студент с 01.01.2021 по 01.01.2025
г. Москва и Московская область, Россия
студент
Россия
с 01.01.2013 по настоящее время
Люберцы, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Статья посвящена исследованию криминальных банкротств как системной угрозы экономической безопасности государства. Авторами рассмотрена трансформация института несостоятельности из инструмента рыночной саморегуляции в механизм, способствующий монополизации собственности, фрагментации правовой системы и дестабилизации государственного бюджета. Описаны ключевые уровни воздействия криминальных банкротств, мотивационные факторы противоправной деятельности и организационная структура участников криминальных схем. Доказана необходимость синхронизации норм законодательства о банкротстве с уголовно-правовыми и административными механизмами, а также усиления межведомственного взаимодействия для противодействия адаптивным противоправным практикам. В заключении акцентируется важность баланса между защитой добросовестных участников рынка и пресечением злоупотреблений, обусловленных конфликтом публичных и частных интересов.
криминальное банкротство, безопасность государства, экономическая безопасность, фиктивное банкротство, макроэкономические риски, преднамеренное банкротство, хищение активов, налоговая оптимизация, организованная преступность, межведомственное взаимодействие, противодействие экономическим преступлениям.
В современных экономических условиях проблема криминальных банкротств приобретает актуальность в контексте обеспечения экономической безопасности государства [5]. Банкротство как институциональный механизм разрешения финансовых кризисов предприятий в условиях криминализированной среды трансформируется из инструмента рыночной саморегуляции в системный вызов экономической безопасности государства [6]. На национальном уровне его деструктивный потенциал проявляется через множественные угрозы: во-первых, искажение функций банкротства ведет к подрыву рыночных принципов перераспределения ресурсов, формируя монополизированные структуры собственности; во-вторых, криминальные банкротства усиливают фрагментацию правовой системы, создавая зоны правового нигилизма, где судебные процедуры становятся инструментом преступных целей; в-третьих, масштабное хищение активов в рамках фиктивной несостоятельности дестабилизирует государственные финансы, так как ущемляются интересы бюджета через недополученные налоги и утрату контроля над стратегическими предприятиями [10]. Для наглядного отражения комплексного воздействия криминальных банкротств на национальную экономику представлен рисунок 1, систематизирующий ключевые последствия по четырем уровням: рыночному, институциональному, социальному и макроэкономическому.
Рис. 1. Системное влияние криминальных банкротств на экономическую безопасность государства.
Институт несостоятельности в России на протяжении длительного периода демонстрирует неэффективность функционирования, выполняя преимущественно неприсущие ему функции. Данное обстоятельство подтверждается высоким уровнем криминализации корпоративных банкротств, что деформирует рыночные механизмы ликвидации и реабилитации бизнеса. Согласно данным, представленным Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации за 2023 год [1], объем удовлетворенных требований кредиторов в рамках завершенных дел о банкротстве составил 105,62 млрд рублей, что эквивалентно лишь 2,34% от совокупного долга всех банкротов. В частности, юридические лица, признанные банкротами, погасили обязательства перед кредиторами на сумму 76,65 млрд рублей при общем объеме задолженности, достигающем 3,98 трлн рублей.
В том числе криминальные банкротства представляют собой явление, оказывающее деструктивное влияние на экономическую безопасность хозяйствующих субъектов [7]. Комплексный анализ динамики экономической преступности за трёхлетний период (2022-2024 гг.) выявляет противоречивые тенденции в структуре правонарушений. Согласно официальной статистике [2], отображенной на рисунке 2, число преступлений экономической направленности последовательно сокращалось в 2022 (-5,3%, до 111,4 тыс.) и 2023 гг. (-5,5%, до 105,3 тыс.), однако в 2024 г. зафиксирован рост на 0,2% (105,4 тыс.). При этом их доля в общем массиве преступлений остаётся стабильной: 5,7% (2022), 5,4% (2023), 5,5% (2024). Парадоксальная ситуация наблюдается в категории преступлений, непосредственно связанных с экономической деятельностью. Здесь прослеживается устойчивое снижение: на 10,9% за 2022-2023 гг. (с 37 713 до 33 552 случаев) и на 8,2% за 2023-2024 гг. (до 30 785 случаев). Таким образом, за три года объём данной категории сократился на 18,4%.
