Республика Татарстан, Россия
Республика Татарстан, Россия
Республика Татарстан, Россия
Республика Татарстан, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 346.61 Регулирование цен и тарифов
Авторы рассматривают влияние внешней и внутренней политики Российской Федерации на изменение тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, посредством рассмотрения тарифного регулирования в сфере электроэнергетики. Рассматривается существующий опыт других авторов по анализу ценообразования на коммунальную услугу. Проводится анализ причин и нахождение связей между изменением тарифов на тепловую и электрическую энергию с логистическими цепочками и качеством поставляемого энергоресурса. Определены особенности рынка электрической энергии, которые отвечают за формирование себестоимости и стоимости транспортировки данного вида ресурса. Анализируется роль государственного регулирования как способа контроля тарифа на поставляемый ресурс. Даётся оценка правомерности повышения тарифов со стороны поставщика услуги и конечного потребителя коммунальной услуги.
тариф, регулирование, жилищно-коммунальное хозяйство, энергоресурс, рост, цена, стоимость
Введение
В настоящее время вопрос тарифного регулирования занимает достаточно важное место в рыночной экономике, т.к. решение данного вопроса не обходится без участия государственных механизмов контроля цены на энергоносители и энергоресурсов. Это объясняется тем, что для создания благоприятных условий и задания устойчивой траектории развития экономики необходимо участие государства.
Достаточно важным условием для устойчивого развития государства является устойчивость всей инфраструктуры страны в целом. Наиболее важным являются два инфраструктурных направления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: электроэнергетика и теплоэнергетика, т.к. за их счёт создаётся уровень жизнеобеспечения населения, это объясняется тем, что данные отрасли закрывают базовые потребности человека.
Значимость данных направлений приводит к необходимости участия государства в формировании тарифов и цен на энергетические ресурсы: газ, уголь и другие виды топлива. Роль государства заключается в регуляции тарифа, так как генерирующие компании, субъекты электроэнергетики стараются увеличивать прибыль с отдаваемых энергетических благ – электроэнергии и тепловой энергии. Государство же наоборот: старается снижать тариф для конечного потребителя [1].
Тариф на электроэнергию сочетает в себе несколько составляющих: стоимость самого ресурса, отдаваемого субъектом электроэнергетики – электроэнергия и тепловая энергия; стоимость услуг передачи, которые обеспечиваются электросетевой организацией; затраты энергосбытовой компании.
Материалы и методы
Важнейшим вопросом в регулировании тарифа является политика, которую ведут электросетевые организации, отвечающие за передачу и распределение электроэнергии. Необходимо выделить термин и цели тарифной политики.
Тарифная политика в электросетевых организациях является целенаправленной деятельностью по установлению, корректировке, упорядочиванию и дифференциации тарифов в интересах самой сетевой организации. Цели тарифной политики заключаются: в увеличении доли рынка за счёт привлечения новых потребителей посредством рекламной компании; увеличении объемов продаж товара – электрической энергии; снижении издержек.
Для того, чтобы устанавливать справедливую тарифную политику в стране со стороны государства необходимо устанавливать финансовый контроль в сфере электроэнергетики, который в дальнейшем распространяется на жилищно-коммунальное хозяйство [2].
Федеральный закон от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» формулирует отношения между субъектами производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии на уровне федерального значения. Помимо этого, отношения между всеми субъектами электроэнергетики могут регулироваться посредством иных нормативных актов Президента Российской Федерации, при этом не противоречив №35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Приведённый выше закон является основополагающим фактором в вопросе тарифообразования, т.к. он является вытекающим в энергетическую стратегию России.
С целью удовлетворения обеих сторон взаимоотношений, государством устанавливается фиксированный тариф на электроэнергию, который подлежит ежегодному пересмотру с обоснованием причин изменения стоимости.
Необходимо определить составляющие, которые напрямую формируют ценообразование на данный вид коммунальной услуги, но перед этим нужно охарактеризовать особенности рынка электроэнергетики.
Данный рынок обладает: большой ёмкостью и значимостью; мощными финансовыми потоками; отсутствие продуктовых инноваций, т.е. данный рынок не имеет неоправданных затрат ресурсов. Эти условия характеризуют рынок электроэнергии достаточно высокой структурной стабильностью и за счёт этого данная отрасль обладает высокой привлекательностью для бизнеса.
