VAK Russia 5.2.3
VAK Russia 5.2.4
VAK Russia 5.2.5
VAK Russia 5.2.6
VAK Russia 5.2.7
UDC 338
UDC 339
The article discusses the main problems of economic security of the agro-industrial complex and threats to the country's food security. We analyzed the targets achieved within the framework of the state program for the development of agriculture, and identified the factors that determine the parameters of the development of the agro-industrial complex of the Russian Federation in a strategic perspective. In conclusion, promising areas for improving economic security for the domestic agricultural industry are proposed.
economic security, food security, technological support, government programs, agro-industrial complex, investment, agriculture
Введение. В условиях стремительных изменений геополитической ситуации и структурной трансформации экономики Россия сталкивается с необходимостью выработки актуальных стратегий и совершенствования механизмов обеспечения продовольственной безопасности. Среди вызовов, с которыми сталкивается наша страна в вопросах поддержания стабильности на внутреннем и мировом продовольственных рынках, наиболее актуальными являются: неравномерное размещение населения по территории, зависимость от импортных поставок в ряде секторов, уровень развития сельской инфраструктуры, инвестиционная и инновационная привлекательность отрасли, повышение производительности и эффективности сельскохозяйственного производства. В то же время возникают новые возможности и пути развития в области продовольственной безопасности.
Неразрешенные вопросы в сельскохозяйственной отрасли влекут за собой негативные последствия в других областях народного хозяйства, обладая «эффектом снежного кома». Падение потребительского интереса к продукции отечественного АПК негативно влияет на спрос на товары машиностроения. Снижение объемов производства в машиностроении, в свою очередь, приводит к спаду в металлообработке и других секторах промышленности. Как следствие, мы можем наблюдать рост безработицы и общий экономический спад, сокращение валового внутреннего продукта (далее – ВВП), замедление экономического роста и возникновение новых угроз и вызовов для продовольственной независимости. В связи с этим, для Российской Федерации в настоящее время первоочередной задачей является укрепление продовольственной безопасности путем реализации мероприятий по повышению технологичности производства и насыщению внутреннего рынка необходимыми товарами на основе отечественных технологических решений в сфере агропромышленного производства.
Результаты и обсуждение. Продовольственная безопасность представляет собой «состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» [1]. Таким образом, основными характеристиками состояния продовольственной безопасности выступают объем производства продуктов питания, безопасность и качество продовольствия, организация распространения и сбыта продукции в условиях конкретных параметров покупательской способности населения.
Наиболее полно национальные интересы и приоритеты в данной сфере отражены в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2]. Уровень продовольственной безопасности должен быть обусловлен достижением показателей, характеризующих продовольственную независимость, доступность продовольствия и его качественные характеристики. В долгосрочной перспективе государственная политика ориентирована на реализацию следующих задач:
- повышение качества жизни населений за счет обеспечения качественной и безопасной продукцией;
- модернизация и развитие сельскохозяйственной инфраструктуры;
- производство продуктов питания и продукции сельскохозяйственного назначения в строгом соответствии установленным требованиям (экологические, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные стандарты);
- повышение эффективности государственной и негосударственной поддержки агропромышленного комплекса (далее – АПК), стимулирование малого и среднего предпринимательства в сфере сельского и рыбного хозяйства;
- контроль импорта и недопущение ввоза и применения генно-модифицированных организмов и продукции;
- восстановление и улучшение плодородия сельскохозяйственных земель и др.
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики, обеспечивая продовольственную безопасность и экспортный потенциал страны. Статистически доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (далее – ВВП) составляет в среднем 5,4% [3]. Однако факторы природно-климатического, финансового и политического характера оказывают серьезное влияние на динамику показателя (рисунок 1).
Стоит отметить, что с 2023 года помимо геополитических и глобально-экономических обстоятельств сельское хозяйство и АПК находятся под серьезным воздействием условий окружающей среды. Изменения климата, засушливая погода, недостаточное накопление влаги в почве в отдельных территориях, а также сильные дожди на других – все это отрицательно влияет на урожайность и, следовательно, обеспечение внутреннего рынка и экспорта. Сложности в прогнозировании погодных условий и неподготовленность инфраструктуры влекут за собой увеличение разрыва в обеспечении продовольственной безопасности регионов и снижение показателя для страны в целом.
