FACTORS AND MECHANISMS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF STATE INVESTMENTS IN THE AGRICULTURAL COMPLEX OF THE REGION (BASED ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The transformation of the domestic agro-industrial complex to sustainable functioning is impossible without increased government support. Available experience and theoretical studies indicate that agriculture is particularly sensitive to the negative impacts of various external factors. In this context, it becomes important to strengthen the role of public administration in stimulating the development of the agricultural sector. The main task of state agricultural policy is the formation of a competitive agro-industrial complex that ensures food security and expands the export of agricultural products. However, recent measures taken in the regions of Russia to regulate the agricultural sector often turn out to be disjointed and ineffective. This situation emphasizes the need for in-depth research to improve the efficiency of public investment in the agro-industrial complex and develop a regional agri-food policy that will correspond to modern economic conditions and effectively influence the development of the agricultural sector in the region. The object of research is the agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan. The purpose of the study is to determine the most significant factors and mechanisms aimed at increasing the efficiency of state investments in the agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan. Research methods – analysis and synthesis, research of economic and legal documents, abstract-logical, statistical. The scientific novelty of the research is the characteristics of current strategic measures of investment support for the agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan from the state, the formulation of factors and mechanisms aimed at increasing the efficiency of the implementation of these measures.

Keywords:
economic development, agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan, increasing the efficiency of investments, innovations in the agro-industrial complex, food security, import substitution, sanctions policy
Text

Для адаптации аграрного сектора экономики России к устойчивым трендам необходимо активное вмешательство государства, учитывая, что агропромышленный комплекс является одновременно проблемным элементом в экономической структуре страны и ключевой отраслью, влияющей на её экономическую стабильность. В контексте рыночной концепции, устойчивость экономики страны напрямую зависит от степени конкурентоспособности аграрного сектора, при этом низкий ее уровень повышает риски для национальной безопасности. [2, с. 98]

Особенности аграрного сектора в регионах России обусловлены конкурентной борьбой между сельскохозяйственными производителями. Низкая конкурентоспособность некоторых регионов требует особого внимания оценки ее уровня в условиях регионального аграрного производства.

Для укрепления конкурентных позиций аграрного сектора необходимо создание благоприятных условий и механизмов для его развития, которые включают: обновление материально-технической базы через развитие машиностроения; решение проблем землевладения и землепользования, ориентированных на запросы сельского населения; расширение доступа к государственной поддержке для всех участников аграрного сектора; стимулирование развития сельских территорий и уменьшение разрыва в уровне данного развития. [7, с. 26]

Республика Татарстан выделяется среди регионов РФ благодаря сочетанию развитой промышленности и масштабного сельскохозяйственного производства, что позволяет ей удерживать лидирующие позиции по основным макроэкономическим показателям.

Ретроспективный анализ показал, что до 2014 года, мировая экономика была ориентирована на интеграцию и взаимодействие, однако с введением экономических санкций против России со стороны развитых государств, страна переключила свой фокус на развитие внутренних региональных рынков. Санкции 2022 года являлись значительно более масштабными, но, предпринятые ранее меры правительства РФ способствованию существенному снижению их влияния на аграрный сектор. В частности, правительство РФ выделило на развитие АПК более 0,5 трлн рублей, что значительно превышает первоначальные планы. Эти инвестиции будут направлены на дальнейшее развитие сельского хозяйства и предоставляться в форме различных финансовых программ. [4, с. 39]

Стратегия развития АПК в Татарстане фокусируется на укреплении социально-экономического потенциала городов и районов региона, улучшении конкурентоспособности аграрного сектора, включая производство высококачественной продукции и генерацию добавленной стоимости. Для реализации этих целей ставятся следующие задачи:

  • рост объемов производства конкурентоспособной продукции аграрного сектора;
  • повышение объемов переработки сельскохозяйственного сырья;
  • повышение разнообразия выпускаемых товаров и обеспечение высокого качества на всех этапах производства.

