РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дана оценка уровня самообеспечения России основными продовольственными продуктами и их экономической доступности. Показана роль пищевой и перерабатывающей промышленности в достижении продовольственной независимости. Представлен анализ производства и потребления продуктов питания, а также основных показателей развития отрасли за пятилетний период (2017-2021 гг.). Перечислены основные проблемы, имеющиеся в этих областях. Отмечено, что их решение требует более активного участия государственных институтов.

Ключевые слова:
продовольственная независимость, уровень самообеспечения продовольствием, экономическая доступность продуктов питания, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность
Текст

Введение. Обеспечение продовольственной безопасности относится к числу стратегических задач современной России. В последние годы для ее решения осуществлено множество мероприятий, включая формирование многоукладной экономики, увеличение бюджетной поддержки производителей сельхозпродукции и объемов кредитования пищевой и перерабатывающей промышленности, создание институтов, оказывающих информационную и консультационную поддержку предприятиям АПК. Однако, несмотря на это, степень актуальности рассматриваемой проблемы остается весьма высокой. Сложившаяся ситуация требует продолжения исследований в данной области с целью развития соответствующей научно-методической базы.  

Методы исследования. Методологической основой исследования послужили научные труды российских ученых [1-7], личные наработки авторов [8-10]. Информационную базу составили материалы Росстата, Минсельхоза России. При подготовке статьи использовались монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный и экспертный методы исследования.

Результаты. Главная миссия отечественного агропромышленного комплекса - обеспечение продовольственной безопасности страны. В дореформенный период попытки решения этой задачи предпринимались неоднократно. Наиболее масштабная среди них - принятие в 1982 году Продовольственной программы СССР на период до 1990 года [11]. Согласно ее целям, максимальную прибавку относительно 1980 года планировалось обеспечить по таким продуктам, как фрукты и ягоды (на 73,7%), растительное масло (50,0%), а также овощи и бахчевые (на 29,9%) (табл. 1).

 

Таблица 1 – Объемы потребления продуктов питания на душу населения, предусмотренные Продовольственной программой СССР, кг в год

 

Продукты

1980 г.

1985 г.

1990 г.

1990 г. к

1980 г, %

Картофель

109

115

110

100,9

Овощи и бахчевые

97

110

126

129,9

Фрукты и ягоды

38

49

66

173,7

Мясо и мясопродукты

58

62

70

120,7

Молоко и молочные продукты

314

318

330

105,1

Яйцо (шт.)

239

253

260

108,8

Рыба и рыбопродукты

17,6

18,7

19

107,9

Растительное масло

8,8

10,4

13,2

150,0

Сахар

44,4

44,9

45,5

102,5

Хлебопродукты

138

137

135

97,8

Источник: составлено авторами

 

Для достижения плановых показателей, предусмотренных в Продовольственной программе, предполагалось нарастить производственные мощности в сельском хозяйстве в 1,5 раза, в энергетической сфере - в 1,6 раза, увеличить объемы поставки отрасли минеральных удобрений - в 1,7 раза, осуществить ряд других мероприятий.

Наряду с этим, в аграрной политике был сделан акцент на рост продуктивности и отдачи от капвложений в сельском хозяйстве. Так, к 1990 году планировалось повысить производительность труда в отрасли в 1,5 раза, а выход сельхозпродукции с гектара - не менее чем на треть.

Согласно официальным данным, Продовольственная программа в основном была выполнена. Однако, судя по полкам продовольственных магазинов, обоснованность этого вызывала большие сомнения. Поэтому проблема совершенствования агропродовольственной политики в стране продолжала сохранять свою остроту.