Рис. 1. Динамика доли сельского хозяйства в ВВП России
Источник: составлено автором на основе данных Росстата
Сокращение доли сельского хозяйства в ВВП объясняется комплексным влиянием экономических факторов, тенденциями изменения приоритетов государственной политики и технологическими изменениями как в отрасли, так и в экономической системе в целом. Снижение инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности и, как следствие, общей устойчивости сектора обусловлено, во-первых, ростом затрат на производство, материалы и логистику.
Во-вторых, в условиях нарастающего мирового экономического кризиса и структурной перестройки экономических систем эффективное развитие требует стимулирования ряда сопутствующих отраслей (например, переработка продукции АПК). Недостаточность государственного финансирования и незаинтересованность представителей агробизнеса в развитии сельскохозяйственного машиностроения и расширение ассортимента неблагоприятно влияют на состояние и привлекательность сектора.
И, в-третьих, негативное влияние на сельское хозяйство оказывает уровень технологичности и технологического суверенитета производства. Данная проблема является наиболее актуальной. Степень износа основных фондов, согласно официальным данным [4], на протяжении 2017 – 2024 гг. составляла более 40% (от 42,4% в 2017 г. до 44,8% в 2024г.) при одновременном снижении коэффициента обновления в аналогичном периоде (от 14,2% в 2017 г. до 11,4% в 2024г.). Государство заинтересовано в развитии продукции и производства АПК в условиях сокращения импорта, не только для обеспечения населения продуктами питания, но и в части обеспечения национальной безопасности. На фоне этого наблюдается рост инвестиций в основной капитал, направленный на модернизацию и реконструкцию, в приобретение машин, оборудования, транспортных средств (таблица 1).
Таблица 1
Объем инвестиций в отдельные подотрасли АПК Российской Федерации в 2022 – 2024 г.г. (в % к предыдущему году)
Год Сектор |
2022 |
2023 |
2024 |
Инвестиции в основной капитал, направленные на реконструкцию и модернизацию |
|||
Растениеводство и животноводство |
93,0 |
94,8 |
125,3 |
Рыболовство и рыбоводство |
84,8 |
55,4 |
142,5 |
Производство пищевых продуктов |
96,2 |
104,9 |
105,5 |
Ветеринарная деятельность |
8,5 |
47,8 |
105,2 |
Инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства |
|||
Растениеводство и животноводство |
72,1 |
99,2 |
128,2 |
Рыболовство и рыбоводство |
77,9 |
52,4 |
150,3 |
Производство пищевых продуктов |
81,3 |
146,4 |
80,1 |
Ветеринарная деятельность |
16,1 |
14,2 |
228,4 |
Источник: составлено автором на основе данных Росстата
Таким образом, мы наблюдаем стабильный рост показателей по направлениям растениеводства и животноводства, производства пищевых продуктов и ветеринарной деятельности. Снижение инвестиций в 2023 году в подотрасли рыбного хозяйства происходит на фоне роста вылова (+0,4% к 2022 году) и производства рыбной продукции (+0,3% к 2022 году) [5]. Рыбное хозяйство относится к отраслям экономики, касающимся, в первую очередь, социально-экономической стабильности в прибрежных районах, и, в целом, способствует повышению качества жизни населения страны, поэтому проблема высокого морального и физического износа инфраструктуры, остается актуальной.
Несмотря на негативное влияние ряда факторов, наша страна остается одним из крупнейших поставщиков продукции АПК, нарастив в 2024 году товарооборот с зарубежными странами на 2,6% (к 2023 году). В таблице 2 представлены некоторые целевые показатели, характеризующие состояние отрасли и рынков сельскохозяйственной продукции по итогам 2024 года.
