Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье показано, что многие ведущие страны мира ставят своей целью на кратко- и среднесрочную перспективу развитие передовых направлений новейших технологий, которые выступают сегодня одним из основополагающих факторов как устойчивого роста национальной экономики и социальной сферы, так и поддержания конкурентоспособности страны на мировых рынках. Цель статьи – выявление общего и особенного в этом процессе, направления, охват и приоритеты России и отдельных стран мира. Автором установлено, что эти приоритеты достаточно серьезно различаются, большинство стран выбирает для себя и готово продвигать ограниченные направления развития новейших технологий в перспективе, зачастую не имеющих системного характера и скорее предполагающих фрагментарное развитие. Это ограничивает возможности отдельных стран, но у их сообщества возникают дополнительные возможности в результате международной кооперации. Таким образом, можно говорить о разделении труда в сфере развития новейших технологий. При этом автор приходит к выводу, что для Российской Федерации, которая подвергается в настоящее время чрезвычайно жестким санкциям, в том числе и в национальном научно-техническом сегменте, важно сконцентрироваться на наиболее перспективных направлениях, способных максимально обеспечить национальную экономику и безопасность необходимыми технологиями, обеспечивая технологический суверенитет.
мировая экономика, новейшие технологии, Российская Федерация, развитие науки и техники, технологический суверенитет, международное технологическое сотрудничество
Введение
В последние годы в мире и в России существенно увеличился интерес к высокотехнологичным секторам, их развитию и перспективам, взаимодействию на мировом уровне, их эффективности и роли в обеспечении национальной безопасности, стабильного роста экономики и социальной сферы, а также укреплению интеграционных процессов в рамках ШРС, БРИКС, ЕАЭС. Этот интерес во многом связан с ростом цифровых процессов в мировой экономике и национальных хозяйственных системах России и стран-партнеров [6].
Помимо растущей цифровизации [4], в Российской Федерации сформировались и другие предпосылки и факторы технологического развития. К ним можно отнести западные антироссийские санкции, которые с 2014 г. были нацелены на подрыв российской экономики, включая высокотехнологическую сферу, добывающую промышленность, транспорт, финансы и международное сотрудничество, которое бы содействовало позитивным изменениям в отечественной экономике [7].
И хотя, по мнению экспертов, этим санкциям, широта охвата и количество которых не имеют аналогов в мире, не удалось «разорвать в клочья» российскую экономику [3; 10], перед страной встала необходимость как защитить национальную безопасность и национальный технологический суверенитет, так и обеспечить ускоренный и эффективный рост отечественного высокотехнологического сектора с опорой на собственные силы.
В то же время исторически сформировались возможности высокотехнологического сотрудничества Российской Федерации с рядом партнеров, таких как государства ЕАЭС [8], БРИКС и другие. В частности, именно на основе стран ЕАЭС, как наиболее интегрированной части СНГ, базировалась технологическая платформа СНГ [9]. Для реализации этих задач Российской Федерации, в 2016 г. была обнародована первая «Стратегия развития науки и технологий Российской Федерации» [5] в качестве процедурного документа, определяющего два этапа развития национальной науки и технологий на 2017-2019 и 2020-2025 годы, а в 2024 г. утверждены «Стратегия развития науки и технологий Российской Федерации» и «Национальные цели развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года», также ориентирующая на опережающее технологическое развитие и обеспечение технологического суверенитета.
Еще один фактор, актуализирующий задачи технологического развития Российской Федерации – это экологизация национальной экономики как задача ее перспективного развития на стабильной основе. Задачи декарбонизации, достижения углеродной нейтральности требуют от стран мира конкретных усилий в этом направлении для снижения климатических угроз и экологических рисков [2].
Важным фактором развития цифровизации и в целом высоких технологий и соответствующих разработок и производства в России выступает общая мировая тенденция к цифровизации [4], которая укрепляется и распространяется на протяжении длительного периода. Это объективная глобальная тенденция, которая лишь усиливается с течением времени.
Наконец, важным фактором остается рост международной конкуренции в сфере новейших технологий и их актуализация как жизненно (а не только экономически и социально) важных для каждой страны, особенно в условиях продолжающейся и даже усиливающейся глобальной нестабильности и глобальной трансформации.
