from 01.01.2003 to 01.01.2023
Moscow, Moscow, Russian Federation
5.2.1
5.2.3
5.2.4
5.2.5
5.2.6
5.2.7
631.145
06.00
35.06.01
65
5600
The article examines the legal issues of financial rehabilitation of organizations engaged in agricultural activities and recognized in accordance with current legislation by agricultural producers who have the right to restructure their debts. The legal analysis of the law on financial rehabilitation of agricultural organizations is presented. The basic concepts of this legal act are highlighted and the procedure and stages of participation in the program for financial rehabilitation and debt restructuring of agricultural producers are presented. It is shown how groups of organizations are distributed in accordance with the ranking based on their financial condition. Information is provided on the progress of the implementation of financial rehabilitation of agricultural producers, both in Russia as a whole and in the context of federal districts
agricultural producer, financial recovery, legal regulation, debt restructuring, government and local self-government
Экономические отношения между хозяйствующими субъектами в сфере сельскохозяйственной деятельности в силу определенных причин складываются таким образом, что организации не способны рассчитаться по своим обязательствам, в результате чего возникает кредиторская задолженность[1]. По данным органов статистики России в прошедшем году такого рода задолженность возросла относительно данных видов экономической деятельности: лесное хозяйство, сельское, рыбоводство и рыболовство, и составила более пяти млн рублей. При этом, если мы посмотрим динамику по предыдущим годам, отражающую задолженность предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства, то увидим, что за более чем двадцатилетний период она возросла в три с лишним раза [2].
Фактически эта ситуация ставит данные предприятия под угрозу банкротства. С юридической и экономической точки зрения такие проблемы, относительно несостоятельности субъектов агробизнеса, и на сегодняшний день – актуальны.
Данная ситуация подвигла государственные органы разработать правовые механизмы финансового оздоровления производителей сельхозпродукции. Не ранее чем в 2003 году был принят Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»[3].
Информация об экономическом состоянии производителей товарной сельхозпродукции рассчитывается по установленной Минсельхозом России форме, в том числе и для крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, которые считаются, в силу закона, сельскохозяйственными товаропроизводителями[4].
Основополагающие аспекты, лежащие в основе российского законодательства относительно оздоровления сельхозорганизаций базируются на важнейших принципах. Основным принципом является принцип добровольного участия в программе, а также ее доступности для всех организаций. Следующий принцип также важен, он признан обеспечивать единые положения для всех участников программы, но в тоже время запрещает устанавливать особые условия для отдельных категорий субъектов агробизнеса. Далее принцип полной конфиденциальности. И еще один значимый принцип – это возможность только единожды участвовать в данной программе[5].
Отметим, что вышеупомянутый закон отражает основные понятия, определяющие круг правоотношений, регулирующий финансовое оздоровление производителей сельхоз продукции (табл. 1).
Таблица 1
Основные понятия по ФЗ-83 («О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»)
Формулировка |
Значение |
Реструктуризация долгов |
Основанное на соглашении прекращение долгов путем замены указанных обязательств аналогичными, с иными условиями их погашения |
Сельхозтоваропроизводитель |
Предприятия, КХ, ИП доля выручки которых от всех видов производства, переработки и реализации – не менее пятидесяти процентов за прошедший год |
Программа финансового оздоровления |
Совокупность мер, которые направлены на формирования кредиторами однородных условий погашению задолженностей |
Должник |
Сельхоз предприятие – обремененное долгами |
Долг |
Просрочка по оплате в бюджеты всех уровней |
Кредитор |
Имеющий право требования задолженности |
Банк-агент |
Кредитное учреждение для выполнения расчетных функций долговых обязательств |
Соглашение |
Документ о порядке и условиях погашение долгов |
Методика расчета |
Методические указания по расчету показателей, определяющих финансовое положение должника |
Базовые условия |
Всевозможные варианты реструктуризации долгов |
Федеральная комиссия |
Межведомственная комиссия, функционирующая, в порядке, предусмотренном законом |
Территориальные комиссии |
Межведомственные комиссии, создаваемые в субъектах Российской Федерации |
Участник программы |
сельхозпредприятие с которым заключили соглашение |
Источник: составлена автором по [3]
Далее законом устанавливается порядок и полномочия разноплановых комиссий. Межведомственная комиссия по финансовому оздоровлению сельхоз производителей создается в порядке, установленном законом для межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, и возглавляет ее руководитель данного федерального органа исполнительной власти, уполномоченный в сельскохозяйственной сфере [6]. Осуществление деятельности комиссии осуществляется на постоянной основе. В круг ее полномочий входит: организация работы комиссии; определение перечня документов по вопросам, относящимся к оздоровлению должника; рассматривает, поступающие от должников жалобы; собирают необходимую информацию о ходе реализации закона. Федеральную комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, занимающийся вопросами развития аграрного сектора экономики. В состав комиссии входят: представители федеральных органов исполнительной власти, государственные внебюджетных фондов, исполнительных органов субъектов, а также естественных монополий, имеющих право подписывать такого рода документы.
