РАЗВИТИЕ ВЫЕЗДНОЙ ТОРГОВЛИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены особенности размещения торговых объектов и организации разъездной торговли, показана ее значимость для малонаселенных сельских населенных пунктов. Актуально использование исторического опыта организации разъездной торговли в северных регионах и в кооперативной торговле. Выполнено сравнение фактической и нормативной обеспеченности торговыми предприятиями в муниципальных районах. Предложена организация работы автолавок для удовлетворения потребности населения в товарах при недостаточной обеспеченности объектами розничной торговли.

Ключевые слова:
розничная торговля, обеспеченность, муниципальные районы, разъездная торговля, автолавки
Текст

Введение.

Актуальность проводимого исследования обосновывается необходимостью устойчивого снабжения сельского населения, улучшения ассортиментной стратегии и предлагаемых торговых услуг для уменьшения оттока сельских жителей.

Более 37 % дохода жители тратят на продукты питания, поэтому сельские жители муниципальных районов имеют личные подсобные хозяйства, тем самым обеспечивая себя частью продовольственных товаров.

Решетникова Е.Г. определяет два аспекта физической доступности продовольствия: наличие продовольственных ресурсов в объеме, обеспечивающем покрытие потребности, и состояние товаропроводящей сети, обеспечивающее их равномерное межрегиональное распределение [1].

Чкалова О.В., Семенычева Е.А. рассматривают методы оценки месторасположения торговых предприятий. Радиус обслуживания магазина определяется расстоянием, преодолеваемым покупателями от места жительства до магазина, а площадь обслуживания - с учетом плотности населения, проживающего на территории вокруг магазина [2]

Согласно теории В. Кристаллера [3] зоны обслуживания и сбыта постепенно принимают форму правильных шестиугольников, минимизирующих среднее расстояние для поездок за покупками и организации сбыта продукции.

Торговля является важным способом коммуникации абсолютно разных в экономическом и культурном отношении групп населения. В статье А.А. Ярзуткиной [4] отмечается, что разъездная торговля была наиболее распространенной формой коммерческой деятельности на севере, так как «покупатели» были «рассеяны» по практически неосвоенной территории.  Система организации разъездной торговли русскими купцами, принятые ими правила и приемы, адаптация техники ведения торга к культурным особенностям коренных жителей, личностные и мотивационные факторы, свойственные разъездным торговцам,  актуальны и сегодня для организации торговли в малонаселенных отдаленных пунктах сельских территорий.

В Чувашии появился сервис доставки продовольственных и непродовольственных товаров в сельской местности от организаций потребительской кооперации региона [5]. Обеспечением товарами и услугами жителей отдаленных, малонаселенных деревень занимаются 44 автолавки. Из них 18 - современные, обеспечены новейшим торговым и холодильным оборудованием, что позволяет повышать качество обслуживания покупателей и условия работы самих продавцов.

Методы исследования. Исходные данные для определения фактической обеспеченности объектами розничной торговли были получены из Базы данных "Показатели муниципальных образований" (БД ПМО) Федеральной службы государственной статистики [6].

В соответствии с приказом Минпромторга России [7] норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) площадью (количеством) стационарных торговых объектов (N) рассчитывается по формуле:

где: k - коэффициент минимальной обеспеченности населения
площадью (количеством) стационарных торговых объектов (количество
торговых объектов на 10000 человек);

Q - среднегодовая численность населения субъекта Российской
Федерации (муниципального образования);

10000 - базовый показатель количества человек, применяемый
для расчета норматива минимальной обеспеченности населения площадью
(количеством) стационарных торговых объектов.

Результаты исследования.  Сравнение фактической и нормативной обеспеченности объектами розничной торговли муниципальных районов Республики Мордовия (рисунок 1) показывает, что в среднем фактическая обеспеченность составила 52,71 единиц при нормативе в 55,48 единиц.  В отдельных районах существует разрыв между фактической и нормативной обеспеченностью - Зубово-Полянский, Ковылкинский, Лямбирский, Рузаевский.  Это означает невозможность для некоторой части граждан приобретать товары первой необходимости в своем населенном пункте по месту проживания, не прибегая к использованию различного транспорта, чтобы добраться до торговых предприятий в других поселениях.

