ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОКСО 38.00.00 Экономика и управление
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
В статье приводятся факторы, определяющие уровень продовольственной безопасности страны, для определения приоритетов которой проводится оценка ее обеспечения посредством показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности продовольствия. Проведен анализ динамики показателей защиты продовольственной безопасности в части обеспечения экономической безопасности государства и экономической доступности продуктов питания. Выявлены приоритетные направления деятельности государственных структур по формированию фундамента продовольственной безопасности. Для определения приоритетов продовольственной безопасности выявлены основные ее проблемы, решение которых представлены в национальном проекте «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», который состоит из пяти федеральных проектов и планируется к запуску в 2025 году.
продовольственная безопасность, приоритеты продовольственной безопасности, импортозамещение, продовольственная независимость, продовольственная доступность
Главной из основных составляющих экономической безопасности России бесспорно является продовольственная безопасность, которая в последнее время в условиях санкций, введенных недружественными странами, становится основным приоритетом страны.
В 2025 году Россия также сталкивается с вызовами, которые связаны с необходимостью обеспечения потребности населения в доступной, и в тоже время качественной продовольственной продукцией. Основным направлением для достижения продовольственной безопасности является импортозамещение, которое осуществимо при активном развитии отечественного сельского хозяйства. В связи с этим приоритетными задачами будут выступать поддержка аграрного сектора государством, повышение качества и производительности сельскохозяйственной продукции [1].
В современных реалиях продукты питания становятся инструментом политического давления высокоразвитых стран на страны с менее развитой экономикой. Уровень продовольственной безопасности зависит от выполнения ряда факторов:
- уровень развития продовольственного рынка;
- объемы экспорта и импорта продовольственных ресурсов;
- уровень сельскохозяйственного потенциала страны;
- актуальный перечень угроз продовольственной безопасности и их уровень.
Для определения уровня развития и выделения значимых направлений продовольственной безопасности нужно провести оценку обеспечения продовольственной безопасности России. Для ее проведения используем основные индикаторы, такие как продовольственная независимость, экономическая и физическая доступность продовольствия [2]. Уровень защищенности населения Российской Федерации в секторе обеспечения продуктами питания можно определить из анализа динамики показателей защиты продовольственной безопасности страны, которые отражены в Таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей обеспечения продовольственной безопасности, % (2021 – 2023 гг.)
Показатель |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Абсолютные изменения 2023 г. к 2021 г. |
Уровень продовольственной независимости (самообеспечения) по основным продуктам питания: |
|
|
|
|
Мясо |
99,7 |
101,8 |
101,7 |
2,0 |
Молоко |
84,3 |
85,7 |
86,0 |
1,7 |
Яйца |
98,2 |
98,0 |
98,6 |
0,4 |
Рыба |
153,7 |
165,3 |
152,9 |
-0,8 |
Зерно |
165,6 |
148,3 |
191,4 |
25,8 |
Картофель |
88,7 |
94,5 |
101,0 |
12,3 |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры |
88,5 |
88,5 |
89,1 |
0,6 |
Фрукты и ягоды |
44,4 |
47,3 |
44,6 |
0,2 |
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума |
11,1 |
9 |
8,5 |
-2,6 |
Доля расходов на питание в структуре расходов домашних хозяйств на конечное потребление |
32,2 |
32,9 |
31,5 |
-0,7 |
Индекс потребительских цен на продовольственные товары |
110,6 |
110,3 |
108,2 |
-2,4 |
Энерговооруженность труда в сельскохозяйственных организациях |
92 |
94 |
96 |
4 |
Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций |
200 |
198 |
203 |
3 |
Источник: составлено авторами по данным Росстата
Проведя анализ показателей защиты продовольственной безопасности за исследуемый период, можно увидеть в целом позитивные тенденции. Самообеспеченность растет почти по всем основным продуктам, за исключением рыбы. Мы видим снижение уровня бедности, исходя из уменьшения на 2,6% доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, это должно положительно сказаться на доступности продовольствия для населения страны. Энерговооруженность труда выросла на 4%, энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций выросла на 3%, что говорит о повышении эффективности производства.
Нужно отметить и некоторые отрицательные тенденции показателей защиты продовольственной безопасности за исследуемый период. Мы видим снижение доли расходов на питание в структуре расходов домашних хозяйств на конечное потребление, но все равно данный показатель достаточно высокий (31,5% в 2023 году), это говорит о большой доле продовольственных расходов в бюджетах семей. Индекс потребительских цен на продовольственные товары тоже немного снижается (на 2,4%), но все равно негативно влияет на продовольственную доступность для населения.