После реформирования электроэнергетики в 2001 г. посредством принятия Постановления Правительства РФ №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» рынок электроэнергетики получил большие объёмы негосударственных инвестиций, что непосредственно способствует развитию оптового рынка. В ходе реформирования электроэнергетики возникла необходимость организации тарифной политики в отношениях генерирующих компаний, электросетевых и энергосбытовых организаций, потребителя. Следствием реформы электроэнергетики стало появление регионального рынка электроэнергии. Благодаря этим преобразованиям рыночные отношения стали распространяться не только на потребителя, но и на краткосрочное планирование и оперативное управление [3-6].
С.В. Степашин считает, что целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств [7]. Целью государственного финансового контроля является обеспечение следующих принципов: законность, целесообразность и эффективность распорядительных, а также исполнительных действий, которые позволяют соблюдать баланс интересов в экономике между государством, субъектом электроэнергетики и потребителем.
В сложившейся практике регулированием взаимоотношениями в сфере электроэнергетики осуществляет несколько федеральных органов:
1. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике: утверждает правила и порядок взаимодействия поставщиков электроэнергии; определяет критерии и порядок отнесения объектов электроэнергетики и Единой энергетической системе; утверждает правила функционирования оптового рынка и функционирования розничного; утверждает правила антимонопольного регулирования и контроля в области электроэнергетики;
2. Министерство энергетики Российской Федерации, которое по совместительству является законотворцем в области государственной политики и нормативно-правовому регулированию в рассматриваемой отрасли. Помимо этого, Министерство энергетики Российской Федерации определяет вектор государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности энергетической системы;
3. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, реализующая антимонопольное регулирование цен на топливо и тариф субъекта электроэнергетики, а также осуществляющая контроль за оптовым и розничным рынком электроэнергии в соответствии с установленным законодательством и учётом особенностей. Помимо этого, Федеральная антимонопольная служба России уполномочена отменять решения субъектов Российской Федерации в случае выявления превышения полномочий исполнительной власти региона в направлении тарифов в области электроэнергетики. Необходимо выделить, что функции ФАС частично пересекаются с Федеральной службой по тарифам;
4. Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий осуществляющий государственное регулирование цен (тарифов) на виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в электроэнергетике;
5. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в регулировании тарифов на электроэнергию. Как правило, данные органы также являются согласующим органом инвестиционных программ развития электросетевых организаций. В Республике Татарстан таким органом исполнительной власти является Правительство Республики Татарстан, а электросетевой организацией АО «Сетевая компания» [8-11].
Говоря о тарифе на электроэнергию, необходимо определить его составляющие: себестоимость произведённой электроэнергии; услуги транспорта энергии; сбытовая надбавка; прочие услуги, сопутствующие передаче электроэнергии. В исследовании ниже проводится анализ различных факторов во внешней и внутренней политике, которые напрямую повлияли на тариф за один киловатт-час в Республике Татарстан.
Результаты
Выделим нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере электроэнергетики, принятые Правительством Российской Федерации:
– «Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации», утверждённые Постановлением Правительства РФ №526 от 11.07.2001 г. Данный документ регламентирует цели, принципы и задачи реформирования электроэнергетической отрасли;
– «Правила оптового рынка электрической энергии и мощности», утверждены Постановлением Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010 г. Определяется способ торговли электроэнергией и мощностью на рынке;
– «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», утверждены Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г.;
– «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утверждены Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. В Правилах регламентируется принцип равных условий предоставления услуг по электроснабжению потребителя вне зависимости от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги;
Помимо перечисленных документов существует множество смежных нормативных актов, которые тем или иным способом связаны между собой и направлены на эффективную реализацию тарифной политики.
Анализируя последние несколько лет в направлении тарифной политики в целом стоит рассмотреть изменения, связанные в области электроэнергетики.
Санкционное давление, начатое в начале 2022 года против Российской Федерации, оказало некоторое влияние на рост цен на электрическую энергию на розничном рынке по нескольким направлениям:
– ограничение поставок энергетических ресурсов России создало дефицит у потребителей за рубежом, а также рост цен на энергоноситель вследствие его ограниченности. Следственно, это напрямую отражается и на внутреннем российском рынке, т.к. добывающей компании необходимо покрывать затраты на добычу, обработку и транспортировку ресурса. Если рассуждать о зарубежных потребителях, то стоит отметить, что усложнение логистических цепочек напрямую повлияло на цену энергоносителя. Внутренний рынок же испытал рост цен вследствие разности курсов валют, т.к. многие добывающие компании работали в долларах США. Также увеличение цен напрямую влияет на средний уровень цен, что непосредственно ускоряет инфляцию – происходит индексация объёмов инвестиций, которые необходимо вложить в строительство;
– ограничение новых инвестиций в российскую экономику и усложнение экспорта оборудования и технологий непосредственно сказалось на топливно-энергетическом комплексе. Проявилось это в следующем: увеличение стоимости новых проектов по увеличению генерируемой мощности – электростанций, росте стоимости мегаватта мощности в конечной розничной цене на электроэнергию; отказ поставщика транспортировать товар (турбина, коммутационные устройства) в связи с наложением санкций. Эти причины напрямую влияют на развитие электроэнергетики – образуется застой и преждевременное устаревание или выход из строя оборудования объекта электроэнергетики.