В данном исследовании мы проанализировали основные направления новейших технологий ведущих стиран мира.
Результаты исследования
В последние годы Россия приняла решение пересмотреть Стратегию развития науки и технологий в Российской Федерации, установить более комплексные цели научно-технологического развития, предложить более сбалансированные задачи научно-технологического развития, реализовать более эффективные меры по научно-технологическому развитию в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого роста экономики страны, повышения качества жизни населения, укрепления общей мощи страны в решении важнейших задач с помощью научно-технологического развития.
Основными элементами Стратегии являются: создание системы эффективной интеграции науки, технологий и производства, создание условий для развития наукоемких предприятий; укрепление научной инфраструктуры и условий для продвижения наукоемких технологий в соответствии с принципами современной организации научно-технической и инновационной деятельности; создание условий для отбора и подготовки молодых талантов, повышение профессионального престижа ученых и инженеров; создание эффективной системы управления в области науки, технологий, производства и инвестиций; обеспечение единства научно-технологического пространства; внедрение более эффективной системы управления. Создание эффективной системы управления в научно-технической, производственной и инвестиционной сферах, обеспечение единства научно-технологического пространства, развитие международного научно-технического сотрудничества, что поможет России отстаивать свои национальные интересы в условиях внешнего давления.
Приоритетные направления Стратегии включают: переход на передовые технологии проектирования и производства высокотехнологичной продукции, включая интеллектуальные производственные решения, робототехнику и высокопроизводительные компьютерные системы, новые материалы и соединения, большие данные, машинное обучение и технологии искусственного интеллекта; переход на более чистые и энергоэффективные источники, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, развитие новых способов транспортировки и хранения энергии; переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, а также высокотехнологичным технологиям здравоохранения, включая рациональное использование лекарственных средств (особенно антимикробных) и использование генетических данных и технологий; повышение связанности территории России за счет создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятие лидирующих позиций в создании международной транспортно-логистической сети, в развитии использования космоса и неба, Мирового океана, Северного и Южного полюсов.
В США опубликован стратегический план развития науки и техники [23], его цель –сохранить конкурентное преимущество. В 2024 г. США продемонстрировали свою решимость всесторонне планировать и ускорять инновации в области научно-технической политики. От оборонной промышленности до новых технологий, от внутренних инноваций до международного управления киберпространством, правительство США выпустило ряд стратегических планов и политик, стремясь сохранить преимущество в глобальной научно-технической конкуренции.
В январе Министерство обороны США опубликовало свою первую Стратегию оборонной промышленности. Стратегия будет определять промышленную политику и влиять на инвестиции в течение следующих 3-5 лет. Исследовательская лаборатория ВВС США и Брукхейвенская национальная лаборатория подписали меморандум о взаимопонимании, направленный на укрепление сотрудничества в области квантовых коммуникаций и сетей.
В феврале Управление научно-технической политики Белого дома США опубликовало последнюю версию списка критических и новых технологий на 2024 г. [14] Этот список охватывает восемнадцать ключевых технологий, включая передовые вычисления, современные инженерные материалы, передовое производство, искусственный интеллект и биотехнологии. Эти технологии связаны с укреплением позиций США в качестве мирового научно-технического гегемона и поддержанием военного сдерживания.
В марте Национальный научный фонд выпустил доклад «Состояние науки и инженерии в США в 2024 году» [27]. В докладе анализируется состояние американской науки и инженерии с течением времени и в контексте, приводятся данные и информация о научном, технологическом, инженерном и математическом образовании (STEM), кадровом резерве, показателях НИОКР в США и мире, передаче знаний и инновациях, а также конкурентоспособности США в высокотехнологичных отраслях.
В мае Государственный департамент США опубликовал Стратегию США в области международного киберпространства и цифровой политики: к цифровому будущему, инновационному, безопасному и уважающему права человека. Стратегия направлена на развитие «цифровой солидарности» и усиление влияния Соединенных Штатов в глобальном управлении киберпространством.
