Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.51 Мировое хозяйство. Международные экономические отношения
ОКСО 38.07.02 Экономическая бехопасность
ББК 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS069020 International / Economics
На фоне общего ухудшения отношений с Западом, сотрудничество с Турцией может оказаться полезным для России. В этой связи необходимость исследования природы складывающихся двусторонних торгово-экономических отношений неоспорима.
Россия, Турция, экономическая безопасность, стратегическое партнёрство
Внешнеэкономическое сотрудничество России и Турции на фоне усиления энергетического фактора в мировой экономике приобретает стратегический характер на региональном и глобальном уровнях. Активная торговля энергоресурсами и развитие экономических отношений помогли обеим странам стать ключевыми акторами в энергетической сфере. Более того, разница во взглядах на кризисные ситуации не мешает развитию двусторонних связей, особенно в экономике и культуре.
Экономики России и Турции имеют общие точки взаимодействия. Турецкая экономика заинтересована в обширном российском рынке потребления и в большей степени зависит от сотрудничества с «Газпромом», стабильности поставок газа, тогда как российская сторона больше заинтересована в диверсификации каналов поставок энергоресурсов за счет развития новых проектов, стратегической безопасности и наличие предсказуемого партнера среди стран-членов НАТО.
Тем не менее, несмотря на то, что экономики двух стран дополняют друг друга, в политических взглядах и позициях лидеров России и Турции имеется ряд коренных различий. Различия эти не столь велики, а значимость продолжения диалога очевидна. Из всех крупнейших мировых рынков российский географически наиболее близок к Турции. Дополнительного внимания требуют стратегические приоритеты сотрудничества России с Турцией, практические аспекты реализации Российской энергетической стратегии в отношении Турции. На сегодняшний день остро стоит вопрос о развитии новых направлений международного сотрудничества двух стран, что связано с осложнившейся международной обстановкой вокруг России.
После ухудшения российско-турецких отношений в политическом и торгово-экономическом сотрудничестве двух государств имелась некоторая асимметрия. Россия была и остается для Турции одним из важнейших экономических партнеров, от которого зависит положение государства в регионе. Тогда как Турция для России, хотя и была важна, все же не являлась наиболее близким и стратегическим союзником, а прежде всего являлась перспективным партнером. Сегодня развитие турецко-российского сотрудничества во многих сферах экономики для России имеют первостепенное значение.
Необходимо помнить также и о развитии совместного газового проекта Турции и России – «Голубой поток». Следует отметить, что, несмотря на воздействие недавних политических событий, поспособствовавших снижению объемов товарооборота между двумя странами, нефтегазовый сектор продолжает оставаться одной из ведущих сфер двустороннего взаимодействия. В настоящее время Турция по-прежнему находится на втором месте по объемам закупок газа из России, уступая только Германии. Кроме того, Турция по-прежнему выступает в качестве крупнейшего транзитного нефтегазового пункта, определенного связующего звена между Азией и Европой.
Поставки российского газа в Европу осуществляются через этот «энергетических хаб» Турции в рамках реализации проекта «Турецкий поток», что отвечает требования Третьего энергопакета: Россия несет ответственность только до турецкой границы, тогда как дальнейшая транспортировка зависит от турецко-европейских отношений.
Данный проект позволит не только увеличить поставки российского газа в Турцию, но и перенаправить ту часть газа, которая шла транзитом через Украину и балканские страны, непосредственно в Турцию. И хотя вторая нитка газопровода, по которой газ должен поступать в Южную Европу, вызывает гораздо много вопросов, в случае ее реализации перед российским газовым экспортером открываются широкие перспективы.
Проект предполагает строительство газопровода через Черное море до европейской части Турции и далее к границе с Грецией. Длина морской части трубы должна составить около 910 км, сухопутной части по турецкой территории - 180 км. Речь идет о строительстве двух ниток газопровода мощностью 15,75 млрд кубометров в год каждая. Первая нитка будет предназначена для потребления Турции, а вторая - для транзита в Южную Европу.
