с 01.01.2003 по 01.01.2023
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 631.145 Аграрно-промышленные предприятия и объединения. Сельское хозяйство на промышленной основе в целом
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОКСО 35.06.01 Сельское хозяйство
ББК 65 Экономика. Экономические науки
ТБК 5600 Справочная литература
В статье рассмотрены правовые вопросы финансового оздоровления организаций, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью и признанные в соответствии с действующим законодательством сельхозтоваропроизводителями, имеющими право на реструктуризацию своих задолженностей. Представлен правовой анализ закона о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций. Освещены основные понятия данного правового акта и представлен порядок и этапы участия в программе по финансовому оздоровлению и реструктуризации долгов сельхозтоваропроизводителей. Показано, как распределяются группы организаций в соответствии с ранжиром построенном на основании их финансового состояния. Представлена информация о ходе реализации финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, как в целом по России, так и в разрезе федеральных округов
сельскохозяйственный товаропроизводитель, финансовое оздоровление, правовая регламентация, реструктуризация долгов, органы власти и местного самоуправления
Экономические отношения между хозяйствующими субъектами в сфере сельскохозяйственной деятельности в силу определенных причин складываются таким образом, что организации не способны рассчитаться по своим обязательствам, в результате чего возникает кредиторская задолженность[1]. По данным органов статистики России в прошедшем году такого рода задолженность возросла относительно данных видов экономической деятельности: лесное хозяйство, сельское, рыбоводство и рыболовство, и составила более пяти млн рублей. При этом, если мы посмотрим динамику по предыдущим годам, отражающую задолженность предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства, то увидим, что за более чем двадцатилетний период она возросла в три с лишним раза [2].
Фактически эта ситуация ставит данные предприятия под угрозу банкротства. С юридической и экономической точки зрения такие проблемы, относительно несостоятельности субъектов агробизнеса, и на сегодняшний день – актуальны.
Данная ситуация подвигла государственные органы разработать правовые механизмы финансового оздоровления производителей сельхозпродукции. Не ранее чем в 2003 году был принят Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»[3].
Информация об экономическом состоянии производителей товарной сельхозпродукции рассчитывается по установленной Минсельхозом России форме, в том числе и для крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, которые считаются, в силу закона, сельскохозяйственными товаропроизводителями[4].
Основополагающие аспекты, лежащие в основе российского законодательства относительно оздоровления сельхозорганизаций базируются на важнейших принципах. Основным принципом является принцип добровольного участия в программе, а также ее доступности для всех организаций. Следующий принцип также важен, он признан обеспечивать единые положения для всех участников программы, но в тоже время запрещает устанавливать особые условия для отдельных категорий субъектов агробизнеса. Далее принцип полной конфиденциальности. И еще один значимый принцип – это возможность только единожды участвовать в данной программе[5].
Отметим, что вышеупомянутый закон отражает основные понятия, определяющие круг правоотношений, регулирующий финансовое оздоровление производителей сельхоз продукции (табл. 1).
Таблица 1
Основные понятия по ФЗ-83 («О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»)
Формулировка |
Значение |
Реструктуризация долгов |
Основанное на соглашении прекращение долгов путем замены указанных обязательств аналогичными, с иными условиями их погашения |
Сельхозтоваропроизводитель |
Предприятия, КХ, ИП доля выручки которых от всех видов производства, переработки и реализации – не менее пятидесяти процентов за прошедший год |
Программа финансового оздоровления |
Совокупность мер, которые направлены на формирования кредиторами однородных условий погашению задолженностей |
Должник |
Сельхоз предприятие – обремененное долгами |
Долг |
Просрочка по оплате в бюджеты всех уровней |
Кредитор |
Имеющий право требования задолженности |
Банк-агент |
Кредитное учреждение для выполнения расчетных функций долговых обязательств |
Соглашение |
Документ о порядке и условиях погашение долгов |
Методика расчета |
Методические указания по расчету показателей, определяющих финансовое положение должника |
Базовые условия |
Всевозможные варианты реструктуризации долгов |
Федеральная комиссия |
Межведомственная комиссия, функционирующая, в порядке, предусмотренном законом |
Территориальные комиссии |
Межведомственные комиссии, создаваемые в субъектах Российской Федерации |
Участник программы |
сельхозпредприятие с которым заключили соглашение |
Источник: составлена автором по [3]
Далее законом устанавливается порядок и полномочия разноплановых комиссий. Межведомственная комиссия по финансовому оздоровлению сельхоз производителей создается в порядке, установленном законом для межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, и возглавляет ее руководитель данного федерального органа исполнительной власти, уполномоченный в сельскохозяйственной сфере [6]. Осуществление деятельности комиссии осуществляется на постоянной основе. В круг ее полномочий входит: организация работы комиссии; определение перечня документов по вопросам, относящимся к оздоровлению должника; рассматривает, поступающие от должников жалобы; собирают необходимую информацию о ходе реализации закона. Федеральную комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, занимающийся вопросами развития аграрного сектора экономики. В состав комиссии входят: представители федеральных органов исполнительной власти, государственные внебюджетных фондов, исполнительных органов субъектов, а также естественных монополий, имеющих право подписывать такого рода документы.
