Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
УДК 331.57 Предупреждение и устранение безработицы. Сохранение существующих и создание новых рабочих мест. Организация общественных работ. Сокращение продолжительности времени и растягивание работы. Исключение определенных групп из рабочей силы. Побуждение к эмиграции.
ГРНТИ 06.35 Учетно-экономические науки
ОКСО 38.00.00 Экономика и управление
ОКСО 38.03.01 Экономика
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ББК 65 Экономика. Экономические науки
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
ТБК 7759 Прочие издания
BISAC SCI SCIENCE
В данной статье исследуется содержание понятия безусловного базового дохода (ББД) как инновационного инструмента социальной политики, направленного на снижение бедности и улучшение экономической стабильности. Исследование охватывает анализ исторического развития ББД, его теоретических основ и практического применения в различных странах. Основной акцент сделан на изучение потенциала и рисков внедрения ББД в разнообразных социально-экономических условиях. В статье приведены результаты международных экспериментов, которые демонстрируют разнообразие подходов к реализации ББД и его влияние на социальное благополучие населения. Рассмотрены возможные источники финансирования ББД и вызовы, связанные с его введением, включая риски увеличения инфляции и снижения трудовой активности. Исследование подчеркивает значимость дальнейших аналитических работ по оценке эффективности ББД для различных экономических моделей и социальных условий.
безусловный базовый доход, социальная политика, экономическая стабильность, снижение бедности, благосостояние населения, социальная поддержка населения
В современном мире одной из ключевых задач социальной политики является обеспечение экономической стабильности и снижение уровня бедности среди населения. В связи с этим, на уровне государств разрабатываются эффективные подходы и инструменты, способствующие достижению вышеобозначенных целей. Один из таких инновационных подходов является введение, анализ и оценка безусловного базового дохода. Безусловный базовый доход (ББД) является одной из наиболее обсуждаемых социально-экономических идей, ориентированных на радикальное решение проблемы неравенства и обеспечение минимального достойного уровня жизни каждого человека, независимо от его трудовой занятости. Эта идея предполагает выплаты фиксированной суммы денег каждому гражданину, достаточной для поддержания основных жизненных потребностей, без каких-либо предварительных условий, что, в перспективе, должно улучшить ситуацию с бедностью и экономической неопределенностью населения.
Основу проведенного исследования составили научные работы таких авторов, как С.В. Назарова [2, 5], Ф.О. Некрасов [3], Е.Д. Иваник [4], А.Г. Куликов [7] и пр.
Цель исследования. Целью данного исследования является всесторонний анализ концепции безусловного базового дохода, оценка его исторического развития, теоретических оснований и практической эффективности на примере различных стран, с целью выявления потенциала и возможных рисков его внедрения в различных социально-экономических условиях.
Методы исследования. Методы исследования, используемые в данной статье, характеризуются качественным подходом к изучению и раскрытию проблематики исследования посредством обзора и систематизации существующих научных трудов, их критическом осмыслении, сравнительном анализе, сопоставлении и синтезе.
Результаты исследования и их обсуждение.
«Исторически появление концепции ББД связано с философскими трудами Томаса Пейна, который в своей работе «Аграрная справедливость» выступил за гарантированный минимальный доход, финансируемый за счет так называемого налога на наследство, разово собираемого с землевладельцев» [1]. Суть данной концепции он сформулировал так: «земля в своем первозданном виде является общей, коллективной собственностью всех людей, поэтому землевладельцы, которые получают прибыль с возделывания земель, должны единовременно внести в специальный национальный фонд определенную сумму налога, после чего средства данного фонда выделяются в качестве выплаты в размере 15 фунтов каждому человеку, достигшему 21-летнего возраста» [2]. Позднее эту идею поддержали, дополнили и интерпретировали еще несколько известных ученых того времени – так, бельгийский исследователь Жозеф Шарлье интерпретировал ББД как «естественное право на безусловные потребности» [3].
В XX веке идея ББД получила новую жизнь благодаря работам Бертрана Рассела, который предлагал ее как средство достижения большей социальной справедливости и экономической свободы. Рассел утверждал, что базовый доход позволит людям быть независимыми в своем выборе работы, способствуя тем самым повышению качества труда и оказывая положительное влияние на общество в целом. Ф.О. Некрасов в своей статье о ББД следующим образом сформулировал взгляд Рассела: «после обновления труда наукой и менеджментом, станет возможным выплачивать гарантированный прожиточный минимум всем гражданам. Такие выплаты, с одной стороны, не отразятся негативно на мотивации к труду, как это могло бы быть в случае с анархией, так как люди захотят потреблять свыше этого минимума, но с другой стороны у людей будет свобода заниматься непризнанными ремеслами (или заниматься ничем), что затруднительно при социализме. В этом философ видел примирение свободы со справедливостью» [3].
