с 01.01.2006 по 01.01.2019
Казань, Республика Татарстан, Россия
с 01.01.2012 по 01.01.2019
Белгород, Белгородская область, Россия
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
Эффективное функционирование рыночной системы России невозможно без ориентации на ускоренное развитие малого бизнеса. В контексте динамично развивающейся экономики страны в статье рассмотрены приоритетные механизмы и направления развития малого предпринимательства, необходимые мероприятия для их реализации в рамках проведения государственной и муниципальной экономической политики. Определены подходы к обоснованию эффективных форм финансового обеспечения малого бизнеса, выявлены его роль и современное состояние в российской экономике
малое предпринимательство, финансовая поддержка, структурная перестройка, экономический рост, микрофинансирование, государственное регулирование
Процесс преобразования рыночных отношений в Республике Татарстан характеризуется сложными противоречиями. Наряду с достигнутыми позитивными результатами усиливаются негативные процессы в экономике. Меры, направленные на развитие и поднятие инициативы в малом бизнесе не обеспечивают снижение доли незаконного предпринимательства в Татарстане, она по-прежнему остается высокой [6].
На современном этапе общественного развития субъекты рынка функционируют в соответствии с общими установками поведения, выработанными законодательными и исполнительными органами власти. Взаимоотношения сложившиеся между государством и предпринимателями на основе заключения договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов и представления государственных субсидий имеют большое значение для малого бизнеса. Это предполагает активное участие его субъектов в решении задачи по увеличению темпов роста общественного производства, повышению степени трудовой активности населения и его жизненного уровня. Реализация поставленной задачи возможна только при активном и максимальном использовании имеющихся потенциальных резервов, заложенных в малом бизнесе и эффективном государственном регулировании предпринимательской деятельности.
В настоящее время малый бизнес является тем материальным фундаментом, на котором сформировалась криминальная надстройка, способствующая уходу предпринимательских структур в теневую сферу, разрастанию в них экономической преступности. Теневая активность предпринимателей во многом обусловлена отсутствием четких границ между собственностью организации и ее личным имуществом. В случае банкротства при оформлении части имущества организации на учредителей ее менеджеры избегают потерь фондов и с наименьшими затратами в короткие сроки создают новую организацию. Важным социальным аспектом теневой активности в предпринимательской среде является также депрофессионализация высококлассных специалистов инженерно-технического профиля и их участие в неформальном секторе экономики. Вторичная занятость, как правило, предопределяет работу за «черный нал», которая со временем становится нормой экономической активности.
Одной из главных причин функционирования серого рынка труда является несовершенство российского налогового законодательства. Высокий уровень налоговых выплат не позволяют предпринимателям эффективно развиваться и получать разумный доход без ведения теневой деятельности. Направляя в бюджет большую долю прибыли, они уклоняются от уплаты налогов и сознательно искажают свои доходы. Неурегулированность отдельных видов деятельности на сером рынке труда порождает у предпринимателей неуверенность в завтрашнем дне, ведет к подрыву их деловой активности и экономической стабильности.
В этих условиях первоочередного решения требует вопрос об издержках легального бизнеса в рамках официальной экономики. В настоящее время предприниматели несут непомерное бремя расходов в виде налогов и обязательных платежей во внебюджетные фонды, что ведет к их банкротству. Поэтому официальные издержки стали сопровождаться появлением неофициальных платежей [3]. Например, для того, чтобы получить нормативно-разрешительную документацию для определения платы за загрязнение окружающей среды, необходимо наличие справки-заключения о фоновых концентрациях вредных примесей и климатических характеристиках. Это далеко не единственный платеж, который не входит в число налоговых платежей, но, тем не менее, является обязательным.
