PROMISING AREAS FOR THE DEVELOPMENT OF NEW TECHNOLOGIES: RUSSIA AND THE WORLD (REVIEW FOR 2024)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article shows that many leading countries of the world set as their goal in the short and medium term the development of advanced areas of the latest technologies, which today are one of the fundamental factors for the sustainable growth of the national economy and the social sphere, as well as maintaining the country's competitiveness in world markets. The purpose of the article is to identify what is common and special in this process, the directions, scope and priorities of Russia and individual countries of the world. The author found that these priorities vary quite significantly, most countries choose for themselves and are ready to promote limited areas of development of the latest technologies in the future, which often do not have a systemic nature and rather involve fragmented development. This limits the capabilities of individual countries, but their communities have additional opportunities as a result of international cooperation. Thus, we can talk about the division of labor in the field of the development of the latest technologies. At the same time, the author concludes that for the Russian Federation, which is currently subject to extremely harsh sanctions, including in the national scientific and technical segment, it is important to focus on the most promising areas capable of maximizing the national economy and security with the necessary technologies, ensuring technological sovereignty.

Keywords:
Keywords: world economy, latest technologies, Russian Federation, development of science and technology, technological sovereignty, international technological cooperation
Text

Введение

В последние годы в мире и в России существенно увеличился интерес к высокотехнологичным секторам, их развитию и перспективам, взаимодействию на мировом уровне, их эффективности и роли в обеспечении национальной безопасности, стабильного роста экономики и социальной сферы, а также укреплению интеграционных процессов в рамках ШРС, БРИКС, ЕАЭС. Этот интерес во многом связан с ростом цифровых процессов в мировой экономике и национальных хозяйственных системах России и стран-партнеров [6].

Помимо растущей цифровизации [4], в Российской Федерации сформировались и другие предпосылки и факторы технологического развития. К ним можно отнести западные антироссийские санкции, которые с 2014 г. были нацелены на подрыв российской экономики, включая высокотехнологическую сферу, добывающую промышленность, транспорт, финансы и международное сотрудничество, которое бы содействовало позитивным изменениям в отечественной экономике [7].

И хотя, по мнению экспертов, этим санкциям, широта охвата и количество которых не имеют аналогов в мире, не удалось «разорвать в клочья» российскую экономику [3; 10], перед страной встала необходимость как защитить национальную безопасность и национальный технологический суверенитет, так и обеспечить ускоренный и эффективный рост отечественного высокотехнологического сектора с опорой на собственные силы.

В то же время исторически сформировались возможности высокотехнологического сотрудничества Российской Федерации с рядом партнеров, таких как государства ЕАЭС [8], БРИКС и другие. В частности, именно на основе стран ЕАЭС, как наиболее интегрированной части СНГ, базировалась технологическая платформа СНГ [9]. Для реализации этих задач Российской Федерации, в 2016 г. была обнародована первая «Стратегия развития науки и технологий Российской Федерации» [5] в качестве процедурного документа, определяющего два этапа развития национальной науки и технологий на 2017-2019 и 2020-2025 годы, а в 2024 г. утверждены «Стратегия развития науки и технологий Российской Федерации» и «Национальные цели развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года», также ориентирующая на опережающее технологическое развитие и обеспечение технологического суверенитета.

Еще один фактор, актуализирующий задачи технологического развития Российской Федерации – это экологизация национальной экономики как задача ее перспективного развития на стабильной основе. Задачи декарбонизации, достижения углеродной нейтральности требуют от стран мира конкретных усилий в этом направлении для снижения климатических угроз и экологических рисков [2].

Важным фактором развития цифровизации и в целом высоких технологий и соответствующих разработок и производства в России выступает общая мировая тенденция к цифровизации [4], которая укрепляется и распространяется на протяжении длительного периода. Это объективная глобальная тенденция, которая лишь усиливается с течением времени.

Наконец, важным фактором остается рост международной конкуренции в сфере новейших технологий и их актуализация как жизненно (а не только экономически и социально) важных для каждой страны, особенно в условиях продолжающейся и даже усиливающейся глобальной нестабильности и глобальной трансформации.

В данном исследовании мы проанализировали основные направления новейших технологий ведущих стиран мира.

