Mytischi, Russian Federation
from 01.01.2016 to 01.01.2020
Balashiha, Moscow, Russian Federation
VAC 5.2.3
VAC 5.2.4
VAC 5.2.5
VAC 5.2.6
VAC 5.2.7
UDK 332.1
This paper examines the problem of applying the regional development smoothing system. In particular, this paper examines the problem of said development taking into account the coordination of all economic entities in the regions: commercial and non-profit organizations, government officials, representatives of public movements and other economic entities. As a result, the key factors influencing the application of the regional development smoothing system were analyzed: firstly, the elements of said system were conceptually substantiated; secondly, the principles underlying this system were defined; thirdly, the views of all economic entities were systematized and the prerequisites for the emergence of a conflict of interest between them were established.
organizational and economic mechanism, balance, regional socio-economic system, regional systems, disproportions
Одна из главных целей России, на данный момент, заключается в формировании регионально согласованного экономического пространства. Данная цель указана в Стратегии Правительства РФ на 2025 год [15]. Для положительного результата в области регионального пространственного развития необходимо реагировать как на новые, так и на уже существующие проблемы. Среди них:
- Низкий уровень жизни сельских жителей;
- Низкий уровень согласованности регионов и представителей муниципалитета;
- Низкая предпринимательская активность в сельских районах.
- Значительные различия в уровне социально-экономического внутрирегионального развития.
Указанные сложности пространственного регионального развития базируются на уже существующей проблеме широкой региональной диспропорции. В частности, отметим проблему формирования экономических центров.
Сегодняшние изменения в региональных системах отличаются значительными нарушениями равновесия как на мировом, так и на местном уровне. Указанные нарушения являются одной из основных причин осложнения повышения конкурентоспособности страны на уровне мирового рынка. В условиях национальной экономики РФ необходимо усовершенствовать инструменты организации экономики региона с использованием программы сглаживания диспропорций территорий внутри РФ. Она позволит вовремя обнаруживать нарушения равновесия в региональных системах и предотвращать возникновения условий формирования депрессивности экономического хозяйства.
Таким образом, в настоящее время проблема обеспечения сбалансированного развития регионов является одной из наиболее актуальных в области региональной экономики. Однако концептуально-теоретическая база по данной теме ещё не разработана в достаточной степени. Это связано с тем, что существует множество факторов и условий, которые оказывают влияние на сбалансированность организационно-экономического механизма развития регионов.
Практика изучения факторов и условий, влияющих на сбалансированность организационно-экономического механизма развития регионов, указывает на проблему диспропорции регионального развития. Различия в экономическом потенциале, инфраструктуре, ресурсах и других ключевых параметрах между регионами могут приводить к неравномерному распределению инвестиций, инноваций и человеческого капитала. Это, в свою очередь, усугубляет существующие различия и создаёт дополнительные вызовы для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития всех территорий.
Исследователи в своих работах А.Г. Гранберга [3], Н.М. Межевич [5], Н.Н. Некрасова [6], О.А. Геймана [2], Т.С. Клебановой [4], Э.Б. Алаева [1] изучали вопрос гармоничного социально-экономического развития регионов. Тем не менее некоторые грани проблемы, которые касаются создания механизма для формирования программы гармоничного развития региона, исследованы не до конца.
Регион — это территориальная единица, которая может быть определена на основе различных критериев, таких как географическое положение, административные границы, социально-экономические характеристики и культурные особенности. В экономической науке регион рассматривается как субъект экономической деятельности, который имеет свои особенности и интересы в рамках национальной экономики. [9].
Рассмотрим определение региона как единицы в особой системе классификации, которая не совпадает с делением по экономическим и административно-территориальным признакам. Такой подход к определению региона открывает новые перспективы для исследования его роли в различных процессах и системах. Он позволяет учитывать разнообразие региональных условий и факторов, которые могут влиять на развитие территории. Кроме того, такой подход способствует более глубокому пониманию процессов, происходящих в регионе, и выявлению закономерностей его развития.
Субъект Федерации — это административно-территориальная единица. Регион, который находится в её границах, отличается несколькими ключевыми особенностями: определённой направленностью развития; единством; взаимосвязанностью компонентов; способностью поддаваться управлению.
Текущие глобальные проблемы РФ влияют на жизнь граждан: показатели самочувствия населения снижаются. В связи с этим важно найти способы для решения экономических, социальных и экологических проблем одновременно. Регионы — это основное поле для применения инструментов развития, которые могут изменить текущую ситуацию в российской действительности. Именно там больше всего нуждаются в решении указанных проблем.
