Россия
В научной статье представлены основные положения для организации эффективной системы мониторинга угроз экономической безопасности при реализации национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства. Представлены показатели эффективности по каждому федеральному проекту, позволившие сделать вывод о важности данного сегмента в структуре экономической системы страны. Представлены результаты реализации национального проекта по данным Генеральной прокуратуры, а также представлены организационные аспекты проведения мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в части получения ими мер поддержки со стороны государства. Сделан вывод о необходимости создания единого платформенного решения, позволяющего проводить трехуровневый мониторинг угроз экономической безопасности при реализации национального проекта, оценка которых должна коррелировать с запланированными показателями, а также выделены необходимые блоки в общей иерархической структуре, позволяющие не только проводить аналитические расчеты количественных и качественных показателей, но и предлагать варианты альтернативных мер по устранению угроз или снижению их масштабности проявления.
малое предпринимательство, мониторинг, национальный проект, предпринимательская инициатива, риск, угроза, факторы-дестимуляторы, федеральный проект, экономическая безопасность
Современное развитие отечественной экономики опирается на поступательную адаптацию субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) под требования внутренних потребителей, а также изменение конъюнктуры мирового рынка через необходимость диверсификации и развитие новых видов деятельности для обеспечения устойчивости. В данной связи происходит трансформация государственной политики через применение инструментов стимулирования предпринимательского сектора, а также сокращения мер регуляторного характера (например, снижение числа проверок различных органов, введение специальных налоговых режимов, льгот, субсидирования, выделения грантов в отдельных отраслях и т.д.) [4].
Указанные обстоятельства, а также действия недружественных стран по отношению к РФ предопределило оперативную корректировку паспорта национального проекта (НП) «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который объединил четыре федеральных проекта (ФП) (табл.1):
Таблица 1- Состав НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и показатели их эффективности [1]
№ п/п |
Название федерального проекта |
Показатели эффективности |
1 |
Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса (предакселерация) |
|
2 |
Поддержка самозанятых |
|
3 |
Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами |
|
4 |
Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства |
|
Рассматривая систематизированные в таблице сведения следует отметить амбициозность представленных итоговых параметров в разрезе каждого из разработанных НП. При этом, нельзя не заметить существенный объем выделяемых финансовых ресурсов, который в совокупности составит 481,4 млрд.руб. За последние года отмечено существенное развитие инфраструктуры для развития бизнеса, что подтверждают фактологические данные по открытию центров «Мой бизнес», технопарков, инновационных площадок. Постоянно совершенствуются программы по обеспечению доступности предпринимателей к различным инструментам финансирования своей деятельности, а также из года в год увеличиваются объемы государственных закупок, которые приходятся на субъекты МСП.
Наряду с положительными аспектами, нельзя не отметить и ряд негативных, которые оказывают непосредственное влияние на сроки достижения показателей эффективности в разрезе каждого из ФП. Например, по данным Генеральной прокуратуры, которые опубликованы в открытом виде, только за 2020 года при реализации НП было выявлено свыше 2000 преступлений, по результатам которых было принято ряд решений (рис.1).
Рис.1. Некоторые результаты реализации НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по результатам проверки Генеральной прокуратуры
Детальное ознакомление с каждым из паспортов ФП, входящих в НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также анализ имеющейся нормативно-правовой базы позволил нам синхронизировать основные угрозы, которые являются препятствием для получения прогнозных значений (рис.2).
Рис.2. Некоторые из угроз достижения плановых показателей НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
Следовательно, запланированные показатели темпов роста ВВП страны за счет активизации предпринимательского сектора экономики становятся априори не выполнимыми, что запускает цепочку взаимосвязанных негативных процессов и влечет угрозу экономической безопасности [10]. Прослеживается четкая поступательная связи с критериями национальной безопасности ввиду того обстоятельства, что субъекты МСП являются более мобильными, способными к быстрой адаптации к современным вызовам и угрозам, а также имеют ресурсы для разработки и внедрения инновационных решений.
Следует отметить, что в настоящее время проведение мониторинга за деятельностью субъектов МСП, получающих различного рода меры поддержки возложены на Федеральную корпорацию по развитию МСП с целью оценки их результативности.
Непосредственно организационный механизм осуществления мониторинга закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 1410 «О порядке проведения акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» (далее Постановление) [9].
В соответствии с Постановлением разработаны четыре формы мониторинга (рис.3), на открытом ресурсе в сети Интернет представлены разъяснения к их заполнению и представлению, но по факту обобщены данные по мерам налоговой поддержки, а именно организаций, которые функционируют в рамках особых налоговых режимов: применяющих единый сельскохозяйственный налог; действующих в рамках упрощенной системы налогообложения; являющиеся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; о патентной системе налогообложения. Отметим, что представлены обобщенные данные в разрезе 2017-2019 годов, а также «узость» индикаторов для осуществления мониторинга, что затрудняет проведение оперативного анализа негативных факторов для разработка своевременных мер по их устранению.
