Moscow, Moscow, Russian Federation
5.2.3
5.2.1
5.2.4
5.2.5
5.2.6
5.2.7
33
331.57
06.35
38.00.00
38.03.01
6
65
7
7759
SCI
This article examines the concept of unconditional basic income (UBI) as an innovative social policy tool aimed at reducing poverty and improving economic stability. The study covers the analysis of the historical development of UBI, its theoretical foundations and practical application in various countries. The main emphasis is placed on studying the potential and risks of introducing UBI in various socio-economic conditions. The article presents the results of international experiments that demonstrate the diversity of approaches to the implementation of UBI and its impact on the social well-being of the population. Possible sources of UBI financing and the challenges associated with its introduction, including the risks of increasing inflation and reducing labor activity, are considered. The study emphasizes the importance of further analytical work on assessing the effectiveness of UBI for various economic models and social conditions.
unconditional basic income, social policy, economic stability, poverty reduction, well-being of the population, social support of the population
В современном мире одной из ключевых задач социальной политики является обеспечение экономической стабильности и снижение уровня бедности среди населения. В связи с этим, на уровне государств разрабатываются эффективные подходы и инструменты, способствующие достижению вышеобозначенных целей. Один из таких инновационных подходов является введение, анализ и оценка безусловного базового дохода. Безусловный базовый доход (ББД) является одной из наиболее обсуждаемых социально-экономических идей, ориентированных на радикальное решение проблемы неравенства и обеспечение минимального достойного уровня жизни каждого человека, независимо от его трудовой занятости. Эта идея предполагает выплаты фиксированной суммы денег каждому гражданину, достаточной для поддержания основных жизненных потребностей, без каких-либо предварительных условий, что, в перспективе, должно улучшить ситуацию с бедностью и экономической неопределенностью населения.
Основу проведенного исследования составили научные работы таких авторов, как С.В. Назарова [2, 5], Ф.О. Некрасов [3], Е.Д. Иваник [4], А.Г. Куликов [7] и пр.
Цель исследования. Целью данного исследования является всесторонний анализ концепции безусловного базового дохода, оценка его исторического развития, теоретических оснований и практической эффективности на примере различных стран, с целью выявления потенциала и возможных рисков его внедрения в различных социально-экономических условиях.
Методы исследования. Методы исследования, используемые в данной статье, характеризуются качественным подходом к изучению и раскрытию проблематики исследования посредством обзора и систематизации существующих научных трудов, их критическом осмыслении, сравнительном анализе, сопоставлении и синтезе.
Результаты исследования и их обсуждение.
«Исторически появление концепции ББД связано с философскими трудами Томаса Пейна, который в своей работе «Аграрная справедливость» выступил за гарантированный минимальный доход, финансируемый за счет так называемого налога на наследство, разово собираемого с землевладельцев» [1]. Суть данной концепции он сформулировал так: «земля в своем первозданном виде является общей, коллективной собственностью всех людей, поэтому землевладельцы, которые получают прибыль с возделывания земель, должны единовременно внести в специальный национальный фонд определенную сумму налога, после чего средства данного фонда выделяются в качестве выплаты в размере 15 фунтов каждому человеку, достигшему 21-летнего возраста» [2]. Позднее эту идею поддержали, дополнили и интерпретировали еще несколько известных ученых того времени – так, бельгийский исследователь Жозеф Шарлье интерпретировал ББД как «естественное право на безусловные потребности» [3].
В XX веке идея ББД получила новую жизнь благодаря работам Бертрана Рассела, который предлагал ее как средство достижения большей социальной справедливости и экономической свободы. Рассел утверждал, что базовый доход позволит людям быть независимыми в своем выборе работы, способствуя тем самым повышению качества труда и оказывая положительное влияние на общество в целом. Ф.О. Некрасов в своей статье о ББД следующим образом сформулировал взгляд Рассела: «после обновления труда наукой и менеджментом, станет возможным выплачивать гарантированный прожиточный минимум всем гражданам. Такие выплаты, с одной стороны, не отразятся негативно на мотивации к труду, как это могло бы быть в случае с анархией, так как люди захотят потреблять свыше этого минимума, но с другой стороны у людей будет свобода заниматься непризнанными ремеслами (или заниматься ничем), что затруднительно при социализме. В этом философ видел примирение свободы со справедливостью» [3].
На сегодняшний день, вопросы адаптации концепции ББД к различным национальным экономикам остаются предметом активных дискуссий. В зависимости от экономических условий и политической воли, страны могут применять различные модели ББД, от частичных программ, дополняющих существующие системы социального обеспечения, до полного замещения последних. Эксперименты с ББД, проведенные в некоторых странах, показали разнообразие возможных подходов и их эффективность в контексте конкретных социально-экономических условий (таблица 1).
