Чебоксары, Чувашская республика, Россия
Чебоксары, Чувашская республика, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ББК 65 Экономика. Экономические науки
Исследованы теоретические подходы к управлению финансовой составляющей экономической безопасности региона, понятия «финансовая безопасность» с выявлением преимуществ и недостатков, дано авторское определение финансовой безопасности региона как уровня развития финансовых отношений и способности финансовой системы региона, позволяющего обеспечить защищенность интересов участников этих отношений от угроз, сформировать предпосылки и ресурсы для расширенного воспроизводства, экономического роста и устойчивого социально-экономического развития территории, определены цели, задачи, алгоритм и инструменты управления экономической безопасностью в финансовой сфере региона.
управление, финансовая составляющая, экономическая безопасность, регион, финансовая система, финансовая политика
Экономическая безопасность выступает определяющим элементом системы национальной безопасности государства и определяется как состояние экономической системы, характеризующееся динамичным развитием, результативным решением социальных задач, возможностью выработки и осуществления на государственном уровне самостоятельной экономической политики. Необходимость создания эффективной системы управления экономической безопасностью в финансовой сфере на уровне региона обусловлена не только объективным пониманием ее рассмотрения в качестве объекта управления, но и в большей степени осознанием аксиомы: чем меньше угроз возникает в отношении финансовой системы региональной экономики, тем большим экономическим потенциалом она обладает, тем выше ее эффективность. Наличие ряда нерешённых и дискуссионных вопросов и определяет актуальность темы исследования.
На региональном уровне экономическая безопасность определяется комплексом условий различной содержательной направленности, обеспечивающих ряд важных предпосылок (рисунок 1).
Финансовая составляющая рассматривается как важнейшая составляющая обеспечения экономической безопасности системы любого иерархического уровня, поскольку выступает одновременно и ее компонентой, подсистемой, и предпосылкой обеспечения, поскольку достижение финансовой стабильности как качественный признак безопасности отражает способность системы успешно решать цели и задачи своего развития [5, 6].
Для целей настоящего исследования финансовая составляющая экономической безопасности будет ассоциирована с финансовой безопасностью
В ряде исследований делается акцент на том, что экономическая безопасность региона определяется состоянием его экономики и институтов
Рисунок 1 – Содержание категории «экономическая безопасность региона» с позиции достижения ее результативности
власти, в рамках которых обеспечивается защита экономических интересов, воспроизводство ресурсного потенциала и социальная направленность развития территории. Финансовая безопасность призвана обеспечить такое состояние экономической системы, при котором диапазон изменения ее качественных характеристик находится в пределах пороговых значений и гарантирует расширенное воспроизводство, интенсивный экономический рост и защиту личностных интересов граждан, общества и государства в финансовой сфере.
В российской экономической теории и исследовательской практике ранее предпринимались попытки разработки концептуальных основ финансовой безопасности на региональном уровне, базирующееся не только на обеспечении эффективного функционирования финансовой системы, но и создании условий для безопасной реализации всех элементов финансово-экономического механизма. Проблемы незавершенности формирования концептуальных основ финансовой безопасности заключается в дискуссионности содержания этого понятия, уточнении его содержания, обеспечении корректности применения понятийного аппарата и соответствующих финансовых инструментов [2, 3, 4, 5, 6].
Множество подходов к трактованию содержания категории «финансовая безопасность» позволяют выявить ряд подходов к ее научному пониманию. Большинство авторов определяют ее как некое состояние финансовой системы, в рамках реализуемой финансовой политики добиваться устойчивости системы через недопущение или преодоление неких внешних и внутренних угроз, с одной стороны, и обеспечить ее развитие на основе удовлетворения интересов всех участников, отношений, происходящих в финансовой сфере (Губин В.В., Елизарова В.В. [2]). Ряд авторов следует деятельностному подходу, определяя финансовую безопасность через средства защиты экономических интересов на всех уровнях (Никулина Н.Л., Синенко А.И. [4]). Наименее распространенным видится динамический подход, при котором финансовая безопасность рассматривается как достижение определенного уровня стабильности, независимости и развития финансовой системы любого уровня.
Обобщая известные теоретические положения, определим финансовую безопасность региона как такой уровень развития финансовых отношений и способность финансовой системы региона, позволяющий обеспечить защищенность интересов участников этих отношений от угроз, сформировать предпосылки и ресурсы для расширенного воспроизводства, экономического роста и устойчивого социально-экономического развития территории.
Практическое обеспечение финансовой безопасности сводится к управлению совокупностью финансовых рисков с целью их недопущения и нейтрализации, минимизации последствий в результате их влияния. В масштабах региона это еще и способность региональной финансовой системы обеспечивать государство достаточными для выполнения своего функционала финансовыми ресурсами.