Большие расходы приходится нести и тем субъектам рынка, которые хотят зарегистрировать свою недвижимость. Эта процедура занимает много времени, поэтому большинство предпринимателей в целях экономии времени оплачивают такие услуги, вступая в неформальные отношения с работниками регистрационной палаты. Чтобы минимизировать связанные с этой процедурой потери предпринимателей, Агентство по поддержке предпринимательства Республики Татарстан выступило с предложением организовать Центр предрегистрационной подготовки недвижимости. В его функции входит заключение договоров с задействованными в его работе службами [3]. Предприниматели (юридические лица) должны лишь прийти в это учреждение, выписать доверенность и оплатить те расходы, которые предусмотрены законом. Обращение в Центр предрегистрационной подготовки не является обязательной процедурой, оставляя право выбора каждому предпринимателю принимать решение о том, каким образом ему регистрировать свою недвижимость.
Ускоренно оформлять соответствующую документацию предпринимателям помогают аффилированные фирмы [6]. Например, в строительстве, где требуется большое количество документации на проведение тех или иных работ субъекты малого бизнеса получают ее за определенную плату в короткие сроки, минуя длительный процесс оформления. Встречаются случаи, когда государственная структура, в чью компетенцию входит подготовка документов, не выполняет свои функции и возлагает их на коммерческие организации, которые за эту работу взимают крупные денежные суммы с предпринимателей. Подобные явления требуют решения вопроса о том, чтобы каждый законодательный акт, выносимый на обсуждение Госсовета Республики Татарстан был подвергнут экспертизе на коррупциогенность. Законодательные акты должны быть четко и конкретно расписаны и не выступать в качестве пересылочного материала для рассмотрения другому ведомству.
В практике часто встречаются нормативно-правовые акты, противоречащие действующему российскому законодательству, что возлагает на Агентство по поддержке предпринимательства функцию самостоятельного урегулирования многих ситуационных вопросов. В частности, предприниматели обращаются в Агентство по поводу больших издержек, связанных с тепло- и электроэнергией. Это происходит потому, что ОАО «ГК «Татэнерго» фактически является монополистом на своем рынке и диктует потребителям те условия, которые, в первую очередь, устраивают его самого. Так, указывая в договоре по потреблению энергии размер штрафа, который должен заплатить предприниматель в случае недобора или перебора им электроэнергии или тепла ОАО «ГК «Татэнерго» не учитывает положение ГК РФ о том, что потребитель должен возмещать денежные суммы поставщику продукции или услуг тогда, когда докажет, что действительно понес убытки [1]. Однако в силу того, что энергетики закладывают в заведомо обременительный для потребителя договор свои условия заранее, многие предприниматели идут на его заключение из-за безвыходности своего положения.
В современной среде общественного мнения считается, что недоплаты в бюджет в части уклонения от налоговых обязательств при выплате заработной платы наемным работникам происходят, прежде всего, по вине работодателей [7]. Возникает противопоставление: на одной стороне предприниматели вместе с крупными управленцами бывших и современных государственных структур, а на другой – население. Однако такое противопоставление неконструктивно по причине того, что субъекты социального партнерства имеют одну цель – формирование стабильной экономики. Разумеется, что предприниматель понимает необходимость и значимость своевременной и полной выплаты налогов, поскольку его работники являются пользователями общественных социальных благ. В то же время он пытается свести свои фискальные обязательства к оптимизированному минимуму, когда его предприятие будет не только самодостаточным, но и прибыльным в той мере, чтобы обеспечить рост производства, необходимый для поддержания конкурентоспособности. Обвинять в этом предпринимателя или управленца лишено здравого экономического смысла.
Класс работодателей заинтересован в такой схеме развития и функционирования общественных отношений, которая способствует росту производства, увеличению заработной платы и повышению уровня жизни населения. Работодатели должны иметь возможность заявить о необходимости создания приемлемых условий для своей деятельности, стать одной из сторон, мнение которой учитывается при разработке программ экономического развития. Это требует выстраивания новой системы общественных отношений, в которой работодатели должны четко знать свое место и роль с учетом новых законодательных актов.
