ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 332 Региональная (территориальная) экономика. Земельный (аграрный) вопрос. Жилищное хозяйство
УДК 334.02 Политика. Планирование. Управление. Мероприятия. Средства
Социальная инфраструктура села необходима для поддержания жизнедеятельности и дополняет развитие сельского хозяйства и других отраслей на сельских территориях. Оценка влияния развития социальной инфраструктуры села на сельскохозяйственного производства. Использовался расчет коэффициента корреляции между показателями ввода объектов инфраструктуры и индексами ВДС и производства сельскохозяйственной продукции. Показано влияние государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» на ввод объектов социальной инфраструктуры в сельской местности.
сельское хозяйство, социальная инфраструктура, корреляция
Введение. Развитие инфраструктуры села оказывает влияние на формирование достойного уровня жизни сельского населения, способствует привлечению кадров на село, повышение занятости и развитие сельскохозяйственного производства.
Проблема взаимосвязи развития социальной инфраструктуры и сельскохозяйственного производства исследуется в работах отечественных ученых.
Так, О.Д. Ермоленко, определяет, что качество инфраструктуры оказывают значительное влияние на развитие человеческого капитала[1] .
Е. В. Попкова, О. И. Кучеренко отмечают, что развитие инфраструктуры требует учета особенностей сельскохозяйственного производства - влияния сезонных колебаний, особенностей спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию, экологические аспекты[2].
Н. С. Завиваев, В. С. Бобер считаютвзаимосвязь с инфраструктурными показателями основополагающим фактором, способствующим улучшению производительности, повышению конкурентоспособности и стабильности развития сельских территорий[3].
А.В. Семёнов для определения взаимосвязанности развития сельских территорий и сельскохозяйственного производства применил кластерный анализ[4]. В расчетах были использованы показатели, характеризующие сельские территории - численность сельского населения, состояние сельскохозяйственного производства и его эффективности - валовая продукция сельского хозяйства, рентабельность растениеводства и животноводства, степень развития предпринимательства.
Методы исследования. Выполнен расчет коэффициента корреляции. Результаты оценивались по диапазону изменения значения коэффициента: г<0,3- связь слабая;0,3<г<0,75 - связь умеренная; 0,75<г<1 - связь сильная.
Использованы данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [5]. Аналогичные расчеты были проведены нами за более ранний период – до 2021 года в статье [6].
Результаты исследования. Влияние развития инфраструктуры сельских территорий на сельскохозяйственное производство оценивалось через коэффициенты корреляции. Результаты расчетов сведены в таблицу 1.Показатели ввода объектов социальной инфраструктуры учтены в расчете на 1 тыс. сельских жителей.
Анализ полученных результатов расчетов показывает, что сильное влияние не выявлено, так как полученные коэффициенты по шкале оценке ниже 0,75. Умеренная положительная связь наблюдается у показателей «ввод линий электропередач» - 0,42 и «ввод дошкольных учреждений» - 0,37, влияющих на изменение индекса ВДС в сельском хозяйстве. Показатели «ввод жилых домов» (-0,6) и «ввод общеобразовательных учреждений» (-0,47) имеют с этим показателем умеренную отрицательную связь.
На изменение индекса сельскохозяйственного производства оказывает положительное умеренное влияние «ввод дошкольных учреждений» - 0,35, отрицательное умеренное влияние - «ввод газовых сетей» - 0,65.
Это подтверждает, что на общую экономику ввод объектов инфраструктуры оказывает большее влияние, чем на отраслевое производство.