Следующий этап решения продовольственной проблемы пришелся на период радикальных реформ 90-х годов прошлого столетия. На этот раз вместо обеспечения населения продукцией собственного производства в ее основе лежала идея удовлетворения потребности в ней преимущественно за счет зарубежных поставок. Такой подход привел к почти полному свертыванию бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, что способствовало обвальному падению объемов производства сельхозпродукции и чрезмерному усилению продовольственной зависимости России от ряда государств. С учетом громадного агропродовольственного потенциала страны такая политика, безусловно, являлась нерациональной. Понимание этого особенно утвердилось в органах власти после дефолта 1998 года, в результате чего сельскому хозяйству стало уделяться более пристальное внимание. Однако, несмотря на это, темпы прироста производства сельскохозяйственной продукции оказались явно недостаточными. В связи с этим Указом Президента России в 2010 году была принята Доктрина продовольственной безопасности РФ [12]. В отличие от Продовольственной программы СССР, она базировалась на иной идеологии, согласно которой на первое место ставилась продовольственная безопасность России. Для ее оценки в качестве критерия предусматривался удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов, наметив по нему пороговые значения в пределах 80-95%.

К 2020 году эти пороги частично удалось достигнуть. Однако нельзя было не учитывать, что принятый в Доктрине критерий не отражает в должной мере уровень продовольственной безопасности страны. Ведь доля продукции отечественного производства на внутреннем рынке могла находиться в отмеченных пределах, но в случае ее слабой конкурентоспособности она не пользовалась бы достаточным спросом со стороны населения. В результате продолжала бы сохраняться высокая степень зависимости страны от импортного продовольствия.

Очевидными являлись и другие недостатки Доктрины. В частности, то, что охваченный в ней перечень продуктов был неполным. Так, в нем отсутствовали некоторые виды продукции, в том числе фрукты и ягоды, потребление которых обязательно для обеспечения здоровья населения. В связи с указанными причинами назрела необходимость принятия нового варианта Доктрины продовольственной безопасности РФ, что было сделано в 2020 году [13]. В ней продовольственная независимость рассматривается иначе – в виде уровня самообеспечения страны наиболее актуальными видами сельхозпродукции и продовольствия. Рассчитывается данный показатель как отношение объема отечественного производства к объему внутреннего потребления, что в большей мере соответствует реальной сути продовольственной безопасности.

В новой Доктрине увеличен не только перечень продуктов, но и по ряду из них повышены пороговые значения (табл. 2).

 

Таблица 2 – Соотношение критериев, предусмотренных в Доктринах продовольственной безопасности РФ от 2010 и 2020 гг.

 

Продукты

Пороговое значение

в Доктрине, %

2020г.

 к 2010 г.,

п.п.

2010 г.

2020 г.

Зерно

95

95

0

Картофель

95

95

0

Овощи и бахчевые

-

90

х

Фрукты и ягоды

-

60

х

Мясо и мясопродукты

85

85

0

Молоко и молокопродукты

90

90

0

Рыба и рыбопродукты

80

85

5

Растительное масло

80

90

10

Сахар

80

90

10

Соль пищевая

85

85

0

Источник: составлено авторами

При этом в приведенной таблице обращает на себя внимание то, что самый низкий из них предусмотрен по фруктам и ягодам – 60%. Это означает, что по ним проблема обеспечения населения на основе собственного производства стоит особо остро.

О том, насколько в настоящее время уровень производства в России фруктов и ягод отстает от потребностей населения, следует судить, сравнивая принятые по ним рациональные нормы на одного человека с объемами производства и потребления. Так, согласно рекомендациям Минздрава России в расчете на душу населения следует потреблять в год 100 кг свежих фруктов и ягод, но по факту в 2021 году их приходилось только 63 кг. Этот показатель не обеспечивается и по большинству других продуктов: по картофелю, овощам и бахчевым, молоку и молокопродуктам (табл. 3).

