с 01.01.2023 по настоящее время
Казань, Республика Татарстан, Россия
УДК 332.1 Региональная экономика. Территориальная экономика
Трансформация отечественного АПК к устойчивому функционированию невозможна без активизации государственной поддержки. Имеющийся опыт и теоретические исследования указывают на то, что сельское хозяйство особенно чувствительно к негативным воздействиям различных внешних факторов. В этом контексте становится важным усиление роли государственного управления в области стимулирования развития аграрного сектора. Главной задачей государственной аграрной политики становится формирование конкурентоспособного агропромышленного комплекса, который обеспечивает продовольственную безопасность и расширяет экспорт сельскохозяйственной продукции. Однако проводимые в последнее время в регионах России меры по регулированию аграрного сектора часто оказываются разрозненными и низкоэффективными. Эта ситуация подчеркивает необходимость глубоких исследований для повышения эффективности государственных инвестиций в АПК и разработки региональной агропродовольственной политики, которая будет соответствовать современным экономическим условиям и эффективно влиять на развитие аграрного сектора в регионе. Объект исследования – агропромышленный комплекс Республики Татарстан. Цель исследования – определение наиболее существенных факторов и механизмов, направленных на рост эффективности инвестиций государства в агропромышленный комплекс Республики Татарстан. Методы исследования – анализ и синтез, исследование экономико-юридических документов, абстрактно-логический, статистический. Научная новизна исследования – характеристика действующих стратегических мер инвестиционной поддержки АПК Республики Татарстан со стороны государства, формулировка факторов и механизмов, направленных на повышение эффективности реализации данных мер.
развитие экономики, АПК Республики Татарстан, повышение эффективности инвестиций, инновации в АПК, продовольственная безопасность, импортозамещение, санкционная политика
Для адаптации аграрного сектора экономики России к устойчивым трендам необходимо активное вмешательство государства, учитывая, что агропромышленный комплекс является одновременно проблемным элементом в экономической структуре страны и ключевой отраслью, влияющей на её экономическую стабильность. В контексте рыночной концепции, устойчивость экономики страны напрямую зависит от степени конкурентоспособности аграрного сектора, при этом низкий ее уровень повышает риски для национальной безопасности. [2, с. 98]
Особенности аграрного сектора в регионах России обусловлены конкурентной борьбой между сельскохозяйственными производителями. Низкая конкурентоспособность некоторых регионов требует особого внимания оценки ее уровня в условиях регионального аграрного производства.
Для укрепления конкурентных позиций аграрного сектора необходимо создание благоприятных условий и механизмов для его развития, которые включают: обновление материально-технической базы через развитие машиностроения; решение проблем землевладения и землепользования, ориентированных на запросы сельского населения; расширение доступа к государственной поддержке для всех участников аграрного сектора; стимулирование развития сельских территорий и уменьшение разрыва в уровне данного развития. [7, с. 26]
Республика Татарстан выделяется среди регионов РФ благодаря сочетанию развитой промышленности и масштабного сельскохозяйственного производства, что позволяет ей удерживать лидирующие позиции по основным макроэкономическим показателям.
Ретроспективный анализ показал, что до 2014 года, мировая экономика была ориентирована на интеграцию и взаимодействие, однако с введением экономических санкций против России со стороны развитых государств, страна переключила свой фокус на развитие внутренних региональных рынков. Санкции 2022 года являлись значительно более масштабными, но, предпринятые ранее меры правительства РФ способствованию существенному снижению их влияния на аграрный сектор. В частности, правительство РФ выделило на развитие АПК более 0,5 трлн рублей, что значительно превышает первоначальные планы. Эти инвестиции будут направлены на дальнейшее развитие сельского хозяйства и предоставляться в форме различных финансовых программ. [4, с. 39]
Стратегия развития АПК в Татарстане фокусируется на укреплении социально-экономического потенциала городов и районов региона, улучшении конкурентоспособности аграрного сектора, включая производство высококачественной продукции и генерацию добавленной стоимости. Для реализации этих целей ставятся следующие задачи:
- рост объемов производства конкурентоспособной продукции аграрного сектора;
- повышение объемов переработки сельскохозяйственного сырья;
- повышение разнообразия выпускаемых товаров и обеспечение высокого качества на всех этапах производства.