Таблица 1
Коэффициенты корреляции между показателями ввода объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры в расчете на 1 тыс. сельских жителей и изменением индекса производства сельскохозяйственной продукции и индекса ВДС вида деятельности по Российской Федерации
|
Показатели |
Год |
Коэффициент корреляции между показателями ввода объектов инфраструктуры в |
||||||||
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
сельской местности и |
||
|
изменениеминдекса ВДС |
изменениеминдексасельско-хозяйственного производства |
|||||||||
|
Результирующие показатели |
|
|
||||||||
|
Изменениеиндекса валовой добавленной стоимости по виду деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство", п.п. |
2,70 |
-1,90 |
-3,10 |
4,50 |
-3,00 |
-2,00 |
-12,70 |
-3,90 |
- |
- |
|
Изменение индекса производства продукции сельского хозяйства Российской Федерации (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году), п.п. |
1,40 |
1,40 |
-0,20 |
1,90 |
-1,60 |
-0,60 |
12,00 |
-11,10 |
- |
- |
|
Показатели развития сельской социальной и инженерной инфраструктуры в расчете на 1 тыс. жителей сельских территорий |
|
|
||||||||
|
Ввод жилых домов, тыс. м2 |
0,56 |
0,58 |
0,56 |
0,65 |
0,67 |
0,74 |
0,90 |
1,00 |
-0,60 |
-0,19 |
|
Ввод общеобразовательных учреждений, уч. мест |
0,52 |
0,7 |
0,5 |
0,77 |
0,5 |
0,86 |
1,03 |
1,14 |
-0,47 |
-0,09 |
|
Ввод дошкольных учреждений, мест |
0,36 |
0,33 |
0,26 |
0,63 |
0,47 |
0,45 |
0,40 |
0,24 |
0,37 |
0,35 |
|
Ввод учреждений культуры клубного типа, мест |
0,23 |
0,43 |
0,35 |
0,42 |
0,31 |
0,28 |
0,29 |
0,28 |
0,25 |
0,10 |
|
Ввод водопроводных сетей, км |
0,03 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
0,02 |
0,02 |
0,27 |
-0,09 |
|
Ввод газовых сетей, км |
0,17 |
0,15 |
0,17 |
0,15 |
0,14 |
0,11 |
0,14 |
0,24 |
0,04 |
-0,65 |
|
Ввод линий электропередач, км |
0,22 |
0,23 |
0,08 |
0,06 |
0,07 |
0,05 |
0,03 |
0,03 |
0,42 |
0,09 |
Рассчитано по данным [5]
Таблица 2
Ввод в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры в сельской местности
|
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2023 г. к 2020 г., % |
|
Ввод в действие жилых домов в сельской местности |
24689,9 |
27005,6 |
33023,7 |
36648,9 |
148,44 |
|
Ввод в действие общеобразовательных учреждений в сельской местности, уч. мест |
18356 |
31471 |
37804 |
41860 |
228,05 |
|
Ввод в действие детских дошкольных учреждений в сельской местности, мест |
17431 |
16419 |
14735 |
8651 |
49,63 |
|
Ввод в действие учреждений культуры клубного типа в сельской местности, мест |
11361 |
10184 |
10805 |
10159 |
89,42 |
|
Ввод в действие водопроводных сетей в сельской местности, км |
955,5 |
1058,6 |
751,9 |
870,4 |
91,09 |
|
Ввод в действие газовых сетей в сельской местности, км |
5264,9 |
4163,7 |
5324,9 |
8957,2 |
170,13 |
|
Ввод в эксплуатацию объектов в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» |
|
|
|
|
|
|
жилых домов за счет предоставления социальных выплат, тыс. м2/в % к всего |
182,6 0,74 |
96,0 0,36 |
76,0 0,23 |
71,3 0,19 |
39,05 |
|
жилых домов за счет строительства (приобретения) жилья внаем, тыс. м2/в % к всего |
35,4 0,14 |
34,1 0,13 |
35,3 0,11 |
55,7 0,15 |
157,34 |
|
жилых домов за счет сельской ипотеки, тыс. м2/в % к вводу всего |
2451,0 9,93 |
2917,0 10,80 |
732,0 2,22 |
2101,4 5,73 |
85,74 |
|
общеобразовательных учреждений, ед. |
60 |
129 |
49 |
55 |
91,67 |
|
создано учебных мест в общеобразовательных учреждениях, уч. мест/в % к всего |
3554 19,36 |
28868 91,73 |
14975 39,61 |
16785 40,10 |
472,28 |
|
спортивных объектов, ед. |
61 |
56 |
39 |
30 |
49,18 |
|
учреждений дополнительного образования, ед. |
1 |
2 |
5 |
5 |
500,00 |
|
создано учебных мест в учреждениях дополнительного образования, уч. мест |
40 |
255 |
1545 |
788 |
1970,00 |
|
детских дошкольных учреждений, ед. |
24 |
39 |
33 |
48 |
200,00 |
|
создано учебных мест в детских дошкольных учреждениях, мест |
1375 |
3960 |
3427 |
5883 |
427,85 |
|
учреждений культурно-досугового типа, ед. |
73 |
151 |
52 |
95 |
130,14 |
|
вместимость реализованных учреждений культурно-досугового типа, мест/в % к всего |
6424 56,54 |
14140 138,85 |
7127 65,96 |
22633 222,79 |
352,32 |
|
объектов водоснабжения и водоотведения, ед. |
55,0 |
104,0 |
60,0 |
125,0 |
227,27 |
|
объектов газоснабжения, ед. |
59,0 |
37,0 |
29,0 |
26,0 |
44,07 |
|
объектов здравоохранения, ед. |
45,0 |
41,0 |
16,0 |
19,0 |
42,22 |
|
автомобильных дорог, км |
634,6 |
228,7 |
277,3 |
320,3 |
50,47 |
Рассчитано по данным [5]
В таблице 2 показан ввод в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры в сельской местности.
