ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
ОКСО 38.06.01 Экономика
ББК 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS068000 Development / Economic Development
В статье дано определение экономического кластера, а также изложены характеристики экономического кластера и аспекты кластерного подхода в деятельности организаций потребительской кооперации. Проведено сопоставление экономического кластера и организаций потребительской кооперации. Выделена социально-экономическая направленность деятельности потребительской кооперации. Представлено содержание видов организаций, входящих в потребительскую кооперацию. Использование кластерного подхода в деятельности и развитии потребительской кооперации представлено как основа механизма повышения их конкурентоспособности. Представлена схема типового кооперативного кластера, содержащая виды входящих в него организаций и их взаимосвязи. Кластер рассмотрен как единая экономическая система. Уточнена необходимость в определении границ кластера, определяющих его эффективность. Выражено влияние кластера на конкуренцию. Проведено сравнение кластерного и отраслевого подходов к рассмотрению экономики. Обозначена важность межличностных отношений внутри кластера как залог его успешного развития.
потребительская кооперация, экономический кластер, социально-экономическая подсистема региона, развитие, региональная экономика, межрегиональные кооперативные связи
Важной особенностью потребительской кооперации является ее организующий потенциал, который позволяет в рамках достижения своих целей формировать различные организационные структуры, деятельность которых направлена на достижение этих целей.
Речь идет о создании системы организаций различного рода деятельности (научные, образовательные, финансовые, производственные, торговые, сфера услуг и т.п.), которая в условиях конкуренции позволяет обеспечить максимальную эффективность.
Таким образом, очень важной характеристикой потребительской кооперации являет ее социально-экономическая направленность, основанная на ее многоотраслевом характере взаимоотношений.
Именно в этой связи, говоря о существовании и развитии потребительской кооперации, интересен взгляд на этот вопрос в аспекте экономических кластеров и кластерного подхода.
Говоря об экономических кластерах, следует обратить внимание на работы известного американского ученого Майкла Э. Портера, который в своей работе «Конкуренция» дает следующее определение кластерам: «Кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу». [4, С.205-206]
Портер подчеркивает эффективность кластеров как организационных систем, в том числе и региональной экономики. В тоже время он говорит о необходимости, для понимания кластеров, рассмотрения их в зависимости от широкой теории конкуренции и влияния местоположения в глобальной экономике. [4, С.206]
Кластеры играют важную роль в конкурентной борьбе в условиях глобализации экономики, при условии ее динамичности и использовании научных знаний.
Концепция кластера представляет собой специальный взгляд на региональную экономику, в связи чем необходимо определить новые роли всех участников кластера (различные организации и государственные органы) в контексте роста конкурентоспособности. [4, С.206]
Таким образом, кластерный подход позволяет рассматривать компании и отрасли в совокупности их взаимоотношений как единую экономическую систему, что позволяет сформировать объективное видение ее сильных и слабых сторон, и выделение конкурентных преимуществ и путей развития.
Ключевой особенностью кластера является наличие, как кооперации, так и внутренней конкуренции, что позволяет формировать и удерживать баланс сил необходимых для развития кластера.
Важная роль в кластерном подходе отводится государственным органам, которые должны создавать и поддерживать условия для роста и совершенствования существующих и новых кластеров.
Что же относительно потребительской кооперации, то рассмотрение кластерного подхода в ее деятельности продиктовано определенной схожестью содержания структуры кластера и системы потребительской кооперации.
Кластер можно рассматривать как совокупность организаций, деятельность которых взаимосвязана, территориально определена и в целом ведет к достижению взаимовыгодных целей, которые являются залогом существования и развития всех организаций входящих в кластер.
Данная характеристика кластера совпадает с характеристикой потребительской кооперации, которая также представлена совокупностью организаций, деятельность которых взаимосвязана и направлена на достижение взаимовыгодных целей направленных на удовлетворение потребностей пайщиков.
Важной схожей характеристикой потребительской кооперации и экономического кластера является наличие двух факторов: внутренняя конкуренция и кооперация.
Кластер представляется как единая экономическая система, и тоже можно сказать о системе потребительской кооперации.
Потребительская кооперация включает в себя множество отраслевых организаций, которые объединены в единую экономическую систему.
Если говорить об организационном содержании системы потребительской кооперации, то можно выделить следующие основные виды входящих в нее организаций:
- торговые;
- производственные;
- заготовительные;
- бытовые;
- общественного питания;
- научно-образовательные.
Все эти организации в совокупности в пределах определенных границ могут составлять экономический кластер потребительской кооперации, что обеспечивает соответствующий синергетический эффект.
Таким образом, рассматривая потребительскую кооперацию как экономический кластер, можно, соответственно, применять элементы кластерного подхода к ее деятельности и развитию.
Пример регионального кооперативного кластера схематично представлен на рис. 1.
Рис. 1. Типовой пример регионального кооперативного кластера.
Экономический кластер имеет свои границы, в пределах которых он наиболее эффективен. Данная эффективность может определяться инфраструктурой и факторами производства того или иного региона.
