METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PERSONNEL SECURITY IN ORGANIZATIONS AND LARGE SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of the analysis of the regulatory framework of the Russian Federation in the field of personnel security. The aspects and directions of the implementation of state policy aimed at improving the mechanisms of personnel provision and development of human potential are highlighted. The current trends and requirements formed in the labor market are shown. The factors of ensuring personnel security are formulated.

Keywords:
human potential, labor resources, personnel security, personnel development
Text

 

Политическое руководство страны неоднократно указывало на проблемы, непосредственно касающиеся кадровой безопасности. В Послании к Федеральному собранию Президент РФ отметил [18]: «все меры государственной поддержки инвестиций, создание и модернизация предприятий должны быть увязаны с повышением заработных плат сотрудников, с улучшением условий труда и социальных пакетов для работников». В.В. Путин также обратил внимание на необходимость насыщения экономики квалифицированными кадрами и отечественными передовыми технологиями для недопущения замедления экономического роста.

Основная тема Санкт-Петербуржского международного форума труда в 2024 году (далее - Форум) звучала так: «Труд, занятость, человеческий капитал: новые сложности и новые решения» [25]. Участники Форума пришли к выводу о неэффективности применения дешевой рабочей силы, обсудили новые подходы к управлению человеческим капиталам и его развитию. Председатель Комитета по труду и занятости Петербурга Д.А. Чернейко отметил «повсеместный рост зарплат и то, что серьезные компании все больше ресурсов вкладывают в трудосбережение и повышение производительности труда». «Важная задача, - говорит он. - Научиться управлять человеческим капиталом, уровнем занятости, а для этого необходимо объединить усилия власти, бизнеса, и образования. Экономика сегодня стала человекоцентричной, без человека она не работает».

Стоит отметить, что данный вопрос ранее поднимала В.И. Матвиенко. На ПМЭФ в 2019 году она говорила о необходимости стабильного пополнения трудовых ресурсов для устойчивого развития экономики, об активизации демографической политики [19].

Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.В. Мантуров подчеркивает, что для увеличения объемов производства и обеспечения технологического суверенитета страны необходимо обеспечить отрасли высококвалифицированными кадрами [23].

Однако в документах стратегического планирования данная проблематика развития не получила. Отсутствуют конкретные планы, стратегии обеспечения кадровой безопасности. По результатам исследования нормативно-правовой базы процессов обеспечения кадровой безопасности (приложение) мы можем сформулировать следующие выводы: в законодательных актах и документах стратегического планирования не встречаются понятия «кадровая безопасность» или «обеспечение кадровой безопасности», отсутствуют профильные документы, регламентирующие работу в данной сфере.

Отдельные аспекты обеспечения кадровой безопасности обозначены в ряде нормативно-правовых актов, государственных программ и национальных проектов (таблица 1).

 

Таблица 1

Нормативно-правовая база обеспечения кадровой безопасности [1-18]

 

Нормативно-правовой акт

Приоритетные направления обеспечения кадровой безопасности

Человеческий капитал

Человеческие ресурсы

Экономический рост

Национальная безопасность

 

Конституция РФ

+

+

 

+

 

"Об основах социального обслуживания граждан в РФ"

+

+

 

 

 

"Об образовании в РФ"

+

+

 

 

 

"О персональных данных"

+

 

 

+

 

О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года

+

+

+

+

 

"Об утверждении Концепции внешней политики РФ"

+

 

+

+

 

«О Стратегии национальной безопасности РФ»

+

 

+

+

 

Трудовой кодекс РФ

 

+

 

 

 

«О занятости населения в РФ»

+

+

+

 

 

«О минимальном размере оплаты труда»

+

+

 

 

 

«О специальной оценке условий труда»

 

+

 

 

 

"О науке и государственной научно-технической политике"

 

+

+

+

 

"О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года"

+

 

+

+

 

"Об утверждении государственной программы РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика"

 

+

+

+

 

"О стратегическом планировании в РФ"

+

 

 

+

 

"О Стратегии научно-технологического развития РФ"

 

+

 

+

 

Концепцией технологического развития на период до 2030 года

 

+

+

 

 

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года

+

+

+

 

 

Послание Президента Федеральному Собранию

+

+

+

+

 

 

Указанные нормативные документы содержат отдельные положения, направленные на формирование системы кадровой безопасности. Социальный аспект проблемы реализуется в инструментарии государственной политики в части укрепления государственного и культурно-ценностного суверенитета, формирования устойчивого фундамента традиционных духовно-нравственных ценностей человека, патриотизма, приоритета человека и социальной справедливости при одновременной открытости внешнему миру.

Каждое из направлений государственной политики непосредственно связано и напрямую зависит от уровня экономического развития. Анализ представленных нормативных документов показал, что большинство актов учитывает экономические интересы государства: повышение качества и уровня жизни населения, внедрение инноваций, улучшение демографических показателей, повышение производительность труда и автоматизации производств и т.д.

