В статье рассматриваются принципы, функции и методы управления предпринимательской деятельностью как частного случая управления организацией, обладающего собственной спецификой. Авторы, чья методологическая позиция основывается на том, что результаты предпринимательской деятельности складываются под влиянием эффективности использования предпринимательского ресурса как одного из факторов производства, предлагают собственный алгоритм оценки эффективности предпринимательской деятельности.
управление, методология управления, предпринимательская деятельность, эффективность, принципы управления, функции управления, оценка эффективности, экономические законы
В управлении предпринимательской деятельностью, несмотря на то, что она подчиняется действию общих экономических законов и осуществляется в соответствии с признанными теорией и практикой подходами к управлению организацией, существует определенная специфика, обусловливающая структуру и содержание элементов методологии управления. В первую очередь, эта специфика вызвана наличием специально разработанных моделей управления бизнесом как неотъемлемой части управления предпринимательской деятельностью.
Каждая из подобных моделей требует конкретизации элементов методологии с соблюдением общепринятого порядка их изложения (принципы — функции — методы) с целью выделения присущих предпринимательской деятельности специальных принципов, функций и методов управления.
1. Adams C., Roberts P. You are what you measure // Manufacturing Europe 1993. London, 1993. P. 504-507.
2. Maisel L.S. Performance measurement: the Balanced Scorecard approach // Journal of Cost Management. 1992. Vol. 6. No. 2. P. 47-52.
3. Kaplan R., Norton D. Using he Balanced Scorecard as a Strategic Management System // Harvard Business Review. 1996. January- February. P.75-85.
4. Ткаченко С.Н.Управление бизнес-процессамипредприятия на основе сба-лансированной системы показателей // Вестник БУПК. 2006. № 4. С. 176-180.
5. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
6. Социальные технологии: Толковый словарь/ Под ред. В.Н. Иванова. М.: Луч: Центр социальных технологий, 1995.
7. McNair C.J., Lynch R.L., Cross K.F. Do Financial and No financial Performance Measures Have to Agree? // Management Accounting. 1990. November. P. 28-36.
8. Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом. М.: Дашков и Ко, 2007.
9. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации. М.: КНОРУС, 2005.
10. Макринова Е.И., Селюк В.С. Системное управление организациями потребительской кооперации: методы оценки и технология совершенствования: Монография. Белгород: Кооперативное образование, 2006.
11. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2003.
12. Басовский Л.Н. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2000.
13. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления. М.: Гелаш, 2001.
14. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. М.: Финпресс, 2000.
15. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. М.: Нефть и газ, 1999.
16. Вершигора Е.Е. Менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.
17. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2003.
18. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб.: Лань, 2002.
19. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс фундаментальной теории экономики. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Маркетинг, 2001.