Россия
Сельские территории – это масштабное пространство с всеобъемлющим потенциалом для поддержания и развития сельскохозяйственного производства. Развития сельских территорий предполагает решение вопросов продовольственной безопасности России. Для решения таких проблем нужно создавать и сохранять рабочие места в производстве продуктов питания, переработке, заготовке, логистике и торговле. Качество жизни на селе должно расти и привлекательность сельского труда должна иметь место в нашем обществе. В статье рассмотрено современное социально-экономическое состояние Республики Крым и ее сельских территорий в условиях действия ограничительных мер со стороны стран Запада. Республика Крым вошла в состав Российской Федерации в 2014 г. и является достаточно новым регионом, изучение современного состояния и развития которого -чрезвычайно важный и интересный процесс. По результатам исследования автор делает вывод об устойчивости протекающих в регионе социально-экономических процессах, а также о достаточно благоприятных перспективах их дальнейшего развития.
санкции, ограничительные меры, новый регион, сельские территории, социально-экономическое развитие
Введение
18 марта 2014 г., по итогам общекрымского референдума, был подписан Договор о вхождении Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации. В 2024 г. наша страна празднует десятилетие воссоединения Крыма с Россией.
В настоящее время Республика Крым является динамично развивающимся и перспективным новым регионом. Для того, чтобы Республика Крым могла полноценно влиться в экономику Российской Федерации и Южного федерального округа по всем направлениям, а также с целью совершенствования путей ее дальнейшего социально-экономического развития, Государственным Советом Республики Крым 28 декабря 2016 г. был принят Закон Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [2]. На федеральном уровне Республика Крым, наряду с другими регионами, участвует в разработанных и внедренных Правительством Российской Федерации государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» [8] со сроком реализации 2020–2025 гг. и «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года».
На момент принятия (28.12.2016 г.) Закона Республики Крым об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, против Республики Крым действовало четыре уровня санкций, наиболее комплексные из которых против Республики Крым были приняты странами Европейского Союза и Соединенными Штатами Америки.
Методология исследования
Методологической основу данного исследования составила совокупность научных методов познания, таких как: общенаучные и специальные методы. Конкретно-научные методы, используемые в работе – метод экспертных оценок, наблюдение и сбор фактов, метод факторного и функционального анализа, метод классификации данных, метод системного анализа и синтеза, проектно-аналитический подход, метод статистического анализа
Результаты
Санкции являются ограничительными политическими и экономическими мерами. Впервые их ввели в июне 2014 г., и с тех пор их периодически наращивают. Санкции включают запрет на импорт в ЕС продуктов, происходящих из Республики Крым, а также на инфраструктурные или финансовые инвестиции и туристические услуги. Помимо этого, запрещается экспорт определенных товаров и технологий крымским компаниям для использования в транспортном, телекоммуникационном и энергетическом секторах или для разведки и добычи нефти, газа и минеральных ресурсов.
В 12-ом пакете санкций против Российской Федерации, в том числе и против Республики Крым, принятом 18.12.2023 г. Европейским Союзом, ключевыми моментами выступают: запрет на предоставление программного обеспечения, связанного с управлением предприятиями и промышленными процессами; запрет на импорт непромышленных алмазов, произведенных или обработанных в России, а также транзитных; в Европейский Союз запрещен импорт сжиженных нефтяных газов и ряда металлической продукции; расширение списка лиц, находящихся под индивидуальными санкциями и т.д. [14].
Исходя из этого, целью данного исследования является рассмотрение и изучение социально-экономического развития Республики Крым и ее сельских территорий по ключевым направлениям социально-экономической политики в условиях современных реалий и с учетом того, что санкционный режим, введенный в отношении региона, теоретически мог бы выступать фактором пессимистичного сценария развития Республики Крым в настоящем и будущем. Так ли это на самом деле?