Таблица 1
Мировая практика внедрения безусловного базового дохода (составлено автором по материалам [4, 5]).
Страна |
Суть инициатив, связанных с ББД |
Эффект от внедрения инициатив |
Финляндия |
Ежемесячные выплаты в размере 560 евро для 2000 безработных в возрасте от 25 до 58 лет в рамках двухлетнего эксперимента. |
Не повысили занятость, но улучшили психологическое состояние участников. |
Канада |
Минимальный доход предоставлялся жителям Онтарио с низким доходом – около 4000 человек получали выплаты в размере 16-24 тыс. долл./год. |
Эксперимент прекращен из-за высокой стоимости и отсутствия ожидаемого результата. |
Иран |
Наличные субсидии (29 долл./месяц) всем гражданам взамен отмены льготных цен на топливо и другие товары. |
Снижение бедности и неравенства, увеличение занятости женщин и молодежи, приведшее к росту инфляции. |
Испания |
Планируется программа минимального жизнеобеспечения для борьбы с последствиями пандемии, выплаты от 462 до 1015 евро. |
Не указано. |
Аляска, США |
Частичные выплаты из Постоянного Фонда штата, зависящие от доходов от продажи нефти и численности жителей. |
Сокращение уровня бедности на 20 %, незначительное влияние на занятость. |
Индия |
Программа PM-KISAN предусматривает выплату фермерам по 6 000 рупий в год. Охват программы около 145 миллионов фермерских семей. |
Улучшение физиологического и психологического здоровья. |
Швейцария |
Референдум 2016 года по введению ББД (2 700 долл./месяц) для всех граждан страны. |
Большинство избирателей отвергли идею. |
Намибия |
ББД в наиболее бедном районе Отяваронго: каждый житель получал по 100 намибийских долларов в месяц (7 долл. США) с 2008 по 2009 г. |
Уменьшение бедности, увеличение занятости, улучшение здоровья и образования. |
Кения |
Эксперимент с ББД в деревнях, в течение которого выплаты составили до 24 % местного годового ВВП. |
Годовая выручка предприятий в деревнях с выплатами возросла на 45,8 %, увеличение дохода от занятости на 13,6 %, общие расходы домашних хозяйств увеличились на 11,5 % без учета трансфертов. Инфляция осталась низкой (0,1-1 %), на инвестиции и предложение труда выплаты не повлияли. |
Германия |
Эксперимент с выплатой 1200 евро 122 участникам, рассчитан на 3 года |
Исследование в процессе, результаты ожидаются по его завершению |
Обобщая мировой опыт, внедрение концепции безусловного базового дохода может значительно упростить администрирование социальной помощи, уменьшив бюрократию и связанные с ней расходы. Также «ББД способен радикально изменить трудовую мотивацию, предоставляя гарантированный минимум для существования, что позволяет людям свободно выбирать вид деятельности и улучшать качество своей жизни без страха перед бедностью» [6].
На рисунке 1 представлены основные характеристики безусловного базового дохода.
Рис. 1. Основные характеристики безусловного базового дохода
(составлено автором на материалах [5])
Однако, успешная реализация ББД требует значительных финансовых ресурсов и должна опираться на устойчивые источники финансирования. Возможные источники включают перераспределение существующих бюджетных средств, введение налогов на природные ресурсы, а также проведение налоговых реформ, направленных на увеличение доходной части бюджета. Вместе с тем, «существуют опасения, связанные с возможным увеличением инфляции, рисков иждивенчества и снижением трудовой активности населения. Эти аргументы зачастую приводятся противниками ББД, которые подчеркивают необходимость глубокого анализа потенциальных рисков перед тем, как принимать решение о введении такой системы» [1, 7].
Введение ББД также может стать ответом на вызовы, связанные с ростом технологической безработицы, когда многие традиционные профессии исчезают или подвергаются серьезной трансформации. «В этих условиях ББД может обеспечить базовый доход, который поможет гражданам адаптироваться к изменяющимся условиям трудового рынка, способствовать развитию навыков и переориентации на новые специальности» [8].
Более того, ББД может стимулировать экономическое развитие государства, поскольку увеличение доходов населения часто ведет к росту потребления и, как следствие, к увеличению производства и услуг. В этом контексте, ББД представляет собой не просто социальную меру, а комплексный инструмент экономической и социальной политики, который может способствовать более справедливому распределению благ и минимизации социальных напряжений. Однако, его введение требует всестороннего анализа и подготовки, включая учет всех возможных рисков и выгод, а также разработку механизмов мониторинга и корректировки политики в ответ на меняющиеся условия.