Ключевые долгосрочные цели развития Республики Татарстан включают обеспечение надежности продовольственного сектора, что означает усиление внутреннего производства ключевых продуктов сельского хозяйства. Также можно выделить акцент на инновационных разработках и внедрении передовых технологий, что включает элементы био- и нанотехнологий. В качестве основного фактора выступает синергия действий в агропромышленном комплексе, гармонизация производственных и маркетинговых стратегий, а также развитие кооперативных связей в рамках кластера.

Важными направлениями в данной области являются стимулирование бизнес-инициатив, с упором на малый и средний бизнес, и продвижение продукции на рынках с высокой прибыльностью. Особое внимание уделяется работе с розничными сетями, развитию экологически чистого сельского хозяйства на основе комплексного агроэкологического подхода и усилению сельскохозяйственного машиностроения.

В числе приоритетов также стоят модернизация материально-технической базы и улучшение энергетической эффективности, совершенствование использования аграрных земель и увеличение их продуктивности, постепенное расширение объема переработки сельскохозяйственного сырья, обеспечение конкурентоспособности аграрной продукции путем расширения ассортимента и поддержания высоких стандартов качества на всех этапах производства. [12, с. 56]

В рамках стратегии развития АПК осуществляется формирование условий для роста человеческого капитала, модернизации инфраструктуры и институциональной среды, привлечения инвестиций и расширения рынков сбыта. Предпринимаются меры по развитию сельских территорий, агро- и экотуризма и других альтернативных форм занятости, а также формированию эффективного агропромышленного кластера, направленного на высококачественное производство и создание добавленной стоимости.

В целом, прогресс аграрного сектора позиционируется как основа для социального развития сельских территорий в стратегической перспективе, обеспечивая население жильем и современными социальными благами.

Республике Татарстан находится в районе с повышенными рисками аграрной деятельности, в связи с чем, Министерство сельского хозяйства и продовольствия региона активно работает над снижением влияния неблагоприятных природных условий на сферу растениеводства.

С целью предотвращения истощения почвы, начиная с 2017 года, реализуется инициатива по увеличению использования минеральных удобрений. Также активно используются методы биологического земледелия.

Осуществляется дополнительное мелиоративное вмешательство на значительной части аграрных земель, особенно в зонах, где выращиваются картофель и овощи. В настоящее время на аграрных предприятиях республики функционируют 318 единиц оросительного оборудования, общая площадь орошаемых угодий достигает 28 тысяч гектаров. Было восстановлено и снова введено в эксплуатацию 356 гидротехнических объектов. В текущем году запланировано ввести в строй 3,5 тысячи гектаров орошаемых земель и провести реконструкцию 53 гидротехнических объектов. [10, с. 132]

Для сокращения эрозии сельскохозяйственных угодий, в соответствии с планом по уменьшению антропогенного воздействия, предусмотрено создание защитных лесополос в оврагах и балках на общей площади 1000 гектаров.

Также в республике поставлена задача проведения двукратной обработки полей для предотвращения распространения сорняков, болезней и вредителей сельскохозяйственных культур. В этом контексте Татарский институт повышения квалификации кадров в агробизнесе проводит специализированные обучающие программы для агрономов региона, нацеленные на решение проблем в этой области, эффективное планирование защиты урожая и выбор подходящих средств защиты.

Государственные финансовые вложения в АПК Республики Татарстан за 2022 год представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Государственные финансовые вложения в АПК Республики Татарстан за 2022 год

Направление финансовых вложений

Величина вложений, млрд.руб.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса

13,2 (темп изменения - 106,5 %)

28 сельскохозяйственных проектов с государственным участием

5,3

37 сельскохозяйственных проектов с региональным участием

8,0

19 проектов по совершенствованию растениеводства и мелиорации территорий

4,3

 

Ожидается, что выполнение стратегического плана в Республике Татарстан принесет следующие результаты: [1, с. 42]

