ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 338 Экономическое положение. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике. Производство. Услуги. Цены
УДК 339 Торговля. Международные экономические отношения. Мировое хозяйство
В статье рассматриваются основные проблемы экономической безопасности агропромышленного комплекса и угрозы продовольственной безопасности страны. Проанализированы целевые показатели, достигнутые в рамках государственной программы развития сельского хозяйства, и выделены факторы, определяющие параметры развития АПК Российской Федерации в стратегической перспективе. В заключении предлагаются перспективные направления повышения экономической безопасности для отечественной сельскохозяйственной отрасли.
экономическая безопасность, продовольственная безопасность, технологическое обеспечение, государственные программы, агропромышленный комплекс, инвестиции, сельское хозяйство
Введение. В условиях стремительных изменений геополитической ситуации и структурной трансформации экономики Россия сталкивается с необходимостью выработки актуальных стратегий и совершенствования механизмов обеспечения продовольственной безопасности. Среди вызовов, с которыми сталкивается наша страна в вопросах поддержания стабильности на внутреннем и мировом продовольственных рынках, наиболее актуальными являются: неравномерное размещение населения по территории, зависимость от импортных поставок в ряде секторов, уровень развития сельской инфраструктуры, инвестиционная и инновационная привлекательность отрасли, повышение производительности и эффективности сельскохозяйственного производства. В то же время возникают новые возможности и пути развития в области продовольственной безопасности.
Неразрешенные вопросы в сельскохозяйственной отрасли влекут за собой негативные последствия в других областях народного хозяйства, обладая «эффектом снежного кома». Падение потребительского интереса к продукции отечественного АПК негативно влияет на спрос на товары машиностроения. Снижение объемов производства в машиностроении, в свою очередь, приводит к спаду в металлообработке и других секторах промышленности. Как следствие, мы можем наблюдать рост безработицы и общий экономический спад, сокращение валового внутреннего продукта (далее – ВВП), замедление экономического роста и возникновение новых угроз и вызовов для продовольственной независимости. В связи с этим, для Российской Федерации в настоящее время первоочередной задачей является укрепление продовольственной безопасности путем реализации мероприятий по повышению технологичности производства и насыщению внутреннего рынка необходимыми товарами на основе отечественных технологических решений в сфере агропромышленного производства.
Результаты и обсуждение. Продовольственная безопасность представляет собой «состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» [1]. Таким образом, основными характеристиками состояния продовольственной безопасности выступают объем производства продуктов питания, безопасность и качество продовольствия, организация распространения и сбыта продукции в условиях конкретных параметров покупательской способности населения.
Наиболее полно национальные интересы и приоритеты в данной сфере отражены в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2]. Уровень продовольственной безопасности должен быть обусловлен достижением показателей, характеризующих продовольственную независимость, доступность продовольствия и его качественные характеристики. В долгосрочной перспективе государственная политика ориентирована на реализацию следующих задач:
- повышение качества жизни населений за счет обеспечения качественной и безопасной продукцией;
- модернизация и развитие сельскохозяйственной инфраструктуры;
- производство продуктов питания и продукции сельскохозяйственного назначения в строгом соответствии установленным требованиям (экологические, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные стандарты);
- повышение эффективности государственной и негосударственной поддержки агропромышленного комплекса (далее – АПК), стимулирование малого и среднего предпринимательства в сфере сельского и рыбного хозяйства;
- контроль импорта и недопущение ввоза и применения генно-модифицированных организмов и продукции;
- восстановление и улучшение плодородия сельскохозяйственных земель и др.
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики, обеспечивая продовольственную безопасность и экспортный потенциал страны. Статистически доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (далее – ВВП) составляет в среднем 5,4% [3]. Однако факторы природно-климатического, финансового и политического характера оказывают серьезное влияние на динамику показателя (рисунок 1).