 

Таблица 3 – Экономическая доступность и уровень самообеспечения

основными продуктами питания в России в 2021 году

 

Продукты

В расчете на душу

населения, кг

Уровень

 самообеспечения,  %

Экономическая доступность, %

рацион. норма

потреб

ления

по факту

факт

с учетом норм потребления

производство

потреб

ление

Картофель

90

125

84

88,7

89,7

93,3

Овощи и бахчевые

140

92

103

86,5

67,4

73,6

Фрукты и ягоды

100

27

63

44,4

29,6

63,0

Мясо и мясопродукты

73

78

78

99,7

106,0

106,8

Молоко и молокопродукты

325

222

241

84,3

63,8

74,2

Яйца, шт.

260

308

281

98,2

105,4

108,1

Источник: составлено авторами

Следует отметить, что недостаточная экономическая доступность продовольствия в основном является следствием низких доходов населения. Так, на зависимость потребления плодово-ягодной продукции от материального благополучия населения убедительно указывает тот факт, что в  домашних хозяйствах первой децильной группы с наименьшими располагаемыми ресурсами в среднем по стране на 1 члена семьи потребляется 40 кг фруктов и ягод, тогда как в десятой группе с наибольшими располагаемыми ресурсами – 96 кг. Из этого следует вывод, что в социально-экономической политике России, наряду с ростом объемов производства продовольствия, следует усилить акценты на повышении его экономической доступности путем принятия системы мер, направленных на увеличение доходов населения.

Как показывает анализ, в 2021 году уровень самообеспечения был выше порогового значения Доктрины продовольственной безопасности только по мясу и мясным продуктам, по другим же видам продукции этот показатель не достигнут. Так, по овощам и бахчевым, он ниже на 3 п.п., картофелю и молоку - на 6 п.п., фруктам и ягодам – на  16 п.п., то есть продовольственная независимость страны по этим видам продукции пока не обеспечена.

Как  уже отмечалось, в Доктрине продовольственной безопасности продовольственная независимость определена как уровень самообеспечения в процентах, рассчитываемый в виде отношения объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их внутреннего потребления и имеющий соответствующие пороговые значения. На наш взгляд, более точным было бы определение самообеспечения не по фактическому потреблению, а с учетом рациональных норм здорового питания. В этой связи проведенный нами расчет (табл. 3) показал, что уровень самоообеспечения по многим продуктам (овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, молоко и молокопродукты) ниже, чем принято считать.

Причем, в объемах потребления продовольствия значительная доля приходится на импорт. Так, в 2021 году более половины (59,4%) потребленных фруктов и овощей пришлось на импортную продукцию (табл. 4).

По молоку и молочным продуктам этот показатель составил 17,8%, овощам и бахчевым – 11,9%, картофелю и мясу – около 6%.

По сравнению с 2017 годом объем импорта снизился по всем видам продукции, наиболее значимо по мясу и мясопродуктам – на 43%.

При этом экспорт по ним вырос практически в 2 раза, что уравняло соотношение импорта и экспорта. По другим видам продукции этот показатель имеет следующие значения: по фруктам и ягодам превышение в 20 раз, молоку и молокопродуктам – 8 раз, овощам и бахчевым – 6 раз.

Таблица 4 – Ресурсы и использование основных видов продукции

в 2021 году  в России

 

Показатели

тыс. т

Яйца, млн шт.