Значимость финансовой безопасности как одного из условий достижения устойчивости региональной социально-экономической системы и ее развития, сложность, многогранность этой категории, а также разнообразие факторов, оказывающих влияние на степень ее достижения, предопределяют необходимость создания системы управления финансовой безопасностью на региональном уровне.
Считаем целесообразным разделять понятия обеспечение финансовой безопасностью и управление финансовое безопасностью.
Управление финансовой безопасностью на уровне субъекта РФ рассматривается как процесс обеспечения финансовой безопасности с помощью методов, инструментов, предпринимаемых действий и средств по защите экономических интересов участников отношений в финансовой сфере, охватывающих общегосударственный, региональный и муниципальный уровень.
В свою очередь обеспечение финансовой безопасности служит целевой установкой управления и заключается в создании условий, обеспечивающих динамичное и эффективное функционирование финансовой системы региона для удовлетворения социально-экономических потребностей населения и устойчивое развития региональной экономики.
На рисунке 2 представлена система управления финансовой безопасностью региона.
В системе управления финансовой безопасностью региона как подсистемы экономической безопасности основу формирует финансовая система региона как совокупность подсистем, воздействуя на которые посредством специального управленческого инструментария субъекты
Рисунок 2 - Система управления финансовой безопасностью региона
управления достигают цели управления – обеспечение финансовой безопасности региона. Поскольку финансовая система многоэлементна по своей экономической природе, финансовая безопасность для целей управления также рассматривается как системное явление, включающее подсистемы бюджетной и налоговой безопасности, инвестиционной и инфляционно-ценовой безопасности, и, наконец, безопасность кредитно-банковской системы. Управление бюджетной безопасностью заключается в достижении такого состояния сбалансированности консолидированного бюджета субъекта РФ и эффективности использования бюджетных средств, при котором обеспечивается их защищенность на всех уровнях государственного и муниципального управления. Управление налоговой безопасностью ориентирует экономическую систему региона и субъектов управления на реализацию мер, способствующих минимизации налоговых рисков и предотвращению внешних и внутренних угроз, снижающих налоговый потенциал региона как основы его финансовой самодостаточности и бюджетной обеспеченности. Управление безопасностью кредитно-банковской системы заключается в реализации комплекса мер, обеспечивающих наиболее эффективное использование финансовых ресурсов, аккумулируемых в регионе, предотвращение угроз и обеспечение стабильного функционирования и предпосылок развития банковской системы региона. Обеспечение инвестиционной безопасности через соответствующий механизм управления достигается в рамках предотвращения инвестиционных рисков и создания благоприятного инвестиционного климата, что, в конечном итоге, позволяет сформировать предпосылки для перехода к инновационной экономике и преодолеть территориальный дисбаланс в экономическом развитии субъекта РФ. Достижение инфляционно-ценовой безопасности в большей степени определяется на общегосударственном уровне, эффективной деятельностью мегарегулятора финансовых процессов и федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной экономической политики. В то же время органы исполнительной власти регионального уровня применяют управленческий инструментарий для сглаживания ценового диспаритета, сглаживания инфляционных воздействий и характера их протекания.
Федеративный статус России усложняет механизм управления финансовой безопасностью вследствие дифференциации, противоречивости экономических интересов субъектов федерации, диспропорций в уровне их социально-экономического развития, обусловленном уровнем ресурсной обеспеченности, развитостью и сбалансированностью экономической системы, ее адаптированностью к внешним и внутренним угрозам.
Проблемы обеспечения эффективного управления экономической безопасностью в финансовой сфере региона сдерживаются концентрацией финансовых ресурсов на федеральном уровне, более широкими возможностями использования денежно-кредитных, налоговых, инфляционных и других рычагов, тогда как финансовые ресурсы региона, призванные обеспечить выполнение государственных функций и достижение устойчивого развития региональной экономики, весьма ограничены, равно как и способы их привлечения отличаются консервативностью.
Управление экономической безопасностью в финансовой сфере региона сводится в практическом смысле его осуществления в реализации комплекса мер, применении методов и инструментария, направленного на защиту экономических интересов элементов финансовой системы и участников финансово-экономических отношений, действующих в региональном территориальном пространстве. Полноправными субъектами системы управления помимо федеральных и региональных органов власти являются органы местного самоуправления, также как два вышестоящих уровня управления, поддерживающие финансовые отношения в реальной экономике и формирование бюджетов.
