АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются основные проблемы экономической безопасности агропромышленного комплекса и угрозы продовольственной безопасности страны. Проанализированы целевые показатели, достигнутые в рамках государственной программы развития сельского хозяйства, и выделены факторы, определяющие параметры развития АПК Российской Федерации в стратегической перспективе. В заключении предлагаются перспективные направления повышения экономической безопасности для отечественной сельскохозяйственной отрасли.

Ключевые слова:
экономическая безопасность, продовольственная безопасность, технологическое обеспечение, государственные программы, агропромышленный комплекс, инвестиции, сельское хозяйство
Текст

Введение. В условиях стремительных изменений геополитической ситуации и структурной трансформации экономики Россия сталкивается с необходимостью выработки актуальных стратегий и совершенствования механизмов обеспечения продовольственной безопасности. Среди вызовов, с которыми сталкивается наша страна в вопросах поддержания стабильности на внутреннем и мировом продовольственных рынках, наиболее актуальными являются: неравномерное размещение населения по территории, зависимость от импортных поставок в ряде секторов, уровень развития сельской инфраструктуры, инвестиционная и инновационная привлекательность отрасли, повышение производительности и эффективности сельскохозяйственного производства. В то же время возникают новые возможности и пути развития в области продовольственной безопасности.

Неразрешенные вопросы в сельскохозяйственной отрасли влекут за собой негативные последствия в других областях народного хозяйства, обладая «эффектом снежного кома». Падение потребительского интереса к продукции отечественного АПК негативно влияет на спрос на товары машиностроения. Снижение объемов производства в машиностроении, в свою очередь, приводит к спаду в металлообработке и других секторах промышленности. Как следствие, мы можем наблюдать рост безработицы и общий экономический спад, сокращение валового внутреннего продукта (далее – ВВП), замедление экономического роста и возникновение новых угроз и вызовов для продовольственной независимости. В связи с этим, для Российской Федерации в настоящее время первоочередной задачей является укрепление продовольственной безопасности путем реализации мероприятий по повышению технологичности производства и насыщению внутреннего рынка необходимыми товарами на основе отечественных технологических решений в сфере агропромышленного производства.

Результаты и обсуждение. Продовольственная безопасность представляет собой «состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» [1]. Таким образом, основными характеристиками состояния продовольственной безопасности выступают объем производства продуктов питания, безопасность и качество продовольствия, организация распространения и сбыта продукции в условиях конкретных параметров покупательской способности населения.

Наиболее полно национальные интересы и приоритеты в данной сфере отражены в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2]. Уровень продовольственной безопасности должен быть обусловлен достижением показателей, характеризующих продовольственную независимость, доступность продовольствия и его качественные характеристики. В долгосрочной перспективе государственная политика ориентирована на реализацию следующих задач:

  • повышение качества жизни населений за счет обеспечения качественной и безопасной продукцией;
  • модернизация и развитие сельскохозяйственной инфраструктуры;
  • производство продуктов питания и продукции сельскохозяйственного назначения в строгом соответствии установленным требованиям (экологические, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные стандарты);
  • повышение эффективности государственной и негосударственной поддержки агропромышленного комплекса (далее – АПК), стимулирование малого и среднего предпринимательства в сфере сельского и рыбного хозяйства;
  • контроль импорта и недопущение ввоза и применения генно-модифицированных организмов и продукции;
  • восстановление и улучшение плодородия сельскохозяйственных земель и др.

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики, обеспечивая продовольственную безопасность и экспортный потенциал страны. Статистически доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (далее – ВВП) составляет в среднем 5,4% [3]. Однако факторы природно-климатического, финансового и политического характера оказывают серьезное влияние на динамику показателя (рисунок 1).

