CONCEPTUAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION MONITORING OF THREATS TO ECONOMIC SECURITY IN THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The scientific article presents the main provisions for the organization of an effective system for monitoring threats to economic security in the implementation of the national project for the development of small and medium-sized enterprises. The performance indicators for each federal project are presented, which allowed us to conclude about the importance of this segment in the structure of the country's economic system. The results of the implementation of the national project according to the data of the General Prosecutor's Office are presented, as well as organizational aspects of monitoring the activities of small and medium-sized enterprises in terms of receiving support measures from the state are presented. It is concluded that there is a need to create a single platform solution that allows for three-level monitoring of threats to economic security during the implementation of a national project, the assessment of which should correlate with the planned indicators, and the necessary blocks in the general hierarchical structure are identified, allowing not only to carry out analytical calculations of quantitative and qualitative indicators, but also to offer options for alternative measures to eliminate threats or reduce their scale of manifestation.

Keywords:
small business, monitoring, national project, entrepreneurial initiative, risk, threat, factors-modulators, federal project, economic security
Text

Современное развитие отечественной экономики опирается на поступательную адаптацию субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) под требования внутренних потребителей, а также изменение конъюнктуры мирового рынка через необходимость диверсификации и развитие новых видов деятельности для обеспечения устойчивости. В данной связи происходит трансформация государственной политики через применение инструментов стимулирования предпринимательского сектора, а также сокращения мер регуляторного характера (например, снижение числа проверок различных органов, введение специальных налоговых режимов, льгот, субсидирования, выделения грантов в отдельных отраслях и т.д.) [4].

Указанные обстоятельства, а также действия недружественных стран по отношению к РФ предопределило оперативную корректировку паспорта национального проекта  (НП) «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который объединил четыре федеральных проекта (ФП) (табл.1):

 

Таблица 1- Состав НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и показатели их эффективности [1]

 

п/п

Название федерального проекта

Показатели эффективности

1

Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса (предакселерация)

  • количество начинающих предпринимателей, получивших финансовую поддержку (7,0 тыс. единиц в 2021 году, с увеличением до 32,8 тыс. единиц к 2024 году);
  • количество вновь созданных субъектов МСП (861,3 тыс. единиц в 2021 году, с увеличением до 1 067,5 тыс. единиц к 2024 году).

2

Поддержка самозанятых

  • количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
  • количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и получивших меры поддержки.

3

Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами

  • количество сервисов, реализованных в рамках Цифровой платформы (5 единиц в 2021 году, с увеличением до 22 единиц к 2024 году);
  • количество уникальных субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, воспользовавшихся услугами и сервисами Цифровой платформы (30,0 тыс. единиц в 2021 году, с увеличением до 500 тыс. единиц к 2024 году);
  • количество полученных в рамках Цифровой платформы услуг и сервисов (50,0 тыс. единиц в 2021 году, с увеличением до 600 тыс. единиц к 2024 году);
  • удовлетворенность пользователей, получивших услуги и сервисы на Цифровой платформе (30% в 2021 году, с увеличением до 80% к 2024 году).

4

Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства

  • численность работников в расчете на 1 субъекта МСП (3,09 человек в 2021 году, с увеличением до 3,16 человек к 2024 году);
  • рост выручки в расчете на 1 субъекта МСП-юридическое лицо (103,75% в 2021 году, с последующим ежегодным увеличением на 103,76% по отношению к предыдущему периоду до 2024 года);
  • объем закупок крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП (3,8 трлн рублей в 2021 году, с увеличением до 5 трлн рублей к 2024 году);
  • объем консолидированной финансовой поддержки субъектов МСП (881,9 млрд рублей в 2021 году, с увеличением до 920,9 млрд рублей к 2024 году)

 

Рассматривая систематизированные в таблице сведения следует отметить амбициозность представленных итоговых параметров в разрезе каждого из разработанных НП. При этом, нельзя не заметить существенный объем выделяемых финансовых ресурсов, который в совокупности составит 481,4 млрд.руб. За последние года отмечено существенное развитие инфраструктуры для развития бизнеса, что подтверждают фактологические данные по открытию центров «Мой бизнес», технопарков, инновационных площадок. Постоянно совершенствуются программы по обеспечению доступности предпринимателей к различным инструментам финансирования своей деятельности, а также из года в год увеличиваются объемы государственных закупок, которые приходятся на субъекты МСП.

