ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОКСО 38.00.00 Экономика и управление
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
в статье представлены результаты анализа нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере обеспечения кадровой безопасности. Выделены аспекты и направления реализации государственной политики, направленной на совершенствование механизмов кадрового обеспечения и развития человеческого потенциала. Показаны современные тенденции и требования, сформированные на рынке труда. Сформулированы факторы обеспечения кадровой безопасности.
человеческий потенциал, трудовые ресурсы, кадровая безопасность, кадровое обеспечение
Политическое руководство страны неоднократно указывало на проблемы, непосредственно касающиеся кадровой безопасности. В Послании к Федеральному собранию Президент РФ отметил [18]: «все меры государственной поддержки инвестиций, создание и модернизация предприятий должны быть увязаны с повышением заработных плат сотрудников, с улучшением условий труда и социальных пакетов для работников». В.В. Путин также обратил внимание на необходимость насыщения экономики квалифицированными кадрами и отечественными передовыми технологиями для недопущения замедления экономического роста.
Основная тема Санкт-Петербуржского международного форума труда в 2024 году (далее - Форум) звучала так: «Труд, занятость, человеческий капитал: новые сложности и новые решения» [25]. Участники Форума пришли к выводу о неэффективности применения дешевой рабочей силы, обсудили новые подходы к управлению человеческим капиталам и его развитию. Председатель Комитета по труду и занятости Петербурга Д.А. Чернейко отметил «повсеместный рост зарплат и то, что серьезные компании все больше ресурсов вкладывают в трудосбережение и повышение производительности труда». «Важная задача, - говорит он. - Научиться управлять человеческим капиталом, уровнем занятости, а для этого необходимо объединить усилия власти, бизнеса, и образования. Экономика сегодня стала человекоцентричной, без человека она не работает».
Стоит отметить, что данный вопрос ранее поднимала В.И. Матвиенко. На ПМЭФ в 2019 году она говорила о необходимости стабильного пополнения трудовых ресурсов для устойчивого развития экономики, об активизации демографической политики [19].
Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.В. Мантуров подчеркивает, что для увеличения объемов производства и обеспечения технологического суверенитета страны необходимо обеспечить отрасли высококвалифицированными кадрами [23].
Однако в документах стратегического планирования данная проблематика развития не получила. Отсутствуют конкретные планы, стратегии обеспечения кадровой безопасности. По результатам исследования нормативно-правовой базы процессов обеспечения кадровой безопасности (приложение) мы можем сформулировать следующие выводы: в законодательных актах и документах стратегического планирования не встречаются понятия «кадровая безопасность» или «обеспечение кадровой безопасности», отсутствуют профильные документы, регламентирующие работу в данной сфере.
Отдельные аспекты обеспечения кадровой безопасности обозначены в ряде нормативно-правовых актов, государственных программ и национальных проектов (таблица 1).
Таблица 1
Нормативно-правовая база обеспечения кадровой безопасности [1-18]
Нормативно-правовой акт |
Приоритетные направления обеспечения кадровой безопасности |
||||
Человеческий капитал |
Человеческие ресурсы |
Экономический рост |
Национальная безопасность |
|
|
Конституция РФ |
+ |
+ |
|
+ |
|
"Об основах социального обслуживания граждан в РФ" |
+ |
+ |
|
|
|
"Об образовании в РФ" |
+ |
+ |
|
|
|
"О персональных данных" |
+ |
|
|
+ |
|
О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
"Об утверждении Концепции внешней политики РФ" |
+ |
|
+ |
+ |
|
«О Стратегии национальной безопасности РФ» |
+ |
|
+ |
+ |
|
Трудовой кодекс РФ |
|
+ |
|
|
|
«О занятости населения в РФ» |
+ |
+ |
+ |
|
|
«О минимальном размере оплаты труда» |
+ |
+ |
|
|
|
«О специальной оценке условий труда» |
|
+ |
|
|
|
"О науке и государственной научно-технической политике" |
|
+ |
+ |
+ |
|
"О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года" |
+ |
|
+ |
+ |
|
"Об утверждении государственной программы РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
|
+ |
+ |
+ |
|
"О стратегическом планировании в РФ" |
+ |
|
|
+ |
|
"О Стратегии научно-технологического развития РФ" |
|
+ |
|
+ |
|
Концепцией технологического развития на период до 2030 года |
|
+ |
+ |
|
|
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года |
+ |
+ |
+ |
|
|
Послание Президента Федеральному Собранию |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Указанные нормативные документы содержат отдельные положения, направленные на формирование системы кадровой безопасности. Социальный аспект проблемы реализуется в инструментарии государственной политики в части укрепления государственного и культурно-ценностного суверенитета, формирования устойчивого фундамента традиционных духовно-нравственных ценностей человека, патриотизма, приоритета человека и социальной справедливости при одновременной открытости внешнему миру.