Стоит отметить, что с 2023 года помимо геополитических и глобально-экономических обстоятельств сельское хозяйство и АПК находятся под серьезным воздействием условий окружающей среды. Изменения климата, засушливая погода, недостаточное накопление влаги в почве в отдельных территориях, а также сильные дожди на других – все это отрицательно влияет на урожайность и, следовательно, обеспечение внутреннего рынка и экспорта. Сложности в прогнозировании погодных условий и неподготовленность инфраструктуры влекут за собой увеличение разрыва в обеспечении продовольственной безопасности регионов и снижение показателя для страны в целом.

 

Рис. 1. Динамика доли сельского хозяйства в ВВП России

Источник: составлено автором на основе данных Росстата

 

Сокращение доли сельского хозяйства в ВВП объясняется комплексным влиянием экономических факторов, тенденциями изменения приоритетов государственной политики и технологическими изменениями как в отрасли, так и в экономической системе в целом. Снижение инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности и, как следствие, общей устойчивости сектора обусловлено, во-первых, ростом затрат на производство, материалы и логистику.

Во-вторых, в условиях нарастающего мирового экономического кризиса и структурной перестройки экономических систем эффективное развитие требует стимулирования ряда сопутствующих отраслей (например, переработка продукции АПК). Недостаточность государственного финансирования и незаинтересованность представителей агробизнеса в развитии сельскохозяйственного машиностроения и расширение ассортимента неблагоприятно влияют на состояние и привлекательность сектора.

И, в-третьих, негативное влияние на сельское хозяйство оказывает уровень технологичности и технологического суверенитета производства. Данная проблема является наиболее актуальной. Степень износа основных фондов, согласно официальным данным [4], на протяжении 2017 – 2024 гг. составляла более 40% (от 42,4% в 2017 г. до 44,8% в 2024г.) при одновременном снижении коэффициента обновления в аналогичном периоде (от 14,2% в 2017 г. до 11,4% в 2024г.). Государство заинтересовано в развитии продукции и производства АПК в условиях сокращения импорта, не только для обеспечения населения продуктами питания, но и в части обеспечения национальной безопасности. На фоне этого наблюдается рост инвестиций в основной капитал, направленный на модернизацию и реконструкцию, в приобретение машин, оборудования, транспортных средств (таблица 1).

 

Таблица 1

Объем инвестиций в отдельные подотрасли АПК Российской Федерации в 2022 – 2024 г.г. (в % к предыдущему году)

Год

Сектор

2022

2023

2024

Инвестиции в основной капитал, направленные на  реконструкцию и модернизацию

Растениеводство и животноводство

93,0

94,8

125,3

Рыболовство и рыбоводство

84,8

55,4

142,5

Производство пищевых продуктов

96,2

104,9

105,5

Ветеринарная деятельность

8,5

47,8

105,2

Инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства

Растениеводство и животноводство

72,1

99,2

128,2

Рыболовство и рыбоводство

77,9

52,4

150,3

Производство пищевых продуктов

81,3

146,4

80,1

Ветеринарная деятельность

16,1

14,2

228,4

Источник: составлено автором на основе данных Росстата

 

Таким образом, мы наблюдаем стабильный рост показателей по направлениям растениеводства и животноводства, производства пищевых продуктов и ветеринарной деятельности. Снижение инвестиций в 2023 году в подотрасли рыбного хозяйства происходит на фоне роста вылова (+0,4% к 2022 году) и производства рыбной продукции (+0,3% к 2022 году) [5]. Рыбное хозяйство относится к отраслям экономики, касающимся, в первую очередь, социально-экономической стабильности в прибрежных районах, и, в целом, способствует повышению качества жизни населения страны, поэтому проблема высокого морального и физического износа инфраструктуры, остается актуальной.

Несмотря на негативное влияние ряда факторов, наша страна остается одним из крупнейших поставщиков продукции АПК, нарастив в 2024 году товарооборот с зарубежными странами на 2,6% (к 2023 году). В таблице 2 представлены некоторые целевые показатели, характеризующие состояние отрасли и рынков сельскохозяйственной продукции по итогам 2024 года.