Карто

фель

Овощи, бахчевые

Фрукты, ягоды

Мясо, мясопро  дукты

Молоко, молоко

продукты

Ресурсы

Запасы на начало года

13 716,4

6524,6

2058,1

1 032,2

2012,7

1 283,4

Производство

17 958,9

14927,8

4736,8

11 346,0

32339,6

44 893,5

Импорт

1 016,1

1987,5

6279,2

620,8

6889,5

1 740,2

Итого ресурсов

32 691,4

23439,9

13074,1

12 999,0

41241,8

47 917,1

Использование

Производственное потребление

6 857,7

1656,2

1380,8

31,9

3133,3

4 586,8

Потери

1 187,5

509,1

88,1

18,6

42,3

128,6

Экспорт

246,8

330,6

300,0

633,6

806,2

753,9

Личное потребление

12 212,4

15093,2

9193,9

11 324,8

35176,3

41 002,8

Запасы на конец года

12 187,0

5850,8

2111,3

990,1

2083,7

1 445,0

Изменения по сравнению с 2017 г., %

Производство

82,7

96,8

145,2

109,9

107,1

100,1

Импорт

75,6

74,4

94,0

57,2

98,4

103,6

Экспорт

100,2

133,3

142,2

206,1

132,7

101,0

Личное потребление

92,3

99,1

106,3

103,0

104,2

99,0

Источник: составлено авторами по данным Росстата

Как следует из таблицы 4, за анализируемый период самый заметный рост произошел в производстве фруктов и ягод (45,2%), а наименьший – в молочной и мясной отрасли – 7% и 10% соответственно. По картофелю и овощам был спад. Объем личного потребления по ним также снизился.

Таким образом, на потребление населением продуктов питания в соответствии с предусмотренными нормами влияют следующие факторы: уровень развития сельского хозяйства и пищевой и перерабатывающей промышленности; объемы их импорта; платежеспособность потребителей.

Принято считать, что основой агропромышленного комплекса является сельское хозяйство. Вместе с тем, в настоящее время огромную роль в его развитии играет пищевая и перерабатывающая промышленность, предоставляющая рабочие места почти одному миллиону человек, «каждый из которых  создает  5-6  рабочих мест  в сопряженных  обеспечивающих  и обслуживающих отраслях (без сельского хозяйства); за счет налоговых отчислений предприятиями данного сектора формируется 16,0% доходной части федерального и значительная доля региональных бюджетов» [14].

В соответствии с ОКВЭД-2 в состав пищевой промышленности входят следующие основные производства пищевой продукции: переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции; переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков; переработка и консервирование фруктов и овощей; производство растительных и животных масел и жиров; производство молочной продукции; производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности, крахмала и крахмалосодержащих продуктов; производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.

По данным Минсельхоза России (табл. 5) в 2021 в производстве пищевых продуктов было занято 2069 организаций, что на 9 единиц меньше, чем в 2017 году.

Таблица 5 - Прибыль до налогообложения

крупных и средних организаций, отнесенных ОКВЭД 2

к организациям, производящим пищевые продукты

 

Показатели

Число

организаций, ед.

2021 г. к 2017 г., %

Прибыль,

млрд руб.

2021 г. к 2017 г., %

2017 г.

2021 г.

2017 г.

2021 г.

Производство пищевых продуктов, всего

2078

2069

99,6

222,7

376,5

169,1

В том числе

Переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции

372

367

98,7

20,3

31,8

156,7

Переработка и консервирование

 рыбы, ракообразных и моллюсков

108

123

113,9

22,8

40,8

178,9

Переработка и консервирование фруктов и овощей

65

71

109,2

8,1

12,4

153,1

Переработка и консервирование

картофеля

3

10

333,3

0,8

5,3

662,5

Производство растительных и животных масел и жиров

95

86

90,5

3,0

3,7

123,3

Производство молочной продукции

385

389

101,0

36,2

36,2

100,0

Производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности

114

111

97,4

5,5

7,8

141,8

Производство сахара

69

67

97,1

4,9

46,2

942,9

 

Как показывают данные таблицы 5, указанное сокращение произошло в основном из-за недостатка сырьевой базы для переработки и консервирования мяса и мясной пищевой продукции, а также производства растительных и животных масел и жиров.

В 2021 году в целом по отрасли получена прибыль, которая за анализируемый период (с 2017 года) увеличилась на 69%. Наибольший ее рост отмечен в сфере переработки и консервирования картофеля – в 6 раз.

По данным Национального доклада о ходе и результатах реализации в 2021 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в отчетном году индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к 2017 г. составил 114,7% при установленном плановом значении 110% [15].

Вместе с тем, как следует из таблицы 6, не по всем видам продукции за исследуемый период произошел рост объемов производства.

 

Таблица 6 - Производство важнейших видов продовольствия в России

Виды продукции

2017 г.