Экономическая доступность продуктов питания населению является значимым социально-экономическим показателем, который отражает продовольственную безопасность страны. Значение этого показателя можно определить, опираясь на комплексный подход в анализе потребления различных категорий продуктов питания на душу населения в год (Таблица 2).
Таблица 2
Потребление продуктов питания в Российской Федерации на душу населения (2021 – 2023 гг.)
Наименование продукции |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Относительные изменения 2023 г. к 2021 г. |
Хлебные продукты, кг |
113 |
113 |
112 |
99,1 |
Сахар, кг |
38 |
39 |
39 |
102,6 |
Яйца и яйцепродукты, шт |
279 |
288 |
290 |
103,9 |
Растительное масло, кг |
13,5 |
13,8 |
13,8 |
102,2 |
Фрукты и ягоды, кг |
62 |
63 |
66 |
106,5 |
Картофель, кг |
83 |
84 |
86 |
103,6 |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры, кг |
103 |
104 |
105 |
101,9 |
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, кг |
77 |
78 |
80 |
102,6 |
В том числе мясо и мясопродукты без субпродуктов II категории и жира-сырца, кг |
71 |
72 |
74 |
104,2 |
Молоко и молочные продукты, кг |
239 |
241 |
247 |
103,3 |
Источник: составлено авторами по данным Росстата
Таким образом, ситуацию с продовольственной безопасностью страны в части обеспечения экономической безопасности можно назвать неоднозначной. В исследуемом периоде санкции и активная реализация политики импортозамещения продовольственных товаров оказывают влияние на уровень потребления продуктов питания, который увеличился на 2-6%. Однако сохраняются проблемы, связанные с нестабильностью некоторых показателей и неравномерностью доходов населения, а также высокими ценами на продовольствие. Необходимо дальнейшее совершенствование мер государственной поддержки сельского хозяйства, развитие инфраструктуры, осуществление контроля за ценами для обеспечения стабильной и надежной продовольственной безопасности.
В последние годы видно, что Россия достигла высокого уровня самообеспеченности многими продуктами питания. Однако нужно не останавливаться на достигнутом и работать над улучшением качества и безопасности продуктов, а также расширением ассортимента. Можно выделить следующие базовые направления по совершенствованию продовольственной безопасности:
1. Развитие семеноводства. Многие направления сельского хозяйства испытывают дефицит в отечественном посадочном материале. Нужно создать условия для развития селекции и генетической инженерии.
2. Развитие агробиотехнологий, включая производство кормовых и минеральных добавок, ветеринарных препаратов. Эти технологии способствуют повышению продуктивности и эффективности животноводства, а также снижению рисков заболеваний. Нужно усилить научную и инновационную поддержку отрасли, а также обеспечить контроль качества и безопасности продуктов
3. Увеличение объемов производства и хранения фруктов и ягод, а также переработку их в полуфабрикаты (концентраты, джемы, сухофрукты и т.д) [3].
Следующим шагом для определения приоритетов продовольственной безопасности будет выявление основных ее проблем [4; 8]. В настоящее время первое место можно присвоить проблеме обеспечения населения страны доступными, качественными и безопасными продуктами питания.
Колебание курса рубля и высокая процентная ставка Центрального Банка Российской Федерации способствует постоянному росту цен на товары, в том числе и на продукты питания. Такие экономические реалии способствуют снижению уровня доступности населению качественных продуктов питания. Уменьшение разнообразия питательных веществ, микроэлементов и витаминов в рационе питания населения приводит к снижению умственной и физиологической активности и повышению рисков в экономической безопасности. Наиболее уязвимыми слоями населения в современны экономических реалиях становятся дети и подростки. Дешёвые углеводные продукты питания тормозят их умственное и физическое развитие.
Рост цен приводит к уменьшению потребления и разнообразия основных видов продовольствия. В настоящее время снижается потребление мяса говядины. Население страны начинает увеличивать потребление более дешевого куриного мяса. Не соблюдение рационального питания и сбалансированности рационов по белкам, жирам и другим веществам, а также их частичная замена на модифицированные виды приводят к различным заболеваниям у людей. Потребление более 1% в сутки транс-изомеров жирных кислот приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, смертность от которых в нашей стране очень велика [5].
Экономических санкций также оказывают негативное влияние на ввоз в страну качественных продуктов питания. Из-за низкой покупательной способности в страну ввозят продукты питания с низким соотношением цена-качество. Зачастую есть сложности в определении качества и безопасности ввозимых продуктов. Поэтому нужно совершенствовать нормативно-правовое регулирование в области фальсификатов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, устанавливать повышенные требования к их сертификации и надзору.