Турция является стратегическим партнером и в энергетической отрасли. На протяжении последних десятилетий Турция является вторым по объемам (после Германии) покупателем российского природного газа, который направляется транзитом через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии по «Западному коридору», а также по трубопроводу «Голубой поток». Динамика российско-турецких политических взаимоотношений, наличие перспективных торгово-экономических связей оказывают положительное влияние на перспективы развития сотрудничества в области энергетики, которые напрямую зависят от динамики развития двусторонних торгово-экономических и политических отношений, состояния российско-украинских взаимоотношений в сфере транзита российского природного газа через территорию Украины, влияния Запада.
В связи с обострением конфликта на Украине, неспокойной обстановкой в этом регионе и угрозами националистов уничтожения трубопроводов, поставляющих газ в Европу через Украину, все более острее встает вопрос об использовании альтернативных каналов транспортировки газа. И Турция играет важную роль в этом процессе. Москва не собирается оставлять Евросоюз один на один с украинским рисковым транзитом. В планах России строительство в Турции дополнительного газового хаба «Турецкий поток» (на границе с Грецией), который будет обеспечивать топливом потребности стран Южной Европы. Однако, несмотря на явные экономические преимущества, к проекту нового трубопровода в Анкаре относятся с явной насторожённостью, так как его строительство может еще более увеличить зависимость Турции от России.
Одним из важных вопросов в турецко-российских отношениях является позиция России в вопросе вступления Турции в ЕС. Россия очень внимательно наблюдает за процессом переговоров Турция – ЕС. Москва не против вступления Турции в ЕС, тесно сотрудничая с ЕС, выступает против расширения НАТО, но не против расширения ЕС. Проведение Анкарой многосторонней и более независимой от Запада внешней политики содействует развитию взаимоотношений с Москвой.
Позиция России в области энергоснабжения является огромной проблемой для стран ЕС, у которых нет своих энергоресурсов, но в которых они все больше и больше нуждаются. В качестве альтернативы российскому газу Европа ориентируется на природный газ Северного Ирака и Азербайджана, но постоянный рост спроса на энергию настраивает ее на поиск новых поставщиков. Кроме того, для обеспечения потребности стран Европы в природном газе только одного азербайджанского газа может не хватить. В этой связи постепенно возрастает роль туркменского газа. В последнее время Турция начала проводить такую энергетическую политику, которая дает возможность двум государствам Турции и Туркмении, близким во всех вопросах, объединять усилия и в области энергетики.
Так, Анкара вместе с европейскими энергетическими компаниями сделала все возможное, чтобы поставить напрямую от стабильности поставок углеводородов в западном направлении экономическое благополучие Азербайджана, стремясь за своим прикаспийским партнёром закрепить роль крупного инвестора в турецкий ТЭК.
В случае, если Турции удастся получить доступ к туркменскому газу, то этот газ через Турцию сможет выйти на рынки Европы и Туркмения станет новым крылом проекта TANAP, который предусматривает транспортировку газа с месторождения «Шах Дениз», расположенного в Азербайджане до западных границ Турции через грузино-турецкую границу. Как ожидается, первоначальная пропускная способность трубопровода составит 16 млрд. куб. метров газа в год. Около 6 млрд. куб. метров будет оставаться в Турции, а остальное пойдет транзитом в Европу. Уже в 2018 году газ попадет в Турцию, а после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) приблизительно в начале 2020 года газ поступит в Европу. Стоимость проекта оценивается в 10-11 млрд. долларов. Включение в проект, который азербайджанский газ будет передавать через Турцию в Европу, Туркмении, с одной стороны станет для стран Европы еще одним вариантом, обеспечивающим ее энергобезопасность, а с другой ‒ окажет положительное влияние на экономику Турции. Здесь стратегическое значение имеют отношения Турции с Азербайджаном и Туркменией, основанные на дружбе и братстве. После соединения энергетического богатства двух этих государств с их доверием к Турции, эти страны в глобальной энергетике займут центральное положение.
