Moskva, Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.14 Мировая экономика
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.51 Мировое хозяйство. Международные экономические отношения
OKSO 38.07.02 Экономическая бехопасность
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS069020 International / Economics
Against the background of a general deterioration in relations with the West, cooperation with Turkey may be useful to Russia. In this regard, the need to study the nature of the emerging bilateral trade and economic relations is undeniable.
Russia, Turkey, economic security, strategic partnership
Внешнеэкономическое сотрудничество России и Турции на фоне усиления энергетического фактора в мировой экономике приобретает стратегический характер на региональном и глобальном уровнях. Активная торговля энергоресурсами и развитие экономических отношений помогли обеим странам стать ключевыми акторами в энергетической сфере. Более того, разница во взглядах на кризисные ситуации не мешает развитию двусторонних связей, особенно в экономике и культуре.
Экономики России и Турции имеют общие точки взаимодействия. Турецкая экономика заинтересована в обширном российском рынке потребления и в большей степени зависит от сотрудничества с «Газпромом», стабильности поставок газа, тогда как российская сторона больше заинтересована в диверсификации каналов поставок энергоресурсов за счет развития новых проектов, стратегической безопасности и наличие предсказуемого партнера среди стран-членов НАТО.
Тем не менее, несмотря на то, что экономики двух стран дополняют друг друга, в политических взглядах и позициях лидеров России и Турции имеется ряд коренных различий. Различия эти не столь велики, а значимость продолжения диалога очевидна. Из всех крупнейших мировых рынков российский географически наиболее близок к Турции. Дополнительного внимания требуют стратегические приоритеты сотрудничества России с Турцией, практические аспекты реализации Российской энергетической стратегии в отношении Турции. На сегодняшний день остро стоит вопрос о развитии новых направлений международного сотрудничества двух стран, что связано с осложнившейся международной обстановкой вокруг России.
После ухудшения российско-турецких отношений в политическом и торгово-экономическом сотрудничестве двух государств имелась некоторая асимметрия. Россия была и остается для Турции одним из важнейших экономических партнеров, от которого зависит положение государства в регионе. Тогда как Турция для России, хотя и была важна, все же не являлась наиболее близким и стратегическим союзником, а прежде всего являлась перспективным партнером. Сегодня развитие турецко-российского сотрудничества во многих сферах экономики для России имеют первостепенное значение.
Необходимо помнить также и о развитии совместного газового проекта Турции и России – «Голубой поток». Следует отметить, что, несмотря на воздействие недавних политических событий, поспособствовавших снижению объемов товарооборота между двумя странами, нефтегазовый сектор продолжает оставаться одной из ведущих сфер двустороннего взаимодействия. В настоящее время Турция по-прежнему находится на втором месте по объемам закупок газа из России, уступая только Германии. Кроме того, Турция по-прежнему выступает в качестве крупнейшего транзитного нефтегазового пункта, определенного связующего звена между Азией и Европой.
Поставки российского газа в Европу осуществляются через этот «энергетических хаб» Турции в рамках реализации проекта «Турецкий поток», что отвечает требования Третьего энергопакета: Россия несет ответственность только до турецкой границы, тогда как дальнейшая транспортировка зависит от турецко-европейских отношений.
Данный проект позволит не только увеличить поставки российского газа в Турцию, но и перенаправить ту часть газа, которая шла транзитом через Украину и балканские страны, непосредственно в Турцию. И хотя вторая нитка газопровода, по которой газ должен поступать в Южную Европу, вызывает гораздо много вопросов, в случае ее реализации перед российским газовым экспортером открываются широкие перспективы.
Проект предполагает строительство газопровода через Черное море до европейской части Турции и далее к границе с Грецией. Длина морской части трубы должна составить около 910 км, сухопутной части по турецкой территории - 180 км. Речь идет о строительстве двух ниток газопровода мощностью 15,75 млрд кубометров в год каждая. Первая нитка будет предназначена для потребления Турции, а вторая - для транзита в Южную Европу.
