IMPROVING THE MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN FEDERAL AND REGIONAL LEVELS OF GOVERNMENT (USING THE EXAMPLE OF THE MOSCOW REGION)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the issue of improving the interaction between the federal and regional levels of government in order to improve the socio-economic performance of the regions. The Moscow Region is used as an example. The paper identifies key problems, including the fragmentation of social development programs, the unclear status of regional authorities, an imperfect legal framework and a shortage of personnel. The following mechanisms are proposed: adaptation of national projects to regional priorities, use of digital monitoring platforms, financial incentives for KPIs, inter-level management and personnel exchange. The emphasis is placed on the legislative consolidation of joint program documents and methodological base.

Keywords:
Interaction between federal and regional levels of government, socio-economic development, national projects, digital monitoring platform, financial incentives for KPIs, inter-level management, personnel exchange.
Text

Введение. На современном этапе изучение возможных угроз и перспектив в сфере взаимодействия федеральных и региональных органов власти по вопросам социально-экономического развития региона, приобретает особое значение. Еще на рубеже 90-х годов Россия отказалась от практики Советского Союза по жесткому территориальному планированию. Данный отказ был продиктован переходом России на путь рыночной экономике. Однако в современной реальности происходит противоположная ситуация, при которой полностью отрицается наличие регионального планирования на основе полной корреляции федеральных и региональных уровней управления [1]. Именно поэтому особо остро стоит вопрос совершенствования механизмов взаимодействия между федеральными и региональными уровнями власти в сфере управления, особенно в области стабилизации социально-экономических показателей регионов [2]. Ключевым критерием эффективности коллаборации федерального и регионального уровня управления является снижение различий между лидирующими и отстающими регионами страны.

Исходя из изложенного, по нашему мнению, наибольший приоритет в области государственной региональной политики должен иметь вопрос, связанный с сокращением диспропорций социально-экономического развития между субъектами Российской Федерации [3].

Результаты. Выявление и реализация потенциала региона является ключевой задачей, стоящей перед региональными и федеральными властями.При отсутствии целенаправленной государственной политики в области развития регионов и регулирования территориального подхода социально- экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, необходимо разработать новый подход к формированию федеративной политики, ориентированной на совершенствование конституционно-правовых основ федерализма [4].

Современная модель регионально-федеративных отношений характеризуется несовершенством конституционно-правовой базы. А также непроработанностью экономических механизмов взаимодействия между центром и регионами. Закрепленные в Конституции принципы равноправия субъектов и единое правовое и хозяйственное пространство, на практике остаются лишь декларациями. На практике каждый регион Российской Федерации демонстрирует свою специфику экономического развития, разность объема налоговых поступлений, инвестиционной привлекательности и правовой статус [5, 6].

К наиболее острым проблемам развития региональных институтов, можно отнести:

- неопределенность статуса региональных экономических органов в общей системе властных структур, которая порождает конфликт полномочий и тормозит принятие решений;

- отсутствие инструментов координирования программ регионального и федерального уровня. Данный фактор препятствует синхронизации экономических инициатив и рационального распределению ресурсов;

- недостаточно высокий профессиональный уровень кадров в региональных системах управления, снижающий качество правленческих решений;

- дефицит площадок для обмена лучшими практиками и выработки совместных экономических стратегий, ограничивающий потенциал межрегионального сотрудничества.

Создание прозрачной правовой основы, развитие многоуровневых инструментов кооперации и повышение компетенций региональных специалистов, является, на взгляд автора, наиболее приоритетным направлениям совершенствования экономического взаимодействия федеральный и региональных властей.

Региональная политика оказывает существенное воздействие на стабильность социально-экономического развития регионов. Однако на законодательном уровне отсутствует единая закрепленная система регионального планирования, в основе которой лежала бы коллаборация федерального и регионального уровня власти. Так же отсутствует взаимосвязь стратегического федерального планирования и программ развития регионов. А программа развития Российской Федерации носит лишь отраслевой характер, что подтверждает недостаточный учет отличительных особенностей каждого субъекта РФ  [7,8].