Стоит отметить, что с 2023 года помимо геополитических и глобально-экономических обстоятельств сельское хозяйство и АПК находятся под серьезным воздействием условий окружающей среды. Изменения климата, засушливая погода, недостаточное накопление влаги в почве в отдельных территориях, а также сильные дожди на других – все это отрицательно влияет на урожайность и, следовательно, обеспечение внутреннего рынка и экспорта. Сложности в прогнозировании погодных условий и неподготовленность инфраструктуры влекут за собой увеличение разрыва в обеспечении продовольственной безопасности регионов и снижение показателя для страны в целом.
Рис. 1. Динамика доли сельского хозяйства в ВВП России
Источник: составлено автором на основе данных Росстата
Сокращение доли сельского хозяйства в ВВП объясняется комплексным влиянием экономических факторов, тенденциями изменения приоритетов государственной политики и технологическими изменениями как в отрасли, так и в экономической системе в целом. Снижение инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности и, как следствие, общей устойчивости сектора обусловлено, во-первых, ростом затрат на производство, материалы и логистику.
Во-вторых, в условиях нарастающего мирового экономического кризиса и структурной перестройки экономических систем эффективное развитие требует стимулирования ряда сопутствующих отраслей (например, переработка продукции АПК). Недостаточность государственного финансирования и незаинтересованность представителей агробизнеса в развитии сельскохозяйственного машиностроения и расширение ассортимента неблагоприятно влияют на состояние и привлекательность сектора.
И, в-третьих, негативное влияние на сельское хозяйство оказывает уровень технологичности и технологического суверенитета производства. Данная проблема является наиболее актуальной. Степень износа основных фондов, согласно официальным данным [4], на протяжении 2017 – 2024 гг. составляла более 40% (от 42,4% в 2017 г. до 44,8% в 2024г.) при одновременном снижении коэффициента обновления в аналогичном периоде (от 14,2% в 2017 г. до 11,4% в 2024г.). Государство заинтересовано в развитии продукции и производства АПК в условиях сокращения импорта, не только для обеспечения населения продуктами питания, но и в части обеспечения национальной безопасности. На фоне этого наблюдается рост инвестиций в основной капитал, направленный на модернизацию и реконструкцию, в приобретение машин, оборудования, транспортных средств (таблица 1).
Таблица 1
Объем инвестиций в отдельные подотрасли АПК Российской Федерации в 2022 – 2024 г.г. (в % к предыдущему году)
Год Сектор |
2022 |
2023 |
2024 |
Инвестиции в основной капитал, направленные на реконструкцию и модернизацию |
|||
Растениеводство и животноводство |
93,0 |
94,8 |
125,3 |
Рыболовство и рыбоводство |
84,8 |
55,4 |
142,5 |
Производство пищевых продуктов |
96,2 |
104,9 |
105,5 |
Ветеринарная деятельность |
8,5 |
47,8 |
105,2 |
Инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства |
|||
Растениеводство и животноводство |
72,1 |
99,2 |
128,2 |
Рыболовство и рыбоводство |
77,9 |
52,4 |
150,3 |
Производство пищевых продуктов |
81,3 |
146,4 |
80,1 |
Ветеринарная деятельность |
16,1 |
14,2 |
228,4 |
Источник: составлено автором на основе данных Росстата
Таким образом, мы наблюдаем стабильный рост показателей по направлениям растениеводства и животноводства, производства пищевых продуктов и ветеринарной деятельности. Снижение инвестиций в 2023 году в подотрасли рыбного хозяйства происходит на фоне роста вылова (+0,4% к 2022 году) и производства рыбной продукции (+0,3% к 2022 году) [5]. Рыбное хозяйство относится к отраслям экономики, касающимся, в первую очередь, социально-экономической стабильности в прибрежных районах, и, в целом, способствует повышению качества жизни населения страны, поэтому проблема высокого морального и физического износа инфраструктуры, остается актуальной.
Несмотря на негативное влияние ряда факторов, наша страна остается одним из крупнейших поставщиков продукции АПК, нарастив в 2024 году товарооборот с зарубежными странами на 2,6% (к 2023 году). В таблице 2 представлены некоторые целевые показатели, характеризующие состояние отрасли и рынков сельскохозяйственной продукции по итогам 2024 года.
