ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 338.43 Экономика сельского хозяйства. Продовольственный комплекс
УДК 631.1 Организация и управление сельскохозяйственным производством
Достижение поставленных стратегических целей развития означает количественное и качественное изменение агропромышленного комплекса, требующее его модернизации. В статье рассмотрены проблемы модернизации сельскохозяйственного производства. Показано, что основным участником модернизации в сельском хозяйстве является государство, предоставляющее льготные кредиты и субсидии для льготного лизинга техники. Вместе с тем начисляемая амортизация не выполняет сегодня свое основное назначение – формирование средств для воспроизводства объектов основных средств. Исходя из средней стоимости одной единицы приобретенной техники в 2024 г. в 8,3 млн руб. за счет амортизации сельскохозяйственные организации могли бы закупить 35183 единиц техники, что ускорило бы темпы обновления техники в сельском хозяйстве. Выявлены следующие особенности процесса модернизации в сельском хозяйстве: значимость государства в финансировании технического обновления техники; низкие темпы обновления техники; зависимость от поставок импортной техники; рост затрат на обслуживание уже используемой импортной техники (запасные части и материалы для ремонта).
модернизация, сельское хозяйство, обновление техника, амортизация
Введение. Теория модернизации рассматривает процесс изменения, перехода к другому качеству развития системы.
Модернизация в агропромышленном комплексе - процесс обновления отраслей и хозяйствующих субъектов АПК, внедрения инновационных и цифровых технологий, замена оборудования на более мощное и автоматизированное, совершенствование методов управления.
Цели развития агропромышленного комплекса определены стратегией его развития до 2030 года [1]: сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации; повышение научно-технологического уровня АПК за счет развития селекции и генетики; увеличение произведенной добавленной стоимости; увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах; увеличение объема экспорта продукции АПК; обеспечение продовольственной безопасности; эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения; цифровая трансформация агропромышленного комплекса.
Достижение поставленных целей означает количественное и качественное изменение агропромышленного комплекса, требующее его модернизации.
Основным участником модернизации в сельском хозяйстве является государство, предоставляя федеральные льготные инструменты – льготный кредит, льготный лизинг, реализуя региональные программы поддержки.
Модернизация АПК регламентируется государственными программами и проектами: Федеральный проект «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса», Федеральный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе».
Федеральный проект «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса» определяет цель обновления тракторов в сельскохозяйственных организациях до уровня 3,9 процента, зерноуборочных комбайнов - 5,7 процента, кормоуборочных комбайнов - 5,3 процента к 2030 году (с учетом государственной поддержки).
Источниками финансирования обновления техники являются государственные субсидии и средства сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом при переходе к рынку амортизация потеряла свое назначение как источник финансирования технического обновления производства. В прошлом возмещенные амортизационные отчисления отвлекались в амортизационный фонд, используемый в дальнейшем для воспроизводства объектов основных средств.
В бухгалтерском учете амортизация основных средств и нематериальных активов является возвратом ранее сделанных инвестиций, не является для организации источником пополнения оборотных или внеоборотных средств. Вопросы использования денежных средств определяет собственник или менеджмент организации.
Методы исследования. В процессе исследования использовались метод сравнения, методы экономического анализа, табличного представления данных.
Результаты исследования. Сформулируем основные особенности процесса модернизации в сельском хозяйстве. Главная особенность – значимость государства в процессе обновления сельскохозяйственной техники.
В 2024 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями было приобретено 15439 тракторов и комбайнов, в том числе 11071 тракторов, 3909 ед. зерноуборочных комбайнов, 459 ед. кормоуборочных комбайнов.
Техника приобреталась за счет кредитов АО «Россельхозбанк», за счет лизинга АО «Росагролизинг», собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2024 г. АО «Россельхозбанк» предоставило заемщикам кредиты на покупку сельскохозяйственной техники в размере 22,4 млрд руб., АО «Росагролизинг» - субсидии в размере 8,3 млрд руб.