Результаты исследования

В последние годы Россия приняла решение пересмотреть Стратегию развития науки и технологий в Российской Федерации, установить более комплексные цели научно-технологического развития, предложить более сбалансированные задачи научно-технологического развития, реализовать более эффективные меры по научно-технологическому развитию в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого роста экономики страны, повышения качества жизни населения, укрепления общей мощи страны в решении важнейших задач с помощью научно-технологического развития.

Основными элементами Стратегии являются: создание системы эффективной интеграции науки, технологий и производства, создание условий для развития наукоемких предприятий; укрепление научной инфраструктуры и условий для продвижения наукоемких технологий в соответствии с принципами современной организации научно-технической и инновационной деятельности; создание условий для отбора и подготовки молодых талантов, повышение профессионального престижа ученых и инженеров; создание эффективной системы управления в области науки, технологий, производства и инвестиций; обеспечение единства научно-технологического пространства; внедрение более эффективной системы управления. Создание эффективной системы управления в научно-технической, производственной и инвестиционной сферах, обеспечение единства научно-технологического пространства, развитие международного научно-технического сотрудничества, что поможет России отстаивать свои национальные интересы в условиях внешнего давления.

Приоритетные направления Стратегии включают: переход на передовые технологии проектирования и производства высокотехнологичной продукции, включая интеллектуальные производственные решения, робототехнику и высокопроизводительные компьютерные системы, новые материалы и соединения, большие данные, машинное обучение и технологии искусственного интеллекта; переход на более чистые и энергоэффективные источники, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, развитие новых способов транспортировки и хранения энергии; переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, а также высокотехнологичным технологиям здравоохранения, включая рациональное использование лекарственных средств (особенно антимикробных) и использование генетических данных и технологий; повышение связанности территории России за счет создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятие лидирующих позиций в создании международной транспортно-логистической сети, в развитии использования космоса и неба, Мирового океана, Северного и Южного полюсов.

В США опубликован стратегический план развития науки и техники [23], его цель –сохранить конкурентное преимущество. В 2024 г. США продемонстрировали свою решимость всесторонне планировать и ускорять инновации в области научно-технической политики. От оборонной промышленности до новых технологий, от внутренних инноваций до международного управления киберпространством, правительство США выпустило ряд стратегических планов и политик, стремясь сохранить преимущество в глобальной научно-технической конкуренции.

В январе Министерство обороны США опубликовало свою первую Стратегию оборонной промышленности. Стратегия будет определять промышленную политику и влиять на инвестиции в течение следующих 3-5 лет. Исследовательская лаборатория ВВС США и Брукхейвенская национальная лаборатория подписали меморандум о взаимопонимании, направленный на укрепление сотрудничества в области квантовых коммуникаций и сетей.

В феврале Управление научно-технической политики Белого дома США опубликовало последнюю версию списка критических и новых технологий на 2024 г. [14] Этот список охватывает восемнадцать ключевых технологий, включая передовые вычисления, современные инженерные материалы, передовое производство, искусственный интеллект и биотехнологии. Эти технологии связаны с укреплением позиций США в качестве мирового научно-технического гегемона и поддержанием военного сдерживания.

В марте Национальный научный фонд выпустил доклад «Состояние науки и инженерии в США в 2024 году» [27]. В докладе анализируется состояние американской науки и инженерии с течением времени и в контексте, приводятся данные и информация о научном, технологическом, инженерном и математическом образовании (STEM), кадровом резерве, показателях НИОКР в США и мире, передаче знаний и инновациях, а также конкурентоспособности США в высокотехнологичных отраслях.

В мае Государственный департамент США опубликовал Стратегию США в области международного киберпространства и цифровой политики: к цифровому будущему, инновационному, безопасному и уважающему права человека. Стратегия направлена на развитие «цифровой солидарности» и усиление влияния Соединенных Штатов в глобальном управлении киберпространством.

В июле США выпустили дорожную карту по реализации Национальной стратегии стандартов для новых технологий, призвав научно-технические организации расширить свое участие в стандартизации ключевых и новых технологий. Дорожная карта четко определяет, какие шаги должно предпринять правительство США для достижения целей Стратегии стандартизации критических и новейших технологий.

