Kazan, Russian Federation
Kazan, Russian Federation
Kazan, Russian Federation
Kazan, Russian Federation
VAC 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 346.61 Регулирование цен и тарифов
The authors consider the impact of the foreign and domestic policy of the Russian Federation on changes in tariffs in the field of housing and communal services, by considering tariff regulation in the field of electric power industry. The existing experience of other authors on the analysis of utility pricing is considered. The analysis of the causes and finding links between changes in tariffs for thermal and electric energy with logistics chains and the quality of the supplied energy resource is carried out. The features of the electric energy market are determined, which are responsible for the formation of the cost and cost of transportation of this type of resource. The role of state regulation as a way to control the tariff for the supplied resource is analyzed. The assessment of the legality of tariff increases on the part of the service provider and the end user of the utility is given.
tariff, regulation, housing and communal services, energy, growth, price, cost.
Введение
В настоящее время вопрос тарифного регулирования занимает достаточно важное место в рыночной экономике, т.к. решение данного вопроса не обходится без участия государственных механизмов контроля цены на энергоносители и энергоресурсов. Это объясняется тем, что для создания благоприятных условий и задания устойчивой траектории развития экономики необходимо участие государства.
Достаточно важным условием для устойчивого развития государства является устойчивость всей инфраструктуры страны в целом. Наиболее важным являются два инфраструктурных направления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: электроэнергетика и теплоэнергетика, т.к. за их счёт создаётся уровень жизнеобеспечения населения, это объясняется тем, что данные отрасли закрывают базовые потребности человека.
Значимость данных направлений приводит к необходимости участия государства в формировании тарифов и цен на энергетические ресурсы: газ, уголь и другие виды топлива. Роль государства заключается в регуляции тарифа, так как генерирующие компании, субъекты электроэнергетики стараются увеличивать прибыль с отдаваемых энергетических благ – электроэнергии и тепловой энергии. Государство же наоборот: старается снижать тариф для конечного потребителя [1].
Тариф на электроэнергию сочетает в себе несколько составляющих: стоимость самого ресурса, отдаваемого субъектом электроэнергетики – электроэнергия и тепловая энергия; стоимость услуг передачи, которые обеспечиваются электросетевой организацией; затраты энергосбытовой компании.
Материалы и методы
Важнейшим вопросом в регулировании тарифа является политика, которую ведут электросетевые организации, отвечающие за передачу и распределение электроэнергии. Необходимо выделить термин и цели тарифной политики.
Тарифная политика в электросетевых организациях является целенаправленной деятельностью по установлению, корректировке, упорядочиванию и дифференциации тарифов в интересах самой сетевой организации. Цели тарифной политики заключаются: в увеличении доли рынка за счёт привлечения новых потребителей посредством рекламной компании; увеличении объемов продаж товара – электрической энергии; снижении издержек.
Для того, чтобы устанавливать справедливую тарифную политику в стране со стороны государства необходимо устанавливать финансовый контроль в сфере электроэнергетики, который в дальнейшем распространяется на жилищно-коммунальное хозяйство [2].
Федеральный закон от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» формулирует отношения между субъектами производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии на уровне федерального значения. Помимо этого, отношения между всеми субъектами электроэнергетики могут регулироваться посредством иных нормативных актов Президента Российской Федерации, при этом не противоречив №35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Приведённый выше закон является основополагающим фактором в вопросе тарифообразования, т.к. он является вытекающим в энергетическую стратегию России.
С целью удовлетворения обеих сторон взаимоотношений, государством устанавливается фиксированный тариф на электроэнергию, который подлежит ежегодному пересмотру с обоснованием причин изменения стоимости.
Необходимо определить составляющие, которые напрямую формируют ценообразование на данный вид коммунальной услуги, но перед этим нужно охарактеризовать особенности рынка электроэнергетики.
