FEATURES OF MODERNIZATION IN AGRICULTURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Achieving the set strategic development goals means a quantitative and qualitative change in the agro-industrial complex, requiring its modernization. The article discusses the problems of modernization of agricultural production. It is shown that the main participant in modernization in agriculture is the state, which provides preferential loans and subsidies for preferential leasing of equipment. At the same time, the accrued depreciation today does not fulfill its main purpose - the formation of funds for the reproduction of fixed assets. Based on the average cost of one unit of purchased equipment in 2024 at 8.3 million rubles. due to depreciation, agricultural organizations could purchase 35,183 units of equipment, which would accelerate the rate of renewal of equipment in agriculture. The following features of the modernization process in agriculture were identified: the importance of the state in financing the technical renewal of equipment; low rates of equipment renewal; dependence on the supply of imported equipment; increase in maintenance costs for imported equipment already in use (spare parts and repair materials).

Keywords:
modernization, agriculture, equipment renewal, amotrization
Text

Введение. Теория модернизации рассматривает процесс изменения, перехода к другому качеству развития системы.

Модернизация в агропромышленном комплексе - процесс обновления отраслей и хозяйствующих субъектов АПК, внедрения инновационных и цифровых технологий, замена оборудования на более мощное и автоматизированное, совершенствование методов управления.

Цели развития агропромышленного комплекса определены стратегией его развития до 2030 года [1]: сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации; повышение научно-технологического уровня АПК за счет развития селекции и генетики; увеличение произведенной добавленной стоимости; увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах; увеличение объема экспорта продукции АПК; обеспечение продовольственной безопасности; эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения; цифровая трансформация агропромышленного комплекса.

Достижение поставленных целей означает количественное и качественное изменение агропромышленного комплекса, требующее его модернизации.

Основным участником модернизации в сельском хозяйстве является государство, предоставляя федеральные льготные инструменты – льготный кредит, льготный лизинг, реализуя региональные программы поддержки.

Модернизация АПК регламентируется государственными программами и проектами: Федеральный проект «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса», Федеральный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе».

Федеральный проект «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса» определяет цель обновления тракторов в сельскохозяйственных организациях до уровня 3,9 процента, зерноуборочных комбайнов - 5,7 процента, кормоуборочных комбайнов - 5,3 процента к 2030 году (с учетом государственной поддержки).

Источниками финансирования обновления техники являются государственные субсидии и средства сельскохозяйственных товаропроизводителей.  При этом при переходе к рынку амортизация потеряла свое назначение как источник финансирования технического обновления производства. В прошлом возмещенные амортизационные отчисления отвлекались в амортизационный фонд, используемый в дальнейшем для воспроизводства объектов основных средств.

В бухгалтерском учете амортизация основных средств и нематериальных активов является возвратом ранее сделанных инвестиций, не является для организации источником пополнения оборотных или внеоборотных средств. Вопросы использования денежных средств определяет собственник или менеджмент организации.

Методы исследования.  В процессе исследования использовались метод сравнения, методы экономического анализа, табличного представления данных.

Результаты исследования. Сформулируем основные особенности процесса модернизации в сельском хозяйстве.  Главная особенность – значимость государства в процессе обновления сельскохозяйственной техники.

В 2024 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями было приобретено 15439 тракторов и комбайнов, в том числе 11071 тракторов, 3909 ед. зерноуборочных комбайнов, 459 ед. кормоуборочных комбайнов.

Техника приобреталась за счет кредитов АО «Россельхозбанк», за счет лизинга АО «Росагролизинг», собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2024 г. АО «Россельхозбанк» предоставило заемщикам кредиты на покупку сельскохозяйственной техники в размере 22,4 млрд руб., АО «Росагролизинг» - субсидии в размере 8,3 млрд руб.