В ноябре США официально опубликовали Стратегический план развития обрабатывающей промышленности США до 2024 г. [25], в котором описаны видение, миссия, цели и задачи будущего американской обрабатывающей промышленности, изложена стратегия инвестирования в технологии, способы координации инвестиций федеральных агентств, а также способы оценки плана.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ сконцентрировала основное внимание на борьбе с незаконным контентом в Интернете и разработка планов по расширению ядерной энергетики. В 2024 г. Великобритания приступила к реализации масштабного плана расширения ядерной энергетики и ввела законы о кибербезопасности для борьбы с незаконным контентом в Интернете.

11 января правительство Великобритании объявило о «Дорожной карте гражданской ядерной энергетики» [13] – крупнейшем за последние 70 лет плане расширения ядерной энергетики, который призван укрепить энергетическую независимость страны и помочь достичь цели по сокращению выбросов до нуля к 2050 г. Правительство Великобритании заявило, что новая программа позволит «сократить счета за электричество, создать тысячи рабочих мест и повысить энергетическую безопасность Великобритании». План включает в себя инвестиции в размере 300 миллионов фунтов стерлингов в крупную электростанцию по производству современного уранового топлива. Великобритания также планирует построить восемь новых ядерных реакторов к 2050 г.

Меры, предусмотренные «Дорожной картой гражданской ядерной энергетики», в случае их реализации позволят к 2050 г. увеличить объем ядерной энергии в Великобритании в четыре раза – до 24 гигаватт, что позволит удовлетворить четверть потребностей Соединенного Королевства в электроэнергии. По словам правительства Великобритании, помимо электроснабжения домов, инновации в ядерном секторе могут обеспечить энергией промышленное отопление, производство экологически чистого водорода и медицинских изотопов для диагностики и лечения рака.

Для повышения уровня подготовки квалифицированных кадров Великобритания в июле объявила о создании специализированного агентства под названием «Skills England», которое будет разрабатывать комплексную схему будущей системы подготовки кадров в стране.

16 декабря в Великобритании официально вступил в силу закон о кибербезопасности, требующий от технологических платформ принимать дополнительные меры по борьбе с незаконным онлайн-контентом, а также налагающий на технологических гигантов «обязанность заботиться» об ответственности за вредоносный контент на их платформах. Управление связи Великобритании выпустило кодекс поведения и руководство для технологических компаний, требуя от них привести свои платформы в соответствие с правилами в течение трех месяцев, иначе им грозят значительные штрафы.

ФРАНЦИЯ сосредоточила внимания на технологии ИИ, многочисленные меры по наращиванию темпов развития. В 2024 г. Франция выдвинула ряд инициатив по содействию развитию технологий ИИ.

В мае президент Франции Э. Макрон принял участников индустрии ИИ и объявил о запуске нового фонда, четверть средств которого предоставит французское правительство, с целью финансирования высокотехнологичных проектов, которые находятся на переднем крае технологии ИИ, но испытывают относительный недостаток финансовой поддержки. По словам Макрона, Франция и Европа переживают ускоряющийся технологический натиск, особенно в сфере экологически чистых технологий, ИИ и квантовых технологий. Если ЕС не примет правильную стратегию государственных инвестиций, то в будущем Европа будет сильно зависеть от таких стран, как Китай и США.

В сентябре 2024 г. новое французское правительство назначило своего первого государственного секретаря по вопросам ИИ, который будет продвигать бюджет на ИИ, нормативно-правовое регулирование и другие вопросы. Предыдущий государственный секретарь по цифровым технологиям был официально переименован в государственного секретаря по искусственному интеллекту и цифровым технологиям в новой структуре правительства, а его департамент был переведен из Министерства экономики в Министерство высшего образования и исследований.

В ноябре Министерство экономики, финансов и промышленности Франции опубликовало практическое руководство по ИИ, которое призвано помочь компаниям использовать ИИ в повседневной деятельности и отвечает на вопросы безопасности, эффективности, затрат и окупаемости инвестиций, с которыми сталкиваются компании при использовании ИИ [20].