В силу своих географических, климатических и исторических особенностей Республика Крым, входящая в состав Южного Федерального Округа, обладает значительным экологическим, социальным и экономическим потенциалом. Территория Республики Крым составляет 26 860 кв. км, из которых 72% – равнина, 20% – горы и 8% – озера и другие водные объекты [9]. Республика Крым располагается на Крымском полуострове и занимает большую часть его площади, за исключением территории, подчинённой городу федерального значения Севастополь. На территории Республики Крым представлено несколько ярко выраженных климатических зон, распределяющихся в зависимости от особенностей местности. Среди них выделяют степной Крым, Крымские горы и Южный берег Крыма Береговая линия Крымского полуострова имеет протяженность более 2500 км, из них на Черное море приходится 750 км, на Азовское – около 500 км. С материком Республику Крым соединяет Перекопский перешеек – небольшой отрезок суши протяженностью около 30 км и минимальной шириной 7,2 км, разделяющий Черное и Азовское моря [4].
Удельный вес сельских территорий, занимающих по площади 23 923,62 кв. км (или 2 392,4 тыс. га), составляет 89,1% от общей территории Республики Крым, их структурный состав представлен 14 районами и 6 городскими округами, имеющими в своем составе сельские территории (в соответствии с Перечнем сельских территорий Республики Крым и перечнем сельских агломераций на территории Республики Крым, утвержденными Постановлением № 723 Совета министров Республики Крым 11 декабря 2019 г. (с изменениями от 13.01.2020, 20.05.2021, 30.11.2022) [7].
Таблица 1 – Площадь сельских территорий Республики Крым
по состоянию на 01.01.2023 г.
| № п/п | Район/городской округ | Площадь сельской территории, кв. км | Удельной вес каждой территории в общей площади сельских территорий, % | 
| 1 | Ленинский | 2869,46 | 11,99 | 
| 2 | Джанскойский | 2666,96 | 11,15 | 
| 3 | Сакский | 2257,47 | 9,44 | 
| 4 | Белогорский | 1868,37 | 7,81 | 
| 5 | Красногвардейский | 1765,79 | 7,38 | 
| 6 | Симферопольский | 1752,53 | 7,30 | 
| 7 | Бахчисарайский | 1532,89 | 6,41 | 
| 8 | Черноморский | 1508,63 | 6,31 | 
| 9 | Первомайский | 1474,35 | 6,16 | 
| 10 | Раздольненский | 1231,38 | 5,15 | 
| 11 | Красноперекопский | 1230,97 | 5,15 | 
| 12 | Нижнегорский | 1212,43 | 5,07 | 
| 13 | Кировский | 1199,31 | 5,01 | 
| 14 | Советский | 1079,44 | 4,51 | 
| 15 | г/о Алушта | 85,25 | 0,36 | 
| 16 | г/о Феодосия | 68,11 | 0,29 | 
| 17 | г/о Ялта | 56,46 | 0,24 | 
| 18 | г/о Судак | 36,41 | 0,15 | 
| 19 | г/о Евпатория | 22,11 | 0,10 | 
| 20 | г/о Армянск | 5,3 | 0,02 | 
| Итого: | 23923,62 | 100,00 | |
Самой крупной сельской территорией Республики Крым и, одновременно, самым крупным по площади районом, является Ленинский район. Его площадь составляет 2869,46 кв. км, а удельный вес в общих сельских территориях республики равняется почти 12% (11,99%). Самая малая сельская территория региона – городской округ Армянск; его сельские территории равны 5,3 кв. км (0,02% от общей площади сельских территорий Республики Крым).
На сельских территориях Республики Крым по состоянию на 01.01.2023 г. проживало 933 600 человек сельского населения. От численности населения зависят многие направления социально-экономической политики любого региона, такие как обеспеченность населения жильем, строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, дорожная деятельность, проведение различных мероприятий в области здравоохранения, культуры, досуга, обустройства мест массового отдыха, организация сбора и вывоза бытовых отходов, озеленение, федеральное и муниципальное финансирование, и т.д. [1].