В июле США выпустили дорожную карту по реализации Национальной стратегии стандартов для новых технологий, призвав научно-технические организации расширить свое участие в стандартизации ключевых и новых технологий. Дорожная карта четко определяет, какие шаги должно предпринять правительство США для достижения целей Стратегии стандартизации критических и новейших технологий.
В ноябре США официально опубликовали Стратегический план развития обрабатывающей промышленности США до 2024 г. [25], в котором описаны видение, миссия, цели и задачи будущего американской обрабатывающей промышленности, изложена стратегия инвестирования в технологии, способы координации инвестиций федеральных агентств, а также способы оценки плана.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ сконцентрировала основное внимание на борьбе с незаконным контентом в Интернете и разработка планов по расширению ядерной энергетики. В 2024 г. Великобритания приступила к реализации масштабного плана расширения ядерной энергетики и ввела законы о кибербезопасности для борьбы с незаконным контентом в Интернете.
11 января правительство Великобритании объявило о «Дорожной карте гражданской ядерной энергетики» [13] – крупнейшем за последние 70 лет плане расширения ядерной энергетики, который призван укрепить энергетическую независимость страны и помочь достичь цели по сокращению выбросов до нуля к 2050 г. Правительство Великобритании заявило, что новая программа позволит «сократить счета за электричество, создать тысячи рабочих мест и повысить энергетическую безопасность Великобритании». План включает в себя инвестиции в размере 300 миллионов фунтов стерлингов в крупную электростанцию по производству современного уранового топлива. Великобритания также планирует построить восемь новых ядерных реакторов к 2050 г.
Меры, предусмотренные «Дорожной картой гражданской ядерной энергетики», в случае их реализации позволят к 2050 г. увеличить объем ядерной энергии в Великобритании в четыре раза – до 24 гигаватт, что позволит удовлетворить четверть потребностей Соединенного Королевства в электроэнергии. По словам правительства Великобритании, помимо электроснабжения домов, инновации в ядерном секторе могут обеспечить энергией промышленное отопление, производство экологически чистого водорода и медицинских изотопов для диагностики и лечения рака.
Для повышения уровня подготовки квалифицированных кадров Великобритания в июле объявила о создании специализированного агентства под названием «Skills England», которое будет разрабатывать комплексную схему будущей системы подготовки кадров в стране.
16 декабря в Великобритании официально вступил в силу закон о кибербезопасности, требующий от технологических платформ принимать дополнительные меры по борьбе с незаконным онлайн-контентом, а также налагающий на технологических гигантов «обязанность заботиться» об ответственности за вредоносный контент на их платформах. Управление связи Великобритании выпустило кодекс поведения и руководство для технологических компаний, требуя от них привести свои платформы в соответствие с правилами в течение трех месяцев, иначе им грозят значительные штрафы.
ФРАНЦИЯ сосредоточила внимания на технологии ИИ, многочисленные меры по наращиванию темпов развития. В 2024 г. Франция выдвинула ряд инициатив по содействию развитию технологий ИИ.
В мае президент Франции Э. Макрон принял участников индустрии ИИ и объявил о запуске нового фонда, четверть средств которого предоставит французское правительство, с целью финансирования высокотехнологичных проектов, которые находятся на переднем крае технологии ИИ, но испытывают относительный недостаток финансовой поддержки. По словам Макрона, Франция и Европа переживают ускоряющийся технологический натиск, особенно в сфере экологически чистых технологий, ИИ и квантовых технологий. Если ЕС не примет правильную стратегию государственных инвестиций, то в будущем Европа будет сильно зависеть от таких стран, как Китай и США.
В сентябре 2024 г. новое французское правительство назначило своего первого государственного секретаря по вопросам ИИ, который будет продвигать бюджет на ИИ, нормативно-правовое регулирование и другие вопросы. Предыдущий государственный секретарь по цифровым технологиям был официально переименован в государственного секретаря по искусственному интеллекту и цифровым технологиям в новой структуре правительства, а его департамент был переведен из Министерства экономики в Министерство высшего образования и исследований.
В ноябре Министерство экономики, финансов и промышленности Франции опубликовало практическое руководство по ИИ, которое призвано помочь компаниям использовать ИИ в повседневной деятельности и отвечает на вопросы безопасности, эффективности, затрат и окупаемости инвестиций, с которыми сталкиваются компании при использовании ИИ [20].