Помимо внешней политики существуют и внутриполитические трудности, также влияющие на рост тарифа: чаще всего рост тарифа на внутреннем рынке вызван двумя факторами – инфляцией в стране и необходимому объёму инвестиций для ремонта и реконструкции существующей инфраструктуры региона. Объясняется это тем, что во многих регионах ветхость существующей энергетической инфраструктуры может составлять до 70%.
Данные трудности напрямую влияют на формирующийся тариф следующего года, т.к. необходимо соблюдать баланс: давать генерации, оперативно-диспетчерскому управлению, передаче и распределению электроэнергии зарабатывать, чтобы поддерживалась энергетическая независимость и при этом осуществлялась модернизация устаревшего оборудования.
Известно, что тариф формируется в России по методам: «затраты плюс», «долгосрочной индексации», «RAB-регулирование». Хоть первый метод и устарел, но всё же до сих пор применим в Российской Федерации, также имеет популярность метод индексации.
На примере Республики Татарстан продемонстрируем изменение тарифов за последние три года, а также на 2025 год. Известно, что одноставочный тариф бывает фиксированный и дифференцированный. Фиксированный подразумевает под собой постоянную стоимость электроэнергии в любое время суток. Дифференцируется одноставочный тариф по нескольким зонам суток: двум – дневная и ночная; трём – пиковая, полупиковая и ночная зона. Следует отметить, что такое разделение влияет на итоговую стоимость коммунальной услуги для потребителя – населения. На диаграмме представлены ценовые показатели стоимости электроэнергии в киловатт-часах с 2022 по 2025 год, на которых демонстрируется изменение тарифа на электроэнергию для разных категорий населения. В рамках данного исследования будет использоваться стоимость электроэнергии во второй половине года для снижения загруженности аналитических графиков. Так как в Республике Татарстан большинство городского населения живёт в домах, газовыми плитами и электроплитами/электроотопительными установками с счётчиками электроэнергии, оборудованных двумя зонами расчёта, то стоит при анализе брать тарифы для двух зон.
Необходимо выделить, что в Республике Татарстан преимущественно жилой фонд разделён на три ценовые категории потребителей электрической энергии:
– 1 категория: население и приравненные к нему, за исключением населения и потребителей, которые указаны в строках 2-5 Приложения Приказа от 14.10.2021 №1111/21 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 19 июня 2018 г. N 834/18 "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
– 2 категория: население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками;
– 3 категория: население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками.
Анализируя тенденции строительства в Республике Татарстан можно отметить, что большинство застройщиков стремится к полной электрификации новых жилых комплексов, исключая из коммунальных услуг газ. Это объясняется тем, что постройка газовой инфраструктуры очень затратна и длительна во времени.
Диаграмма изменения тарифов на электрическую энергию в период с 2022 по 2025 гг. представлена на Рис. 1.
Рис. 1. Диаграмма изменения тарифов на электрическую энергию в период с 2022 по 2025 гг.
Источник: составлено авторами
Данные диаграммы демонстрируют, что жилые помещения без газификации 2 и 3 категории платят одинаково, разница по сравнению с первой категорией потребителей составляет 34,5% (при анализе тарифов 2022 года). Рассчитаем разницу тарифа потребителя второй категории днём в 2022 году и 2025 году: по сравнению с 2022 годом, потребитель будет платить за электроэнергию в 2025 году приблизительно на 52% больше. Это говорит о том, что стоимость услуг генерации, передачи, распределения, диспетчеризации и сбыта электроэнергии выросла по ряду причин, перечисленных ранее.
Настолько возросшая стоимость киловатт-часа электроэнергии заставляет наиболее тщательно производить отбор кандидатов на конкурентный отбор мощности (КОМ) и договора о предоставлении мощности. КОМ позволяет выбирать наиболее эффективные энергетические установки и электростанции, генерация мощности на которых наиболее эффективна по сравнению с остальными мощностями. Такой механизм позволяет стимулировать генерирующие компании реконструировать свои мощности за счёт специальных надбавок на оптовом энергетическом рынке и субсидий от государства. По оценкам ассоциации «НП «Совет рынка» реализация программы КОМ может стоить 1,8 триллиона рублей до 2035 года. Такая внушительная сумма обусловлена тем, что в связи с санкционным давлением стоимость ремонта существующих зарубежных энергетических установок значительно возросла, а также модернизации генерирующего оборудования на тепловых и конденсационных электростанциях.