В.И. Нечаев отмчает необходимость создание новой модели взаимодействия АО «Россельхозбанк» с научными и образовательными учреждениями аграрного профиля - реализации «сквозных» проектов с предоставлением своевременного финансирования на каждом этапе для трансфера передовых технологий в аграрный сектор экономики страны [2].
АО «Росагролизинг» предоставляет сельскохозяйственным товаропроизводителям гибкие графики платежей, обязательное страхование приобретаемой техники, залог приобретаемых технических средств возможность выбора технических средств с учетом природно-климатических условий региона за счет развитой сети филиалов [3].
Исходя из средней стоимости одной единицы приобретенной техники в 2024 г. в 8,3 млн руб. за счет амортизации при ее целевом использовании сельскохозяйственные организации могли бы закупить 35183 единиц техники, позволило бы покрыть ее дефицит.
Отметим еще одну особенность - низкие темпы обновления техники (таблица 1). Коэффициент обновления техники в 2023 году составил по тракторам 6,47%, зерноуборочным комбайнам – 8,83%, кормоуборочным комбайнам – 5,42%. Снижение наличия техники в динамике свидетельствует о превышении темпов выбытия техники по сравнению с обновлением. Дефицит агротехники для полевых работ оценивается на уровне 62 000 тракторов и 34 000 комбайнов. При существующих темпах обновления (в среднем по тракторам – 13997 шт. в год, зерноуборочным комбайнам – 5753 шт. в год) потребуется 6 лет для восполнения дефицита, при том что техника требует замены уже через 5–7 лет, т. е. не следует ожидать расширенного ее воспроизводства. Введение утилизационного сбора приведет к значительному снижению продаж техники.
Таблица 1
Обновление техники в сельском хозяйстве Российской Федерации
|
|
Год |
2023 г. к 2020 г., % |
|||
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
|
Наличие тракторов, шт. |
222568 |
216944 |
214849 |
215956 |
97,03 |
|
Приобретено тракторов, шт. |
13237 |
15779 |
12991 |
13980 |
105,61 |
|
Коэффициент обновления тракторов, % |
5,95 |
7,27 |
6,05 |
6,47 |
0,53 п.п. |
|
Наличие зерноуборочных комбайнов на конец года, шт. |
53873 |
52638 |
52286 |
53602 |
99,50 |
|
Приобретено зерноуборочных комбайнов, шт. |
5856 |
7036 |
5385 |
4735 |
80,86 |
|
Коэффициент обновления зерноуборочных комбайнов, % |
10,87 |
13,37 |
10,30 |
8,83 |
-2,04 п.п. |
|
Наличие кормоуборочных комбайнов на конец года, шт. |
11444 |
10895 |
10660 |
10592 |
92,56 |
|
Приобретено кормоуборочных комбайнов, шт. |
719 |
701 |
597 |
574 |
79,83 |
|
Коэффициент обновления кормоуборочных комбайнов, % |
6,28 |
6,43 |
5,60 |
5,42 |
-0,86 п.п. |
Источник: рассчитано по данным [4, 5]
Введение санкций и уход западных брендов сократил поставки импортной техники в 2024 году на 25%, привели к замещению поставок из восточных стран, росту цен на отечественную технику. В 2024 году доля импортной техники в сельском хозяйстве России составила 53% в натуральном выражении. В структуре поставок импорта тракторов доля Китая составила 65,7 %, Германии – 10,3 %, США – 6,8 % [6].
Растут затраты на обслуживание импортной и устаревшей техники (более 10 лет использования) (таблица 2).