Данные, представленные в таблице 2 позволяют сделать вывод, что самой многочисленной сельской территорией Республики Крым является Симферопольский район. На его территории на 01.01.2023 г. проживало 169100 человек постоянного населения. Это составляет 18,11% от общего сельского населения на 01.01.2023 г. Значение этого же показателя в динамике за 8 лет, с 2015 по 2022 гг. включительно, выросло на 8,37% или на 13065 человек, родившихся и прибывших на постоянное место жительства в Симферопольский район. Город Симферополь является столицей Республики Крым, по этой причине сельские территории вокруг него являются для населения наиболее привлекательными при выборе постоянного места жительства
Наряду с этим, стоит отметить, что самой малой численностью населения характеризуются сельские территории Армянского городского округа Республики Крым. Там проживало на 01.01.2023 г. 2100 человек (0,22% от всего сельского населения Республики Крым).
По плотности населения на сельских территориях Республики Крым по состоянию на 01.01.2022 г. в тройку лидеров вошли сельские территории, расположенные в окрестностях городов-курортов: городской округ Ялта (плотность населения 916 чел./кв. км.), городской округ Евпатория (611 чел./кв. км.) и городской округ Феодосия (475 чел./кв. км.). Высокая плотность населения объясняется, в первую очередь, благоприятными природно-климатическими условиями данных территорий, а также их выгодным географическим местоположением. Самая малая плотность населения на сельских территориях Ленинского района (16 чел./кв. км). Ленинский район - самая крупная из 20-ти сельских территорий Республики Крым (2896 кв. км), но она мало заселена в силу ряда факторов, среди которых можно выделить природные, социальные и экономические. Увеличение плотности населения на сельских территориях напрямую взаимосвязано с повышением уровня качества жизни сельского населения, так как подразумевает увеличение объектов инфраструктуры, доступности государственных и муниципальных услуг, ввод новых рабочих мест.
Таблица 2 – Численность постоянного населения территорий
Республики Крым, относящихся к сельским на 01.01.2023 г.
| Район/городской округ | Численность сельского населения, чел. | ||||||||
| 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022* | 2022 г. в % к 2015 г. | |
| Бахчисарайский | 63176 | 62841 | 62310 | 61799 | 62157 | 61649 | 61431 | 65600 | 103,84 | 
| Белогорский | 44091 | 44153 | 44197 | 44127 | 44274 | 44063 | 44116 | 46800 | 106,14 | 
| Джанкойский | 67856 | 66873 | 65978 | 65256 | 64808 | 64107 | 63427 | 66800 | 98,44 | 
| Кировский | 41874 | 41772 | 41915 | 42058 | 42160 | 42042 | 41871 | 41000 | 97,91 | 
| Красногвардейский | 84533 | 84727 | 84587 | 84150 | 83805 | 83287 | 82860 | 82800 | 97,95 | 
| Красноперекопский | 24625 | 24369 | 24053 | 23844 | 23635 | 23402 | 23198 | 26300 | 106,80 | 
| Ленинский | 49890 | 49226 | 48657 | 48181 | 47786 | 47116 | 46205 | 49000 | 98,22 | 
| Нижнегорский | 45025 | 44901 | 44336 | 43959 | 43964 | 43827 | 43502 | 42800 | 95,06 | 
| Первомайский | 32643 | 32262 | 31851 | 31343 | 30953 | 30640 | 30319 | 31500 | 96,50 | 
| Раздольненский | 30766 | 30609 | 30429 | 30165 | 29959 | 29888 | 29861 | 28900 | 93,93 | 
| Сакский | 76414 | 76075 | 76326 | 76426 | 77012 | 76977 | 77312 | 77000 | 100,77 | 
| Симферопольский | 156035 | 158317 | 160772 | 161997 | 163270 | 165337 | 167786 | 169100 | 108,37 | 
| Советский | 31997 | 31693 | 31545 | 31412 | 31284 | 30987 | 30749 | 30600 | 95,63 | 
| Черноморский | 30550 | 30302 | 30427 | 30457 | 30527 | 30715 | 31113 | 30400 | 99,51 | 
| г/о Алушта | 24021 | 24283 | 24646 | 24903 | 25261 | 25436 | 25433 | 24600 | 102,41 | 
| г/о Армянск | 2461 | 2432 | 2397 | 2355 | 2338 | 2306 | 2241 | 2100 | 85,33 | 
| г/о Евпатория | 13619 | 13576 | 13583 | 13574 | 13538 | 13511 | 13499 | 13600 | 99,86 | 
| г/о Судак | 15971 | 15918 | 16013 | 16051 | 16049 | 15974 | 15916 | 16600 | 103,94 | 
| г/о Феодосия | 32341 | 32499 | 32669 | 32511 | 32480 | 32306 | 32323 | 34200 | 105,75 | 