Объединение с Турцией усилий в энергетике Азербайджана и Туркмении предполагает новый расклад сил на энергетическом мировом рынке. Принцип «два государства ‒ одна нация», которого придерживается Турция в отношении каждой из этих двух стран, может быть заменена доктриной «три государства ‒ одна нация». Более того, ресурсы в энергетической области, которыми обладают Туркмения и Азербайджан, а также тот факт, что транзитной страной является Турция, могут привести к созданию этими странами своего рода «энергетической тройки». Экономические отношения которой, благодаря энергетическому партнерству достигнут пика, при этом и другие сектора их экономик ощутят позитивные эффекты.
Отдельно стоит рассмотреть Регион Центральной Азии, который представляет стратегическую ценность, как для России, так и для Турции . Их сотрудничеству в этом регионе благоприятствует целый ряд объективных факторов:
- выгодное географическое положение Турецкой республики, которая осуществляет контроль за Черноморскими проливами и является своеобразным мостом между Европой и Азией. Данный факт перед Россией и странами Центральной Азии открывает дополнительные возможности по реализации собственных политических и экономических интересов;
- взаимоотношения России и Турции способствуют уменьшению в регионе напряженности, посредством продвижения проектов региональной кооперации, создания атмосферы доверия и взаимной заинтересованности со всеми участниками интеграционных процессов;
- Турция и Россия, являясь крупными евразийскими государствами с многочисленным мусульманским населением, способны стать посредниками в налаживании отношений между Западом и странами Центральной Азии, миром ислама;
- насчитывающая несколько веков политика, копируемая всеми центральноазиатскими государствами, для углубленного сотрудничества Россией и Турцией может быть использована в двустороннем формате со странами региона.
Благоприятное восприятие в Центральной Азии России и Турции обусловлено их более сдержанной по сравнению с подходом стран Запада и достаточно нейтральной позицией в отношении региональных внутриполитических процессов (демократические преобразования, выборы, «цветные революции», права человека и пр.).
Перспективы для российско-турецкого взаимодействия открываются по нескольким направлениям. Во-первых, это сотрудничество в рамках евразийской интеграции (ТС, ЕАЭС), особую роль в которой могут сыграть государственные структуры и экономические министерства России и Казахстана, которые наиболее заинтересованы в интенсификации с Турцией торгово-экономических отношений в торговле, энергетике, туризме. Во-вторых, это энергетические проекты с участием центральноазиатских государств-экспортеров (Туркменистана, Казахстана, Узбекистана), России, а также Турции, являющейся крупнейшим транзитером энергоресурсов в Евразии. В-третьих, это сотрудничество дипломатических и военных ведомств Турции и России в области поддержания безопасности в регионе.
Позиция правительства Турецкой республики дает возможность наращивать двусторонний товарооборота, прежде всего, по заполнению освободившихся ниш турецкими аграриями на российском масштабном продуктовом рынке, увеличению турецкого экспорта в Россию молочной, мясной и рыбной продукции, фруктов и овощей. Россия в свою очередь рассчитывает, что в результате экономического сотрудничества в этой области ей удастся увеличить объем взаимной торговли, вывести инвестиционное сотрудничество Турции и России на качественно новый уровень, что позволит довести товарооборот до отметки в 100 млрд. долл. США.
Несмотря на неудовлетворённость турецкого руководства по поводу затянувшегося на десятилетия принятия Турецкой республики в ЕС, события вокруг Крыма выявили неожиданно позитивную сторону несвязанности обязательствами Анкары в рамках ЕС. Если бы Турция была полноправным членом ЕС, то столкнулась бы с серьёзными дилеммами в экономическом плане. Турция свой статус члена НАТО сумела и в этот раз приспособить к новым геополитическим реалиям Черноморского региона. Любого намёка о присоединении крупнейшего энергетического российского партнёра даже к ограниченным санкциям против России могло для турецкой экономики обернуться непредсказуемыми последствиямиn.