В.И. Нечаев отмчает необходимость создание новой модели взаимодействия АО «Россельхозбанк» с научными и образовательными учреждениями аграрного профиля - реализации «сквозных» проектов с предоставлением своевременного финансирования на каждом этапе для трансфера передовых технологий в аграрный сектор экономики страны [2].

АО «Росагролизинг» предоставляет сельскохозяйственным товаропроизводителям гибкие графики платежей, обязательное страхование приобретаемой техники, залог приобретаемых технических средств возможность выбора технических средств с учетом природно-климатических условий региона за счет развитой сети филиалов [3].

Исходя из средней стоимости одной единицы приобретенной техники в 2024 г. в 8,3 млн руб. за счет амортизации при ее целевом использовании сельскохозяйственные организации могли бы закупить 35183 единиц техники, позволило бы покрыть ее дефицит.

Отметим еще одну особенность  - низкие темпы обновления техники (таблица 1).   Коэффициент обновления техники в 2023 году составил по тракторам 6,47%, зерноуборочным комбайнам – 8,83%, кормоуборочным комбайнам – 5,42%.  Снижение наличия техники в динамике свидетельствует о превышении темпов выбытия техники по сравнению с обновлением. Дефицит агротехники для полевых работ оценивается на уровне 62 000 тракторов и 34 000 комбайнов.  При существующих темпах обновления (в среднем по тракторам – 13997 шт. в год, зерноуборочным комбайнам – 5753 шт. в год) потребуется 6 лет для восполнения дефицита, при том что техника требует замены уже через 5–7 лет, т. е. не следует ожидать расширенного ее воспроизводства. Введение утилизационного сбора приведет к значительному снижению продаж техники.

 

Таблица 1

Обновление техники в сельском хозяйстве Российской Федерации

 

Год

2023 г. к 2020 г., %

2020

2021

2022

2023

Наличие тракторов, шт.

222568

216944

214849

215956

97,03

Приобретено тракторов, шт.

13237

15779

12991

13980

105,61

Коэффициент обновления тракторов, %

5,95

7,27

6,05

6,47

0,53 п.п.

Наличие зерноуборочных комбайнов на конец года, шт.

53873

52638

52286

53602

99,50

Приобретено зерноуборочных комбайнов, шт.

5856

7036

5385

4735

80,86

Коэффициент обновления зерноуборочных комбайнов, %

10,87

13,37

10,30

8,83

-2,04 п.п.

Наличие кормоуборочных комбайнов на конец года, шт.

11444

10895

10660

10592

92,56

Приобретено кормоуборочных комбайнов, шт.

719

701

597

574

79,83

Коэффициент обновления кормоуборочных комбайнов, %

6,28

6,43

5,60

5,42

-0,86 п.п.

Источник: рассчитано по данным [4, 5]

 

Введение санкций и уход западных брендов сократил поставки импортной техники в 2024 году на 25%, привели к замещению поставок из восточных стран, росту цен на отечественную технику.  В 2024 году доля импортной техники в сельском хозяйстве России составила 53% в натуральном выражении. В структуре поставок импорта тракторов доля Китая  составила 65,7 %, Германии – 10,3 %, США – 6,8 % [6].

Растут затраты на обслуживание импортной и устаревшей техники (более 10 лет использования) (таблица 2).

 

Таблица 2

Затраты на ремонтное обслуживание техники в сельскохозяйственной техники

 

Год

2023 г. к 2020 г., %

2020

2021

2022

2023

Всего затрат по основному производству, млрд руб.

3332,91

3932,19

4580,93

4722,95

141,71

Затраты на запасные части и материалы для ремонта основных средств, инвентаря, приборов, инструментов и других средств труда, млрд руб.

152,71

167,26

202,83

219,08

143,46

Удельный вес к затратам по основному производству, %

4,58

4,25

4,43

4,64

0,06 п.п.

Затраты на оплату работ по всем видам ремонта сельскохозяйственной техники, млрд руб.

19,69

20,56

25,89

30,63

155,56

Удельный вес к затратам по основному производству, %

0,59

0,52

0,57

0,65

0,06 п.п.

