Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 338 Экономическое положение. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике. Производство. Услуги. Цены
ГРНТИ 06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
ОКСО 38.00.00 Экономика и управление
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
В статье обозначена актуальность темы исследования, связанная со теоретическими аспектами понимания сущности «промышленная политика». Целью исследования является выявление исторических и современных акцентов понятий «промышленная политика» и «стратегическая промышленная политика», разработка авторского понимания понятийного аппарата. Исследование научных работ показало эволюцию термина «промышленная политика», заимствованного из западной экономической литературы в начале 1990-х годов. К настоящему времени в связи с более активным развитием экономического общества и с становлением цифровой экономики наряду с ресурсно-отраслевым и институциональным подходами к объяснению понятия «промышленная политика» появляются новые трактовки. Основная цель промышленной политики состоит в формировании эффективной системы управления на стратегическом уровне, а, следовательно, формируется и развивается новое понятие «стратегическая промышленная политика», которое также рассматривается в контексте инновационного развития экономических систем. В статье представлено одно из авторских интерпретаций понятия «стратегическая промышленная политика» для региона, которое строится на формировании и реализации комплекса мер, необходимых для долгосрочного устойчивого и сбалансированного развития промышленности, повышения ее конкурентоспособности и инновационной активности, а также обеспечения экономической безопасности и территориальной целостности региона. В рамках настоящего исследования научная новизна достигается посредством критического анализа существующего понимания категории «промышленная политика» и формирования оригинальной трактовки понятия «стратегическая промышленная политика». Результаты исследования теоретико-понятийного фундамента "промышленной политики" и "стратегической промышленной политики" могут быть применены для совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей промышленное развитие экономических систем и хозяйствующих субъектов.
эволюция понятия «промышленная политика», два подхода в осмыслении понятия «промышленная политика», понятие «стратегическая промышленная политика»
УДК 630.161, 338.054.23
Введение
Актуальность темы исследования промышленной политики обусловлена необходимостью адаптации российской экономики к новым вызовам и возможностям глобального рынка. В условиях усиления международной конкуренции и технологических изменений, эффективная промышленная политика становится ключевым инструментом для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и стимулирования инновационной деятельности. Разработка и реализация продуманной промышленной политики позволяет целенаправленно поддерживать приоритетные отрасли, способствовать импортозамещению, привлекать инвестиции и развивать экспортный потенциал. Она также играет важную роль в создании новых рабочих мест, повышении квалификации кадров и обеспечении социальной стабильности.
Проблемы в современном уровне знаний по интерпретации понятия «промышленная политика» обусловлены рядом факторов. Во-первых, отсутствует единое, общепринятое определение, что приводит к различным трактовкам и затрудняет сопоставимость исследований. Во-вторых, границы промышленной политики размыты и пересекаются с другими областями экономической политики, такими как инновационная, торговая и региональная политика. Это создает сложности в выделении специфических инструментов и эффектов промышленной политики. В-третьих, часто наблюдается упрощенный подход к анализу понятия, игнорирующий контекст и институциональные особенности конкретных стран и отраслей, в связи с чем снижается практическая ценность исследований и затрудняет разработку эффективных мер. Важно отметить, что семантика понятия "промышленная политика" тесно связана с дискуссиями о границах государственного вмешательства в экономику. Сторонники активной промышленной политики утверждают, что она необходима для преодоления рыночных провалов и достижения национальных целей, в то время как ее противники подчеркивают риски неэффективного распределения ресурсов и искажения конкуренции.
Таким образом, понимание промышленной политики требует учета не только формального определения, но и анализа ее контекстуальных особенностей, идеологических предпосылок и практических последствий.
Целью изысканий темы является содержательный анализ категорий «промышленная политика» и «стратегическая промышленная политика», в рамках которой представлен анализ подходов определения понятий «промышленная политика» и «стратегическая промышленная политика», разработано авторское определение понятия «стратегическая промышленная политика».
В рамках настоящего исследования научная новизна достигается посредством критического анализа существующего понимания категории «промышленная политика» и формирования новой трактовки понятия «стратегическая промышленная политика». При проведении научного исследования применялись общенаучные методы (наблюдение, сравнение, измерение, анализ, синтез) и конкретно-научные методы (статический анализ, экспертные оценки).
Результаты исследования теоретических аспектов понятийного аппарата «промышленной политики» и «стратегической промышленной политики» могут быть использованы для разработки более четких и последовательных нормативных актов, регулирующих промышленное развитие экономических систем и субъектов предпринимательства.