Несмотря на сближение, происходящее в последнее время, вопрос «недоверия» остается, Москва не забывает, что Турция является членом НАТО и крупнейшим региональным союзником США. Турция и Европа не довольна монополистической ролью России в газовом секторе, и постараются, чтобы на европейский рынок попал газ таких стран как Азербайджан и Туркмения. Диверсификация маршрутов транспортировки энергоресурсов на мировые рынки в обход России ослабляет ее геополитический статус, кроме того Турция является членом НАТО, что также вызывает у Москвы определенное беспокойство.
Однако стоит признать, что Турция зарекомендовала себя как стратегический партнер. Анкара сама предложила расширить сотрудничество, не только в военной и газоэнергетической сфере, но и финансовой.
Следуя примеру Египта, турецкая сторона предложила Москве перейти на взаиморасчеты в рублях и турецких лирах с целью стимулирования развития торгово-экономического сотрудничества. Центробанки России и Турции ведут подготовительную работу по переходу на расчеты в национальных валютах. Опыт проведения подобных расчетов у российской стороны есть. Использование рублей будет применяться в первую очередь в туристической сфере для возвращения российских туристов на курорты Турции.
Потенциал российской национальной платежной системы можно оценить через призму Соглашения между правительствами России и Турции о расчетах и платежах в национальной валюте и ее влияние на финансовую безопасности обеих стран. 4 октября 2019 года состоялось подписание соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о расчетах и платежах, направленного на расширение и укрепление межбанковского взаимодействия, а также обеспечение бесперебойности расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Турции.
Основной целью подготовки документа является увеличение и постепенный переход к использованию национальных валют (рубля и лиры) при расчетах между двумя странами, создание соответствующей инфраструктуры финансового рынка и повышение привлекательности национальных валют для хозяйствующих субъектов.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики также предусмотрено дальнейшее расширение инфраструктуры приема российских карт "МИР" на территории Турции и подключение турецких банков и компаний к российскому аналогу SWIFT - системе передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС).
При этом страны намерены организовать взаимодействие национальных систем передачи финансовых сообщений с последующей возможностью подключения к этим системам других стран. Также Россия и Турция намерены поддерживать дальнейшее открытие и расширение использования прямых корреспондентских счетов, открытых между коммерческими банками государств для развития трансграничных расчетов.
Переход руководства Центробанков России и Турции на расчеты в национальных валютах также говорит о надежности Турции как партнера. Россия заинтересована возможностью перевода расчетов во взаимном торговом обороте на национальные валюты ‒ российские рубли и турецкие лиры. Переход на национальные валюты в расчетах ‒ это возможность снизить зависимость России от доллара и западных финансовых рынков в двусторонней торговле с соседними странами. И первое, о чем должны договориться Анкара и Москва на пути к взаиморасчетам в национальных валютах, ‒ это о проведение национальными банками валютно-обменных операций в рублях и лирах. После введения прямого ценообразования в этой сфере в рублях или лирах из взаиморасчетов исчезнет одна из рисковых составляющих, связанная с переводом цен на товары из турецких лир в доллары США и обратно в российские рубли. Решение российских и турецких финансовых властей соответствует давно объявленному курсу на дедолларизацию экономики.
Соответственно основная цель данного соглашения заключается в снижении зависимости от американского доллара и в принципе от американской финансовой системы в торговых и инвестиционных отношениях двух стран. Конечно такая мера не увеличит оборот торговли между странами, но обезопасит её от влияния третьих сторон, поскольку Америка уже не смогут заблокировать транзакции при расчётах в нацвалютах. И Россия, и Турция сегодня подвержены американским ограничениям, поэтому использование доллара США в трансграничных транзакциях одинаково рискованно для обеих стран.
Таким образом, взаимодействие в сфере энергетической политики является важным фактором развития турецко-российских торгово-экономических отношений. Турция ведет последовательную, прагматичную политику, краеугольным камнем которой является экономика. От сотрудничества Россия получает очень хороший экономический эффект. Такая позиция оказывает влияние на политику и другие секторы. Взаимовыгодное сотрудничество двух стран, учитывающее интересы обоих государств, способствует интеграционному развитию экономических и политических отношений, повышает энергетическую стабильность, содействует повышению взаимного доверия и сближению позиций по большому спектру вопросов в двухсторонних отношениях, способствующих укреплению геополитического влияния России в данном регионе.