На сегодняшний день, вопросы адаптации концепции ББД к различным национальным экономикам остаются предметом активных дискуссий. В зависимости от экономических условий и политической воли, страны могут применять различные модели ББД, от частичных программ, дополняющих существующие системы социального обеспечения, до полного замещения последних. Эксперименты с ББД, проведенные в некоторых странах, показали разнообразие возможных подходов и их эффективность в контексте конкретных социально-экономических условий (таблица 1).
Таблица 1
Мировая практика внедрения безусловного базового дохода (составлено автором по материалам [4, 5]).
Страна |
Суть инициатив, связанных с ББД |
Эффект от внедрения инициатив |
Финляндия |
Ежемесячные выплаты в размере 560 евро для 2000 безработных в возрасте от 25 до 58 лет в рамках двухлетнего эксперимента. |
Не повысили занятость, но улучшили психологическое состояние участников. |
Канада |
Минимальный доход предоставлялся жителям Онтарио с низким доходом – около 4000 человек получали выплаты в размере 16-24 тыс. долл./год. |
Эксперимент прекращен из-за высокой стоимости и отсутствия ожидаемого результата. |
Иран |
Наличные субсидии (29 долл./месяц) всем гражданам взамен отмены льготных цен на топливо и другие товары. |
Снижение бедности и неравенства, увеличение занятости женщин и молодежи, приведшее к росту инфляции. |
Испания |
Планируется программа минимального жизнеобеспечения для борьбы с последствиями пандемии, выплаты от 462 до 1015 евро. |
Не указано. |
Аляска, США |
Частичные выплаты из Постоянного Фонда штата, зависящие от доходов от продажи нефти и численности жителей. |
Сокращение уровня бедности на 20 %, незначительное влияние на занятость. |
Индия |
Программа PM-KISAN предусматривает выплату фермерам по 6 000 рупий в год. Охват программы около 145 миллионов фермерских семей. |
Улучшение физиологического и психологического здоровья. |
Швейцария |
Референдум 2016 года по введению ББД (2 700 долл./месяц) для всех граждан страны. |
Большинство избирателей отвергли идею. |
Намибия |
ББД в наиболее бедном районе Отяваронго: каждый житель получал по 100 намибийских долларов в месяц (7 долл. США) с 2008 по 2009 г. |
Уменьшение бедности, увеличение занятости, улучшение здоровья и образования. |
Кения |
Эксперимент с ББД в деревнях, в течение которого выплаты составили до 24 % местного годового ВВП. |
Годовая выручка предприятий в деревнях с выплатами возросла на 45,8 %, увеличение дохода от занятости на 13,6 %, общие расходы домашних хозяйств увеличились на 11,5 % без учета трансфертов. Инфляция осталась низкой (0,1-1 %), на инвестиции и предложение труда выплаты не повлияли. |
Германия |
Эксперимент с выплатой 1200 евро 122 участникам, рассчитан на 3 года |
Исследование в процессе, результаты ожидаются по его завершению |
Обобщая мировой опыт, внедрение концепции безусловного базового дохода может значительно упростить администрирование социальной помощи, уменьшив бюрократию и связанные с ней расходы. Также «ББД способен радикально изменить трудовую мотивацию, предоставляя гарантированный минимум для существования, что позволяет людям свободно выбирать вид деятельности и улучшать качество своей жизни без страха перед бедностью» [6].
На рисунке 1 представлены основные характеристики безусловного базового дохода.
Рис. 1. Основные характеристики безусловного базового дохода
(составлено автором на материалах [5])
Однако, успешная реализация ББД требует значительных финансовых ресурсов и должна опираться на устойчивые источники финансирования. Возможные источники включают перераспределение существующих бюджетных средств, введение налогов на природные ресурсы, а также проведение налоговых реформ, направленных на увеличение доходной части бюджета. Вместе с тем, «существуют опасения, связанные с возможным увеличением инфляции, рисков иждивенчества и снижением трудовой активности населения. Эти аргументы зачастую приводятся противниками ББД, которые подчеркивают необходимость глубокого анализа потенциальных рисков перед тем, как принимать решение о введении такой системы» [1, 7].
Введение ББД также может стать ответом на вызовы, связанные с ростом технологической безработицы, когда многие традиционные профессии исчезают или подвергаются серьезной трансформации. «В этих условиях ББД может обеспечить базовый доход, который поможет гражданам адаптироваться к изменяющимся условиям трудового рынка, способствовать развитию навыков и переориентации на новые специальности» [8].
