Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 338.1 Экономическое положение. Конъюнктура. Развитие хозяйственной структуры. Экономический рост
УДК 636 Общее животноводство. Разведение млекопитающих животных и птиц. Скотоводство. Домашние животные и их разведение
В статье рассмотрены дискуссионные проблемы теоретического обоснования сущности организационно-экономического механизма развития. Применительно к отрасли птицеводства он определен как интегрирующая подсистема согласования требований и стимулов развития отрасли на основе углубления интенсификационных процессов в ней. Показаны группы современных взглядов и подходов к определению сущности организационно-экономического механизма развития. Установлено, что он не может сводится к экономическому регулированию только одной функции управления или направлению деятельности. Обоснованы внешние (рыночные условия) и внутренние (отраслевые особенности, технологии) условия повышения эффективности применения организационно-экономического механизма в птицеводстве. Сделано заключение о необходимости задействования в его составе дополнительного инструментария стимулирования экологической безопасности отрасли. Перспективность кластеризации птицеводства должна сопровождаться поиском дополнительных источников формирования экономического потенциала отрасли.
птицеводство, развитие, организационно-экономический механизм, управление, экологическая безопасность, кластеризация
Введение. Одной из целей применения организационно-экономического механизма развития птицеводства является создание условий стимулирования хозяйствующего субъекта к повышению устойчивости его позиций в экономическом пространстве и тенденций трансформации во времени за счет побуждения действий персонала к поиску направлений улучшения качества продукции. Именно системность взаимодействия и взаимовлияния его элементов на разных уровнях управления – от государственного до внутрихозяйственного, должна однонаправленно воздействовать на возможности реализации экономических интересов сельскохозяйственных производителей к удовлетворению потребностей населения страны в продуктах птицеводства – мясе и яйцах.
Мясо птицы является диетическим продуктом питания, источником животного белка. На фоне отраслевой особенности состоящей в быстром росте птицы именно птицеводство было выбрано приоритетной отраслью восстановления животноводства, которая в короткие сроки обеспечила устранение дефицита животного белка в питании населения. Являясь зерноемкой отраслью животноводства, именно оно наряду со свиноводством способствовало проявлению мультипликативного эффекта в сельском хозяйстве с его дальнейшим распространением на другие отрасли народного хозяйства страны.
Получение максимального народнохозяйственного эффекта от развития отрасли стало возможным благодаря правильному соотношению инструментария организационно-экономического механизма развития отрасли.
Цель статьи состояла в исследовании теоретических основ организационно-экономического механизма как элемента системы управления агробизнесом птицеводства, позволяющий согласованно воздействовать на интересы их основных носителей, побуждая их к возмездному наращиванию объемов предложения продукции отрасли на агропродовольственный рынок страны.
Результаты. Состояние птицеводства Тамбовской области требует анализа и поиска действенных вариантов организации экономической составляющей взаимодействия внешней и внутренней сред птицеводческого агробизнеса, внутрихозяйственных отношений по поводу производства мяса птицы и яиц в объемах, удовлетворяющих платежеспособный спрос со стороны населения, организаций пищевой промышленности и общественного питания.
В Тамбовской области отрасль представлена тремя видами производства продукции птицеводства, на производстве которых специализируется ряд сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. В их числе следует назвать птицефабрики по производству мяса цыплат-бройлеров, мяса индейки и сельскохозяйственная организация, ориентированная на производство куриного яйца.
При написании статьи использовались данные Тамбовского территориального органа государственной статистики, отчетные данные специализированных сельскохозяйственных организаций.
В 2023 году в расчете на 1 жителя региона было произведено 440,6 кг прироста живой массы птицы, достигнув 14-и кратного уровня самообеспеченности, по яйцам Тамбовская область является дефицитной – в расчете на 1 человека было произведено 66 штук, что соответствует 25%-ой самообеспеченности.