Тема развития региона интересна мировому научному сообществу, однако нет чёткого понимания эффективного механизма его развития. В экономике понятие «механизм» используется с прилагательными «экономический», «хозяйственный», «организационный» и относится к управлению. Разные мнения авторов о категориях «механизм», «организационно-экономический механизм» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сопоставительный анализ различных интерпретаций понятия «механизм»
Автор |
Трактовка категории «Механизм» |
О.П. Страхова [9] |
Подразумевает разработку комплекса мер (экономических, хозяйственных, организационных), направленных на поддержку целенаправленного влияния для достижения планируемых результатов деятельности. |
С.И. Ожегов [10] |
1. Конструкция механизма, оборудования или устройства, которая обеспечивает его функционирование. |
2. Организационная структура, регулирующая порядок какой-либо деятельности. |
|
3. Череда событий, процессов, определяющих какое-то действие или явление. |
|
А. Кульман [12] |
Связь между экономическими процессами носит непрерывный характер. Отправная точка, заключительный этап и всё, что происходит в промежутке, — всё это имеет ключевое значение для экономического механизма. |
Ю.М. Осипов [8] |
Организационная структура, основа системы, субъект и исполнитель организации, механизм её функционирования. |
Л.Е. Евенко [11] |
Система управления, то есть комплекс взаимодействий и взаимоотношений между структурными единицами организации в процессе руководства. |
Т. Коно [14] |
Метод организации рабочих процессов и определения структуры управления. |
Б.А. Райзберг [13] |
Система управления представляет собой совокупность организационных структур, методов и правовых форм. Она позволяет в определённых условиях реализовывать экономические законы и обеспечивать процесс воспроизводства. |
А.М. Букреев [7] |
Группа взаимосвязанных элементов, работающих вместе для выполнения определённых функций при задействовании системы. |
Основываясь на проанализированных интерпретациях, можно сделать вывод, что их понимание и формулировка остаются спорным.
Большинство исследователей представляют «механизм» как систему с согласованными элементами. Отметим, что отличие от указанного понятия, особенности определения «организационный механизм», выделяются следующим:
Организационный механизм, по определению Л.Е. Евенко, представляет собой совокупность методов и средств, с помощью которых осуществляется формирование, развитие и функционирование организаций. Он включает в себя процессы проектирования организационных структур, распределения полномочий и ответственности, координации деятельности подразделений, а также механизмы принятия решений и контроля за их исполнением.
А.М. Букреев определяет организационный механизм как систему, которая включает в себя методы и инструменты, необходимые для управления организацией. Эта система помогает координировать деятельность сотрудников, обеспечивать эффективное взаимодействие между различными подразделениями и достигать поставленных целей.
Т. Коно рассматривает организационный механизм как комплекс мер, направленных на обеспечение эффективного функционирования организации. Он включает в себя процессы планирования, организации, мотивации и контроля, которые позволяют достичь максимальной эффективности работы предприятия.
По мнению Ю.М. Осипова, организационный механизм представляет собой совокупность методов и инструментов, используемых для создания и поддержания эффективной организационной структуры. Он позволяет оптимизировать процессы управления, повысить эффективность работы и обеспечить устойчивое развитие организации.
Таким образом, организационные механизмы бывают разные: организационный, экономический и организационно-экономический — для развития региона.
А.А. Кульман, говоря об организационных механизмах, показал связь экономических явлений, что позволило понять работу экономики как единой системы со взаимодействующими элементами. М.В. Мельник в своих работах уделяет внимание на важность внутренней составляющей хозяйства организации, обособляясь от внешних факторов.
Отметим, что организационные и экономические механизмы согласованы: первые отвечают за процессы, вторые — за планирование, мотивацию, контроль и оценку эффективности. Они используют разные методы воздействия, но направлены на достижение общей цели, что говорит о целостности организационно-экономических механизмов.
Внешние факторы указывают на деятельность в мировом рынке. Регион учитывает свои интересы, интересы государства и требования международного сообщества. Механизм развития региона можно увидеть на Рисунке 1.
Рис. 1. Элементы организации экономического механизма региона
В итоге можно сказать, что механизм развития региона объединяет элементы, способные выполнять свои задачи с помощью различных методов и инструментов.
Чтобы понять суть и гармоничное взаимодействие компонентов организационно-экономического механизма развития региона, нужно понять, какие факторы и условия оказывают на него воздействие [16].
Факторы (от лат. «factor» – «делающий, производящий») — это причины или движущие силы, определяющие характер или черты процесса или явления.
В исследовании факторы — это совокупность причин, воздействующих на развитие региона. Условия — требования, которые определяются и влияют на эти причины.
По критерию «пространственность» все воздействующие факторы делятся на две группы: внутренние и внешние. Основополагающий принцип при формировании факторов — комплексность, позволяющая учесть всю их совокупность. Такое разделение позволяет дифференцировать влияние внутренней и внешней среды [17].