| г/о Ялта | 50558 | 51359 | 51707 | 51925 | 51907 | 51867 | 51699 | 53900 | 106,61 | 
| Итого: | 918446 | 918187 | 918398 | 916493 | 917167 | 915437 | 914861 | 933600 | 101,65 | 
Помимо этого, в ходе проведенного исследования и на основании расчетных данных, можно отметить следующие моменты:
- трудоспособное население Республики Крым по районам и городским округам с сельскими территориями в составе, по состоянию на 01.01.2022 г. составляет 706,1 тыс. чел., в том числе сельское население – 499,7 тыс. чел.;
- из двадцати территорий (14 районов и 6 городских округов) с сельскими территориями в составе, ровно половина – территории со стопроцентным сельским населением. Это такие районы как Джанкойский, Красногвардейский, Красноперекопский, Нижнегорский, Первомайский, Раздольненский, Сакский, Симферопольский, Советский и Черноморский;
- в четырех районах – Бахчисарайский, Белогорский, Кировский и Ленинский сельское население трудоспособного возраста по состоянию на 01.01.2022 г. составило 71, 73, 82 и 83% соответственно от общей численности трудоспособного сельского населения, проживавшего в Республике Крым в районах и городских округах с сельскими территориями в составе;
- в шести городских округах с сельскими территориями в составе доля сельского населения трудоспособного возраста в общей численности трудоспособного сельского населения, проживавшего в Республике Крым в районах и городских округах с сельскими территориями в составе составила: городской округ Алушта – 46%, городской округ Армянск – 10%, городской округ Евпатория – 11%, городской округ Судак – 51%, городской округ 33% и городской округ Ялта – 42%;
- численность безработных за период с 2015 по 2021 г. сократилась на 22,8% (с 69,2 тыс. чел. до 53,4 тыс. чел.).
Таким образом, можно сделать вывод, что основа социального потенциала сельских территорий Республики Крым – его трудовые ресурсы – в основном преобладают на данных территориях, особенно, что касается районов с сельскими территориями в составе; на половине всех сельских территорий сельское население составляет 100%, что позволяет считать, что сельские территории Республики Крым в достаточном количестве обеспечены трудовыми ресурсами, исходя из общей численности трудоспособного населения Республики Крым по районам и городским округам с сельскими территориями в составе.
С момента вхождения Республики Крым в 2014 г. в качестве нового региона в состав Российской Федерации, перед Правительством РФ и Советом министров Республики Крым, достаточно остро встали вопросы, затрагивающие жизнь простых граждан, что, по сути, и является основополагающим моментом или «двигателем» социально-экономического развития любого региона. Следовательно, оценка сельских территорий с помощью социально-экономических показателей является важнейшим условием их существования и дальнейшего устойчивого развития.
В таблице 3 рассмотрена совокупность основных социально-экономических показателей Республики Крым, в том числе её сельских территорий. На региональном уровне обобщающим макроэкономическим показателем, который характеризует уровень развития экономики, является валовой региональный продукт. Темпы его роста определяют многие факторы, такие как социально-политическая обстановка в стране в целом, структура, объем и организация общественного производства, использование достижений научно-технического прогресса в производстве, трудовые и природные ресурсы. С учетом этого и в силу своих особенностей, экономика Республики Крым и ее сельских территорий представлена такими специализированными секторами как: аграрный, промышленный (в том числе пищевая промышленность), строительный, туристический, торговый, санаторно-курортный, добывающий и перерабатывающий, а также виноделием. Проанализируем приведенные табличные данные.
За период с 2015 по 2021 гг. основной экономический показатель развития региона – валовой региональный продукт (ВРП) вырос более, чем вдвое – в 2,2 раза и составил 586497,5 млн руб., что больше показателя 2015 г. на 120,51%. Если взять для сравнения аналогичный показатель 2014 г.
