Мытищи, Россия
с 01.01.2016 по 01.01.2020
Балашиха, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 332.1 Региональная экономика. Территориальная экономика
В данной работе исследуется проблема применения системы сглаживании регионального развития. В частности, в данной работе рассматривается проблема указанного развития с учетом согласованности всех экономических субъектов регионов: коммерческих и некоммерческих организаций, представителей государственной власти, представителей общественных движений и иных экономических субъектов. В результате были проанализированы ключевые факторы, влияющих на применения системы сглаживания регионального развития: во-первых, были концептуально обоснованы элементы указанной системы; во-вторых, были определены принципы, которые вложены в основу данной системы; в-третьих, были систематизированы взгляды всех экономических субъектов и установлены предпосылки возникновения конфликта интересов между ними.
организационно-экономический механизм, сбалансированность, региональная социально-экономическая система, региональные системы, диспропорции
Одна из главных целей России, на данный момент, заключается в формировании регионально согласованного экономического пространства. Данная цель указана в Стратегии Правительства РФ на 2025 год [15]. Для положительного результата в области регионального пространственного развития необходимо реагировать как на новые, так и на уже существующие проблемы. Среди них:
- Низкий уровень жизни сельских жителей;
- Низкий уровень согласованности регионов и представителей муниципалитета;
- Низкая предпринимательская активность в сельских районах.
- Значительные различия в уровне социально-экономического внутрирегионального развития.
Указанные сложности пространственного регионального развития базируются на уже существующей проблеме широкой региональной диспропорции. В частности, отметим проблему формирования экономических центров.
Сегодняшние изменения в региональных системах отличаются значительными нарушениями равновесия как на мировом, так и на местном уровне. Указанные нарушения являются одной из основных причин осложнения повышения конкурентоспособности страны на уровне мирового рынка. В условиях национальной экономики РФ необходимо усовершенствовать инструменты организации экономики региона с использованием программы сглаживания диспропорций территорий внутри РФ. Она позволит вовремя обнаруживать нарушения равновесия в региональных системах и предотвращать возникновения условий формирования депрессивности экономического хозяйства.
Таким образом, в настоящее время проблема обеспечения сбалансированного развития регионов является одной из наиболее актуальных в области региональной экономики. Однако концептуально-теоретическая база по данной теме ещё не разработана в достаточной степени. Это связано с тем, что существует множество факторов и условий, которые оказывают влияние на сбалансированность организационно-экономического механизма развития регионов.
Практика изучения факторов и условий, влияющих на сбалансированность организационно-экономического механизма развития регионов, указывает на проблему диспропорции регионального развития. Различия в экономическом потенциале, инфраструктуре, ресурсах и других ключевых параметрах между регионами могут приводить к неравномерному распределению инвестиций, инноваций и человеческого капитала. Это, в свою очередь, усугубляет существующие различия и создаёт дополнительные вызовы для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития всех территорий.
Исследователи в своих работах А.Г. Гранберга [3], Н.М. Межевич [5], Н.Н. Некрасова [6], О.А. Геймана [2], Т.С. Клебановой [4], Э.Б. Алаева [1] изучали вопрос гармоничного социально-экономического развития регионов. Тем не менее некоторые грани проблемы, которые касаются создания механизма для формирования программы гармоничного развития региона, исследованы не до конца.
Регион — это территориальная единица, которая может быть определена на основе различных критериев, таких как географическое положение, административные границы, социально-экономические характеристики и культурные особенности. В экономической науке регион рассматривается как субъект экономической деятельности, который имеет свои особенности и интересы в рамках национальной экономики. [9].
Рассмотрим определение региона как единицы в особой системе классификации, которая не совпадает с делением по экономическим и административно-территориальным признакам. Такой подход к определению региона открывает новые перспективы для исследования его роли в различных процессах и системах. Он позволяет учитывать разнообразие региональных условий и факторов, которые могут влиять на развитие территории. Кроме того, такой подход способствует более глубокому пониманию процессов, происходящих в регионе, и выявлению закономерностей его развития.
Субъект Федерации — это административно-территориальная единица. Регион, который находится в её границах, отличается несколькими ключевыми особенностями: определённой направленностью развития; единством; взаимосвязанностью компонентов; способностью поддаваться управлению.
Текущие глобальные проблемы РФ влияют на жизнь граждан: показатели самочувствия населения снижаются. В связи с этим важно найти способы для решения экономических, социальных и экологических проблем одновременно. Регионы — это основное поле для применения инструментов развития, которые могут изменить текущую ситуацию в российской действительности. Именно там больше всего нуждаются в решении указанных проблем.