Концептуально выделяют три подхода к обеспечению экономической безопасности в рамках финансовой сферы региона, что предопределяет направленность управления:
- глобальный подход предполагает целевую направленность управления финансовой безопасностью;
- функциональный подход направлен на обеспечение развития финансовой системы региона, финансовых отношений в экономике;
- локальный подход ориентирован на ее обеспечение отдельными субъектами финансовой системы и финансовых отношений.
Чем больше субъектов будут генерировать высокий уровень финансовой безопасности, тем выше качество управления и устойчивее финансовая система региона. Целью управления экономической безопасностью в финансовой сфере региона является достижение такого уровня развития финансовой системы, при котором обеспечивается рост ключевых экономических показателей, стабильность финансово-кредитной системы, сбалансированность доходной и расходной частей регионального бюджета, его независимость от бюджетов других уровней бюджетной системы. Достижение цели управления финансовой составляющей экономической безопасности предопределяет решение широкого спектра задач (рисунок 3).
Рисунок 3 - Задачи управления финансовой составляющей экономической безопасности региона
Институциональный взгляд на экономическую безопасность региона с позиции государственного управления основывается на системном отношении к категории региональной безопасности, включая политико-правовую, организационно-техническую и социально-культурную подсистемы.
Институциональная среда служит основой для обеспечения экономической безопасности региона. Она соответствует Федеральному закону от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» и Федеральному закону от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», послуживших основанием для принятия указа Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [1]. Действие указанных законодательных и нормативных актов распространяется и на регулирование социально-экономических отношений в регионы как предметной сферы обеспечения безопасности. Концептуальный подход к региональному управлению экономической безопасностью в финансовой сфере базируется на совокупности принципов, учитываемых при реализации механизма управления: восприятия, гибкости, сбалансированности, минимизации рисков, адаптируемости к динамике внешней и внутренней среды. Полноценный механизм обеспечения экономической безопасности финансовой составляющей региона представляет собой совокупность элементов, управленческих отношений между ними и соответствующих инструментов, мер по предотвращению, нейтрализации и устранению угроз. В этом механизме одним из важных условий его эффективности выступает определение порядка взаимодействия субъектов обеспечения экономической безопасности в отношении объектов (субъектов реального сектора экономики, финансового сектора, домашние хозяйства и пр.).
На рисунке 4 представлен состав инструментария управления экономической безопасностью в финансовой сфере региона.
Рисунок 4 - Инструменты управления экономической безопасностью в финансовой сфере региона
Руководствуясь логикой и направленностью национальных интересов России в финансовой сфере, определим в качестве приоритетов развертывания системы управления экономической безопасностью в финансовой сфере региона следующие направления:
1) соответствие расходов регионального бюджета имеющимся ресурсным возможностям;
2) обеспечение целевого финансирования реализации государственных программ и приоритетных проектов;
3) инвестирование государственных средств в наукоемкое и высокотехнологичное производство, а также приоритетные для региона отрасли экономики;
4) формирование условий для развития предпринимательства, привлечения внешних, включая иностранные, инвестиций в региональную экономику с приоритетом вложений в развитие промышленного сектора;
5) принятие нормативно-правовых актов, способствующих стабильному функционированию финансово-кредитной системы и ее развитию в масштабах региона;
6) создание эффективной системы защиты финансовой системы, ее подсистем от воздействия внешних и внутренних угроз, противоправных действий;
7) обеспечение реализации общественных интересов, формируемых с учетом принципов социального государства и безопасности его граждан.
Таким образом, экономическая безопасность финансовой сферы региона, определяемая также как финансовая безопасность, является многогранной категорией, системным явлением, а, значит, нуждается в управлении. Масштабность процессов, реализуемых в рамках механизма обеспечения финансовой безопасности на региональном уровне, их взаимосвязь в системе государственного управления предопределяют необходимость количественной и качественной оценки финансовых рисков и эффективности управления в системном представлении.
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года” (15 мая 2017).[Электронный ресурс], Консультант плюс (дата обращения 20.05.19)
2. Елизарова В.В. Место и роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России / В.В. Елизарова // Экономика, статистика и информатика. 2015. №2. С. 45-48
3. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) - Монография. [Электронный ресурс] - Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. - 239 с. Режим доступа: http://kilmezfinans.ru/wp-content/uploads/2014/09/Финансовая-безопасность.pdf
4. Никулина Н.Л., Синенко А.И. Диагностика финансовой безопасности региона / Н.Л. Никулина, А.И. Синенко // Управленец. 2013. №4/44. С. 54-59
5. Суглобов А.Е., Светлова В.В. Внутренний контроль в системе обеспечения экономической безопасности кредитных организаций. Монография. ИД «Городец», 2015. - 140 с.
6. Суглобов А.Е., Хмелев С.А. Экономическая безопасность предприятия. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Изд-во ЮНИТИ, 2017.