Более того, ББД может стимулировать экономическое развитие государства, поскольку увеличение доходов населения часто ведет к росту потребления и, как следствие, к увеличению производства и услуг. В этом контексте, ББД представляет собой не просто социальную меру, а комплексный инструмент экономической и социальной политики, который может способствовать более справедливому распределению благ и минимизации социальных напряжений. Однако, его введение требует всестороннего анализа и подготовки, включая учет всех возможных рисков и выгод, а также разработку механизмов мониторинга и корректировки политики в ответ на меняющиеся условия.
Исследование вопроса безусловного базового дохода в России особенно актуально в условиях значительного уровня бедности и необходимости улучшения социального благополучия уязвимых групп населения. В последние десятилетия, особенно после трансформации социальной системы в 90-е годы, интерес к ББД значительно усилился, что объясняется стремлением обеспечить минимальный гарантированный доход, который поможет повысить уровень жизни и сократить социальное неравенство.
Однако введение ББД в России связано с рядом серьезных вызовов - прежде всего, с отсутствием четкого механизма реализации таких программ. Ключевым вопросом является определение источников финансирования ББД, что может повлечь за собой увеличение налоговой нагрузки на население и бизнес. «Также существует риск, что введение безусловного дохода может привести к снижению трудовой активности, поскольку часть населения может предпочесть не искать работу, полагаясь на гарантированные выплаты. Эти аспекты требуют тщательного анализа и учета всех возможных последствий введения ББД» [7, 9].
Важным шагом на пути к возможной реализации ББД в России является проведение пилотных проектов. Они предусматривают внедрение ББД среди определенных групп населения, таких как малоимущие семьи с детьми, выпускники образовательных учреждений и неустойчиво занятые работники. Это позволит оценить эффективность таких программ в реальных условиях и внести необходимые корректировки перед масштабным внедрением ББД на всей территории страны. «Пилотные проекты помогут выявить как положительные, так и отрицательные аспекты ББД, обеспечив тем самым более взвешенное и эффективное внедрение программы» [10].
Эффективная адаптация ББД требует тщательного моделирования его потенциальных эффектов для различных слоев населения и отраслей экономики. Подобное моделирование позволит выявить наиболее эффективные и устойчивые формы реализации ББД, учитывая специфику национальной экономики и социального устройства.
Выводы. В современных условиях, когда многие страны испытывают проблемы с бедностью и неравенством, ББД может быть рассмотрен как потенциальное решение для стимулирования экономического роста и укрепления социальной стабильности. Введение ББД может стать основой для нового общественного договора, обеспечивая устойчивый рост экономики и минимизацию проблемы бедности. Это, в свою очередь, подчеркивает значимость ББД в современных экономических условиях и вызывает необходимость детального анализа возможных сочетаний ББД с другими социальными программами для повышения общей эффективности государственной политики.
Кроме того, актуальность концепции ББД не уменьшается, и она продолжает оставаться в центре научных дискуссий в контексте как мировой, так и национальной экономики. Особое внимание уделяется необходимости проведения дальнейших исследований и экспериментов для оценки эффективности ББД в различных условиях и для разных социально-экономических групп. Такие исследования должны помочь выявить не только потенциальные преимущества, но и возможные риски и сложности, связанные с внедрением ББД, что станет значимым вкладом в развитие экономической теории и практики.
1. Thomas Paine. Agrarian Justice (1796) / Createspace Independent Publishing Platform. June 26, 2018. 54 pages.
2. Назарова С.В. Теоретические и практические аспекты концепции безусловного базового дохода / Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №11-2. С. 164-167.
3. Некрасов Ф.О. Безусловный базовый доход: от утопии к реальности / Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2020. №18. С. 108-118.
4. Иваник, Е. Д. Безусловный базовый доход: международный опыт / Е. Д. Иваник / Бизнес-образование в экономике знаний. – 2024. – № 1(27). – С. 58-61.
5. Назарова С.В., Кирова И.В. Безусловный базовый доход: теория и актуальный мировой опыт / Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №5-2. С. 198-202.
6. Филипова Ирина Анатольевна, Стешина Ольга Михайловна. Введение безусловного базового дохода как вероятное следствие интеллектуальной автоматизации сферы труда / Russian Journal of Economics and Law. 2024. №3. С. 824-841.
7. Куликов А.Г. Безусловный «базовый» доход в России: шанс или ловушка? / Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. №2. С. 192-205.
8. Волков Алексей Михайлович, Сейткалиев Роман Максутович Технологическая безработица и безусловный базовый доход / РСМ. 2021. №4 (113). С. 101-120.
9. Карпикова И.С., Даутов Р.Ф. Характеристика предпосылок внедрения безусловного базового дохода в современной России // МНИЖ. 2022. №4-3 (118). С. 204-208.
10. Бобков В.Н., Золотов А.В., Одинцова Е.В. Переходные формы безусловного базового дохода как реальная перспектива России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 4. С. 33–47.