Ко второй по значимости проблеме можно отнести ограниченность трудовых ресурсов в агропромышленном комплексе и техническое оснащение предприятий. Продолжается отток молодежи из села. Нехватка трудовых ресурсов частично компенсируется трудовыми мигрантами из сран средней Азии.
До 2022 года росла доля производства сельскохозяйственной продукции агрохолдингами, которые приобретали импортные энергонасыщенные трактора и сельскохозяйственные машины для интенсивных технологий производства. Сегодня они ощущают проблемы с обслуживанием и ремонтом техники: это задержи в поставках запасных частей или их отсутствие, высокая стоимость [6].
Большая часть аналогов импортной техники российскими предприятиями не выпускается. Необходимо в стране запускать производства наиболее востребованной, современной и надежной сельскохозяйственной техники и тракторов. Сегодняшний объем производства предприятий Российской Федерации и Республики Беларусь не обеспечивает потребности сельхозпроизводителей. Активно освободившуюся после ухода западных брендов нишу отечественного рынка начинают занимать азиатские компании, преимущественно из КНР и Индии.
Поэтому требуется государственное планирование и регулирование поддержки сельхоз производителей и предприятий промышленности [7; 8]. Подробно изучив все проблемы продовольственной безопасности, Министерство сельского хозяйства представило комплекс мер технологического обеспечения продовольственной безопасности с началом реализации в 2025 году, который включает в себя перечень федеральных проектов.
Первый проект предусматривает развитие отечественной селекции и развитие семеноводствва с планируемым результатом в 75% обеспечения предприятий АПК Российским семенным материалом, а отрасль птицеводства 10% племенной продукцией к 2030 году. Второе важное направление предусматривает увеличение в 2,5 раза производства ферментов и кормовых добавок животным и доведения уровня обеспеченности отрасли до 75%. Целевых показателей по кадровому обеспечению отрасли предполагается достичь за счет выделения дополнительных средств поддержки сотрудникам образовательных организаций, НИИ, обучающимся и открытия в регионах агротехнологических классов. Федеральное финансирование предусмотрено и на программу производства ветеринарных препаратов и вакцин животным с выходом на уровень 61% самообеспеченности. Целевые показатели планируется достичь к 2030 году.
Реализация национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», а также существующих программ по поддержке и созданию благоприятных условий для сельскохозяйственных предприятий малых и средних форм собственности позволит снизить зависимость страны от импорта продовольственных товаров и увеличивать производство сельскохозяйственной продукции. Введенные против России санкции помогают стимулировать развитие внутренних рынков и производство отечественных продуктов питания. Эти меры будет способствовать укреплению экономики и созданию новых рабочих мест, а также улучшению качества производимой продукции.
Поставленные задачи достижимы только в условиях стабильной национальной экономической системы. В заключение следует подчеркнуть, что современные инновационные технологии выступают основным приоритетом в обеспечении продовольственной безопасности. Для повышения эффективности производства и качества производимых товаров основные усилия нужно направить на автоматизацию и роботизацию всех процессов производства, на внесение в нормативно-правовые документы высоких требований к качеству и безопасности продукции, внедрение новых методы хранения и обработки сельскохозяйственной продукции, и реализовать интеграцию искусственного интеллекта в системы управления и принятия решений.
1. Торженова Т.В., Горшкова Г.Н. Составляющие продовольственного обеспечения региона в системе экономической безопасности // Наука и бизнес: пути развития. 2020. №10 (112). С. 91-95.
2. Савина О.В. Анализ основных критериев обеспечения продовольственной безопасности региона (на материалах Рязанской области) // Russian Journal of Management. 2024. Т. 12. № 2. С. 66-76.
3. Торженова Т. В., Мамонов Р. А. Экономическая безопасность в системе продовольственного обеспечения региона // Глобальный научный потенциал. 2021. Т. № 3 (120). С. 246-249.
4. Булетова Н. Е., Шаркевич И.В. Приоритеты продовольственной безопасности в контексте национальной политики социально-экономического развития // Экономическая безопасность. 2024. Т. 7 № 5. С. 1239-1256.
5. Демографический ежегодник России. 2023: Стат.сб./ Росстат. - M., 2023. – 256 c.
6. Торженова Т. В., Мамонов Р. А. Современные проблемы обеспечения продовольственной безопасности // Russian Journal of Management. 2024. Т. 12, № 2. С. 47-56.
7. Широкова О. В., Макеева О.А. Продовольственная безопасность РФ: проблемы и возможные меры улучшения // Продовольственная политика и безопасность. 2020. Т. 7 № 2. С. 149-154.
8. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций недружественных государств : монография / [А.Е. Суглобов, В.А. Седых, А.В. Родионов, О.В. Савина] ; под ред. А.Е. Суглобова. – 2-е изд. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2025. – 248 с.