Россия
ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОКСО 38.00.00 Экономика и управление
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
Инновационное развитие энергетики является одним из стратегических приоритетов развитых государств. При этом инновационные решения касаются не только традиционных источников энергии (газ, уголь, нефть), но и альтернативных (солнечной, ветровой энергии). Главной целью инновационной политики в области энергетики должно являться органичное совмещение данных типов энергоресурсов, расширение политики энергоэффективности и координация плодотворного регионального сотрудничества, в том числе по климатическим вопросам
энергетическая отрасль, инновации, альтернативные источники энергии, региональное сотрудничество
Энергетика является одним из ключевых секторов экономики России, определяющим уровень социально-экономического развития государства, уровень жизни населения, позиции страны на международной арене. За последние годы отечественная энергетическая отрасль столкнулась с рядом серьезных вызовов. К ним можно отнести: тренд на низкоуглеродное развитие, глобальные климатические изменения, гибридную войну (следовательно, диверсионные и террористические акты), технологические преобразования общемирового масштаба.
Глобальный энергетический рынок находится сейчас на этапе научно-технической и промышленной революции. Инновации становятся движущей силой коренных изменений, интегрирующих новые технологии и актуальное состояние промышленности, подразумевающих внедрение цифровых инструментов в производственные, эксплуатационные и сервисные системы [1]. При этом стоит отметить, что цифровизация энергетики несет как и значительное повышение конкурентоспособности продукции (услуг) того или иного государства, так и влечет за собой дополнительные затраты: обслуживающие искусственный интеллект и веб-приложения сервисные центры потребляют значительное количество электрической энергии. В связи с этим страны с наибольшей долей энергетических ресурсов в экспорте должны находить баланс между цифровизацией производственной и логистической деятельности и политикой энергоэффективности и энергосбережения [2; 3].
Что касается тренда на низкоуглеродную энергетику, стоит отметить следующее противоречие: альтернативные источники энергии (как, например, солнечная, ветровая, гидравлическая) являются по сути своей бесплатными, но оборудование для их сбора и транспортировки к потребителю очень дорогостояще. Вкупе с низким КПД данных установок из-за непредсказуемости объемов получаемой энергии (ввиду климатических особенностей того или иного региона), альтернативные источники не могут заменить традиционные [4,5]. При этом традиционная энергетика имеет ряд нерешенных на данный момент недостатков:
- Исчерпание невозобновляемых источников (газа, нефти) и нанесение вреда окружающей среде при переработке полученного материала;
- Рост цен на энергоносители в ряде стран мира, что влечет за собой увеличение региональной асимметрии [6].
Возобновляемая энергия не производит выбросов вредных веществ, не способствует парниковому эффекту, что делает ее более экологичной и отвечающей актуальным климатическим вызовам [7]. В данной связи можно заключить, что и традиционные, и возобновляемые источники энергии имеют ряд преимуществ и недостатков, и главной целью глобальной энергетической системы является их органичная интеграция — в том числе путем внедрение инновационных инструментов.
Традиционные (невозобновляемые) источники энергии являются лидирующими по всему миру и широко используются в транспорте и промышленности. Россия является одним из самых крупных мировых поставщиков энергоресурсов, что делает вопросы энергетической модернизации наиболее актуальными. Динамика производства первичных энергоресурсов представлена на Рисунке 1 (согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.04.2023 г. № 1074-р, данные по производству нефти больше не публикуются в официальной статистике).
Рис. 1. Динамика производства первичных энергоресурсов, млн. тонн условного топлива
Представленные данные показывают, что производство нефти и угля колебалось, с некоторыми признаками восстановления падения в период 2020 года, что связано с пандемией и глобальным экономическим спадом. Реагируя на распространение пандемии, все страны были вынуждены вводить карантинные ограничения, внедрять меры социального дистанцирования, что повлияло в том числе и на производство энергетических ресурсов [8]. Производство природного газа демонстрирует более выраженные колебания, с резким увеличением в 2021 г. и последующим снижением. Отсутствие данных по производству нефти за 2023 г. несколько затрудняет формулировку тренда, но снижение производства угля и газа может указывать на некоторые сдвиги в энергетической политике: в сторону более устойчивых и экологически чистых источников энергии.