Обзор научных исследований по теме исследования
Ввиду того, что любая экономическая категория обладает исторической природой, для истинной сущности и выработки авторского понимания содержания необходимо выделение эволюции подходов к определению понятийного аппарата. Первые понятия «промышленная политика» появились вместе с активным развитием промышленности и необходимости регулирования со стороны государства. В Европе формирование промышленной политики началось ещё в XIX веке с постепенным эволюционированием содержания (рис. 1) [8, 35].
Рис. 1. Этапы становления промышленной политики
Источник: составлено автором по данным
Понятие «промышленная политика», заимствованное из англоязычной экономической литературы в начале 1990-х годов, неточно передаёт всю полноту смысла его английского аналога «industrial policy» [32]. В западных научных исследованиях данный термин тесно связан с понятиями «отраслевая политика» или «секторальная политика», которые означают комплекс государственных мер для стимулирования и развития промышленности, «направленных на поддержку или пресечение определённых структурных преобразований в экономике» [34]. Р. Райх и П. Кругман (1991 г.) трактуют промышленную политику как «государственные инициативы по стимулированию притока ресурсов в приоритетные сектора экономики («секторальная политика»), которые, по мнению властей, играют ключевую роль в обеспечении будущего экономического роста» [35]. Так, Okuno-Fujiwara M., Suzumura K. (1985 г.) считали, что «Промышленная политика – совокупность государственных мер, принимаемых для перераспределения ресурсов между отраслями или для изменения организационно-предпринимательской структуры отрасли в том случае, когда рыночный конкурентный механизм оказывается неспособным обеспечить достижение этой цели» [37]. В работе Otis L., Graham Jr. (1994 г.) приводится понятие промышленной политики как «совокупность стратегических мер государства по поддержке или развитию определенных отраслей или секторов экономики» [40]. Позднее понятие «промышленная политика» стало постепенно отделятся от «государственной политики», и уже J. Foreman-Peck (2006 г.) характеризовал понятие как «влияние на отрасли производства и инфраструктурные отрасли (infrastructures industries)» [33].
Учитывая смещение акцентов в определении понятия промышленная политика многие учёные пытались обосновать необходимость её переосмысления в контексте современных экономических реалий. Среди отечественных ученых исследованию вопросов промышленной политики посвящены работы Л.И. Абалкин, Б.С. Алёшина, Бабкина А.В. [9], Бухвальда Е.М. [9], Н.Д. Кондратьевым, Ю. Карманова, Низамутдинова И.К. [16, 17], Е.Н. Старикова, Сухарева А. С., Стрижаковой Е.Н., А. И. Татаркина, С.А. Толкачев [28], А.Ю. Тепляков [27], О.А. Романовой, В.И. Щербакова, Ю.В. Яковца и др. [34, 38, 39].
В более ранних трудах учёных даётся представление о промышленной политике с позиций ресурсно-отраслевого государственного управления. Так, Л.И. Абалкин даёт следующее определение понятия «промышленная политика»: «Промышленная политика представляет собой систему мер, которые направлены на прогрессивные изменения в структуре промышленности в соответствии с обозначенными национальными целями и приоритетами» [7]. Б.С. Алешин определяет промышленную политику как «целенаправленный процесс формирования правовой и институциональной базы для гармонизации интересов и обязательств государства и частного сектора» [9]. В.А. Завадников считает, что «промышленная политика – это совокупность мер государственного регулирования экономических процессов на корпоративном и отраслевом уровнях, которые направлены на стимулирование инновационной активности, организацию структурной перестройки и обеспечение экономического роста» [10]. В трудах А.С. Сухарева и Е.Н. Стрижаковой представлено понимание промышленной политики как «комплекс управленческих, организационно-экономических и правовых мер, разрабатываемых правительством на региональном и федеральном уровнях, которые нацелены на создание условий для эффективной работы промышленных структур и обеспечения роста производительности, а также объемов выпуска и занятости» [23].
