с 01.01.2004 по 01.01.2021
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
Россия
ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 338.2 Экономическая политика. Управление и планирование в экономике
Исследование посвящено вопросам реализации проектного управления в АПК, с позиций обеспечения устойчивости крупных и малых производителей сельскохозяйственной продукции. Научной проблемой, на решение которой направлено исследование, связано с недостаточной разработанностью методических положений применения механизмов проектного управления для решения задач, стоящих перед крупными и малыми производителями сельскохозяйственной продукции. Цель исследования заключается в дополнении и совершенствовании теоретических и методических положений применения проектного управления в АПК, в обеспечении устойчивости крупных и малых производителей сельскохозяйственной продукции. Новизна исследования раскрывается положениями характеризующими основные механизмы проектного управления и их проекцию на аграрную сферу экономики и управления, а также исследованием соотношения инструментария проектного управления и целей крупных и малых производителей сельскохозяйственной продукции.
АПК, проектное управление, механизм, формы хозяйствования, устойчивость, региональные системы АПК, производство.
Проектное управление в системе государственного управления выделено в качестве самостоятельного института (механизма) управления с 2016 г., посредством создания проектных офисов при органах исполнительной власти различного уровня.
В рамках отраслевой экономики инструменты проектного управления интегрировались в практику через совершенствование бизнес-процессов при выработке стратегий развития крупных организаций [1].
Крупные сельскохозяйственные организации, агрохолдинговые структуры в АПК применяют инструменты проектное управления в контексте поиска ответов на провалы рынка. В частности, острой проблемой является диспаритет цен в АПК [2].
Реализация функции развития проектного управления в рамках экономики, в частности отраслевой, связано с введением в практику управления и законодательного закрепления системы стратегического планирования.
Проектное управление является механизмом совершенствования качества институциональной среды АПК [3].
Научной проблемой, на решение которой направлено исследование, связано с недостаточной разработанностью методических положений применения механизмов проектного управления для решения задач, стоящих перед крупными и малыми производителями сельскохозяйственной продукции.
Цель исследования заключается в дополнении и совершенствовании теоретических и методических положений применения проектного управления в АПК, в обеспечении устойчивости крупных и малых производителей сельскохозяйственной продукции.
Новизна исследования раскрывается положениями характеризующими основные механизмы проектного управления и их проекцию на аграрную сферу экономики и управления, а также исследованием соотношения инструментария проектного управления и целей крупных и малых производителей сельскохозяйственной продукции.
Методология исследования
Методология исследования выстраивалась на основе научных подходов, ключевым из которых выступил проектно-цифровой подход [4; 5].
Методы исследования определялись с позиций комплексного рассмотрения проектного управления. Среди них основными методами выступили: монографический, позволивший сформировать информационный массив теоретических положений реализации проектного управления и сформировать обзор практики его применения крупными и малыми производителями сельскохозяйственной продукции.
Проектное управление рассматривалось с позиций методического обеспечения процесса технологической модернизации АПК [6] и выявления ключевых факторов влияющих на эффективность сельхозпроизводства [7].
Результаты исследования
Проектное управление основано на рассмотрении деятельности хозяйствующего субъекта, бизнес-процесса через систему проблем, решение которых рассматривается посредством реализации проекта.
Проект имеет свои границы, устанавливаемые в зависимости от количества ресурсов, наличия команды и временного периода реализации.
Следовательно, в ходе осуществления проектного управления, внимание акцентируется на условиях реализации процессов, производственных и управленческих мероприятий. При этом, определяемые условия следует рассматривать шире, включая качество институциональной среды и социально-психологические аспекты. Это важно для аграрной сферы экономики в виду высокого уровня влияния местного населения на субъекта сельскохозяйственного производства, а также комплекса специфических черт сельскохозяйственного производства.
Основные механизмы проектного управления, имеющие институциональное оформление в форме федеральных проектов, в 2024 г. составили около 55% государственной поддержки АПК.
Современный этап развития экономических отношений в России на национальном, региональном и отраслевом уровнях экономики предполагает реализацию проектного управления через систему механизмов.
