ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 330.341 Факторы экономического развития
В статье предложен механизм реализации политики регулирования и поддержки предпринимательства в Московской области, его структуру формируют три основополагающих элемента, которые имеют важное значение для развития отрасли: приоритеты развития предпринимательского потенциала отрасли; предпринимательская деятельность в отрасли; влияние отрасли на развитие экономики и социальной сферы страны и региона. Данные элементы, их сочетание можно назвать фундаментом реализации государственных программ в Московской области в регионе и предлагают набор ресурсов и инструментов, которые могут быть использованы в практической деятельности в области развития региона. Механизм интегрирует государственные и рыночные инструменты, направленные на повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса, создание рабочих мест и устойчивый экономический рост региона. Определены ключевые приоритеты оптимизации регулирования, включая финансовую доступность, развитие инфраструктуры, стимулирование инноваций и укрепление человеческого капитала.
политика регулирования, предпринимательский потенциал, рыночные инструменты, регион, человеческий капитал, инновационная инфраструктура
Введение. Хотя единого общепринятого определения термина «предпринимательство» не существует, можно выделить его ключевые характеристики. В научной литературе предпринимательство изучается в рамках экономики, менеджмента, социологии и других дисциплин, что объясняет разнообразие подходов к его определению. Д.В. Соколов и А.В. Барчуков предлагают следующую трактовку, акцентируя экономическую перспективу: «Предпринимательство – это образ мышления и процесс создания экономической активности через сочетание риска, креативности, инноваций и эффективного управления в новых или существующих организациях» [1]. Это определение, созвучное идеям Йозефа Шумпетера о «созидательном разрушении», предпринимательство здесь понимается как процесс, который [5]:
- создает новые экономические динамики для роста благосостояния региона;
- требует готовности к риску и использования рыночных возможностей через инновации;
- реализуется как в стартапах, так и в действующих компаниях.
Эмпирические исследования подтверждают, что предпринимательство стимулирует [4, 6, 10]:
- Занятость через создание рабочих мест в высокотехнологичных и инновационных секторах.
- Инновации посредством внедрения прорывных технологий, повышающих конкурентоспособность региона.
- Производительность в результате роста эффективности за счет оптимизации процессов и привлечения квалифицированных кадров.
Для Московской области, где ключевой задачей является преодоление структурных дисбалансов, эти эффекты особенно значимы, поэтому разработка механизма реализации политики регулирования и поддержки предпринимательства в Московской области представляется весьма актуальной темой для исследования.
Анализ научной литературы [7, 11] показывает, что малые и средние предприятия, часто рассматриваемые как индикаторы предпринимательской активности, вносят значительный вклад в создание рабочих мест. Однако, связь между предпринимательством и занятостью сложна и неоднозначна. В краткосрочной перспективе новые предприятия генерируют позитивные эффекты, но одновременно могут вытеснять с рынка менее конкурентоспособные компании, что приводит к сокращению рабочих мест. В долгосрочной же перспективе предпринимательство способствует повышению конкурентоспособности региона через инновации и рост производительности, что в итоге стимулирует устойчивый рост занятости.
Для Московской области, сочетающей агломерационные зоны (города Подмосковья, наукограды) и сельские территории, ключевым аспектом политики является дифференцированный подход, учитывающий специфические характеристики регионов (рис. 1). В регионах с низкой производительностью даже активная поддержка стартапов может не дать ожидаемого эффекта из-за слабой конкуренции и ограниченного спроса. Поэтому в Московской области политика сочетает стимулирование новых предприятий с программами повышения эффективности действующих компаний, особенно в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. Существование субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) тесно связано с активной государственной поддержкой, которая выступает катализатором их развития и стабильности. Финансовая помощь, включая льготные кредиты и гранты, позволяет предпринимателям преодолевать начальные трудности и масштабировать бизнес. Инфраструктурная поддержка — технопарки, бизнес-инкубаторы и цифровые платформы — снижает барьеры для входа на рынок и способствует внедрению инноваций. Регуляторные меры, такие как налоговые каникулы и упрощённые процедуры лицензирования, минимизируют административные издержки, высвобождая ресурсы для развития.

Рис. 1. Дифференцированный подход, учитывающий специфические характеристики регионов
[ составлено автором по данным 8,9 ]
Как мы видим, многочисленные исследования и практические результаты [2, 3, 6] доказали, что активная роль государства в развитии и реализации государственных программ на региональном уровне является обоснованной и требует системного подхода. Важно уточнить, как предпринимательство будет способствовать достижению общих целей регионального и национального развития и где государство должно вмешаться для достижения этих целей. Какой вариант регулирующих воздействий наиболее подходит, зависит от существующего уровня предпринимательского потенциала в регионе. Например, когда количество предпринимателей невелико, стимулы могут быть полезными для поощрения большего количества людей к созданию собственного бизнеса.
