STATE AND MUNICIPAL CONTROLLING AND ITS ROLE IN STATE SUPPORT OF PRIORITY PROJECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the role of controlling in the context of ensuring the stability and sustainable development of the state, as well as increasing the economic efficiency of resource utilization. Special attention is paid to the importance of state and municipal controlling in solving strategic and tactical tasks related to state support for priority projects. The key principles of controlling, adapted to the specifics of government projects, such as focus on strategic goals, comprehensiveness, systematicity, transparency, and accountability, are analyzed. The author presents a controlling model that reflects the flow of information in state and municipal structures. The problems and prospects for the development of the state controlling system in Russia are outlined. An analysis of the register of state support measures formed by the Accounts Chamber of the Russian Federation is presented, with an emphasis on areas such as import substitution, high-tech production, innovation, investment, and R&D. Specific industry support tools are analyzed, such as the Industrial Development Fund's "Development Projects" and "Component Products" programs, the "Cluster Investment Platform," and "Industrial Mortgage." An analysis of financial indicators and the composition of implemented initiatives is provided.

Keywords:
controlling, state controlling, municipal controlling, state support, priority projects, efficiency, budgetary funds, technological leadership
Text

Современный мир обуславливает проявление разнообразных аспектов социально-экономических отношений между субъектами правовых отношений, при этом ключевыми сохраняются позиции обеспечения стабильности и устойчивого развития государств, возрастает роль экономической эффективности и рационального использования ресурсов. Факторы успеха любого государства напрямую зависят от роли и способности государственного, муниципального контроллинга решать в сложном, многоаспектном неравенстве факторов и цейтноте событий международного и внутриполитического характера стратегические и тактические задачи разного уровня, что, безусловно, придает контроллингу особую значимость. Контроллинг усиливает свои позиции как система управления, ориентированная на достижение стратегических целей, которая позволяет не только отслеживать текущее состояние дел, но и прогнозировать возможные отклонения, а также разрабатывать корректирующие меры. Формируются научные вызовы, направленные на решение проблем в контексте исследования оптимальных процедур государственной поддержки приоритетных проектов, где контроллинг выступает в качестве важного инструмента обеспечения прозрачности, подотчетности и эффективности использования бюджетных средств.

В исследованиях ряда ученых изучаются особенности эволюции контроллинга, его роль в обеспечении процессов контроля, прогнозирования и индикативного планирования, а именно: И.В. Бородушко [1], Т.Н. Гладченко [2], Д.В. Горохова [3], И.Б. Гусева [4], Э.А. Исаев [5], О.В. Исаева [6], Н.А. Казакова [7], С.Е. Прокофьев [8], Ю.А. Романова [9], В.В. Строев [10], Е.А. Федченко [11], М. В. Чувашлова [12] и другие ученые, при этом вопросам контроллинга с позиции его роли в государственной поддержке приоритетных проектов уделено крайне незначительное внимание.

Контроллинг как управленческая концепция зародился в Германии в начале XX века и постепенно распространился по всему миру [2], основная цель его появления обусловлена необходимостью обеспечения руководства информацией для принятия управленческих решений и достижения поставленных целей. В отличие от традиционного финансового контроля, ориентированного на проверку соответствия фактических результатов запланированным показателям, контроллинг представляет собой более комплексную систему, включающую в себя планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. На рисунке 1 представлена укрупненная модель контроллинга и движения информационных потоков.

Представленная авторами модель является обработкой и интерпретацией классической структуры контроллинга, наложенной на движение информационных потоков и специфику государственных и муниципальных субъектов и объектов контроля.

 

 

Рис. 1. Модель компонентов контроллинга в движении информационных потоков государственной поддержки приоритетных проектов (разработана авторами на основании [3,6])

 

Государственный и муниципальный контроллинг, являясь разновидностью контроллинга, адаптирован к специфике государственного и муниципального управления. Он формирует вектор своего влияния на обеспечение эффективного использования государственных и муниципальных ресурсов, повышение качества предоставляемых услуг и достижение социально-экономических целей, определенных органами государственной власти и местного самоуправления.