Далее рассмотрим создание и полномочия территориальных комиссий. Надо отметить, что в каждом субъекте создаются такие комиссии под руководством заместителя руководителя высшего исполнительного органа государственной власти в сфере сельского хозяйства. Территориальные комиссии функционируют также на постоянной основе. В состав такой комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления [7,8], государственных внебюджетных фондов, субъектов естественных монополий, обладающие полномочиями подписывать такого рода документы.
Финансовое оздоровление участников программы, проходит в несколько этапов, и соответствует определенному порядку. На первом этапе по методике, утвержденной Правительством РФ, рассчитываются показатели, определяющие положения должника в финансовом плане, а также комиссией подбирается варианта реструктуризации долговых обязательств.
На втором этапе формируется извещение о возможном варианте реструктуризации, которое предоставляется кредиторам должника. А также определяется дата проведения расширенного заседания территориальной комиссии с участием кредиторов.
На заключительном этапе, в рамках расширенного заседания территориальной комиссии окончательно устанавливаются условия и варианты для реструктуризации долгов, что оформляется специальным протоколом. Кроме того в отношении кредиторов устанавливается обязанность не возбуждать ими процедуру банкротства против их явных должников. Далее не более чем в недельный период данный проект должен быть направлен должнику.
Далее на рисунке 1 наглядно показан порядок участия должника в программе.
Рис. 1. Порядок участия должника в программе по финансовому оздоровлению
Надо отметить, что документом, имеющим юридическую силу, является соглашение. Существенными условиями данного документа можно определить следующие: соблюдение письменной формы; подписанное всеми кредиторами, обладающим правом требования погашения более 75% долгов; точная дата задолженности; порядка списания просроченных долгов; фиксированная оплата за отсрочку или рассрочку; составление графика платежей; указание на обязанность должника одновременно оплачивать долги всем кредиторам, пропорционально их доле; обязанность должника заключить договор с банком-агентом об открытии счета с определением особого режима для проведения расчетов с кредиторами по указанному соглашению; точные условия выхода кредитора из договора; определение режима ответственности должника за неисполнение полностью либо в части соглашения о реструктуризации долга. Согласно данному документу и в соответствии с его условиями предусматривается полное списание пеней и штрафов, предоставление отсрочки на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. Срок данного соглашения, не может быть менее пяти лет (при отсрочке долга) и четырех лет – при рассрочке долговых обязательств.
Со дня подписания кредиторами соглашения о реструктуризации долговых обязательств, приостанавливаются начисления по пеням. В течение одного месяца заключается дополнительное соглашение, в котором предусматривается оптимизация всех начисленных долгов со дня, указанного в соглашении о реструктуризации. Списание сумм пеней и штрафов, начисленных за нарушение закона и платежей в бюджет всех уровней и в фонды, может осуществляться на условиях, отличающихся от условий списания сумм пеней и штрафов, которые должны быть оплачены иным кредиторам.
Контроль за исполнением обязательств, принятых на себя должником в рамках соглашения о реструктуризации, закреплено за банком-агентом. Должник обязан зачислять сумму очередного платежа на счет, открытый именно в данной кредитной организации. В свою очередь банк допускает списание денег со счета, исключительно в целях осуществления платежей по соглашению с одновременным распределением по счетам всех кредиторов. Кредиторы, в свою очередь, обязаны каждый квартал информировать банк-агент об отсутствии в отношении должника возбужденного дела о банкротстве. Между тем, банк, в случае нарушения должником условий соглашения, а также в случае возбуждения в отношении должника процедуры банкротства обязан известить всех причастных кредиторов о наступлении данных событий, что влечет признания соглашения расторгнутым.