Таким образом в раннем периоде интерпретация термина «промышленная политика» близка по сути к государственному регулированию промышленности для целей ресурсно-отраслевого обеспечения развития экономики. Также в данном подходе акцентировалось внимание на поддержку ключевых секторов экономики, обеспечивающих добычу и переработку природных ресурсов, а, также на стимулирование отраслей, имеющих стратегическое значение для страны. Более поздние трактовки понятия «промышленная политика» ориентированы на институциональное осмысление, и отождествления промышленной политики с государственными мерами, направленными на развитие промышленного сектора путём формирования и функционирования специализированной системы институтов и на первый план, выходит эффективное функционирование упорядоченной системы институтов [18, 26]. Так, Н.Д. Кондратьев трактует промышленную политику с позиций государственного управления как «политика создания и развития конкурентоспособных и эффективных предприятий, позволяющих реализовывать необходимые государству проекты и программы» [13]. К институциональному подходу относится и определение Татаркина А.И. и Романовой О.А. (2014 г.), которые считают что «промышленная политика отличается мультисубъектным характером, другими словами, представляет собой систему отношений между муниципальными и государственными органами власти, субъектами хозяйствования, исследовательскими институтами и гражданскими организациями по поводу создания структурно сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро кото рой представлено новейшим технологическим укладом» [20, 25]. Происходит смешение понятий промышленной политики с общеэкономической, структурной и макроэкономической политикой. Так, З.К. Чельдиева и З.О. Гониева считают промышленную политику частью экономической политики [30]. Дополнительные трудности возникают в однозначности толкований цели, инструментов и механизмов реализации промышленной политики.
Таким образом, ряд авторов считают, что существует два подхода в осмыслении понятия «промышленная политика»: ресурсно-отраслевой и институциональный. Но в связи с более активным развитием экономического общества в современных условиях можно говорить о новом подходе. Со становлением инновационного развития экономики учёные вновь обратили внимание на понятие «промышленная политика», и И.К. Низамутдинов (2012 г.) считал «комплекс мероприятий, направленных на изменение структуры промышленного комплекса страны с целью перехода на инновационный путь развития, который основан на активизации инновационно-инвестиционной деятельности» [17]. Аналогичное определение промышленной политики представлено в трудах В.И. Щербакова (2014 г.) как «комплекс мер государственного воздействия на эффективность промышленного производства с целью увеличения его производительности и конкурентоспособности на глобальных рынках» [31]. Ю. Карманов определяет промышленную политику как «целенаправленные действия государства, осуществляемые его законодательной и исполнительной властями, направленные на развитие ведущих отраслей промышленности, основанных на достижениях фундаментальных и прикладных научных исследований, в которых страна обладает явным конкурентным преимуществом». В последнее время появляются новые трактовки понятия «промышленная политика», которые связывают с цифровой экономикой, или «как сетевой политики, осуществляемой так называемым цифровым государством (Е-государством)» [21].
В законодательстве Российской Федерации представлен термин «промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции» [1 - 6].
Результаты и интерпретация исследования
Исследования научных трудов по данной теме показали, что наиболее полная трактовка понятия «промышленная политика» предложена организациями ЮНИДО и ОЭСР: «… государственная политика, направленная на улучшение бизнес-среды или структуры экономической активности по секторам и технологиям, которые обеспечат более благоприятные перспективы для экономического роста и общественного благосостояния по сравнению с отсутствием такого вмешательства».
Таким образом, сегодня существует множество исследований и публикаций по теме «промышленная политика», которые по-разному интерпретируют это понятие. Анализируя трансформацию концепций промышленной политики, сформулированных различными учёными и предложенные разными организациями в России с 1998 г. по 2014 г., можно заметить тенденцию к сужению её охвата. В начальный период, ознаменованный кардинальными экономическими и политическими реформами, промышленная политика охватывала структурные сдвиги национальной экономики в целом. Однако, с принятием Федерального закона «О промышленной политике в РФ» в 2014 г., всё большее внимание уделялось определению направлений развития промышленного сектора (рис. 2).
Рис. 2. Трактовка понятия «промышленная политика»
Источник: составлено автором по данным [11, 19, 20, 24, 25, 27]
В общем смысле, промышленная политика охватывает комплекс мер, направленных на поддержку и развитие промышленных секторов экономики. Однако в зависимости от контекста и практического применения термина, подходы могут варьироваться. Авторское понимание понятия «промышленная политика» можно представить схемой, которая охватывает все аспекты определения (рис. 3).
Рис. 3. Структурная схема промышленной политики
Источник: разработано автором
Как считают ученые, и мы с ними согласны, «цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства».