В декабре Парламентское управление по оценке науки и технологий Франции выпустило отчет, в котором сравнивается развитие Франции и других европейских стран в области ИИ. В докладе отмечается, что для достижения большей автономии в области ИИ европейским странам необходимо укреплять свой местный инновационный потенциал, одновременно активно участвуя в международном сотрудничестве, чтобы компенсировать собственные недостатки в ключевых аспектах. В докладе отмечается, что ведущие европейские научно-технические таланты, особенно эксперты и исследователи в области ИИ, стремятся уехать в такие технологические державы, как США. Такая «утечка мозгов» лишает Европу ценных интеллектуальных ресурсов в области разработки технологий ИИ и инноваций, усугубляя ее невыгодное положение в глобальной конкуренции.
ГЕРМАНИЯ ставит целью увеличить инвестиции в научно-технические инновации. Усилить поддержку высшего образования. Научно-техническая политика Германии в 2024 г. характеризуется сильным акцентом на инновации, поддержкой образования и новой структурой для улучшения передачи технологий.
В 2024 г. Германия заняла 9-е место среди 133 мировых экономик по уровню инноваций. Отчет об исследованиях и инновациях 2024 г. [15] показывает, что инвестиции Германии в исследования и инновации в 2022 г. составили 121,4 млрд евро. Правительство Германии играет важную роль в развитии исследований и инноваций, реализуя такие политические инициативы, как Закон о возможностях роста, Стратегия будущего исследований и инноваций и Закон о свободе инновационного агентства Leapfrog. Новое Немецкое агентство по трансферу и инновациям будет способствовать переходу от идей к инновациям и укреплению позиций Германии как инновационной страны.
В области искусственного интеллекта Комиссия по будущему при Федеральной канцелярии Германии подчеркивает необходимость ускорения усилий Германии, чтобы догнать современных международных лидеров в устойчивом развитии и применении генеративного ИИ. Для обеспечения немецкой и европейской конкурентоспособности и технологической автономии в области робототехники на базе ИИ был создан новый Институт робототехники. Различные правительственные ведомства Германии активно финансируют развитие ИИ. Например, Федеральное министерство окружающей среды Германии финансирует 53 проекта «Маяк ИИ» с объемом финансирования около 70 млн евро [17].
В области термоядерных исследований Федеральное министерство образования и науки Германии опубликовало документ «Fusion 2040 – исследования, ведущие к термоядерным электростанциям» [16], в котором планируется увеличить сумму в 370 млн евро на термоядерные исследования в ближайшие пять лет с целью создания термоядерной экосистемы, состоящей из промышленности, стартапов и научного сообщества, что откроет путь к созданию термоядерных устройств.
Что касается водородной энергетики, то в 2024 г. правительство Германии приняло Закон о водородном ускорении, который призван ускорить темпы создания водородной инфраструктуры, импорта и производственных мощностей, чтобы к 2030 г. стать ведущей страной в области водородных технологий и помочь в достижении целей климатического перехода. Германия также присоединилась к европейской программе «Водородная магистраль», в рамках которой планируется построить 5 крупных «водородных коридоров», а также реконструировать и построить более 1800 км новых водородных трубопроводов.
Германия приступила ко второму раунду реализации «Стратегии конкурентной дорожной карты», в рамках которой планируется выбрать около 70 кластеров передового опыта, а также новые университеты или консорциумы передового опыта и увеличить финансирование на постоянной основе (533 млн евро в 2025 г. и 687 млн евро с 2026 г.). Немецкий научный фонд (Deutsche Forschungsgemeinschaft) финансирует научные исследования в 17 новых высших учебных заведениях в 2024 г. и объявил об 11 новых крупных исследовательских грантах [18].
Кроме того, в Германии был принят закон о срочных трудовых договорах в сфере научных исследований, который направлен на улучшение условий жизни студентов и повышение гарантий занятости для начинающих ученых, что позволит сохранить конкурентоспособность Германии в сфере инноваций.
ЯПОНИЯ в качестве приоритетов обращает внимание на появляющихся передовых технологиях, разработка различных инновационных стратегий. В 2024 г. Япония представила несколько научно-технических и инновационных стратегий, ориентированных на развитие новых и передовых технологий [21].