В декабре Парламентское управление по оценке науки и технологий Франции выпустило отчет, в котором сравнивается развитие Франции и других европейских стран в области ИИ. В докладе отмечается, что для достижения большей автономии в области ИИ европейским странам необходимо укреплять свой местный инновационный потенциал, одновременно активно участвуя в международном сотрудничестве, чтобы компенсировать собственные недостатки в ключевых аспектах. В докладе отмечается, что ведущие европейские научно-технические таланты, особенно эксперты и исследователи в области ИИ, стремятся уехать в такие технологические державы, как США. Такая «утечка мозгов» лишает Европу ценных интеллектуальных ресурсов в области разработки технологий ИИ и инноваций, усугубляя ее невыгодное положение в глобальной конкуренции.

ГЕРМАНИЯ ставит целью увеличить инвестиции в научно-технические инновации. Усилить поддержку высшего образования. Научно-техническая политика Германии в 2024 г. характеризуется сильным акцентом на инновации, поддержкой образования и новой структурой для улучшения передачи технологий.

В 2024 г. Германия заняла 9-е место среди 133 мировых экономик по уровню инноваций. Отчет об исследованиях и инновациях 2024 г. [15] показывает, что инвестиции Германии в исследования и инновации в 2022 г. составили 121,4 млрд евро. Правительство Германии играет важную роль в развитии исследований и инноваций, реализуя такие политические инициативы, как Закон о возможностях роста, Стратегия будущего исследований и инноваций и Закон о свободе инновационного агентства Leapfrog. Новое Немецкое агентство по трансферу и инновациям будет способствовать переходу от идей к инновациям и укреплению позиций Германии как инновационной страны.

В области искусственного интеллекта Комиссия по будущему при Федеральной канцелярии Германии подчеркивает необходимость ускорения усилий Германии, чтобы догнать современных международных лидеров в устойчивом развитии и применении генеративного ИИ. Для обеспечения немецкой и европейской конкурентоспособности и технологической автономии в области робототехники на базе ИИ был создан новый Институт робототехники. Различные правительственные ведомства Германии активно финансируют развитие ИИ. Например, Федеральное министерство окружающей среды Германии финансирует 53 проекта «Маяк ИИ» с объемом финансирования около 70 млн евро [17].

В области термоядерных исследований Федеральное министерство образования и науки Германии опубликовало документ «Fusion 2040 – исследования, ведущие к термоядерным электростанциям» [16], в котором планируется увеличить сумму в 370 млн евро на термоядерные исследования в ближайшие пять лет с целью создания термоядерной экосистемы, состоящей из промышленности, стартапов и научного сообщества, что откроет путь к созданию термоядерных устройств.

Что касается водородной энергетики, то в 2024 г. правительство Германии приняло Закон о водородном ускорении, который призван ускорить темпы создания водородной инфраструктуры, импорта и производственных мощностей, чтобы к 2030 г. стать ведущей страной в области водородных технологий и помочь в достижении целей климатического перехода. Германия также присоединилась к европейской программе «Водородная магистраль», в рамках которой планируется построить 5 крупных «водородных коридоров», а также реконструировать и построить более 1800 км новых водородных трубопроводов.

Германия приступила ко второму раунду реализации «Стратегии конкурентной дорожной карты», в рамках которой планируется выбрать около 70 кластеров передового опыта, а также новые университеты или консорциумы передового опыта и увеличить финансирование на постоянной основе (533 млн евро в 2025 г. и 687 млн евро с 2026 г.). Немецкий научный фонд (Deutsche Forschungsgemeinschaft) финансирует научные исследования в 17 новых высших учебных заведениях в 2024 г. и объявил об 11 новых крупных исследовательских грантах [18].

Кроме того, в Германии был принят закон о срочных трудовых договорах в сфере научных исследований, который направлен на улучшение условий жизни студентов и повышение гарантий занятости для начинающих ученых, что позволит сохранить конкурентоспособность Германии в сфере инноваций.

ЯПОНИЯ в качестве приоритетов обращает внимание на появляющихся передовых технологиях, разработка различных инновационных стратегий. В 2024 г. Япония представила несколько научно-технических и инновационных стратегий, ориентированных на развитие новых и передовых технологий [21].