По мнению других авторов, [12, 14, 15, 22], для того чтобы промышленная политика перестала быть абстрактной концепцией и приобрела осязаемые формы, необходимо сформировать эффективную систему управления на стратегическом уровне. Важно отметить, что семантика понятия «промышленная политика» тесно связана с дискуссиями о границах государственного вмешательства в экономику. Сторонники активной промышленной политики утверждают, что она необходима для преодоления рыночных провалов и достижения национальных целей, в то время как ее противники подчеркивают риски неэффективного распределения ресурсов и искажения конкуренции.
Значительно меньше распространено понятие «стратегическая промышленная политика», и исследований сущности данного понятия почти отсутствуют. В современных условиях стратегическая промышленная политика всё чаще рассматривается в контексте инновационного развития. В целом сущность понятия «стратегическая промышленная политика» сводится к акценту, что «это долгосрочная политика развития промышленности, которая представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и формирования её современной структуры, способствующей достижению этих целей». Некоторые исследователи связывают стратегическую промышленную политику со структурной на основании, то, что в экономике происходят структурные сдвиги. Структурные изменения являются неотъемлемой частью экономического развития и обусловлены объективными факторами. Однако, продуманная структурная политика может способствовать более быстрому и эффективному адаптированию экономики к новым условиям. Для стратегической промышленной политики в отличии от просто промышленной политики присущи несколько особенностей (рис. 4).
Рис. 4. Особенности стратегической промышленной политики
Источник: составлено автором по данным
Стратегическая промышленная политика региона предполагает активное участие органов государственной власти в развитии приоритетных отраслей промышленности, направленное на долгосрочный экономический рост и повышение конкурентоспособности региона. При этом осуществляется анализ факторов, способствующих повышению стратегической конкурентоспособности промышленной структуры региона, с особым вниманием к отдельным видам, отраслям и комплексам промышленности.
Авторское определение понятия «стратегическая промышленная политика» в общем виде представлено как: комплекс мер, сосредоточенных на создание условий для сбалансированного и устойчивого развития промышленности, повышения ее конкурентоспособности и инновационной активности, а также обеспечения экономической безопасности и территориальной целостности региона. В рамках данной политики приоритетное внимание уделяется поддержке стратегически важных отраслей, способных оказывать мультипликативный эффект на другие сектора экономики, стимулированию развития наукоёмких производств и внедрению передовых технологий, обеспечению квалифицированными кадрами и развитию промышленной инфраструктуры. Реализация стратегической промышленной политики предполагает активное взаимодействие органов государственной власти, бизнеса, науки и образования, а также привлечение инвестиций и развитие международного сотрудничества.
Целью стратегической промышленной политики на региональном уровне является создание современной, диверсифицированной и конкурентоспособной региональной экономики, способной эффективно отвечать на вызовы глобальной конкуренции. Данный подход направлен на достижение долгосрочного экономического роста и повышения конкурентоспособности региона, включая определение приоритетных отраслей для каждого конкретного субъекта Российской Федерации. Для лесного комплекса «стратегическая промышленная политика» - это комплекс взаимосвязанных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития лесного сектора, повышение его конкурентоспособности и вклада в экономику страны. Она включает в себя определение приоритетных направлений развития, таких как глубокая переработка древесины, производство продукции с высокой добавленной стоимостью и развитие лесной инфраструктуры. Политика также предполагает стимулирование инноваций, внедрение современных технологий и повышение квалификации кадров. Особое внимание уделяется вопросам лесовосстановления, охраны лесов от пожаров и вредителей, а также борьбе с незаконными рубками. Важным элементом стратегической промышленной политики лесного комплекса является создание благоприятного инвестиционного климата и развитие государственно-частного партнерства, что позволяет привлекать дополнительные ресурсы и реализовывать крупные проекты, направленные на модернизацию лесного комплекса. Следовательно, целью стратегической промышленной политики лесного комплекса является обеспечение устойчивого лесопользования, сохранение экологической функции лесов и повышение социально-экономического уровня лесообеспеченных регионов.
Выводы
Таким образом, семантический анализ понятия «промышленная политика» выявляет его многогранность и контекстуальную зависимость. В широком смысле, это комплекс мер, принимаемых государством для стимулирования и регулирования развития национальной промышленности. Эти меры могут включать в себя финансовую поддержку, налоговые льготы, тарифную политику, а также инвестиции в научные исследования и разработки. Однако, содержание промышленной политики существенно варьируется в зависимости от конкретных экономических условий, целей государства и теоретических воззрений на роль государства в экономике, т.е. выходит за рамки простой государственной поддержки или инновационной политики, охватывая широкий спектр инструментов, которые способствуют развитию конкретных направлений. В одних случаях, она ориентирована на поддержку отдельных, стратегически важных отраслей, в других – на стимулирование инноваций и повышение конкурентоспособности всей промышленности.