Ключевые долгосрочные цели развития Республики Татарстан включают обеспечение надежности продовольственного сектора, что означает усиление внутреннего производства ключевых продуктов сельского хозяйства. Также можно выделить акцент на инновационных разработках и внедрении передовых технологий, что включает элементы био- и нанотехнологий. В качестве основного фактора выступает синергия действий в агропромышленном комплексе, гармонизация производственных и маркетинговых стратегий, а также развитие кооперативных связей в рамках кластера.
Важными направлениями в данной области являются стимулирование бизнес-инициатив, с упором на малый и средний бизнес, и продвижение продукции на рынках с высокой прибыльностью. Особое внимание уделяется работе с розничными сетями, развитию экологически чистого сельского хозяйства на основе комплексного агроэкологического подхода и усилению сельскохозяйственного машиностроения.
В числе приоритетов также стоят модернизация материально-технической базы и улучшение энергетической эффективности, совершенствование использования аграрных земель и увеличение их продуктивности, постепенное расширение объема переработки сельскохозяйственного сырья, обеспечение конкурентоспособности аграрной продукции путем расширения ассортимента и поддержания высоких стандартов качества на всех этапах производства. [12, с. 56]
В рамках стратегии развития АПК осуществляется формирование условий для роста человеческого капитала, модернизации инфраструктуры и институциональной среды, привлечения инвестиций и расширения рынков сбыта. Предпринимаются меры по развитию сельских территорий, агро- и экотуризма и других альтернативных форм занятости, а также формированию эффективного агропромышленного кластера, направленного на высококачественное производство и создание добавленной стоимости.
В целом, прогресс аграрного сектора позиционируется как основа для социального развития сельских территорий в стратегической перспективе, обеспечивая население жильем и современными социальными благами.
Республике Татарстан находится в районе с повышенными рисками аграрной деятельности, в связи с чем, Министерство сельского хозяйства и продовольствия региона активно работает над снижением влияния неблагоприятных природных условий на сферу растениеводства.
С целью предотвращения истощения почвы, начиная с 2017 года, реализуется инициатива по увеличению использования минеральных удобрений. Также активно используются методы биологического земледелия.
Осуществляется дополнительное мелиоративное вмешательство на значительной части аграрных земель, особенно в зонах, где выращиваются картофель и овощи. В настоящее время на аграрных предприятиях республики функционируют 318 единиц оросительного оборудования, общая площадь орошаемых угодий достигает 28 тысяч гектаров. Было восстановлено и снова введено в эксплуатацию 356 гидротехнических объектов. В текущем году запланировано ввести в строй 3,5 тысячи гектаров орошаемых земель и провести реконструкцию 53 гидротехнических объектов. [10, с. 132]
Для сокращения эрозии сельскохозяйственных угодий, в соответствии с планом по уменьшению антропогенного воздействия, предусмотрено создание защитных лесополос в оврагах и балках на общей площади 1000 гектаров.
Также в республике поставлена задача проведения двукратной обработки полей для предотвращения распространения сорняков, болезней и вредителей сельскохозяйственных культур. В этом контексте Татарский институт повышения квалификации кадров в агробизнесе проводит специализированные обучающие программы для агрономов региона, нацеленные на решение проблем в этой области, эффективное планирование защиты урожая и выбор подходящих средств защиты.
Государственные финансовые вложения в АПК Республики Татарстан за 2022 год представлены в таблице 1.