Турция является стратегическим партнером и в энергетической отрасли. На протяжении последних десятилетий Турция является вторым по объемам (после Германии) покупателем российского природного газа, который направляется транзитом через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии по «Западному коридору», а также по трубопроводу «Голубой поток». Динамика российско-турецких политических взаимоотношений, наличие перспективных торгово-экономических связей оказывают положительное влияние на перспективы развития сотрудничества в области энергетики, которые напрямую зависят от динамики развития двусторонних торгово-экономических и политических отношений, состояния российско-украинских взаимоотношений в сфере транзита российского природного газа через территорию Украины, влияния Запада.
В связи с обострением конфликта на Украине, неспокойной обстановкой в этом регионе и угрозами националистов уничтожения трубопроводов, поставляющих газ в Европу через Украину, все более острее встает вопрос об использовании альтернативных каналов транспортировки газа. И Турция играет важную роль в этом процессе. Москва не собирается оставлять Евросоюз один на один с украинским рисковым транзитом. В планах России строительство в Турции дополнительного газового хаба «Турецкий поток» (на границе с Грецией), который будет обеспечивать топливом потребности стран Южной Европы. Однако, несмотря на явные экономические преимущества, к проекту нового трубопровода в Анкаре относятся с явной насторожённостью, так как его строительство может еще более увеличить зависимость Турции от России.
Одним из важных вопросов в турецко-российских отношениях является позиция России в вопросе вступления Турции в ЕС. Россия очень внимательно наблюдает за процессом переговоров Турция – ЕС. Москва не против вступления Турции в ЕС, тесно сотрудничая с ЕС, выступает против расширения НАТО, но не против расширения ЕС. Проведение Анкарой многосторонней и более независимой от Запада внешней политики содействует развитию взаимоотношений с Москвой.
Позиция России в области энергоснабжения является огромной проблемой для стран ЕС, у которых нет своих энергоресурсов, но в которых они все больше и больше нуждаются. В качестве альтернативы российскому газу Европа ориентируется на природный газ Северного Ирака и Азербайджана, но постоянный рост спроса на энергию настраивает ее на поиск новых поставщиков. Кроме того, для обеспечения потребности стран Европы в природном газе только одного азербайджанского газа может не хватить. В этой связи постепенно возрастает роль туркменского газа. В последнее время Турция начала проводить такую энергетическую политику, которая дает возможность двум государствам Турции и Туркмении, близким во всех вопросах, объединять усилия и в области энергетики.
Так, Анкара вместе с европейскими энергетическими компаниями сделала все возможное, чтобы поставить напрямую от стабильности поставок углеводородов в западном направлении экономическое благополучие Азербайджана, стремясь за своим прикаспийским партнёром закрепить роль крупного инвестора в турецкий ТЭК.
В случае, если Турции удастся получить доступ к туркменскому газу, то этот газ через Турцию сможет выйти на рынки Европы и Туркмения станет новым крылом проекта TANAP, который предусматривает транспортировку газа с месторождения «Шах Дениз», расположенного в Азербайджане до западных границ Турции через грузино-турецкую границу. Как ожидается, первоначальная пропускная способность трубопровода составит 16 млрд. куб. метров газа в год. Около 6 млрд. куб. метров будет оставаться в Турции, а остальное пойдет транзитом в Европу. Уже в 2018 году газ попадет в Турцию, а после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) приблизительно в начале 2020 года газ поступит в Европу. Стоимость проекта оценивается в 10-11 млрд. долларов. Включение в проект, который азербайджанский газ будет передавать через Турцию в Европу, Туркмении, с одной стороны станет для стран Европы еще одним вариантом, обеспечивающим ее энергобезопасность, а с другой ‒ окажет положительное влияние на экономику Турции. Здесь стратегическое значение имеют отношения Турции с Азербайджаном и Туркменией, основанные на дружбе и братстве. После соединения энергетического богатства двух этих государств с их доверием к Турции, эти страны в глобальной энергетике займут центральное положение.
Объединение с Турцией усилий в энергетике Азербайджана и Туркмении предполагает новый расклад сил на энергетическом мировом рынке. Принцип «два государства ‒ одна нация», которого придерживается Турция в отношении каждой из этих двух стран, может быть заменена доктриной «три государства ‒ одна нация». Более того, ресурсы в энергетической области, которыми обладают Туркмения и Азербайджан, а также тот факт, что транзитной страной является Турция, могут привести к созданию этими странами своего рода «энергетической тройки». Экономические отношения которой, благодаря энергетическому партнерству достигнут пика, при этом и другие сектора их экономик ощутят позитивные эффекты.