Таблица 2
Целевые показатели, достигнутые в рамках государственной программы развития сельского хозяйства
Показатель |
План |
Факт |
Объем экспорта продукции АПК, млрд долл. США |
29,0 |
39,12 |
Индекс импортозамещения в АПК, % |
102,1 |
102,1 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % |
102,6 |
107,2 |
Индекс производства пищевых продуктов, % |
103,1 |
116,2 |
Индекс производства продукции растениеводства, % |
102,7 |
108,3 |
Индекс производства продукции животноводства, % |
102,5 |
104,4 |
Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов, % |
100,0 |
100,1 |
Количество объектов капитального строительства введенных в эксплуатацию, ед. |
6 |
6 |
Доля сельского населения в общей численности населения, % |
24,9 |
24,9 |
Уровень занятости сельского населения, % |
52,9 |
55,9 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства, руб. |
53348,0 |
67571,3 |
Количество разработанных образовательных программ дополнительного профессионального образования, в том числе по направлениям научно-технической программы развития сельского хозяйства, ед. |
50 |
406 |
Источник: составлено автором на основе Доклада о результатах деятельности Минсельхоза России
С 2014 года российская экономика функционирует в условиях санкционного давления и геополитической неопределенности, ввиду чего особую актуальность представляют собой показатели импортозамещения, обеспечения населения продовольствием и доступность государственной поддержки. Представленные показатели характеризуют приоритетные направления работы по развитию и стабилизации АПК. В числе существенных проблем, с которыми сталкивается комплекс в настоящее время, можно назвать возрастающий дефицит кадров, рост издержек и усиление консолидации рынка.
Достижение целевых показателей положительно характеризует состояние комплекса. К 2030 году стратегические документы предполагают существенный рост объемов производства за счет внедрения современных технологий и инструментов ИИ, привлечения инвестиций и расширения программ господдержки, развития образовательных программ СПО и ВПО, применения экологически чистых и устойчивых методов ведения сельского хозяйства. В таблице 3 представлена структура расходов федерального бюджета по направлениям финансирования АПК, характеризующая состояние отрасли и перспективы ее развития.
Таблица 3
Структура расходов федерального бюджета по направлениям обеспечения АПК (в ценах 2024 года)
Год Сектор АПК |
2021* |
2022* |
2023* |
2024* |
2025 (план) |
2026 (план) |
Сельское хозяйство |
422 187,5 |
479 964,0 |
532 912,4 |
557 546,6 |
451 778,9 |
446 158,2 |
Лесное хозяйство |
67 231,2 |
71 787,3 |
60 762,7 |
63 122,5 |
63 197,3 |
70 208,5 |
Водные ресурсы |
23 806,5 |
33 547,0 |
24 778,7 |
20 759,3 |
17 790,2 |
25 429,5 |
Недропользование, природные ресурсы, экология |
96 621,3 |
165 096,1 |
167 104,5 |
114 943,1 |
88 268,5 |
130 880,0 |
Рыболовство |
26 156,3 |
29 401,8 |
19 940,5 |
33 951,3 |
40 244,5 |
36 524,4 |
Ветеринарный и фитосанитарный надзор |
19 989,7 |
19 198,2 |
16 136,6 |
21 212,8 |
18 650,9 |
18 831,6 |
Источник: разработано автором на основе данных федеральных бюджетов 2021 – 2025 гг. [6,7,8,9,10]
По результатам первого квартала 2025 года отмечается сокращение экспорта продукции АПК на 14% к аналогичному периоду прошлого года (далее – АППГ) на фоне сокращения финансирования отдельных направлений аграрного сектора. Наиболее существенное снижение финансирования произошло по направлениям поддержки инновационной деятельности (101,1 млрд. руб. в 2025 году против 227,6 млрд. руб. в 2024 году) и льготного кредитования (94 млрд. руб. против 2019 млрд. руб.). При этом план на 2026 год предполагает расширение финансирования сектора природных ресурсов и экологии за счет внедрения программ «Охрана окружающей среды» и «Воспроизводство и использование природных ресурсов».
Также существенное внимание уделяется программам, направленным на поддержку и развитие рынка сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, национальному проекту «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». Целью национального проекта является достижение показателей технологического суверенитета АПК за счет повышения технологической оснащенности и устойчивого роста производства. В рамках проекта предполагается развитие агропромышленных технопарков, расширение сети кластеров и создание новых технологически современных производств важных фермерских и ветеринарных препаратов, внедрение отечественных машин, оборудования и техники. Ключевым звеном проекта являются квалифицированные кадры: в отрасль активно привлекают молодых специалистов.
Проект предполагает реализацию мероприятий по следующим направлениям:
- биотехнологии в АПК;
- селекция и генетика;
- ветеринарные препараты;
- техника и оборудование для АПК;
- кадры в АПК.