Кроме того существует ряд оснований, по которым соглашение о реструктуризации долгов прекращает свое действие. Первое основание – не исполнение, либо не своевременное исполнение в заявленных объемах, принятых должником на себя обязательств. Второе – возбуждение в отношении должника процедуры банкротства. Третье основание базируется на односторонней правовой позиции со стороны кредитора, то есть каждый кредитор, не зависимо от его положения и статуса имеет право расторгнуть соглашение в любое время, с соблюдением определенных условиях, которые указаны в законодательстве. С юридической точки зрения, с момента прекращения действия соглашения вся совокупность обязательств, считается наступившей.
В контексте данной статьи, на наш взгляд, необходимо осветить некоторые положения Постановления Правительства Российской Федерации N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"[9], в соответствии с которым утверждаются следующие инструменты механизма оздоровления аграриев. Во-первых, определена методика расчета показателей оценки финансового положения сельхозпредприятий – участников программы. Во-вторых, определены существенные условия реструктуризации долгов данных предприятий. В-третьих, очерчен круг законных требований, предъявляемых к участникам программы «финансовое оздоровление». В-четвертых, перечислены все необходимые документы, которые должны прилагаться к заявлению должника, изъявившего желание участвовать в данной программе. В-пятых, разработано и утверждено типовое соглашение, в том числе о списании сумм штрафов и пеней. В-шестых, предусмотрен порядок расчета показателей финансового положения предприятия, у которого имеются долговые обязательства. В-седьмых, установлено, что финансовое положение должника (организации) определяется по следующих утвержденным коэффициентам: текущая ликвидность; абсолютная ликвидность; критическая оценка; финансовая независимость, в том числе и в отношении формирования запасов и затрат, а также обеспеченность собственными средствами. На основание данных значений выводится балльная оценка, необходимая для понимания допустимости данной организации к участию в программе «финансовое оздоровление». В таблице 2 показано распределение по группам организаций, в соответствии с их финансовой устойчивостью (табл. 2).
Таблица 2
Ранжир по финансовой устойчивости С/Х товаропроизводителей
Показатели финансовой устойчивости организации |
Вариант реструктуризации долгов |
Отсрочка погашения долга |
Последующая отсрочка погашения долга |
Дополнительное предоставление рассрочки |
I группа |
1 вариант |
5 лет |
4 года |
2 года |
II группа |
2 вариант |
5 лет |
5 лет |
3 года |
III группа |
3 вариант |
6 лет |
5 лет |
1 год |
IV группа |
4 вариант |
6 лет |
6 лет |
1 год |
V группа |
5 вариант |
7 лет |
6 лет |
2 года |
Источник: составлено автором.
Из представленной таблицы видно, что по показателям финансовой устойчивости предприятия разделяются на пять групп с различными вариантами реструктуризации и различными временными параметрами. При этом наименьшая рассрочка платежей установлена сроком в один год, а наибольшая сроком в семь лет.
Следует также отметить, что существуют базовые условия реструктуризации долгов. Первое условие – это выплаты в бюджеты всех уровней и фонды. Второе условие – выплаты по денежным обязательствам за проделанную работу и предоставленные услуги. При этом необходимо знать следующее, что не подлежат реструктуризации следующие платежи: задолженности по налогу (НДФЛ), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, выплата страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по начислению и выплате зарплаты.
Отметим, что суммы долговых обязательств определяются на каждое первое число месяца подачи предприятием заявления о возможности включении ее в состав участник программы по оздоровлению. Между тем, необходимым условием является выплата организацией–должником выплата в полном объеме всех текущих платежей в бюджеты всех уровней в срок равный месяцу.
В таблице ниже представлена информация о ходе реализации закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (табл. 3).
Таблица 3
Количество сельскохозяйственных организаций, участвующих в процедуре финансового оздоровления
Показатели |
Всего по РФ |
Участники программы, всего, ед. |
13 420 |
Задолженность по организациям, тыс. руб. |
88 120 587 |
в т.ч. пеня(штрафы) по налогам в бюджеты и фонды, тыс. руб. |
45 273 668 |
Списанные долги (пеня, штраф), тыс. руб. |
34 2198721 |
в т.ч. (Указ.№ 784Президента РФ 16 июля 2003 года), тыс. руб. |
28932 600 |
Организации, утратившие право на «оздоровление», всего, ед. |
8106 |
Долги по организациям, которые утратили право на реструктуризацию долгов, тыс. руб. |
41414 746 |
Организации, выполнившие условия соглашения, ед. |
4088 |
Погашено долгов, тыс. руб. |
9 789 534 |
Не имеют возможность участвовать в программе, ед. |
3 515 |
в т.ч. начато банкротство, ед. |
737 |
Не могут уплатить текущие платежи, ед. |
1 433 |
Не могут принять участие по иным причинам, ед. |
1 341 |
Источник: составлено автором.