Рис.3. Формы мониторинга, применяемые со стороны Корпорации по развитию МСП
Возникает объективная потребность в формирование достоверной, оперативной, сопоставимой аналитической информации, которая позволила бы:
- получить в режиме реального времени достоверную информацию для принятия соответствующих стратегических действий;
- выявить дестабилизирующие факторы и построить модели их поведения с учетом трендов социально-экономического развития в регионах;
- оценку реальности достижения запланированных индикаторов в разрезе каждого из ФП национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
- осуществление процедуры прогнозирования заданных параметров регионального и национального развития;
- адекватную количественную оценки всей совокупности рисков и угроз при реализации каждого из ФП;
- проведение оценки реального ущерба, вследствие возникновения фактов коррупционной направленности, приводящих к масштабным экономическим и социальным потерям;
- построение корреляционных зависимостей между достигаемыми показателями реализации НП с показателями Стратегии экономической безопасности России;
- разработать варианты совершенствования региональной экономической политики с учетом имеющегося потенциала развития МСП и т.д.
Следует отметить, что вопросы мониторинга угроз и показателей экономической безопасности на макроуровне затронуты в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (далее Стратегия) весьма поверхностно [2]. До настоящего времени не разработан и не утвержден четкий механизм организации мониторинга в части исследования процессов экономической безопасности на всех уровнях управления, а органами Госкомстата осуществляется сбор только тех индикаторов, которые отражены в Стратегии. При этом следует отразить наличие в открытом виде устаревших сведений, объективная информация рассредоточена в разрезе отдельных Министерств и ведомств. Представленные доказательства затрудняют разработку и принятие соответствующих стратегических решений и комплекса тактических действий по своевременному выявлению угроз различной природы возникновения и степени воздействия.
Подобная ситуация складывается и на уровне отдельных регионов, которые имеют особенности как в создании условий для развития предпринимательской деятельности, так и возможностях синхронизации массивов статистических данных. Особенно, что касается экономической безопасности, то в регионах указанный аспект рассматривается в большей степени через сведения о численности экономических преступлений, не затрагивая ряд важнейших социально-экономических аспектов, в том числе и полученные результирующие показатели по документам, определяющим стратегическое развития. На наш взгляд, это является существенным упущением и требует незамедлительного устранения.
Проблематика организации мониторинга угроз экономической безопасности через призму учета многоаспектности и индивидуальности в практике функционирования сложных региональных систем отражена в работах Н. Агаповой, Л.В. Вахрушевой [3]. Кулагиной Н.А., Рыжинской Т.А. [6] Митякова Е.С. [7], Митякова С.Н., Назаровой Е.А. [8], Сенчагова В.К., Иванова Е.А. [11].
Однако, активное внедрение современных цифровых платформ и реализация национальной программы «Цифровая экономика», вносят весьма серьезные коррективы в данной процесс, что требует разработку универсальной модели мониторинга, позволяющей осуществлять сравнительный анализ необходимой совокупности сведений в краткосрочном и долгосрочном периоде [5].
По нашему мнению, взаимодействие заинтересованных сторон должно быть построено в рамках единой цифровой экосистемы, которая построена на принципе интеграции данных, поступающих из внутренней и внешней среды и позволяющих проводить расчеты индикаторов, представлять итоговые сведения в визуализированном виде с различной степенью детализации.
При реализации НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» одним из условий построения эффективной системы мониторинга является итоговое сопоставление полученных массивов данных за конкретный период времени с целевыми показателями, указанными в паспорте НП. Например, если проводится мониторинг угроз экономической безопасности на макро-уровне, то за основу необходимо использовать плановые сведения, представленные в таблице 2.