  • рост производства аграрных продуктов во всех категориях хозяйств (с учетом стабилизированных цен) на уровне 2,5% ежегодно, с увеличением объемов в области растениеводства на 3,0% и животноводства на 2,0%;
  • рост коэффициента занятости среди сельского населения до 85,0%;
  • сокращение числа убыточных сельскохозяйственных предприятий до 10,0% от их общего количества;
  • гарантирование ежегодного роста средней месячной зарплаты на 15,0%;
  • достижение 40% доли добавленной стоимости в общем объеме производства товаров и услуг;
  • повышение доли прибыли в структуре добавленной стоимости до 20%;
  • годовой прирост количества высокопроизводительных рабочих мест на 10,0% и рост производительности труда на 15,0%.

Таким образом, выполнение стратегии позитивно отразится на структуре агропромышленного комплекса региона и на развитии территорий, способствуя улучшению благосостояния населения через создание и развитие конкурентоспособных аграрных производств.

Вместе с тем, текущая ситуация в АПК Татарстана характеризуется потребностью в доработке экономических стратегий для стимулирования развития аграрных субъектов на региональном уровне, а также в усилении роли государственного вмешательства через специализированные целевые программы.

В частности, для повышения эффективности инвестиций государства в АПК республики, необходимо обновить методы определения потенциала рынка продукции, производимой частными сельскохозяйственными хозяйствами, учитывая разнообразие потребительских групп в зависимости от их доходов, мест проживания и других факторов, включая потребности домашних животных. Эти аспекты можно эффективно анализировать через панельные исследования и статистику бюджетов семей. [8, с. 61]

Существенную роль в решении проблем доступности кредитования для частных аграрных хозяйств сегодня может сыграть формирование многоуровневых кооперативов в сельскохозяйственной сфере. Многие малые сельхозпроизводители не могут самостоятельно обеспечить доступ к инвестиционным кредитам или эффективно реализовать свою продукцию, что снижает их доходность. Современная практика показывает, что объединение усилий через создание совместных кредитных, поставочных, перерабатывающих, распределительных, обслуживающих и других видов кооперативов может оптимизировать процесс кредитования и сбыта продукции и повысить эффективность государственной поддержки.

Применение программно-целевого подхода в управлении отдельными аспектами агропромышленного развития осуществляется через соответствующие ведомственные и региональные программы. В контексте многообразия этих программ возникают сложности в оценке всесторонней эффективности аграрного сектора на региональном уровне. Для решения данных проблем предлагается систематизировать целевые программы для развития разных сфер сельского хозяйства, аналогично представлению программ инновационного развития на соответствующих веб-платформах, обеспечивая ясность в иерархии целей и задач этих программ, что является ключевым атрибутом программно-целевого подхода. [11, с. 38]

В процессе контроля за выполнением программных инициатив по развитию АПК в Республике Татарстан, эффективность программ оценивается как степень достижения установленных результатов при условии рационального использования ресурсов, что отличается от современного экономического понятия результативности. Для оценки достижения поставленных целей используются следующие критерии:

  • сопоставление планируемых и реальных данных по ключевым показателям задач и подпрограмм;
  • анализ соответствия проведения мероприятий плану программы, в том числе соблюдение установленных сроков и реализация ожидаемых результатов;
  • сравнение планируемых и фактических объемов финансирования деятельности в рамках программы и её подпрограмм.

В российском контексте, текущие методы оценки эффективности использования программно-целевого подхода в агросекторе часто опускают расчет прямой экономической отдачи. В АПК этот экономический эффект может быть выражен в виде общего увеличения прибыльности аграрных предприятий, что достигается за счет снижения издержек и увеличения доходов. Это может происходить через повышение производительности труда, оптимизацию процессов, включая документооборот, а также учет других уникальных особенностей работы аграрных организаций. Кроме этого, важно оценить и социально-экологическую выгоду.

В международных отчетах часто приводятся примеры оценки экономической выгоды от применения программно-целевого подхода в сельскохозяйственной сфере. Например, отчет Министерства сельского хозяйства США год показал значительную экономическую выгоду от внедрения интегрированной системы электронных закупок, составившую более 8 миллионов долларов.