Тема развития региона интересна мировому научному сообществу, однако нет чёткого понимания эффективного механизма его развития. В экономике понятие «механизм» используется с прилагательными «экономический», «хозяйственный», «организационный» и относится к управлению. Разные мнения авторов о категориях «механизм», «организационно-экономический механизм» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сопоставительный анализ различных интерпретаций понятия «механизм»
Автор |
Трактовка категории «Механизм» |
О.П. Страхова [9] |
Подразумевает разработку комплекса мер (экономических, хозяйственных, организационных), направленных на поддержку целенаправленного влияния для достижения планируемых результатов деятельности. |
С.И. Ожегов [10] |
1. Конструкция механизма, оборудования или устройства, которая обеспечивает его функционирование. |
2. Организационная структура, регулирующая порядок какой-либо деятельности. |
|
3. Череда событий, процессов, определяющих какое-то действие или явление. |
|
А. Кульман [12] |
Связь между экономическими процессами носит непрерывный характер. Отправная точка, заключительный этап и всё, что происходит в промежутке, — всё это имеет ключевое значение для экономического механизма. |
Ю.М. Осипов [8] |
Организационная структура, основа системы, субъект и исполнитель организации, механизм её функционирования. |
Л.Е. Евенко [11] |
Система управления, то есть комплекс взаимодействий и взаимоотношений между структурными единицами организации в процессе руководства. |
Т. Коно [14] |
Метод организации рабочих процессов и определения структуры управления. |
Б.А. Райзберг [13] |
Система управления представляет собой совокупность организационных структур, методов и правовых форм. Она позволяет в определённых условиях реализовывать экономические законы и обеспечивать процесс воспроизводства. |
А.М. Букреев [7] |
Группа взаимосвязанных элементов, работающих вместе для выполнения определённых функций при задействовании системы. |
Основываясь на проанализированных интерпретациях, можно сделать вывод, что их понимание и формулировка остаются спорным.
Большинство исследователей представляют «механизм» как систему с согласованными элементами. Отметим, что отличие от указанного понятия, особенности определения «организационный механизм», выделяются следующим:
Организационный механизм, по определению Л.Е. Евенко, представляет собой совокупность методов и средств, с помощью которых осуществляется формирование, развитие и функционирование организаций. Он включает в себя процессы проектирования организационных структур, распределения полномочий и ответственности, координации деятельности подразделений, а также механизмы принятия решений и контроля за их исполнением.
А.М. Букреев определяет организационный механизм как систему, которая включает в себя методы и инструменты, необходимые для управления организацией. Эта система помогает координировать деятельность сотрудников, обеспечивать эффективное взаимодействие между различными подразделениями и достигать поставленных целей.
Т. Коно рассматривает организационный механизм как комплекс мер, направленных на обеспечение эффективного функционирования организации. Он включает в себя процессы планирования, организации, мотивации и контроля, которые позволяют достичь максимальной эффективности работы предприятия.
По мнению Ю.М. Осипова, организационный механизм представляет собой совокупность методов и инструментов, используемых для создания и поддержания эффективной организационной структуры. Он позволяет оптимизировать процессы управления, повысить эффективность работы и обеспечить устойчивое развитие организации.
Таким образом, организационные механизмы бывают разные: организационный, экономический и организационно-экономический — для развития региона.
А.А. Кульман, говоря об организационных механизмах, показал связь экономических явлений, что позволило понять работу экономики как единой системы со взаимодействующими элементами. М.В. Мельник в своих работах уделяет внимание на важность внутренней составляющей хозяйства организации, обособляясь от внешних факторов.
Отметим, что организационные и экономические механизмы согласованы: первые отвечают за процессы, вторые — за планирование, мотивацию, контроль и оценку эффективности. Они используют разные методы воздействия, но направлены на достижение общей цели, что говорит о целостности организационно-экономических механизмов.
Внешние факторы указывают на деятельность в мировом рынке. Регион учитывает свои интересы, интересы государства и требования международного сообщества. Механизм развития региона можно увидеть на Рисунке 1.
Рис. 1. Элементы организации экономического механизма региона
В итоге можно сказать, что механизм развития региона объединяет элементы, способные выполнять свои задачи с помощью различных методов и инструментов.
Чтобы понять суть и гармоничное взаимодействие компонентов организационно-экономического механизма развития региона, нужно понять, какие факторы и условия оказывают на него воздействие [16].