Отдельно стоит рассмотреть Регион Центральной Азии, который представляет стратегическую ценность, как для России, так и для Турции . Их сотрудничеству в этом регионе благоприятствует целый ряд объективных факторов:
- выгодное географическое положение Турецкой республики, которая осуществляет контроль за Черноморскими проливами и является своеобразным мостом между Европой и Азией. Данный факт перед Россией и странами Центральной Азии открывает дополнительные возможности по реализации собственных политических и экономических интересов;
- взаимоотношения России и Турции способствуют уменьшению в регионе напряженности, посредством продвижения проектов региональной кооперации, создания атмосферы доверия и взаимной заинтересованности со всеми участниками интеграционных процессов;
- Турция и Россия, являясь крупными евразийскими государствами с многочисленным мусульманским населением, способны стать посредниками в налаживании отношений между Западом и странами Центральной Азии, миром ислама;
- насчитывающая несколько веков политика, копируемая всеми центральноазиатскими государствами, для углубленного сотрудничества Россией и Турцией может быть использована в двустороннем формате со странами региона.
Благоприятное восприятие в Центральной Азии России и Турции обусловлено их более сдержанной по сравнению с подходом стран Запада и достаточно нейтральной позицией в отношении региональных внутриполитических процессов (демократические преобразования, выборы, «цветные революции», права человека и пр.).
Перспективы для российско-турецкого взаимодействия открываются по нескольким направлениям. Во-первых, это сотрудничество в рамках евразийской интеграции (ТС, ЕАЭС), особую роль в которой могут сыграть государственные структуры и экономические министерства России и Казахстана, которые наиболее заинтересованы в интенсификации с Турцией торгово-экономических отношений в торговле, энергетике, туризме. Во-вторых, это энергетические проекты с участием центральноазиатских государств-экспортеров (Туркменистана, Казахстана, Узбекистана), России, а также Турции, являющейся крупнейшим транзитером энергоресурсов в Евразии. В-третьих, это сотрудничество дипломатических и военных ведомств Турции и России в области поддержания безопасности в регионе.
Позиция правительства Турецкой республики дает возможность наращивать двусторонний товарооборота, прежде всего, по заполнению освободившихся ниш турецкими аграриями на российском масштабном продуктовом рынке, увеличению турецкого экспорта в Россию молочной, мясной и рыбной продукции, фруктов и овощей. Россия в свою очередь рассчитывает, что в результате экономического сотрудничества в этой области ей удастся увеличить объем взаимной торговли, вывести инвестиционное сотрудничество Турции и России на качественно новый уровень, что позволит довести товарооборот до отметки в 100 млрд. долл. США.
Несмотря на неудовлетворённость турецкого руководства по поводу затянувшегося на десятилетия принятия Турецкой республики в ЕС, события вокруг Крыма выявили неожиданно позитивную сторону несвязанности обязательствами Анкары в рамках ЕС. Если бы Турция была полноправным членом ЕС, то столкнулась бы с серьёзными дилеммами в экономическом плане. Турция свой статус члена НАТО сумела и в этот раз приспособить к новым геополитическим реалиям Черноморского региона. Любого намёка о присоединении крупнейшего энергетического российского партнёра даже к ограниченным санкциям против России могло для турецкой экономики обернуться непредсказуемыми последствиямиn.
Несмотря на сближение, происходящее в последнее время, вопрос «недоверия» остается, Москва не забывает, что Турция является членом НАТО и крупнейшим региональным союзником США. Турция и Европа не довольна монополистической ролью России в газовом секторе, и постараются, чтобы на европейский рынок попал газ таких стран как Азербайджан и Туркмения. Диверсификация маршрутов транспортировки энергоресурсов на мировые рынки в обход России ослабляет ее геополитический статус, кроме того Турция является членом НАТО, что также вызывает у Москвы определенное беспокойство.
Однако стоит признать, что Турция зарекомендовала себя как стратегический партнер. Анкара сама предложила расширить сотрудничество, не только в военной и газоэнергетической сфере, но и финансовой.