Составлено по данным годовой отчетности сельскохозяйственных организаций

 

В динамике затраты на запасные части и материалы для ремонта и затраты на оплату работ по всем видам ремонта возросли опережающими темпами во сравнении с затратами на основное производство в сельскохозяйственных организациях в 1,43 и 1,55 раз соответственно. Их удельный вес в затратах на основное производство возрос соответственно на 0,06 п.п.

Низкий уровень технического обеспечения приводит к нарушению агротехнических сроков возделывания культур, их сдвигу, ухудшению внесения   удобрений и средств защиты растений, потере урожая. 

Заключение. Особенностями процесса модернизации в сельском хозяйстве является: значимость государства в финансировании технического обновления техники; низкие темпы обновления техники; зависимость от поставок импортной техники; рост затрат на обслуживание уже используемой техники (запасные части и материалы для ремонта).

References

1. Strategiya razvitiya agropromyshlennogo i rybohozyaystvennogo kompleksov Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 8 sentyabrya 2022 g. № 2567-r [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/G3hzRyrGPbmFAfBFgmEhxTrec694MaHp.pdf

2. Nechaev V.I. AO «Rossel'hozbank» kak instrument po dostizheniyu tehnologicheskogo liderstva otechestvennogo agropromyshlennogo kompleksa // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2025. № 2. S. 21-31. – DOIhttps://doi.org/10.32651/252-21.

3. Nechaev V.I., Mihaylushkin P.V., Bondarenko T.G., Cyplenkova N.V. Kompaniya AO "Rosagrolizing" kak institut innovacionno-investicionnogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa: potencial, problemy i perspektivy // Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyaystve. 2025. № 1(119). S. 32-44. – DOIhttps://doi.org/10.33938/251-32.

4. Agropromyshlennyy kompleks Rossii v 2022-2023 godah. M., FGBNU «Rosinformagroteh», 2024. - 584 s.

5. Burak P.I., Golubev I.G. Dinamika obnovleniya parka osnovnyh vidov sel'skohozyaystvennoy tehniki // Tehnika i oborudovanie dlya sela. 2025. № 5(335). S. 11-13. DOIhttps://doi.org/10.33267/2072-9642-2025-5-11-13.

6. Rynok samohodnoy sel'skohozyaystvennoy tehniki v Rossii. Import 2025 [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: https://id-marketing.ru/catalog/avtomobilnaja_otrasl/spectehnika/ ryinok-samohodnoy-selskohozyaystvennoy-tehniki-v-rossii-import-2025-1380/

7. Orlova E.A., Lipalina S.Yu. Ocenka effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiya s ispol'zovaniem sbalansirovannoy sistemy pokazateley // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 11. S. 221-227.

8. Suglobov A.E., Orlova E.A. Osobennosti kontrolya za effektivnym ispol'zovaniem osnovnyh sredstv v gosudarstvennyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah // Vestnik universiteta. 2007. № 3 (21). S. 36-46.

9. Orlova E.A. Ocenka effektivnosti ispol'zovaniya gosudarstvennyh sredstv // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: ekonomika i upravlenie. 2008. № 5. S. 261-263.

10. Agapova T.N., Suglobov A.E. Metodika analiza struktury social'no-ekonomicheskih pokazateley //Voprosy regional'noy ekonomiki. 2014. № 3(20). S. 3-9.

11. Aktual'nye problemy obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti v usloviyah sankciy nedruzhestvennyh gosudarstv: monografiya / A.E. Suglobov, V.A. Sedyh, A.V. Rodionov, O.V. Savina. Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya "Dashkov i K°", 2025. 248 s.

12. Agapova T.N., Annenkova V.G., Voronina N.A. i dr. Aktual'nye voprosy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti predprinimatel'stva, funkcioniruyuschego v usloviyah nestabil'nosti. Saratov, 2020. 194 s.


Login or Create
* Forgot password?