Рис. 2. Классификация факторов по критерию «пространственность», влияющих на сбалансированность организационно-экономического механизма развития региона
К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю подразделяют факторы роста производства на две категории: «факторы предложения» (природные и трудовые ресурсы, основной капитал, технологии) и факторы спроса и распределения.
А.А. Мироедов и другие исследователи изучают развитие региона с экономической точки зрения, обращая внимание на инновационную среду и различные факторы: политические, культурные, правовые, финансово-экономические и административные. Есть негативные факторы, которые нарушают работу социально-экономической системы региона [18].
Мы предлагаем рассматривать развитие региона через взаимодействие четырёх групп факторов: природно-экологических, политико-правовых, экономических и социальных. Это поможет региону быть более устойчивым к воздействиям и поддерживать стабильность.
Таблица 2
Факторы и условия, оказывающие влияние на сбалансированный организационно-экономический механизм развития регионов
Условия |
Факторы |
Инновационное развитие региона. Специализация и потенциал экономики региона. Пространственная интеграция экономики. Инвестиционный климат региона |
Экономические |
Развитие человеческого капитала. Демографическая ситуация. Уровень жизни населения. Состояние трудовых ресурсов. Социальная инфраструктура. |
Социальные
|
Окружающая среда, Природные условия, Экологические ценности, Полезные ископаемые, Возобновляемые природные ресурсы. |
Природно-экологические
|
Политическая обстановка. Правовые основы регионального развития. Региональное законодательство. |
Политико-правовые
|
Сбалансированность организационно-экономического механизма регионального развития достигается через синтез взаимосвязанных факторов: природно-экологических, политико-правовых, экономических и социальных. Совокупность данных факторов формирует основу для специализации региона, устойчивости его финансовой системы, регулирования взаимодействия субъектов и обеспечения социального благополучия. Однако ключевая проблема заключается в гармонизации интересов государства, бизнеса, общественных институтов и населения, чьи цели часто вступают в противоречие.
Эффективное сглаживание региональных дисбалансов невозможно без интеграции концептуальных принципов координации, методов разрешения конфликтов и инструментов стратегического планирования. Только объединяя ресурсный потенциал территории, правовые нормы, экономические приоритеты и социальные запросы, можно создать адаптивный механизм, трансформирующий разнонаправленные интересы в источник устойчивого развития.
1. Abalkin L. I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ih otrazhenie // Voprosy ekonomiki. 1994. № 12. S. 4–16.
2. Karavaeva I. V., Lev M. Yu. Razvitie strategii ekonomicheskoy bezopasnosti (itogi provedeniya ezhegodnoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Senchagovskie chteniya») // Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk. 2019. № 4. S. 194–204.
3. Plotnikov A. V. Mehanizm vliyaniya neekonomicheskogo shoka na nacional'nuyu ekonomiku //Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2021. № 2. S. 163–169
4. Innovacionnye preobrazovaniya kak imperativ ustoychivogo razvitiya i ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii: monografiya / pod red. V. K. Senchagova. M.: Ankil, 2013. 683 s.
5. Il'in V.A., Morev M.V. Ocenka naseleniem regiona effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya v 2000-2018 gg. [Elektronnyy resurs] / V.A. Il'in, M.V. Morev // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. - Vologda - Izdatel'stvo: Izdatel'stvo: Vologodskiy nauchnyy centr Rossiyskoy akademii nauk, 2019. T. 12. № 1. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=37028521
6. Krinichanskiy K.V., Fat'kin A.V. Analiz tendenciy postkrizisnogo razvitiya finansovyh sistem rossiyskih regionov [Elektronnyy resurs] / K.V. Krinichanskiy, A.V. Fat'kin // Finansy i kredit – Moskva: Izdatel'stvo: OOO «Izdatel'skiy dom Finansy i kredit», 2019. №7, Tom 25- Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=27149729
7. Moroshkina M. V. Mezhregional'naya differenciaciya rossiyskih regionov: tendencii i perspektivy sblizheniya. [Elektronnyy resurs] / M. V. Moroshkina // Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika – Moskva: Izd- vo: «NB-Media», 2018. № 3 - Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=35664505
8. Turovskiy R.F. Dzhafatova K.Yu. Regional'noe neravenstvo v Rossii: mozhet li centralizaciya byt' lekarstvom? [Elektronnyy resurs] / R.F. Turovskiy K.Yu. Dzhafatova // Politicheskaya nauka - Moskva: Izdatel'stvo: Institut nauchnoy informacii po obschestvennym naukam RAN, 2019, № 2. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=38501206
9. Repushevskaya, O.A. Regional'naya differenciaciya social'no-ekonomicheskogo razvitiya: monografiya / O.A. Repushevskaya. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2025. – 388 s.
10. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli: stat. sb. / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. M., 2024. 1112 s.