В исследованиях ученых выделяются ключевые принципы контроллинга как совокупность пяти образующих правил [1, 2, 5]. Систематизируя разные подходы, выделим характерные принципы контроллинга приоритетных государственных проектов:

  • ориентация на стратегические цели (контроллинг максимизирует свои направления на достижение долгосрочных целей и задач, определенных в стратегических планах и государственных, муниципальных программах развития);
  • комплексность (контроллинг стремится охватить все аспекты деятельности государственных и муниципальных органов, основывая свои выводы на подтверждении индикативных показателей);
  • системность (контроллинг представляет собой единую систему, интегрированную с другими системами управления, такими как бюджетное планирование, управление рисками и управление качеством);
  • прозрачность (результаты контроллинга должны быть понятны и доступны заинтересованным сторонам, в том числе гражданам, общественным организациям и контрольно-надзорным органам);
  • подотчетность или ответственность (государственные и муниципальные органы должны нести ответственность за достижение поставленных целей и задач, а также за эффективное использование ресурсов).

В монографии Козаковой Н.А. [7] представлен анализ концепций контроллинга активности экономических субъектов, сделан акцент на аналитических процедурах внутреннего контроля с учетом специфики субъекта учета, выделяется важность позиции государственных органов при осуществлении контрольно-надзорных функций. Согласно статье 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ [13], выделяются органы, которые должны выполнять контрольно-надзорные функции, в том числе при оказании государственной поддержки по приоритетным проектам. Эффективность такой поддержки во многом зависит от качества управления проектами и контроля за использованием бюджетных средств. В монографии Романовой Ю.А. [9] рассматриваются вопросы эффективности контроллинга в публичном управлении, обосновываются теоретические положения системы публичного управления в Российской Федерации, а также отдельно выделяются проблемы и необходимость системы контроллинга в публичном управлении. При этом надо отметить, что, несмотря на возрастающую роль государственного и муниципального контроллинга, в России данная система находится на стадии становления и сталкивается с рядом проблем, таких как недостаточное понимание сущности и целей контроллинга, недостаточное развитие информационных технологий, отсутствие единых стандартов и методик.

Одним из важнейших компонентов контроллинга, реализуемым в практике деятельности государственных органов, является осуществление государственного (муниципального) контроля. Ключевым органом, осуществляющим государственный финансовый контроль на федеральном уровне в Российской Федерации, является Счетная палата Российской Федерации [14].

На уровне субъектов Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляют контрольно-счетные органы [15], создаваемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Задачи и полномочия аналогичны Счетной палате РФ, но распространяются на региональный уровень (Контрольно-счётная палата Белгородской, Вологодской, Ярославской областей и т.д.). Они контролируют исполнение региональных бюджетов, управление региональной собственностью и другие аспекты финансовой деятельности субъектов Федерации.

Муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами, формируемыми представительными органами муниципальных образований [15].

Помимо указанных органов, отдельные контрольные функции в сфере государственных (муниципальных) финансов осуществляют Федеральное казначейство, Росфинмониторинг, налоговые органы и другие ведомства.

Обобщая информацию, можно отметить, что система государственного контроля за расходованием бюджетных средств представляет собой сложный и многоуровневый механизм, призванный обеспечить законность, целесообразность и эффективность использования государственных финансов. Она охватывает различные уровни – от внутриведомственного до внешнего, осуществляемого Счетной палатой и другими уполномоченными органами. Ключевыми элементами этой системы являются:

  • нормативно-правовая база, устанавливающая правила и процедуры использования бюджетных средств;
  • органы государственного контроля, обладающие необходимыми полномочиями для осуществления контрольных мероприятий;
  • объекты контроля, то есть государственные органы, учреждения и организации, использующие бюджетные средства;
  • механизмы выявления и пресечения нарушений;
  • санкции и привлечение к ответственности виновных лиц.

Эффективность расходования бюджетных средств напрямую зависит от качества функционирования каждого из этих элементов. Для повышения эффективности системы государственного контроля необходимо постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, усиление независимости и профессионализма контрольных органов, внедрение современных методов контроля, основанных на анализе рисков и использовании информационных технологий, а также повышение прозрачности и подотчетности государственных органов в вопросах использования бюджетных средств.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 [16] определена цель «Технологическое лидерство», которая охватывает широкий спектр секторов российской экономики. Реализация технологического лидерства предполагает не только разработку и внедрение передовых технологий, но и создание благоприятной экосистемы для инноваций. Важным аспектом достижения технологического лидерства является цифровая трансформация экономики. Развитие цифровой инфраструктуры, включая высокоскоростной интернет и сети связи нового поколения, станет основой для создания новых цифровых сервисов и платформ.