На протяжении многих лет после распада Советского Союза торговое сотрудничество двух государств служило основой для укрепления двусторонних связей Москвы и Анкары, а также создало механизмы и инструменты эффективной системы экономической безопасности для обеих стран. Для сохранения прочных и динамичных связей обе стороны должны придерживаться прагматичного подхода и учитывать взаимные интересы по поводу способов выстраивания стабильной двухсторонней экономической системы и обеспечения порядка в регионе.
1. Камалов И. От соседства к стратегическому сотрудничеству: турецко-российские отношения // ORSAM. Rapor No: 18. The Black Sea International Rapor No: 3 − Анкара. 2010. Май. -36 C. (2 п.л.)
2. Энергетическое братство Азербайджана, Туркмении и Турции - URL:: http://minval.az/news/78234/#sthash.828H7xk3.dpuf
3. Влияние Турции на Азербайджан. - URL: http://www.fondsk.ru/news/2014/07/21/turcia-kavkazskij-plennik-maloaziatskoj-derzhavy-28540.html
4. Малышева Д.Б. Центральноазиатский узел мировой политики. - Москва. ИМЭМО РАН, 2010 - 100 с. ISBN 978-5-9535-0261-0 (7 п.л.)
5. Хмелев М. Турция предлагает зону свободной торговли с Таможенным союзом - URL: http://www.gudok.ru/economy/?ID=1192577
6. Алексеев В.Н., Рыкова И.Н. Доступность финансовых услуг как основа развития инфраструктуры: российский и зарубежный опыт // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2013. № 2 (26). С. 16. (0,2 п.л.)
7. Алексеев В.Н., Рыкова И.Н. Институциональная среда финансовой инфраструктуры на международном и региональном уровнях // Банковское дело. 2013. № 7. С. 35-38 (0,3 п.л.)
8. Суглобов А.Е., Смирнова О.Е. Кластерный подход в формировании российской национальной инновационной системы // Вопросы региональной экономики. 2013. № 4 (17). С. 81-86 (0,3 п.л)
9. Карпович О.Г. Глобальные проблемы международных отношений в контексте формирующегося многополярного мира // Право и политика. 2014. № 5. С. 620-629 (0,7 п.л.).
10. Управление инновациями. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Блау С.Л., Мантусов В.Б., Новиков В.Е., Петров В.С., Тебекин А.В., Тебекин П.А. // Российская таможенная академия. Москва, 2017, 452 с. (25 п.л.).
11. Мантусов В.Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях // "Издательство "Юнити-Дана" (Москва), 2012, 64 с (5 п.л.).
12. Шангараев Р.Н. "Мутализм" или особенности внешней политики Турции в отношении России // Вопросы безопасности. 2017. № 1. С. 45-54 (0,2 п.л.)
13. Шангараев Р.Н. Влияние политики на торгово-экономические отношения России и Турции // Человеческий капитал. 2016. № 2 (86). С. 94-96 (0,2 п.л.).
14. Шангараев Р.Н., Лобас Е.В., Трифонов И.В. Национальная платежная система в контексте экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 145-148 (0,3 п.л.).
15. Шангараев Р.Н., Эйвазов Р.А. Стратегический потенциал "турецкого потока" в системе международной энергетической безопасности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. № 4 (53). С. 93-100 (0,4 п.л.).
16. Карпович О.Г. Риски и угрозы цветной революции в России // Политика и общество. 2015. № 1 (121). С. 107-115 (0,8 п.л.).
17. "Рука помощи" из Стамбула: Украину обходят газопроводом "Турецкий поток" // URL: http://qwas.ru/ukraine/vitrenko/Ruka-pomowi-iz-Stambula-Ukrainu-obhodjat-gazoprovodom-Tureckii-potok/
18. Уход от доллара: Россия и Турция подписали соглашение о расчётах в национальных валютах // URL: https://russian.rt.com/business/article/675297-rossiya-turciya-nacvalyuty