Исторически потребительская кооперация имеет свое географическое и административное деление согласно административным образованиям (район, регион) и представляет собой организации, потребительские общества, их союзы на региональном и федеральном уровнях.
Говоря о географических границах кластера, Портер определяет их от города до региона, страны или нескольких стран. Важным он видит необходимость понимания взаимосвязей различных отраслей и организаций при формировании границ кластера.
В основе кластерного подхода, в отличие от отраслевого, где организации группируются по отраслевому признаку, лежит конкуренция и множество внешних и внутренних факторов на нее влияющих, что и позволяет при определении границ кластера выходить за рамки одной отрасли.
Границы кластеров могут не совпадать с отраслевыми. Системы отраслевой классификации не всегда учитывают важных участников конкуренции и взаимосвязи между отраслями. Кластеры состоят из нескольких отраслей, в которых могут быть представлены как традиционные отрасли, так и высокотехнологичные.
С точки зрения сбора данных и исследования экономики региона кластеры за счет более объемлющего характера своей деятельности и состава участников являются удобной организационной системой.
Кластеры могут отличаться по своим размерам и уровню развития. Одни кластеры опираются на научный подход, имея в своем составе научно-исследовательские институты. Развитые кластеры имеют более качественных и специализированных поставщиков, множество связанных и поддерживающих отраслей.
Если мы рассматриваем потребительскую кооперацию как подсистему региональной экономики, то очень важным является то, через призму чего мы смотрим на экономическую ситуацию, оцениваем происходящие процессы и определяем возможности и направления развития.
Здесь можно выделить два подхода рассмотрения экономики, а именно:
- через призму экономических кластеров;
- через призму отраслей и секторов экономики.
Если рассматривать экономику согласно первому подходу, т.е. со стороны кластерного подхода, то согласно видению Портера можно выделить ряд положительных преимуществ кластеров перед отраслями, среди которых: лучшее обеспечение взаимодействия между отраслями, развитие и распространение технологии, выработка необходимых навыков, информационное обеспечение и обмен информацией, маркетинговые мероприятия, возникновение нового бизнеса.
Связи внутри кластера являются основополагающими в повышении производительности и конкуренции, а также имеют принципиальное значение в организации нового бизнеса и инновационном процессе. Большинство организаций входящих в кластер не участвуют в непосредственной конкуренции друг с другом. В тоже время, у них существует много общих потребностей и возможностей, ограничений и препятствий, связанных с ростом производительности. Рассмотрение совокупности организаций как кластера позволяет выявить благоприятные возможности для координации действий и взаимного улучшения в областях общих интересов без угрозы конкуренции или ограничения интенсивности соперничества. Кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными компаниями и их поставщиками, с государственными органами, а также другими организациями. Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим организациям. [4, С.213]
Если рассматривать экономику согласно второму подходу, т.е. со стороны отраслевого и секторного подхода, то следует отметить, что Портер считает, что будет иметь место лоббирование интересов по вопросам выделения субсидий или облегчения налоговой нагрузки в отношении определенных организаций. Из-за непосредственной конкуренции большой части организаций кластера существует опасность снижения ее интенсивности. Также у компаний возникают опасения в отношении возможности оказания помощи конкурентам, что сдерживает их активность. [4, С. 214]
Основное отличие этих двух подходов в рассмотрении экономики – это их влияние на конкуренцию в части ее усиления или искажения соответственно.
Влияние кластеров на конкуренцию выражается в повышении производительности и инновационности организаций входящих в кластер, а также стимулировании возникновения и развития новых бизнесов.
В основе преимущества кластеров лежит взаимное преимущество входящих в него отраслей и организаций.
Значение кластеров становится все больше в условиях сложной конкуренции, и их количество может возрастать с развитием экономики.
Влияние кластеров на конкуренцию находится в некоторой зависимости от личных контактов индивидуальных предпринимателей и организаций. Межличностные взаимоотношения играют важную роль, и их эффективность повышается посредством кластера. Речь идет о формальных и неформальных взаимоотношениях, которые имеют большое значение в существовании и развитии кластеров.
Важной характеристикой потребительской кооперации является существование развитых межличностных отношений внутри системы, что, безусловно, способствует эффективному взаимодействию организаций потребительской кооперации.
И так, применение кластерного подхода в деятельности и развитии потребительской кооперации может привести к положительным результатам, учитывая наличие кластерных характеристик внутри системы потребительской кооперации и возможности пересмотреть ряд ее элементов в сторону их совершенствования и развития, основываясь на повышении конкурентоспособности и инновационности деятельности организаций потребительской кооперации.
1. Белоглазова С.А. Кластерная форма организации экономики: определение потенциала и направлений развития в регионах России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Волгоград, 2019. - С. 14-15.
2. Гаделшина Л.А. Управление развитием кооперационных связей экономики региона (на примере республики Татарстан): Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 3
3. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Ткач А.В. Потребительская кооперация в формировании продовольственных ресурсов // Russian Journal of Management. - 2021. - T.8. - №4. - С. 26-30.
4. Портер М.Э Конкуренция: Пер. с англ.: Уч. пос. / М.Э. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 495 с.