Таблица 2
Целевые показатели, достигнутые в рамках государственной программы развития сельского хозяйства
Показатель |
План |
Факт |
Объем экспорта продукции АПК, млрд долл. США |
29,0 |
39,12 |
Индекс импортозамещения в АПК, % |
102,1 |
102,1 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % |
102,6 |
107,2 |
Индекс производства пищевых продуктов, % |
103,1 |
116,2 |
Индекс производства продукции растениеводства, % |
102,7 |
108,3 |
Индекс производства продукции животноводства, % |
102,5 |
104,4 |
Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов, % |
100,0 |
100,1 |
Количество объектов капитального строительства введенных в эксплуатацию, ед. |
6 |
6 |
Доля сельского населения в общей численности населения, % |
24,9 |
24,9 |
Уровень занятости сельского населения, % |
52,9 |
55,9 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства, руб. |
53348,0 |
67571,3 |
Количество разработанных образовательных программ дополнительного профессионального образования, в том числе по направлениям научно-технической программы развития сельского хозяйства, ед. |
50 |
406 |
Источник: составлено автором на основе Доклада о результатах деятельности Минсельхоза России
С 2014 года российская экономика функционирует в условиях санкционного давления и геополитической неопределенности, ввиду чего особую актуальность представляют собой показатели импортозамещения, обеспечения населения продовольствием и доступность государственной поддержки. Представленные показатели характеризуют приоритетные направления работы по развитию и стабилизации АПК. В числе существенных проблем, с которыми сталкивается комплекс в настоящее время, можно назвать возрастающий дефицит кадров, рост издержек и усиление консолидации рынка.
Достижение целевых показателей положительно характеризует состояние комплекса. К 2030 году стратегические документы предполагают существенный рост объемов производства за счет внедрения современных технологий и инструментов ИИ, привлечения инвестиций и расширения программ господдержки, развития образовательных программ СПО и ВПО, применения экологически чистых и устойчивых методов ведения сельского хозяйства. В таблице 3 представлена структура расходов федерального бюджета по направлениям финансирования АПК, характеризующая состояние отрасли и перспективы ее развития.
Таблица 3
Структура расходов федерального бюджета по направлениям обеспечения АПК (в ценах 2024 года)
Год Сектор АПК |
2021* |
2022* |
2023* |
2024* |
2025 (план) |
2026 (план) |
Сельское хозяйство |
422 187,5 |
479 964,0 |
532 912,4 |
557 546,6 |
451 778,9 |
446 158,2 |
Лесное хозяйство |
67 231,2 |
71 787,3 |
60 762,7 |
63 122,5 |
63 197,3 |
70 208,5 |
Водные ресурсы |
23 806,5 |
33 547,0 |
24 778,7 |
20 759,3 |
17 790,2 |
25 429,5 |
Недропользование, природные ресурсы, экология |
96 621,3 |
165 096,1 |
167 104,5 |
114 943,1 |
88 268,5 |
130 880,0 |
Рыболовство |
26 156,3 |
29 401,8 |
19 940,5 |
33 951,3 |
40 244,5 |
36 524,4 |
Ветеринарный и фитосанитарный надзор |
19 989,7 |
19 198,2 |
16 136,6 |
21 212,8 |
18 650,9 |
18 831,6 |
Источник: разработано автором на основе данных федеральных бюджетов 2021 – 2025 гг. [6,7,8,9,10]
По результатам первого квартала 2025 года отмечается сокращение экспорта продукции АПК на 14% к аналогичному периоду прошлого года (далее – АППГ) на фоне сокращения финансирования отдельных направлений аграрного сектора. Наиболее существенное снижение финансирования произошло по направлениям поддержки инновационной деятельности (101,1 млрд. руб. в 2025 году против 227,6 млрд. руб. в 2024 году) и льготного кредитования (94 млрд. руб. против 2019 млрд. руб.). При этом план на 2026 год предполагает расширение финансирования сектора природных ресурсов и экологии за счет внедрения программ «Охрана окружающей среды» и «Воспроизводство и использование природных ресурсов».
