DEVELOPMENT OF OUTBOUND TRADE IN MUNICIPAL AREAS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the features of the placement of trading facilities and the organization of traveling trade, shows its significance for sparsely populated rural settlements. It is relevant to use the historical experience of organizing traveling trade in the northern regions and in cooperative trade. Actual and regulatory availability of trade enterprises in municipal districts was compared. It is proposed to organize the work of car shops to meet the needs of the population in goods with insufficient provision of retail facilities.

Keywords:
retail trade, security, municipal districts, traveling trade, car shops
Text

Введение.

Актуальность проводимого исследования обосновывается необходимостью устойчивого снабжения сельского населения, улучшения ассортиментной стратегии и предлагаемых торговых услуг для уменьшения оттока сельских жителей.

Более 37 % дохода жители тратят на продукты питания, поэтому сельские жители муниципальных районов имеют личные подсобные хозяйства, тем самым обеспечивая себя частью продовольственных товаров.

Решетникова Е.Г. определяет два аспекта физической доступности продовольствия: наличие продовольственных ресурсов в объеме, обеспечивающем покрытие потребности, и состояние товаропроводящей сети, обеспечивающее их равномерное межрегиональное распределение [1].

Чкалова О.В., Семенычева Е.А. рассматривают методы оценки месторасположения торговых предприятий. Радиус обслуживания магазина определяется расстоянием, преодолеваемым покупателями от места жительства до магазина, а площадь обслуживания - с учетом плотности населения, проживающего на территории вокруг магазина [2]

Согласно теории В. Кристаллера [3] зоны обслуживания и сбыта постепенно принимают форму правильных шестиугольников, минимизирующих среднее расстояние для поездок за покупками и организации сбыта продукции.

Торговля является важным способом коммуникации абсолютно разных в экономическом и культурном отношении групп населения. В статье А.А. Ярзуткиной [4] отмечается, что разъездная торговля была наиболее распространенной формой коммерческой деятельности на севере, так как «покупатели» были «рассеяны» по практически неосвоенной территории.  Система организации разъездной торговли русскими купцами, принятые ими правила и приемы, адаптация техники ведения торга к культурным особенностям коренных жителей, личностные и мотивационные факторы, свойственные разъездным торговцам,  актуальны и сегодня для организации торговли в малонаселенных отдаленных пунктах сельских территорий.

В Чувашии появился сервис доставки продовольственных и непродовольственных товаров в сельской местности от организаций потребительской кооперации региона [5]. Обеспечением товарами и услугами жителей отдаленных, малонаселенных деревень занимаются 44 автолавки. Из них 18 - современные, обеспечены новейшим торговым и холодильным оборудованием, что позволяет повышать качество обслуживания покупателей и условия работы самих продавцов.

Методы исследования. Исходные данные для определения фактической обеспеченности объектами розничной торговли были получены из Базы данных "Показатели муниципальных образований" (БД ПМО) Федеральной службы государственной статистики [6].

В соответствии с приказом Минпромторга России [7] норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) площадью (количеством) стационарных торговых объектов (N) рассчитывается по формуле:

где: k - коэффициент минимальной обеспеченности населения
площадью (количеством) стационарных торговых объектов (количество
торговых объектов на 10000 человек);

Q - среднегодовая численность населения субъекта Российской
Федерации (муниципального образования);

10000 - базовый показатель количества человек, применяемый
для расчета норматива минимальной обеспеченности населения площадью
(количеством) стационарных торговых объектов.

Результаты исследования.  Сравнение фактической и нормативной обеспеченности объектами розничной торговли муниципальных районов Республики Мордовия (рисунок 1) показывает, что в среднем фактическая обеспеченность составила 52,71 единиц при нормативе в 55,48 единиц.  В отдельных районах существует разрыв между фактической и нормативной обеспеченностью - Зубово-Полянский, Ковылкинский, Лямбирский, Рузаевский.  Это означает невозможность для некоторой части граждан приобретать товары первой необходимости в своем населенном пункте по месту проживания, не прибегая к использованию различного транспорта, чтобы добраться до торговых предприятий в других поселениях.

Рисунок 1 – Обеспеченность объектами розничной торговли в муниципальных районах

 

Нормативный показатель показывает, насколько тот или иной район можно считать обеспеченным с точки зрения продовольственной безопасности населения.

Достижение предусмотренных нормативов не является основанием для прекращения размещения новых торговых объектов, однако удовлетворение потребности в торговых услугах может быть организовано в форме выездной торговли.