 

Таблица 2

Целевые показатели, достигнутые в рамках государственной программы развития сельского хозяйства

Показатель

План

Факт

Объем экспорта продукции АПК, млрд долл. США

29,0

39,12

Индекс импортозамещения в АПК, %

102,1

102,1

Индекс производства продукции сельского хозяйства, %

102,6

107,2

Индекс производства пищевых продуктов, %

103,1

116,2

Индекс производства продукции растениеводства, %

102,7

108,3

Индекс производства продукции животноводства, %

102,5

104,4

Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов, %

100,0

100,1

Количество объектов капитального строительства введенных в эксплуатацию, ед.

6

6

Доля сельского населения в общей численности населения, %

24,9

24,9

Уровень занятости сельского населения, %

52,9

55,9

Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства, руб.

53348,0

67571,3

Количество разработанных образовательных программ дополнительного профессионального образования, в том числе по направлениям научно-технической программы развития сельского хозяйства, ед.

50

406

Источник: составлено автором на основе Доклада о результатах деятельности Минсельхоза России

 

С 2014 года российская экономика функционирует в условиях санкционного давления и геополитической неопределенности, ввиду чего особую актуальность представляют собой показатели импортозамещения, обеспечения населения продовольствием и доступность государственной поддержки. Представленные показатели характеризуют приоритетные направления работы по развитию и стабилизации АПК. В числе существенных проблем, с которыми сталкивается комплекс в настоящее время, можно назвать возрастающий дефицит кадров, рост издержек и усиление консолидации рынка.

Достижение целевых показателей положительно характеризует состояние комплекса. К 2030 году стратегические документы предполагают существенный рост объемов производства за счет внедрения современных технологий и инструментов ИИ, привлечения инвестиций и расширения программ господдержки, развития образовательных программ СПО и ВПО, применения экологически чистых и устойчивых методов ведения сельского хозяйства. В таблице 3 представлена структура расходов федерального бюджета по направлениям финансирования АПК, характеризующая состояние отрасли и перспективы ее развития.

 

Таблица 3

Структура расходов федерального бюджета по направлениям обеспечения АПК (в ценах 2024 года)

Год

Сектор АПК

2021*

2022*

2023*

2024*

2025 (план)

2026 (план)

Сельское хозяйство

422 187,5

479 964,0

532 912,4

557 546,6

451 778,9

446 158,2

Лесное хозяйство

67 231,2

71 787,3

60 762,7

63 122,5

63 197,3

70 208,5

Водные ресурсы

23 806,5

33 547,0

24 778,7

20 759,3

17 790,2

25 429,5

Недропользование, природные ресурсы, экология

96 621,3

165 096,1

167 104,5

114 943,1

88 268,5

130 880,0

Рыболовство

26 156,3

29 401,8

19 940,5

33 951,3

40 244,5

36 524,4

Ветеринарный и фитосанитарный надзор

19 989,7

19 198,2

16 136,6

21 212,8

18 650,9

18 831,6

Источник: разработано автором на основе данных федеральных бюджетов 2021 – 2025 гг. [6,7,8,9,10]

 

По результатам первого квартала 2025 года отмечается сокращение экспорта продукции АПК на 14% к аналогичному периоду прошлого года (далее – АППГ) на фоне сокращения финансирования отдельных направлений аграрного сектора. Наиболее существенное снижение финансирования произошло по направлениям поддержки инновационной деятельности (101,1 млрд. руб. в 2025 году против 227,6 млрд. руб. в 2024 году) и льготного кредитования (94 млрд. руб. против 2019 млрд. руб.). При этом план на 2026 год предполагает расширение финансирования сектора природных ресурсов и экологии за счет внедрения программ «Охрана окружающей среды» и «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Также существенное внимание уделяется программам, направленным на поддержку и развитие рынка сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, национальному проекту «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». Целью национального проекта является достижение показателей технологического суверенитета АПК за счет повышения технологической оснащенности и устойчивого роста производства. В рамках проекта предполагается развитие агропромышленных технопарков, расширение сети кластеров и создание новых технологически современных производств важных фермерских и ветеринарных препаратов, внедрение отечественных машин, оборудования и техники. Ключевым звеном проекта являются квалифицированные кадры: в отрасль активно привлекают молодых специалистов.