Наряду с положительными аспектами, нельзя не отметить и ряд негативных, которые оказывают непосредственное влияние на сроки достижения показателей эффективности в разрезе каждого из ФП. Например, по данным Генеральной прокуратуры, которые опубликованы в открытом виде, только за 2020 года при реализации НП было выявлено свыше 2000 преступлений, по результатам которых было принято ряд решений (рис.1).

 

Рис.1. Некоторые результаты реализации НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по результатам проверки Генеральной прокуратуры

 

Детальное ознакомление с каждым из паспортов ФП, входящих в НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также анализ имеющейся нормативно-правовой базы позволил нам синхронизировать основные угрозы, которые являются препятствием для получения прогнозных значений (рис.2).

 

 

Рис.2. Некоторые из угроз достижения плановых показателей НП «МСП и поддержка  индивидуальной предпринимательской инициативы»

 

Следовательно, запланированные показатели темпов роста ВВП страны за счет активизации предпринимательского сектора экономики становятся априори не выполнимыми, что запускает цепочку взаимосвязанных негативных процессов и влечет угрозу экономической безопасности [10]. Прослеживается четкая поступательная связи с критериями национальной безопасности ввиду того обстоятельства, что субъекты МСП являются более мобильными, способными к быстрой адаптации к современным вызовам и угрозам, а также имеют ресурсы для разработки и внедрения инновационных решений.

Следует отметить, что  в настоящее время проведение мониторинга за деятельностью субъектов МСП, получающих различного рода меры поддержки возложены на Федеральную корпорацию по развитию МСП с целью оценки их результативности.

Непосредственно организационный механизм осуществления мониторинга закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 1410 «О порядке проведения акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам  малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» (далее Постановление) [9].

В соответствии с Постановлением разработаны четыре формы мониторинга (рис.3), на открытом ресурсе в сети Интернет представлены разъяснения к их заполнению и представлению, но по факту обобщены данные по мерам налоговой поддержки, а именно организаций, которые функционируют в рамках особых налоговых режимов: применяющих единый сельскохозяйственный налог; действующих в рамках упрощенной системы налогообложения; являющиеся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; о патентной системе налогообложения. Отметим, что представлены обобщенные данные в разрезе 2017-2019 годов, а также «узость» индикаторов для осуществления мониторинга,  что затрудняет проведение оперативного анализа негативных факторов для разработка своевременных мер по их устранению.

 

Рис.3. Формы мониторинга, применяемые со стороны Корпорации по развитию МСП

 

Возникает объективная потребность в формирование достоверной, оперативной, сопоставимой аналитической информации, которая позволила бы:

- получить в режиме реального времени достоверную информацию для принятия соответствующих стратегических действий;

- выявить дестабилизирующие факторы и построить модели их поведения с учетом трендов социально-экономического развития в регионах;

- оценку реальности достижения запланированных индикаторов в разрезе каждого из ФП национального проекта «МСП и поддержка  индивидуальной предпринимательской инициативы»;

- осуществление процедуры прогнозирования заданных параметров регионального и национального развития;

- адекватную количественную оценки всей совокупности рисков и угроз при реализации каждого из ФП;

- проведение оценки реального ущерба, вследствие возникновения фактов коррупционной направленности, приводящих к масштабным экономическим и социальным потерям;

- построение корреляционных зависимостей между достигаемыми показателями реализации НП с показателями Стратегии экономической безопасности России;

- разработать варианты совершенствования региональной экономической политики с учетом имеющегося потенциала развития МСП и т.д.

Следует отметить, что вопросы мониторинга угроз и показателей экономической безопасности на макроуровне затронуты в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (далее Стратегия) весьма поверхностно [2]. До настоящего времени не разработан и не утвержден четкий механизм организации мониторинга в части исследования процессов экономической безопасности на всех уровнях управления, а органами Госкомстата осуществляется сбор только тех индикаторов, которые отражены в Стратегии. При этом следует отразить наличие в открытом виде устаревших сведений, объективная информация рассредоточена в разрезе отдельных Министерств и ведомств. Представленные доказательства затрудняют разработку и принятие соответствующих стратегических решений и комплекса тактических действий по своевременному выявлению угроз различной природы возникновения и степени воздействия.