Исследование вопроса безусловного базового дохода в России особенно актуально в условиях значительного уровня бедности и необходимости улучшения социального благополучия уязвимых групп населения. В последние десятилетия, особенно после трансформации социальной системы в 90-е годы, интерес к ББД значительно усилился, что объясняется стремлением обеспечить минимальный гарантированный доход, который поможет повысить уровень жизни и сократить социальное неравенство.
Однако введение ББД в России связано с рядом серьезных вызовов - прежде всего, с отсутствием четкого механизма реализации таких программ. Ключевым вопросом является определение источников финансирования ББД, что может повлечь за собой увеличение налоговой нагрузки на население и бизнес. «Также существует риск, что введение безусловного дохода может привести к снижению трудовой активности, поскольку часть населения может предпочесть не искать работу, полагаясь на гарантированные выплаты. Эти аспекты требуют тщательного анализа и учета всех возможных последствий введения ББД» [7, 9].
Важным шагом на пути к возможной реализации ББД в России является проведение пилотных проектов. Они предусматривают внедрение ББД среди определенных групп населения, таких как малоимущие семьи с детьми, выпускники образовательных учреждений и неустойчиво занятые работники. Это позволит оценить эффективность таких программ в реальных условиях и внести необходимые корректировки перед масштабным внедрением ББД на всей территории страны. «Пилотные проекты помогут выявить как положительные, так и отрицательные аспекты ББД, обеспечив тем самым более взвешенное и эффективное внедрение программы» [10].
Эффективная адаптация ББД требует тщательного моделирования его потенциальных эффектов для различных слоев населения и отраслей экономики. Подобное моделирование позволит выявить наиболее эффективные и устойчивые формы реализации ББД, учитывая специфику национальной экономики и социального устройства.
Выводы. В современных условиях, когда многие страны испытывают проблемы с бедностью и неравенством, ББД может быть рассмотрен как потенциальное решение для стимулирования экономического роста и укрепления социальной стабильности. Введение ББД может стать основой для нового общественного договора, обеспечивая устойчивый рост экономики и минимизацию проблемы бедности. Это, в свою очередь, подчеркивает значимость ББД в современных экономических условиях и вызывает необходимость детального анализа возможных сочетаний ББД с другими социальными программами для повышения общей эффективности государственной политики.
Кроме того, актуальность концепции ББД не уменьшается, и она продолжает оставаться в центре научных дискуссий в контексте как мировой, так и национальной экономики. Особое внимание уделяется необходимости проведения дальнейших исследований и экспериментов для оценки эффективности ББД в различных условиях и для разных социально-экономических групп. Такие исследования должны помочь выявить не только потенциальные преимущества, но и возможные риски и сложности, связанные с внедрением ББД, что станет значимым вкладом в развитие экономической теории и практики.
1. Thomas Paine. Agrarian Justice (1796) / Createspace Independent Publishing Platform. June 26, 2018. 54 pages.
2. Nazarova S.V. Theoretical and Practical Aspects of the Concept of Unconditional Basic Income / Economy and Business: Theory and Practice. 2021. No. 11-2. Pp. 164-167.
3. Nekrasov F.O. Unconditional Basic Income: From Utopia to Reality / Scientific Works: Institute for Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences. 2020. No. 18. Pp. 108-118.
4. Ivanik, E.D. Unconditional Basic Income: International Experience / E.D. Ivanik / Business Education in the Knowledge Economy. - 2024. - No. 1 (27). - Pp. 58-61.
5. Nazarova S.V., Kirova I.V. Unconditional basic income: theory and current world experience / Economy and business: theory and practice. 2022. No. 5-2. P. 198-202.
6. Filipova Irina Anatolyevna, Steshina Olga Mikhailovna. Introduction of unconditional basic income as a probable consequence of intellectual automation of the labor sphere / Russian Journal of Economics and Law. 2024. No. 3. P. 824-841.
7. Kulikov A.G. Unconditional "basic" income in Russia: a chance or a trap? / Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2022. No. 2. P. 192-205.
8. Volkov Aleksey Mikhailovich, Seitkaliev Roman Maksutovich Technological unemployment and unconditional basic income / RSM. 2021. No. 4 (113). P. 101-120.
9. Karpikova I.S., Dautov R.F. Characteristics of the prerequisites for the introduction of unconditional basic income in modern Russia // MNIZH. 2022. No. 4-3 (118). P. 204-208.
10. Bobkov V.N., Zolotov A.V., Odintsova E.V. Transitional forms of unconditional basic income as a real prospect for Russia // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2021. Vol. 14. No. 4. P. 33-47.