СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ УРОВНЯМИ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается вопрос совершенствования взаимодействия федерального и регионального уровней управления в целях повышения социально-экономических показателей регионов. В качестве примера используется Московская область. В работе выявлены ключевые проблемы региона, среди которых: разрозненность социальных программ развития, неясный статус региональных органов власти, несовершенная правовая база и кадровый дефицит. Предложены следующие механизмы решения проблем: адаптация национальных проектов к региональным приоритетам, использование цифровых платформ, проведение мониторинга, финансовое стимулирование KPI, межуровневое управление и кадровый обмен. В работе сделан акцент на законодательном закреплении совместных программных документов и методической базе.

Ключевые слова:
Взаимодействие федерального и регионального уровней управления, социально-экономическое развитие, национальные проекты, цифровая платформа мониторинга, финансовое стимулирование KPI, межуровневое управление, кадровый обмен.
Текст

Введение. На современном этапе изучение возможных угроз и перспектив в сфере взаимодействия федеральных и региональных органов власти по вопросам социально-экономического развития региона, приобретает особое значение. Еще на рубеже 90-х годов Россия отказалась от практики Советского Союза по жесткому территориальному планированию. Данный отказ был продиктован переходом России на путь рыночной экономике. Однако в современной реальности происходит противоположная ситуация, при которой полностью отрицается наличие регионального планирования на основе полной корреляции федеральных и региональных уровней управления [1]. Именно поэтому особо остро стоит вопрос совершенствования механизмов взаимодействия между федеральными и региональными уровнями власти в сфере управления, особенно в области стабилизации социально-экономических показателей регионов [2]. Ключевым критерием эффективности коллаборации федерального и регионального уровня управления является снижение различий между лидирующими и отстающими регионами страны.

Исходя из изложенного, по нашему мнению, наибольший приоритет в области государственной региональной политики должен иметь вопрос, связанный с сокращением диспропорций социально-экономического развития между субъектами Российской Федерации [3].

Результаты. Выявление и реализация потенциала региона является ключевой задачей, стоящей перед региональными и федеральными властями.При отсутствии целенаправленной государственной политики в области развития регионов и регулирования территориального подхода социально- экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, необходимо разработать новый подход к формированию федеративной политики, ориентированной на совершенствование конституционно-правовых основ федерализма [4].

Современная модель регионально-федеративных отношений характеризуется несовершенством конституционно-правовой базы. А также непроработанностью экономических механизмов взаимодействия между центром и регионами. Закрепленные в Конституции принципы равноправия субъектов и единое правовое и хозяйственное пространство, на практике остаются лишь декларациями. На практике каждый регион Российской Федерации демонстрирует свою специфику экономического развития, разность объема налоговых поступлений, инвестиционной привлекательности и правовой статус [5, 6].

К наиболее острым проблемам развития региональных институтов, можно отнести:

- неопределенность статуса региональных экономических органов в общей системе властных структур, которая порождает конфликт полномочий и тормозит принятие решений;

- отсутствие инструментов координирования программ регионального и федерального уровня. Данный фактор препятствует синхронизации экономических инициатив и рационального распределению ресурсов;

- недостаточно высокий профессиональный уровень кадров в региональных системах управления, снижающий качество правленческих решений;

- дефицит площадок для обмена лучшими практиками и выработки совместных экономических стратегий, ограничивающий потенциал межрегионального сотрудничества.

Создание прозрачной правовой основы, развитие многоуровневых инструментов кооперации и повышение компетенций региональных специалистов, является, на взгляд автора, наиболее приоритетным направлениям совершенствования экономического взаимодействия федеральный и региональных властей.

Региональная политика оказывает существенное воздействие на стабильность социально-экономического развития регионов. Однако на законодательном уровне отсутствует единая закрепленная система регионального планирования, в основе которой лежала бы коллаборация федерального и регионального уровня власти. Так же отсутствует взаимосвязь стратегического федерального планирования и программ развития регионов. А программа развития Российской Федерации носит лишь отраслевой характер, что подтверждает недостаточный учет отличительных особенностей каждого субъекта РФ  [7,8].

Планы развития отдельных территорий должны основываться на взаимном увязывании региональных приоритетов и стратегических федеральных программах. Необходимо законодательно закрепить определенный набор программных документов, совместно разрабатываемых федеральными и региональными властями. Создание подобного рода программных проектов, позволит повлиять на стратегическое планирование социально-экономического развития регионов страны [9; 10].

В рамках проведенного исследования определены следующие  ключевые показатели требующиеся для оценки развития регионов (табл.1).

 

Таблица 1

Основные показатели развития Московской области в 2023-2025 гг.

Показатель развития региона

2023 г.

2024 г.

2025 г. (прогноз)

Численность постоянно проживающего населения, тыс. чел.

8651,3

8709,3

8779,4

Валовый региональный продукт, млн. руб.