Таблица 3 – Основные социально-экономические показатели
Республики Крым
| Показатели | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2021 г. в % к 2015 г. | 
| ВРП в текущих ценах, млн руб. | 265971 | 362672 | 384983 | 437438 | 475525 | 517147 | 586498 | 220,51 | 
| ВРП на душу населения, руб. | 139 873 | 189917 | 201251 | 228693 | 248677 | 271170 | 308848 | 220,81 | 
| Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн руб. | 47582 | 74795 | 196193 | 296423 | 223793 | 195808 | 164011 | 344,7 | 
| Число предприятий и организаций (на конец года; по данным государственной регистрации) | 28632 | 31880 | 33077 | 33 202 | 32 291 | 31370 | 31418 | 109,7 | 
| Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий | 50111 | 52880 | 47290 | 43841 | 55007 | 52444 | 73053 | 148,8 | 
| Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, тыс. га | 652,2 | 706,1 | 744,6 | 751,1 | 770,5 | 762,5 | 787,7 | 120,8 | 
| Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общей площади жилых помещений | 253 | 286 | 834 | 775 | 800 | 809 | 743 | 293,7 | 
| Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), всего, млн руб. | 214710 | 219861 | 229892 | 256198 | 274709 | 282385 | 334306 | 155,7 | 
| Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн руб. | 6061 | 9783,6 | 10348,7 | 11 989 | 13 786 | 13 853 | 19 787 | 326,5 | 
| Объем платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн руб. | 73772 | 80102,9 | 85414,9 | 86 532 | 90770 12) | 86 675 | 124 152 | 168,3 | 
| Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года), км | 12492 | __ | __ | 12891 | 12921 | 13045 | 13082 | 104,7 | 
| Удельный вес домашних хозяйств, имевших широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств, % | 70,6 | __ | __ | 81,4 | 83,2 | 81,6 | 84,1 | 119,1 | 
| Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. | 15664 | 18071 | 20128 | 21526 | 22 366 | 23 033 | 26 357 | 168,3 | 
| Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. | 159 | 227 | 312 | 351 | 377 | 360 | 380 | 239 | 
(год вхождения Республики Крым в качестве нового региона в состав Российской Федерации) и соотнести его с тем же 2021 г., то там разница будет еще существеннее. В 2014 г. ВРП составил 189439,2 млн руб. [6], что меньше данного показателя за 2021 г. в 3,1 раза. Непрерывное увеличение значений показателя ВРП свидетельствует об огромном рывке вперед в экономике региона.
Высокие темпы экономического роста региональной экономики, в свою очередь, обеспечивают повышение уровня материального благосостояния граждан региона. Об этом говорит следующий важный экономический показатель – валовой региональный продукт на душу населения, который характеризует уровень жизни населения в конкретном регионе страны. В Республике Крым он растет одновременно со значением валового регионального продукта, что является признаком экономического роста региона. В период с 2015 по 2021 гг. данный показатель в Республике Крым вырос на 120,81% и составил 308847,9 млн. руб., что превышает значение данного показателя за 2015 г. в 2,2 раза, а значение за 2014 г. (100526,4 млн. руб. [6] в 3,1 раза.
Все остальные показатели в динамическом ряду таблицы 3 так же свидетельствуют о происходящем в Республике Крым экономическом росте. Инвестиции в основной капитал выросли на 244,7% или на 116429 млн руб., число предприятий и организаций, зарегистрированных на территории региона с 2015 по 2021 г. выросло на 2786 ед., или на 9,7%, продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий – на 48,8%, или на 22942 млн руб., увеличилась площадь посевных культур в хозяйствах всех категорий на 20,8% или на 135,5 тыс. га. В 2021 г. введено в действие 743 тыс. кв. м. площади жилых помещений, что в 2,9 раза больше значения 2015 г.