Нацпроект ориентирован на комплексное взаимодействие бизнеса и научно-исследовательских организаций, направленное на снижение доли импортных поставок в секторе, динамичное развитие отечественного производства и насыщения внутреннего рынка.
Ниже представлены объемы финансирования национального проекта по направлениям развития АПК (рисунок 2).
Рис. 2. Финансирование национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» в 2025 – 2027 гг.
Продовольственная безопасность в 2025 году остается ключевой задачей Правительства РФ [11]. С целью развития и устойчивого функционирования АПК созданы масштабные государственные программы и проекты, направленные как на обеспечение доступности продуктов питания и поддержание импорта, так и на обеспечение технологического суверенитета в секторе в целом. Существенное внимание уделяется участию России в обеспечении глобальной продовольственной безопасности [12].
Государственные программы и федеральные проекты предполагают достижение целей и задач по основным направлениям развития сельского хозяйства и рынка продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Результаты реализации программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков продукции, сырья и продовольствия АПК свидетельствуют об эффективности мер, направленных на развитие отрасли [13]. Внешнеторговые ограничения не оказывают существенного негативного влияния на результативность партнерства: порядка 300 отечественных компаний-экспортеров стабильно функционируют за рубежом. В течение 5 лет Минсельхоз России субсидирует более 1300 организаций, чья деятельность связана с продвижением продукции на внешние рынки. Таким образом, Россия сохраняет статус нетто-экспортера сельскохозяйственной продукции.
Анализ документов стратегического планирования, докладов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, заявлений представителей власти и открытых источников, позволяет определить факторы, обуславливающие состояние отечественного АПК, а также позиций страны на мировом рынке сельскохозяйственной продукции (таблица 4).
Таблица 4
Факторы, определяющие параметры развития АПК Российской Федерации в стратегической перспективе
|
Угрозы |
Возможности |
|
Внешние факторы |
Политико-правовые |
Осложнение геополитической обстановки |
Отмена односторонних ограничительных мер |
Изменения в структуре внешнеэкономических связей |
Наращивание международного научно-промышленного сотрудничества |
||
Нормативные регуляторы деятельности |
Развитие системы государственно-частного партнерства |
||
Экономические |
Замедление темпов мировой экономики |
Диверсификация экспорта сельскохозяйственной продукции |
|
Изменение логистических путей и каналов сбыта |
Выход на новые рынки сбыта и расширение ассортимента |
||
Нарушение цепей поставок продукции, техники и технологий |
Оптимизация логистических путей, актуализация структуры участников рынка продукции АПК |
||
Природно-экологические |
Возникновение новых штаммов вирусов и генетических модификаций в сельском хозяйстве |
Формирование, поддержание и развитие международных связей на основе взаимной выгоды |
|
Загрязнение почв и воды |
Укрепление взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями с целью реализации совместных проектов и программ, выработки стандартов |
||
Нерациональное использование и деградация земель сельскохозяйственного назначения |
Ориентация производителя на конкурентные виды продукции |
||
Внутренние факторы |
Технико-технологические |
Уровень технологичности производства |
Повышение инвестиционной привлекательности отрасли, развитие малого и среднего предпринимательства |
Уровень технологического суверенитета |
Повышение инновационной привлекательности отрасли и стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
||
Обеспеченность квалифицированными кадрами |
Развитие производственно-технологических кластеров |
||
Социальные |
Уровень и качество кадрового обеспечения в отрасли |
Расширение трудовой миграции |
|
Уровень жизни населения |
Обеспечение физической и экономической доступности продовольственной продукции |
||
Высокий уровень урбанизации и ухудшение демографической ситуации в сельской местности |
Развитие сельских территорий, повышение престижа фермерства |
||
Конъюнктурные |
Доступность входа на рынок для новых участников |
Диверсификация сельского хозяйства и внедрение льготных программ в зависимости от аграрной ориентации региона |
|
Уровень обеспечения сельскохозяйственной инфраструктурой |
Реконструкция и развитие производства на базе имеющихся мощностей |
||
Высокая инфляция и кризис банковской системы |
Своевременное прогнозирование, выявление и нивелирование влияния финансовых и рыночных колебаний на предприятия АПК |
Составлено автором.