8502917,6

9623364,1

10639552,1

Фонд заработной платы, млн. руб.

2356562,8

2873325,7

3242883,2

Индекс потребительских цен, %

107,7

107,7

106,1

 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что показатель индекса потребительских цен в регионе достаточно стабилен, данный факт говорит о высоком уровне покупательной способности жителей региона. Возрастание валового регионального продукта (ВРП) в период с 2023 по 2025 годы более чем на 25% в номинальном выражении, также свидетельствует о высоких темпах экономического развитии Московской области. Фонд заработной платы также значительно возрос.  Численность населения Московской области, в период с 2023 по 2025 г.  тоже возросла на 128 тыс. чел. В целом характер развитие Московской области носит положительные тенденции как в социальном, так и в экономическом плане.

В условиях рыночной экономики, основой результативной экономической политики региона является эффективное сотрудничество Федерации и субъектов РФ. По этой причине, в первую очередь процесс регионального планирования социально-экономических показателей Московской области должен носить гласный и открытый характер как на федеральном, так и на региональном уровне [11]. Эффективность комплексной реализации планов по социально-экономическому развитию Московской области, по мнению автора, в наибольшей степени зависит от качества взаимодействия федеральных и региональных органов управления. Именно по этой причине необходимо разработать административные регламенты, в которых будут прописаны процедуры возможных коллабораций региона и федеральных органов [12]. Рассмотрим ключевыемеханизмы взаимодействия между федеральными органами и органами власти Московской области.

 

Таблица 2

Механизмы взаимодействия между федеральными и региональными уровнями управления, на примере Московской области

Механизм взаимодействия

Содержание

Ожидаемый эффект / Пример реализации

Целевая интеграция нацпроектов с региональной спецификой

Адаптация федеральных нацпроектов под потребности Московской области с учетом ее отраслевой и демографической структуры

Увеличение инвестиций в социальную инфраструктуру в рамках нацпроекта «Здравоохранение» с учетом плотности населения Подмосковья

Единая цифровая платформа управления и мониторинга

Создание межуровневой ИТ-платформы для координации программ, автоматизации отчетности, мониторинга показателей

Повышение прозрачности и управляемости: синхронизация региональных систем с ФГИС «Управление» и платформой «Госуправление»

Финансовое стимулирование достижения целевых показателей

Закрепление механизмов «софинансирования с KPI» и поощрения регионов, выполняющих ключевые социально-экономические показатели

Получение дополнительного финансирования на развитие транспортной инфраструктуры при достижении целевых значений уровня мобильности

Межуровневое проектное управление в приоритетных отраслях

Формирование совместных проектных офисов по отраслям (например, транспорт, образование, здравоохранение) с участием федеральных экспертов

Повышение качества реализации проектов: развитие МЦД, строительство школ и технопарков в рамках координированного проектного подхода

Федерально-региональный кадровый обмен и обучение

Разработка программ подготовки кадров для госуправления с ротацией специалистов между уровнями власти и доступом к федеральной экспертизе

Повышение управленческой эффективности: участие Московской области в пилотной программе по подготовке цифровых управленцев

 

Помимо внедрения механизма взаимодействия между федеральными и региональными уровнями управления, необходимо обновлять систему социально-экономических показателей, которое должно осуществляться одновременно с внедрением инновационных изменений статистической деятельности региональных и федеральных органов управления. Результатом такого нововведения станет построение эффективной системы стратегического развития Московской области. 

По мнению автора, в Московской области необходимо создать методическую базу по вопросам социально-экономического развития, которая позволит осуществлять эффективный процесс планирования. Данной базой смогут воспользоваться федеральные органы управления при составлении планов развития в территориальном разрезе. Эффективным инструментом станут специализированные регламенты по коллаборациям федеральных и местных органов власти.

Создание нового уровня взаимодействия потребует профессиональной переподготовки кадров, особенно в условиях реализации цифровых технологий всех аспектов управления. Так как сотрудники должны обладать навыками, опытом и знаниями в области цифровых технологий, безопасности и защиты информации. Характеристики человеческих ресурсов в условиях цифровизации проявляются в таких аспектах, как:

- Способность осваивать устройства цифровой техники в процессе взаимодействия экономической деятельности;

- Способность в кратчайшие сроки адаптироваться к новой рабочей среде и достижениям научно-технического прогресса;

- Соблюдение дисциплины и трудовой этики;

- Способность креативного и нестандартного мышления.

В настоящее время региональные органы власти (в том числе Московской области) занимаются вопросами подготовки человеческих ресурсов. В стратегии развития человеческих ресурсов при определении избытка или нехватки рабочей силы необходимо, учитывать как текущее положение региона, так и имеющиеся стратегические планы.

