АНАЛИЗ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ИМПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Продовольственные товары относятся к числу наиболее чувствительных товаров для любой страны мира. Все страны в рамках защиты внутреннего рынка используют таможенно-тарифное регулирование импорта для поддержания принятого уровня экономической безопасности. В статье проводится анализ импортных таможенных пошлин, применяемых к группе продовольственных товаров в государствах-членах ЕАЭС. В результате исследования установлено, что несмотря на единую таможенно-тарифную политику, каждое государство применяет на особо чувствительные группы товаров собственные пошлины.

Ключевые слова:
таможенный тариф, таможенная пошлина, импортная пошлина, таможенно-тарифное регулирование импорта
Текст

Введение

Торговая политика играет ключевую роль в экономическом развитии стран, оказывая существенное влияние на сельское хозяйство и продовольственные системы, а следовательно, на продовольственную безопасность стран. Таможенные пошлины, как правило, выполняют две основные функции: регулирующую и фискальную. Торговля сельскохозяйственной продукцией регулируется Соглашением ВТО по сельскому хозяйству. Соглашение регулирует внешнюю торговлю по 1-24 группам ТН ВЭД.

В государствах-членах ВТО импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию снижаются, но по-прежнему широко используются для защиты отечественных производителей от трансграничных конкурентов. Исследование, проведенное группой ученых R. Gilbert, L.Costlow, J.Matteson, J. Rauschendorfer, E. Krivonos, S. A. Block, W.A. Masters показало, что большинство продуктов питания в мире являются предметом торговли, и, примерно 48% этих продуктов питания облагаются пошлинами, средняя эффективная ставка которых составляет около 6,7%[1].

Самые высокие тарифы установлены на овощи, причем самые высокие - в странах с низким и средним уровнем дохода.

Jayson Beckman[2] в своем исследовании показ, что при отмене сельскохозяйственных тарифов мировая торговля увеличится более чем на 11 процентов. Наибольший прирост экспорта произойдет в регионах, которые уже являются крупными экспортерами сельскохозяйственной продукции. Все регионы, кроме ЕС, получат увеличение как экспорта сельскохозяйственной продукции, так и импорта. Для Российской Федерации отмена всеми странами мира импортных таможенных пошлин так же приведет к увеличению экспорта, что, несомненно, в современных реалиях помогло стабилизации российской экономики, понёсшей значительный урон от введения экономических санкций.

Тарифы являются крупнейшим источником глобальных экономических издержек, вызванных искажениями сельскохозяйственной политики. Усилия по дальнейшему сокращению глобальной рыночной искажающей политики в рамках ВТО в значительной степени зашли в тупик, и страны вместо этого заключили двусторонние и региональные торговые соглашения за пределами ВТО. Несмотря на это, сельское хозяйство часто по-прежнему защищено этими соглашениями, поэтому тарифы на сельское хозяйство остаются высокими. Высокие тарифы и квоты тарифных ставок продолжают ограничивать торговлю многими сельскохозяйственными продуктами.

 

Анализ ставок импортных пошлин на продовольственные товары в государствах-членах ЕАЭС

Проанализируем ставки при ввозе продовольствия в отдельных государствах-членах ЕАЭС на основе данных статистического дивизиона ВТО. Необходимо отметить, что все страны вступали в ВТО в разное время и на различных условиях, что привело к некоторому различию в таможенном обложении продовольственных товаров. Республика Казахстан вступила в ВТО в декабре 2015 года. Данные таблицы 1 показывают, что наиболее высокие пошлины в государстве установлены на импорт таких групп товаров как «живые животные и мясо» (17,6%) и  «напитки и табак» (18,5%). При этом именно на эти группы товаров максимальная пошлина установлена соответственно 137% и 207%. Наименьшие пошлины установлены на такие группы товаров как «рыба и рыбные продукты» (0.8%), «кофе, чай, какао и специи» (5%), «другая сельскохозяйственная продукция» (5,6%), «масличные культуры, жиры и масла» (6,3%).

