ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СГЛАЖИВАНИЯ ДИСПРОПОРЦИЙ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Экономическое и социальное развитие отдельных регионов любого государства неизбежно порождает проблемы равномерности развития, при чем не только между регионами, но и внутри указанных регионов, между их экономическими субъектами. Отметим, что указанная проблема возникает не только у территориально крупных стран со множеством регионов. Если диспропорция не слишком велика, это может стать стимулом для отстающих регионов. Однако чрезмерная асимметрия приведёт к разделению территорий на более и менее развитые, что вызовет проблему внутренней устойчивости государства. Выравнивание - это политика, которая ориентирована на постепенное сокращение разрыва в уровне развития экономики и социальной сферы. Результатом применения методологического подхода к стратегическому регулированию диспропорций является формирование моделей и разработка мер такого регулирования в рамках механизма сглаживания диспропорций социально – экономического состояния регионов.

Ключевые слова:
организационно-экономический механизм, сбалансированность, региональная социально-экономическая система, региональные системы, диспропорции
Текст

 

Региональная диспропорция - это неравномерное развитие экономических, социальных и других сфер в разных регионах, для устранения которой существует механизм сглаживания диспропорций. Эту проблему изучали такие учёные, как Е. С. Мищеряков, С. В. Акулёнок и В. С. Панфилов, уделяя внимание вопросам обеспечения равного доступа к социальным услугам в разных регионах.

Исторический аспект диспропорций в развитии различных регионов и стран можно проследить на примере древних цивилизаций, когда некоторые из них достигали высокого уровня развития благодаря удачному расположению, ресурсам и культурным особенностям, в то время как другие отставали из-за неблагоприятных условий или внешних факторов. Эти диспропорции сохранялись и усиливались на протяжении веков, влияя на экономическое, социальное и политическое развитие регионов, и стали основой для формирования современного мирового порядка.

В России же после распада СССР началось формирование новых экономических и социальных структур, что привело к развитию диспропорций в различных сферах жизни общества. В условиях перехода к рыночной экономике и политических трансформаций возникли значительные различия в уровне жизни, доступе к ресурсам и возможностям между регионами и социальными группами, а также между городскими и сельскими территориями. В результате развития РФ современные диспропорции выражаются в различии уровня доступа к социальным услугам и развитию региональной экономики: в неравномерном распределении бюджетных средств, разнице в качестве образования и здравоохранения, уровне безработицы и доходов населения, а также в дисбалансе экономического развития между регионами [1].

Выравнивание - это механизм сглаживания диспропорций, который используется для уменьшения различий между регионами, отраслями или социальными группами в экономическом развитии, уровне жизни и других показателях. Этот процесс направлен на создание более сбалансированной и устойчивой экономической системы, где ресурсы распределяются более равномерно, а возможности для роста и развития предоставляются всем участникам [2].

Механизм сглаживания диспропорций на уровне регионов нужен для обеспечения более равномерного социально-экономического развития территорий, уменьшения разрыва в уровне жизни населения и создания условий для устойчивого роста в менее развитых областях, что в итоге способствует общему укреплению экономики страны и повышению её конкурентоспособности.

Для сглаживания региональных диспропорций применяются различные меры. Среди экономических мер можно выделить:

  • Субсидии и дотации: предоставление финансовой помощи из федерального бюджета регионам с низким уровнем развития для поддержки их экономического роста.
  • Инвестиционные программы: реализация проектов по развитию инфраструктуры, промышленности и других секторов экономики в менее развитых регионах.
  • Налоговые льготы: предоставление налоговых преференций для инвесторов и предприятий, работающих в менее развитых регионах, чтобы стимулировать их деятельность.

Институциональные меры включают:

  • Создание специальных экономических зон: формирование территорий с особыми условиями для ведения бизнеса, чтобы привлечь инвестиции и создать новые рабочие места.
  • Развитие межрегионального сотрудничества: организация взаимодействия между регионами для обмена опытом, ресурсами и технологиями.
  • Совершенствование системы управления: оптимизация структуры и функций органов власти, повышение их эффективности и прозрачности для улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций в регионы.

Для эффективного управления регионами нужно быстро находить и анализировать диспропорции, создавать базу данных для их сбалансированного развития. Цель мониторинга - обеспечить основу для развития и регулирования регионов, определить приоритеты и оперативно принимать меры для социально-экономического роста территорий [4]. Аналитическая база нужна для оценки состояния и потенциала регионов. Она помогает выявить и исправить диспропорции, понять их причины и тенденции к снижению. Для этого нужно постоянно анализировать состояние региональной системы и собирать данные по регионам России, что позволит [3]:

  •     создать базы данных для разработки мер по выравниванию асимметрии и развитию.;
  • выявить причины социально-экономической асимметрии через группировку регионов;
  • корректировать оценки социально-экономического развития;
  • составить рейтинги факторов развития регионов;
  • объединить регионы в группы по потребностям в господдержке;

Для анализа нужно классифицировать регионы по способности адаптироваться к экономике (Таблица 1).