Каждое из направлений государственной политики непосредственно связано и напрямую зависит от уровня экономического развития. Анализ представленных нормативных документов показал, что большинство актов учитывает экономические интересы государства: повышение качества и уровня жизни населения, внедрение инноваций, улучшение демографических показателей, повышение производительность труда и автоматизации производств и т.д.
Инновации и ресурсное обеспечение научной сферы определяются тенденциями развития информационных технологий. Уровень внедрения и ускоряющееся развитие техники, технологий, ИИ требуют рассматривать трансформацию науки как основное условие развития страны. Поддержание темпов научно-технического развития – это реакция государства на комплекс угроз и вызовов, определение возможностей для нивелирования угроз, масштаб которых требует интенсивного способа увеличения используемых ресурсов. Первый вице-премьер «Российского союза инженеров» И.А. Андриевский отмечает, что «курс России на технологический суверенитет и активная государственная поддержка этого направления с 2022 года обеспечивают высокую инвестиционную активность в производственной сфере» [24].
Следствием качественных изменений в структуре хозяйствования стало повышение спроса на квалифицированные научные кадры. Низкие показатели безработицы свидетельствуют о высокой потребности государственного и частного секторов в расширении трудовых ресурсов. Работодатели заинтересованы в развитии человеческих ресурсов. Коммерческие организации организовывают для сотрудников программы повышения квалификации, обучения и переобучения, а также предоставляют корпоративные преференции. Государственные программы предусматривают предоставление бесплатного обучения для некоторых категорий лиц [22]: лица предпенсионного возраста и старше 50 лет; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; граждане, вставшие на учет в службу занятости; инвалиды и др.
Инвестиции в образование и повышение квалификации, здоровье и улучшения качества жизни являются также источниками накопления человеческого капитала. Кроме того, в 2018 году были анонсированы масштабные национальные проекты по направлениям «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост»[10]. В 2024 году Президент РФ объявил о разработке нового проекта «Кадры» [21]. Программа направлена на формирование гибкой и эффективной системы подготовки специалистов с учетом тенденций в сфере технологий и стратегий развития отраслей. Правительство подчеркивает важность проекта с учетом того, что он прямо или косвенно влияет на достижение других целей национального развития.
Вопросы развития человеческого капитала и человеческих ресурсов крайне важны для выполнения стратегических целей развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности страны. В профильных документах в числе показателей, характеризующих перспективный уровень развития экономической системы, указано наличие эффективных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики, совершенствование системы подбора и развития кадров для органов государственной власти. Выполнение поставленных задач возможно при реализации принципа обеспечения равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификации [11].
Развитие человеческого потенциала входит в перечень национальных интересов Российской Федерации. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации сказано: «Основными факторами, определяющими положение и роль Российской Федерации в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала, способность обеспечить технологическое лидерство, эффективность государственного управления и перевод экономики на новую технологическую основу» [13].
Тенденции, выявленные в результате анализа статистических данных, сложились под влиянием внутренних и внешних экономических, политических и социальных факторов. Организация, как система открытого типа, функционирует в условиях неопределенной, изменяющейся внешней среды, оказывающей непосредственное влияние и находящейся во взаимосвязи с ресурсами и процессами внутри организации. Внутренний потенциал позволяет использовать внешние возможности не только для достижения целевых показателей, но и в качестве инструмента для смягчения угроз и обеспечения безопасности. Таким образом, мы можем представить факторы, влияющие на кадровую безопасность, в виде таблицы.