 

Таблица 1

Тарифы на импорт продовольствия в Республике Казахстан

Товарные группы

Окончательные связанные пошлины

 

РНБ

 

Импорт

Среднее значение

Беспошлинный ввоз,%

Максимальная пошлина

Среднее значение

Беспошлинный ввоз,%

Максимальная пошлина

Доля,%

Беспошлинный ввоз,%

Живые животные и мясо

17,6

    8,8

    137

13,8 

   19,0

     95

    1,0

    4,4

Молочные продукты

13,0

      0

     15

12,9 

      0

     15

    0,9

      0

Фрукты и овощи

8,6

    0,2

     15

8,2 

    4,8

     15

    2,1

    0,1

Кофе, чай, какао и специи

5,0

    2,2

     16

4,7 

    9,3

     16

    0,9

   14,0

Крупы и пищевые продукты

9,2

    2,2

     20

8,6 

    2,7

     20

    2,4

    0,5

Масличные культуры, жиры и масла

6,3

   33,9

     15

5,7 

   38,8

     15

    1,1

   41,1

Сахар и кондитерские изделия

9,5

      0

     58

9,0 

      0

     53

    1,0

      0

Напитки и табак

18,5

    2,1

    207

17,4 

    4,0

    197

    1,6

      0

Другая сельскохозяйственная продукция

5,6

    3,7

     15

5,3 

   11,8

     15

    0,7

   14,4

Рыба и рыбные продукты

0,8

   88,6

     14

0,4 

   93,5

     14

    0,4

   82,5

 

Республика Кыргызстан (табл.2) вступила в ВТО в 1995 году, вследствие чего должна была пересогласовать ставки таможенных пошлин, принятых в рамках ГАТТ [3]. Анализ импортных пошлин, применяемых Кыргызстаном показывает, что максимальная ставка на ввоз установлена на такие группы товаров как «напитки и табак» (20,1%), «фрукты и овощи» (16,8%).  Максимальная пошлина на эти группы товаров установлена соответственно 135% и 20%, на «сахар и кондитерские изделия» (30%) . Наибольший объем беспошлинного ввоза наблюдался по группе «другая сельскохозяйственная продукция».

 

Таблица 2

Тарифы на импорт продовольствия в Республике Кыргызстан

Товарные группы

Окончательные связанные пошлины

 

РНБ

 

Импорт

Среднее значение

Беспошлинный ввоз,%

 

Максимальная пошлина

Среднее значение

Беспошлинный ввоз,%

 

Максимальная пошлина

Доля,%

Беспошлинный ввоз,%

 

Живые животные и мясо

10,2

      0

     15

11,6 

   14,8

     80

    0,9

    3,8

Молочные продукты

11,0

      0

     15

13,3 

      0

     15

    0,3

      0

Фрукты и овощи

16,8

    4,5

     20

8,5 

    5,4

     16

    2,5

    4,2

Кофе, чай, какао и специи

10,3

      0

     15

4,9 

   13,0

     15

    0,8

    4,3

Крупы и пищевые продукты

11,4

      0

     20

8,9 

    2,1

     30

    2,5

    0,1

Масличные культуры, жиры и масла

11,6

      0

     15

7,5 

   15,4

     15

    1,2

    4,7

Сахар и кондитерские изделия

9,7

    6,3

     30

10,4 

      0

     30

    1,0

      0

Напитки и табак

20,1

      0

    135

16,8 

    4,0

    135

    1,8

    0,2

Другая сельскохозяйственная продукция

 

10,9

      0

     20

5,3 

   12,0

     20

    0,7

   14,4

Рыба и рыбные продукты

 

10,2

      0

     20

6,7 

    1,3

     20

    0,1

    2,5

 

Республика Армения вступила в ВТО в 2003 году. Анализ ставок таможенного тарифа на импорт показывает, что страна использует взвешенную политику в отношении импорта. Среднее значение ставок  на импорт продовольственных товаров находится в диапазоне 14.1%-15%. Наибольший объем беспошлинного ввоза наблюдался по группе «живые животные и мясо».

 

Таблица 3

Тарифы на импорт продовольствия в Республике Армения

Товарные группы

Окончательные связанные пошлины

 

РНБ

 

