ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Достижение поставленных стратегических целей развития означает количественное и качественное изменение агропромышленного комплекса, требующее его модернизации. В статье рассмотрены проблемы модернизации сельскохозяйственного производства. Показано, что основным участником модернизации в сельском хозяйстве является государство, предоставляющее льготные кредиты и субсидии для льготного лизинга техники. Вместе с тем начисляемая амортизация не выполняет сегодня свое основное назначение – формирование средств для воспроизводства объектов основных средств. Исходя из средней стоимости одной единицы приобретенной техники в 2024 г. в 8,3 млн руб. за счет амортизации сельскохозяйственные организации могли бы закупить 35183 единиц техники, что ускорило бы темпы обновления техники в сельском хозяйстве. Выявлены следующие особенности процесса модернизации в сельском хозяйстве: значимость государства в финансировании технического обновления техники; низкие темпы обновления техники; зависимость от поставок импортной техники; рост затрат на обслуживание уже используемой импортной техники (запасные части и материалы для ремонта).

Ключевые слова:
модернизация, сельское хозяйство, обновление техника, амортизация
Текст

Введение. Теория модернизации рассматривает процесс изменения, перехода к другому качеству развития системы.

Модернизация в агропромышленном комплексе - процесс обновления отраслей и хозяйствующих субъектов АПК, внедрения инновационных и цифровых технологий, замена оборудования на более мощное и автоматизированное, совершенствование методов управления.

Цели развития агропромышленного комплекса определены стратегией его развития до 2030 года [1]: сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации; повышение научно-технологического уровня АПК за счет развития селекции и генетики; увеличение произведенной добавленной стоимости; увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах; увеличение объема экспорта продукции АПК; обеспечение продовольственной безопасности; эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения; цифровая трансформация агропромышленного комплекса.

Достижение поставленных целей означает количественное и качественное изменение агропромышленного комплекса, требующее его модернизации.

Основным участником модернизации в сельском хозяйстве является государство, предоставляя федеральные льготные инструменты – льготный кредит, льготный лизинг, реализуя региональные программы поддержки.

Модернизация АПК регламентируется государственными программами и проектами: Федеральный проект «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса», Федеральный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе».

Федеральный проект «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса» определяет цель обновления тракторов в сельскохозяйственных организациях до уровня 3,9 процента, зерноуборочных комбайнов - 5,7 процента, кормоуборочных комбайнов - 5,3 процента к 2030 году (с учетом государственной поддержки).

Источниками финансирования обновления техники являются государственные субсидии и средства сельскохозяйственных товаропроизводителей.  При этом при переходе к рынку амортизация потеряла свое назначение как источник финансирования технического обновления производства. В прошлом возмещенные амортизационные отчисления отвлекались в амортизационный фонд, используемый в дальнейшем для воспроизводства объектов основных средств.

В бухгалтерском учете амортизация основных средств и нематериальных активов является возвратом ранее сделанных инвестиций, не является для организации источником пополнения оборотных или внеоборотных средств. Вопросы использования денежных средств определяет собственник или менеджмент организации.

Методы исследования.  В процессе исследования использовались метод сравнения, методы экономического анализа, табличного представления данных.

Результаты исследования. Сформулируем основные особенности процесса модернизации в сельском хозяйстве.  Главная особенность – значимость государства в процессе обновления сельскохозяйственной техники.

В 2024 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями было приобретено 15439 тракторов и комбайнов, в том числе 11071 тракторов, 3909 ед. зерноуборочных комбайнов, 459 ед. кормоуборочных комбайнов.

Техника приобреталась за счет кредитов АО «Россельхозбанк», за счет лизинга АО «Росагролизинг», собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2024 г. АО «Россельхозбанк» предоставило заемщикам кредиты на покупку сельскохозяйственной техники в размере 22,4 млрд руб., АО «Росагролизинг» - субсидии в размере 8,3 млрд руб.

В.И. Нечаев отмчает необходимость создание новой модели взаимодействия АО «Россельхозбанк» с научными и образовательными учреждениями аграрного профиля - реализации «сквозных» проектов с предоставлением своевременного финансирования на каждом этапе для трансфера передовых технологий в аграрный сектор экономики страны [2].

АО «Росагролизинг» предоставляет сельскохозяйственным товаропроизводителям гибкие графики платежей, обязательное страхование приобретаемой техники, залог приобретаемых технических средств возможность выбора технических средств с учетом природно-климатических условий региона за счет развитой сети филиалов [3].

Исходя из средней стоимости одной единицы приобретенной техники в 2024 г. в 8,3 млн руб. за счет амортизации при ее целевом использовании сельскохозяйственные организации могли бы закупить 35183 единиц техники, позволило бы покрыть ее дефицит.

Отметим еще одну особенность  - низкие темпы обновления техники (таблица 1).   Коэффициент обновления техники в 2023 году составил по тракторам 6,47%, зерноуборочным комбайнам – 8,83%, кормоуборочным комбайнам – 5,42%.  Снижение наличия техники в динамике свидетельствует о превышении темпов выбытия техники по сравнению с обновлением. Дефицит агротехники для полевых работ оценивается на уровне 62 000 тракторов и 34 000 комбайнов.  При существующих темпах обновления (в среднем по тракторам – 13997 шт. в год, зерноуборочным комбайнам – 5753 шт. в год) потребуется 6 лет для восполнения дефицита, при том что техника требует замены уже через 5–7 лет, т. е. не следует ожидать расширенного ее воспроизводства. Введение утилизационного сбора приведет к значительному снижению продаж техники.