2019 г.

2021 г.

2021 г. к 2017 г., %

Мясо и субпродукты – всего, тыс. т 

7790

8261

8828

113,3

Изделия колбасные, включая изделия колбасные для детского питания, тыс. т 

2255

2282

2448

108,6

Консервы мясные (мясосодержащие), включая консервы для детского питания, муб 

647

669

643

99,4

Масло сливочное, тыс. т 

270

269

283

104,8

Молоко жидкое обработанное, включая молоко для детского питания, тыс. т

5390

5378

5687

105,5

Молоко и сливки сухие сублимированные, тыс. т 

135

154

160

118,5

Сыры и продукты сырные, тыс. т 

648

721

847

130,7

Масла растительные нерафинированные

(включая кукурузное), тыс. т 

5735

6779

6743

117,6

Продукция маргариновая, тыс. т 

533

451

455

85,4

Сахар белый свекловичный, тыс. т 

6273

7264

5931

94,5

Плодоовощные консервы (без детского питания), муб 

5413

5629

6359

117,5

Продукция переработки фруктов и овощей для детского питания, муб

4412

4027

4812

109,1

Хлеб и хлебобулочные изделия, включая полуфабрикаты тыс. т 

6484

6245

6185

95,4

 

Так, по данным Минсельхоза России в 2021 году было получено от уровня  2017 года мясных консервов, включая детское питание  99,4%, хлеба и хлебобулочных изделий - 95,4%, сахара - 94,5%, маргариновой продукции - 85,4%.

Наибольший рост объемов производства за эти годы наблюдается по сыру и сырным продуктам (130,7%), молоку и сухим сублимированным сливкам (118,5%), растительному маслу (117,6%).

Несмотря на развитие рыночных отношений, пищевой и перерабатывающей промышленности пока не уделяется достаточного внимания, в связи с чем в ней накопилось немало проблем. Главная из них – отсталость используемых технологий и материальной базы. Так, по данным Росстата степень износа основных фондов в коммерческих организациях (без субъектов малого предпринимательства), производящих пищевые продукты, в 2020 году составила 51,6% против 46,7% в 2017 году; удельный вес полностью изношенных фондов превышает 15%. По мнению экспертов, например,  при переработке молока только 19% оборудования находится на среднемировом уровне, вследствие чего потери сырья достигают 30% [16].

В соответствии с «Планом мероприятий по импортозамещению в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2024 года»,  утверждённым приказом Минпромторга России  от 30 июля 2021 г. №2882, в 2024 году доля отечественного оборудования должна составить в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности 58%, хлебопекарной и кондитерской – 49%, молочной – 50%, мясной, в том числе птицеперерабатывающей – 36%. В 2020 году эти показатели равнялись соответственно 25%, 21%, 30% и 6% [17].

По отмеченному поводу заслуживает внимания мнение директора «Росспецмаша» А. Елизаровой, которая считает, что отрасль производства сельхозтехники и пищевого оборудования не может пребывать в состоянии какой-либо паузы. С ее точки зрения актуальными в этом плане являются следующие вызовы: «угроза остановки предприятий, поиск новых поставщиков узлов и комплектующих либо налаживания их производства на собственных площадках. Как никогда важна господдержка отрасли, однако уже в будущем году заметно уменьшится ее объем. Сокращаются субсидии для производителей сельхозтехники, позволяющие аграриям приобретать отечественную технику, пищевое оборудование с существенной скидкой» [18].

Учитывая необходимость технико-технологического перевооружения рассматриваемых отраслей, Правительство РФ начало принимать определенные меры в этом направлении. Так, для этих целей в 2021 году более чем в 2 раза были увеличены объемы кредитования предприятий, производящих пищевую продукцию. [19]. Вместе с тем нельзя не признавать, что уход из России известных фирм, являющихся мировыми лидерами в области пищевых технологий, может осложнить процесс технико-технологического переоснащения отечественных предприятий.