В марте Центр стратегии НИОКР при Агентстве по продвижению науки и технологий (ASTP) ОЭСР выпустил доклад «Глобальные тенденции научно-технической и инновационной политики до 2024 года» [20], в котором анализируется текущее состояние научно-технической и инновационной политики в основных странах и регионах. В докладе отмечается, что страны сочетают научно-техническую политику с экономической политикой, политикой в области безопасности и внешней политикой, пытаясь решить различные глобальные проблемы. Японии необходимо укреплять международное сотрудничество и ускорять социальное применение развивающихся технологий.

В апреле 2024 г. японское правительство впервые сформулировало национальную стратегию «Инновационная стратегия термоядерной энергетики», которая позиционирует термоядерную энергетику как развивающуюся отрасль. Стратегия направлена на ускорение практического применения термоядерной технологии с помощью комплексных мер, на конкуренцию в глобальной цепочке поставок, на стимулирование инновационных технологий в области энергетики и на содействие промышленному развитию.

В июне на Конференции по комплексной науке, технологиям и инновациям правительство Японии сформулировало Интегрированную инновационную стратегию до 2024 г. Стратегия предлагает 3 основных направления развития, а именно: общая стратегия для ключевых технологий, укрепление сотрудничества в глобальной перспективе и повышение конкурентоспособности в области искусственного интеллекта при обеспечении безопасности. Кроме того, стратегия подчеркивает такие ключевые инициативы, как продвижение передовых научных и технологических исследований, укрепление исследовательского потенциала и развитие человеческих ресурсов, а также создание инновационной экосистемы.

В том же месяце Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (MEXT) выпустило «Белую книгу по науке, технологиям и инновациям» на тему «Изменения в науке, технологиях и инновациях, вызванные ИИ» [11]. В документе освещается популярность технологии искусственного интеллекта, ход исследований и разработок, а также потенциал ее применения в различных областях. В докладе обсуждаются проблемы, стоящие на пути внедрения ИИ в общество, и перспективы на будущее, что является важным руководством для разработки политики.

КОРЕЯ выделяет 7 основных целей для пяти основных областей науки и техники. В феврале 2024 г. правительство Южной Кореи объявило о планах сосредоточиться на пяти основных областях науки и техники к 2030 г., чтобы обеспечить лидерство в передовых технологиях и способствовать долгосрочному экономическому росту [24]. Этот шаг направлен на укрепление технологической автономии и международной конкурентоспособности. Согласно заявлению Министерства науки, технологий, информации и связи (MOSTIC), Президентский консультативный совет по науке и технологиям (PACST) утвердил стратегическую дорожную карту, которая фокусируется на пяти ключевых областях: ядерная энергетика нового поколения, аэрокосмическая и океанотехника, коммуникации нового поколения, передовая робототехника и кибербезопасность.

Эта инициатива следует за ранее объявленными планами корейского правительства по семи стратегическим технологическим областям и знаменует собой завершение комплексного плана по 12 стратегическим технологиям, направленным на развитие научно-технического прогресса страны. Стратегическая дорожная карта уточняет основные технологические цели Кореи в области реализации технологического суверенитета и ставит конкретные задачи, которые должны быть достигнуты до 2030 г. В то же время Министерство науки, технологий, информации и связи Кореи (MOSTIC) наметило конкретные пути реализации этих задач, включая направления развития для каждой производной технологии.

В области ядерной энергетики Корея сосредоточится на разработке легководных малых модульных реакторов (SMRs), инновационных SMRs и технологий, необходимых для создания передовых ядерных энергетических систем, а также будет способствовать коммерциализации этих технологий.

В области аэрокосмической и океанографической техники Корея намерена освоить крупномасштабные жидкостные ракетные двигатели с градиентным циклом сгорания, технологии наблюдения и зондирования космоса, технологии посадки и исследования Луны, передовые аэрокосмические газотурбинные двигатели и технологии разведки морских ресурсов. Кроме того, Корея планирует запустить космический аппарат весом 1,8 тонны для посадки на Луну в 2032 г.

В области коммуникационных технологий Корея стремится к 2026 г. освоить базовую технологию сетей шестого поколения (6G) и продвигать ее применение в отраслях с высоким спросом на данные, таких как самоуправляемые автомобили. Корея также будет стремиться занять лидирующие позиции в области патентования стандартов 6G и применять технологии искусственного интеллекта в устройствах, чтобы занять лидирующие позиции на мировом рынке 6G.