Также существенное внимание уделяется программам, направленным на поддержку и развитие рынка сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, национальному проекту «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». Целью национального проекта является достижение показателей технологического суверенитета АПК за счет повышения технологической оснащенности и устойчивого роста производства. В рамках проекта предполагается развитие агропромышленных технопарков, расширение сети кластеров и создание новых технологически современных производств важных фермерских и ветеринарных препаратов, внедрение отечественных машин, оборудования и техники. Ключевым звеном проекта являются квалифицированные кадры: в отрасль активно привлекают молодых специалистов.
Проект предполагает реализацию мероприятий по следующим направлениям:
- биотехнологии в АПК;
- селекция и генетика;
- ветеринарные препараты;
- техника и оборудование для АПК;
- кадры в АПК.
Нацпроект ориентирован на комплексное взаимодействие бизнеса и научно-исследовательских организаций, направленное на снижение доли импортных поставок в секторе, динамичное развитие отечественного производства и насыщения внутреннего рынка.
Ниже представлены объемы финансирования национального проекта по направлениям развития АПК (рисунок 2).
Рис. 2. Финансирование национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» в 2025 – 2027 гг.
Продовольственная безопасность в 2025 году остается ключевой задачей Правительства РФ [11]. С целью развития и устойчивого функционирования АПК созданы масштабные государственные программы и проекты, направленные как на обеспечение доступности продуктов питания и поддержание импорта, так и на обеспечение технологического суверенитета в секторе в целом. Существенное внимание уделяется участию России в обеспечении глобальной продовольственной безопасности [12].
Государственные программы и федеральные проекты предполагают достижение целей и задач по основным направлениям развития сельского хозяйства и рынка продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Результаты реализации программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков продукции, сырья и продовольствия АПК свидетельствуют об эффективности мер, направленных на развитие отрасли [13]. Внешнеторговые ограничения не оказывают существенного негативного влияния на результативность партнерства: порядка 300 отечественных компаний-экспортеров стабильно функционируют за рубежом. В течение 5 лет Минсельхоз России субсидирует более 1300 организаций, чья деятельность связана с продвижением продукции на внешние рынки. Таким образом, Россия сохраняет статус нетто-экспортера сельскохозяйственной продукции.
Анализ документов стратегического планирования, докладов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, заявлений представителей власти и открытых источников, позволяет определить факторы, обуславливающие состояние отечественного АПК, а также позиций страны на мировом рынке сельскохозяйственной продукции (таблица 4).
Таблица 4
Факторы, определяющие параметры развития АПК Российской Федерации в стратегической перспективе
|
Угрозы |
Возможности |
|
Внешние факторы |
Политико-правовые |
Осложнение геополитической обстановки |
Отмена односторонних ограничительных мер |
Изменения в структуре внешнеэкономических связей |
Наращивание международного научно-промышленного сотрудничества |
||
Нормативные регуляторы деятельности |
Развитие системы государственно-частного партнерства |
||
Экономические |
Замедление темпов мировой экономики |
Диверсификация экспорта сельскохозяйственной продукции |
|
Изменение логистических путей и каналов сбыта |
Выход на новые рынки сбыта и расширение ассортимента |
||
Нарушение цепей поставок продукции, техники и технологий |
Оптимизация логистических путей, актуализация структуры участников рынка продукции АПК |
||
Природно-экологические |
Возникновение новых штаммов вирусов и генетических модификаций в сельском хозяйстве |
Формирование, поддержание и развитие международных связей на основе взаимной выгоды |
|
Загрязнение почв и воды |
Укрепление взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями с целью реализации совместных проектов и программ, выработки стандартов |
||
Нерациональное использование и деградация земель сельскохозяйственного назначения |
Ориентация производителя на конкурентные виды продукции |
||
Внутренние факторы |
Технико-технологические |
Уровень технологичности производства |
Повышение инвестиционной привлекательности отрасли, развитие малого и среднего предпринимательства |
Уровень технологического суверенитета |
Повышение инновационной привлекательности отрасли и стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
||
Обеспеченность квалифицированными кадрами |
Развитие производственно-технологических кластеров |
||
Социальные |
Уровень и качество кадрового обеспечения в отрасли |
Расширение трудовой миграции |
|
Уровень жизни населения |
Обеспечение физической и экономической доступности продовольственной продукции |
||
Высокий уровень урбанизации и ухудшение демографической ситуации в сельской местности |
Развитие сельских территорий, повышение престижа фермерства |
||
Конъюнктурные |
Доступность входа на рынок для новых участников |
Диверсификация сельского хозяйства и внедрение льготных программ в зависимости от аграрной ориентации региона |
|
Уровень обеспечения сельскохозяйственной инфраструктурой |
Реконструкция и развитие производства на базе имеющихся мощностей |
||
Высокая инфляция и кризис банковской системы |
Своевременное прогнозирование, выявление и нивелирование влияния финансовых и рыночных колебаний на предприятия АПК |
Составлено автором.