Данный рынок обладает: большой ёмкостью и значимостью; мощными финансовыми потоками; отсутствие продуктовых инноваций, т.е. данный рынок не имеет неоправданных затрат ресурсов. Эти условия характеризуют рынок электроэнергии достаточно высокой структурной стабильностью и за счёт этого данная отрасль обладает высокой привлекательностью для бизнеса.
После реформирования электроэнергетики в 2001 г. посредством принятия Постановления Правительства РФ №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» рынок электроэнергетики получил большие объёмы негосударственных инвестиций, что непосредственно способствует развитию оптового рынка. В ходе реформирования электроэнергетики возникла необходимость организации тарифной политики в отношениях генерирующих компаний, электросетевых и энергосбытовых организаций, потребителя. Следствием реформы электроэнергетики стало появление регионального рынка электроэнергии. Благодаря этим преобразованиям рыночные отношения стали распространяться не только на потребителя, но и на краткосрочное планирование и оперативное управление [3-6].
С.В. Степашин считает, что целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств [7]. Целью государственного финансового контроля является обеспечение следующих принципов: законность, целесообразность и эффективность распорядительных, а также исполнительных действий, которые позволяют соблюдать баланс интересов в экономике между государством, субъектом электроэнергетики и потребителем.
В сложившейся практике регулированием взаимоотношениями в сфере электроэнергетики осуществляет несколько федеральных органов:
1. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике: утверждает правила и порядок взаимодействия поставщиков электроэнергии; определяет критерии и порядок отнесения объектов электроэнергетики и Единой энергетической системе; утверждает правила функционирования оптового рынка и функционирования розничного; утверждает правила антимонопольного регулирования и контроля в области электроэнергетики;
2. Министерство энергетики Российской Федерации, которое по совместительству является законотворцем в области государственной политики и нормативно-правовому регулированию в рассматриваемой отрасли. Помимо этого, Министерство энергетики Российской Федерации определяет вектор государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности энергетической системы;
3. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, реализующая антимонопольное регулирование цен на топливо и тариф субъекта электроэнергетики, а также осуществляющая контроль за оптовым и розничным рынком электроэнергии в соответствии с установленным законодательством и учётом особенностей. Помимо этого, Федеральная антимонопольная служба России уполномочена отменять решения субъектов Российской Федерации в случае выявления превышения полномочий исполнительной власти региона в направлении тарифов в области электроэнергетики. Необходимо выделить, что функции ФАС частично пересекаются с Федеральной службой по тарифам;
4. Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий осуществляющий государственное регулирование цен (тарифов) на виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в электроэнергетике;
5. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в регулировании тарифов на электроэнергию. Как правило, данные органы также являются согласующим органом инвестиционных программ развития электросетевых организаций. В Республике Татарстан таким органом исполнительной власти является Правительство Республики Татарстан, а электросетевой организацией АО «Сетевая компания» [8-11].
Говоря о тарифе на электроэнергию, необходимо определить его составляющие: себестоимость произведённой электроэнергии; услуги транспорта энергии; сбытовая надбавка; прочие услуги, сопутствующие передаче электроэнергии. В исследовании ниже проводится анализ различных факторов во внешней и внутренней политике, которые напрямую повлияли на тариф за один киловатт-час в Республике Татарстан.
Результаты
Выделим нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере электроэнергетики, принятые Правительством Российской Федерации:
– «Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации», утверждённые Постановлением Правительства РФ №526 от 11.07.2001 г. Данный документ регламентирует цели, принципы и задачи реформирования электроэнергетической отрасли;
– «Правила оптового рынка электрической энергии и мощности», утверждены Постановлением Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010 г. Определяется способ торговли электроэнергией и мощностью на рынке;
– «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», утверждены Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г.;
– «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утверждены Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. В Правилах регламентируется принцип равных условий предоставления услуг по электроснабжению потребителя вне зависимости от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги;
Помимо перечисленных документов существует множество смежных нормативных актов, которые тем или иным способом связаны между собой и направлены на эффективную реализацию тарифной политики.