Как уже было отмечено ранее, энергоресурсы представляют одну из ключевых статей отечественного экспорта — в этой связи необходимо рассмотреть ключевые направления международного энергетического сотрудничества. История показывает, что политические процессы общемирового масштаба так или иначе были связаны с энергоресурсами. В частности, контроль над нефтью позволяет тем или иным государствам успешно развивать свою экономику и укреплять позиции на международной арене. Таким образом, международное энергетическое сотрудничество играет важную роль в контексте устойчивого развития и региональной интеграции. Основными его направлениями можно считать:
- Обеспечение стабильности и надежности энергоснабжения;
- Улучшение энергоэффективности и снижение энергозатрат;
- Повышение доли возобновляемых источников энергии;
- Реализацию совместных проектов по строительству трансграничной энергоинфраструктуры;
- Внедрение актуальных цифровых технологий [9,10].
Снижение доли невозобновляемых источников энергии прогнозируется к 2030 году: нефть, уголь и природный газ в мировом энергоснабжении потенциально снизятся с актуальных 80% до 73%. Таким образом, низкоуглеродная энергетика рассматривается сегодня в качестве ключевого инструмента достижения целей ряда международных нормативно-правовых актов (Парижского соглашения по климату, Рамочной конвенции ООН об изменениях климата и др.). При этом на фоне стабильно высокого спроса на данные энергоносители, невозможно говорить о глобальных экологических достижениях [11,12]. Так, например, в Китае (с условием масштабных финансовых вложений в геологоразведку) сохраняется дефицит высокоэффективных энергоресурсов. Основной задачей современной энергетической политики Китая является бесперебойное обеспечение производств и домашних хозяйств нефтью и газом, что свидетельствует о сохраняющемся низком уровне спроса на альтернативные источники энергии. При этом стоит отметить, что Китай и Россия совместно движутся к стабильному низкоуглеродному развитию энергетики: путем внедрения энергетических инноваций, разработок в направлении возобновляемых источников энергии и ее хранения [13,14].
Как уже было отмечено ранее, на фоне стабильно высокого спроса на невозобновляемые источники энергии, повсеместный переход к альтернативным невозможен. При этом, большая часть развитых стран мира стремится к снижению парникового эффекта и переходу к низкоуглеродной энергии, в том числе путем международной интеграции и внедрению высоких технологий. На Рисунке 2 представлена диаграмма, демонстрирующая объем внутренних затрат на исследования и разработки в России в 2023 году.
Рис. 2. Объем внутренних затрат на исследования и разработки, млрд. руб.
Основное внимание уделяется экономическому развитию страны (659,6 млрд. рублей), что связано с необходимостью стимулирования роста в условиях внешней политической напряжённости и глобальных экономических вызовов. Значительный уровень затрат на общее развитие науки (268,7 млрд. рублей) подчеркивает важность исследований для долгосрочного прогресса и внедрения инноваций, что является стратегически важным, учитывая тренды на мировом энергетическом рынке. Теперь следует обратиться к более узкому направлению затрат — производству, распределению и рациональному использованию энергии (Рисунок 3).
Рис. 3. Динамика внутренних затрат на производство, распределение и рациональное использование энергии
Данные показывают устойчивый рост затрат на производство, распределение и рациональное использование энергии с 2019 года, что указывает на растущую экономическую и идеологическую важность энергетики для отечественного экспорта. Значительное увеличение затрат в период 2021-2023 гг. подчеркивает приоритетность этой отрасли для правительства и бизнеса, что связано с необходимостью модернизации энергетической инфраструктуры, перехода на более чистые источники энергии. Продолжение этой тенденции (линия тренда) может привести к упрочнению состояния энергетической безопасности, повышению конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке. Таким образом, инновационная составляющая энергетической отрасли является на данный момент одной из ключевых. Она относится не только к альтернативным источникам энергии, как принято считать, но и к традиционным, а также к интеграции двух этих видов.