Подобная ситуация складывается и на уровне отдельных регионов, которые имеют особенности как в создании условий для развития предпринимательской деятельности, так и возможностях синхронизации массивов статистических данных. Особенно, что касается экономической безопасности, то в регионах указанный аспект рассматривается в большей степени через сведения о численности экономических преступлений, не затрагивая ряд важнейших социально-экономических аспектов, в том числе и полученные результирующие показатели по документам, определяющим стратегическое развития. На наш взгляд, это является существенным упущением и требует незамедлительного устранения.

Проблематика организации мониторинга  угроз экономической безопасности через призму учета многоаспектности и индивидуальности в практике функционирования сложных региональных систем отражена в работах Н. Агаповой, Л.В. Вахрушевой [3]. Кулагиной Н.А., Рыжинской Т.А. [6] Митякова Е.С. [7], Митякова С.Н., Назаровой Е.А. [8], Сенчагова В.К., Иванова Е.А. [11].

Однако, активное внедрение современных цифровых платформ и реализация национальной программы «Цифровая экономика», вносят весьма серьезные коррективы в данной процесс, что требует разработку универсальной модели мониторинга, позволяющей осуществлять сравнительный анализ необходимой совокупности сведений в краткосрочном и долгосрочном периоде [5].

По нашему мнению, взаимодействие заинтересованных сторон должно быть построено в рамках единой цифровой экосистемы, которая построена на принципе интеграции данных, поступающих из внутренней и внешней среды и позволяющих проводить расчеты индикаторов, представлять итоговые сведения в визуализированном виде с различной степенью детализации.

При реализации НП «МСП и поддержка  индивидуальной предпринимательской инициативы» одним из условий построения эффективной системы мониторинга является итоговое сопоставление полученных массивов данных за конкретный период времени с целевыми показателями, указанными в паспорте НП. Например, если проводится мониторинг угроз экономической безопасности на макро-уровне, то за основу необходимо использовать плановые сведения, представленные в таблице 2.

 

Таблица 2- Целевые показатели НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [12]

 

Целевой индикатор

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Количество начинающих предпринимателей, получивших финансовую поддержку, тыс.ед.

х

6

7

7,8

8,6

9,4

Количество вновь созданных субъектов МСП

1062

760,9

861,3

961,7

1062,1

1067,5

Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД), накопленным итогом, тыс.чел.

300

1200

1600

1800

2000

2100

Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) и получивших меры поддержки, накопленным итогом, тыс.чел.

х

30

70

119

189

240

Количество сервисов, реализованных в рамках Цифровой платформы, накопленным итогом, ед.

х

х

5

11

18

22

Количество уникальных субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, воспользовавшихся услугами и сервисами Цифровой платформы, тыс.ед.

х

х

30

100

300

500

Количество полученных в рамках Цифровой платформы услуг и сервисов, тыс.ед.

х

х

50

200

400

600

Удовлетворенность пользователей, получивших услуги и сервисы на Цифровой платформе, %

х

х

30

60

70

80

Объем закупок крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП, трл.руб.

3,7

3,4

3,8

4,2

4,6

5,0

Ежегодный рост выручки в расчете на 1 субъекта МСП юридическое лицо, %

102,91

95,51

103,75

103,76

103,76

103,76

Численность работников в расчете на 1 субъекта МСП, чел.

3,13

3,03

3,09

3,11

3,13

3,16

Объем консолидированной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, млрд.руб.

767,5

880,0

881,9

887,2

912,8

920,9

 

Предлагаемая нами система мониторинга угроз экономической безопасности при реализации НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» содержит следующие блоки:

- блок, учитывающий общую численность субъектов МСП и их разграничение по масштабу и сфере деятельности, в том числе и динамику самозанятых;

- блок, содержащий информацию о закупках у субъектов МСП, в том числе по отраслям;

- блок, содержащий объемы финансирования мероприятий по всему комплексу мероприятий, направленных на реализацию НП, а также в разрезе ФП;

- Блок, содержащий информацию об инструментах поддержки и их количественную оценку;

- Блок выявленных угроз экономической безопасности вследствие сопоставление фактически полученных и запланированных показателей;

- Блок оценки эффективности стратегических решений по развитию МСП и устранению выявленных угроз экономической безопасности.