Для успешной реализации указа президента необходимо обеспечить координацию усилий всех заинтересованных сторон: государственных органов, научных организаций, предприятий и инвесторов. Разработка и реализация комплексных программ, направленных на развитие приоритетных технологических направлений, позволит сконцентрировать ресурсы и добиться максимального эффекта. Важно также обеспечить прозрачность и открытость процессов принятия решений, чтобы привлечь к участию в реализации поставленных задач широкий круг заинтересованных лиц.

Успешная реализация проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики является ключевым фактором обеспечения долгосрочной конкурентоспособности и устойчивого развития Российской Федерации. В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование механизмов государственной поддержки и создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в приоритетные направления.

В таблице 1 представлен перечень инструментов государственной поддержки, разработанный Счетной палатой РФ. Целью этих мер является стимулирование инвестиций в ключевые проекты, направленные на достижение технологической независимости и реструктуризацию российской экономики.

Таблица 1 

Направления государственной поддержки по привлечению инвестиций внесенные в реестр Счетной Палаты РФ [17]

Направление мер гос. поддержки

Количество мер гос. поддержки, ед.

Структура

гос. поддержки, %

Ключевые мер гос. поддержки

Импортозамещение

14

11,5

Субсидирование производств; Установка приоритета российских товаров при госзакупках; Предоставление кредитов со сниженным процентом; Финансовое участие в исследованиях и т.д.

Производство высокотехнологичной продукции

30

24,6

Льготы по налогу на прибыль; Промышленная ипотека; Грантовые программы; Субсидирование НИОКР и т.д.

Инновации

11

9,0

Выделение финансовых средств под инновационные проекты; Информационная поддержка; Образовательное развитие; Оказание консультационных услуг и т.д.

Инвестиции

44

36,1

«Фабрика проектного финансирования».; Государственно-частное партнёрство (ГЧП) и концессии; Таксономия технологического суверенитета (ТТС); Механизм специального инвестиционного контракта и т.д.

НИОКР (научно-исследовательские

и опытно-конструкторские работы)

23

18,9

Субсидии; Инфраструктурная поддержка.; Льготные кредиты; Государственные гарантии; Венчурное финансирование с участием государства и т.д.

ИТОГО:

122

100

-

            В рамках оценки и анализа результативности реализации мер государственной поддержки по привлечению инвестиций в приоритетные направления и обеспечению контроля финансирования проектов, направляемых из бюджета РФ, выделим четыре основных:

  1. Программа ФРП «Проекты развития» (Фонд развития промышленности, программа целевого займа со ставкой от 3 до 5% годовых);
  2. Программа ФРП «Комплектующие изделия» (Фонд развития промышленности, льготное заемное финансирование, не менее 20% софинансирования за счет средств заявителя);
  3. Кластерная инвестиционная платформа (КИП), оператор – ФРП (льготные кредиты российским промышленным предприятиям по приоритетной продукции);
  4. Промышленная ипотека.

Как свидетельствует информация Счетной палаты РФ, сегодня можно выделить следующие объемы бюджетов, направленные на приоритетные отрасли экономики РФ с участием бюджетных средств. Таксономия проектов включала отбор по региональному, количественному, стоимостному и бюджетному критериям. Так, отбор по бюджету составил более 100 млрд рублей, стоимостной отбор – от 50 млн руб. и выше на проект, региональный – охват максимальной части Российской Федерации и количественный – вовлечение максимального числа реализуемых мер поддержки (от 30 и выше). Анализ профинансированных в рамках мер государственной поддержки приоритетных отраслей представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ профинансированных в рамках мер государственной поддержки приоритетны проектов

Меры

государственной поддержки

Количество проектов,

 ед.

Бюджет

проектов,

млн. руб.

За счет Федерального бюджета, %

Структура

проектов,

%

Программа «Проекты развития»

403

206550,047

65

20,7

Программа «Комплектующие изделия»

194

62066,125

28

6,3

КИП

31

644999,225

2

64,7

Промышленная ипотека

834

82810,665

5

8,3

ИТОГО

1462

996426,062

-

100

 

 Государственная поддержка рассматривается как необходимый инструмент для снижения этих рисков и создания благоприятных условий для привлечения капитала. Важным этапом стало внедрение цифрового профиля предпринимателя [18], которое подчеркивает важность упрощения процедур получения государственной поддержки, повышения прозрачности критериев отбора проектов и расширения спектра доступных мер поддержки. Приоритетными направлениями для инвестиций, по мнению респондентов, являются развитие микроэлектроники, информационных технологий, биотехнологий, фармацевтики и машиностроения. Данные сектора экономики признаны жизненно важными для укрепления технологической независимости и усиления конкурентных позиций российской экономики.