Далее рассмотрим создание и полномочия территориальных комиссий. Надо отметить, что в каждом субъекте создаются такие комиссии под руководством заместителя руководителя высшего исполнительного органа государственной власти в сфере сельского хозяйства. Территориальные комиссии функционируют также на постоянной основе. В состав такой комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления [7,8], государственных внебюджетных фондов, субъектов естественных монополий, обладающие полномочиями подписывать такого рода документы.
Финансовое оздоровление участников программы, проходит в несколько этапов, и соответствует определенному порядку. На первом этапе по методике, утвержденной Правительством РФ, рассчитываются показатели, определяющие положения должника в финансовом плане, а также комиссией подбирается варианта реструктуризации долговых обязательств.
На втором этапе формируется извещение о возможном варианте реструктуризации, которое предоставляется кредиторам должника. А также определяется дата проведения расширенного заседания территориальной комиссии с участием кредиторов.
На заключительном этапе, в рамках расширенного заседания территориальной комиссии окончательно устанавливаются условия и варианты для реструктуризации долгов, что оформляется специальным протоколом. Кроме того в отношении кредиторов устанавливается обязанность не возбуждать ими процедуру банкротства против их явных должников. Далее не более чем в недельный период данный проект должен быть направлен должнику.
Далее на рисунке 1 наглядно показан порядок участия должника в программе.
Рис. 1. Порядок участия должника в программе по финансовому оздоровлению
Надо отметить, что документом, имеющим юридическую силу, является соглашение. Существенными условиями данного документа можно определить следующие: соблюдение письменной формы; подписанное всеми кредиторами, обладающим правом требования погашения более 75% долгов; точная дата задолженности; порядка списания просроченных долгов; фиксированная оплата за отсрочку или рассрочку; составление графика платежей; указание на обязанность должника одновременно оплачивать долги всем кредиторам, пропорционально их доле; обязанность должника заключить договор с банком-агентом об открытии счета с определением особого режима для проведения расчетов с кредиторами по указанному соглашению; точные условия выхода кредитора из договора; определение режима ответственности должника за неисполнение полностью либо в части соглашения о реструктуризации долга. Согласно данному документу и в соответствии с его условиями предусматривается полное списание пеней и штрафов, предоставление отсрочки на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. Срок данного соглашения, не может быть менее пяти лет (при отсрочке долга) и четырех лет – при рассрочке долговых обязательств.
Со дня подписания кредиторами соглашения о реструктуризации долговых обязательств, приостанавливаются начисления по пеням. В течение одного месяца заключается дополнительное соглашение, в котором предусматривается оптимизация всех начисленных долгов со дня, указанного в соглашении о реструктуризации. Списание сумм пеней и штрафов, начисленных за нарушение закона и платежей в бюджет всех уровней и в фонды, может осуществляться на условиях, отличающихся от условий списания сумм пеней и штрафов, которые должны быть оплачены иным кредиторам.
Контроль за исполнением обязательств, принятых на себя должником в рамках соглашения о реструктуризации, закреплено за банком-агентом. Должник обязан зачислять сумму очередного платежа на счет, открытый именно в данной кредитной организации. В свою очередь банк допускает списание денег со счета, исключительно в целях осуществления платежей по соглашению с одновременным распределением по счетам всех кредиторов. Кредиторы, в свою очередь, обязаны каждый квартал информировать банк-агент об отсутствии в отношении должника возбужденного дела о банкротстве. Между тем, банк, в случае нарушения должником условий соглашения, а также в случае возбуждения в отношении должника процедуры банкротства обязан известить всех причастных кредиторов о наступлении данных событий, что влечет признания соглашения расторгнутым.
Кроме того существует ряд оснований, по которым соглашение о реструктуризации долгов прекращает свое действие. Первое основание – не исполнение, либо не своевременное исполнение в заявленных объемах, принятых должником на себя обязательств. Второе – возбуждение в отношении должника процедуры банкротства. Третье основание базируется на односторонней правовой позиции со стороны кредитора, то есть каждый кредитор, не зависимо от его положения и статуса имеет право расторгнуть соглашение в любое время, с соблюдением определенных условиях, которые указаны в законодательстве. С юридической точки зрения, с момента прекращения действия соглашения вся совокупность обязательств, считается наступившей.