Характеристика основных механизмов проектного управления, с их проекцией на аграрную сферу экономики и управления, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика основных механизмов проектного управления, с их проекцией на аграрную сферу экономики и управления
Механизм |
Описание |
Проекция на аграрную сферу экономики и управления |
Стратегическая сессия |
Предполагает коллективную выработку согласованного основными заинтересованными лицами проекта управленческого решения или их системы для реализации проекта |
Поиск оптимального / консенсусного решения для крупных и малых производителей сельскохозяйственной продукции. Выработка общей «дорожной карты» |
Инициативное бюджетирование |
Государство, на основе инициативы местного населения, деловой активности местного сообщества, финансирует реализации проектов направленных на улучшение местной инфраструктуры и решение локальных социальных проблем |
Обеспечение социального развития сельских территорий и модернизации социальной сферы АПК |
Бережливое производство |
Основой выступает реализация проекта направленного на сокращение издержек производства и управления, максимизацию рационального использования ресурсов и гуманизации труда |
Повышение конкурентоспособности крупных и малых производителей в условиях роста издержек |
Промышленный дизайн |
Разработка и внедрение в отрасль или их совокупность единые требования, подходы сокращающие издержки интеграции программного обеспечения и оборудования, взаимодействия хозяйствующих субъектов |
|
Информационное консультирование |
Организация информационного, аналитического, маркетингового (консалтингового) сопровождения бизнес-процессов, проектов |
Разработка и реализация бизнес-планов развития и создания сельскохозяйственного производства; выработка управленческих и производственных решений |
Венчурное финансирование |
Привлечение финансирования для разработки и внедрения технологических инноваций имеющих высокую степень риска |
Создания современных технологических решений для аграрного производства; обеспечение технологического лидерства и суверенитета в АПК |
Государственно- частное партнёрство |
Реализация крупных проектов с поддержкой государства в сферах с высоким риском сбыта и не эффективным хозяйствованием со стороны государства |
Модернизация социальной сферы сельских населённых пунктов; модернизация социальной и рыночной инфраструктуры сельских территорий |
Источник: собственные исследования.
Реализация механизмов проектного управления, представленных в таблице 1, возможна как отдельного механизма самостоятельно, так и при их сочетании.
Так проведение стратегических сессий, с привлечением заинтересованных лиц, может быть начальным этапом для реализации иных механизмов проектного управления, так как нацелена на разработку содержания проекта и согласования его с заинтересованными сторонами и исполнителями.
Основной задачей проектного управления в АПК, с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности и увеличения экспортной массы аграрной продукции, можно считать обеспечение устойчивости крупных и малых производителей сельскохозяйственной продукции.
В зависимости от величины производителя сельскохозяйственной продукции определяется масштаб проблемы, масштаб проектов её решения, а следовательно, и механизм проектного управления.
Например, государственно-частное партнёрство не подходит для малых форм хозяйствования в АПК, так как, фактически они являются разрозненными субъектами и не могут объединить достаточного объёма активов для софинансирования объекта партнёрства.
Малым производителям сельскохозяйственной продукции более подходят механизмы проектного правления встраивающие их в пространственно-экономическую систему взаимодействия с крупным производителем сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Стратегические сессии позволяют эффективно устанавливать взаимосвязь крупных и малых производителей сельскохозяйственной продукции, реализуя на практике проект по созданию сельскохозяйственного производственного кластера.
Проектное управление позволяет обеспечить экономический интерес как крупных, так и малых форм сельскохозяйственного производства.
Достижение устойчивости производителей сельскохозяйственной продукции средствами проектного управления может осуществляться в рамках различных целях (таблица 2).
Таблица 2
Соотношение инструментария проектного управления и целей крупных и малых производителей сельскохозяйственной продукции
Механизм |
Размер производс-тва |
Цели хозяйствования |
|||
Антикризисное управление |
Обеспечение устойчивости |
Развитие производства |
|||
Стратегическая сессия |
КФХ |
Поиск точек роста |
Совершенствование коммуникации между структурными подразделениями |
Поиск и разработка плана освоения новых рыночных ниш / продуктов |
|
МФХ |
Поиск ниш производственной интеграции с КФХ |
Формирование кооперационных связей |
Создание сообщества для совместного сбыта |
||
Инициативное бюджетирование |
КФХ |
Поиск резервов / направления для сокращения издержек |
Развитие рационализаторского подхода |
Приоритезация финансирования проектов |
|
МФХ |
Решение производственных / инфраструктурных задач посредством бюджетного финансирования |
Интеграция малого сельскохозяйственного производителя в жизнь местного сообщества, в функционирования сельской локальной экономики |
Участие в удовлетворении государственных и муниципальных нужд; реализация проектов социального развития, в рамках программ |
||
Бережливое производство |
КФХ |
Рационализация производственных процессов и управления |
Поддержание уровня конкурентоспособности организации и продукции |
Формирование потенциала модернизации производства |
|
МФХ |
Снижение издержек |
Применение технологий повышение эффективности (продуктивности) производства |
|||
Промышленный дизайн |
КФХ |
- |
Упрощение производственного процесса, создание единого цифрового (автоматизированного и роботизированного) контура производством и управлением сельскохозяйственным производством |
||
МФХ |
- |
Интеграция производственного процесса в производственные системы КФХ; производство сырья требуемого качества |
|||
Информационное консультирование |
КФХ |
Разработка плана антикризисных мер, на основе предварительного глубокого анализа хозяйственной деятельности |
Анализ рыночной конъектуры, выявление трендов и выработка мер оперативного реагирования на вызовы |
Формирование стратегии развития, осуществление перспективного планирования и бюджетирования |
|
МФХ |
Проведение анализа хозяйственной деятельности (инвентаризации конкурентоспособности) |
Привлечение инвестиций, в том числе за счёт участия в конкурсах государственной поддержки, на основе бизнес-плана |
|||
Венчурное финансирование |
КФХ |
Покрытие части издержек технологического развития |
Реализация проектов технологического лидерства на рынке, снижения издержек для сохранения и увеличения сегмента рынка |
||
МФХ |
- |
Совершенствование производственного процесса и управления на основе разработки и внедрения специализированного отраслевого решения |
|||
Государственно- частное партнёрство |
КФХ |
Привлечение государства для устранения паттернов (ограничений) рынка и/или производства продукции |
Формирование и / или подержание оптимальных условий производства |
Реализация инициатив увеличивающих масштаб производства и / или объём экономической деятельности |
|
МФХ |
- |
- |
Соучастие в реализации проектов развития рыночной и социальной инфраструктуры |
Источник: собственные исследования, с использованием [8].