Анализируя последние несколько лет в направлении тарифной политики в целом стоит рассмотреть изменения, связанные в области электроэнергетики.
Санкционное давление, начатое в начале 2022 года против Российской Федерации, оказало некоторое влияние на рост цен на электрическую энергию на розничном рынке по нескольким направлениям:
– ограничение поставок энергетических ресурсов России создало дефицит у потребителей за рубежом, а также рост цен на энергоноситель вследствие его ограниченности. Следственно, это напрямую отражается и на внутреннем российском рынке, т.к. добывающей компании необходимо покрывать затраты на добычу, обработку и транспортировку ресурса. Если рассуждать о зарубежных потребителях, то стоит отметить, что усложнение логистических цепочек напрямую повлияло на цену энергоносителя. Внутренний рынок же испытал рост цен вследствие разности курсов валют, т.к. многие добывающие компании работали в долларах США. Также увеличение цен напрямую влияет на средний уровень цен, что непосредственно ускоряет инфляцию – происходит индексация объёмов инвестиций, которые необходимо вложить в строительство;
– ограничение новых инвестиций в российскую экономику и усложнение экспорта оборудования и технологий непосредственно сказалось на топливно-энергетическом комплексе. Проявилось это в следующем: увеличение стоимости новых проектов по увеличению генерируемой мощности – электростанций, росте стоимости мегаватта мощности в конечной розничной цене на электроэнергию; отказ поставщика транспортировать товар (турбина, коммутационные устройства) в связи с наложением санкций. Эти причины напрямую влияют на развитие электроэнергетики – образуется застой и преждевременное устаревание или выход из строя оборудования объекта электроэнергетики.
Помимо внешней политики существуют и внутриполитические трудности, также влияющие на рост тарифа: чаще всего рост тарифа на внутреннем рынке вызван двумя факторами – инфляцией в стране и необходимому объёму инвестиций для ремонта и реконструкции существующей инфраструктуры региона. Объясняется это тем, что во многих регионах ветхость существующей энергетической инфраструктуры может составлять до 70%.
Данные трудности напрямую влияют на формирующийся тариф следующего года, т.к. необходимо соблюдать баланс: давать генерации, оперативно-диспетчерскому управлению, передаче и распределению электроэнергии зарабатывать, чтобы поддерживалась энергетическая независимость и при этом осуществлялась модернизация устаревшего оборудования.
Известно, что тариф формируется в России по методам: «затраты плюс», «долгосрочной индексации», «RAB-регулирование». Хоть первый метод и устарел, но всё же до сих пор применим в Российской Федерации, также имеет популярность метод индексации.
На примере Республики Татарстан продемонстрируем изменение тарифов за последние три года, а также на 2025 год. Известно, что одноставочный тариф бывает фиксированный и дифференцированный. Фиксированный подразумевает под собой постоянную стоимость электроэнергии в любое время суток. Дифференцируется одноставочный тариф по нескольким зонам суток: двум – дневная и ночная; трём – пиковая, полупиковая и ночная зона. Следует отметить, что такое разделение влияет на итоговую стоимость коммунальной услуги для потребителя – населения. На диаграмме представлены ценовые показатели стоимости электроэнергии в киловатт-часах с 2022 по 2025 год, на которых демонстрируется изменение тарифа на электроэнергию для разных категорий населения. В рамках данного исследования будет использоваться стоимость электроэнергии во второй половине года для снижения загруженности аналитических графиков. Так как в Республике Татарстан большинство городского населения живёт в домах, газовыми плитами и электроплитами/электроотопительными установками с счётчиками электроэнергии, оборудованных двумя зонами расчёта, то стоит при анализе брать тарифы для двух зон.
