернет-порталов «Сообщи о коррупции» свидетельствует о распространении сервиса среди населения и расширении доступности для подачи жалоб на коррупционные проявления.
Коррупционным правоотношениям следует противопоставить эффективную систему хорошо сбалансированных правовых, социально-экономических, образовательных, воспитательных, морально-этических, организационных и методических мер. Эти меры должны способствовать формированию в российском обществе высокой правовой культуры, атмосферы нетерпимости и реального неприятия коррупции, вследствие чего коррупционная модель поведения будет повсеместно подвергаться общественному порицанию, станет экономически невыгодной.
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 23 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // Российская газета. – 2008. – № 4823. Текст : непосредственный
2. Указ Президента РФ от 13.04.2010 г. №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции» // Режим доступа : https://base.garant.ru/12174916/. (дата обращения – 28.11.2024)
3. Указ Президента РФ от 16.08.2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы (с изменениями и дополнениями) // Режим доступа : https://base.garant.ru/402619978/. Текст: электронный (Дата обращения – 24.11.2024)
4. Яковлев А. Национальный план противодействий коррупции: основные положения // КонтурФокус. – Режим доступа : https://focus.kontur.ru/site/news/53769-nacionalnyj_plan_protivodejstvij_korrupcii. Текст: электронный (Дата обращения – 27.11.2024)
5. Бекетова В.А. Коррупция в зеркале российских СМИ // Режим доступа : www.s-pravdoy.ru. Текст: электронный (Дата обращения – 24.11.2024)
6. Карпович О.Г. Коррупция в современной России / О.Г. Карпович. – Москва: Юристъ, 2020.– 19 с. Текст: непосредственный.
7. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.14. / А.В. Куракин. – Люберцы, 2021.– 431с. Текст: непосредственный.
8. Суйков, С. Ю. Противодействие коррупции / С. Ю. Суйков ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Высш. шк. гос. упр. Калининград : Полиграфычъ, 2023 - 116 с. - 6000 экз. - ISBN 978-5-6050717-3-0. Текст: непосредственный.
9. Терлецкая, А. А. Организация и осуществление гражданского участия и общественного контроля в борьбе с коррупцией / А. А. Терлецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82346/ (дата обращения: 28.11.2024).
10. Рейтинг стран по коррупции и место России в нём. - https://dzen.ru/a/Y6A691iH3lbnIT8Q. Текст : электронный (Дата обращения – 24.11.2024)
11. Сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: genproc.ru.Текст: электронный (Дата обращения – 26.11.2024)
12. Отчет о реализации мер антикоррупционной политики в городе Севастополе за 2023 год. Режим доступа : https://sev.gov.ru/goverment/anti-corruption/plans/?doc=203096. Текст : электронный (Дата обращения – 25.11.2024)