В реализации проблемы социального партнерства важную роль должна сыграть Ассоциация предприятий и предпринимателей Республики Татарстан (АПП РТ), являющаяся своего рода «профсоюзом» работодателей, призванного соблюдать интересы именно этой стороны. АПП РТ решает задачи поддержки и развития промышленного производства, социальные проблемы трудовых коллективов [5]. Она объединяет 200 предприятий машиностроения и приборостроения, нефтедобычи, химии и нефтехимии, энергетики, а также инвестиционные, консалтинговые, страховые, выставочные и торгово-снабженческие организации. За последние три года в АПП РТ вступили более 20 предприятий и организаций. На долю предприятий-членов Ассоциации приходится 75% промышленного производства республики [1].
На рынке труда предпринимателей и менеджеров, как работодателей следует рассматривать сквозь призму взаимоотношений. Если речь идет о неформальных трудовых отношениях, то работодатель далеко не всегда является их инициатором. В средствах массовой информации сообщается, что в настоящее время легализовать свою деятельность готовы 40% предпринимателей, но такой выход может обернуться для них плачевным исходом. По мнению предпринимателей Республики Татарстан занятых в малом бизнесе с годовым оборотом 2,0 млрд. рублей легализация их деятельности невозможна [3]. Действительно, если предположить возникновение тенденции к снижению налогового бремени, а социальные выплаты будут производиться через набирающую силу систему реального страхования, тогда работодатель высвобожденные средства в большей доле направит на оплату труда своим работникам и стимулов к ведению теневой деятельности у него не возникнет. Объективность этой позиции имеет право на свое существование при условии реализации тезиса о повышении социальной ответственности бизнеса в целом, налоговой дисциплины и соблюдения законодательства, включая отношения с наемными работниками.
С целью выяснения вопросов о состоянии развития предпринимательства в г. Казань независимым общественно-политическим Центром «Регион» Республики Татарстан в октябре
Результаты социологического обследования показали, что в разделе анкеты «О бизнесе» на вопрос о том, какую организационно-правовую форму предпочитают использовать предприниматели в своей деятельности, 48,8% от общего их числа назвали общество с ограниченной ответственностью в строительстве, промышленности и бытовом обслуживании. Именно в этих сферах предпринимателям удобнее всего применять ту или иную форму выплаты налогов. По результатам оценки своего бизнеса 54,7% респондентов ответили, что им хватает на жизнь, 37,7% респондентов определили свой бизнес процветающим (субъекты, функционирующие на рынке менее трех лет), 5,3% респондентов считают, что они находятся на грани банкротства, 0,5% респондентов сочли себя банкротами и 1,8% респондентов отметили, что с нетерпением ждут позитивных изменений в экономике [6].
При проведении социологического опроса была предпринята попытка выяснить у предпринимателей является ли бизнес единственным источником их дохода. Результаты ответов распределились следующим образом: на единственный источник дохода указали 67,0% респондентов, на единственный официальный источник дохода – 22,7% респондентов, на дополнительный неофициальный источник дохода – 5,9% респондентов и 4,4% респондентов отметили, что совмещают предпринимательство с другими видами деятельности [6].
Социологический опрос предпринимателей позволил также выделить ряд факторов, способствующих росту теневой активности в малом бизнесе Республики Татарстан:
– отсутствие эффективных рычагов государственного воздействия на предпринимателей по выполнению возложенных на них законом обязательств;
– высокий уровень издержек легальной деятельности, обусловленный ее функционированием в рамках теневой экономики и приводящий к необходимости сокрытия доходов предпринимателем;
– коррумпированность чиновников, взятка которых часто обходится предпринимателю дешевле, чем уплата налогов;
– вполне терпимое к несоблюдению законодательства и коррупционным выплатам общественное мнение, позволяющее хозяйствующим субъектам беспрепятственно вступать в неформальные отношения с чиновниками.