Факторы (от лат. «factor» – «делающий, производящий») — это причины или движущие силы, определяющие характер или черты процесса или явления.
В исследовании факторы — это совокупность причин, воздействующих на развитие региона. Условия — требования, которые определяются и влияют на эти причины.
По критерию «пространственность» все воздействующие факторы делятся на две группы: внутренние и внешние. Основополагающий принцип при формировании факторов — комплексность, позволяющая учесть всю их совокупность. Такое разделение позволяет дифференцировать влияние внутренней и внешней среды [17].
Рис. 2. Классификация факторов по критерию «пространственность», влияющих на сбалансированность организационно-экономического механизма развития региона
К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю подразделяют факторы роста производства на две категории: «факторы предложения» (природные и трудовые ресурсы, основной капитал, технологии) и факторы спроса и распределения.
А.А. Мироедов и другие исследователи изучают развитие региона с экономической точки зрения, обращая внимание на инновационную среду и различные факторы: политические, культурные, правовые, финансово-экономические и административные. Есть негативные факторы, которые нарушают работу социально-экономической системы региона [18].
Мы предлагаем рассматривать развитие региона через взаимодействие четырёх групп факторов: природно-экологических, политико-правовых, экономических и социальных. Это поможет региону быть более устойчивым к воздействиям и поддерживать стабильность.
Таблица 2
Факторы и условия, оказывающие влияние на сбалансированный организационно-экономический механизм развития регионов
Условия |
Факторы |
Инновационное развитие региона. Специализация и потенциал экономики региона. Пространственная интеграция экономики. Инвестиционный климат региона |
Экономические |
Развитие человеческого капитала. Демографическая ситуация. Уровень жизни населения. Состояние трудовых ресурсов. Социальная инфраструктура. |
Социальные
|
Окружающая среда, Природные условия, Экологические ценности, Полезные ископаемые, Возобновляемые природные ресурсы. |
Природно-экологические
|
Политическая обстановка. Правовые основы регионального развития. Региональное законодательство. |
Политико-правовые
|
Сбалансированность организационно-экономического механизма регионального развития достигается через синтез взаимосвязанных факторов: природно-экологических, политико-правовых, экономических и социальных. Совокупность данных факторов формирует основу для специализации региона, устойчивости его финансовой системы, регулирования взаимодействия субъектов и обеспечения социального благополучия. Однако ключевая проблема заключается в гармонизации интересов государства, бизнеса, общественных институтов и населения, чьи цели часто вступают в противоречие.
Эффективное сглаживание региональных дисбалансов невозможно без интеграции концептуальных принципов координации, методов разрешения конфликтов и инструментов стратегического планирования. Только объединяя ресурсный потенциал территории, правовые нормы, экономические приоритеты и социальные запросы, можно создать адаптивный механизм, трансформирующий разнонаправленные интересы в источник устойчивого развития.
1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4–16.
2. Караваева И. В., Лев М. Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 4. С. 194–204.
3. Плотников А. В. Механизм влияния неэкономического шока на национальную экономику //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 2. С. 163–169
4. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России: монография / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Анкил, 2013. 683 с.
5. Ильин В.А., Морев М.В. Оценка населением региона эффективности государственного управления в 2000-2018 гг. [Электронный ресурс] / В.А. Ильин, М.В. Морев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Вологда - Издательство: Издательство: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2019. Т. 12. № 1. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37028521
6. Криничанский К.В., Фатькин А.В. Анализ тенденций посткризисного развития финансовых систем российских регионов [Электронный ресурс] / К.В. Криничанский, А.В. Фатькин // Финансы и кредит – Москва: Издательство: ООО «Издательский дом Финансы и кредит», 2019. №7, Том 25- Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27149729
7. Морошкина М. В. Межрегиональная дифференциация российских регионов: тенденции и перспективы сближения. [Электронный ресурс] / М. В. Морошкина // Теоретическая и прикладная экономика – Москва: Изд- во: «НБ-Медиа», 2018. № 3 - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35664505
8. Туровский Р.Ф. Джафатова К.Ю. Региональное неравенство в России: может ли централизация быть лекарством? [Электронный ресурс] / Р.Ф. Туровский К.Ю. Джафатова // Политическая наука - Москва: Издательство: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2019, № 2. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38501206
9. Репушевская, О.А. Региональная дифференциация социально-экономического развития: монография / О.А. Репушевская. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2025. – 388 с.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2024. 1112 с.