 

 

Таблица 1

Признаки регионов по адаптированию к экономическим условиям

Признак

Характеристика

1. Успешно работающие регион

- выгодные условия расположения (географические и климатические)

- развитая инфраструктура, центры являются транзитом для перевозок транспортных потоков

- наличие полезных ископаемых

- наличие экономического потенциала способный к саморазвитию

- завитая социальная сфера

- условия для развития малого бизнеса

- производство продукции на экспорт

 

2. Среднеадаптированные регион

- существующий экономический потенциал претерпел кризис и не способствует должному уровню саморазвития

- выпускаемая продукция реализуется ниже себестоимости и регион не может конкурировать в условиях налоговой и ценовой политики

3. Слабоадаптированные регион

- экономический потенциал претерпел кризис и утрачен частично, что не способствует саморазвитию

- высококвалифициоронные специалисты утеряны

- депрессивное состояние экономики и социальной сферы 

 

 

Разрыв в социально-экономическом развитии регионов России угрожает экономической целостности страны. Неравномерное распределение ресурсов и централизация доходов усугубляют диспропорции между регионами.

Анализ бюджетных инструментов выравнивания развития регионов показывает их низкую эффективность: плохо работают выравнивающие и стимулирующие механизмы, целевые программы и внебюджетные фонды межбюджетного распределения задействованы не полностью [5].

 

 

 

Рис. 1. Организационно-экономический механизм сглаживания диспропорций социально – экономического состояния регионов

 

Таким образом, для сокращения экономических и социальных различий между регионами нужно [6]:

  • проанализировать регионы (их экономику, социальные и финансовые показатели);
  • определить типы регионов (доноры и депрессивные территории);
  • разработать механизмы развития с инструментами для снижения поляризации;
  • реализовать меры по уменьшению региональных различий;
  • отслеживать эффективность стратегии;
  • оценивать результаты для корректировки решений.

Несмотря на усилия по их устранению, полная ликвидация экономических диспропорций представляется маловероятной из-за сложности экономических систем и многообразия влияющих на них факторов. Важно понимать, что даже при успешном достижении оптимального уровня развития экономика всё равно будет сталкиваться с диспропорциональностью. Тем не менее стремление к достижению оптимального уровня экономических диспропорций является важной задачей экономической политики. Оптимальный уровень экономических диспропорций — это такое состояние экономики, при котором существующие различия и неравномерности в развитии отдельных отраслей, регионов или социальных групп не приводят к серьёзным сбоям в функционировании экономической системы, а напротив, стимулируют её развитие и адаптацию к изменяющимся условиям. 

В связи с этим, стратегическое регулирование социально-экономических региональных диспропорций должно базироваться на методологическом подходе, который ляжет в основу концепции и механизма управления. Важной частью механизма станут модели такого регулирования. Для анализа диспропорций и оценки их влияния на экономическое пространство регионов нужны модели. Хотя существует множество моделей с разным математическим аппаратом для решения региональных задач, пока не определены модели и параметры, которые сигнализировали бы о необходимости регулирования диспропорций развития регионов [7].

Без методологических основ нельзя создать модель для стратегического регулирования диспропорций. Такие основы нужны, чтобы:

  • комплексно оценивать диспропорции;
  • привлекать всех заинтересованных;
  • обеспечить взаимосвязь составляющих.

Методология позволяет формировать модели и меры регулирования диспропорций. Значит, выбирая методологические основы, нужно сразу определить ключевые черты моделирования этого процесса [8]. Выделим следующие шаги:

Сначала надо определиться: выравнивать низкие социально-экономические показатели до средних по стране или снижать высокие и выравнивать все значения.

Потом выбрать сроки корректировки дисбалансов: в краткосрочной перспективе можно устранять социальные, а в долгосрочной — экономические диспропорции с учётом целей развития регионов и страны.

Также нужно выбрать методы уменьшения диспропорций. Рыночные методы саморегулирования экономики подходят только для краткосрочного выравнивания отдельных показателей. Директивные и индикативные методы от органов власти эффективнее для корректировки диспропорций.

В законах и научных работах о региональной политике обсуждаются способы устранения дисбаланса и достижения равномерного развития регионов. Проблематика региональных различий всё ещё актуальна, что требует поиска новых эффективных механизмов для её решения.