Инновации и ресурсное обеспечение научной сферы определяются тенденциями развития информационных технологий. Уровень внедрения и ускоряющееся развитие техники, технологий, ИИ требуют рассматривать трансформацию науки как основное условие развития страны. Поддержание темпов научно-технического развития – это реакция государства на комплекс угроз и вызовов, определение возможностей для нивелирования угроз, масштаб которых требует интенсивного способа увеличения используемых ресурсов. Первый вице-премьер «Российского союза инженеров» И.А. Андриевский отмечает, что «курс России на технологический суверенитет и активная государственная поддержка этого направления с 2022 года обеспечивают высокую инвестиционную активность в производственной сфере» [24].

Следствием качественных изменений в структуре хозяйствования стало повышение спроса на квалифицированные научные кадры. Низкие показатели безработицы свидетельствуют о высокой потребности государственного и частного секторов в расширении трудовых ресурсов. Работодатели заинтересованы в развитии человеческих ресурсов. Коммерческие организации организовывают для сотрудников программы повышения квалификации, обучения и переобучения, а также предоставляют корпоративные преференции. Государственные программы предусматривают предоставление бесплатного обучения для некоторых категорий лиц [22]: лица предпенсионного возраста и старше 50 лет; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; граждане, вставшие на учет в службу занятости; инвалиды и др.

Инвестиции в образование и повышение квалификации, здоровье и улучшения качества жизни являются также источниками накопления человеческого капитала. Кроме того, в 2018 году были анонсированы масштабные национальные проекты по направлениям «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост»[10]. В 2024 году Президент РФ объявил о разработке нового проекта «Кадры» [21]. Программа направлена на формирование гибкой и эффективной системы подготовки специалистов с учетом тенденций в сфере технологий и стратегий развития отраслей. Правительство подчеркивает важность проекта с учетом того, что он прямо или косвенно влияет на достижение других целей национального развития.

Вопросы развития человеческого капитала и человеческих ресурсов крайне важны для выполнения стратегических целей развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности страны. В профильных документах в числе показателей, характеризующих перспективный уровень развития экономической системы, указано наличие эффективных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики, совершенствование системы подбора и развития кадров для органов государственной власти. Выполнение поставленных задач возможно при реализации принципа обеспечения равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификации [11].

Развитие человеческого потенциала входит в перечень национальных интересов Российской Федерации. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации сказано: «Основными факторами, определяющими положение и роль Российской Федерации в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала, способность обеспечить технологическое лидерство, эффективность государственного управления и перевод экономики на новую технологическую основу» [13].

Тенденции, выявленные в результате анализа статистических данных, сложились под влиянием внутренних и внешних экономических, политических и социальных факторов. Организация, как система открытого типа, функционирует в условиях неопределенной, изменяющейся внешней среды, оказывающей непосредственное влияние и находящейся во взаимосвязи с ресурсами и процессами внутри организации. Внутренний потенциал позволяет использовать внешние возможности не только для достижения целевых показателей, но и в качестве инструмента для смягчения угроз и обеспечения безопасности. Таким образом, мы можем представить факторы, влияющие на кадровую безопасность, в виде таблицы.

 

Таблица 2

Факторы обеспечения кадровой безопасности

 

Факторы

Ограничения

Возможности

Внешние факторы

Экономические

Уровень жизни

Уровень образования

Инвестиции

Потребность = ресурсы

Политические

Политическая стабильность Приоритеты государственной политики

Законодательная база

Идеология

Технические

Тенденции НТП

Уровень НТП и производства

Кооперация смежных секторов

Отечественная цифровизация, ИИ

Социальные

Демографическая структура

Структура занятости

Культура

Тенденции

Нормы и ценности

Внутренние факторы

Производство

Уровень квалификации

Человеческий фактор

Обучение

Кооперация и координация

Финансы

Поиск и подбор персонала

Компенсация неправильного выбора

Получение дополнительной прибыли

Повышение стоимости специалиста

Персонал / маркетинг

Ошибки при расчёте потребности в персонале

Опыт работы

Перераспределение нагрузки

Обучение, переобучение

Управление

Стиль управление (цели руководителя)

Корпоративная культура

Управление персоналом

Система коммуникация

 

Эффективная система кадровой безопасности обеспечивает такие преимущества для организации, как поддержание конкурентных позиций
на рынке, минимизацию расходов на компенсацию ущерба, предупреждение правонарушений. Внешняя среда определяет тенденции, которые будут влиять на кадровую политику и трудовые ресурсы. Ограничения и возможности, обусловленные воздействием внутренних факторов, имеют дуалистический характер, так как персонал является одновременно объектом и субъектом в части функционирования системы кадровой безопасности.

Совокупность факторов, определяющих направления обеспечения кадровой безопасности мы представили на схеме (рисунок 1).

 

 

 

Рис. 1. Факторы обеспечения кадровой безопасности

 

Комплекс факторов внутренней и внешней среды под влиянием тенденций определяет условия и направления кадровой безопасности. Одновременно с этим уровень обеспечения кадровой безопасности оказывает непосредственное влияние на деятельность организации, в части кадровой политики, стиля управления и производительности труда.