Анализ результатов исследования позволил выявить ряд проблем, препятствующих эффективному использованию мер государственной поддержки. К ним относятся недостаточная информированность предприятий о существующих программах поддержки, сложность и длительность процедур оформления заявок, а также ограниченность объемов финансирования. Для повышения востребованности мер государственной поддержки необходимо усилить информационную работу, упростить процедуры получения поддержки и обеспечить достаточный объем финансирования приоритетных проектов.

Заключение.

Таким образом, несмотря на наличие исследований, посвященных эволюции контроллинга и его роли в процессах контроля и планирования, вопросам контроллинга в контексте государственной поддержки приоритетных проектов уделено недостаточно внимания. В России система государственного и муниципального контроллинга находится на стадии становления и сталкивается с проблемами, такими как недостаточное понимание сущности контроллинга и отсутствие единых стандартов.

Анализ мер государственной поддержки, представленный Счетной палатой РФ, демонстрирует значительные объемы финансирования, направленные на импортозамещение, производство высокотехнологичной продукции, развитие инноваций, инвестиции и НИОКР. Однако, несмотря на наличие разнообразных программ поддержки, таких как "Проекты развития", "Комплектующие изделия", КИП и "Промышленная ипотека", существуют проблемы, препятствующие их эффективному использованию. Недостаточная информированность предприятий, сложность процедур оформления заявок и ограниченность объемов финансирования требуют решения. Для достижения технологического суверенитета и повышения конкурентоспособности российской экономики необходимо усилить информационную работу, упростить процедуры получения поддержки и обеспечить достаточный объем финансирования приоритетных проектов, особенно в сферах микроэлектроники, информационных технологий, биотехнологий, фармацевтики и машиностроения. Успешное внедрение цифрового профиля предпринимателя и дальнейшее совершенствование механизмов государственной поддержки станут образующими факторами привлечения инвестиций и обеспечения долгосрочного устойчивого развития Российской Федерации.

References

1. Borodushko, I. V. Metodologiya formirovaniya sistemy kontrollinga kak instrumenta gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki / I. V. Borodushko ; I. V. Borodushko ; Feder. agentstvo po obrazovaniyu, Gos. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "S.-Peterb. gos. un-t ekonomiki i finansov". – Sankt-Peterburg : Izd-vo S.-Peterb. gos. un-ta ekonomiki i finansov, 2005. – 226 s. – ISBN 5-7310-2004-3. – EDN QQVWEZ.

2. Gladchenko, T. N. Kontrolling : Uchebnoe posobie / T. N. Gladchenko, Yu. V. Fomin. – Doneck : Doneckiy gosudarstvennyy universitet upravleniya, 2016. – 194 s. – EDN ZGAPWV.

3. Gorohova, D. V. Kontrolling kak sistema: evolyuciya razvitiya i sovremennyy vzglyad / D. V. Gorohova // Upravlencheskiy uchet. – 2021. – № 10-3. – S. 603-611. – DOIhttps://doi.org/10.25806/uu10-32021603-611. – EDN GNBHLX.

4. Dalekin, P. I. Voprosy upravleniya i kontrolya proektov gosoboronzakaza predpriyatiy OPK s uchastiem kontrollinga / P. I. Dalekin, I. B. Guseva, K. V. Kovyrzina // Ekonomika. Upravlenie. Pravo. – 2015. – № 6(63). – S. 03-07. – EDN VVQPPL.

5. Kontrolling v gosudarstvennom sektore: teoriya i praktika / I. M. Van'kovich, M. L. Vasyunina, I. A. Golovchanskiy [i dr.]. – Moskva : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo Prometey", 2022. – 790 s. – ISBN 978-5-00172-309-7. – EDN PGQEXK.

