ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ И КАНАЛОВ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дается обзор институциональных изменений и излагаются новые подходы, которые апробируются в сфере розничной торговли на примере продовольственных товаров. Структурная трансформация касается всех процессов – не только внутренней организации торговли, но и форм взаимодействия с поставщиками продуктовых товаров и их покупателей. Внедрение платформенного типа взаимодействия производителей и покупателей обусловило распространение в регионах электронных форм реализации продукции фермерских хозяйств, потребительских кооперативов в крупных торговых сетях («Пятерочка», «Магнит») по принципу «магазин в магазине». В регионах страны получает распространение проект «Фермерский островок», реализуемый при поддержке корпорации МСП и региональных органов власти. В 2025 г. создано 92 «островка» в 36 регионах при участии более 700 малых производителей сельхозпродукции и готовых продуктов питания. При исследовании структурной трансформации выявлено, что розничная торговля прошла разные фаза развития: от вытеснения традиционных магазинов и их замещения супермаркетами и гипермаркетами, сетью онлайн-площадок в виде интернет магазинов, маркетплейсов и агрегаторов. Применяются новые форматы торговли (дискаунтер, даркстор) и внедряются новые формы взаимодействия с поставщиками и покупателями продовольственных товаров.

Ключевые слова:
розничная торговля, торговые сети, каналы продаж, агропродовольственные товары
Список литературы

1. Затраты на производство и продажу продукции (товаров, работ и услуг) организаций (юридических лиц) по Российской Федерации в 2021 году в разрезе видов экономической деятельности. – URL: //http:www.gks.ru (дата обращения 05.11.2025).

2. Родионова О.А., Семенова Е.И., Кибиров А.Я. и др. Взаимодействие субъектов предпринимательства и эквивалентность отношений в агропродовольственных цепочках. – Москва : ООО «Сам Полиграфист» , 2024. – 268 с. – ISBN 978-5-00227-315-7. – EDN ESKTXO.

3. Информационное агенство Info Line. База «ТОП-200 торговых сетей FMCG России. I полугодие 2025 года». – URL: https://inforetail.ru/#methods (дата обращения 23.10.2025).

4. Retail.ru. Ритейлеру и поставщику. – URL: https://www.retail.ru/ interviews/ vladislav-kurbatov-pyatyerochka-budem-povyshat-operatsionnuyu-effektivnost-chtoby-investirovat-v-tse (дата обращения 10.11.2025).

5. Корпорация МСП. Поддержка поставщиков продуктов питания. Фермерский островок. – URL: https://мсп.рф/services/development/fermerskiy-ostrovok/promo/ysclid= mi4olbyh3j949338328/ (дата обращения 01.07.2025).


Войти или Создать
* Забыли пароль?