Рис. 2. Динамика преступлений экономической направленности и преступлений в сфере экономической деятельности за 2022–2024 гг.
Согласно информации Центрального Банка Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2024 года [3], отображенной на рисунке 3, численность заемщиков среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличилась до 682 332 участников кредитных отношений (в сравнении с 599 588 на аналогичную дату предыдущего года). Однако при этом отмечается негативная тенденция роста просроченной задолженности – ее удельный вес в структуре кредитования возрос с 13,3% до 17,1%, что свидетельствует о растущем финансовом напряжении в бизнес-секторе.
Рис. 3. Рост числа заемщиков и уровня просроченной задолженности (2023–2024)
Криминальные банкротства характеризуются многоаспектностью целевых установок субъектов противоправной деятельности. Анализ современной криминологической ситуации позволяет выделить комплекс мотивационных факторов, детерминирующих совершение преступлений в данной сфере: оптимизация налоговых обязательств, реструктуризация долговых обязательств перед контрагентами, неправомерное отчуждение имущественных активов, рационализация использования материальных ресурсов для реализации более перспективных направлений предпринимательской деятельности, а также минимизация предпринимательских рисков [9].
Рис. 4. Распределение мотивационных факторов криминальных банкротств
На рисунке 4 показано, что первые три мотивационных фактора — а именно оптимизация налоговых обязательств, реструктуризация долговых обязательств и неправомерное отчуждение имущественных активов — обусловливают 75% всех выявленных случаев. Данное распределение подтверждается действием принципа Парето (20/80), согласно которому наиболее значимая доля последствий обусловлена относительно небольшим числом причин. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости концентрации внимания и ресурсов на данных факторах с целью повышения эффективности мер противодействия криминальным банкротствам.
Генезисом противоправного поведения выступают противоречия между публичными интересами государственно-общественного характера и частноправовыми интересами хозяйствующих субъектов. Они формируют у участников института несостоятельности потребность в поиске механизмов оптимизации налоговых обязательств, что обусловливает широкое распространение фиктивных банкротств как эффективного инструмента достижения корыстных целей. Особого внимания заслуживает проблема преднамеренного и фиктивного банкротства, которая напрямую связана с динамикой роста задолженности юридических лиц.
Взаимосвязь экономических процессов и правового регулирования бизнеса демонстрирует существенный разрыв между установленными законом условиями ведения предпринимательской деятельности и реальными условиями хозяйствования [11]. Субъекты экономической деятельности часто оказываются вынуждены осуществлять предпринимательскую деятельность с нарушением действующего законодательного регулирования ввиду его неспособности обеспечивать защиту их законных прав и интересов. Основными инициаторами возбуждения дел о банкротстве, согласно статистическим данным, выступают кредиторы, на долю которых приходится более 55% всех заявлений. Это превышает количество обращений со стороны уполномоченных органов и самих должников, что подчеркивает активную роль кредиторов в инициировании процедур банкротства.
Анализ судебной практики подтверждает тенденцию участия аффилированных лиц в процедурах банкротства с целью включения требований в реестр кредиторов. При этом наблюдается стремление скрыть наличие корпоративной связи с должником или искусственное завышение очередности удовлетворения требований. В ряде случаев данная практика маскируется фактическим финансированием должника, в том числе компенсационного характера. Особую значимость приобретает групповой характер совершения криминальных банкротств, осуществляемых организованными объединениями, включающими помимо традиционных участников (руководителей организации-должника, акционеров, бухгалтеров, арбитражных управляющих) также внешних консультантов - юристов, оценщиков, финансовых экспертов. Характерной чертой таких объединений является их ориентация на совершение единичного преступления, что существенно затрудняет процессуальное оформление данных деяний. В научной литературе справедливо отмечается необходимость совершенствования уголовно-правового регулирования путем введения квалифицирующих признаков, связанных с групповым способом совершения преступлений в сфере банкротства. Данный подход обусловлен высокой латентностью подобных деяний и сложностью их расследования.
Рис. 5. Организационная структура взаимодействия участников криминальных банкротств
На рисунке 5 демонстрируются функциональные связи между участниками криминальных банкротств, включая руководителей, акционеров, бухгалтеров, арбитражных управляющих и внешних консультантов. Взаимодействие направлено на реализацию противоправных действий в рамках процедур банкротства.