Не последнее место также занимает проблема межбюджетных взаимоотношений. В России существует тенденция к бюджетному выравниванию среди регионов, однако данные усилия достаточно слабо влияют на эффективность региональной политики в социально-экономической сфере. Разница показателей между лидирующими и отстающими регионами с годами только возрастает. В связи с чем, возникает вопрос о целесообразности перераспределения бюджета от лидирующих регионов к неблагополучным. Московская область, как получатель средств федерального бюджета, сталкивается с проблемой среднесрочного и долгосрочного планирования поступающих средств. По этой причине, следует закрепить целевой характер федеральных выплат на уровне среднесрочного планирования для области.

Заключение. Таким образом, процесс совершенствования межбюджетных отношений в Московской области должен быть направлен на реализацию равноправного доступа каждого жителя региона к государственным услугам. Также стоит отметить, что положительное влияние на региональное развитие Московской области может оказать активная кластерная политика. Для реализации кластерной политики, необходимо, создание специального фонда по кластерным проектам, который будет совместно управляться федеральными и региональными властями.

Существующая модель взаимодействия органов власти разного уровня в сфере управления социально-экономическим развитием Московской области, требует создания условий, проявления интереса и креативных действий от работников  при внедрении цифровых технологий во всех подразделениях с учетом, представленных автором  характеристик человеческих ресурсов, которые способствуют совершенствованию политики в области балансирования интересов федеральных органов власти, региональных органов власти, бизнес-единиц и общества в целом.

Список литературы

1. Мхитарян Д. А. Современные перспективы развития межсекторного социального партнерства в моногородах/ Мхитарян Д. А., Рябова Т. М. // Социодинамика. 2023. №8. С.47-59.

2. Родионова Н. В. Межсекторное взаимодействие в контексте социальной политики России / Н. В. Родионова, А. Л. Редюк // Материалы XХV Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. – Екатеринбург, 2022. – С. 454-463.

3. Некрасова Д. В. Система факторов развития межсекторного взаимодействия в экономике региона / Д. В. Некрасова, А. А. Урасова // Управленческий учет. – 2022. – № 7-3. – С. 607-612.

4. Харченко К. В. Типология показателей региональных программ цифровизации управления / К. В. Харченко // Экономика. Налоги. Право. – 2024. – Т. 17, № 2. – С. 106-115. – DOIhttps://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-2-106-115.

5. Ерицян, Г. А. Федеральные институты развития как инструмент обеспечения экономической безопасности в системе стратегического планирования экономики региона: проблемы и перспективы развития (на примере Дальневосточного федерального округа) / Г. А. Ерицян // Финансы и управление. – 2024. – № 2. – С. 68-83. – DOIhttps://doi.org/10.25136/2409-7802.2024.2.70833.

6. Леонтьева Л. С. Комплекс управленческих инструментов для преодоления дифференциации пространственного развития региона/ Леонтьева Л. С., Копуш Д. М. // Государственное управление. Электронный вестник. 2024. №103. С.152-163.

7. Бурак, П. И. Государственное планирование как инструмент реализации экономической политики России в новых геостратегических условиях / П. И. Бурак // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2023. – Т. 242, № 4. – С. 54-78. – DOIhttps://doi.org/10.38197/2072-2060-2023-242-4-54-78.

8. Пак, Х. С. Результаты внедрения системы менеджмента качества в государственное управление / Х. С. Пак, В. В. Кулибанова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2023. – № 1(69). – С. 58-65. – DOIhttps://doi.org/10.52452/18115942_2023_1_58.

9. Сидоров, М. А. Регионально-муниципальное взаимодействие в сфере использования цифровых инструментов публичного управления / М. А. Сидоров // Beneficium. – 2023. – № 2(47). – С. 62-68. – DOIhttps://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2023.2(47).62-68.

10. Истомина, Н. А. Финансирование региональной составляющей федеральных проектов в муниципальных образованиях Российской Федерации / Н. А. Истомина, Е. Б. Дворядкина, П. И. Летов // Муниципалитет: экономика и управление. – 2023. – № 3(44). – С. 19-26. – DOIhttps://doi.org/10.22394/2304-3385-2023-3-19-26.

11. Грошева, Е. В. Влияние межбюджетных отношений на эффективное развитие социально-экономической сферы и промышленности регионов / Е. В. Грошева // Baikal Research Journal. – 2024. – Т. 15, № 4. – С. 1596-1603. – DOIhttps://doi.org/10.17150/2411-6262.2024.15(4).1596-1603.

12. Шеина, Е. Г. Особенности реализации государственной политики при управлении социально ориентированными институтами развития / Е. Г. Шеина // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 3(62). – С. 940-945.

13. Суглобов А.Е.Социальная инфраструктура на сельских территориях: проблемы и пути решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2025. № 9. С. 146-153.

14. Черкасова Ю.И. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 1(337). С. 22-30.

15. Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. -М.: Юнити-Дана, 2013. -320 с.

16. Черкасова Ю.И. Анализ зарубежного опыта бюджетного выравнивания // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 3. С. 68-75.


Войти или Создать
* Забыли пароль?