В Республике Крым идет неуклонный рост оборота розничной торговли, с 214 710 млн руб. в 2015 г. до 334 306 млн руб. в 2021 г. (оборот вырос на 55,7%, или в 1,5 раза), в том числе данный показатель растет в расчете на душу населения (с 112916 в 2015 г. до 176 044 в 2021 г.). Демонстрируют рост такие показатели, как оборот общественного питания и объем платных услуг населению (в 3,2 и в 1,6 раза соответственно), протяженность автомобильных дорог общего пользования (на 4,7%), удельный вес домашних хозяйств с доступом к широкополосному интернету в общем числе домашних хозяйств (на 19,1%). Среднедушевые денежные доходы в месяц в анализируемом динамическом ряду выросли на 68,3%, среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя также вырос за этот период на 139% (со 159 руб. в 2015 г. до 380 руб. в 2021 г.).
Одними из отличительных особенностей Республики Крым, на основе которых формировалась экономика полуострова, являются его плодородные почвы, теплый климат, прибрежные природные территории и акватории Черного и Азовского морей. В регионе, в частности на сельских территориях, интенсивно развивается сельскохозяйственное производство, ведущей отраслью которого является растениеводство.
В 2021 г. в Республике Крым было произведено всего продукции сельского хозяйства на сумму 71 340 991 тыс. руб. (в фактически действовавших ценах), из них в районах и округах с сельскими территориями в составе - на сумму 70 733 912 тыс. руб., в том числе продукции растениеводства на сумму 46 658 605 тыс. руб., продукции животноводства – на сумму 24 075 307 тыс. руб. Разумеется, подобные достижения произошли не одномоментно, для этого понадобился определенный временной период. На территориях районов и округов с сельскими территориями в составе показатель общего производства продукции сельского хозяйства в 2021 г. увеличился по сравнению с 2015 г. на 42,5%, показатель производства продукции растениеводства – на 8,7%, животноводства – на 9,4%.
Начиная с 2015 г. сельские территории Республики Крым подвергаются положительным трансформациям, прямым следствием которых является стабильно устойчивое экономическое развитие региона, в том числе его сельскохозяйственного производства, как основной отрасли экономики. Благодаря этому, Республика Крым и ее сельские территории занимают свою определенную нишу в экономике Южного федерального округа (ЮФО), в который регион входит с 28 июля 2016 г., и Российской Федерации в целом.
Несмотря на то, что сельские территории Республики Крым в составе ЮФО занимают по площади всего 5,3% (23,9 тыс. кв. км по отношению к 447,8 тыс. кв. км), а сельское хозяйство Республики Крым не имеет большого удельного веса в сельском хозяйстве Российской Федерации и Южного федерального округа, о чем, в частности, свидетельствуют данные таблицы 4, оно достаточно перспективно в силу географических и климатических особенностей Крымского полуострова, а также благодаря федеральным и республиканским программам развития [15].
Таблица 4 – Удельный вес производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий) на сельских территориях
Республики Крым в РФ, ЮФО, РК (2021 г.)
| Регионы | Млн руб. | Доля в % РК | 
| Российская Федерация (РФ) | 7572345,0 | 0,9 | 
| Южный федеральный округ (ЮФО) | 1397495,4 | 5,1 | 
| Республика Крым (РК) | 71341,0** | 99,2 | 
| Сельские территории Республики Крым | 70733,9** | х | 
** Расчетные данные.
Исходя из данных таблицы 4, удельный вес производства продукции сельского хозяйства на сельских территориях Республики Крым составляет 99,2% от общего производства продукции сельского хозяйства в Республике Крым, 5,1% – в ЮФО и 0,9% в целом по Российской Федерации. Важнейшей, а по сути, и стратегической продукцией сельского хозяйства нашей страны являются зерновые культуры. Природные условия региона благоприятны для производства зерна высокого качества, достичь которого в условиях северных территорий России невозможно (табл. 5). На данный продукт всегда существует спрос на мировых рынках, а цены на него существенно выше, чем на обычное зерно. Однако для его получения одних естественных ресурсов недостаточно, в перспективе нужны специальные технологии, которые помимо обычных приемов возделывания будут направлены на улучшение качества конечной продукции [5].