В марте Центр стратегии НИОКР при Агентстве по продвижению науки и технологий (ASTP) ОЭСР выпустил доклад «Глобальные тенденции научно-технической и инновационной политики до 2024 года» [20], в котором анализируется текущее состояние научно-технической и инновационной политики в основных странах и регионах. В докладе отмечается, что страны сочетают научно-техническую политику с экономической политикой, политикой в области безопасности и внешней политикой, пытаясь решить различные глобальные проблемы. Японии необходимо укреплять международное сотрудничество и ускорять социальное применение развивающихся технологий.
В апреле 2024 г. японское правительство впервые сформулировало национальную стратегию «Инновационная стратегия термоядерной энергетики», которая позиционирует термоядерную энергетику как развивающуюся отрасль. Стратегия направлена на ускорение практического применения термоядерной технологии с помощью комплексных мер, на конкуренцию в глобальной цепочке поставок, на стимулирование инновационных технологий в области энергетики и на содействие промышленному развитию.
В июне на Конференции по комплексной науке, технологиям и инновациям правительство Японии сформулировало Интегрированную инновационную стратегию до 2024 г. Стратегия предлагает 3 основных направления развития, а именно: общая стратегия для ключевых технологий, укрепление сотрудничества в глобальной перспективе и повышение конкурентоспособности в области искусственного интеллекта при обеспечении безопасности. Кроме того, стратегия подчеркивает такие ключевые инициативы, как продвижение передовых научных и технологических исследований, укрепление исследовательского потенциала и развитие человеческих ресурсов, а также создание инновационной экосистемы.
В том же месяце Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (MEXT) выпустило «Белую книгу по науке, технологиям и инновациям» на тему «Изменения в науке, технологиях и инновациях, вызванные ИИ» [11]. В документе освещается популярность технологии искусственного интеллекта, ход исследований и разработок, а также потенциал ее применения в различных областях. В докладе обсуждаются проблемы, стоящие на пути внедрения ИИ в общество, и перспективы на будущее, что является важным руководством для разработки политики.
КОРЕЯ выделяет 7 основных целей для пяти основных областей науки и техники. В феврале 2024 г. правительство Южной Кореи объявило о планах сосредоточиться на пяти основных областях науки и техники к 2030 г., чтобы обеспечить лидерство в передовых технологиях и способствовать долгосрочному экономическому росту [24]. Этот шаг направлен на укрепление технологической автономии и международной конкурентоспособности. Согласно заявлению Министерства науки, технологий, информации и связи (MOSTIC), Президентский консультативный совет по науке и технологиям (PACST) утвердил стратегическую дорожную карту, которая фокусируется на пяти ключевых областях: ядерная энергетика нового поколения, аэрокосмическая и океанотехника, коммуникации нового поколения, передовая робототехника и кибербезопасность.
Эта инициатива следует за ранее объявленными планами корейского правительства по семи стратегическим технологическим областям и знаменует собой завершение комплексного плана по 12 стратегическим технологиям, направленным на развитие научно-технического прогресса страны. Стратегическая дорожная карта уточняет основные технологические цели Кореи в области реализации технологического суверенитета и ставит конкретные задачи, которые должны быть достигнуты до 2030 г. В то же время Министерство науки, технологий, информации и связи Кореи (MOSTIC) наметило конкретные пути реализации этих задач, включая направления развития для каждой производной технологии.
В области ядерной энергетики Корея сосредоточится на разработке легководных малых модульных реакторов (SMRs), инновационных SMRs и технологий, необходимых для создания передовых ядерных энергетических систем, а также будет способствовать коммерциализации этих технологий.
В области аэрокосмической и океанографической техники Корея намерена освоить крупномасштабные жидкостные ракетные двигатели с градиентным циклом сгорания, технологии наблюдения и зондирования космоса, технологии посадки и исследования Луны, передовые аэрокосмические газотурбинные двигатели и технологии разведки морских ресурсов. Кроме того, Корея планирует запустить космический аппарат весом 1,8 тонны для посадки на Луну в 2032 г.