Существует множество различных механизмов. Для социально-экономического развития обычно используют особые экономические зоны, промышленную инфраструктуру, поддержку компаний-работодателей, региональные фонды и другие механизмы. Самый распространённый и эффективный — финансовая поддержка. Для анализа регионального развития подходят комплексные модели:

  1. Оценки неравномерности: анализ α и β конвергенции для оценки регионального дисбаланса, учёт влияния циклических факторов на динамику сближения, поиск новых подходов, оценка угрозы экономике через производственно-институциональные показатели.
  2. Оценки финансовых механизмов: анализ влияния трансферов на экономику и социальные показатели регионов.
  3. Определение источников дисбалансов: анализ роста и динамики социально-экономических кластеров, классификация регионов, выявление причин неравномерного развития.
  4. Подбор сценария сбалансированного развития: перераспределение ресурсов в эффективные производства для импортозамещения и инфраструктурных проектов, стимулирование развития регионов и социальной инфраструктуры.

Управление диспропорциями в экономике, социальной сфере и демографии регионов - приоритет при разработке стратегии развития субъектов Федерации. Эти проблемы влияют на инвестиционную привлекательность и усиливают различия между регионами. Анализ методов управления региональным развитием показывает, что вопрос требует дополнительного изучения. Нужно исследовать научные работы по теории и методологии социально-экономического развития регионов.

Развитие регионов изучают И. С. Белик, Л. А. Гамидуллаев, Д. А. Балдин и другие учёные. Они исследуют методологические вопросы управления развитием регионов.

Методология управления региональным развитием включает принципы, инструменты, концепции и методы для принятия стратегических решений.

А. В. Иволга и А. А. Чаплицкая изучают устойчивое развитие и стратегическое планирование регионов. Они анализируют прогноз регионального развития и концепцию экономической политики, определяя стратегическое управление региональной социально-экономической системой как приоритетную функцию.

  • анализ проблем управления, влияющих на стратегию развития регионов;
  • анализ тенденций и элементов системы управления;
  • обобщение результатов.

Модель социально-экономического развития региона должна базироваться на прогнозных инструментах и концепциях политики региональной экономики.

Есть две стратегии управления региональным развитием: корпоративная и территориальная.

Корпоративная стратегия основана на опыте стратегического планирования в корпоративных образованиях и включает:

  • определение цели развития;
  • анализ внешней среды региона;
  • SWOT-анализ;
  • разработку концепции развития;
  • планирование реализации;
  • оценку эффективности стратегии и её корректировку.

Территориальная стратегия направлена на развитие региональной экономики. Она включает разработку стратегического плана с критериями, целями и задачами управления, анализ проблем, использование преимуществ региона, выбор сценариев и стратегий развития, прогноз социально-экономического развития. Цель — повышение уровня жизни населения.

Региональное управление основывается на системе управления взаимосвязями отраслей экономики (Рисунок 2).

 

 

Рис. 2. Управление регионов на основании взаимосвязи отраслей экономики

 

 

В основе регулирования диспропорций лежат различные стратегии. Важно учитывать их особенности и теоретические подходы, которые могут стать основой методологического подхода к стратегическому регулированию диспропорций.

В России регулирование диспропорций должно учитывать подход, основанный на децентрализации власти. Поскольку регионы имеют разные исходные условия, государство должно применять регулирующие механизмы. Иначе полномочия по управлению хозяйственной деятельностью могут усилить экономическую мощь отдельных регионов, что усугубит диспропорции.

Для решения проблемы можно использовать: согласованные действия регионов и совместные проекты; компенсаторные механизмы для экономически сильных регионов, которые передают средства в госбюджет для последующего распределения; регулирование объёмов государственной помощи и капитальных инвестиций в зависимости от темпов экономического развития и социально-экономических показателей (чем выше темпы, тем меньше помощь).

 

 

Список литературы

1. Репушевская О.А. Характеристика факторов и условий, оказывающие влияние на сбалансированность организационно-экономического механизма развития регионов// О.А. Репушевская, А.Е. Суглобов. – Текст: электронный// Russian Journal of Management. – 2025. – Т.13 – № 1. – С.102-113.

2. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. – М.: Советское радио, 1972. –223 с.

3. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический взгляд // Исследования по общей теории систем. – М.: Прогресс, 1969. – С. 23 – 82.

4. Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука): в 2-х кн.– М.: Экономика, 1989. – Кн. 1. – 304 с.; Кн. 2. – 351 с.

5. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. – 2-е изд. – М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. – 344 с.

6. Минаков, А.В. Проблемы развития цифровой экономики регионов России / А.В. Минаков, А.Е. Суглобов. – Текст: непосредственный// Вопросы региональной экономики. – 2022. – № 4 (53). – С. 63-72.

7. Репушевская, О.А. Алгоритм оценки устойчивого развития региональной социально-экономической системы /О.А. Репушевская. – Текст: непосредственный // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2025. – № 15(1). – С. 109-116.

8. Репушевская, О.А. Формирование теории кластеров для сглаживания региональной дифференциации социально-экономического развития/О.А. Репушевская. – Текст: электронный// Russian Journal of Management. – 2024. – Т.12 – № 3. – С.169-179.


Войти или Создать
* Забыли пароль?