Необходимо выделить, что в Республике Татарстан преимущественно жилой фонд разделён на три ценовые категории потребителей электрической энергии:
– 1 категория: население и приравненные к нему, за исключением населения и потребителей, которые указаны в строках 2-5 Приложения Приказа от 14.10.2021 №1111/21 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 19 июня 2018 г. N 834/18 "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
– 2 категория: население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками;
– 3 категория: население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками.
Анализируя тенденции строительства в Республике Татарстан можно отметить, что большинство застройщиков стремится к полной электрификации новых жилых комплексов, исключая из коммунальных услуг газ. Это объясняется тем, что постройка газовой инфраструктуры очень затратна и длительна во времени.
Диаграмма изменения тарифов на электрическую энергию в период с 2022 по 2025 гг. представлена на Рис. 1.
Рис. 1. Диаграмма изменения тарифов на электрическую энергию в период с 2022 по 2025 гг.
Источник: составлено авторами
Данные диаграммы демонстрируют, что жилые помещения без газификации 2 и 3 категории платят одинаково, разница по сравнению с первой категорией потребителей составляет 34,5% (при анализе тарифов 2022 года). Рассчитаем разницу тарифа потребителя второй категории днём в 2022 году и 2025 году: по сравнению с 2022 годом, потребитель будет платить за электроэнергию в 2025 году приблизительно на 52% больше. Это говорит о том, что стоимость услуг генерации, передачи, распределения, диспетчеризации и сбыта электроэнергии выросла по ряду причин, перечисленных ранее.
Настолько возросшая стоимость киловатт-часа электроэнергии заставляет наиболее тщательно производить отбор кандидатов на конкурентный отбор мощности (КОМ) и договора о предоставлении мощности. КОМ позволяет выбирать наиболее эффективные энергетические установки и электростанции, генерация мощности на которых наиболее эффективна по сравнению с остальными мощностями. Такой механизм позволяет стимулировать генерирующие компании реконструировать свои мощности за счёт специальных надбавок на оптовом энергетическом рынке и субсидий от государства. По оценкам ассоциации «НП «Совет рынка» реализация программы КОМ может стоить 1,8 триллиона рублей до 2035 года. Такая внушительная сумма обусловлена тем, что в связи с санкционным давлением стоимость ремонта существующих зарубежных энергетических установок значительно возросла, а также модернизации генерирующего оборудования на тепловых и конденсационных электростанциях.
Помимо этого можно выделить, что ежегодно тариф индексируется на уровень инфляции. Это означает, что в Республике Татарстан используют метод «Затраты плюс». Рассуждая о тарифах на электроэнергию стоит выделить, что при установлении цен на электроэнергию за киловатт-час вторая и третья категория потребителей приравнивается, т.к. для приготовления пищи и отопления используется электроэнергия. Помимо этого, большинство застройщиков при постройке жилых комплексов старается повысить автономность и независимость от внешних коммуникаций посредством строительства маломощных теплоэлектроцентралей – котельных, работающих за счёт природного газа.
Обсуждение
Необходимо выделить, что большая ёмкость, необходимость внушительных финансовых вливаний, отсутствие инноваций, но при этом структурная стабильность стимулирует некоторых инвесторов решиться на вложение своих средств в данную отрасль, но иностранные инвестиции в настоящее время достаточно ограничены.
Внешнеполитические и внутриполитические факторы обуславливают достаточно сложное положение рынка электроэнергетики, т.к. генерирующая компания должна зарабатывать средства для самоокупаемости объекта электроэнергетики и его обслуживания. Но так как санкционное давление достаточно высокое, инфляция усложняет процесс работы в «ноль» или в «плюс», что непосредственно сказывается как на прибыли генерирующей компании, так и на качестве получаемой услуги потребителем.
Помимо этого, в данном исследовании определено, что государственная энергетическая политика Российской Федерации представляет собой национально-монопольную модель, которая обуславливает собой достаточно существенное присутствие государства в данной отрасли. На данный момент государство осуществляет контроль и регулирование энергетического бизнеса через воздействие органов государственной власти.