Проект предполагает реализацию мероприятий по следующим направлениям:

  • биотехнологии в АПК;
  • селекция и генетика;
  • ветеринарные препараты;
  • техника и оборудование для АПК;
  • кадры в АПК.

Нацпроект ориентирован на комплексное взаимодействие бизнеса и научно-исследовательских организаций, направленное на снижение доли импортных поставок в секторе, динамичное развитие отечественного производства и насыщения внутреннего рынка.

Ниже представлены объемы финансирования национального проекта по направлениям развития АПК (рисунок 2).

 

Рис. 2. Финансирование национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» в 2025 – 2027 гг.

 

Продовольственная безопасность в 2025 году остается ключевой задачей Правительства РФ [11]. С целью развития и устойчивого функционирования АПК созданы масштабные государственные программы и проекты, направленные как на обеспечение доступности продуктов питания и поддержание импорта, так и на обеспечение технологического суверенитета в секторе в целом. Существенное внимание уделяется участию России в обеспечении глобальной продовольственной безопасности [12].

Государственные программы и федеральные проекты предполагают достижение целей и задач по основным направлениям развития сельского хозяйства и рынка продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Результаты реализации программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков продукции, сырья и продовольствия АПК свидетельствуют об эффективности мер, направленных на развитие отрасли [13]. Внешнеторговые ограничения не оказывают существенного негативного влияния на результативность партнерства: порядка 300 отечественных компаний-экспортеров стабильно функционируют за рубежом. В течение 5 лет Минсельхоз России субсидирует более 1300 организаций, чья деятельность связана с продвижением продукции на внешние рынки. Таким образом, Россия сохраняет статус нетто-экспортера сельскохозяйственной продукции.

Анализ документов стратегического планирования, докладов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, заявлений представителей власти и открытых источников, позволяет определить факторы, обуславливающие состояние отечественного АПК, а также позиций страны на мировом рынке сельскохозяйственной продукции (таблица 4).

 

Таблица 4

Факторы, определяющие параметры развития АПК Российской Федерации в стратегической перспективе

 

Угрозы

Возможности

Внешние факторы

Политико-правовые

Осложнение геополитической обстановки

Отмена односторонних ограничительных мер

Изменения в структуре внешнеэкономических связей

Наращивание международного научно-промышленного сотрудничества

Нормативные регуляторы деятельности

Развитие системы государственно-частного партнерства

Экономические

Замедление темпов мировой экономики

Диверсификация экспорта сельскохозяйственной продукции

Изменение логистических путей и каналов сбыта

Выход на новые рынки сбыта и расширение ассортимента

Нарушение цепей поставок продукции, техники и технологий

Оптимизация логистических путей, актуализация структуры участников рынка продукции АПК

Природно-экологические

Возникновение новых штаммов вирусов и генетических модификаций в сельском хозяйстве

Формирование, поддержание и развитие международных связей на основе взаимной выгоды

Загрязнение почв и воды

Укрепление взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями с целью реализации совместных проектов и программ, выработки стандартов

Нерациональное использование и деградация земель сельскохозяйственного назначения

Ориентация производителя на конкурентные виды продукции

Внутренние факторы

Технико-технологические

Уровень технологичности производства

Повышение инвестиционной привлекательности отрасли, развитие малого и среднего предпринимательства

Уровень технологического суверенитета

Повышение инновационной привлекательности отрасли и стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Обеспеченность квалифицированными кадрами