Вызовы продовольственной безопасности Российской Федерации, таким образом, не только стимулируют на борьбу с угрозами, но и предоставляют новые возможности для развития отечественного ранка АПК и его роли в международной торговле. Взаимодействие с внешней средой, несмотря на существенные трудности и повышенную неопределенность, предполагает расширенную интеграцию России в процессы международного сотрудничества. Поддержание стабильности мировых рынков продовольственных товаров предполагает расширение сотрудничество с иностранными государствами, заинтересованными в конструктивном диалоге. Переориентация импортно-экспортных отношений, с одной стороны, замедляет рынок, но, в то же время, позволяет построить новые, логистически доступные и финансово выгодные связи, основанные на взаимовыгодных соглашениях. Речь идет не только о распространении и продаже продукции, но и научно-промышленном сотрудничестве. Совместные научные исследования, маркетинг и содействие выполнению разработок и созданию технологий должны способствовать устранению препятствий в мировой торговле и более эффективной борьбе с влиянием природно-экологических факторов.
Следует обратить внимание на развитие государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве. Сотрудничество государственного и частного сектора должно быть ориентировано на устойчивое развитие АПК. Гибкий и адаптивный коммерческий сектор оперативно реагирует как на новые угрозы, так и на потребительские настроения. При условии расширения государственного участия и субсидирования повысится инвестиционная и инновационная привлекательность сельскохозяйственного сектора, будут реализовываться технологические проекты, отвечающие требованиям рынка.
Большое внимание уделяется в настоящее время субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в сельском хозяйстве. МСП выполняют ряд важных функций в развитии рынка продукции АПК, в том числе, способствуют диверсификации производства и созданию рабочих мест в секторе. Несмотря на существующую государственную поддержку в виде грантов, субсидий и региональных программ, малый и средний бизнес нуждается в существенном дополнительном финансировании затрат на машины, оборудование, ГСМ и модернизацию основных средств. МСП являются важным звеном экономической структуры, обладающим потенциалом и возможностями для развития и расширения рынка в качестве драйверов роста в сфере инноваций и развития местных сообществ и новых квалификаций.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос функционирования производственных кластеров, участниками которых являются представители государственного, производственно-коммерческого и образовательного секторов. Территориальные объединения включают в себя производителей сельскохозяйственной продукции, машин и оборудования, исследовательские и инжиниринговые центры, логистические и консалтинговые компании. Основу эффективной деятельности составляет высокая кооперация участников, что позволяет учитывать требования рынка, реальные возможности производства и его инновационные потенциал.
Диверсификация экспорта сельскохозяйственной продукции ориентирована на расширении ассортимента конкурентных товаров, укрепление позиций экспортируемых продуктов и увеличение объема экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Данное направление предполагает расширение и переориентацию рынков сбыта посредством поддержки экспортной деятельности, аналитической и информационной поддержки участников, либерализации торговли и т.д. Стратегической целью на 2030 год является увеличение объемов экспорта до 55,2 млрд. долл. (в 2024 году объем экспорта составил 43 млрд. долл.) [14].