В области коммуникационных технологий Корея стремится к 2026 г. освоить базовую технологию сетей шестого поколения (6G) и продвигать ее применение в отраслях с высоким спросом на данные, таких как самоуправляемые автомобили. Корея также будет стремиться занять лидирующие позиции в области патентования стандартов 6G и применять технологии искусственного интеллекта в устройствах, чтобы занять лидирующие позиции на мировом рынке 6G.
В производственном секторе Корея будет стремиться внедрять автономную робототехнику на основе ИИ для повышения производительности и развивать технологии кибербезопасности для противодействия растущим киберугрозам.
Для ЮАР приоритетом является интеграция науки и технологий в национальные стратегии для решения социально-экономических проблем. Изменения в политике 2024 г. отражают стремление ЮАР интегрировать науку и технологии в национальную стратегию развития для обеспечения устойчивого экономического роста.
В июле 2024 г. ЮАР обновила и реструктурировала свою политику в области науки, технологий и инноваций, подчеркнув важность инклюзивности, устойчивости и международного сотрудничества. Эти изменения в политике в значительной степени соответствуют Десятилетнему плану развития науки, технологий и инноваций ЮАР (2022-2032 гг.) [26], который направлен на решение проблем, стоящих перед социально-экономической сферой страны.
Статистические данные за 2024 г. свидетельствуют об обращении вспять тенденции снижения расходов на НИОКР в ЮАР, наметившейся в 2019 г., и возвращении к росту расходов на НИОКР в 2023 г., хотя количество отечественных и зарубежных патентов, поданных в ЮАР, продолжает снижаться. В рейтинге Глобального инновационного индекса ЮАР опустилась с 61-го места в прошлом году на 69-е, уступив таким африканским странам, как Маврикий и Марокко [19].
Изменения в научно-технической политике ЮАР в 2024 г. характеризуются следующим: запуск стратегии производства вакцин, которая сосредоточена на местном производстве таких вакцин, как гепатит B и лихорадка долины Рифт. Правительство также укрепило сотрудничество со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в целях развития потенциала производства мРНК-вакцин для усиления профилактики новых пандемий короны.
Развитие технологий использования возобновляемых источников энергии. Краеугольным камнем этой политики является водородная экономика. ЮАР стремится достичь нулевого уровня выбросов с помощью таких инновационных проектов, как CoalCO2-X. Кроме того, в рамках Генерального плана развития возобновляемой энергетики Департамент науки и инноваций (DST) создал Национальный исследовательский институт солнечной энергии (NSERI) для развития технологий экологически чистой энергии. Политика также направлена на повышение доступности технологий возобновляемой энергии.
Увеличение финансирования инноваций – одно из направлений, призванных обеспечить достижение поставленных целей. В 2024 г. Южноафриканский национальный инновационный фонд (SANIF) получил ассигнования в размере 403 млн рандов для поддержки развития стартапов и малых и средних предприятий (МСП) [22]. Также был создан Городской инновационный фонд, призванный поощрять местные органы власти к принятию инновационных программ по улучшению муниципальных услуг.
Запуск Центра данных наблюдения Земли (EODC), который призван улучшить реагирование на стихийные бедствия и мониторинг климата, а также предоставить научные инструменты для реагирования на наводнения и пожары, среди прочего.
Укрепление международного сотрудничества. Научная дипломатия была укреплена благодаря партнерству с Китаем, ЕС, Японией и другими странами, поддерживая совместные инновационные проекты в области возобновляемых источников энергии, индустриализации и здравоохранения.
ИЗРАИЛЬ нацелен на привлечение инвестиций в высокотехнологичную промышленность, активное содействие развитию технологий искусственного интеллекта
Высокотехнологичная отрасль играет важнейшую роль в экономическом развитии Израиля: ее экспорт составляет более половины от общего объема экспорта страны, а поступления от подоходного налога на работников – треть от общего объема подоходного налога страны, обеспечивая пятую часть валового внутреннего продукта (ВВП) страны.