В производственном секторе Корея будет стремиться внедрять автономную робототехнику на основе ИИ для повышения производительности и развивать технологии кибербезопасности для противодействия растущим киберугрозам.

Для ЮАР приоритетом является интеграция науки и технологий в национальные стратегии для решения социально-экономических проблем. Изменения в политике 2024 г. отражают стремление ЮАР интегрировать науку и технологии в национальную стратегию развития для обеспечения устойчивого экономического роста.

В июле 2024 г. ЮАР обновила и реструктурировала свою политику в области науки, технологий и инноваций, подчеркнув важность инклюзивности, устойчивости и международного сотрудничества. Эти изменения в политике в значительной степени соответствуют Десятилетнему плану развития науки, технологий и инноваций ЮАР (2022-2032 гг.) [26], который направлен на решение проблем, стоящих перед социально-экономической сферой страны.

Статистические данные за 2024 г. свидетельствуют об обращении вспять тенденции снижения расходов на НИОКР в ЮАР, наметившейся в 2019 г., и возвращении к росту расходов на НИОКР в 2023 г., хотя количество отечественных и зарубежных патентов, поданных в ЮАР, продолжает снижаться. В рейтинге Глобального инновационного индекса ЮАР опустилась с 61-го места в прошлом году на 69-е, уступив таким африканским странам, как Маврикий и Марокко [19].

Изменения в научно-технической политике ЮАР в 2024 г. характеризуются следующим: запуск стратегии производства вакцин, которая сосредоточена на местном производстве таких вакцин, как гепатит B и лихорадка долины Рифт. Правительство также укрепило сотрудничество со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в целях развития потенциала производства мРНК-вакцин для усиления профилактики новых пандемий короны.

Развитие технологий использования возобновляемых источников энергии. Краеугольным камнем этой политики является водородная экономика. ЮАР стремится достичь нулевого уровня выбросов с помощью таких инновационных проектов, как CoalCO2-X. Кроме того, в рамках Генерального плана развития возобновляемой энергетики Департамент науки и инноваций (DST) создал Национальный исследовательский институт солнечной энергии (NSERI) для развития технологий экологически чистой энергии. Политика также направлена на повышение доступности технологий возобновляемой энергии.

Увеличение финансирования инноваций – одно из направлений, призванных обеспечить достижение поставленных целей. В 2024 г. Южноафриканский национальный инновационный фонд (SANIF) получил ассигнования в размере 403 млн рандов для поддержки развития стартапов и малых и средних предприятий (МСП) [22]. Также был создан Городской инновационный фонд, призванный поощрять местные органы власти к принятию инновационных программ по улучшению муниципальных услуг.

Запуск Центра данных наблюдения Земли (EODC), который призван улучшить реагирование на стихийные бедствия и мониторинг климата, а также предоставить научные инструменты для реагирования на наводнения и пожары, среди прочего.

Укрепление международного сотрудничества. Научная дипломатия была укреплена благодаря партнерству с Китаем, ЕС, Японией и другими странами, поддерживая совместные инновационные проекты в области возобновляемых источников энергии, индустриализации и здравоохранения.

ИЗРАИЛЬ нацелен на привлечение инвестиций в высокотехнологичную промышленность, активное содействие развитию технологий искусственного интеллекта

Высокотехнологичная отрасль играет важнейшую роль в экономическом развитии Израиля: ее экспорт составляет более половины от общего объема экспорта страны, а поступления от подоходного налога на работников – треть от общего объема подоходного налога страны, обеспечивая пятую часть валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

В 2024 г. ситуация в Израиле и вокруг него нестабильна, страна все еще находится в состоянии войны. Главная проблема, с которой сталкивается израильская высокотехнологичная промышленность, – это неопределенность в отношении иностранных инвестиций из-за риска войны. В ответ на это израильское правительство реализовало ряд инвестиционных программ, призванных обеспечить долгосрочную устойчивость высокотехнологичной отрасли. Среди основных инициатив – инвестирование более 400 млн шекелей в поддержку краткосрочного финансирования высокотехнологичных предприятий, создание венчурного фонда с объемом инвестиций около 500 млн шекелей, инвестирование около 150 млн шекелей в программу венчурного инкубатора, а также предоставление 600 млн шекелей ряду инвестиционных институтов для поощрения их инвестиций в высокотехнологичную отрасль [12].