В связи с усложнением обслуживания объектов электроэнергетики и их оборудования государством проводятся различные конкурсы и программы, направленные на модернизацию и реконструкцию объектов электроэнергетики, что благоприятно влияет на энергетику, но в связи с проблемами в энергомашиностроении достаточно много сложностей с выводом из эксплуатации старого генерирующего оборудования и ввода нового.
Как показал анализ тарифов на электроэнергию в Республике Татарстан, то одной из приоритетных задач энергетических компаний и руководства Республики является предоставление качественных услуг потребителям, именно этим обуславливается рост тарифов.
Заключение
Резюмируя вышеизложенные результаты, причинно-следственные связи, которые напрямую или косвенно связаны с тарифами на электроэнергию стоит выделить, что рынок электроэнергии достаточно специфичен по ряду следующих факторов: нематериальность, технологичность, неразрывность процессов производства, передачи, диспетчеризации, распределения и сбыта электроэнергии.
Исходя из критерия приоритетной важности энергетики государственный финансовый контроль является сложным и многоаспектным процессом, который заставляет органы государственной власти учитывать интересы как потребителей, так и производителей электроэнергии на рынок.
1. Vorob'eva E.A. Problemy tarifnogo regulirovaniya v energetike: v sisteme regional'noj promyshlennoj politiki [Problems of tariff regulation in the energy sector: in the system of regional industrial policy]. Del'ta nauki. 2017. № 1. Pp. 44-48.
2. Galichanin E.N. O nekotoryh aspektah gosudarstvennoj politiki po razvitiyu Dal'nego Vostoka [On some aspects of state policy for the development of the Far East]. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. 2017. № 4. Pp. 8-14.
3. Garanyan A.S., Kalinskaya E.S. Etika cenoobrazovaniya [Ethics of pricing]. Kreativnaya ekonomika. 2016. № 3. Pp. 138-142.
4. Gejmur O.G. Pravovoe regulirovanie finansovogo kontrolya v Rossijskoj Federacii na sovremennom etape [Legal regulation of financial control in the Russian Federation at the present stage]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2016. № 3. Pp. 133-140.
5. Gracheva E.I., Ishbulatova G.F. Vliyanie strukturnyh i rezhimno-atmosfernyh faktorov na poteri elektroenergii v raspredelitel'nyh setyah [The influence of structural and regime-atmospheric factors on electricity losses in distribution networks]. Vestnik YuUrGU. 2016. № 2. Pp. 19-23.
6. Kol'chenko A.I. Gosudarstvennyj kontrol' i administrativno-pravovoe regulirovanie v sfere energetiki [State control and administrative and legal regulation in the field of energy]. Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 2016. № 4. Pp. 22-28.
7. Stepashin S.V., Stolyarov N.S., Shohin S.O., Zhukov V.A. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' [State financial control]: uchebnik dlya VUZov. SPb.: Piter, 2004.
8. Olejnik G.S., Lucenko A.E. Tarifikaciya uslug elektrosetevyh organizaciĭ: problemy normativnogo reglamenta i gosudarstvennogo finansovogo kontrolya [Charging of services of electric grid organizations: problems of regulatory regulations and state financial control]. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1. Pp. 1185-1187.
9. Penchuk A.V. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' v Rossijskoj Federacii i napravleniya ego sovershenstvovaniya [State financial control in the Russian Federation and directions for its improvement]. Koncept. 2014. № 7. Pp. 21-25.
10. Trocenko S.A. O razgranichenii polnomochij mezhdu rossijskoj federaciej i sub"ektami Rossijskoj Federacii v sfere energosnabzheniya [On the delimitation of powers between the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation in the field of energy supply]. Predprinimatel'skoe pravo. 2015. № 4. Pp. 24-28.
11. Fedotova G.V. Sistemnye osnovy funkcionirovaniya gosudarstvennogo kontrolya [Systemic foundations of the functioning of state control]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2015. № 20. Pp. 44-55.