Следуя примеру Египта, турецкая сторона предложила Москве перейти на взаиморасчеты в рублях и турецких лирах с целью стимулирования развития торгово-экономического сотрудничества. Центробанки России и Турции ведут подготовительную работу по переходу на расчеты в национальных валютах. Опыт проведения подобных расчетов у российской стороны есть. Использование рублей будет применяться в первую очередь в туристической сфере для возвращения российских туристов на курорты Турции.
Потенциал российской национальной платежной системы можно оценить через призму Соглашения между правительствами России и Турции о расчетах и платежах в национальной валюте и ее влияние на финансовую безопасности обеих стран. 4 октября 2019 года состоялось подписание соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о расчетах и платежах, направленного на расширение и укрепление межбанковского взаимодействия, а также обеспечение бесперебойности расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Турции.
Основной целью подготовки документа является увеличение и постепенный переход к использованию национальных валют (рубля и лиры) при расчетах между двумя странами, создание соответствующей инфраструктуры финансового рынка и повышение привлекательности национальных валют для хозяйствующих субъектов.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики также предусмотрено дальнейшее расширение инфраструктуры приема российских карт "МИР" на территории Турции и подключение турецких банков и компаний к российскому аналогу SWIFT - системе передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС).
При этом страны намерены организовать взаимодействие национальных систем передачи финансовых сообщений с последующей возможностью подключения к этим системам других стран. Также Россия и Турция намерены поддерживать дальнейшее открытие и расширение использования прямых корреспондентских счетов, открытых между коммерческими банками государств для развития трансграничных расчетов.
Переход руководства Центробанков России и Турции на расчеты в национальных валютах также говорит о надежности Турции как партнера. Россия заинтересована возможностью перевода расчетов во взаимном торговом обороте на национальные валюты ‒ российские рубли и турецкие лиры. Переход на национальные валюты в расчетах ‒ это возможность снизить зависимость России от доллара и западных финансовых рынков в двусторонней торговле с соседними странами. И первое, о чем должны договориться Анкара и Москва на пути к взаиморасчетам в национальных валютах, ‒ это о проведение национальными банками валютно-обменных операций в рублях и лирах. После введения прямого ценообразования в этой сфере в рублях или лирах из взаиморасчетов исчезнет одна из рисковых составляющих, связанная с переводом цен на товары из турецких лир в доллары США и обратно в российские рубли. Решение российских и турецких финансовых властей соответствует давно объявленному курсу на дедолларизацию экономики.
Соответственно основная цель данного соглашения заключается в снижении зависимости от американского доллара и в принципе от американской финансовой системы в торговых и инвестиционных отношениях двух стран. Конечно такая мера не увеличит оборот торговли между странами, но обезопасит её от влияния третьих сторон, поскольку Америка уже не смогут заблокировать транзакции при расчётах в нацвалютах. И Россия, и Турция сегодня подвержены американским ограничениям, поэтому использование доллара США в трансграничных транзакциях одинаково рискованно для обеих стран.
Таким образом, взаимодействие в сфере энергетической политики является важным фактором развития турецко-российских торгово-экономических отношений. Турция ведет последовательную, прагматичную политику, краеугольным камнем которой является экономика. От сотрудничества Россия получает очень хороший экономический эффект. Такая позиция оказывает влияние на политику и другие секторы. Взаимовыгодное сотрудничество двух стран, учитывающее интересы обоих государств, способствует интеграционному развитию экономических и политических отношений, повышает энергетическую стабильность, содействует повышению взаимного доверия и сближению позиций по большому спектру вопросов в двухсторонних отношениях, способствующих укреплению геополитического влияния России в данном регионе.
На протяжении многих лет после распада Советского Союза торговое сотрудничество двух государств служило основой для укрепления двусторонних связей Москвы и Анкары, а также создало механизмы и инструменты эффективной системы экономической безопасности для обеих стран. Для сохранения прочных и динамичных связей обе стороны должны придерживаться прагматичного подхода и учитывать взаимные интересы по поводу способов выстраивания стабильной двухсторонней экономической системы и обеспечения порядка в регионе.