Таким образом, по производству мяса сельскохозяйственные организации Тамбовской области ориентированы на вывоз продукции на межрегиональный и внешний рынки, яиц – ввоз практически 68,0% потребленного объема. Такая ситуация
Следует отметить, что яйца недостаточно представлены в рационе питания жителей Тамбовщины, о чем свидетельствуют данные, представленные на рисунке 1.
Сбалансированное развитие птицеводства в Тамбовской области по видам продукции при сохранении 90%-ой загрузки производственных мощностей птицефабрик по выращиванию цыплят-бройлеров и индейки возможно только в условиях применения эффективного организационно-экономического механизма управления развитием отрасли.
В научной сфере сложилось единое мнение о сущности организационно-экономического механизма как системы управленческих, правовых, мотивационных, организационных и экономических инструментов, согласованно действующих для повышения эффективности, стимулирования инноваций и достижения устойчивого развития хозяйствующих субъектов, отраслей, комплекса, экономики в целом [5].

Рис. 1. Потребление яиц в Тамбовской области в 2019-2023 годах
Ученые рассматривают природу его действия под призмой различных аспектов, точек зрения и подходов к исследованию.
Сложились три принципиально различные группы взглядов на сущность организационно-экономического механизма развития предпринимательской деятельности, представители которых рассматривают его с позиций:
- формы управления предпринимательской деятельностью через систему его методов, способов и инструментов воздействия со стороны управляющей подсистемы на управляемый блок бизнеса;
- формы производственных отношений, складывающихся в процессе управления производством и реализующиеся через планирование, нормирование, стандартизацию, унификацию;
- совокупности состояний системы, определяющейся полнотой возможности реализации функций его отдельных элементов (производственной, финансовой, управляющей, обеспечивающей и др.) [1]
Научные взгляды на действие организационно-экономического механизма развития организации (отрасли, комплекса) формируются в рамках применения к нему различных научных подходов в целях получения новых знаний и углубления существующих представлений о нем. Они включают:
- системный подход, в рамках которого организационно-экономический механизм развития рассматривается как объединение различных организационных, экономических, технологических, правовых и управленческих компонентов, находящихся во взаимодействии, и обуславливает получение синергетического эффекта от реализации и ведущий к повышению устойчивости применяемой его системы.
- процессный подход предусматривает декомпозицию управления как совокупности бизнес-процессов, каждый из которых позволяет описать, мониторировать, анализировать, регламентировать, идентифицировать и совершенствовать процесс выпуска конечной продукции, устраняя барьеры в горизонтальном взаимодействии производственных подразделений и работников, сокращая зоны неопределенной ответственности [6].
- функциональный подходы предусматривает выделение функций по регулированию и координации экономических отношений между субъектами в целью согласования их экономических интересов, их интеграцию и кооперацию в рамках нормативно-правовых актов и регламентов, стимулированию и мобилизации ресурсов, организационное обеспечению процессов управления, мониторингу и контролю за результатами деятельности, обеспечению адаптивности к внешним и внутренним изменениям необходимых для организации и управления процессом развития.
- институциональный подход ориентирован на формирование формальных и неформальных норм, правил и институтов, которые регулируют взаимодействие субъектов экономической деятельности и обеспечивают эффективное функционирование экономической системы.
- инновационный подход предусматривает использование новых технологий, инновационных управленческих решений, методов организации и финансирования, позволяющие ускорить реакцию системы на внешние изменения через действия ее организационно-экономического механизма развития.
Другая группа ученых рассматривают его с позиций целостности как единой системы и отдельной функции управления, сводя его к понятию «совокупность». На наш взгляд, обе трактовки требуют уточнения, поскольку механизм не является системой и определяют только связи и их силу между элементами экономической структуры, полнота которых будет лимитировать возможности ее существования и нормального функционирования. Он же не может регулировать выполнение какой-то одной или нескольких функций управления, поскольку не предполагает ограничение своих границ воздействия по области воздействия на управляемую подсистему в целях достижения какого-либо желаемого состояния. Здесь происходит отвлечение от формирования внутренних возможностей по улучшению ресурсного обеспечения деятельности, воздействия на персонал в целях его мотивирования на повышение качества выпускаемой продукции под воздействием организационно-экономического механизма развития.
