КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: СУЩНОСТЬ, СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
в статье представлены результаты исследования комплекса теоретических вопросов, связанных с корпоративной социальной ответственностью торговых предприятий. Определена актуальность данного направления исследований в современных условиях. Выявлены сферы реализации корпоративной социальной ответственности предприятий торговли и представлена их экономическая характеристик. Сформулирована роль торговых предприятий и их социальная ответственность в процессах обеспечения социальной стабильности в условиях кризиса и противодействия санкциям недружественных государств

Ключевые слова:
торговые предприятия, корпоративная социальная ответственность, социальная стабильность, развитие
Текст

Комплекс вопросов, связанных с корпоративной социальной ответственностью предприятий торговли характеризуется существенной актуальностью. Корпоративная социальная ответственность – это концепция, согласно которой предприятия несут ответственность за свои действия и влияние на общество (отдельные социальные группы или общности людей, связанных с локациями торговых точек территорией своего проживания и/или заинтересованностью в определенных товарных номенклатурах). В контексте сферы торговли, где предприятия взаимодействуют с широкой аудиторией потребителей, реализация концепции корпоративной социальной ответственности становятся важным фактором обеспечения устойчивого развития и укрепления репутации участников рынка.

Проблематика повышения корпоративной социальной ответственности торговых предприятий получила развитие в работах таких ученых, как Майорова Е.А. [1], Протасевич А.И. [2], Фролов Д.П., Рожков С.А. [3], Колесникова А.А. [4], Уразгалиева А.С. [5], Белявский В.И. [6], Мищук И.Ф., Градюк Н.М. [7], Фалько А.Э., Калинина А.А. [8], Майорова Е.А., Иванов Г.Г. [9], Цветков М.А., Цветкова И.Ю. [10], Ситка М.Р., Мандрык О.Я. [11].

В современных условиях наблюдается существенная дифференциация потребительского спроса. Многократно усиливается роль неценовых факторов даже для товаров с низкой ценовой эластичностью и высоким уровнем стандартизации.Потребители все более осознанно относятся к выбору товаров и услуг. Компании, использующие принципы корпоративной социальной ответственности, осуществляют пассивную форму влияния на потребительский выбор и на практике привлекают больше клиентов, что определяется повышением их заинтересованности в поддержке социально ответственных брендов. Активное участие в социальных, экологических и других общественно-значимых инициативах способствует улучшению деловой репутации торговых предприятий и созданию их позитивного образа у потребителей. Однако, конкуренция быстро распространяется и на данную сферу экономики, традиционные методы социально-ответственного ведения бизнеса в сфере торговли быстро утрачивают эффективность, что требует постоянной актуализации и поиска уникального формата, являющегося конкурентным преимуществом с низким потенциалом копирования и отчуждения в тактической и стратегической перспективе.

За рубежом многие страны и отдельные регионы внедряют строгие стандарты в области корпоративной социальной ответственности. Соблюдение этих норм становится не только требованием законодательства, но и неотъемлемой частью этики бизнеса. Такого рода подходы имплементируются в российскую практику иностранными торговыми сетями. Отечественные представители сферы торговли в данном случае вынуждены использовать стратегию последователя и фактически копировать уже отработанные схемы, что на практике ведет лишь к отставанию и непредвиденным затратам, не приводящим к соответствующим экономическим выгодам, уже полученным торговыми предприятиями, применяющими современные методы реализации концепции корпоративной социальной ответственности.

Следует учитывать и процессы развития гражданского общества в нашей стране, а также формирование социально-ориентированной повестки в деятельности предпринимательских структур. В Российской Федерации активно формируется сектор социального предпринимательства, расширяется сеть некоммерческих организаций, объединяющих значительное число граждан с активной гражданской позицией. Предприятия сферы торговли заинтересованы в использовании значительного ресурса гражданской активности, который может быть использован в продвижении своего бренда, а также увеличении охвата потребительской аудитории. Помимо этого, существует обратная сторона данных тенденций. Активизация гражданского общества и социальных движений приводит к увеличению общественного давления на торговые предприятия, с тем, чтобы они также принимали ответственность за свое воздействие на общество,рыночную конъюнктуру на социально-значимые товары, а также другие аспекты взаимодействия с потребительским сообществом.

Все эти факторы подчеркивают важность интеграции принципов корпоративной социальной ответственности в стратегии бизнеса предприятий торговли. Компании, осуществляющие эффективное управление социальными аспектами своего бизнеса могут не только улучшить свою репутацию, но и способствовать устойчивому и сбалансированному развитию территорий фактического расположения своего бизнеса.