Таблица 2
Факторы обеспечения кадровой безопасности
Факторы |
Ограничения |
Возможности |
Внешние факторы |
||
Экономические |
Уровень жизни Уровень образования |
Инвестиции Потребность = ресурсы |
Политические |
Политическая стабильность Приоритеты государственной политики |
Законодательная база Идеология |
Технические |
Тенденции НТП Уровень НТП и производства |
Кооперация смежных секторов Отечественная цифровизация, ИИ |
Социальные |
Демографическая структура Структура занятости Культура |
Тенденции Нормы и ценности |
Внутренние факторы |
||
Производство |
Уровень квалификации Человеческий фактор |
Обучение Кооперация и координация |
Финансы |
Поиск и подбор персонала Компенсация неправильного выбора |
Получение дополнительной прибыли Повышение стоимости специалиста |
Персонал / маркетинг |
Ошибки при расчёте потребности в персонале Опыт работы |
Перераспределение нагрузки Обучение, переобучение |
Управление |
Стиль управление (цели руководителя) Корпоративная культура |
Управление персоналом Система коммуникация |
Эффективная система кадровой безопасности обеспечивает такие преимущества для организации, как поддержание конкурентных позиций
на рынке, минимизацию расходов на компенсацию ущерба, предупреждение правонарушений. Внешняя среда определяет тенденции, которые будут влиять на кадровую политику и трудовые ресурсы. Ограничения и возможности, обусловленные воздействием внутренних факторов, имеют дуалистический характер, так как персонал является одновременно объектом и субъектом в части функционирования системы кадровой безопасности.
Совокупность факторов, определяющих направления обеспечения кадровой безопасности мы представили на схеме (рисунок 1).
Рис. 1. Факторы обеспечения кадровой безопасности
Комплекс факторов внутренней и внешней среды под влиянием тенденций определяет условия и направления кадровой безопасности. Одновременно с этим уровень обеспечения кадровой безопасности оказывает непосредственное влияние на деятельность организации, в части кадровой политики, стиля управления и производительности труда.
Таким образом, кадровая безопасность в большей степени обеспечивается за счет направления внутренней политики организации, в части разработки стратегии, подбора и проверки кандидатов, мотивации и обеспечения лояльности персонала, внутреннего контроля и др. Однако под влиянием внешних тенденций происходит процесс формирования методологических подходов к обеспечению кадровой безопасности. Факт, что в настоящее время не существует нормативно-правовой базы, регламентирующей данной направление государственной политики в полной мере, имеет под собой совокупность обстоятельств, в том числе низкий уровень обеспеченности ресурсами и развития информационной инфраструктуры, обострение геополитической ситуации, моральный и физический износ производственной базы страны и т.д. Однако, основываясь на результатах произведенного анализа нормативных документов и официальных заявлений представителей власти, мы можем сделать вывод о том, что обеспечение кадровой безопасности на всех уровнях хозяйствования становится все более актуальным направлением государственной политики.
Причина сложившихся глобальных тенденций заключается в том, что на современном этапе развития основу экономики составляют нематериальные активы: научные разработки, бренды и деловая репутация, технологии, авторские права на интеллектуальную собственность. Создание и эффективное использование данных активов зависит от высококвалифицированных сотрудников. Гарри С. Беккер в статье «Эпоха человеческого капитала» утверждает, что человеческий капитал является наиболее важной формой капитала в современной экономике. «Экономический результат, как отдельных людей, так и экономики страны в целом зависит от того, насколько широко и эффективно люди инвестируют в себя, - пишет он. – Технологии представляют собой движущую силу экономики, но человеческий капитал, безусловно, является топливом для прогресса» [20].
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024)
3. Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 12.12.2023 N 565-ФЗ (последняя редакция)
4. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция)
7. Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ (последняя редакция)
8. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ (последняя редакция)
9. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
10. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"
12. Указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"
13. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
14. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"
15. Указ Президента РФ от 28.02.2024 N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
16. "Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года" (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р) (с изм. от 24.12.2021)
17. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
18. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585
19. Без развития человеческого капитала невозможно рассчитывать на устойчивый рост [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://council.gov.ru/events/news/105522/
20. Гэри С. Беккер. Эпоха человеческого капитала [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.hoover.org/sites/default/files/uploads/documents/0817928928_3.pdf
21. Нацпроект «Кадры» – системообразующий для всей экономики страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ac.gov.ru/news/page/nacproekt-kadry-sistemoobrazuusij-dla-vsej-ekonomiki-strany-27858?ysclid=m2n918hpxw907415455
22. Обучение граждан в рамках федерального проекта «Активные меры содействия занятости» национального проекта «Кадры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://trudvsem.ru/information-pages/support-employment/
23. Путин назвал средство преодоления дефицита кадров в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://trt-tv.ru/2024/11/07/putin-nazval-sredstvo-preodoleniya-deficzita-kadrov-v-rossii/
24. Трудовые ресурсы становятся главным фактором роста экономики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rg.ru/2024/06/27/ochered-ne-stoit.html?ysclid=m3ib4ypvd7757766085
25. Человеческий капитал, искусственный интеллект и экономика высоких зарплат: эксперты обсудили новую реальность рынка труда в России // VIII Санкт Петербургский международный форум труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27571.5/4894852/?ysclid=m3fxgekkha946095517