Кроме того, правительство Израиля предложило ряд мер по поддержке развития технологий ИИ и промышленности, в частности. В сентябре Израиль запустил второй этап своего национального плана по ИИ, объявив, что к 2027 г. он вложит 500 млн шекелей в создание научно-исследовательской инфраструктуры, такой как Национальный институт ИИ, и в подготовку специалистов по ИИ для научных кругов и армии. В декабре Управление инноваций Израиля объявило о запуске пилотного проекта по внедрению 200 иностранных специалистов по ИИ с первоначальным бюджетом в 7 млн шекелей.

Заключение

Исследование показывает, что развитие новейших технологий ставится во главу угла политики и практики многих стран мира, прежде всего ведущих, так как уровень цифровой инфраструктуры и цифровых технологий сопоставим с экономической мощью страны.

Наряду с успехами, имеющимися у всех рассматриваемых стран, связанных с развитием цифрового проникновения в экономической и социальной сферах, сохраняются и недостатки в этом процессе. Среди общих недостатков большинства стран, включая и Российскую Федерацию, (и, соответственно, потенциальных угроз, которые могут затруднить достижение поставленных целей) в сфере развития новейших технологий можно выделить растущее ограничение в квалифицированных кадрах, ИТ-специалистах и научных работниках соответствующего уровня. Эти недостатки обнаруживают существующие пробелы в сфере образования и в целом в подготовке кадров. Если говорить о России, то можно к этому добавить сохраняющуюся еще утечку ИТ-кадров.

Также растут финансовые и организационные издержки цифровизации на фоне необходимости более жестко увязывать ее составляющие в сфере развития новейших технологий.

Сохраняются киберугрозы и растущая необходимость обеспечивать сетевую безопасность на всех уровнях.

Можно отметить растущую конкуренцию в рассматриваемой сфере, причем эта конкуренция приобретает все более жесткие формы, переходя зачастую в «торговые войны», затрагивающие не только сами технологии и технику (а также ее узлы, детали, элементы, составляющие), но и сырье и материалы, необходимые для создания тех или иных технологий.

Поэтому для Российской Федерации (а также – в той или иной мере – и для других стран) важно структурировать индустрию микроэлектроники и в целом систематизировать развитие новейших технологий и в большей степени концентрировать ее в государственном секторе экономики, уделять больше внимание комплексным исследованиям, разработкам и применению технологий и активно реагировать на текущую ситуацию.

Также представляется необходимым отметить особенную важность международного сотрудничества в сфере развития новейших технологий при необходимость обеспечивать безопасность национальной интеллектуальной собственности и в целом национальной безопасности и технологического суверенитета.

References

1. Babaeva Z.Sh. Aktual'nye aspekty obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyah cifrovizacii // Vestnik Ekaterininskogo instituta. 2022. № 4 (60). S. 20-23.

2. Verenikina A.Yu., Ochilova M.A., Finli D.T. Cifrovizaciya v RF i dostizhenie global'nyh celey ustoychivogo razvitiya // Segodnya i zavtra Rossiyskoy ekonomiki. 2023. № 116. S. 15-28. DOI:https://doi.org/10.26653/1993-4947-2023-116-02

3. Melan'ina M.V. Vneshnyaya torgovlya Rossii i ES: osobennosti v usloviyah sankciy i cifrovizaciya // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 8 (121). S. 203-206. DOI:https://doi.org/10.34925/EIP.2020.121.8.041

4. Novye trendy cifrovizacii: Rossiya i mir / Ponomarenko E.V., Digilina O.B., Shkvarya L.V., Verenikina A.Yu., Melan'ina M.V., Nalbandyan A.A., Oganesyan A.A., Ruzina E.I., Tyrkba H.V., Pavlov A.M., Ponomareva V.S. Ser. Nauchnaya mysl'. Moskva, 2023. 209 s. DOI:https://doi.org/10.12737/2009648

5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 28 fevralya 2024 g. № 145 "O Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353/?ysclid=m7dbws9jbb262487884

6. Cifrovoe gosudarstvo i cifrovaya ekonomika / Melan'ina M.V., Ruzina E.I., Ponomarenko E.V., Rasskazov D.A., Nalbandyan A.A., Shkvarya L.V., Tyrkba H.V., Oganesyan A.A., Verenikina A.Yu. Moskva, 2022.