Таблица 2- Целевые показатели НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [12]
Целевой индикатор |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Количество начинающих предпринимателей, получивших финансовую поддержку, тыс.ед. |
х |
6 |
7 |
7,8 |
8,6 |
9,4 |
Количество вновь созданных субъектов МСП |
1062 |
760,9 |
861,3 |
961,7 |
1062,1 |
1067,5 |
Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД), накопленным итогом, тыс.чел. |
300 |
1200 |
1600 |
1800 |
2000 |
2100 |
Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) и получивших меры поддержки, накопленным итогом, тыс.чел. |
х |
30 |
70 |
119 |
189 |
240 |
Количество сервисов, реализованных в рамках Цифровой платформы, накопленным итогом, ед. |
х |
х |
5 |
11 |
18 |
22 |
Количество уникальных субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, воспользовавшихся услугами и сервисами Цифровой платформы, тыс.ед. |
х |
х |
30 |
100 |
300 |
500 |
Количество полученных в рамках Цифровой платформы услуг и сервисов, тыс.ед. |
х |
х |
50 |
200 |
400 |
600 |
Удовлетворенность пользователей, получивших услуги и сервисы на Цифровой платформе, % |
х |
х |
30 |
60 |
70 |
80 |
Объем закупок крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП, трл.руб. |
3,7 |
3,4 |
3,8 |
4,2 |
4,6 |
5,0 |
Ежегодный рост выручки в расчете на 1 субъекта МСП юридическое лицо, % |
102,91 |
95,51 |
103,75 |
103,76 |
103,76 |
103,76 |
Численность работников в расчете на 1 субъекта МСП, чел. |
3,13 |
3,03 |
3,09 |
3,11 |
3,13 |
3,16 |
Объем консолидированной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, млрд.руб. |
767,5 |
880,0 |
881,9 |
887,2 |
912,8 |
920,9 |
Предлагаемая нами система мониторинга угроз экономической безопасности при реализации НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» содержит следующие блоки:
- блок, учитывающий общую численность субъектов МСП и их разграничение по масштабу и сфере деятельности, в том числе и динамику самозанятых;
- блок, содержащий информацию о закупках у субъектов МСП, в том числе по отраслям;
- блок, содержащий объемы финансирования мероприятий по всему комплексу мероприятий, направленных на реализацию НП, а также в разрезе ФП;
- Блок, содержащий информацию об инструментах поддержки и их количественную оценку;
- Блок выявленных угроз экономической безопасности вследствие сопоставление фактически полученных и запланированных показателей;
- Блок оценки эффективности стратегических решений по развитию МСП и устранению выявленных угроз экономической безопасности.
Представленный блочный тип построения может быть реализован, как на уровне отдельных муниципалитетов, так и на уровне отдельных регионов и страны в целом, так как сведения должны быть синхронизированы с учетом соблюдения принципов системности, комплексности, адекватности, взаимодополняемости, комплементарности (рис.4):
Рис.4. Предлагаемая трехуровневая система мониторинга экономической безопасности при реализации НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
На каждом из представленных нами уровнях с помощью традиционного приема детализации следует выявлять факторы активаторы, которые способствуют повышению активности сектора МСП и факторы- дестабилизаторы, которые приводят к возникновению рисковых событий, требуют всесторонней экспертной оценки и разработки программных мероприятий по их трансформации или полного устранения.
1. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» №474// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012
2. Указ Президента РФ “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года” от 13 мая 2017 г. № 208 // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/
3. Агапова Т.Н. Мониторинговые исследования в анализе экономической безопасности региона / Т.Н. Агапова, Л.В. Вахрушева // Экономический анализ: теория и практика. -2003. -№1. -С. 17-20.
4. Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности предпринимательства, функционирующего в условиях нестабильности. Агапова Т.Н., Анненкова В.Г., Воронина Н.А., Дианов Д.В., Мягкова Т.Л., Родионов А.В., Суглобов А.Е., Хачатрян Г.А. Коллективная монография / Саратов, 2020.
5. Кулагина Н.А., Чепикова Е.М., Логачева Н.А. Систематизация угроз экономической безопасности в условиях цифровой трансформации // Экономические науки. 2021. № 197. С. 128-134.
6. Кулагина Н.А., Рыжинская Т.А. Роль мониторинга экономической безопасности в диагностике проблем развития региона. В сборнике: Влияние новой геополитической реальности на государственное управление и развитие Российской Федерации. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Грозный, 2020. С. 200-206.
7. Митяков, Е.С. Модели мониторинга развития социально-экономических систем / Е.С. Митяков // Проблемы социально-экономической устойчивости региона: сб. статей IХ Междунар. науч.-практ. конф. -Пенза: ПГСХА, 2012. -С. 179-183.225.
8. Митяков Е.С., Митяков С.Н., Назарова Е.А. Оперативный мониторинг экономической безопасности регионов. В сборнике: Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов. 2020. С. 54-57.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 1410 «О порядке проведения акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» (Постановление № 1410) // https://corpmsp.ru/upload/upload/Постановление%201410.pdf
10. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта / М.П. Антонова, В.А. Баринова, В.В. Громов, С.П. Земцов, А.Н. Красносельских, Н.С. Милоголов, А.А. Потапова, Ю.В. Царева. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020- 88 с.
11. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России и [Текст] / Сенчагов В. К., Иванов Е. А. - Москва : Ин-т экономики РАН, 2016. - 71 с.
12. Официальный сайт Минэкономразвития // https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/