Следовательно, понимание промышленной политики требует учета не только формального определения, но и анализа ее контекстуальных особенностей, идеологических предпосылок и практических последствий. И если понятие «промышленная политика» первично и исследовано на достаточном уровне, хотя и не внесло единодушия в научном мире, то понятие «стратегическая промышленная политика» является новым и впереди будет представлено немало исследований, касающихся его сущности.
Результаты исследования теоретических аспектов понятийного аппарата «промышленной политики» и «стратегической промышленной политики» могут быть использованы для разработки более четких и последовательных нормативных актов, регулирующих промышленное развитие экономических систем и субъектов предпринимательства. Понимание различий между различными видами промышленной политики, такими как горизонтальная и вертикальная, селективная и неселективная, позволяет правительствам и регуляторам формировать более адресные и эффективные инструменты поддержки промышленности. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для академического сообщества и экспертов, занимающихся анализом и прогнозированием развития промышленности. Уточнение понятийного аппарата способствует более точному анализу статистических данных и экономических моделей, что, в свою очередь, повышает качество прогнозов и рекомендаций для бизнеса и правительства. Также результаты могут быть применены в образовательных программах, посвященных экономике и управлению промышленностью. Четкое понимание терминологии и теоретических основ промышленной политики необходимо для подготовки квалифицированных специалистов, способных принимать обоснованные решения в сфере промышленного развития.
1. О внесении изменений в порядок разработки и реализации ФЦП и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 495. - Режим доступа: www.portalnano.ru/read/documents/government/495_14.
2. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: приказ Минпромторга России № 248, Минсельхоза России № 482 от 31.10.2008. - URL: Консультант Плюс - http://www.consultant.ru. (дата обращения 10.01.2025).
3. Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов [Электронный ресурс]: утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 724-р. - URL: http://www.rg.ru/2013/10/01/lesa-site-dok.html. (дата обращения 10.01.2025).
4. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "О промышленной политике в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.12.2024). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения 20.02.2025).
5. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: СПС Консультант Плюс. (дата обращения 10.01.2025).
6. Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.programs-gov.ru. (дата обращения 10.01.2025).
7. Абалкин Л. И. Концептуальные вопросы разработки промышленной политики в условиях современной российской экономики // Про мышленная политика России на пороге XXI века. М.: ИздАТ, 1997. С. 28–33.
8. Алешин Б.С. Инновационный путь российской экономики: взаимодействие бизнеса и государства //www.prompolitika.rsppr.ru//intl.ru/cmd//publication/200403011622-5338.htm
9. Бухвальд, Е. М. Промышленная политика и приоритеты экономической безопасности в России / Е. М. Бухвальд, А. В. Бабкин // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2016. – Т. 22, № 4. – С. 94-106.
10. Завадников В. О промышленной политике Российской Федерации // Общество и экономика. 2007. № 2–3. С. 5–39.
11. Карманов Ю. Промышленная политика и внешнеэкономические связи. // «Экономист». – 2008 г. – № 6. – с. 31‐35.
12. Келеева, Е. С. Сущность стратегической промышленной политики государства и её влияние на производительность труда / Е. С. Келеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 8-2. – С. 53-56.
13. Кондратьев Н. Д., Яковец Ю. В. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. 765 с.
14. Кузнецов С.В., Якишин Ю.В. Промышленная политика Северо-Западного федерального округа: проблемы реализации. Экономика и управление. 2019;12:35–40. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-12-35-40.
15. Литвинова, О. В. Оценка эффективности государственной промышленной политики и разработка мер адресного воздействия на экономику региона / О. В. Литвинова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2014. – № 5(89). – С. 97-100.
16. Низамутдинов И. К. Региональная промышленная политика: особен ности формирования и реализации: автореф. дис. … канд. экон. наук/ Низамутдинов И. К. Казань, 2012. 24 с.
17. Низамутдинов, И. К. Сущность понятия "промышленная политика" в российской экономике. 102 / И. К. Низамутдинов // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – 2011. – № 4. – С. 102-106.
18. Новая промышленная политика России в контексте обеспечения технологической независимости / отв. ред. Е.Б. Ленчук. СПб.: Алетейя, 2016. 336 с.