Таблица 1. Государственные финансовые вложения в АПК Республики Татарстан за 2022 год
Направление финансовых вложений |
Величина вложений, млрд.руб. |
Государственная поддержка агропромышленного комплекса |
13,2 (темп изменения - 106,5 %) |
28 сельскохозяйственных проектов с государственным участием |
5,3 |
37 сельскохозяйственных проектов с региональным участием |
8,0 |
19 проектов по совершенствованию растениеводства и мелиорации территорий |
4,3 |
Ожидается, что выполнение стратегического плана в Республике Татарстан принесет следующие результаты: [1, с. 42]
- рост производства аграрных продуктов во всех категориях хозяйств (с учетом стабилизированных цен) на уровне 2,5% ежегодно, с увеличением объемов в области растениеводства на 3,0% и животноводства на 2,0%;
- рост коэффициента занятости среди сельского населения до 85,0%;
- сокращение числа убыточных сельскохозяйственных предприятий до 10,0% от их общего количества;
- гарантирование ежегодного роста средней месячной зарплаты на 15,0%;
- достижение 40% доли добавленной стоимости в общем объеме производства товаров и услуг;
- повышение доли прибыли в структуре добавленной стоимости до 20%;
- годовой прирост количества высокопроизводительных рабочих мест на 10,0% и рост производительности труда на 15,0%.
Таким образом, выполнение стратегии позитивно отразится на структуре агропромышленного комплекса региона и на развитии территорий, способствуя улучшению благосостояния населения через создание и развитие конкурентоспособных аграрных производств.
Вместе с тем, текущая ситуация в АПК Татарстана характеризуется потребностью в доработке экономических стратегий для стимулирования развития аграрных субъектов на региональном уровне, а также в усилении роли государственного вмешательства через специализированные целевые программы.
В частности, для повышения эффективности инвестиций государства в АПК республики, необходимо обновить методы определения потенциала рынка продукции, производимой частными сельскохозяйственными хозяйствами, учитывая разнообразие потребительских групп в зависимости от их доходов, мест проживания и других факторов, включая потребности домашних животных. Эти аспекты можно эффективно анализировать через панельные исследования и статистику бюджетов семей. [8, с. 61]
Существенную роль в решении проблем доступности кредитования для частных аграрных хозяйств сегодня может сыграть формирование многоуровневых кооперативов в сельскохозяйственной сфере. Многие малые сельхозпроизводители не могут самостоятельно обеспечить доступ к инвестиционным кредитам или эффективно реализовать свою продукцию, что снижает их доходность. Современная практика показывает, что объединение усилий через создание совместных кредитных, поставочных, перерабатывающих, распределительных, обслуживающих и других видов кооперативов может оптимизировать процесс кредитования и сбыта продукции и повысить эффективность государственной поддержки.
Применение программно-целевого подхода в управлении отдельными аспектами агропромышленного развития осуществляется через соответствующие ведомственные и региональные программы. В контексте многообразия этих программ возникают сложности в оценке всесторонней эффективности аграрного сектора на региональном уровне. Для решения данных проблем предлагается систематизировать целевые программы для развития разных сфер сельского хозяйства, аналогично представлению программ инновационного развития на соответствующих веб-платформах, обеспечивая ясность в иерархии целей и задач этих программ, что является ключевым атрибутом программно-целевого подхода. [11, с. 38]
В процессе контроля за выполнением программных инициатив по развитию АПК в Республике Татарстан, эффективность программ оценивается как степень достижения установленных результатов при условии рационального использования ресурсов, что отличается от современного экономического понятия результативности. Для оценки достижения поставленных целей используются следующие критерии:
- сопоставление планируемых и реальных данных по ключевым показателям задач и подпрограмм;
- анализ соответствия проведения мероприятий плану программы, в том числе соблюдение установленных сроков и реализация ожидаемых результатов;
- сравнение планируемых и фактических объемов финансирования деятельности в рамках программы и её подпрограмм.