Между тем, списание задолженностей по пеням и штрафам осуществляется должником пропорционально списанию денежных средств по основному долгу. Но, следует учитывать, что данное право приостанавливается в случае, существующей у должника непогашенной задолженности по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, либо задолженность в соответствии с графиком погашения долговых обязательств.
В следующей таблице представлен материал по реализации данного закона в разрезе федеральных округов (табл. 4).
Таблица 4
Ход реализации закона в разрезе федеральных округов, 2024 год
Число организаций |
ЦФО |
СЗФО |
ЮФО |
СКФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДФО |
Участники программы всего, ед. |
3002 |
646 |
832 |
1104 |
4576 |
677 |
1792 |
685 |
Утратившие право на участие, всего, ед. |
1891 |
354 |
393 |
840 |
3512 |
484 |
1242 |
464 |
Завершена реструктуризация в связи с выполнением ее условий, ед. |
1098 |
285 |
431 |
231 |
1036 |
185 |
528 |
209 |
Не могут принять участие в программе, ед. |
902 |
98 |
112 |
171 |
290 |
773 |
154 |
951 |
в т.ч. организации, начата процедура банкротства, ед. |
203 |
48 |
82 |
18 |
157 |
47 |
140 |
48 |
Не оплатили платежи (текущие) в теч.1 мес., ед. |
571 |
43 |
84 |
147 |
84 |
87 |
7 |
378 |
Не приняли участие в программе по иным причинам, ед. |
118 |
11 |
31 |
1 |
61 |
651 |
8 |
471 |
Источник: составлено автором.
По данным таблицы видно, что наибольшее число участников программы в Поволжье, наименьшее в Уральском округе. Наибольшее количество организаций утративших право быть участником программы «оздоровления» в том же Поволжском федеральном округе, наименьшее – в Северо-Западном округе. Лидер среди округов по завершению реструктуризации долгов путем выполнения всех условий соглашения о реструктуризации является Центральный федеральный округ, при этом последнее место по этой позиции занимает Уральский округ. Организаций, которые не могут принять участие в программе, наибольшее количество Центральном, Дальневосточном и Уральском округах. По начатым процедурам банкротства в отношении должников лидируют: Центральный, Поволжский и Северный округа.
Следует отметить, что если организация – должник пострадала от чрезвычайных ситуаций, то она имеет право претендовать на дополнительную отсрочку по долгам (2 года), а также рассрочку на погашение долгов (3 года).
Следовательно, резюмируя вышеизложенное можно говорить о том, что нормативная база и действующее законодательство, которое регулирует правоотношения в сфере реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, достаточно структурировано отражает всю последовательность действий всех субъектов данных правоотношений.
1. Абряндина, В.В. Адаптация предпринимателей аграрного сектора к вызовам рынка / В.В. Абряндина // Экономика сельского хозяйства России. – 2022. – № 8. – С. 28-32.
2. Абряндина, В.В. Организационно-Правовая регламентация статуса сельскохозяйственной продукции в продуктовых цепочках / В.В. Абряндина // Russian Journal of Management. – 2024. – Т. 12, № 2. – С. 357-368.
3. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" // Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2787
4. Суглобов А.Е. Особенности малого бизнеса как субъекта инновационной экономики. Вопросы региональной экономики. 2011. 33980. С. 12-18.
5. Абряндина, В.В. Правовое регулирование экономической деятельности в условиях реализации проектно-цифрового подхода / В.В. Абряндина // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2020. – № 6(63). – С. 115-118.
6. Адукова, А.Н. Совершенствование структуры органов местного самоуправления в сельских поселениях / А.Н. Адукова, В.В. Абряндина // Вестник университета. – 2011. – № 19. – С. 157-159.
7. Адукова, А.Н. Планирование и организация деятельности органов местного самоуправления сельских территорий / А.Н. Адукова, В.В. Абряндина, Н.Н. Огаркова // Вестник университета. – 2013. – № 1. – С. 11-18.
8. Суглобов, А.Е. Использование результатов экономического анализа для выявления перспектив развития социальной инфраструктуры сельских регионов / А.Е. Суглобов // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. – № 12(69). – С. 32-35.
9. Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" // Собрании законодательства Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. N 6 ст. 523