При анализе взаимоотношений должника и аффилированных лиц следует принимать во внимание правовую природу договора займа, заключенного между ними. Наличие подобных правоотношений должно подтверждаться реальными экономическими связями, при этом форма участия в жизни подконтрольного лица определяется сторонами самостоятельно на основе принципа автономии воли. Иная правовая оценка должна даваться ситуациям, когда контролирующее лицо обращается с требованием о включении в число кредиторов на определенной стадии банкротства при наличии судебного решения о взыскании задолженности по договору займа. В данном случае предоставление займа подконтрольному лицу, находящемуся в состоянии кризиса, рассматривается как попытка восстановления его платежеспособности, что обусловливает специальный порядок удовлетворения требований такого кредитора [4].
Динамичный характер института несостоятельности обусловливает необходимость постоянной адаптации уголовно-правовых и административно-правовых механизмов противодействия криминальным банкротствам. Внесение изменений в специальное законодательство о банкротстве должно сопровождаться соответствующими корректировками в смежных отраслях права для предупреждения возможного злоупотребления новыми правовыми конструкциями [8]. Задача осложняется высокой степенью криминализации данной сферы, обусловленной значительными финансовыми потоками и противоречием интересов участников института несостоятельности. Необходимость адаптации правовых механизмов особенно актуальна в условиях роста числа экономических преступлений.
Подводя итог, полученные в ходе исследования результаты актуализируют важность синхронизации норм специального законодательства о банкротстве с уголовно-правовыми и административными механизмами. Эффективность противодействия криминальным банкротствам напрямую зависит от способности правовой системы оперативно реагировать на новые формы злоупотреблений, обеспечивая баланс между защитой добросовестных участников рынка и пресечением противоправных практик. Авторами установлено, что ключевым драйвером криминализации банкротств остается конфликт между публичными и частными интересами, при этом динамика экономической преступности демонстрирует адаптивность противоправных схем, что требует пересмотра подходов к их идентификации и профилактике и подчеркивает необходимость усиления межведомственного взаимодействия и совершенствования методик расследования.
1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Статистические данные по делам о банкротстве. — 2023. [Электронный ресурс] URL: https://cdep.ru/?id=79.
2. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Официальная статистика преступлений экономической направленности за 2022–2024 гг. [Электронный ресурс] URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics.
3. Центральный Банк Российской Федерации. Отчет о состоянии кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2024 года. — 2024. [Электронный ресурс] URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/sors/credit/.
4. Звонарева, Н. С. Современные методики оценки ликвидности и платежеспособности организации / Н. С. Звонарева, А. В. Соколов // Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 14 июня 2023 года / Гл. редактор Э.В. Фомин. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 161-164.
5. Минаков, А. В. Финансирование развития цифровой экономики в современных условиях / А. В. Минаков, А. Е. Суглобов // Russian Journal of Management. – 2024. – Т. 12, № 1. – С. 37-49.
6. Музалева, Т. И. Возможности применения различных методик оценки вероятности банкротства организации / Т. И. Музалева // Анализ и современные информационные технологии в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства : Сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов / РЭУ им. Г.В. Плеханова. – Москва : Издательство "Аудитор", 2016. – С. 272-279.
7. Проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на региональном и отраслевом уровнях / А. В. Родионов, А. А. Буравова, В. Д. Бодько [и др.]. – Рязань : Академия права и управления, 2024. – 233 с.
8. Толмачев, М. Н. Анализ развития приоритетных отраслей российской экономики в современных условиях / М. Н. Толмачев, Н. С. Звонарева // Экономические науки. – 2024. – № 236. – С. 284-288.
9. Суглобов, А. Е. Проблемы обеспечения развития и повышения конкурентности в сфере розничного продуктового ритейла / А. Е. Суглобов, А. В. Минаков // Russian Journal of Management. – 2025. – Т. 13, № 1. – С. 137-152.
10. Шамонова, К. Р. возможности применения RegTech в системе противодействия финансовым преступлениям / К. Р. Шамонова, С. В. Музалев // Russian Journal of Management. – 2025. – Т. 13, № 1. – С. 126-136. – DOIhttps://doi.org/10.29039/2500-1469-2025-13-1-126-136.
11. Шамонова, К. Р. Правовое регулирование и международный опыт применения RegTech-решений / К. Р. Шамонова, , С. В. Музалев // Экономические науки. – 2025. – № 243. – С. 290-295.