Таким образом, кадровая безопасность в большей степени обеспечивается за счет направления внутренней политики организации, в части разработки стратегии, подбора и проверки кандидатов, мотивации и обеспечения лояльности персонала, внутреннего контроля и др. Однако под влиянием внешних тенденций происходит процесс формирования методологических подходов к обеспечению кадровой безопасности. Факт, что в настоящее время не существует нормативно-правовой базы, регламентирующей данной направление государственной политики в полной мере, имеет под собой совокупность обстоятельств, в том числе низкий уровень обеспеченности ресурсами и развития информационной инфраструктуры, обострение геополитической ситуации, моральный и физический износ производственной базы страны и т.д. Однако, основываясь на результатах произведенного анализа нормативных документов и официальных заявлений представителей власти, мы можем сделать вывод о том, что обеспечение кадровой безопасности на всех уровнях хозяйствования становится все более актуальным направлением государственной политики.

Причина сложившихся глобальных тенденций заключается в том, что на современном этапе развития основу экономики составляют нематериальные активы: научные разработки, бренды и деловая репутация, технологии, авторские права на интеллектуальную собственность. Создание и эффективное использование данных активов зависит от высококвалифицированных сотрудников. Гарри С. Беккер в статье «Эпоха человеческого капитала» утверждает, что человеческий капитал является наиболее важной формой капитала в современной экономике. «Экономический результат, как отдельных людей, так и экономики страны в целом зависит от того, насколько широко и эффективно люди инвестируют в себя, - пишет он. – Технологии представляют собой движущую силу экономики, но человеческий капитал, безусловно, является топливом для прогресса» [20].

 

 

References

1. "Konstituciya Rossiyskoy Federacii" (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obscherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020)

2. "Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federacii" ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 08.08.2024)

3. Federal'nyy zakon "O zanyatosti naseleniya v Rossiyskoy Federacii" ot 12.12.2023 N 565-FZ (poslednyaya redakciya)

4. Federal'nyy zakon "Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossiyskoy Federacii" ot 28.12.2013 N 442-FZ (poslednyaya redakciya)

5. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii" ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya)

6. Federal'nyy zakon "O personal'nyh dannyh" ot 27.07.2006 N 152-FZ (poslednyaya redakciya)

7. Federal'nyy zakon "O special'noy ocenke usloviy truda" ot 28.12.2013 N 426-FZ (poslednyaya redakciya)

8. Federal'nyy zakon "O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tehnicheskoy politike" ot 23.08.1996 N 127-FZ (poslednyaya redakciya)

9. Federal'nyy zakon ot 28.06.2014 N 172-FZ (red. ot 13.07.2024) "O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii"

10. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda»

11. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 7 maya 2024 g. N 309 "O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda"

12. Ukaz Prezidenta RF ot 31 marta 2023 g. № 229 "Ob utverzhdenii Koncepcii vneshney politiki Rossiyskoy Federacii"

13. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 N 400 "O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii"

14. Ukaz Prezidenta RF ot 13 maya 2017 g. N 208 "O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda"

15. Ukaz Prezidenta RF ot 28.02.2024 N 145 "O Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii"

16. "Edinyy plan po dostizheniyu nacional'nyh celey razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda i na planovyy period do 2030 goda" (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 01.10.2021 N 2765-r) (s izm. ot 24.12.2021)

17. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N 316 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ekonomika"

18. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585

19. Bez razvitiya chelovecheskogo kapitala nevozmozhno rasschityvat' na ustoychivyy rost [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://council.gov.ru/events/news/105522/

20. Geri S. Bekker. Epoha chelovecheskogo kapitala [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: https://www.hoover.org/sites/default/files/uploads/documents/0817928928_3.pdf

21. Nacproekt «Kadry» – sistemoobrazuyuschiy dlya vsey ekonomiki strany [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://ac.gov.ru/news/page/nacproekt-kadry-sistemoobrazuusij-dla-vsej-ekonomiki-strany-27858?ysclid=m2n918hpxw907415455

22. Obuchenie grazhdan v ramkah federal'nogo proekta «Aktivnye mery sodeystviya zanyatosti» nacional'nogo proekta «Kadry» [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://trudvsem.ru/information-pages/support-employment/

23. Putin nazval sredstvo preodoleniya deficita kadrov v Rossii [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: https://trt-tv.ru/2024/11/07/putin-nazval-sredstvo-preodoleniya-deficzita-kadrov-v-rossii/

24. Trudovye resursy stanovyatsya glavnym faktorom rosta ekonomiki RF [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://rg.ru/2024/06/27/ochered-ne-stoit.html?ysclid=m3ib4ypvd7757766085

25. Chelovecheskiy kapital, iskusstvennyy intellekt i ekonomika vysokih zarplat: eksperty obsudili novuyu real'nost' rynka truda v Rossii // VIII Sankt Peterburgskiy mezhdunarodnyy forum truda [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27571.5/4894852/?ysclid=m3fxgekkha946095517


Login or Create
* Forgot password?