В российском региональном сельском хозяйстве существует проблема замедленного обновления законодательной и методической базы. Примером этому служит Федеральный закон "Об электронной подписи", который был принят только в апреле 2011 года, через 11 лет после начала реализации программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Такая задержка затрудняет обеспечение эффективности государственных программ и инициатив. [5, с. 58]

Для усовершенствования методов оценки результатов таких целевых программ предлагается внести коррективы в показатели их выполнения, адаптируя их к текущим условиям и обеспечивая более гибкий подход к оценке их эффективности.

В контексте использования современных механизмов повышения эффективности инвестиций государства в АПК Республики Татарстан, ключевыми моментами являются:

  • разработка интегрированной системы для анализа итогов целевых программ на разных уровнях, обеспечивающей всесторонний обзор достигнутых результатов;
  • введение четкого разграничения между критериями эффективности и показателями результативности в рамках этих программ;
  • усовершенствование процессов актуализации нормативно-правовой базы для лучшей правовой поддержки;
  • определение отдельных целевых индикаторов для внедрения технологий отечественного и зарубежного производства.

Дополнительные организационные меры для повышения эффективности инвестиций государства в АПК Республики Татарстан включают: [9, с. 138]

  1. Гарантирование полного финансирования деятельности, определенной в региональных целевых программах, включая внедрение обязательных положений о бюджетных ассигнованиях в правительственных документах.
  2. Применение метода среднесрочного планирования в качестве ключевого компонента для управления бюджетными процессами, что предполагает прогнозирование доходов и расходов не только на следующий год, но и на более длительный период.
  3. Создание координационного центра для гармонизации политики различных государственных органов в отношении разработки и реализации целевых программ, что поможет предотвратить несогласованные действия и избыток программ, превышающих финансовые и ресурсные возможности.

Для роста эффективности целевых аграрных программ в Татарстане, предлагаются следующие меры: [3, с. 139]

  • внедрение процедуры общественного контроля и оценки деятельности региональных аграрных программ, основанной на систематическом сборе информации через опросы населения в сельских районах республики;
  • организация всестороннего обзора и оценки действующих программ по развитию сельского хозяйства, с установлением критериев для возможного прекращения или приостановки финансирования неэффективных проектов;
  • расширение возможности местного самоуправления и районных администраций в инициировании и утверждении новых региональных программ в сельскохозяйственной сфере, укрепляя тем самым их роль в процессе разработки и реализации программ.

Помимо этого, для повышения эффективности использования государственных инвестиций в сельском хозяйстве рекомендуется: [6, с. 9]

  • создать и поддерживать обширную информационную базу, охватывающую ключевые аспекты распределения господдержки в аграрной сфере по муниципалитетам и сельскохозяйственным предприятиям;
  • реализовать специализированные программы для управленческого учета с целью обеспечения полноценного анализа и оценки эффективности расходования государственных средств в агропромышленном комплексе Татарстана.
  • создать специализированный раздел на сайте Минсельхоза РТ для укрепления прозрачности в управлении бюджетными средствами. Этот раздел должен содержать всестороннюю информацию, включая подробные отчеты о распределении и использовании средств по различным критериям (направления, районы и конкретные агроорганизации), с учетом стоимости и других важных показателей. Это даст возможность полноценного анализа и оценки эффективности выделенных государством субсидий для поддержки сельскохозяйственных предприятий;
  • важно также разработать систему гибкого финансирования приобретения сельскохозяйственной техники в Татарстане. Уровень компенсации затрат на покупку техники может изменяться в зависимости от ряда факторов, например, уровень оснащенности предприятия оборудованием или социальная значимость агроорганизации;
  • рекомендуется внедрить стратегии кратко-, средне- и долгосрочного планирования и прогнозирования в деятельность сельскохозяйственных предприятий Татарстана. Это позволит более точно определить потребности в государственных средствах и повысить эффективность их использования.