Таблица 5 – Удельный вес валового сбора зерновых
(в хозяйствах всех категорий) на сельских территориях
Республики Крым в РФ, ЮФО, РК (2021 г.)
| Регионы | Млн тонн | Доля в % РК | 
| Российская Федерация (РФ) | 121400,00 | 1,1 | 
| Южный федеральный округ (ЮФО) | 35192,1 | 3,8 | 
| Республика Крым (РК) | 1411,8 | 95,4 | 
| Сельские территории Республики Крым | 1346,8** | х | 
** Расчетные данные.
Удельный вес валового сбора зерновых в хозяйствах всех категорий на сельских территориях Республики Крым составляет 95,4% в общем валовом сборе зерновых всей Республики Крым, 3,8% – в общем валовом сборе зерновых по Южному федеральному округу и 1,1% – в общем валовом сборе зерновых по стране в целом. Значение показателя удельного веса валового сбора зерновых культур, как мы видим, невелико в масштабах ЮФО и всей страны в целом, но, с поиском и внедрением новых путей развития сельского хозяйства Республики Крым, и зерноводства, как подотрасли растениеводства, в частности, оно будет расти с каждым годом еще больше, чем это можно было наблюдать по предыдущему периоду.
Заключение
Таким образом, с учетом рассмотренного и изученного в данном исследовании материала, на примере проанализированных статистических и полученных математических данных, можно сделать вывод, что, начиная с 2015 г. большинство основных показателей социально-экономического развития Республики Крым и ее сельских территорий демонстрируют стабильный рост в динамике, что, в свою очередь, свидетельствует о росте уровня благосостояния и улучшения качества жизни граждан в Республике Крым и на ее сельских территориях. Даже в условиях жестких ограничительных мер и, с учетом того, что в настоящее время вся экономика Российской Федерации проходит период адаптации к новым экономическим реалиям в условиях санкций со стороны недружественных нам стран, наш новый регион Республика Крым уверенно движется по пути устойчивого социально-экономического развития.
1. Бобер В.С. Устойчивое развитие сельских территорий // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2022. – № 3. – С. 175-182. – DOIhttps://doi.org/10.37984/2076-9288-2022-3-175-182.
2. Закон Республики Крым от 09 января 2017 года № 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [Электронный ресурс] – URL: https://rk.gov.ru/ru/document/show/11146 (дата обращения 05.04.2024).
3. Кондрашова О.Н., Бобер В.С. Особенности государственной поддержки сельскохозяйственных территорий. Маркетинг, как стимулирующий фактор территории // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. – 2020. – № 32(37). – С. 76-80.
4. Крымания. Ру [Электронный ресурс] – URL: https://krymania.ru (дата обращения 05.04.2024).
5. Министерство сельского хозяйства Республики Крым [Электронный ресурс] – URL: https://msh.rk.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).
6. Палей Т.Ф. Влияние уровня инфраструктурного потенциала региона на выбор стратегии инвестирования // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2017. – № 3(51). – С. 8.
7. Постановление от 11 декабря 2019 года № 723 «Об утверждении перечня сельских территорий Республики Крым» [Электронный ресурс] – URL: https://rk.gov.ru/documents/6f39da60-cc72-43ca-a014-936d52054fc6 (дата обращения 05.04.2024).
8. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополyениями) [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/72260516 (да-та обращения 25.03.2024).
9. Правительство Республики Крым. Официальный портал [Элек-тронный ресурс] – URL: https://rk.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).
10. Сборник «Социально-экономическое положение Южного Феде-рального округа в 2021 году», ФСГС, Москва, 2022 [Электронный ре-сурс] – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ujn_fo_21.pdf (дата обращения 05.04.2024).
11. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республики Крым и г. Севастополю [Электронный ресурс] – URL: https://crimea.gks.ru (дата обращения 05.04.2024).
12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).
13. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] – URL: https://customs.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).
14. Юридическая фирма АЛРУД [Электронный ресурс] – URL: https://www.alrud.ru (дата обращения 12.03.2024).
15. Methodological approaches to assessing the cooperative potential of rural areas / S. Sushentsova, N. Bykovskaya, N. Litvina [et al.] // E3S Web of Conferences. – 2023. – Vol. 380. – P. 01012.

 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
                                     
                                                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                                                         
                                                            