Планы развития отдельных территорий должны основываться на взаимном увязывании региональных приоритетов и стратегических федеральных программах. Необходимо законодательно закрепить определенный набор программных документов, совместно разрабатываемых федеральными и региональными властями. Создание подобного рода программных проектов, позволит повлиять на стратегическое планирование социально-экономического развития регионов страны [9; 10].

В рамках проведенного исследования определены следующие  ключевые показатели требующиеся для оценки развития регионов (табл.1).

 

Таблица 1

Основные показатели развития Московской области в 2023-2025 гг.

Показатель развития региона

2023 г.

2024 г.

2025 г. (прогноз)

Численность постоянно проживающего населения, тыс. чел.

8651,3

8709,3

8779,4

Валовый региональный продукт, млн. руб.

8502917,6

9623364,1

10639552,1

Фонд заработной платы, млн. руб.

2356562,8

2873325,7

3242883,2

Индекс потребительских цен, %

107,7

107,7

106,1

 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что показатель индекса потребительских цен в регионе достаточно стабилен, данный факт говорит о высоком уровне покупательной способности жителей региона. Возрастание валового регионального продукта (ВРП) в период с 2023 по 2025 годы более чем на 25% в номинальном выражении, также свидетельствует о высоких темпах экономического развитии Московской области. Фонд заработной платы также значительно возрос.  Численность населения Московской области, в период с 2023 по 2025 г.  тоже возросла на 128 тыс. чел. В целом характер развитие Московской области носит положительные тенденции как в социальном, так и в экономическом плане.

В условиях рыночной экономики, основой результативной экономической политики региона является эффективное сотрудничество Федерации и субъектов РФ. По этой причине, в первую очередь процесс регионального планирования социально-экономических показателей Московской области должен носить гласный и открытый характер как на федеральном, так и на региональном уровне [11]. Эффективность комплексной реализации планов по социально-экономическому развитию Московской области, по мнению автора, в наибольшей степени зависит от качества взаимодействия федеральных и региональных органов управления. Именно по этой причине необходимо разработать административные регламенты, в которых будут прописаны процедуры возможных коллабораций региона и федеральных органов [12]. Рассмотрим ключевыемеханизмы взаимодействия между федеральными органами и органами власти Московской области.

 

Таблица 2

Механизмы взаимодействия между федеральными и региональными уровнями управления, на примере Московской области

Механизм взаимодействия

Содержание

Ожидаемый эффект / Пример реализации

Целевая интеграция нацпроектов с региональной спецификой

Адаптация федеральных нацпроектов под потребности Московской области с учетом ее отраслевой и демографической структуры

Увеличение инвестиций в социальную инфраструктуру в рамках нацпроекта «Здравоохранение» с учетом плотности населения Подмосковья

Единая цифровая платформа управления и мониторинга

Создание межуровневой ИТ-платформы для координации программ, автоматизации отчетности, мониторинга показателей

Повышение прозрачности и управляемости: синхронизация региональных систем с ФГИС «Управление» и платформой «Госуправление»

Финансовое стимулирование достижения целевых показателей

Закрепление механизмов «софинансирования с KPI» и поощрения регионов, выполняющих ключевые социально-экономические показатели

Получение дополнительного финансирования на развитие транспортной инфраструктуры при достижении целевых значений уровня мобильности

Межуровневое проектное управление в приоритетных отраслях

Формирование совместных проектных офисов по отраслям (например, транспорт, образование, здравоохранение) с участием федеральных экспертов

Повышение качества реализации проектов: развитие МЦД, строительство школ и технопарков в рамках координированного проектного подхода

Федерально-региональный кадровый обмен и обучение

Разработка программ подготовки кадров для госуправления с ротацией специалистов между уровнями власти и доступом к федеральной экспертизе

Повышение управленческой эффективности: участие Московской области в пилотной программе по подготовке цифровых управленцев

 

Помимо внедрения механизма взаимодействия между федеральными и региональными уровнями управления, необходимо обновлять систему социально-экономических показателей, которое должно осуществляться одновременно с внедрением инновационных изменений статистической деятельности региональных и федеральных органов управления. Результатом такого нововведения станет построение эффективной системы стратегического развития Московской области. 