Развитие производственно-технологических кластеров

Социальные

Уровень и качество кадрового обеспечения в отрасли

Расширение трудовой миграции

Уровень жизни населения

Обеспечение физической и экономической доступности продовольственной продукции

Высокий уровень урбанизации и ухудшение демографической ситуации в сельской местности

Развитие сельских территорий, повышение престижа фермерства

Конъюнктурные

Доступность входа на рынок для новых участников

Диверсификация сельского хозяйства и внедрение льготных программ в зависимости от аграрной ориентации региона

Уровень обеспечения сельскохозяйственной инфраструктурой

Реконструкция и развитие производства на базе имеющихся мощностей

Высокая инфляция и кризис банковской системы

Своевременное прогнозирование, выявление и нивелирование влияния финансовых и рыночных колебаний на предприятия АПК

Составлено автором.

 

Вызовы продовольственной безопасности Российской Федерации, таким образом, не только стимулируют на борьбу с угрозами, но и предоставляют новые возможности для развития отечественного ранка АПК и его роли в международной торговле. Взаимодействие с внешней средой, несмотря на существенные трудности и повышенную неопределенность, предполагает расширенную интеграцию России в процессы международного сотрудничества. Поддержание стабильности мировых рынков продовольственных товаров предполагает расширение сотрудничество с иностранными государствами, заинтересованными в конструктивном диалоге. Переориентация импортно-экспортных отношений, с одной стороны, замедляет рынок, но, в то же время, позволяет построить новые, логистически доступные и финансово выгодные связи, основанные на взаимовыгодных соглашениях. Речь идет не только о распространении и продаже продукции, но и научно-промышленном сотрудничестве. Совместные научные исследования, маркетинг и содействие выполнению разработок и созданию технологий должны способствовать устранению препятствий в мировой торговле и более эффективной борьбе с влиянием природно-экологических факторов.

Следует обратить внимание на развитие государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве. Сотрудничество государственного и частного сектора должно быть ориентировано на устойчивое развитие АПК. Гибкий и адаптивный коммерческий сектор оперативно реагирует как на новые угрозы, так и на потребительские настроения. При условии расширения государственного участия и субсидирования повысится инвестиционная и инновационная привлекательность сельскохозяйственного сектора, будут реализовываться технологические проекты, отвечающие требованиям рынка.

Большое внимание уделяется в настоящее время субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в сельском хозяйстве. МСП выполняют ряд важных функций в развитии рынка продукции АПК, в том числе, способствуют диверсификации производства и созданию рабочих мест в секторе. Несмотря на существующую государственную поддержку в виде грантов, субсидий и региональных программ, малый и средний бизнес нуждается в существенном дополнительном финансировании затрат на машины, оборудование, ГСМ и модернизацию основных средств. МСП являются важным звеном экономической структуры, обладающим потенциалом и возможностями для развития и расширения рынка в качестве драйверов роста в сфере инноваций и развития местных сообществ и новых квалификаций.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос функционирования производственных кластеров, участниками которых являются представители государственного, производственно-коммерческого и образовательного секторов. Территориальные объединения включают в себя производителей сельскохозяйственной продукции, машин и оборудования, исследовательские и инжиниринговые центры, логистические и консалтинговые компании. Основу эффективной деятельности составляет высокая кооперация участников, что позволяет учитывать требования рынка, реальные возможности производства и его инновационные потенциал.

Диверсификация экспорта сельскохозяйственной продукции ориентирована на расширении ассортимента конкурентных товаров, укрепление позиций экспортируемых продуктов и увеличение объема экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Данное направление предполагает расширение и переориентацию рынков сбыта посредством поддержки экспортной деятельности, аналитической и информационной поддержки участников, либерализации торговли и т.д. Стратегической целью на 2030 год является увеличение объемов экспорта до 55,2 млрд. долл. (в 2024 году объем экспорта составил 43 млрд. долл.) [14].