Помимо этого можно выделить, что ежегодно тариф индексируется на уровень инфляции. Это означает, что в Республике Татарстан используют метод «Затраты плюс». Рассуждая о тарифах на электроэнергию стоит выделить, что при установлении цен на электроэнергию за киловатт-час вторая и третья категория потребителей приравнивается, т.к. для приготовления пищи и отопления используется электроэнергия. Помимо этого, большинство застройщиков при постройке жилых комплексов старается повысить автономность и независимость от внешних коммуникаций посредством строительства маломощных теплоэлектроцентралей – котельных, работающих за счёт природного газа.
Обсуждение
Необходимо выделить, что большая ёмкость, необходимость внушительных финансовых вливаний, отсутствие инноваций, но при этом структурная стабильность стимулирует некоторых инвесторов решиться на вложение своих средств в данную отрасль, но иностранные инвестиции в настоящее время достаточно ограничены.
Внешнеполитические и внутриполитические факторы обуславливают достаточно сложное положение рынка электроэнергетики, т.к. генерирующая компания должна зарабатывать средства для самоокупаемости объекта электроэнергетики и его обслуживания. Но так как санкционное давление достаточно высокое, инфляция усложняет процесс работы в «ноль» или в «плюс», что непосредственно сказывается как на прибыли генерирующей компании, так и на качестве получаемой услуги потребителем.
Помимо этого, в данном исследовании определено, что государственная энергетическая политика Российской Федерации представляет собой национально-монопольную модель, которая обуславливает собой достаточно существенное присутствие государства в данной отрасли. На данный момент государство осуществляет контроль и регулирование энергетического бизнеса через воздействие органов государственной власти.
В связи с усложнением обслуживания объектов электроэнергетики и их оборудования государством проводятся различные конкурсы и программы, направленные на модернизацию и реконструкцию объектов электроэнергетики, что благоприятно влияет на энергетику, но в связи с проблемами в энергомашиностроении достаточно много сложностей с выводом из эксплуатации старого генерирующего оборудования и ввода нового.
Как показал анализ тарифов на электроэнергию в Республике Татарстан, то одной из приоритетных задач энергетических компаний и руководства Республики является предоставление качественных услуг потребителям, именно этим обуславливается рост тарифов.
Заключение
Резюмируя вышеизложенные результаты, причинно-следственные связи, которые напрямую или косвенно связаны с тарифами на электроэнергию стоит выделить, что рынок электроэнергии достаточно специфичен по ряду следующих факторов: нематериальность, технологичность, неразрывность процессов производства, передачи, диспетчеризации, распределения и сбыта электроэнергии.
Исходя из критерия приоритетной важности энергетики государственный финансовый контроль является сложным и многоаспектным процессом, который заставляет органы государственной власти учитывать интересы как потребителей, так и производителей электроэнергии на рынок.
1. Воробьева Е.А. Проблемы тарифного регулирования в энергетике: в системе региональной промышленной политики // Дельта науки. 2017. № 1. С. 44-48.
2. Галичанин Е.Н. О некоторых аспектах государственной политики по развитию Дальнего Востока // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4. С. 8-14.
3. Гаранян А.С., Калинская Е.С. Этика ценообразования // Креативная экономика. 2016. № 3. С. 138-142.
4. Геймур О.Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. № 3. С. 133-140.
5. Грачева Е.И., Ишбулатова Г.Ф. Влияние структурных и режимно-атмосферных факторов на потери электроэнергии в распределительных сетях // Вестник ЮУрГУ. 2016. № 2. С. 19-23.
6. Кольченко А.И. Государственный контроль и административно-правовое регулирование в сфере энергетики // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 4. С. 22-28.
7. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2004.
8. Олейник Г.С., Луценко А.Э. Тарификация услуг электросетевых организаций: проблемы нормативного регламента и государственного финансового контроля // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1. С. 1185-1187.
9. Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Концепт. 2014. № 7. С. 21-25.
10. Троценко С.А. О разграничении полномочий между российской федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере энергоснабжения // Предпринимательское право. 2015. № 4. С. 24-28.
11. Федотова Г.В. Системные основы функционирования государственного контроля // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 20. С. 44-55.