По мнению автора, в Московской области необходимо создать методическую базу по вопросам социально-экономического развития, которая позволит осуществлять эффективный процесс планирования. Данной базой смогут воспользоваться федеральные органы управления при составлении планов развития в территориальном разрезе. Эффективным инструментом станут специализированные регламенты по коллаборациям федеральных и местных органов власти.

Создание нового уровня взаимодействия потребует профессиональной переподготовки кадров, особенно в условиях реализации цифровых технологий всех аспектов управления. Так как сотрудники должны обладать навыками, опытом и знаниями в области цифровых технологий, безопасности и защиты информации. Характеристики человеческих ресурсов в условиях цифровизации проявляются в таких аспектах, как:

- Способность осваивать устройства цифровой техники в процессе взаимодействия экономической деятельности;

- Способность в кратчайшие сроки адаптироваться к новой рабочей среде и достижениям научно-технического прогресса;

- Соблюдение дисциплины и трудовой этики;

- Способность креативного и нестандартного мышления.

В настоящее время региональные органы власти (в том числе Московской области) занимаются вопросами подготовки человеческих ресурсов. В стратегии развития человеческих ресурсов при определении избытка или нехватки рабочей силы необходимо, учитывать как текущее положение региона, так и имеющиеся стратегические планы.

Не последнее место также занимает проблема межбюджетных взаимоотношений. В России существует тенденция к бюджетному выравниванию среди регионов, однако данные усилия достаточно слабо влияют на эффективность региональной политики в социально-экономической сфере. Разница показателей между лидирующими и отстающими регионами с годами только возрастает. В связи с чем, возникает вопрос о целесообразности перераспределения бюджета от лидирующих регионов к неблагополучным. Московская область, как получатель средств федерального бюджета, сталкивается с проблемой среднесрочного и долгосрочного планирования поступающих средств. По этой причине, следует закрепить целевой характер федеральных выплат на уровне среднесрочного планирования для области.

Заключение. Таким образом, процесс совершенствования межбюджетных отношений в Московской области должен быть направлен на реализацию равноправного доступа каждого жителя региона к государственным услугам. Также стоит отметить, что положительное влияние на региональное развитие Московской области может оказать активная кластерная политика. Для реализации кластерной политики, необходимо, создание специального фонда по кластерным проектам, который будет совместно управляться федеральными и региональными властями.

Существующая модель взаимодействия органов власти разного уровня в сфере управления социально-экономическим развитием Московской области, требует создания условий, проявления интереса и креативных действий от работников  при внедрении цифровых технологий во всех подразделениях с учетом, представленных автором  характеристик человеческих ресурсов, которые способствуют совершенствованию политики в области балансирования интересов федеральных органов власти, региональных органов власти, бизнес-единиц и общества в целом.

References

1. Mhitaryan D. A. Sovremennye perspektivy razvitiya mezhsektornogo social'nogo partnerstva v monogorodah/ Mhitaryan D. A., Ryabova T. M. // Sociodinamika. 2023. №8. S.47-59.

2. Rodionova N. V. Mezhsektornoe vzaimodeystvie v kontekste social'noy politiki Rossii / N. V. Rodionova, A. L. Redyuk // Materialy XHV Mezhdunarodnoy konferencii pamyati professora L.N. Kogana. – Ekaterinburg, 2022. – S. 454-463.