19. Романова, О. А. Промышленная политика: новые реалии, проблемы формирования и реализации / О. А. Романова, А. О. Пономарева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – Т. 13, № 2. – С. 25-40. – DOIhttps://doi.org/10.15838/esc.2020.2.68.2.
20. Романова О.А., Пономарева А.О. Теоретические, институциональные и этические основания реализации современной промышленной политики. Ч. 1 // Экономика региона. 2019. Т. 15. № 1. С. 13–28.
21. Стариков, Е.Н. Промышленная политика: подходы к формированию и управлению реализацией [Электронный ресурс]: моногр. / Е.Н. Стариков. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2017.
22. Стариков, Е. Н. Промышленная политика: проблемы институционального развития / Е. Н. Стариков // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – Т. 13, № 11-1. – С. 482-491. – DOIhttps://doi.org/10.34670/AR.2023.88.99.053.
23. Сухарев О. С., Стрижакова Е. Н. Индустриальная политика и разви тие промышленных систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 15. С.2–21.
24. Тамбовцев В.Л. Промышленная политика: к новому пониманию // Известия УрГЭУ. 2017. № 5(73). C. 54–67.
25. Татаркин А. И., Романова О. А. Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение // Экономика региона. 2014. № 2. С. 9–21.
26. Теоретические основы формирования промышленной политики / И. Б. Адова, Ю. И. Азимов, А. А. Алетдинова [и др.]. – Санкт-Петербург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2015. – 462 с. – ISBN 978-5-7422-5137-8.
27. Толкачев С.А. Сетевая промышленная политика в эпоху новой индустриальной революции // Журнал НЭА. 2018. № 3 (39). С. 155–162.
28. Толкачев, С. А. Закон "О промышленной политике" и реальная промышленная политика в Российской Федерации / С. А. Толкачев, А. Ю. Тепляков // Мир новой экономики. – 2015. – № 2. – С. 113-116.
29. Федосеева С.С., Щеглов Е.В. Факторы повышения стратегической конкурентоспособности промышленной структуры региона. Вестник Забайкальского государственного университета. 2021;4(27):129–136. https://doi.org/10.21209/2227 9245-2021-27-4-129-136.
30. Чельдиева, З. К. Промышленная политика как часть экономической политики государства / З. К. Чельдиева, З. О. Гониева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – № 4(64). – С. 8.
31. Щербаков В. И. Промышленная политика России // Официальный сайт международного совета экономистов. URL: http://www. iuecon. org/sar-sherbakov.html (дата обращения 15.02.2025).
32. Di Tommaso M.R., Tassinari M., Bonnini S., Marozzi M. Industrial policy and manufacturing targeting in the US: new methodological tools for strategic policy-making. International Review of Applied Economics. 2017;5(31):681–703. https:// doi.org/10.1080/02692171.2017.1303036.
33. Foreman-Peck J. Industrial Policy in Europe in the 20th Century // EIB Papers, 2006. Vol. 11. № 1. URL: http://www.econstor.eu/bitstream/ 10419/44853/1/515648485.pdf (дата обращения 20.02.2025).
34. Koshkin, A. Conceptualization of industrial policy: formation of priority areas of development or creation of conditions for growth? / A. Koshkin, D. Andreeva // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2021. – Vol. 12, No. 4. – P. 58-68.
35. Krugman P., Obstfeld M. International Economics: Theory and Policy. New York: HarperCollins Publishers, 1991.
36. Lauridsen L.S. Strategic industrial policy and latecomer development: the what, the why and the how. Forum for Development Studies. 2010;1(37):7–32. https://doi.org/10.1080/08039410903558244.
37. Price С. V. Industrial Policies in the European Community. MacMillan for the Trade Policy Research Centre, 1981.
38. The significance of the fourth industrial revolution on our country's politics, economy and lifestyle / Ya. Akymova, N. Abdyllayeva, M. Abdyveliyev, Sh. Saparova // , 18 июня 2024 года, 2024. – P. 130-133.
39. Okuno-Fujiwara M., Suzumura K. Economic Analysis of Industrial Policy: A Conceptual Framework through the Japanese Experience. Tokyo: Asahi, 1985. Р. 35–41.
40. Otis L., Graham Jr. Losing Time: The Industrial Policy Debate. Cambridge, Mass. USA: HarvardUniversity Press, 1994. P. 231–232.