Можно согласиться с тем, что развитие предпринимательства наиболее динамично происходит в тех странах, где транзакционные издержки удается поддерживать на низком уровне. Важнейшим аспектом мер по развитию предприятий является то, что слишком дорогие в настоящее время факторы производства должны быть предоставлены предприятиям с меньшими трансакционными издержками, а также уменьшено бремя, возлагаемое на них со стороны государства. Однако, для того, чтобы снижение трансакционных издержек привело к росту на макроэкономическом и региональном уровнях, необходимо, чтобы снижение издержек было реальным и основывалось на повышении эффективности.
Программы, которые допускают высокие затраты, но оплачивают их кем-то другим, а не предпринимателем, не оказывают существенного влияния на экономику в целом. Принципы развития бизнеса можно вывести из открытий Адама Смита, согласно которому ключом к экономическому развитию является разделение труда и специализация, основанная на взаимной выгоде. Для того чтобы это было возможно, необходимо, чтобы издержки обмена были низкими. Одной из причин конкурентного невыгодного положения малых предприятий является то, что из-за их малого масштаба они имеют меньше возможностей для внутренней специализации, поэтому могут выполнять управленческие функции лишь менее качественно и более дорого. В результате конкурентоспособность предпринимательства может быть повышена, если он найдет долгосрочное решение этих проблем. Для того чтобы это было реализовано, рынки бизнес-услуг должны работать эффективно с низкими транзакционными издержками, полагаем, государственная поддержка предпринимательства должна ставить перед собой эту цель.
Все вышеизложенное позволило нам разработать механизм реализации политики регулирования и поддержки предпринимательства в Московской области, который представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Механизм реализации политики регулирования и поддержки предпринимательства в Московской области (составлено автором)
Предложенный механизм реализации политики регулирования и поддержки предпринимательства в Московской области основан на трёх взаимосвязанных компонентах, которые формируют цикл постоянного развития:
Первый компонент – приоритеты регулирования – фокусируется на создании условий для роста бизнеса через финансовую доступность, развитие инфраструктуры, стимулирование инноваций и укрепление человеческого капитала. Государство обеспечивает предпринимателям доступ к кредитам, венчурным инвестициям и грантам, одновременно развивая технопарки, цифровые платформы и транспортные сети. Это снижает барьеры для стартапов и помогает существующим компаниям масштабироваться.
Второй компонент – предпринимательская деятельность – отражает непосредственное влияние мер поддержки на бизнес-среду. Упрощение налоговой нагрузки, внедрение цифровых сервисов для регистрации предприятий и поддержка экспорта стимулируют создание новых фирм, повышают занятость и благосостояние населения. Например, в аграрных районах акцент на микрокредиты и бизнес-инкубаторы помогает малым фермерским хозяйствам выходить на рынок, а в городах-наукоградах развитие R&D-центров ускоряет коммерциализацию инноваций.
Третий компонент – влияние на экономику – проявляется через рост ВРП, увеличение числа рабочих мест и снижение уровня бедности. Успешные компании, получившие поддержку, расширяют производство, внедряют экологичные технологии и выходят на международные рынки, усиливая конкурентоспособность региона.
Данный механизм может быть адаптирован под специфику территорий: в урбанизированных зонах упор делается на цифровизацию и высокие технологии, в сельских – на логистику и доступ к ресурсам. Интеграция государственных и рыночных инструментов способна создать синергетический эффект, при котором регулирование не сдерживает, а направляет предпринимательскую инициативу, превращая её в драйвер социально-экономического роста.
Для оптимизации процессов регулирования и поддержки предпринимательства в Московской области предлагается совокупность мероприятий, включающая создание единой информационной системы, совершенствование методологии оценки, оптимизацию процесса сбора данных, развитие аналитического инструментария, совершенствование системы мониторинга, оптимизацию процесса оценки результативности, развитие системы отчетности, совершенствование организационной структуры, развитие кадрового потенциала и внедрение системы контроля качества (табл. 1).