3. Nekrasova D. V. Sistema faktorov razvitiya mezhsektornogo vzaimodeystviya v ekonomike regiona / D. V. Nekrasova, A. A. Urasova // Upravlencheskiy uchet. – 2022. – № 7-3. – S. 607-612.

4. Harchenko K. V. Tipologiya pokazateley regional'nyh programm cifrovizacii upravleniya / K. V. Harchenko // Ekonomika. Nalogi. Pravo. – 2024. – T. 17, № 2. – S. 106-115. – DOIhttps://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-2-106-115.

5. Ericyan, G. A. Federal'nye instituty razvitiya kak instrument obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti v sisteme strategicheskogo planirovaniya ekonomiki regiona: problemy i perspektivy razvitiya (na primere Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga) / G. A. Ericyan // Finansy i upravlenie. – 2024. – № 2. – S. 68-83. – DOIhttps://doi.org/10.25136/2409-7802.2024.2.70833.

6. Leont'eva L. S. Kompleks upravlencheskih instrumentov dlya preodoleniya differenciacii prostranstvennogo razvitiya regiona/ Leont'eva L. S., Kopush D. M. // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik. 2024. №103. S.152-163.

7. Burak, P. I. Gosudarstvennoe planirovanie kak instrument realizacii ekonomicheskoy politiki Rossii v novyh geostrategicheskih usloviyah / P. I. Burak // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obschestva Rossii. – 2023. – T. 242, № 4. – S. 54-78. – DOIhttps://doi.org/10.38197/2072-2060-2023-242-4-54-78.

8. Pak, H. S. Rezul'taty vnedreniya sistemy menedzhmenta kachestva v gosudarstvennoe upravlenie / H. S. Pak, V. V. Kulibanova // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. – 2023. – № 1(69). – S. 58-65. – DOIhttps://doi.org/10.52452/18115942_2023_1_58.

9. Sidorov, M. A. Regional'no-municipal'noe vzaimodeystvie v sfere ispol'zovaniya cifrovyh instrumentov publichnogo upravleniya / M. A. Sidorov // Beneficium. – 2023. – № 2(47). – S. 62-68. – DOIhttps://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2023.2(47).62-68.

10. Istomina, N. A. Finansirovanie regional'noy sostavlyayuschey federal'nyh proektov v municipal'nyh obrazovaniyah Rossiyskoy Federacii / N. A. Istomina, E. B. Dvoryadkina, P. I. Letov // Municipalitet: ekonomika i upravlenie. – 2023. – № 3(44). – S. 19-26. – DOIhttps://doi.org/10.22394/2304-3385-2023-3-19-26.

11. Grosheva, E. V. Vliyanie mezhbyudzhetnyh otnosheniy na effektivnoe razvitie social'no-ekonomicheskoy sfery i promyshlennosti regionov / E. V. Grosheva // Baikal Research Journal. – 2024. – T. 15, № 4. – S. 1596-1603. – DOIhttps://doi.org/10.17150/2411-6262.2024.15(4).1596-1603.

12. Sheina, E. G. Osobennosti realizacii gosudarstvennoy politiki pri upravlenii social'no orientirovannymi institutami razvitiya / E. G. Sheina // Vestnik Akademii znaniy. – 2024. – № 3(62). – S. 940-945.

13. Suglobov A.E.Social'naya infrastruktura na sel'skih territoriyah: problemy i puti resheniya // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy. 2025. № 9. S. 146-153.

14. Cherkasova Yu.I. Razvitie mezhbyudzhetnyh otnosheniy v Rossiyskoy Federacii // Finansy i kredit. 2009. № 1(337). S. 22-30.

15. Cherkasova Yu.I., Petrenko V.A. Mezhbyudzhetnye otnosheniya v Rossiyskoy Federacii. -M.: Yuniti-Dana, 2013. -320 s.

16. Cherkasova Yu.I. Analiz zarubezhnogo opyta byudzhetnogo vyravnivaniya // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2009. № 3. S. 68-75.


Login or Create
* Forgot password?