Вариант разъездной торговли, использование автолавок позволит обеспечить необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами даже самые малонаселенные деревни муниципальных районов, устанавливая режим работы, графики и маршруты движения автомагазинов с учетом пожеланий покупателей. Стимулировать спрос можно через механизмы товарного кредитования, в том числе в обмен на заготавливаемую сельскохозяйственную продукцию и сырье.

Автолавка относится к мелкой рознице, нестационарной торговой сети.

Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ [8] регламентирует применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов, в т.ч. и автолавок.

Основные функции разъездной торговли включают распределение товаров по муниципальным районам, организацию быстрого питания на массовых мероприятиях, передвижных рынках и ярмарках, использование в качестве стационарных киосков во дворах и в других проходных местах населенных пунктов. В малонаселенных пунктах необходимы не только продукты питания, но и услуги, которые тоже можно организовать на базе автолавки: парикмахерская, ремонт одежды или даже бытовой техники.

Водители и экспедиторы автолавки смогут оказывать населению и дополнительные услуги: банковские (прием заявлений на кредитование, доставка и выдача банковских карт), доставка заказов из различных интернет-магазинов, вывоз бытовой техники, личных вещей на ремонт, оказание части медицинских услуг. Дополнительные услуги позволят увеличить доходность разъездной торговли.

Заключение.  Сравнение фактической и нормативной обеспеченности объектами розничной торговли муниципальных районов Республики Мордовия показывает, что в отдельных районах существует разрыв между фактической и нормативной обеспеченностью, поэтому некоторой части граждан сложно приобретать товары первой необходимости в своем населенном пункте по месту проживания. Данная проблема может быть решена за счет организации разъездной торговли, использование автолавок

References

1. Reshetnikova E.G. Regional'nye osobennosti struktury roznichnoy torgovli sel'skih territoriy // Agrarnye konferencii. 2019. № 2(14). S. 52-61.

2. Chkalova O.V., Semenycheva E.A. Vybor mestoraspolozheniya dlya torgovogo predpriyatiya // Marketing v Rossii i za rubezhom. 2002. № 1. S. 25-38.

3. Christaller W. Die zentralen Orte in Süddeutschland. Jena: Gustav Fischer, 1933.

4. Yarzutkina A.A. Raz'ezdnaya torgovlya russkih kupcov kraynego severo-vostoka Rossii: etnoistoricheskiy vzglyad // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 406. S. 182-193. DOIhttps://doi.org/10.17223/15617793/406/28.

5. KOOPMAG - mobil'noe prilozhenie po dostavke tovarov URL: https:// coop21.ru/press-centre/news/koopmag-mobilnoe-prilozhenie-po-dostavke-tovarov

6. Baza dannyh "Pokazateli municipal'nyh obrazovaniy" (BD PMO) Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/munst.htm.

7. Prikaz Minpromtorga Rossii ot 08.06.2023 n 2103 "Ob ustanovlenii znacheniy koefficientov, primenenie kotoryh predusmotreno metodikoy rascheta normativov minimal'noy obespechennosti naseleniya ploschad'yu torgovyh ob'ektov, utverzhdennoy postanovleniem pravitel'stva rossiyskoy federacii ot 5 maya 2023 g. N 704 "Ob utverzhdenii pravil ustanovleniya sub'ektami Rossiyskoy Federacii normativov minimal'noy obespechennosti naseleniya ploschad'yu torgovyh ob'ektov i metodiki rascheta normativov minimal'noy obespechennosti naseleniya ploschad'yu torgovyh ob'ektov, a takzhe o priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov pravitel'stva Rossiyskoy Federacii" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 20.06.2023. https://rulaws.ru/ acts/Prikaz-Minpromtorga-Rossii-ot-08.06.2023-N-2103/

8. Federal'nyy zakon ot 22.05.2003 №54-FZ (red. ot 24.06.2025) «O primenenii kontrol'no-kassovoy tehniki pri osuschestvlenii raschetov v Rossiyskoy Federacii». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 42359/

9. Minakov A.V. Koncepciya cifrovogo marketinga: novye podhody k ispol'zovaniyu marketinga v cifrovoy ekonomike / A.V. Minakov, A.E. Suglobov // Voprosy regional'noy ekonomiki. - 2023. - № 1. - S. 41-48.

10. Minakov, A. V. Transformaciya mehanizmov kommunikacii i vzaimodeystviya s klientami v cifrovom marketinge / A. V. Minakov, A. E. Suglobov // Russian Journal of Management. - 2023. - T. 11, № 1. - S. 211-228.

11. Lukomec A. V., Suglobov A. E. Analiz zatrat na proizvodstvo sel'skohozyaystvennoy produkcii i prodovol'stviya na osnove strukturnyh sdvigov // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2022. № 12. 101-105 s.


Login or Create
* Forgot password?