Импорт

Среднее значение

Беспошлинный ввоз,%

Максимальная пошлина

Среднее значение

Беспошлинный ввоз,%

Максимальная пошлина

Доля,%

Беспошлинный ввоз,%

Живые животные и мясо

15,0

      0

     15

8,3 

    6,6

     16

    0,2

   13,5

Молочные продукты

15,0

      0

     15

17,7 

      0

     28

    0,1

      0

Фрукты и овощи

15,0

      0

     15

10,5 

    5,0

     35

    0,8

    0,6

Кофе, чай, какао и специи

14,6

      0

     15

11,9 

      0

     35

    0,6

      0

Крупы и пищевые продукты

15,0

      0

     15

11,1 

   14,7

     31

    0,4

   12,7

Масличные культуры, жиры и масла

14,1

    5,9

     15

9,2 

   13,2

     35

    3,0

    0,5

Сахар и кондитерские изделия

14,4

      0

     15

17,6 

      0

     20

    0,1

      0

Напитки и табак

14,7

    2,0

     15

18,1 

      0

     35

    0,2

    0,9

Другая сельскохозяйственная продукция

14,1

    4,2

     15

5,3 

7,1 

   11,5

     20

    0,7

Рыба и рыбные продукты

15,0

      0

     15

0,4 

10,3 

    3,3

     16

    0,3

 

Республика Беларусь не является членом ВТО, вследствие чего анализ связанных пошлин невозможен. Анализ импортных пошлин, применяемых в режиме РНБ, (табл.4) показывает, что наиболее высокие пошлины в государстве установлены на импорт таких групп товаров как «живые животные и мясо» (18,8%) и  «напитки и табак» (18,6%). При этом   максимальная пошлина на эти группы товаров установлена соответственно 80% и 198%. Наименьшие пошлины установлены на такие группы товаров как «кофе, чай, какао и специи» (13%) и некоторые группы (15%).

 

Таблица 4

Тарифы на импорт продовольствия в Республике Беларусь

Товарные группы

Окончательные связанные пошлины

 

РНБ

 

Импорт

Среднее значение

Беспошлинный ввоз,%

Максимальная пошлина

Среднее значение

Беспошлинный ввоз,%

Максимальная пошлина

Доля,%

Беспошлинный ввоз,%

Живые животные и мясо

 

 

 

18,8 

   14,8

     80

    1,4

    6,0

Молочные продукты

 

 

 

13,3 

      0

     15

    0,3

      0

Фрукты и овощи

 

 

 

8,5 

    5,4

     15

    3,3

    8,0

Кофе, чай, какао и специи

 

 

 

4,8 

   13,0

     13

    1,3

   17,4

Крупы и пищевые продукты

 

 

 

9,0 

    1,9

     61

    2,1

    3,0

Масличные культуры, жиры и масла

 

 

 

7,5 

   15,4

     15

    2,4

   57,0

Сахар и кондитерские изделия

 

 

 

11,6 

      0

     53

    0,1

      0

Напитки и табак

 

 

 

18,6 

    4,0

    198

    1,3

    1,2

Другая сельскохозяйственная продукция

 

 

 

5,3 

   12,0

     24

    2,9

   33,2

Рыба и рыбные продукты

 

 

 

6,8 

    1,3

     51

    2,0

    0,6

 

Российская Федерация вступила в ВТО в 2012 году. Данные таблицы 5 показывают, что максимальные пошлины на импорт продуктов питания по анализируемым группам установлены на ввоз таких групп товаров как «напитки и табак» (207%), «рыба и рыбные продукты» (93%), «живые животные и мясо» (80%). Наименьшие пошлины (среднее значение) установлены на такие группы товаров как «кофе, чай, какао и специи» (5,4%), «другая сельскохозяйственная продукция» (5,8%), «масличные культуры, жиры и масла» (6,3%), «рыба и рыбные продукты» (7,3%). Низкие пошлины на группу товаров «кофе, чай, какао и специи» оправданы, так как эти товары не производятся в Российской Федерации.

 

Таблица 5

Тарифы на импорт продовольствия в РФ

Товарные группы

Окончательные связанные пошлины

 

РНБ

 

Импорт

Среднее значение

Беспошлинный ввоз,%

Максимальная пошлина

Среднее значение

Беспошлинный ввоз,%

Максимальная пошлина

Доля,%

Беспошлинный ввоз,%

Живые животные и мясо

23,3

    7,5

     80

100

18,4 

   17,5

     80

    0,7

Молочные продукты

13,5

      0

     35

100

13,4 

      0

     35

    1,0

Фрукты и овощи

9,0

    0,2

     15

100

8,5 

    5,4

     15

    2,9

Кофе, чай, какао и специи

5,4

    2,2

     13

100

4,8 

   13,0

     13

    1,1

Крупы и пищевые продукты

9,6

    1,5

     61

100

9,0 

    1,9

     61

    0,9

Масличные культуры, жиры и масла

8,3

    5,3

     25

100

7,5 

   15,4

     15

    1,5

Сахар и кондитерские изделия

10,6

      0

     52

100

10,5 

      0

     49

    0,1

Напитки и табак

19,6

      0

    207

100

18,5 

    4,0

    19,7

    1,6

Другая сельскохозяйственная продукция

5,8

    2,2

     15

100

5,3 

   12,0

     15

    1,4

Рыба и рыбные продукты

7,3

      0

     93

100

6,8 

    1,3

     51

    0,9

 

В рамках РНБ осуществляется беспошлинный ввоз 18,4%  продукции группы «живые животные и мясо» при общей доле ввоза 80%. Наибольший объем беспошлинного ввоза наблюдался по группе «фрукты и овощи».