Существуют также и другие экономические факторы, способствующие выталкиванию легального бизнеса в теневой сектор экономики. В частности, боязнь работодателя социальной обремененности при заключении трудового договора с наемным работником, так называемый государственный рэкет в виде разнообразных «добровольных» отчислений, а также характер экономической среды, не способствующей легализации ведения дел и популяризации экономического успеха. Это приводит к закрытости предпринимательских структур и снижает вероятность вложения инвестиций в довольно высокий республиканский потенциал. Банки неохотно идут на привлечение инвестиций в малый бизнес из-за непрозрачности финансовой деятельности его субъектов. Вместе с тем создание привлекательного инвестиционного климата всегда декларировалось как приоритетное направление государственной экономической политики региона.
В ходе проведения социологического опроса субъектов малого бизнеса также выявлено, что между уровнем конкуренции и теневой предпринимательской деятельностью существует тесная взаимосвязь [4]. Совершение теневых операций позволяет малым предприятиям получать временные конкурентные преимущества, позволяющие им лучше адаптироваться в конкурентной среде и выстраивать стратегию поведения направленную на продолжение деятельности в теневом секторе экономики, подкрепляя ее дополнительными финансовыми ресурсами. Такая адаптационная стратегия позволяет малым предприятиям диверсифицировать свою деятельность, значительно снижая величину трансакционных издержек [2].
Бюджетная и социальная обремененность предпринимательских структур наряду с инвестиционной проблематикой приводит к тому, что в Республике Татарстан около 90% предприятий малого бизнеса закрываются в первые годы своей деятельности, а оставшаяся их часть становится банкротами в последующие три года [4]. Негативные тенденции, складывающиеся в сфере малого бизнеса, являются следствием серьезных системных просчетов в стратегии его реформирования, что приводит к росту теневой экономической активности в сфере предпринимательства. Это является сдерживающим фактором проведения государственной социально-экономической политики, которая может быть эффективной только при условии учета назревших потребностей и потенциальных резервов развития малого предпринимательства. Основными направлениями поддержки малого бизнеса должны стать создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей косвенную селективную поддержку наиболее перспективных групп субъектов малого предпринимательства, в том числе экспортирующих продукцию и услуги, формирование инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий, последовательное развитие системы кредитования этого нестандартного сегмента экономики.
Для решения задач в сфере малого бизнеса требуется время в течении которого предстоит преобразовать теневые механизмы хозяйствования в механизмы по обеспечению экономического роста. Речь идет о саморазвитии и поднятии предпринимательского потенциала малого бизнеса, создании для него соответствующих условий в целях обеспечения ведения прозрачной финансово-хозяйственной деятельности его субъектами. Этому должна содействовать эффективная государственная политика, направленная на создание институтов, способных запустить рычаги воздействия для вскрытия резервов, заложенных в малом бизнесе в целях формирования рациональной структуры местного хозяйствования.
1. Злобинский А.М., Таничев В.К. Экономика и организация рыночного хозяйства в Республике Татарстан. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2013. 223 с.
2. Орлов С.М. Условия и причины криминализации экономических взаимоотношений в предпринимательской среде. М.: Юрист, 2017. 196 с.
3. Осиповский А.Е. Малый бизнес в Республике Татарстан. Проблемы и перспективы. М.: РАРМТ, 2018. 196 с.
4. Фесина Е.Л., Кошурко А.Н. Уклонение от уплаты налогов в системе государственного и муниципального управления: региональный аспект Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Казань: ККИ АНО ОВО РФ «Российский университет кооперации», 2017. - С. 132-137.
5. Фесина Е.Л., Кошурко А.Н.Неформальная занятость как категория рыночной экономики Вестник КФ АТиСО: сб. науч. статей и сообщений. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - Вып. IX. - С. 153-161.
6. Фесина Е.Л. Неформальный рынок труда в Республике Татарстан: результаты социологического обследования Вестник КФ АТиСО: сб. науч. статей и сообщений. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - Вып. IX. - С. 146-153.
7. Шаров К.Д. Правовой режим предпринимательства. М.: Юрист, 2019. 196 с.
8. Суглобов А., Мацкевич Д. Механизм взаимодействия субъектов национальной инновационной системы России // Финансовая жизнь. 2011. № 3. С. 48-53.
9. Экономическая безопасность: Учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. С.С. Маиляна, Н.Д., Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.