В контексте данной статьи, на наш взгляд, необходимо осветить некоторые положения Постановления Правительства Российской Федерации N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"[9], в соответствии с которым утверждаются следующие инструменты механизма оздоровления аграриев. Во-первых, определена методика расчета показателей оценки финансового положения сельхозпредприятий – участников программы. Во-вторых, определены существенные условия реструктуризации долгов данных предприятий. В-третьих, очерчен круг законных требований, предъявляемых к участникам программы «финансовое оздоровление». В-четвертых, перечислены все необходимые документы, которые должны прилагаться к заявлению должника, изъявившего желание участвовать в данной программе. В-пятых, разработано и утверждено типовое соглашение, в том числе о списании сумм штрафов и пеней. В-шестых, предусмотрен порядок расчета показателей финансового положения предприятия, у которого имеются долговые обязательства. В-седьмых, установлено, что финансовое положение должника (организации) определяется по следующих утвержденным коэффициентам: текущая ликвидность; абсолютная ликвидность; критическая оценка; финансовая независимость, в том числе и в отношении формирования запасов и затрат, а также обеспеченность собственными средствами. На основание данных значений выводится балльная оценка, необходимая для понимания допустимости данной организации к участию в программе «финансовое оздоровление». В таблице 2 показано распределение по группам организаций, в соответствии с их финансовой устойчивостью (табл. 2).
Таблица 2
Ранжир по финансовой устойчивости С/Х товаропроизводителей
Показатели финансовой устойчивости организации |
Вариант реструктуризации долгов |
Отсрочка погашения долга |
Последующая отсрочка погашения долга |
Дополнительное предоставление рассрочки |
I группа |
1 вариант |
5 лет |
4 года |
2 года |
II группа |
2 вариант |
5 лет |
5 лет |
3 года |
III группа |
3 вариант |
6 лет |
5 лет |
1 год |
IV группа |
4 вариант |
6 лет |
6 лет |
1 год |
V группа |
5 вариант |
7 лет |
6 лет |
2 года |
Источник: составлено автором.
Из представленной таблицы видно, что по показателям финансовой устойчивости предприятия разделяются на пять групп с различными вариантами реструктуризации и различными временными параметрами. При этом наименьшая рассрочка платежей установлена сроком в один год, а наибольшая сроком в семь лет.
Следует также отметить, что существуют базовые условия реструктуризации долгов. Первое условие – это выплаты в бюджеты всех уровней и фонды. Второе условие – выплаты по денежным обязательствам за проделанную работу и предоставленные услуги. При этом необходимо знать следующее, что не подлежат реструктуризации следующие платежи: задолженности по налогу (НДФЛ), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, выплата страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по начислению и выплате зарплаты.
Отметим, что суммы долговых обязательств определяются на каждое первое число месяца подачи предприятием заявления о возможности включении ее в состав участник программы по оздоровлению. Между тем, необходимым условием является выплата организацией–должником выплата в полном объеме всех текущих платежей в бюджеты всех уровней в срок равный месяцу.
В таблице ниже представлена информация о ходе реализации закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (табл. 3).
Таблица 3
Количество сельскохозяйственных организаций, участвующих в процедуре финансового оздоровления
Показатели |
Всего по РФ |
Участники программы, всего, ед. |
13 420 |
Задолженность по организациям, тыс. руб. |
88 120 587 |
в т.ч. пеня(штрафы) по налогам в бюджеты и фонды, тыс. руб. |
45 273 668 |
Списанные долги (пеня, штраф), тыс. руб. |
34 2198721 |
в т.ч. (Указ.№ 784Президента РФ 16 июля 2003 года), тыс. руб. |
28932 600 |
Организации, утратившие право на «оздоровление», всего, ед. |
8106 |
Долги по организациям, которые утратили право на реструктуризацию долгов, тыс. руб. |
41414 746 |
Организации, выполнившие условия соглашения, ед. |
4088 |
Погашено долгов, тыс. руб. |
9 789 534 |
Не имеют возможность участвовать в программе, ед. |
3 515 |
в т.ч. начато банкротство, ед. |
737 |
Не могут уплатить текущие платежи, ед. |
1 433 |
Не могут принять участие по иным причинам, ед. |
1 341 |
Источник: составлено автором.
