с 01.01.2010 по настоящее время
Российская таможенная академия (кафедра экономической теории и экономики таможенного дела, профессор)
сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 339.54 Внешнеторговая политика. Инструменты внешнеторговой политики например,
ГРНТИ 06.56 Общественно-экономическая структура
ОКСО 38.05.02 Таможенное дело
ББК 6549 Экономика отраслей непроизводственной (социально-культурной) сферы
ТБК 777 Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)
BISAC BUS026000 Exports & Imports
Статья посвящена комплексному исследованию текущих трансформаций и перспективных направлений развития системы государственных таможенных услуг, рассматривая их как с теоретической, так и с практической точки зрения. В последние годы сфера услуг, особенно государственных, претерпевает значительные изменения. На основе теоретического анализа и обобщения практики деятельности таможенных органов выявляются детерминанты эволюции данной сферы, ключевыми из которых являются цифровизация, расширение сервисных функций государства и внедрение клиентоориентированной парадигмы. В работе систематизированы ключевые этапы формирования современной модели таможенных услуг в России, определены актуальные проблемы в области обеспечения их качества и полезности для всех субъектов внешнеэкономической деятельности. По результатам анализа предложена система мер по развитию методологической базы и совершенствованию практики предоставления.
государственная таможенная услуга, закономерность, таможенное администрирование, методология, клиентоориентированность, полезность, эффект
1. Публичная декларация целей и задач Федеральной таможенной службы на 2025 год. Режим доступа: https://customs.gov.ru.
2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ // СПС «Консультант плюс».
3. Приказ ФТС России от 01.09.2022 № 705 «О внедрении принципов клиентоцентричности в деятельности таможенных органов Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
4. Стандарт «Государство для бизнеса». Требования по внедрению клиентоцентричного подхода в государственном и муниципальном управлении при взаимодействии с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/.
5. Ершов А.Д., Доля А.Н. Формирование таможенных услуг во внешнеэкономической деятельности // Ученые записки. 2005. № 1(23). С. 174-191.
6. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. М.: РИО РТА, 2005. 292 с.
7. Гупанова Ю.Е. Понятия «таможенная услуга», «качество таможенной услуги»: проблемы определения // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4 (16). С. 205-207.
8. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е., Симахин О.Г. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг: Монография. М.: Изд-во РТА, 2012. 140 с.
9. Гупанова Ю.Е. Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2013. 432 с.
10. Чечулин Ю.О. Механизм управления качеством таможенных услуг в условиях Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 4. С. 151-156.
11. Федоренко Р.В. Значение услуг в таможенной сфере и перспективы их развития // Инновационные достижения науки и техники АПК. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 485-488.
12. Бойкова М.В., Макрусев В.В., Новиков В.Е. Сфера государственных таможенных услуг как сервисная экономико-управленческая система: концептуальные идеи и проблемы исследования // Экономический анализ: теория и практика. 2024. Т. 23. № 2 (545). С. 263-283.
13. Гупанова Ю.Е. Оценка роли таможенных услуг в развитии экономики таможенного дел // Вестник Российской таможенной академии. 2024. № 2. С. 62-72.
14. Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 951 «О мониторинге качества предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от формы их предоставления и внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) // СПС «Консультант плюс».
15. ИСО 9000:2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Режим доступа: http://www.iso.org.
16. Христофоров А.В., Христофорова И.В., Орлова Е.А. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы / под ред. А.Е. Суглобова. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. 159 с.
17. Механизм управления государственными функциями и услугами в таможенных органах: монография / под ред. проф. С.Л. Блау. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2017. 160 с.