В целях справедливости оценки следует отметить, что ряд авторов, рассматривая организационно-экономический механизм развития как совокупность, не сводит его определение к узкому функциональному наполнению этой категории. Например, С.Г. Иванов [2], А.А. Кульман [3], В.М. Мишин [4], Б.А. Райзберг [7] применяют понятие совокупность к полному набору рычагов воздействия, форм организации социально-производственных процессов, обеспечивающих функционирование и устойчивое развитие сельского хозяйства.
В связи с этим организационно-экономический механизм можно определить как интегрирующую подсистему взаимосвязанных элементов, методов, рычагов, процедур и форм управления, обеспечивающих эффективное функционирование хозяйствующих субъектов для достижения целей их развития.
В его основе лежат инструменты воздействия на интересы разных участников предпринимательской деятельности – от работников до государства. Они обеспечивают их согласованность и, в конечном счете, эффективность деятельности каждого из них. На наш взгляд, в рамках такого концептуального видения природы организационно-экономического механизма развития следует рассматривать его с позиций сбалансированности реализации экономических интересов участников экономического пространства каждого конкретного вида предпринимательской деятельности.
Аккумулируя преимущества современных исследований сущности организационно-экономического механизма развития агробизнеса, можно сформулировать его определение как реализуемую на государственном и хозяйственном уровнях интегрирующую подсистему, включающую совокупность методов, способов и инструментов регулирования организационно-экономических отношений между участниками экономического пространства, которая ориентирована на достижение общественных и индивидуальных целей хозяйствующими субъектами через сохранение баланса воплощаемых ими в процессе производственной деятельности экономических интересов.
Развитие птицеводства определяется экономическими возможностями отрасли, реализуемыми в системе управления ею, осуществляемого с применением всей совокупности доступных инструментов регулирования производственных отношений и производительных сил отрасли, осуществляемое с учетом отраслевых особенностей, рыночных условий и применяемых технологий производства продукции отрасли с целью повышения его эффективности и устойчивости трансформации (таблица 1).
Организационно-экономический механизм развития птицеводства должен быть сформирован таким образом, чтобы максимально полно и согласовано по всем структурным подразделениям предприятия стимулировать реализацию инновационных технологий обеспечения экологической безопасности отрасли.
Таблица 1
Внешние и внутренние условия повышения эффективности применения организационно-экономического механизма в птицеводстве
|
Отраслевые особенности |
Рыночные условия |
Современные технологии производства в птицеводстве |
|
Биологические:
Технологические:
Экономические:
|
|
Автоматическое управление микроклиматом; Цифровизация производства и управления им на дистанционной основе (IoT-решения, облачные платформы, дистанционное кормление, искусственный интеллект, машинное зрение, роботизация сбора яиц, сбора помета и санитарной обработки птичников, мониторинг поголовья с помощью дронов); Автоматизация кормления с программируемыми контролерами дозирования корма, и поения (ниппельная система поения); Совершенствование кормления птицы с введением в рационы хитозансодержащих кормов, Повышение эффективности производства продукции птицеводства обеспечивается за счет повышения производительности труда на основе автоматизации (на 15-20%); снижение потерь продук-ции за счет раннего обнаружения заболевае-мости, снижения стресса у птицы, поддержания стабильного микроклимата, сокращение доли живого труда в структуре трудозатрат. |
Встраивание инструментария ее достижения на высоком уровне охватывает вопросы дополнения нормативно-правовой базы, государственной поддержки инвестиций в формирование замкнутого цикла производства продукции птицеводства, материального стимулирования труда работников отрасли.
Развитие птицеводства обострило проблему экологической безопасности территорий размещения крупных птицефабрик и способствовало расширению границ управления этим специализированным агробизнесом до экономико-экологической направленности, чему в немалой степени способствовало ужесточение требований экологического законодательства страны.