7. Shkvarya L.V. Rossiysko-evropeyskie investicii: dinamika i struktura v usloviyah sankciy // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika. 2017. T. 25. № 2. S. 189-198.

8. Shkvarya L.V. Innovacionnoe razvitie Rossiyskoy Federacii v kontekste uchastiya v mezhgosudarstvennoy programme innovacionnogo sotrudnichestva gosudarstv – uchastnikov SNG na period do 2020 g. // Innovacii. 2010. № 11 (145). S. 11-14.

9. Shkvarya L.V. Tehnologicheskie platformy kak predposylka ustoychivogo razvitiya stran SNG v postkrizisnyy period // Gornyy informacionno-analiticheskiy byulleten' (nauchno-tehnicheskiy zhurnal). 2011. № 4. S. 374-378.

10. Abdullaev D.A. Foreign investors and the Russian oil and gas industry in the context of American and European sanctions 2014–2022 // Rossiya i Aziya. 2022. № 2(20). S. 22-29.

11. AI White Paper 2024 New Strategies in Stage II Toward the world's most AI-friendly country. https://www.taira-m.jp/AI%20White%20Paper%202024.pdf

12. Artificial Intelligence – National Preparedness. Special Report. Report of the State Comptroller of Israel – Cyber and Information Systems | November 2024. https://library.mevaker.gov.il/sites/DigitalLibrary/Documents/2024/2024.11-Cyber/EN/Cyber-107-AI-Taktzir-EN.pdf

13. Civil Nuclear Energy Roadmap to 2050. https://www.gov.uk/government/publications/civil-nuclear-roadmap-to-2050

14. Critical and Emerging Technologies List Update. February 2024. https://bidenwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2024/02/Critical-and-Emerging-Technologies-List-2024-Update.pdf

15. Federal Report on Research and Innovation 2024. https://www.bundesbericht-forschung-innovation.de/files/BMBF_BuFI-2024_Short-version.pdf

16. Förderprogramm Fusion 2040. Forschung auf dem Weg zum Fusionskraftwerk. https://www.bmbf.de/SharedDocs/Downloads/DE/2024/fusion2040_programm.pdf?__blob=publicationFile&v=3

17. Germany commits 150 million euros for climate change adaptation in developing countries. https://www.bmz.de/en/news/archive-press-releases/support-for-climate-change-adaptation-in-developing-countries-98628

18. Germany - National Digital Decade strategic roadmap https://digital-skills-jobs.europa.eu/en/actions/national-initiatives/national-strategies/germany-national-digital-decade-strategic-roadmap

19. Global Innovation Index 2024. https://www.wipo.int/web-publications/global-innovation-index-2024/en/

20. Global Trends in Government Innovation 2024. https://www.oecd.org/en/publications/global-trends-in-government-innovation-2024_c1bc19c3-en.html

21. Integrated Innovation Strategy 2024. https://www8.cao.go.jp/cstp/tougosenryaku/togo2024_honbun_eiyaku.pdf

22. Minister Ndabeni-Abrahams sets ambitious goals with new small business budget. https://www.iol.co.za/news/politics/minister-ndabeni-abrahams-sets-ambitious-goals-with-new-small-business-budget-7701bef3-5481-4c97-a616-7c8dad2a8577

23. National Center for Science and Engineering Statistics/ Strategic Plan: 2024–2028. http://ncses.nsf.gov/ncses_strat_plan_2024-28.pdf

24. Republic of Korea’s National Strategy on Digital Platform Government. https://events.development.asia/materials/20240925/republic-korea-s-national-strategy-digital-platform-government

25. Strategic plan for the development of the US manufacturing industry until 2024. https://nvlpubs.nist.gov/nistpubs/ams/NIST.AMS.600-15.pdf

26. The Ten-year Plan for the Development of Science, Technology and Innovation in South Africa (2022-2032). https://www.dffe.gov.za/sites/default/files/docs/tentear_innovation_plan.pdf

27. The state of science and engineering in the USA in 2024. https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20243


Login or Create
* Forgot password?