В российском контексте, текущие методы оценки эффективности использования программно-целевого подхода в агросекторе часто опускают расчет прямой экономической отдачи. В АПК этот экономический эффект может быть выражен в виде общего увеличения прибыльности аграрных предприятий, что достигается за счет снижения издержек и увеличения доходов. Это может происходить через повышение производительности труда, оптимизацию процессов, включая документооборот, а также учет других уникальных особенностей работы аграрных организаций. Кроме этого, важно оценить и социально-экологическую выгоду.
В международных отчетах часто приводятся примеры оценки экономической выгоды от применения программно-целевого подхода в сельскохозяйственной сфере. Например, отчет Министерства сельского хозяйства США год показал значительную экономическую выгоду от внедрения интегрированной системы электронных закупок, составившую более 8 миллионов долларов.
В российском региональном сельском хозяйстве существует проблема замедленного обновления законодательной и методической базы. Примером этому служит Федеральный закон "Об электронной подписи", который был принят только в апреле 2011 года, через 11 лет после начала реализации программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Такая задержка затрудняет обеспечение эффективности государственных программ и инициатив. [5, с. 58]
Для усовершенствования методов оценки результатов таких целевых программ предлагается внести коррективы в показатели их выполнения, адаптируя их к текущим условиям и обеспечивая более гибкий подход к оценке их эффективности.
В контексте использования современных механизмов повышения эффективности инвестиций государства в АПК Республики Татарстан, ключевыми моментами являются:
- разработка интегрированной системы для анализа итогов целевых программ на разных уровнях, обеспечивающей всесторонний обзор достигнутых результатов;
- введение четкого разграничения между критериями эффективности и показателями результативности в рамках этих программ;
- усовершенствование процессов актуализации нормативно-правовой базы для лучшей правовой поддержки;
- определение отдельных целевых индикаторов для внедрения технологий отечественного и зарубежного производства.
Дополнительные организационные меры для повышения эффективности инвестиций государства в АПК Республики Татарстан включают: [9, с. 138]
- Гарантирование полного финансирования деятельности, определенной в региональных целевых программах, включая внедрение обязательных положений о бюджетных ассигнованиях в правительственных документах.
- Применение метода среднесрочного планирования в качестве ключевого компонента для управления бюджетными процессами, что предполагает прогнозирование доходов и расходов не только на следующий год, но и на более длительный период.
- Создание координационного центра для гармонизации политики различных государственных органов в отношении разработки и реализации целевых программ, что поможет предотвратить несогласованные действия и избыток программ, превышающих финансовые и ресурсные возможности.
Для роста эффективности целевых аграрных программ в Татарстане, предлагаются следующие меры: [3, с. 139]
- внедрение процедуры общественного контроля и оценки деятельности региональных аграрных программ, основанной на систематическом сборе информации через опросы населения в сельских районах республики;
- организация всестороннего обзора и оценки действующих программ по развитию сельского хозяйства, с установлением критериев для возможного прекращения или приостановки финансирования неэффективных проектов;
- расширение возможности местного самоуправления и районных администраций в инициировании и утверждении новых региональных программ в сельскохозяйственной сфере, укрепляя тем самым их роль в процессе разработки и реализации программ.
Помимо этого, для повышения эффективности использования государственных инвестиций в сельском хозяйстве рекомендуется: [6, с. 9]
- создать и поддерживать обширную информационную базу, охватывающую ключевые аспекты распределения господдержки в аграрной сфере по муниципалитетам и сельскохозяйственным предприятиям;
- реализовать специализированные программы для управленческого учета с целью обеспечения полноценного анализа и оценки эффективности расходования государственных средств в агропромышленном комплексе Татарстана.