Представленный блочный тип построения может быть реализован, как на уровне отдельных муниципалитетов, так и на уровне отдельных регионов и страны в целом, так как сведения должны быть синхронизированы с учетом соблюдения принципов системности, комплексности, адекватности, взаимодополняемости, комплементарности (рис.4):

 

 

Рис.4. Предлагаемая трехуровневая система мониторинга экономической безопасности при реализации НП «МСП и поддержка  индивидуальной предпринимательской инициативы»

 

На каждом из представленных нами уровнях с помощью традиционного приема детализации следует выявлять факторы активаторы, которые способствуют повышению активности сектора МСП и факторы- дестабилизаторы, которые приводят к возникновению рисковых событий, требуют всесторонней экспертной оценки и разработки программных мероприятий по их трансформации или полного устранения. 

References

1. Ukaz Prezidenta RF «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda» №474// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012

2. Ukaz Prezidenta RF “O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda” ot 13 maya 2017 g. № 208 // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/

3. Agapova T.N. Monitoringovye issledovaniya v analize ekonomicheskoy bezopasnosti regiona / T.N. Agapova, L.V. Vahrusheva // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. -2003. -№1. -S. 17-20.

4. Aktual'nye voprosy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti predprinimatel'stva, funkcioniruyuschego v usloviyah nestabil'nosti. Agapova T.N., Annenkova V.G., Voronina N.A., Dianov D.V., Myagkova T.L., Rodionov A.V., Suglobov A.E., Hachatryan G.A. Kollektivnaya monografiya / Saratov, 2020.

5. Kulagina N.A., Chepikova E.M., Logacheva N.A. Sistematizaciya ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti v usloviyah cifrovoy transformacii // Ekonomicheskie nauki. 2021. № 197. S. 128-134.

6. Kulagina N.A., Ryzhinskaya T.A. Rol' monitoringa ekonomicheskoy bezopasnosti v diagnostike problem razvitiya regiona. V sbornike: Vliyanie novoy geopoliticheskoy real'nosti na gosudarstvennoe upravlenie i razvitie Rossiyskoy Federacii. Materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Groznyy, 2020. S. 200-206.

7. Mityakov, E.S. Modeli monitoringa razvitiya social'no-ekonomicheskih sistem / E.S. Mityakov // Problemy social'no-ekonomicheskoy ustoychivosti regiona: sb. statey IH Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. -Penza: PGSHA, 2012. -S. 179-183.225.

8. Mityakov E.S., Mityakov S.N., Nazarova E.A. Operativnyy monitoring ekonomicheskoy bezopasnosti regionov. V sbornike: Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: problemy i perspektivy. Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii uchenyh, specialistov, prepodavateley vuzov, aspirantov, studentov. 2020. S. 54-57.

9. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 23 dekabrya 2015 g. № 1410 «O poryadke provedeniya akcionernym obschestvom «Federal'naya korporaciya po razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva» monitoringa okazaniya federal'nymi organami ispolnitel'noy vlasti, organami ispolnitel'noy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federacii, organami mestnogo samoupravleniya podderzhki sub'ektam malogo i srednego predprinimatel'stva i organizaciyam, obrazuyuschim infrastrukturu podderzhki sub'ektov malogo i srednego predprinimatel'stva, i monitoringa okazaniya organizaciyami, obrazuyuschimi infrastrukturu podderzhki sub'ektov malogo i srednego predprinimatel'stva, podderzhki sub'ektam malogo i srednego predprinimatel'stva» (Postanovlenie № 1410) // https://corpmsp.ru/upload/upload/Postanovlenie%201410.pdf

10. Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii v kontekste realizacii nacional'nogo proekta / M.P. Antonova, V.A. Barinova, V.V. Gromov, S.P. Zemcov, A.N. Krasnosel'skih, N.S. Milogolov, A.A. Potapova, Yu.V. Careva. - M. : Izdatel'skiy dom «Delo» RANHiGS, 2020- 88 s.

11. Senchagov V.K., Ivanov E.A. Struktura mehanizma sovremennogo monitoringa ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii i [Tekst] / Senchagov V. K., Ivanov E. A. - Moskva : In-t ekonomiki RAN, 2016. - 71 s.

12. Oficial'nyy sayt Minekonomrazvitiya // https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/


Login or Create
* Forgot password?