В 2024 г. ситуация в Израиле и вокруг него нестабильна, страна все еще находится в состоянии войны. Главная проблема, с которой сталкивается израильская высокотехнологичная промышленность, – это неопределенность в отношении иностранных инвестиций из-за риска войны. В ответ на это израильское правительство реализовало ряд инвестиционных программ, призванных обеспечить долгосрочную устойчивость высокотехнологичной отрасли. Среди основных инициатив – инвестирование более 400 млн шекелей в поддержку краткосрочного финансирования высокотехнологичных предприятий, создание венчурного фонда с объемом инвестиций около 500 млн шекелей, инвестирование около 150 млн шекелей в программу венчурного инкубатора, а также предоставление 600 млн шекелей ряду инвестиционных институтов для поощрения их инвестиций в высокотехнологичную отрасль [12].
Кроме того, правительство Израиля предложило ряд мер по поддержке развития технологий ИИ и промышленности, в частности. В сентябре Израиль запустил второй этап своего национального плана по ИИ, объявив, что к 2027 г. он вложит 500 млн шекелей в создание научно-исследовательской инфраструктуры, такой как Национальный институт ИИ, и в подготовку специалистов по ИИ для научных кругов и армии. В декабре Управление инноваций Израиля объявило о запуске пилотного проекта по внедрению 200 иностранных специалистов по ИИ с первоначальным бюджетом в 7 млн шекелей.
Заключение
Исследование показывает, что развитие новейших технологий ставится во главу угла политики и практики многих стран мира, прежде всего ведущих, так как уровень цифровой инфраструктуры и цифровых технологий сопоставим с экономической мощью страны.
Наряду с успехами, имеющимися у всех рассматриваемых стран, связанных с развитием цифрового проникновения в экономической и социальной сферах, сохраняются и недостатки в этом процессе. Среди общих недостатков большинства стран, включая и Российскую Федерацию, (и, соответственно, потенциальных угроз, которые могут затруднить достижение поставленных целей) в сфере развития новейших технологий можно выделить растущее ограничение в квалифицированных кадрах, ИТ-специалистах и научных работниках соответствующего уровня. Эти недостатки обнаруживают существующие пробелы в сфере образования и в целом в подготовке кадров. Если говорить о России, то можно к этому добавить сохраняющуюся еще утечку ИТ-кадров.
Также растут финансовые и организационные издержки цифровизации на фоне необходимости более жестко увязывать ее составляющие в сфере развития новейших технологий.
Сохраняются киберугрозы и растущая необходимость обеспечивать сетевую безопасность на всех уровнях.
Можно отметить растущую конкуренцию в рассматриваемой сфере, причем эта конкуренция приобретает все более жесткие формы, переходя зачастую в «торговые войны», затрагивающие не только сами технологии и технику (а также ее узлы, детали, элементы, составляющие), но и сырье и материалы, необходимые для создания тех или иных технологий.
Поэтому для Российской Федерации (а также – в той или иной мере – и для других стран) важно структурировать индустрию микроэлектроники и в целом систематизировать развитие новейших технологий и в большей степени концентрировать ее в государственном секторе экономики, уделять больше внимание комплексным исследованиям, разработкам и применению технологий и активно реагировать на текущую ситуацию.
Также представляется необходимым отметить особенную важность международного сотрудничества в сфере развития новейших технологий при необходимость обеспечивать безопасность национальной интеллектуальной собственности и в целом национальной безопасности и технологического суверенитета.
1. Бабаева З.Ш. Актуальные аспекты обеспечения экономической безопасности стран Евразийского экономического союза в условиях цифровизации // Вестник Екатерининского института. 2022. № 4 (60). С. 20-23.
2. Вереникина А.Ю., Очилова М.А., Финли Д.Т. Цифровизация в РФ и достижение глобальных целей устойчивого развития // Сегодня и завтра Российской экономики. 2023. № 116. С. 15-28. DOI:https://doi.org/10.26653/1993-4947-2023-116-02
3. Меланьина М.В. Внешняя торговля России и ЕС: особенности в условиях санкций и цифровизация // Экономика и предпринимательство. 2020. № 8 (121). С. 203-206. DOI:https://doi.org/10.34925/EIP.2020.121.8.041
4. Новые тренды цифровизации: Россия и мир / Пономаренко Е.В., Дигилина О.Б., Шкваря Л.В., Вереникина А.Ю., Меланьина М.В., Налбандян А.А., Оганесян А.А., Рузина Е.И., Тыркба Х.В., Павлов А.М., Пономарева В.С. Сер. Научная мысль. Москва, 2023. 209 с. DOI:https://doi.org/10.12737/2009648
5. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353/?ysclid=m7dbws9jbb262487884
6. Цифровое государство и цифровая экономика / Меланьина М.В., Рузина Е.И., Пономаренко Е.В., Рассказов Д.А., Налбандян А.А., Шкваря Л.В., Тыркба Х.В., Оганесян А.А., Вереникина А.Ю. Москва, 2022.