- создать специализированный раздел на сайте Минсельхоза РТ для укрепления прозрачности в управлении бюджетными средствами. Этот раздел должен содержать всестороннюю информацию, включая подробные отчеты о распределении и использовании средств по различным критериям (направления, районы и конкретные агроорганизации), с учетом стоимости и других важных показателей. Это даст возможность полноценного анализа и оценки эффективности выделенных государством субсидий для поддержки сельскохозяйственных предприятий;
- важно также разработать систему гибкого финансирования приобретения сельскохозяйственной техники в Татарстане. Уровень компенсации затрат на покупку техники может изменяться в зависимости от ряда факторов, например, уровень оснащенности предприятия оборудованием или социальная значимость агроорганизации;
- рекомендуется внедрить стратегии кратко-, средне- и долгосрочного планирования и прогнозирования в деятельность сельскохозяйственных предприятий Татарстана. Это позволит более точно определить потребности в государственных средствах и повысить эффективность их использования.
В итоге, предложенные рекомендации позволят сформировать эффективную систему мониторинга расхода бюджетных средств и улучшить процесс финансирования аграрного сектора в Татарстане. Их реализация будет способствовать развитию процессов ведения агропромышленного комплекса и гармоничному развитию отрасли на долгосрочную перспективу.
1. Валиуллина, Д. А. Оценка оснащенности основными средствами производства сельскохозяйственных предприятий республики Татарстан / Д. А. Валиуллина, И. Ш. Мадышев, Г. И. Вагазова // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2020. - Т. 241, № 1. - С. 39-43.
2. Газимова, З. Х. Анализ состояния кадрового потенциала сельского хозяйства Республики Татарстан вусловиях цифровизации / З. Х. Газимова, Л. А. Галиуллина // Аллея науки. - 2021. - Т. 1, № 1(52). - С. 97-100.
3. Гришина, М. П. Градостроительные задачи развития современных сельских поселений на примере Нижнего Услона (Республика Татарстан, Россия) / М. П. Гришина, А. Т. Хамидуллина // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2020. - № 4(54). - С. 134-143.
4. Егоров, Д. О. Пространственное сжатие и поляризация сельского пространства Республики Татарстан на фоне депопуляции населения / Д. О. Егоров // Региональные исследования. - 2020. - № 4(70). - С. 32-45.
5. Ибрагимова, Р. М. Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Республики Татарстан - назревшая проблема / Р. М. Ибрагимова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2022. - № 5. - С. 55-59.
6. Набиева, А. Р. Развитие материальной инфраструктуры сельских территорий Республики Татарстан / А. Р. Набиева // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2020. - № 3. - С. 3-13.
7. Романов, А. Н. Индикаторы и мультипликаторы рынка земли сельскохозяйственного назначения на примере Республики Татарстан / А. Н. Романов // Экономика сельского хозяйства России. - 2023. - № 5. - С. 21-27.
8. Сафин, М. И. Управление ресурсной базой сельского хозяйства в Республике Татарстан / М. И. Сафин, Н. И. Морозова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - Т. 5, № 11(119). - С. 57-63.
9. Файзрахманов, Д. И. Инвестиции как драйвер роста сельскохозяйственной отрасли (на примере Республики Татарстан) / Д. И. Файзрахманов, Л. Ф. Хазеев // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2021. - Т. 16, № 4(64). - С. 136-139.
10. Хайдарова, Г. Г. Организационно-экономический механизм развития сельских территорий в Республике Татарстан / Г. Г. Хайдарова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2023. - Т. 3, № 3(135). - С. 127-135.
11. Шарипов, С. А. Институциональная среда конкурентоспособного агропромышленного комплекса как фактор устойчивого развития сельских территорий (на примере Республики Татарстан) / С. А. Шарипов, Н. Л. Титов, Г. А. Харисов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2023. - № 5. - С. 35-39.
12. Шарипов, С. А. Обеспечение конкурентных преимуществ сельскохозяйственных формирований АПК Республики Татарстан в условиях инновационного развития экономики / С. А. Шарипов, Н. Л. Титов, Г. А. Харисов // АПК: экономика, управление. - 2023. - № 2. - С. 52-58.
13. Хайруллина, Е.Г. Стратегия инновационного развития сельскохозяйственных организаций // В сборнике: Развитие АПК и сельских территорий в условиях модернизации экономики. Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения д.э.н., профессора Н.С. Каткова. 2018. С. 222-224.