Между тем, списание задолженностей по пеням и штрафам осуществляется должником пропорционально списанию денежных средств по основному долгу. Но, следует учитывать, что данное право приостанавливается в случае, существующей у должника непогашенной задолженности по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, либо задолженность в соответствии с графиком погашения долговых обязательств.
В следующей таблице представлен материал по реализации данного закона в разрезе федеральных округов (табл. 4).
Таблица 4
Ход реализации закона в разрезе федеральных округов, 2024 год
Число организаций |
ЦФО |
СЗФО |
ЮФО |
СКФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДФО |
Участники программы всего, ед. |
3002 |
646 |
832 |
1104 |
4576 |
677 |
1792 |
685 |
Утратившие право на участие, всего, ед. |
1891 |
354 |
393 |
840 |
3512 |
484 |
1242 |
464 |
Завершена реструктуризация в связи с выполнением ее условий, ед. |
1098 |
285 |
431 |
231 |
1036 |
185 |
528 |
209 |
Не могут принять участие в программе, ед. |
902 |
98 |
112 |
171 |
290 |
773 |
154 |
951 |
в т.ч. организации, начата процедура банкротства, ед. |
203 |
48 |
82 |
18 |
157 |
47 |
140 |
48 |
Не оплатили платежи (текущие) в теч.1 мес., ед. |
571 |
43 |
84 |
147 |
84 |
87 |
7 |
378 |
Не приняли участие в программе по иным причинам, ед. |
118 |
11 |
31 |
1 |
61 |
651 |
8 |
471 |
Источник: составлено автором.
По данным таблицы видно, что наибольшее число участников программы в Поволжье, наименьшее в Уральском округе. Наибольшее количество организаций утративших право быть участником программы «оздоровления» в том же Поволжском федеральном округе, наименьшее – в Северо-Западном округе. Лидер среди округов по завершению реструктуризации долгов путем выполнения всех условий соглашения о реструктуризации является Центральный федеральный округ, при этом последнее место по этой позиции занимает Уральский округ. Организаций, которые не могут принять участие в программе, наибольшее количество Центральном, Дальневосточном и Уральском округах. По начатым процедурам банкротства в отношении должников лидируют: Центральный, Поволжский и Северный округа.
Следует отметить, что если организация – должник пострадала от чрезвычайных ситуаций, то она имеет право претендовать на дополнительную отсрочку по долгам (2 года), а также рассрочку на погашение долгов (3 года).
Следовательно, резюмируя вышеизложенное можно говорить о том, что нормативная база и действующее законодательство, которое регулирует правоотношения в сфере реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, достаточно структурировано отражает всю последовательность действий всех субъектов данных правоотношений.
1. Abrandina, V.V. Adaptation of agricultural sector entrepreneurs to market challenges / V.V. Abrandina // The economics of agriculture in Russia. – 2022. – No. 8. – PP. 28-32. – DOIhttps://doi.org/10.32651/228-28.
2. Abrandina, V.V. Organizational and legal regulation of the status of agricultural products in food chains / V.V. Abrandina // Russian Journal of Management. – 2024. – Vol. 12, No. 2. – pp. 357-368. – DOIhttps://doi.org/10.29039/2409-6024-2024-12-2-357-368.
3. Federal Law No. 83-FZ of July 9, 2002 "On Financial rehabilitation of agricultural producers" // Collection of Legislation of the Russian Federation No. 28 of July 15, 2002, art. 2787
4. Suglobov A.E. Features of small business as a subject of innovative economy. Regional economic issues. 2011. 33980. pp. 12-18.
5. Abrandina, V.V. Legal regulation of economic activity in the context of the implementation of the project-digital approach / V.V. Abrandina // Economics, labor, management in agriculture. – 2020. – № 6(63). – Pp. 115-118.
6. Adukova, A.N. Improving the structure of local self-government in rural settlements / A.N. Adukova, V.V. Abrandina // Bulletin of the University. – 2011. – No. 19. – pp. 157-159.
7. Adukova, A.N. Planning and organization of activities of local self-government bodies of rural territories / A.N. Adukova, V.V. Abrandina, N.N. Ogarkova // Bulletin of the University. – 2013. – No. 1. – pp. 11-18.
8. Suglobov A.E. Using the results of economic analysis to identify the prospects for the development of social infrastructure in rural areas / A.E. Suglobov // Economic analysis: theory and practice. – 2006. – № 12(69). – Pp. 32-35.
9. Resolution of the Government of the Russian Federation of January 30, 2003 No. 52 "On the implementation of the Federal Law "On Financial Rehabilitation of Agricultural producers" // Collection of Legislation of the Russian Federation of February 10, 2003 No. 6, art. 523