По итогам прошедшего года Россия заняла лидирующие позиции среди экспортеров зерновых (пшено, ячмень), мороженой рыбы, гороха и подсолнечного масла. Однако существует большой потенциал для расширения экспорта мясной (Юго-Восточная Азия) и молочной (Северная Африка) продукции, а также готовых продуктов питания. Данное направление требует не только государственной поддержки и компенсации затрат, но и существенной модернизации инфраструктуры. Наиболее актуальным видится внедрение цифровых технологий для повышения эффективности поставок, снижения издержек и формирования актуальной информационно-консультационной базы для участников рынка.

Немаловажным в международном сотрудничестве является вопрос совместной работы по борьбе с факторами природно-климатического и эпидемиологического характера. Речь идет о выработке мер по предотвращению распространения новых штаммов вирусов и патогенов, губительных для животноводства и растениеводства. Также речь идет о безопасности и качестве жизни населения. Противостояние природным катаклизмам требует совместных усилий в сферах вирусологии, прогнозирования и мониторинга природных катастроф с учетом особенностей различных регионов расселения, а также этно-культурных факторов.

Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Внешняя среда определяет условия функционирования экономических субъектов, в то же время состояние и уровень организации внутренней среды влияет на развитие всей экономической системы. Это непосредственно касается вопросов трудовой миграции. Неэффективная и нестабильная миграционная политика в настоящее время является частью проблемы с кадровым обеспечением. Несмотря на существующие социальные и финансовые риски, привлечение мигрантов для работы в АПК позволит компенсировать существенный кадровый дефицит (по итогам 2024 года дефицит трудовых ресурсов в отрасли составляет 150 – 300 тысяч человек) и сформировать резерв рабочей силы.

Однако речь в данном случае идет не только о привлечении иностранных граждан, но и о развитии и повышении привлекательности сельских территорий среди россиян. Такие меры реализуются в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» [15] и в соответствии с целями Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [16]. В рамках реализации документов предполагается реализация мероприятий, направленных на повышение качества жизни сельского населения, в части повышения доходов, улучшения жилищных условий и модернизации социальной инфраструктуры. Таким образом, будут реализованы задачи по повышению эффективности сельского хозяйства, развитию территорий и сокращению межрегионального социально-экономического разрыва.

Заключение. Развитие межрегиональной интеграции и поддержка регионов должны способствовать такой важной составляющей продовольственной безопасности, как физическая и экономическая доступность продукции сельского хозяйства. Возможность приобретения качественной и безопасной пищевой продукции, как доказывают исследования многих ученых-экономистов, прямо влияет на уровень жизни населения [17, 18, 19]. Здесь поднимаются вопросы, в первую очередь, покупательской способности населения и развития логистической инфраструктуры. Доступность продуктов питания предполагает улучшение здоровья населения и снижение уровня бедности, а также поддержание разных слоев населения в рамках развития системы внутренней продовольственной помощи.

Для борьбы с рисками и угрозами на рынке продукции АПК предполагается диверсификация сельского хозяйства. С учетом специфики земельных ресурсов, плодородия почв, природно-климатических условий и активности потребителей данная мера позволит производителям оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и условий высоко конкурентного рынка, а также будет способствовать снижению производственных и ценовых рисков. Достижение поставленных целей требует расширения программ поддержки сельского хозяйства со стороны государства и привлечение частных инвестиций, как было показано нами в предыдущих исследованиях [20].

Государственное и коммерческое участие необходимо, в первую очередь, для реконструкции и развития производства на базе имеющихся мощностей. Это соответствует целям политики импортозамещения и преодоления зависимости от импорта. Техническое переоснащение рассчитано на долгосрочную перспективу и включает достижение таких целей, как увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ВВП сельского хозяйства, развитие внутреннего рынка и наращивание участия России в мировой торговле.