1. Kamalov I. Ot sosedstva k strategicheskomu sotrudnichestvu: turecko-rossiyskie otnosheniya // ORSAM. Rapor No: 18. The Black Sea International Rapor No: 3 − Ankara. 2010. May. -36 C. (2 p.l.)
2. Energeticheskoe bratstvo Azerbaydzhana, Turkmenii i Turcii - URL:: http://minval.az/news/78234/#sthash.828H7xk3.dpuf
3. Vliyanie Turcii na Azerbaydzhan. - URL: http://www.fondsk.ru/news/2014/07/21/turcia-kavkazskij-plennik-maloaziatskoj-derzhavy-28540.html
4. Malysheva D.B. Central'noaziatskiy uzel mirovoy politiki. - Moskva. IMEMO RAN, 2010 - 100 s. ISBN 978-5-9535-0261-0 (7 p.l.)
5. Hmelev M. Turciya predlagaet zonu svobodnoy torgovli s Tamozhennym soyuzom - URL: http://www.gudok.ru/economy/?ID=1192577
6. Alekseev V.N., Rykova I.N. Dostupnost' finansovyh uslug kak osnova razvitiya infrastruktury: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt // Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym hozyaystvom. 2013. № 2 (26). S. 16. (0,2 p.l.)
7. Alekseev V.N., Rykova I.N. Institucional'naya sreda finansovoy infrastruktury na mezhdunarodnom i regional'nom urovnyah // Bankovskoe delo. 2013. № 7. S. 35-38 (0,3 p.l.)
8. Suglobov A.E., Smirnova O.E. Klasternyy podhod v formirovanii rossiyskoy nacional'noy innovacionnoy sistemy // Voprosy regional'noy ekonomiki. 2013. № 4 (17). S. 81-86 (0,3 p.l)
9. Karpovich O.G. Global'nye problemy mezhdunarodnyh otnosheniy v kontekste formiruyuschegosya mnogopolyarnogo mira // Pravo i politika. 2014. № 5. S. 620-629 (0,7 p.l.).
10. Upravlenie innovaciyami. Anisimov V.G., Anisimov E.G., Blau S.L., Mantusov V.B., Novikov V.E., Petrov V.S., Tebekin A.V., Tebekin P.A. // Rossiyskaya tamozhennaya akademiya. Moskva, 2017, 452 s. (25 p.l.).
11. Mantusov V.B. Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integraciya v sovremennyh mirohozyaystvennyh otnosheniyah // "Izdatel'stvo "Yuniti-Dana" (Moskva), 2012, 64 s (5 p.l.).
12. Shangaraev R.N. "Mutalizm" ili osobennosti vneshney politiki Turcii v otnoshenii Rossii // Voprosy bezopasnosti. 2017. № 1. S. 45-54 (0,2 p.l.)
13. Shangaraev R.N. Vliyanie politiki na torgovo-ekonomicheskie otnosheniya Rossii i Turcii // Chelovecheskiy kapital. 2016. № 2 (86). S. 94-96 (0,2 p.l.).
14. Shangaraev R.N., Lobas E.V., Trifonov I.V. Nacional'naya platezhnaya sistema v kontekste ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 6. S. 145-148 (0,3 p.l.).
15. Shangaraev R.N., Eyvazov R.A. Strategicheskiy potencial "tureckogo potoka" v sisteme mezhdunarodnoy energeticheskoy bezopasnosti // Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura. 2017. № 4 (53). S. 93-100 (0,4 p.l.).
16. Karpovich O.G. Riski i ugrozy cvetnoy revolyucii v Rossii // Politika i obschestvo. 2015. № 1 (121). S. 107-115 (0,8 p.l.).
17. "Ruka pomoschi" iz Stambula: Ukrainu obhodyat gazoprovodom "Tureckiy potok" // URL: http://qwas.ru/ukraine/vitrenko/Ruka-pomowi-iz-Stambula-Ukrainu-obhodjat-gazoprovodom-Tureckii-potok/
18. Uhod ot dollara: Rossiya i Turciya podpisali soglashenie o raschetah v nacional'nyh valyutah // URL: https://russian.rt.com/business/article/675297-rossiya-turciya-nacvalyuty