Экологически ориентированный организационно-экономический механизм развития стал предусматривать стимулирование внедрения в производство продукции птицеводства зеленых технологий. Например, более активное использование льготного инвестиционного кредита на возведение инсинераторов для безопасного сжигания отходов, траншей для компостирования помета с применением ЭМ–технологий, производства органических удобрений, тем самым создавая условия снижения риска, с одной стороны, загрязнения окружающей среды, с другой – вероятности наложения штрафных санкций на сельскохозяйственную организацию.
Перспективным направлением развития птицеводства является кластеризация в отрасли, предусматривающая объединение производителей мяса птицы, яиц и поставщиков ресурсов для нее, географически локализованных на одной территории, совместно реализующих полный цикл производства продукции отрасли, обеспечивая при этом повышение конкурентоспособности продукции на основе получения дополнительного синергетического эффекта и экономии ресурсов от взаимодействия в условиях конкурентной борьбы. Следует отметить, что получаемые выгоды от такой схемы сельскохозяйственной кооперации не должны как минимум накладывать дополнительную экономическую нагрузку на сельскохозяйственных производителей. В свою очередь, такое условие может быть соблюдено в том случае, если в рамках организационно-экономического механизма они будут активно использовать инструменты привлечения средств государственной поддержки в виде льготных кредитов и заказов, тем самым масштабируя собственное производство.
Заключение. Таким образом, организационно-экономический механизм развития птицеводства, представляя собой интегрирующую подсистему согласования требований и стимулов к развитию организационно-экономических систем через совокупность взаимосвязанных, взаимовлияющих и взаимодополняющих в действии инструментов регулирования производственно-экономических процессов в отрасли, обеспечивает устойчивое наращивание экономического потенциала хозяйствующих субъектов, функционирующих в ней, на инновационной основе и способствует повышению эффективности производства мяса птицы, яиц и побочной продукции за счет углубления интенсификации использования особенностей отрасли (быстрое воспроизводство, скороспелость, высокая интенсивность роста птицы).
1. Ибрагимов И.У., Наримонов Н.Н. Организационно-экономический механизм управления бизнесом // Экономика и социум. 2021. № 12-1 (91). С. 1047-1050.
2. Иванов С.Г. К вопросу формирования организационно-экономического механизма АПК // Проблемы современной науки. Материалы Международной заочной научной конференции, г Красноярск, 15 октября 2015 г. – Красноярск: Красноярский ГАУ, 2015. – С. 71-73.
3. Кульман А. Экономические механизмы / Пер. с фр. Е.П. Островской; Общ. Ред. Н.И. Хрусталевой. – М. : Прогресс Универс, 1993. – 192 с.
4. Мишин В.М. Исследование систем управления . – М.: ЮНИТИ, 2007. – 527 с.
5. Новиков А.В. Современный взгляд на организационно-экономический механизм управления российским предприятием // Экономика и экологический менеджмент. 2021. № 1. С. 167-176.
6. Процессный подход к управлению организацией [Электронный ресурс]. URL.: https://rich-c.ru/processnyy-podhod-k-upravleniyu (дата обращения 11.10.2025)
7. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 383 с.
8. Суглобов А.Е. Повышение эффективности моделей использования контрактных отношений в агропромышленной сфере / А.Е. Суглобов, Н.В. Лясников // Russian Journal of Management. - 2025. - Т. 13, № 6. - С. 257-274.
9. Суглобов А.Е. Прогнозирование развития контрактных отношений в российском АПК с применением экономико-математического моделирования / А.Е. Суглобов, Н.В. Лясников // Вопросы региональной экономики. - 2025. - №2 (63). - С. 159-164.
10. Агапова Т.Н. Методика анализа структуры социально-экономических показателей //Вопросы региональной экономики. 2014. № 3(20). С. 3-9.
11. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций недружественных государств: монография / А.Е. Суглобов, В.А. Седых, А.В. Родионов, О.В. Савина. Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2024. 248 с.