Перспективы технологического обеспечения АПК в полной мере учитываются в документах стратегического планирования. Национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» предполагает комплексную реализацию законодательных инициатив, научных исследований и образовательных проектов для достижения опережающих темпов развития отрасли и обеспечения продовольственной и национальной безопасности.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/73438425/ (дата обращения 18.08.2025).

2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/401425792/ (дата обращения 18.08.2025).

3. Россия: Доля сельского хозяйства в ВВП (Деловые и экономические данные по 200 странам) [Электронный ресурс] URL: https://ru.theglobaleconomy.com/Russia/Share_of_agriculture/ (дата обращения 14.08.2025).

4. Степень износа основных средств по ОКВЭД [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Step_izn_tehnologich_2024.xlsx (дата обращения 14.08.2025).

5. Рыбная промышленность России [Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D1.8F_.D1.83.D0.B2.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D1.87.D0.B8.D0.BB.D0.B0_.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B9_.D1.8D.D0.BA.D1.81.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82_.D1.80.D1.8B.D0.B1.D1.8B_.D0.BD.D0.B0_12.25_.D0.B4.D0.BE_2.2C2_.D0.BC.D0.BB.D0.BD_.D1.82.D0.BE.D0.BD.D0.BD (дата обращения 13.08.2025).

6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 N 385-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/75018021/ (дата обращения 11.08.2025).

7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 06.12.2021 N 390-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/403171045/ (дата обращения 11.08.2025).

8. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 05.12.2022 N 466-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/405874129/ (дата обращения 11.08.2025).

9. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» от 27.11.2023 N 540-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/408079281/ (дата обращения 11.08.2025).

10. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» от 30.11.2024 N 419-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/411024352/ (дата обращения 11.08.2025).

11. Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии, посвящённой вопросам обеспечения продовольственной безопасности [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/news/52013/ (дата обращения 10.07.2025).

12. Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2025 № 141 «О внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20» [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411519389/ (дата обращения 10.07.2025).

13. Итоговый доклад о результатах деятельности Минсельхоза России за 2024 год [Электронный ресурс] URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/0e2/lipzc4kj90q2g0swbscxu6j5mc7e86rz.pdf?ysclid=me2u9x8sf5765383828 (дата обращения 11.08.2025).

14. Диверсификация продуктового экспорта: Россия прорывается на новые рынки [Электронный ресурс] URL: https://oleoscope.com/interview/diversifikacija-produktovogo-jeksporta-rossija-proryvaetsja-na-novye-rynki/ (дата обращения 15.07.2025).

15. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/rugovclassifier/878/events/ (дата обращения 15.07.2025).

16. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/420251273 (дата обращения 15.07.2025).

17. Прудиус Е.В. Продовольственная безопасность – фундамент экономической безопасности страны // Проблемы рыночной экономики. – 2023. – № 2. – С. 112-124. – DOI:https://doi.org/10.33051/2500-2325-2023-2-112-124. – EDN: https://elibrary.ru/LFGNRL.

18. Суглобов А.Е., Седых В.А., Родионов А.В., Савина О.В. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций недружественных государств. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2025. – 248 с. – EDN: https://elibrary.ru/AXJRBT.

19. Suglobov A.E., Pimenov D.M., Hmelev S.A., Pimenova D., Dyhova A.L. Economic security in international cooperation: risk overview and risk management perspectives. Сooperation and Sustainable Development: Conference proceedings (Моscow, 15-16 dec. 2020). Vol. 245. Cham: Springer Nature Switzerland, 2022:1061-1067. – DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-77000-6_124. – EDN: https://elibrary.ru/XHIIMR.

20. Клещев С.К. Перспективные направления теоретических исследований в сфере обеспечения экономической безопасности в условиях углубления мирового кризиса и демонтажа глобальной финансово-экономической архитектуры // Вопросы региональной экономики. – 2023. – № 4 (57). – С. 80-86. – EDN: https://elibrary.ru/ZARNYS.


Войти или Создать
* Забыли пароль?