6. Isaeva, O. V. Organizacionno-ekonomicheskiy mehanizm kontrollinga promyshlennogo predpriyatiya : special'nost' 08.00.05 "Ekonomika i upravlenie narodnym hozyaystvom (po otraslyam i sferam deyatel'nosti, v t.ch.: ekonomika, organizaciya i upravlenie predpriyatiyami, otraslyami, kompleksami; upravlenie innovaciyami; regional'naya ekonomika; logistika; ekonomika truda; ekonomika narodonaseleniya i demografiya; ekonomika prirodopol'zovaniya; ekonomika predprinimatel'stva; marketing; menedzhment; cenoobrazovanie; ekonomicheskaya bezopasnost'; standartizaciya i upravlenie kachestvom produkcii; zemleustroystvo; rekreaciya i turizm)" : dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk / Isaeva Ol'ga Vital'evna. – Voronezh, 2006. – 215 s. – EDN NNWLCN.

7. Kazakova, N. A. Metodologiya risk 3orientirovannogo kontrolya i kontrollinga effektivnosti biznesa / N. A. Kazakova, E. I. Efremova. – 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. – Moskva : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M», 2019. – 234 s. – (Nauchnaya mysl'). – ISBN 978-5-16-014912-7. – DOIhttps://doi.org/10.12737/monography_5c500980856726.67755087. – EDN YVGHAD

8. Prokof'ev, S. E. Teoreticheskiy aspekt ispol'zovaniya kontrollinga v gosudarstvennyh organizaciyah / S. E. Prokof'ev, D. I. Kozlovskaya // Chelovecheskiy kapital. – 2015. – № 8(80). – S. 6-8. – EDN VIQXKB.

9. Romanova, Yu. A. Effektivnost' kontrollinga v publichnom upravlenii v social'noy sfere: teoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya : Monografiya / Yu. A. Romanova, A. O. Egorenko, M. A. Halilova. – Moskva : Izdatel'sko-torgovaya korporaciya "Dashkov i K", 2014. – 139 s. – ISBN 978-5-394-02515-0. – EDN TJNAML.

10. Stroev, V. V. Transformaciya gosudarstvennogo upravleniya vysokotehnologichnymi predpriyatiyami s aktivnym ispol'zovaniem sovremennoy sistemy kontrollinga na osnove cifrovyh resheniy / V. V. Stroev, S. V. Chuev, A. I. Tihonov // Municipal'naya akademiya. – 2023. – № 3. – S. 82-90. – DOIhttps://doi.org/10.52176/2304831X_2023_03_82. – EDN BVCPMA

11. Fedchenko, E. A. Novye metodologicheskie podhody k formirovaniyu sistemy kontrollinga v gosudarstvennom sektore / E. A. Fedchenko, S. A. Konovalova // Upravlencheskiy uchet. – 2021. – № 9-3. – S. 789-797. – DOIhttps://doi.org/10.25806/uu9-32021789-797. – EDN SZSYWI.

12. Chuvashlova, M. V. Metodologiya strategicheskogo kontrollinga v korporaciyah s gosudarstvennym uchastiem / M. V. Chuvashlova. – Moskva : OOO "MAKS Press", 2016. – 296 s. – ISBN 978-5-317-05250-8. – EDN WKNBBR.

13. Federal'nyy zakon ot 31.07.2020 N 248-FZ (red. ot 28.12.2024) "O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossiyskoy Federacii" // SPS Konsul'tant-plyus [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=495001&dst=100001#k4q2kiUOczaTSqkL(data obrascheniya 15.04.2025)

14. Schetnaya palata Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://ach.gov.ru/?ysclid=m9n2i98mpw922982036 (data obrascheniya 15.04.2025)

15. "Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federacii" ot 31.07.1998 N 145-FZ (red. ot 26.12.2024) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2025) [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=466790&dst=100001#AHM4kiUzICv7lfzJ (data obrascheniya 15.04.2025)

16. Sayt Prezidenta Rossiyskoy Federacii / Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2024 goda №309 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda» [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (data obrascheniya 15.04.2025)

17. Schetnaya Plata RF. Byulleten' Schetnoy Palaty RF. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.sptulobl.ru/law/Bul-3-2025.pdf?ysclid=m9k7un8sls916542442 (data obrascheniya 15.04.2025)

18. Sayt Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii V Rossii poyavilsya cifrovoy profil' predprinimatelya dlya uproscheniya dostupa k meram gospodderzhki. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.ru/material/news/v_rossii_poyavilsya_cifrovoy_profil_predprinimatelya_dlya_uproshcheniya_dostupa_k_meram_gospodderzhki.html (data obrascheniya 15.04.2025)


Login or Create
* Forgot password?