Таблица 1
Совокупность рекомендаций по оптимизации процессов регулирования и поддержки предпринимательства в Московской области (составлено автором)
|
Мероприятия |
Описание |
|
Создание единой информационной системы |
Разработка централизованной базы данных с информацией о получателях поддержки Внедрение системы электронного документооборота Создание автоматизированной системы сбора и обработки данных Формирование единого реестра мер поддержки и их получателей |
|
Совершенствование методологии оценки |
Внедрение многофакторного анализа с использованием регрессионных моделей Разработка системы ключевых показателей эффективности (KPI) Создание методики сравнительного анализа между регионами Внедрение системы предиктивной аналитики |
|
Оптимизация процесса сбора данных |
Автоматизация сбора информации из налоговых органов Интеграция данных с системами социального и пенсионного страхования Создание механизмов регулярного обновления информации Внедрение системы верификации данных |
|
Развитие аналитического инструментария |
Использование современных методов статистического анализа Применение машинного обучения для выявления закономерностей Разработка алгоритмов прогнозирования эффективности Внедрение геоинформационных систем для анализа региональной специфики |
|
Совершенствование системы мониторинга |
Создание системы оперативного отслеживания показателей Разработка механизмов раннего предупреждения неэффективности Внедрение системы индикативного управления Формирование механизмов быстрой корректировки программ |
|
Оптимизация процесса оценки результативности |
Разработка комплексной системы показателей эффективности Внедрение методов сравнительного анализа Создание системы балльной оценки Формирование механизмов оценки мультипликативного эффекта |
|
Развитие системы отчетности |
Создание унифицированных форм отчетности Внедрение системы визуализации данных Разработка механизмов публичной отчетности Формирование системы обратной связи с бизнес-сообществом |
|
Совершенствование организационной структуры |
Создание координационных центров в регионах Формирование системы взаимодействия между ведомствами Разработка механизмов межведомственного обмена информацией Внедрение системы управления проектами |
|
Развитие кадрового потенциала |
Организация обучения специалистов методам анализа Создание системы повышения квалификации Развитие компетенций в области статистического анализа Формирование экспертного сообщества |
|
Внедрение системы контроля качества |
Разработка стандартов проведения анализа Создание механизмов проверки достоверности данных Внедрение системы внутреннего аудита Формирование механизмов внешнего контроля |
Таким образом, предложенный механизм обеспечивает баланс между государственным регулированием и рыночной инициативой, учитывая специфику Московской области. Реализация приоритетов требует адаптации инструментов к локальным условиям, что позволит превратить предпринимательство в ключевой драйвер социально-экономического развития региона.
1. Базисная система риск-менеджмент организаций реального сектора экономики: Монография / Соколов Д.В., Барчуков А.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 125 с.
2. Быкова О.Н., Шпилёва А.А. Кластерная модель развития регионов через внедрение и адаптацию предпринимательского опыта // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2023. №4. С. 561-567. doi:https://doi.org/10.35634/2412-9593-2023-33-4-561-567.
3. Инвестиционная региональная политика / под ред. Л. Э. Лимонова. – М.: Юрайт. 2023. 178 с.
4. Русскова Е.Г., Буянов С.И. Влияние институционального механизма предпринимательской среды на возможности экономического роста в регионах РФ // Вестник ВолГУ. Экономика. 2023. №4. С. 30-42. doi:https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2023.4.3.
5. Синтез в экономической теории и экономической политике. Колл. монография / Под общей ред. В.И. Маевского и С.Г. Кирдиной-Чэндлер. М.: ИЭ РАН, 2022. – 444 с.
6. Стратегическое управление устойчивым развитием экономики в новой реальности : монография / Р. И. Акмаева, Н. В. Афанасьева, А. В. Бабкин [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. – 752 с.
7. Структурная модернизация российской экономики: условия, направления, механизмы / под ред. Е.Б. Ленчук, Н.Ю. Ахапкина, В.И. Филатова. – СПб: Алетейя, 2022. - 276 с.
8. Теория региональной экономики и пространственного развития / под ред. Л. Э. Лимонова. – М.: Юрайт. 2023. 327 с.
9. Суглубов А.Е. Социальная инфраструктура на сельских территориях: проблемы и пути решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2025. №9. С. 146 -153.
10. Трунцевский, Ю. В. Антикоррупция и конституция. Мировые, региональные и национальные тенденции : монография / Ю. В. Трунцевский, А. К. Есаян ; под общей редакцией Ю. В. Трунцевского. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 481 с.
11. Угрюмова А. А., Ерохина Е. В., Савельева М. В. Региональная экономика и управление. – М.: Юрайт. 2023. 518 с.
12. Суглобов А. Е., Седых В. А., Родионов А. В., Савина О. В. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций недружественных государств. М.: Дашков и К; 2025. 248 с.