На фоне сохраняющегося высокого спроса на уголь, нефть и газ, развитые страны осуществляют постепенный переход к низкоуглеродным источникам энергии. Этот переход становится не только стратегической задачей, но и необходимым условием предотвращения ряда климатических последствий [15]. Глобальность потенциального ущерба диктует необходимость в координации региональных усилий: так, Россия и Китай движутся к совместному решению проблем загрязнения окружающей среды с одной стороны и энергодефицита — с другой.
Основной целью инновационного развития энергетики на сегодняшний день, как было отмечено ранее, остается интеграция возобновляемых и невозобновляемых источников. При сохранении позитивной тенденции во внутренних затратах на профильные разработки, Россия сможет снизить экологическое воздействие производств и упрочнить свои позиции на глобальном энергетическом рынке.
1. Моттаева А.Б. Актуальные тренды и перспективы развития энергетики в России // Вестник Сургутского государственного университета. 2024. Т. 12, № 4. С. 77-91.
2. Плохотникова Г.В., Казачков А.Л. Цифровизация и тренды сферы энергетики // Экономика и управление: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Новочеркасск, 14–15 ноября 2024 года. Новочеркасск: НОК, 2024. С. 88-92.
3. Овезова Г., Чендирова Г., Бабамурадов К., Мухамметбердиев И. Энергетика: важность и технологические тренды // Академическая публицистика. 2024. № 11-2. С. 66-69.
4. Латышенок Н.М. Глобальный тренд современной энергетики // Электроэнергетика сегодня и завтра: сборник научных статей 2-й Международной научно-технической конференции, Курск, 24 марта 2023 года / Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова. Том 1. Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2023. С. 279-283.
5. Прокофьев В.А. Глобальные тренды развития мировой альтернативной энергетики // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2023. № 4(76).
6. Мальцев Г.Г. Современные зарубежные тенденции по развитию энергетики: новые источники энергии и тренды // Промышленная политика, энергетика и цифровизация: теория и практика трансформации: Материалы III Международной научно-практической конференции, Волжский, 23 ноября 2023 года. Волгоград: Волжский институт экономики, педагогики и права, 2024. С. 95-98.
7. Андрейкин А.А., Зиновьева А.С., Гетман А.И., Мещеряков Д.А. Актуальные тренды в развитии современной энергетики // Актуальные тренды в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях, Пенза, 08 января 2024 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. С. 37-39.
8. Сечин И.И. Альтернативы мировой энергетики: трансформационные тренды и риски // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 10. С. 33-44.
9. Свиридов А.А. Политизация энергетики как глобальный тренд двадцатого и двадцать первого века // Глобалистика-2023: Сборник материалов Международного научного конгресса Осенняя сессия, Москва, 23–27 октября 2023 года. Москва: Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева, 2024. С. 909-912.
10. Атаева М. Изучение новых видов международного сотрудничества в сфере энергетики: анализ текущих трендов // Символ науки: международный научный журнал. 2024. № 7-1. С. 74-76.
11. Каландарова Э.М. Тренды развития мировой энергетики // Экономические исследования и разработки. 2024. № 7. С. 53-60.
12. Шугуров М.В. Современные тренды международно-правового сотрудничества в сфере перехода к низкоуглеродной энергетике // Энергетическое право: модели и тенденции развития: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Белгород, 24 ноября 2023 года. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2024. С. 52-60.
13. Матвеев В.А. Китай в перекрестье текущих трендов мировой энергетики // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2020. Т. 25, № 25. С. 321-332.
14. Хань Х., Чу Л. Пути укрепления сотрудничества Китая и России в сфере низкоуглеродной энергетики (в контексте глобального тренда "углеродной нейтральности") // Социально-политические науки. 2021. Т. 11, № 4. С. 62-69.
15. Савина Н.П., Пивоваров С.С. Четвертый энергопереход: современные тренды и перспективы развития возобновляемой энергетики // Прогрессивная экономика. 2025. № 4. С. 8-19.