Наряду с этой проблемой, для обеспечения продовольственной безопасности России подлежат решению и многие другие. В их числе наращивание современных мощностей по производству и хранению продукции.

Заключение. Вышеизложенное свидетельствует, что проблема самообеспечения России большинством видов продовольствия продолжает оставаться весьма актуальной. Для ее решения потребуется осуществить в пищевой и перерабатывающей промышленности множество мероприятий технического и технологического характера, требующих финансовой, организационной, правовой поддержки со стороны государства.

В целом, ситуация, сложившаяся в сфере продовольственной безопасности страны, свидетельствуют о необходимости формирования агропродовольственной политики на принципиально новой платформе, обеспечивающей существенное ускорение темпов развития и полноценное использование продовольственного потенциала страны.

Список литературы

1. Гончаров В.Д., Сальников С.Г. Уровень зависимости России от импорта продовольствия и ресурсного обеспечения продовольственного комплекса // Инвестиции в России. 2022. № 10 (333). С. 16-22.

2. Коноваленко Л.Ю., Неменущая Л.А., Мишуров Н.П. и др. Технологическое развитие пищевой и перерабатывающей отраслей при реализации модели экологического нормирования агропромышленного комплекса с учетом концепции наилучших доступных технологий: аналит. обзор - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2022. - 136 с.

3. Ловчикова Е.И., Зверева Г.П., Волченкова А.С., Грудкина Т.И. Тенденции и тренды рынка пищевой и перерабатывающей промышленности в России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2022. № 6. С. 106-113.

4. Организационно-экономический механизм системного ведения и инновационного развития сельского хозяйства / Инновационные основы системного развития сельского хозяйства: стратегии, технологии, механизмы. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. С. 627-759.

5. Савватеев Е.В., Гаджимирзоев Г.И., Федосьина А.В., Бураев Ф.В. Российская пищевая промышленность и сельское хозяйство в условиях санкций - пути решения проблем и дальнейшего развития // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2022. № 6 (88). С. 65-74.

6. Серегин С.Н., Брагинец Ю.Н., Тактарова С.В. Переход к новой модели экономического развития пищевой и перерабатывающей промышленности России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2022. № 9 (91). С. 114-123.

7. Экономические аспекты развития пищевой отрасли в условиях им-портозамещения и цифровизации современной индустрии. - М.: Издатель-ство «Научный консультант», 2019. - 216 с.

8. Адуков Р.Х., Адукова А.Н. Продовольственная безопасность России: необходимость усиления социальной ориентированности государственно-го управления // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2021. № 4 (73). С. 90-99.

9. Заика С.Б. Совершенствование межотраслевого распределения средств господдержки как элемент организационно-экономического механизма эффективного функционирования молочного скотоводства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2018. № 9 (42). С. 60-66.

10. Суглобов А.Е., Адукова А.Н. Самообеспечение плодово-ягодной продукцией: состояние, проблемы, направления их решения // Экономика сельского хозяйства России. 2023. №9. С.54-63.

11. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации: материалы майского пленума ЦК КПСС 1982 года. М.: Изд-во полит. литературы, 1982. - 110 с.

12. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96953

13. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386

14. Концепция развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года / под ред. В.И. Нечаева. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 306 с.

15. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2021 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2022. - 158 с.

16. Неменущая Л. А. Анализ технического оснащения молокоперерабатывающих производств // Вестник Всероссийского научно-исследовательского института механизации животноводства. 2018. № 3(31). С. 34-36.

17. Приказ Минпромторга России от 30.07.2021 № 2882 «Об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://www.consultant.ru/

18. Комитет ТПП РФ по развитию АПК подвел итоги работы в 2022 году. URL: https://org.tpprf.ru/of/komagro/post-release/3872162/

19. Исследование «Производство продуктов питания и напитков России 2023 года». Информационное агентство «INFOLine». URL: https://infoline.spb.ru/


Войти или Создать
* Забыли пароль?