В итоге, предложенные рекомендации позволят сформировать эффективную систему мониторинга расхода бюджетных средств и улучшить процесс финансирования аграрного сектора в Татарстане. Их реализация будет способствовать развитию процессов ведения агропромышленного комплекса и гармоничному развитию отрасли на долгосрочную перспективу.

References

1. Valiullina, D. A. Assessment of the equipment of the main means of production of agricultural enterprises of the Republic of Tatarstan / D. A. Valiullina, I. Sh. Madyshev, G. I. Vagazova // Scientific notes of the Kazan State Academy of Veterinary Medicine named after. N.E. Bauman. - 2020. - T. 241, No. 1. - P. 39-43.

2. Gazimova, Z. Kh. Analysis of the state of human resources in agriculture of the Republic of Tatarstan under the conditions of digitalization / Z. Kh. Gazimova, L. A. Galiullina // Alley of Science. - 2021. - T. 1, No. 1(52). - pp. 97-100.

3. Grishina, M.P. Urban planning tasks of the development of modern rural settlements on the example of Nizhny Uslon (Republic of Tatarstan, Russia) / M.P. Grishina, A.T. Khamidullina // News of the Kazan State University of Architecture and Civil Engineering. - 2020. - No. 4(54). - pp. 134-143.

4. Egorov, D. O. Spatial compression and polarization of the rural space of the Republic of Tatarstan against the background of depopulation / D. O. Egorov // Regional studies. - 2020. - No. 4(70). - P. 32-45.

5. Ibragimova, R. M. Increasing the financial stability of agricultural organizations of the Republic of Tatarstan is an urgent problem / R. M. Ibragimova // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2022. - No. 5. - P. 55-59.

6. Nabieva, A. R. Development of the material infrastructure of rural areas of the Republic of Tatarstan / A. R. Nabieva // Fundamental and applied studies of the cooperative sector of the economy. - 2020. - No. 3. - P. 3-13.

7. Romanov, A. N. Indicators and multipliers of the market for agricultural land on the example of the Republic of Tatarstan / A. N. Romanov // Russian Agricultural Economics. - 2023. - No. 5. - P. 21-27.

8. Safin, M. I. Management of the resource base of agriculture in the Republic of Tatarstan / M. I. Safin, N. I. Morozova // Economics and management: problems, solutions. - 2021. - T. 5, No. 11(119). - pp. 57-63.

9. Faizrakhmanov, D. I. Investments as a driver of growth in the agricultural industry (on the example of the Republic of Tatarstan) / D. I. Faizrakhmanov, L. F. Khazeev // Bulletin of the Kazan State Agrarian University. - 2021. - T. 16, No. 4(64). - pp. 136-139.

10. Khaidarova, G. G. Organizational and economic mechanism for the development of rural territories in the Republic of Tatarstan / G. G. Khaidarova // Economics and management: problems, solutions. - 2023. - T. 3, No. 3(135). - pp. 127-135.

11. Sharipov, S. A. Institutional environment of the competitive agro-industrial complex as a factor in the sustainable development of rural areas (on the example of the Republic of Tatarstan) / S. A. Sharipov, N. L. Titov, G. A. Kharisov // Economics of agricultural and processing enterprises . - 2023. - No. 5. - P. 35-39.

12. Sharipov, S. A. Ensuring competitive advantages of agricultural formations of the agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan in the conditions of innovative economic development / S. A. Sharipov, N. L. Titov, G. A. Kharisov // Agro-industrial complex: economics, management. - 2023. - No. 2. - P. 52-58.

13. Khairullina, E.G. Strategy for innovative development of agricultural organizations // In the collection: Development of the agro-industrial complex and rural areas in the context of economic modernization. Materials of the I International Scientific and Practical Conference dedicated to the 90th anniversary of the birth of Doctor of Economics, Professor N.S. Katkova. 2018. pp. 222-224.


Login or Create
* Forgot password?