 

Таблица 1

Обновление техники в сельском хозяйстве Российской Федерации

 

Год

2023 г. к 2020 г., %

2020

2021

2022

2023

Наличие тракторов, шт.

222568

216944

214849

215956

97,03

Приобретено тракторов, шт.

13237

15779

12991

13980

105,61

Коэффициент обновления тракторов, %

5,95

7,27

6,05

6,47

0,53 п.п.

Наличие зерноуборочных комбайнов на конец года, шт.

53873

52638

52286

53602

99,50

Приобретено зерноуборочных комбайнов, шт.

5856

7036

5385

4735

80,86

Коэффициент обновления зерноуборочных комбайнов, %

10,87

13,37

10,30

8,83

-2,04 п.п.

Наличие кормоуборочных комбайнов на конец года, шт.

11444

10895

10660

10592

92,56

Приобретено кормоуборочных комбайнов, шт.

719

701

597

574

79,83

Коэффициент обновления кормоуборочных комбайнов, %

6,28

6,43

5,60

5,42

-0,86 п.п.

Источник: рассчитано по данным [4, 5]

 

Введение санкций и уход западных брендов сократил поставки импортной техники в 2024 году на 25%, привели к замещению поставок из восточных стран, росту цен на отечественную технику.  В 2024 году доля импортной техники в сельском хозяйстве России составила 53% в натуральном выражении. В структуре поставок импорта тракторов доля Китая  составила 65,7 %, Германии – 10,3 %, США – 6,8 % [6].

Растут затраты на обслуживание импортной и устаревшей техники (более 10 лет использования) (таблица 2).

 

Таблица 2

Затраты на ремонтное обслуживание техники в сельскохозяйственной техники

 

Год

2023 г. к 2020 г., %

2020

2021

2022

2023

Всего затрат по основному производству, млрд руб.

3332,91

3932,19

4580,93

4722,95

141,71

Затраты на запасные части и материалы для ремонта основных средств, инвентаря, приборов, инструментов и других средств труда, млрд руб.

152,71

167,26

202,83

219,08

143,46

Удельный вес к затратам по основному производству, %

4,58

4,25

4,43

4,64

0,06 п.п.

Затраты на оплату работ по всем видам ремонта сельскохозяйственной техники, млрд руб.

19,69

20,56

25,89

30,63

155,56

Удельный вес к затратам по основному производству, %

0,59

0,52

0,57

0,65

0,06 п.п.

Составлено по данным годовой отчетности сельскохозяйственных организаций

 

В динамике затраты на запасные части и материалы для ремонта и затраты на оплату работ по всем видам ремонта возросли опережающими темпами во сравнении с затратами на основное производство в сельскохозяйственных организациях в 1,43 и 1,55 раз соответственно. Их удельный вес в затратах на основное производство возрос соответственно на 0,06 п.п.

Низкий уровень технического обеспечения приводит к нарушению агротехнических сроков возделывания культур, их сдвигу, ухудшению внесения   удобрений и средств защиты растений, потере урожая. 

Заключение. Особенностями процесса модернизации в сельском хозяйстве является: значимость государства в финансировании технического обновления техники; низкие темпы обновления техники; зависимость от поставок импортной техники; рост затрат на обслуживание уже используемой техники (запасные части и материалы для ремонта).

Список литературы

1. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 2567-р [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/G3hzRyrGPbmFAfBFgmEhxTrec694MaHp.pdf

2. Нечаев В.И. АО «Россельхозбанк» как инструмент по достижению технологического лидерства отечественного агропромышленного комплекса // Экономика сельского хозяйства России. 2025. № 2. С. 21-31. – DOIhttps://doi.org/10.32651/252-21.

3. Нечаев В.И., Михайлушкин П.В., Бондаренко Т.Г., Цыпленкова Н.В. Компания АО "Росагролизинг" как институт инновационно-инвестиционного развития агропромышленного комплекса: потенциал, проблемы и перспективы // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2025. № 1(119). С. 32-44. – DOIhttps://doi.org/10.33938/251-32.

4. Агропромышленный комплекс России в 2022-2023 годах. М., ФГБНУ «Росинформагротех», 2024. - 584 с.

5. Бурак П.И., Голубев И.Г. Динамика обновления парка основных видов сельскохозяйственной техники // Техника и оборудование для села. 2025. № 5(335). С. 11-13. DOIhttps://doi.org/10.33267/2072-9642-2025-5-11-13.

6. Рынок самоходной сельскохозяйственной техники в России. Импорт 2025 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://id-marketing.ru/catalog/avtomobilnaja_otrasl/spectehnika/ ryinok-samohodnoy-selskohozyaystvennoy-tehniki-v-rossii-import-2025-1380/

7. Орлова Е.А., Липалина С.Ю. Оценка эффективности деятельности предприятия с использованием сбалансированной системы показателей // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 221-227.

8. Суглобов А.Е., Орлова Е.А. Особенности контроля за эффективным использованием основных средств в государственных образовательных учреждениях // Вестник университета. 2007. № 3 (21). С. 36-46.

9. Орлова Е.А. Оценка эффективности использования государственных средств // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия: экономика и управление. 2008. № 5. С. 261-263.

10. Агапова Т.Н., Суглобов А.Е. Методика анализа структуры социально-экономических показателей //Вопросы региональной экономики. 2014. № 3(20). С. 3-9.

11. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций недружественных государств: монография / А.Е. Суглобов, В.А. Седых, А.В. Родионов, О.В. Савина. Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2025. 248 с.

12. Агапова Т.Н., Анненкова В.Г., Воронина Н.А. и др. Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности предпринимательства, функционирующего в условиях нестабильности. Саратов, 2020. 194 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?