По итогам прошедшего года Россия заняла лидирующие позиции среди экспортеров зерновых (пшено, ячмень), мороженой рыбы, гороха и подсолнечного масла. Однако существует большой потенциал для расширения экспорта мясной (Юго-Восточная Азия) и молочной (Северная Африка) продукции, а также готовых продуктов питания. Данное направление требует не только государственной поддержки и компенсации затрат, но и существенной модернизации инфраструктуры. Наиболее актуальным видится внедрение цифровых технологий для повышения эффективности поставок, снижения издержек и формирования актуальной информационно-консультационной базы для участников рынка.
Немаловажным в международном сотрудничестве является вопрос совместной работы по борьбе с факторами природно-климатического и эпидемиологического характера. Речь идет о выработке мер по предотвращению распространения новых штаммов вирусов и патогенов, губительных для животноводства и растениеводства. Также речь идет о безопасности и качестве жизни населения. Противостояние природным катаклизмам требует совместных усилий в сферах вирусологии, прогнозирования и мониторинга природных катастроф с учетом особенностей различных регионов расселения, а также этно-культурных факторов.
Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Внешняя среда определяет условия функционирования экономических субъектов, в то же время состояние и уровень организации внутренней среды влияет на развитие всей экономической системы. Это непосредственно касается вопросов трудовой миграции. Неэффективная и нестабильная миграционная политика в настоящее время является частью проблемы с кадровым обеспечением. Несмотря на существующие социальные и финансовые риски, привлечение мигрантов для работы в АПК позволит компенсировать существенный кадровый дефицит (по итогам 2024 года дефицит трудовых ресурсов в отрасли составляет 150 – 300 тысяч человек) и сформировать резерв рабочей силы.
Однако речь в данном случае идет не только о привлечении иностранных граждан, но и о развитии и повышении привлекательности сельских территорий среди россиян. Такие меры реализуются в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» [15] и в соответствии с целями Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [16]. В рамках реализации документов предполагается реализация мероприятий, направленных на повышение качества жизни сельского населения, в части повышения доходов, улучшения жилищных условий и модернизации социальной инфраструктуры. Таким образом, будут реализованы задачи по повышению эффективности сельского хозяйства, развитию территорий и сокращению межрегионального социально-экономического разрыва.
Заключение. Развитие межрегиональной интеграции и поддержка регионов должны способствовать такой важной составляющей продовольственной безопасности, как физическая и экономическая доступность продукции сельского хозяйства. Возможность приобретения качественной и безопасной пищевой продукции, как доказывают исследования многих ученых-экономистов, прямо влияет на уровень жизни населения [17, 18, 19]. Здесь поднимаются вопросы, в первую очередь, покупательской способности населения и развития логистической инфраструктуры. Доступность продуктов питания предполагает улучшение здоровья населения и снижение уровня бедности, а также поддержание разных слоев населения в рамках развития системы внутренней продовольственной помощи.
Для борьбы с рисками и угрозами на рынке продукции АПК предполагается диверсификация сельского хозяйства. С учетом специфики земельных ресурсов, плодородия почв, природно-климатических условий и активности потребителей данная мера позволит производителям оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и условий высоко конкурентного рынка, а также будет способствовать снижению производственных и ценовых рисков. Достижение поставленных целей требует расширения программ поддержки сельского хозяйства со стороны государства и привлечение частных инвестиций, как было показано нами в предыдущих исследованиях [20].
Государственное и коммерческое участие необходимо, в первую очередь, для реконструкции и развития производства на базе имеющихся мощностей. Это соответствует целям политики импортозамещения и преодоления зависимости от импорта. Техническое переоснащение рассчитано на долгосрочную перспективу и включает достижение таких целей, как увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ВВП сельского хозяйства, развитие внутреннего рынка и наращивание участия России в мировой торговле.