Рисунок 1 – Обеспеченность объектами розничной торговли в муниципальных районах

 

Нормативный показатель показывает, насколько тот или иной район можно считать обеспеченным с точки зрения продовольственной безопасности населения.

Достижение предусмотренных нормативов не является основанием для прекращения размещения новых торговых объектов, однако удовлетворение потребности в торговых услугах может быть организовано в форме выездной торговли.

Вариант разъездной торговли, использование автолавок позволит обеспечить необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами даже самые малонаселенные деревни муниципальных районов, устанавливая режим работы, графики и маршруты движения автомагазинов с учетом пожеланий покупателей. Стимулировать спрос можно через механизмы товарного кредитования, в том числе в обмен на заготавливаемую сельскохозяйственную продукцию и сырье.

Автолавка относится к мелкой рознице, нестационарной торговой сети.

Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ [8] регламентирует применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов, в т.ч. и автолавок.

Основные функции разъездной торговли включают распределение товаров по муниципальным районам, организацию быстрого питания на массовых мероприятиях, передвижных рынках и ярмарках, использование в качестве стационарных киосков во дворах и в других проходных местах населенных пунктов. В малонаселенных пунктах необходимы не только продукты питания, но и услуги, которые тоже можно организовать на базе автолавки: парикмахерская, ремонт одежды или даже бытовой техники.

Водители и экспедиторы автолавки смогут оказывать населению и дополнительные услуги: банковские (прием заявлений на кредитование, доставка и выдача банковских карт), доставка заказов из различных интернет-магазинов, вывоз бытовой техники, личных вещей на ремонт, оказание части медицинских услуг. Дополнительные услуги позволят увеличить доходность разъездной торговли.

Заключение.  Сравнение фактической и нормативной обеспеченности объектами розничной торговли муниципальных районов Республики Мордовия показывает, что в отдельных районах существует разрыв между фактической и нормативной обеспеченностью, поэтому некоторой части граждан сложно приобретать товары первой необходимости в своем населенном пункте по месту проживания. Данная проблема может быть решена за счет организации разъездной торговли, использование автолавок

Список литературы

1. Решетникова Е.Г. Региональные особенности структуры розничной торговли сельских территорий // Аграрные конференции. 2019. № 2(14). С. 52-61.

2. Чкалова О.В., Семенычева Е.А. Выбор месторасположения для торгового предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 1. С. 25-38.

3. Christaller W. Die zentralen Orte in Süddeutschland. Jena: Gustav Fischer, 1933.

4. Ярзуткина А.А. Разъездная торговля русских купцов крайнего северо-востока России: этноисторический взгляд // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 406. С. 182-193. DOIhttps://doi.org/10.17223/15617793/406/28.

5. КООПМАГ - мобильное приложение по доставке товаров URL: https:// coop21.ru/press-centre/news/koopmag-mobilnoe-prilozhenie-po-dostavke-tovarov

6. База данных "Показатели муниципальных образований" (БД ПМО) Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/munst.htm.

7. Приказ Минпромторга России от 08.06.2023 n 2103 "Об установлении значений коэффициентов, применение которых предусмотрено методикой расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденной постановлением правительства российской федерации от 5 мая 2023 г. N 704 "Об утверждении правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2023. https://rulaws.ru/ acts/Prikaz-Minpromtorga-Rossii-ot-08.06.2023-N-2103/

8. Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ (ред. от 24.06.2025) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 42359/

9. Минаков А.В. Концепция цифрового маркетинга: новые подходы к использованию маркетинга в цифровой экономике / А.В. Минаков, А.Е. Суглобов // Вопросы региональной экономики. - 2023. - № 1. - С. 41-48.

10. Минаков, А. В. Трансформация механизмов коммуникации и взаимодействия с клиентами в цифровом маркетинге / А. В. Минаков, А. Е. Суглобов // Russian Journal of Management. - 2023. - Т. 11, № 1. - С. 211-228.

11. Лукомец А. В., Суглобов А. Е. Анализ затрат на производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе структурных сдвигов // Экономика сельского хозяйства России. 2022. № 12. 101-105 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?