Проблематика социальной ответственности торговых предприятий определяется тем, что данный вид экономической деятельности интегрирует интересы значительной численности граждан нашей страны, при этом фактическое взаимодействие с субъектами предпринимательства осуществляется населением практически в каждодневном режиме. В торговле трудоустроено более13 млн. чел., что в разные годы (2010 – 2020 г.г.) от 17% до 19% трудоспособного населения. Фактически, данный вид экономической деятельности является главным работодателем в нашей стране. В тоже время, наибольшая численность безработных по последнему месту работы, из всех видов экономической деятельности в 2020 г. была зарегистрирована в розничной торговле и составила 14,1% от общего количества безработных. В 2018 – 2020 г.г. на исследуемый вид экономической деятельности приходилось от 13,1 % до 13,5 % валовой добавленной стоимости в основных ценах.

Социальная ответственность торговых предприятий проявляется в различных сферах и аспектах их деятельности. В данном случае проявляется системный характер исследуемого явления и наличие значительного количества вт.ч. и неочевидных взаимосвязей (рисунок 1).

 

Рисунок. 1 – Сферы реализации корпоративной социальной ответственности предприятий торговли и их экономическая характеристик

 

Следует также отметить значительную роль предприятий торговли в обеспечении социальной стабильности и безопасности. Именно исследуемый вид деятельностьи обслуживает товарное обращение и в режиме 24/7 осуществляет поставки населению наиболее социально-значимых товаров. В кризисных условиях существенно возрастает роль предприятий сферы торговли, что определяется их непосредственным и каждодневным взаимодействием со значительной численностью граждан.

Именно поэтому в числе первых санкционных мер, предпринятых недружественными государствами, – было стимулирование (со стороны правительств их домашних юрисдикций) к выходу из российских проектов иностранных торговых предприятий. Эти санкции в значительной мере были направлены не на создание товарного дефицита (очевидно, что это могло быть только кратковременной санкционной мерой). Основной целью было – дестабилизация социальной стабильности путем формирование общественного мнения о реальной изоляции страны. Наглядным выражением которой было единовременное закрытие многих иностранных торговых сетей.

В этих условиях важнейшая роль отечественных торговых предприятий проявилась в оперативном заполнении образовавшихся нищ на рынке, а также в переориентации на отечественных поставщиков и контрагентов из дружественных стран. Отметим также, что важнейшим проявлением социальной ответственности стало проведение благотворительных акций по сбору гуманитарной помощи гражданскому населению на новых территориях, который осуществлялся в т.ч. и иностранными торговыми сетями принявшими решение остаться на российском рынке. Таким образом, важным проявлением социальной ответственности торговых предприятий – является поддержка социальной стабильности в условиях кризиса и событий чрезвычайного характера. В условиях природных и техногенных катастроф социально-ответственная политика торговых предприятий позволяет не отвлекать ресурсы государственного материального резерва для товарных интервенций и гуманитарной помощи.

Список литературы

1. Майорова Е.А. Роль корпоративной социальной ответственности в формировании деловой репутации торговой компании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-3. С. 518-519

2. Протасевич А.И. Трансформация корпоративной социальной ответственности торговых организаций под влиянием макроэкономических и эпидемиологических изменений // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 2. № 3 (135). С. 166-180

3. Фролов Д.П., Рожков С.А. Эволюция института социальной ответственности бизнеса в россии: логика, форматы, фактор всемирной торговой организации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Т. 9. № 21 (210). С. 2-12

4. Колесникова А.А. Всемирная торговая организация и социальная ответственность бизнеса // Вестник КИГИТ. 2012. № 8 (26). С. 59-62

5. Уразгалиева А.С. Повышение социальной ответственности торговой компании // Актуальные вопросы науки. 2017. № 31. С. 32-34

6. Белявский В. Повышение уровня социальной ответственности торгового предприятия // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 5 (67). С. 84-91

7. Мищук И.Ф., Градюк Н.М. Оценивание социальной ответственности торговых предприятий: поиск методических подходов // Бизнес информ. 2014. № 5. С. 200-204

8. Фалько А.Э., Калинина А.А. Корпоративно-социальная ответственность как механизм повышения конкурентоспособности торговой сети // Вектор экономики. 2018. № 4 (22). С. 91

9. Майорова Е.А., Иванов Г.Г. Результаты исследования восприятия покупателями социальной ответственности торговых структур // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 5 (47). С. 129-132

10. Цветков М.А., Цветкова И.Ю. К вопросу об уровне корпоративной социальной ответственности в торговых предприятиях // Сфера услуг: инновации и качество. 2017. № 31. С. 11

11. Ситка М.Р., Мандрык О.Я. Концептуальные характеристики и условия социализации предприятий торговли // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 274


Войти или Создать
* Забыли пароль?