Перспективы технологического обеспечения АПК в полной мере учитываются в документах стратегического планирования. Национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» предполагает комплексную реализацию законодательных инициатив, научных исследований и образовательных проектов для достижения опережающих темпов развития отрасли и обеспечения продовольственной и национальной безопасности.
1. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/73438425/ (дата обращения 18.08.2025).
2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/401425792/ (дата обращения 18.08.2025).
3. Россия: Доля сельского хозяйства в ВВП (Деловые и экономические данные по 200 странам) [Электронный ресурс] URL: https://ru.theglobaleconomy.com/Russia/Share_of_agriculture/ (дата обращения 14.08.2025).
4. Степень износа основных средств по ОКВЭД [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Step_izn_tehnologich_2024.xlsx (дата обращения 14.08.2025).
5. Рыбная промышленность России [Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D1.8F_.D1.83.D0.B2.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D1.87.D0.B8.D0.BB.D0.B0_.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B9_.D1.8D.D0.BA.D1.81.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82_.D1.80.D1.8B.D0.B1.D1.8B_.D0.BD.D0.B0_12.25_.D0.B4.D0.BE_2.2C2_.D0.BC.D0.BB.D0.BD_.D1.82.D0.BE.D0.BD.D0.BD (дата обращения 13.08.2025).
6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 N 385-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/75018021/ (дата обращения 11.08.2025).
7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 06.12.2021 N 390-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/403171045/ (дата обращения 11.08.2025).
8. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 05.12.2022 N 466-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/405874129/ (дата обращения 11.08.2025).
9. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» от 27.11.2023 N 540-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/408079281/ (дата обращения 11.08.2025).
10. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» от 30.11.2024 N 419-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/411024352/ (дата обращения 11.08.2025).
11. Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии, посвящённой вопросам обеспечения продовольственной безопасности [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/news/52013/ (дата обращения 10.07.2025).
12. Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2025 № 141 «О внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20» [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411519389/ (дата обращения 10.07.2025).
13. Итоговый доклад о результатах деятельности Минсельхоза России за 2024 год [Электронный ресурс] URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/0e2/lipzc4kj90q2g0swbscxu6j5mc7e86rz.pdf?ysclid=me2u9x8sf5765383828 (дата обращения 11.08.2025).
14. Диверсификация продуктового экспорта: Россия прорывается на новые рынки [Электронный ресурс] URL: https://oleoscope.com/interview/diversifikacija-produktovogo-jeksporta-rossija-proryvaetsja-na-novye-rynki/ (дата обращения 15.07.2025).
15. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/rugovclassifier/878/events/ (дата обращения 15.07.2025).
16. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/420251273 (дата обращения 15.07.2025).
17. Прудиус Е.В. Продовольственная безопасность – фундамент экономической безопасности страны // Проблемы рыночной экономики. – 2023. – № 2. – С. 112-124. – DOI:https://doi.org/10.33051/2500-2325-2023-2-112-124. – EDN: https://elibrary.ru/LFGNRL.
18. Суглобов А.Е., Седых В.А., Родионов А.В., Савина О.В. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций недружественных государств. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2025. – 248 с. – EDN: https://elibrary.ru/AXJRBT.
19. Suglobov A.E., Pimenov D.M., Hmelev S.A., Pimenova D., Dyhova A.L. Economic security in international cooperation: risk overview and risk management perspectives. Сooperation and Sustainable Development: Conference proceedings (Моscow, 15-16 dec. 2020). Vol. 245. Cham: Springer Nature Switzerland, 2022:1061-1067. – DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-77000-6_124. – EDN: https://elibrary.ru/XHIIMR.
20. Клещев С.К. Перспективные направления теоретических исследований в сфере обеспечения экономической безопасности в условиях углубления мирового кризиса и демонтажа глобальной финансово-экономической архитектуры // Вопросы региональной экономики. – 2023. – № 4 (57). – С. 80-86. – EDN: https://elibrary.ru/ZARNYS.