Вызовы продовольственной безопасности Российской Федерации, таким образом, не только стимулируют на борьбу с угрозами, но и предоставляют новые возможности для развития отечественного ранка АПК и его роли в международной торговле. Взаимодействие с внешней средой, несмотря на существенные трудности и повышенную неопределенность, предполагает расширенную интеграцию России в процессы международного сотрудничества. Поддержание стабильности мировых рынков продовольственных товаров предполагает расширение сотрудничество с иностранными государствами, заинтересованными в конструктивном диалоге. Переориентация импортно-экспортных отношений, с одной стороны, замедляет рынок, но, в то же время, позволяет построить новые, логистически доступные и финансово выгодные связи, основанные на взаимовыгодных соглашениях. Речь идет не только о распространении и продаже продукции, но и научно-промышленном сотрудничестве. Совместные научные исследования, маркетинг и содействие выполнению разработок и созданию технологий должны способствовать устранению препятствий в мировой торговле и более эффективной борьбе с влиянием природно-экологических факторов.
Следует обратить внимание на развитие государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве. Сотрудничество государственного и частного сектора должно быть ориентировано на устойчивое развитие АПК. Гибкий и адаптивный коммерческий сектор оперативно реагирует как на новые угрозы, так и на потребительские настроения. При условии расширения государственного участия и субсидирования повысится инвестиционная и инновационная привлекательность сельскохозяйственного сектора, будут реализовываться технологические проекты, отвечающие требованиям рынка.
Большое внимание уделяется в настоящее время субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в сельском хозяйстве. МСП выполняют ряд важных функций в развитии рынка продукции АПК, в том числе, способствуют диверсификации производства и созданию рабочих мест в секторе. Несмотря на существующую государственную поддержку в виде грантов, субсидий и региональных программ, малый и средний бизнес нуждается в существенном дополнительном финансировании затрат на машины, оборудование, ГСМ и модернизацию основных средств. МСП являются важным звеном экономической структуры, обладающим потенциалом и возможностями для развития и расширения рынка в качестве драйверов роста в сфере инноваций и развития местных сообществ и новых квалификаций.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос функционирования производственных кластеров, участниками которых являются представители государственного, производственно-коммерческого и образовательного секторов. Территориальные объединения включают в себя производителей сельскохозяйственной продукции, машин и оборудования, исследовательские и инжиниринговые центры, логистические и консалтинговые компании. Основу эффективной деятельности составляет высокая кооперация участников, что позволяет учитывать требования рынка, реальные возможности производства и его инновационные потенциал.
Диверсификация экспорта сельскохозяйственной продукции ориентирована на расширении ассортимента конкурентных товаров, укрепление позиций экспортируемых продуктов и увеличение объема экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Данное направление предполагает расширение и переориентацию рынков сбыта посредством поддержки экспортной деятельности, аналитической и информационной поддержки участников, либерализации торговли и т.д. Стратегической целью на 2030 год является увеличение объемов экспорта до 55,2 млрд. долл. (в 2024 году объем экспорта составил 43 млрд. долл.) [14].
По итогам прошедшего года Россия заняла лидирующие позиции среди экспортеров зерновых (пшено, ячмень), мороженой рыбы, гороха и подсолнечного масла. Однако существует большой потенциал для расширения экспорта мясной (Юго-Восточная Азия) и молочной (Северная Африка) продукции, а также готовых продуктов питания. Данное направление требует не только государственной поддержки и компенсации затрат, но и существенной модернизации инфраструктуры. Наиболее актуальным видится внедрение цифровых технологий для повышения эффективности поставок, снижения издержек и формирования актуальной информационно-консультационной базы для участников рынка.
Немаловажным в международном сотрудничестве является вопрос совместной работы по борьбе с факторами природно-климатического и эпидемиологического характера. Речь идет о выработке мер по предотвращению распространения новых штаммов вирусов и патогенов, губительных для животноводства и растениеводства. Также речь идет о безопасности и качестве жизни населения. Противостояние природным катаклизмам требует совместных усилий в сферах вирусологии, прогнозирования и мониторинга природных катастроф с учетом особенностей различных регионов расселения, а также этно-культурных факторов.
Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Внешняя среда определяет условия функционирования экономических субъектов, в то же время состояние и уровень организации внутренней среды влияет на развитие всей экономической системы. Это непосредственно касается вопросов трудовой миграции. Неэффективная и нестабильная миграционная политика в настоящее время является частью проблемы с кадровым обеспечением. Несмотря на существующие социальные и финансовые риски, привлечение мигрантов для работы в АПК позволит компенсировать существенный кадровый дефицит (по итогам 2024 года дефицит трудовых ресурсов в отрасли составляет 150 – 300 тысяч человек) и сформировать резерв рабочей силы.
Однако речь в данном случае идет не только о привлечении иностранных граждан, но и о развитии и повышении привлекательности сельских территорий среди россиян. Такие меры реализуются в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» [15] и в соответствии с целями Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [16]. В рамках реализации документов предполагается реализация мероприятий, направленных на повышение качества жизни сельского населения, в части повышения доходов, улучшения жилищных условий и модернизации социальной инфраструктуры. Таким образом, будут реализованы задачи по повышению эффективности сельского хозяйства, развитию территорий и сокращению межрегионального социально-экономического разрыва.
Заключение. Развитие межрегиональной интеграции и поддержка регионов должны способствовать такой важной составляющей продовольственной безопасности, как физическая и экономическая доступность продукции сельского хозяйства. Возможность приобретения качественной и безопасной пищевой продукции, как доказывают исследования многих ученых-экономистов, прямо влияет на уровень жизни населения [17, 18, 19]. Здесь поднимаются вопросы, в первую очередь, покупательской способности населения и развития логистической инфраструктуры. Доступность продуктов питания предполагает улучшение здоровья населения и снижение уровня бедности, а также поддержание разных слоев населения в рамках развития системы внутренней продовольственной помощи.
Для борьбы с рисками и угрозами на рынке продукции АПК предполагается диверсификация сельского хозяйства. С учетом специфики земельных ресурсов, плодородия почв, природно-климатических условий и активности потребителей данная мера позволит производителям оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и условий высоко конкурентного рынка, а также будет способствовать снижению производственных и ценовых рисков. Достижение поставленных целей требует расширения программ поддержки сельского хозяйства со стороны государства и привлечение частных инвестиций, как было показано нами в предыдущих исследованиях [20].
Государственное и коммерческое участие необходимо, в первую очередь, для реконструкции и развития производства на базе имеющихся мощностей. Это соответствует целям политики импортозамещения и преодоления зависимости от импорта. Техническое переоснащение рассчитано на долгосрочную перспективу и включает достижение таких целей, как увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ВВП сельского хозяйства, развитие внутреннего рынка и наращивание участия России в мировой торговле.
Перспективы технологического обеспечения АПК в полной мере учитываются в документах стратегического планирования. Национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» предполагает комплексную реализацию законодательных инициатив, научных исследований и образовательных проектов для достижения опережающих темпов развития отрасли и обеспечения продовольственной и национальной безопасности.
1. Ukaz Prezidenta RF ot 21 yanvarya 2020 g. N 20 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs] URL: https://base.garant.ru/73438425/ (data obrascheniya 18.08.2025).
2. Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. N 400 «O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs] URL: https://base.garant.ru/401425792/ (data obrascheniya 18.08.2025).
3. Rossiya: Dolya sel'skogo hozyaystva v VVP (Delovye i ekonomicheskie dannye po 200 stranam) [Elektronnyy resurs] URL: https://ru.theglobaleconomy.com/Russia/Share_of_agriculture/ (data obrascheniya 14.08.2025).
4. Stepen' iznosa osnovnyh sredstv po OKVED [Elektronnyy resurs] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Step_izn_tehnologich_2024.xlsx (data obrascheniya 14.08.2025).
5. Rybnaya promyshlennost' Rossii [Elektronnyy resurs] URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D1.8F_.D1.83.D0.B2.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D1.87.D0.B8.D0.BB.D0.B0_.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B9_.D1.8D.D0.BA.D1.81.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82_.D1.80.D1.8B.D0.B1.D1.8B_.D0.BD.D0.B0_12.25_.D0.B4.D0.BE_2.2C2_.D0.BC.D0.BB.D0.BD_.D1.82.D0.BE.D0.BD.D0.BD (data obrascheniya 13.08.2025).
6. Federal'nyy zakon «O federal'nom byudzhete na 2021 god i na planovyy period 2022 i 2023 godov» ot 08.12.2020 N 385-FZ [Elektronnyy resurs] URL: https://base.garant.ru/75018021/ (data obrascheniya 11.08.2025).