В рамках Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» осуществляется ввод объектов социальной инфраструктуры в сельской местности. Государственная поддержка развития социальной инфраструктуры– важный фактор развития сельской местности.
Ввод жилых домов осуществлялся за счет предоставления социальных выплат, за счет строительства (приобретения) жилья внаем, за счет сельской ипотеки, однако в рамках государственной программы ввод жилья сократился с 10,81 % в 2020 году до 6,08 % в 2023 году.
Возрос ввод учебных мест в общеобразовательных учреждениях в сельской местности в 2,28 раз, в т. ч. 40,1% учебных мест в 2023 году введено в рамках реализации государственной программы.
Ввод в действие учреждений культуры клубного типа в сельской местности позволил увеличить их вместимость в 3,5 раза.
Ввод в действие газовых сетей возрос в 1,7 раз. За счет государственной поддержки количество объектов водоснабжения и водоотведения увеличилось в 2,27 раз.
Заключение. Расчет корреляции между показателями ввода объектов социальной инфраструктуры и изменением индексов ВДС и сельскохозяйственного производства показал наличие умеренной связи между отдельными показателями. На общую экономику ввод объектов инфраструктуры оказывает большее влияние, чем на рост отраслевого производства. Продолжение наших предыдущих исследований [5] и увеличение периода расчетов до 2023 года подтвердило устойчивость выявленной взаимосвязи между развитием социальной инфраструктуры и сельскохозяйственным производством. Государственная поддержка развития социальной инфраструктуры– важный фактор развития сельской местности.
1. Ермоленко О. Д. Человеческий капитал сельскохозяйственного производства и его инфраструктурное обеспечение // Экономика сельского хозяйства России. 2024. № 9. С. 35-42. – DOIhttps://doi.org/10.32651/249-35.
2. Попкова Е. В., Кучеренко О. И. Влияние особенностей сельского хозяйства на развитие производственной инфраструктуры// Исследовательский потенциал современной науки в условиях цифровизации: Материалы I Национальной научно-практической конференции, Воронеж, 26 февраля 2025 года. – Воронеж: ЗАО "Университетская книга", 2025. С. 49-52.
3. Завиваев Н. С., Бобер В. С. Взаимосвязь социально-экономического развития сельских аграрных территорий и сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2025. № 5(168). С. 79-87. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2227-9407-2025-5-79-87.
4. Семенов А. В. Взаимосвязанность развития сельских территорий и сельскохозяйственного производства // Экономика сельского хозяйства России. 2024. № 8. С. 131-135. – DOIhttps://doi.org/10.32651/248-131.
5. Агропромышленный комплекс России в 2022-2023 годах. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2024. - 584 с.
6. Ваньков И. А. Оценка влияния социальной инфраструктуры на экономику и сельскохозяйственное производство // Теория и практика мировой науки. 2023. № 12. С. 13-16.
7. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций недружественных государств: монография / А.Е. Суглобов, В.А. Седых, А.В. Родионов, О.В. Савина. Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2025. 248 с.
8. Агапова Т.Н., Анненкова В.Г., Воронина Н.А. и др. Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности предпринимательства, функционирующего в условиях нестабильности. Саратов, 2020. 194 с.
9. Ткач А.В. Предпринимательство в системе потребительской кооперации России // Экономические и гуманитарные науки, (ОГУ имени И.С. Тургенева). 2020. № 7(342). С. 102-113.
10. Стратегия совершенствования государственного управления развитием сельских территорий: монография / под общей редакцией Р.Х. Адукова, А.Е. Суглобова. Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2025. - 392 с.
11. Суглобов А. Социальная инфраструктура и ее значение для развития агропромышленного комплекса России//Проблемы теории и практики управления. 2006. №7. - С.40-48.
12. Клещев С.К.Актуальные проблемы и перспективные направления повышения экономической безопасности реализации федеральных проектов технологического обеспечения агропромышленного комплекса // RussianJournalofManagement. 2025. Т. 13. № 8. С. 303-316.