 

Таможенно-тарифное регулирование импорта в государствах-членах ЕАЭС

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что каждое государство-член ЕАЭС продолжает частично регулировать объем импорта продовольствия, стимулируя посредством импортных пошлин ввоз той продукции, в которой нуждается. Так, в Республике Казахстан  беспошлинно ввозится 41,1% продукции группы «Масличные культуры, жиры и масла», и 82,5% продукции группы «рыба и рыбные продукты». В Республике Кыргызстан больших объемов по беспошлинному импорту продовольственных товаров не наблюдается. В Республику Армения беспошлинно ввозится продукция таких товарных групп как «живые животные и мясо» (13,5%) и «крупы и пищевые продукты» (12,7%). Республика Белоруссия беспошлинно ввозит продукцию таких товарных групп как «кофе, чай, какао, специи» (17,4%),  «масличные культуры, жиры и масла» (57%), «другая сельскохозяйственная продукция» (33.2%). Российская Федерация, так же как Республика Кыргызстан практически не ввозит продовольствие  беспошлинно. Таможенно-тарифное регулирование является гибким механизмом и всем государствам-членам ЕАЭС следует более эффективно использовать его при регулировании импорта продовольствия.

Заключение

Таможенно-тарифное регулирование импорта продовольствия является важнейшим направлением регулирования в любой стране. Введение недружественными странами экономических санкций против Российской Федерации привело к корректировке в стране импортных пошлин в сторону увеличения. Государства-члены ЕАЭС, являясь участниками интеграции с Российской Федерацией так же вынуждены корректировать свою импортную таможенно-тарифную политику, связанную с импортом продовольствия. Наиболее чувствительными товарами, с точки зрения импортных таможенных пошлин, для Российской Федерации и Республики Казахстан является продукция группы «живые животные и мясо», а так же группа товаров «напитки и табак», причем эта группа товаров чувствительна и для Республики Кыргызстан. В целом все государства-члены ЕАЭС применяют взвешенную таможенно-тарифную политику рекомендованную ВТО и реализуют стратегию на снижение таможенного обложения импорта продуктов питания при отсутствии угрозы продовольственной безопасности.

В рамках ЕАЭС, при разработке ставок импортных пошлин, по нашему мнению, необходимо использовать механизм, предложенный В. Е. Новиковым при котором цена импортного товара на внутреннем рынке должна приравниваться к цене аналогичного отечественного товара. При этом необходимо понимать, что к импорту продовольствия такой подход не всегда оправдан. Например, базовая пошлина на импорт сливочного масла составляет 15%, но не менее 0,22 евро за кг, но, с начала 2024 года цены на сливочное масло в РФ выросли на 31,6%. Безусловно, исходя из теории, необходимо увеличить таможенную пошлину на импорт масла в соответствии с увеличением его стоимости, но, в итоге это приведет к его дефициту и дальнейшему удорожанию. Следовательно, те тарифные механизмы, которые хорошо работают на промышленных  товарах, не всегда применимы к группе продовольственных товаров.

Список литературы

1. Гилберт Р., Костлоу Л., Мэттесон Д., Раушендорфер Я., Кривонос Е., Блок С. А., Мастерс У. А. Реформа торговой политики, розничные цены на продукты питания и доступ к здоровому питанию во всем мире// Мировое развитие, Том 177, 2024 г.

2. Бекман Д. Реформирование доступа к рынкам сельскохозяйственной торговли: отмена тарифов и Соглашение об упрощении процедур торговли, ERS, апрель 2021 г.

3. Рахманова А., Рахманова К. У. Вопросы таможенно-тарифной защиты аграрно-продовольственного рынка Кыргызской Республики// Реформа. 2018. № 2(78). С.51-55

4. Новиков В. Е. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент развития национальной экономики // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 3. С. 133–140.


Войти или Создать
* Забыли пароль?