Справочно: КФХ – Крупные формы хозяйствования; МФХ – Малые формы хозяйствования.
Как показывают данные таблицы 2, проектное управление имеет многоцелевой характер.
Следует отметить, что в ряде случаев цели использования проектного управления у крупных и малых производителей сельскохозяйственной продукции совпадают, что говорит о взаимодополняющей природе крупных и малых хозяйствующих субъектов в АПК.
В России практически отсутствует конкуренция между крупными и малыми производителями сельскохозяйственной продукции, так как в отраслях, обеспечивающих продовольственную безопасность сформирован промышленный тип производства, при котором доля малых форм хозяйствования не значительна (не критична). За исключением подкомплекса овощеводства, где хозяйства населения и другие малые формы производства сельскохозяйственной продукции занимают долю до 60% производства.
Заключение
Проектное управление в АПК является важным инструментом управления как на государственном, корпоративном уровнях, так и на уровне отраслевой и локальной экономики.
Основной целью реализации проектного управления, как показали исследования, является обеспечение устойчивости производства.
В свою очередь устойчивость производства, в рамках аграрной сферы, следует понимать в том числе и как антикризисное управление, и как адаптация к изменениям и как развитие, с целью увеличение доли рынка.
Механизмы проектного управления в обеспечении устойчивости крупных и малых производителей сельскохозяйственной продукции в современной системе экономических отношений играют важную роль, составляя около половины объёма деятельности производителей сельскохозяйственной продукции. Только у малых форм хозяйствование проектное управление интегрировано с системой социального развития сельских сообществ и территорий. Крупные производители сельскохозяйственной продукции реализуют проектное управление в рамках специальных институциональных условий.
1. Государственно-частное партнёрство : учебно-методическое пособие / сост. А.Н. Сёмин, Э.Р. Кузнецова [и др.]; под ред. ак. РАН А.Н. Сёмина. – М.: Изд-во «КОЛ ЛОК», 2023. – 256 с.
2. Марковина Е.В. Диспаритет цен в аграрном секторе экономики / Е.В. Марковина, И.М. Гоголев [и др.]. // Russian Journal of Management. – 2021. – Т. 9. – № 3. – С. 101-105. DOI: https://doi.org/10.29039/2409-6024-2021-9-3-101-105.
3. Совершенствование институциональной инфраструктуры АПК: вопросы теории и практики : монография / А.Н. Семин [и др.]. – М.: ООО «КОЛ ЛОК», 2023. 255 с.
4. Лутфуллин Ю.Р. Рассмотрение аграрной сферы экономики с позиции проектно-цифрового подхода / Ю.Р. Лутфуллин, М.М. Кислицкий, Л.Н. Баянова // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – №8. – С. 11-15. DOI:https://doi.org/10.32651/208-11.
5. Минаков А.В. Концепция цифрового маркетинга: новые подходы к использованию маркетинга в цифровой экономики / А.В. Минаков, А.Е. Суглобов // Вопросы региональной экономики. – 2023. – № 1(54). – С. 41-48.
6. Адуков Р.Х. Технологической модернизации АПК должна предшествовать модернизация общественно-экономических отношений / Р.Х. Адуков // Вестник Национального институт бизнеса. – 2024. – № 2(54). – С. 47-56.
7. Адуков Р.Х. Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы и эффективность сельхозпредприятия / Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2022. – № 12(94). – С. 85-93.
8. Гехт И.А. «Дорожная карта» трансформации системы потребительской кооперации как института социального и экономического развития / И.А. Гехт, М.М. Кислицкий, М.И. Парфёнов // Агропродовольственная политика России. – 2015. – №3. – С. 14-16.