Таблица 2
Затраты на ремонтное обслуживание техники в сельскохозяйственной техники
|
Год |
2023 г. к 2020 г., % |
||||
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
|
Всего затрат по основному производству, млрд руб. |
3332,91 |
3932,19 |
4580,93 |
4722,95 |
141,71 |
|
Затраты на запасные части и материалы для ремонта основных средств, инвентаря, приборов, инструментов и других средств труда, млрд руб. |
152,71 |
167,26 |
202,83 |
219,08 |
143,46 |
|
Удельный вес к затратам по основному производству, % |
4,58 |
4,25 |
4,43 |
4,64 |
0,06 п.п. |
|
Затраты на оплату работ по всем видам ремонта сельскохозяйственной техники, млрд руб. |
19,69 |
20,56 |
25,89 |
30,63 |
155,56 |
|
Удельный вес к затратам по основному производству, % |
0,59 |
0,52 |
0,57 |
0,65 |
0,06 п.п. |
Составлено по данным годовой отчетности сельскохозяйственных организаций
В динамике затраты на запасные части и материалы для ремонта и затраты на оплату работ по всем видам ремонта возросли опережающими темпами во сравнении с затратами на основное производство в сельскохозяйственных организациях в 1,43 и 1,55 раз соответственно. Их удельный вес в затратах на основное производство возрос соответственно на 0,06 п.п.
Низкий уровень технического обеспечения приводит к нарушению агротехнических сроков возделывания культур, их сдвигу, ухудшению внесения удобрений и средств защиты растений, потере урожая.
Заключение. Особенностями процесса модернизации в сельском хозяйстве является: значимость государства в финансировании технического обновления техники; низкие темпы обновления техники; зависимость от поставок импортной техники; рост затрат на обслуживание уже используемой техники (запасные части и материалы для ремонта).
1. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 2567-р [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/G3hzRyrGPbmFAfBFgmEhxTrec694MaHp.pdf
2. Нечаев В.И. АО «Россельхозбанк» как инструмент по достижению технологического лидерства отечественного агропромышленного комплекса // Экономика сельского хозяйства России. 2025. № 2. С. 21-31. – DOIhttps://doi.org/10.32651/252-21.
3. Нечаев В.И., Михайлушкин П.В., Бондаренко Т.Г., Цыпленкова Н.В. Компания АО "Росагролизинг" как институт инновационно-инвестиционного развития агропромышленного комплекса: потенциал, проблемы и перспективы // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2025. № 1(119). С. 32-44. – DOIhttps://doi.org/10.33938/251-32.
4. Агропромышленный комплекс России в 2022-2023 годах. М., ФГБНУ «Росинформагротех», 2024. - 584 с.
5. Бурак П.И., Голубев И.Г. Динамика обновления парка основных видов сельскохозяйственной техники // Техника и оборудование для села. 2025. № 5(335). С. 11-13. DOIhttps://doi.org/10.33267/2072-9642-2025-5-11-13.
6. Рынок самоходной сельскохозяйственной техники в России. Импорт 2025 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://id-marketing.ru/catalog/avtomobilnaja_otrasl/spectehnika/ ryinok-samohodnoy-selskohozyaystvennoy-tehniki-v-rossii-import-2025-1380/
7. Орлова Е.А., Липалина С.Ю. Оценка эффективности деятельности предприятия с использованием сбалансированной системы показателей // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 221-227.
8. Суглобов А.Е., Орлова Е.А. Особенности контроля за эффективным использованием основных средств в государственных образовательных учреждениях // Вестник университета. 2007. № 3 (21). С. 36-46.
9. Орлова Е.А. Оценка эффективности использования государственных средств // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия: экономика и управление. 2008. № 5. С. 261-263.
10. Агапова Т.Н., Суглобов А.Е. Методика анализа структуры социально-экономических показателей //Вопросы региональной экономики. 2014. № 3(20). С. 3-9.
11. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций недружественных государств: монография / А.Е. Суглобов, В.А. Седых, А.В. Родионов, О.В. Савина. Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2025. 248 с.
12. Агапова Т.Н., Анненкова В.Г., Воронина Н.А. и др. Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности предпринимательства, функционирующего в условиях нестабильности. Саратов, 2020. 194 с.