7. Шкваря Л.В. Российско-европейские инвестиции: динамика и структура в условиях санкций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 2. С. 189-198.
8. Шкваря Л.В. Инновационное развитие Российской Федерации в контексте участия в межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 г. // Инновации. 2010. № 11 (145). С. 11-14.
9. Шкваря Л.В. Технологические платформы как предпосылка устойчивого развития стран СНГ в посткризисный период // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. № 4. С. 374-378.
10. Abdullaev D.A. Foreign investors and the Russian oil and gas industry in the context of American and European sanctions 2014–2022 // Россия и Азия. 2022. № 2(20). С. 22-29.
11. AI White Paper 2024 New Strategies in Stage II Toward the world's most AI-friendly country. https://www.taira-m.jp/AI%20White%20Paper%202024.pdf
12. Artificial Intelligence – National Preparedness. Special Report. Report of the State Comptroller of Israel – Cyber and Information Systems | November 2024. https://library.mevaker.gov.il/sites/DigitalLibrary/Documents/2024/2024.11-Cyber/EN/Cyber-107-AI-Taktzir-EN.pdf
13. Civil Nuclear Energy Roadmap to 2050. https://www.gov.uk/government/publications/civil-nuclear-roadmap-to-2050
14. Critical and Emerging Technologies List Update. February 2024. https://bidenwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2024/02/Critical-and-Emerging-Technologies-List-2024-Update.pdf
15. Federal Report on Research and Innovation 2024. https://www.bundesbericht-forschung-innovation.de/files/BMBF_BuFI-2024_Short-version.pdf
16. Förderprogramm Fusion 2040. Forschung auf dem Weg zum Fusionskraftwerk. https://www.bmbf.de/SharedDocs/Downloads/DE/2024/fusion2040_programm.pdf?__blob=publicationFile&v=3
17. Germany commits 150 million euros for climate change adaptation in developing countries. https://www.bmz.de/en/news/archive-press-releases/support-for-climate-change-adaptation-in-developing-countries-98628
18. Germany - National Digital Decade strategic roadmap https://digital-skills-jobs.europa.eu/en/actions/national-initiatives/national-strategies/germany-national-digital-decade-strategic-roadmap
19. Global Innovation Index 2024. https://www.wipo.int/web-publications/global-innovation-index-2024/en/
20. Global Trends in Government Innovation 2024. https://www.oecd.org/en/publications/global-trends-in-government-innovation-2024_c1bc19c3-en.html
21. Integrated Innovation Strategy 2024. https://www8.cao.go.jp/cstp/tougosenryaku/togo2024_honbun_eiyaku.pdf
22. Minister Ndabeni-Abrahams sets ambitious goals with new small business budget. https://www.iol.co.za/news/politics/minister-ndabeni-abrahams-sets-ambitious-goals-with-new-small-business-budget-7701bef3-5481-4c97-a616-7c8dad2a8577
23. National Center for Science and Engineering Statistics/ Strategic Plan: 2024–2028. http://ncses.nsf.gov/ncses_strat_plan_2024-28.pdf
24. Republic of Korea’s National Strategy on Digital Platform Government. https://events.development.asia/materials/20240925/republic-korea-s-national-strategy-digital-platform-government
25. Strategic plan for the development of the US manufacturing industry until 2024. https://nvlpubs.nist.gov/nistpubs/ams/NIST.AMS.600-15.pdf
26. The Ten-year Plan for the Development of Science, Technology and Innovation in South Africa (2022-2032). https://www.dffe.gov.za/sites/default/files/docs/tentear_innovation_plan.pdf
27. The state of science and engineering in the USA in 2024. https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20243