В статье исследуется мировой и отечественный опыт контроля качества, в частности ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), TQM/TQE, EFQM, CHEPS, с целью обеспечения качества как важнейшего средства достижения конкурентоспособности отечественных образовательных учреждений. Контроль качества необходим в долгосрочной перспективе с целью унификации процессов контроля, обеспечения и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.
менеджмент качества образования, ISO 9001:2000, TQM/TQE, EFQM, CHEPS, ГОСТ Р ИСО 9000–2001.
Сложность решения актуальной задачи обеспечения качества образования обусловлена необходимостью активного и эффективного взаимодействия и координации усилий различных субъектов образовательной политики институционального, национального, наднационального (регионального) и транснационального (мирового) уровня.
Проблема повышения качества как важнейшего средства достижения конкурентоспособности отечественных образовательных учреждений (ОУ) в долгосрочной перспективе и приоритетного направления развития системы образования в целом актуализировалась в связи с подписанием Россией Болонской декларации, требующей унификации процессов контроля, обеспечения и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.
В мировой практике совершенствование деятельности образовательных учреждений сопровождается добровольной сертификацией систем менеджмента качества (СМК) в соответствии со стандартом ISO 9001:2000. Добровольная сертификация системы менеджмента качества классифицируется как один из общепризнанных способов демонстрации достигнутого учебным заведением уровня менеджмента на национальном и международном рынках образовательных услуг, гарантирующем возможность обеспечения и постоянного улучшения образовательного процесса, отвечающего всем установленным международным стандартам, нормативным требованиям и требованиям всех заинтересованных сторон, с которыми взаимодействует образовательное учреждение при реализации сети внутренних бизнес-процессов [1].
Сегодня интеграция нашей страны в единое глобальное образовательное пространство ассоциируется с активным и масштабным использованием зарекомендовавших в мировой практике образовательных методов, технологий, инструментария и приемов управления качеством. Организационно-нормативной основой унификации образовательного процесса являются международные стандарты систем менеджмента качества ISO серии 9000:2000, ключевым фактором эффективного функционирования образовательных учреждений — процессный подход, методической основой управления качеством процессов — концепция Всеобщего Менеджмента Качества (TQM/TQE).
1. Кириллов Л. Качество - приоритет современного образования: Опубл. 25.04.2007 Режим доступа: http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgibin/pl/nv.pl?art=271193463).
2. Таизова О.С. Модернизация содержания и структуры общего образования. Сущность, возможности, перспективы (опыт осмысления). Пермский виртуальный педагогический совет. Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru.
3. Антипов С.А., Богданова Н.О., Заика В.С., Лепендина Р.Н. Структура системы контроля качества подготовки специалистов // Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Кн. 3 / Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 335 с.
4. Белов В.С. Модель организации образовательного процесса в высшем учебном заведении как базис системы оценки качества вуза // Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Кн. 17 / Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 232 с.
5. Горбашко Е.А. Самооценка в управлении качеством образования в вузе: зарубежный и отечественный опыт // Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Кн. 4 / Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 232 с.
6. Нуждин В.Н, Кадамцева Г.Г. Стратегическое управление качеством образования: Учеб. пособие. Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2002. 88 с.
7. Ильинский И.М. Качество - ядро образовательного процесса // Стандарты и качество. 2002. № 4. С. 22-24.
8. Левшина В.В., Зиненко В.К., Репях С.М., Бука Э.С., Харин В.Ф. Управление процессами производства образовательных услуг в университете по критерию качества // Стандарты и качество. 2001. № 3. С. 71-73.
9. Салимова Т.А., Ахметова Н.Ш. Самооценка как инструмент управления качеством в вузе // Стандарты и качество. 2002. № 4. С. 49-51.
10. Граничина О.Л. Контроль качества образовательного процесса в вузах России и за рубежом. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2006. 184 с.
11. Клычева Е.В., Меркулова О.П. Обеспечение системы поддержки качества образовательного процесса (уровень факультета): Науч.-метод. материалы. Волгоград: Перемена, 2000.
12. Лопухова Т.В., Ибрагимов Г.И. Как оценить качество учебно-воспитательного процесса // Среднее профессиональное образование: Ежемес. теорет. и науч.-метод. журн. М., 2005. № 4. C. 41-43.
13. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педа гогическое общество России, 1999. 96 с.
14. Фоменко С.Л. Педагогический мониторинг образовательного процесса как проблема педагогической теории и практики: Учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. 94 с.
15. Международный стандарт ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 2-е изд. Введен 2000-12-15. ISO-2000.
16. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности / Утв. Постановлением Госстандарта России от 15.08.2001 № 334-ст. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. 30 с.
17. Гостева М.А. Разработка механизма формирования целевых показателей развития промышленного предприятия на основе концепции заинтересованных сторон: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2006. 19 с.
18. Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента на основе модели совершенствования деятельности / Рук. проекта С.А. Степанов. СПб.: Санкт-Петербург. гос. электротехн. ун-т (ЛЭТИ), 2005. 84 с.
19. Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений / Рук. проекта С.А.Степанов. СПб.: Санкт-Петербург. гос. электротехнич. ун-т (ЛЭТИ), 2005. 112 с.
20. Степанов С.А., Соболев В.С., Азарьева В.В. Методология построения системы менеджмента качества вуза на основе процессно-ориентированного подхода // Материалы науч. конф. «Качество и ИПИ-технологии» / Под ред. В.Н. Азарова. М.: Фонд «Качество», 2002. С. 59-61.
21. Келс Г.Р. Процесс самооценки. Руководство по самооценке для высшего образования / Пер с англ. О. Бухиной. М.: Московский общественный научный фонд, 1999. 152 с.
22. http://www.engec.ru/ru/ka4estvo/sistema/models/premRF/
23. Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. М., 1953.
24. Колесников А.А., Козин И.Ф., Кожевников С.А. и др. Всеобщий менеджмент качества: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Степанова. СПб.: Санкт-Петербург. гос. электротехнич. ун-т (ЛЭТИ), 2001. 200 с.
25. Конти Т. Самооценка в организациях: Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. 328 с.
26. Игнатьева Е.Ю. Самооценка в обучающейся организации // Университетское управление: Практика и анализ. 2006. № 6 (46). С. 32-39.
27. Келс Г.Р. Процесс самооценки. Руководство по самооценке для высшего образования / Пер с англ. О. Бухиной. М.: Московский общественный научный фонд, 1999. 152 с.
28. Менеджмент качества в образовательных учреждениях: Материалы курса повышения квалификации. Ч. 1 и 2 / Д.В. Пузанков, С.А. Степанов, В.С. Соболев и др. СПб.: Санкт-Петербург. гос. электротехнич. ун-т (ЛЭТИ), 2003. 508 с.
29. Method for Improving the Quality of Higher Education based on the EFQM Model, the HBO Expert Group. Eindhoven, 1999. 88 p.
30. Руководство для участников конкурса 2003 года «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». М.: Министерство образования РФ, 2003. 27 с.
31. http://iph.ras.ru/~imosk/Seminar/shemyakina/Shemyakina.htm
32. Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 11 окт.
33. Мацкевич В.В. Энциклопедия социологии. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru.
34. http://distance.ru/files/umk/psy_ped/psy_ped18.html
35. ГОСТ Р 52614.2-2006. Системы менеджмента качества.
36. Руководящие указания по применению ГОСТ Р 9001-2001 в сфере образования / Приказ Ростехрегулирования от 15.12.2006 №309-ст.
37. Менеджмент качества в вузе / Под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. М.: Логос, 2005. 208 с.