7. Federal'nyy zakon «O federal'nom byudzhete na 2022 god i na planovyy period 2023 i 2024 godov» ot 06.12.2021 N 390-FZ [Elektronnyy resurs] URL: https://base.garant.ru/403171045/ (data obrascheniya 11.08.2025).
8. Federal'nyy zakon «O federal'nom byudzhete na 2023 god i na planovyy period 2024 i 2025 godov» ot 05.12.2022 N 466-FZ [Elektronnyy resurs] URL: https://base.garant.ru/405874129/ (data obrascheniya 11.08.2025).
9. Federal'nyy zakon «O federal'nom byudzhete na 2024 god i na planovyy period 2025 i 2026 godov» ot 27.11.2023 N 540-FZ [Elektronnyy resurs] URL: https://base.garant.ru/408079281/ (data obrascheniya 11.08.2025).
10. Federal'nyy zakon «O federal'nom byudzhete na 2025 god i na planovyy period 2026 i 2027 godov» ot 30.11.2024 N 419-FZ [Elektronnyy resurs] URL: https://base.garant.ru/411024352/ (data obrascheniya 11.08.2025).
11. Mihail Mishustin dal porucheniya po itogam strategicheskoy sessii, posvyaschennoy voprosam obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti [Elektronnyy resurs] URL: http://government.ru/news/52013/ (data obrascheniya 10.07.2025).
12. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 10.03.2025 № 141 «O vnesenii izmeneniy v Doktrinu prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii, utverzhdennuyu Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 21 yanvarya 2020 g. № 20» [Elektronnyy resurs] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411519389/ (data obrascheniya 10.07.2025).
13. Itogovyy doklad o rezul'tatah deyatel'nosti Minsel'hoza Rossii za 2024 god [Elektronnyy resurs] URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/0e2/lipzc4kj90q2g0swbscxu6j5mc7e86rz.pdf?ysclid=me2u9x8sf5765383828 (data obrascheniya 11.08.2025).
14. Diversifikaciya produktovogo eksporta: Rossiya proryvaetsya na novye rynki [Elektronnyy resurs] URL: https://oleoscope.com/interview/diversifikacija-produktovogo-jeksporta-rossija-proryvaetsja-na-novye-rynki/ (data obrascheniya 15.07.2025).
15. Gosudarstvennaya programma «Kompleksnoe razvitie sel'skih territoriy» [Elektronnyy resurs] URL: http://government.ru/rugovclassifier/878/events/ (data obrascheniya 15.07.2025).
16. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.02.2015 N 151-r «Ob utverzhdenii Strategii ustoychivogo razvitiya sel'skih territoriy Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda» [Elektronnyy resurs] URL: https://docs.cntd.ru/document/420251273 (data obrascheniya 15.07.2025).
17. Prudius E.V. Prodovol'stvennaya bezopasnost' – fundament ekonomicheskoy bezopasnosti strany // Problemy rynochnoy ekonomiki. – 2023. – № 2. – S. 112-124. – DOI:https://doi.org/10.33051/2500-2325-2023-2-112-124. – EDN: https://elibrary.ru/LFGNRL.
18. Suglobov A.E., Sedyh V.A., Rodionov A.V., Savina O.V. Aktual'nye problemy obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti v usloviyah sankciy nedruzhestvennyh gosudarstv. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya Dashkov i K, 2025. – 248 s. – EDN: https://elibrary.ru/AXJRBT.
19. Suglobov A.E., Pimenov D.M., Hmelev S.A., Pimenova D., Dyhova A.L. Economic security in international cooperation: risk overview and risk management perspectives. Sooperation and Sustainable Development: Conference proceedings (Moscow, 15-16 dec. 2020). Vol. 245. Cham: Springer Nature Switzerland, 2022:1061-1067. – DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-77000-6_124. – EDN: https://elibrary.ru/XHIIMR.
20. Kleschev S.K. Perspektivnye napravleniya teoreticheskih issledovaniy v sfere obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti v usloviyah uglubleniya mirovogo krizisa i demontazha global'noy finansovo-ekonomicheskoy arhitektury // Voprosy regional'noy ekonomiki. – 2023. – № 4 (57). – S. 80-86. – EDN: https://elibrary.ru/ZARNYS.