MODERN APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF EFFECTIVENESS AND MANAGEMENT OF PUBLIC URBAN AREAS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article explores the theoretical foundations for assessing the effectiveness of managing public urban and adjacent (household) territories in the context of current state policy aimed at creating a comfortable urban environment. The study is based on methods of generalization, critical analysis of scientific publications, comparison, interpretation, abstraction, and graphical and tabular visualization. The relevance of improving the management of public urban and adjacent territories is emphasized, driven by the growing role of residents in decision-making and the need to consolidate the interests of the state, business, and citizens in overcoming objectively existing disparities in the management of adjacent territories. The author proposes approaches to generalizing the understanding of the specific nature of public urban and adjacent territories, and to the relationship between the concept of the urban environment and its structural elements-territories. The scientific novelty of the study lies in clarifying the structure and content of the conceptual framework of the urban environment, proposing a systematization of its territorial elements, and substantiating the role of managing adjacent territories as a mechanism for forming a comfortable urban environment. The article reveals traditional (classical, administrative, project-based) and modern (situational, systemic, reflexive, synergistic, and others) approaches to effectiveness assessment and urban management. Key principles are identified for ensuring the effectiveness of managing public urban and adjacent territories, focusing on achieving strategic goals, efficient use of budgetary resources, and increasing citizen satisfaction. The author presents possible directions for developing the assessment of effectiveness in the management of public urban and adjacent territories, suggesting a combination of program-targeted and flexible approaches, as well as consideration of residents’ interests in the formation and development of these territories.

Keywords:
management of public urban areas, public urban areas, comfortable urban environment, effectiveness of urban environment management, management approaches, quality of courtyards and adjacent territories
Text

Введение. Завершивший свое действие в 2024 году Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» ознаменовался благоустройством за 2019-2024 гг. свыше пяти тысяч объектов – 2746 общественных и 2417 дворовых территорий; отмечается, что качество городской среды благодаря реализации проекта в среднем выросло на 20% [1]. На перспективу до 2030 года ожидается реализация национального проекта «Инфраструктура для жизни», в рамках которого будут продолжены отработанные инициативы и мероприятия по формированию комфортной городской среды и повышению её качества [2], что делает исследуемую проблематику современных подходов к оценке эффективности и управлению общественными городскими территориями не только актуальной, но и практически значимой.

Однако, несмотря на продуктивность и очевидные достоинства реализуемых инициатив, открытым на практике остается вопрос обеспечения равномерности управления общественными городскими территориями в ракурсе учета потребностей населения. Основу современных инициатив составляют комфортная городская среда, развитие общественных городских территорий, благоустройства дворов, т.е. территорий, находящихся в прямом ведении городских властей по праву распоряжения. С точки зрения придомовых территорий как важной единицы, определяющей комфортность общественных городских территорий, нерешенными остаются диспропорции в полномочиях, ответственности и равномерности организуемого управления, что в конечном счете негативно влияет на их качество [3]. Проявляется проблема отказа от учета придомовых территорий в структуре оценок комфортной городской среды. Придомовым территориям уделяется наименьшее внимание в принятом индексе качества городской среды, что не позволяет обеспечивать равномерное и единое повышение степени комфортности общественных городских территорий за счет влияния на одну из самых востребованных в повседневной жизни человека общественных городских территорий – а именно придомовых территорий. К тому же важным представляется разграничение специфических особенностей управления придомовыми территориями как важной входящей в общественные городские территории категории [4; 5].

Важной представляется проблематика совершенствования управления общественными городскими территориями посредством ориентации на актуальные подходы, отражающие сущность и современные накопившиеся противоречия в управлении общественными городскими территориями, а также повышение комфортности придомовых территорий. Стоит отметить, что объектом предпринимаемых в управлении усилий выступают общественные городские территории (в их многообразии), в то время как субъектом управления становятся органы власти, бизнес, а также, что немаловажно, проживающее на территории население. Вовлечение граждан и привлечение к активному участию в процессах публичного управления становится одной из первостепенных идей современной национальной политики по формированию комфортной городской среды [6; 7], а также представляется одним из индикаторов качества управления ею [8]. Однако, несмотря на данное обстоятельство, не в полной мере конкретизированными остаются идеи ориентации на теоретические подходы к оценке эффективности и управлению общественными городскими территориями по причине как их недостаточной разработанности, так и ввиду сохраняющихся проблем определения общественной городской территории как специфического объекта управления, находящегося в ведении разных по уровню полномочий субъектов-управляющих (в лице государства, бизнеса и граждан).

Цель данной статьи – обобщить теоретические подходы к оценке эффективности и управления общественными городскими и придомовыми территориями, выделить и систематизировать подходы, отражающие современное состояние такого управления.

Для достижения поставленной цели использовалась совокупность следующих методов исследования: обобщение и критический анализ научных публикаций, посвященных проблеме управления общественными городскими, дворовыми и придомовыми территориями, а также применению научно обоснованных подходов к организации такого управления (классические подходы к управлению; современные востребованные в государственном управлении стратегический, программно-целевой и проблемный подходы; и др.); методы сравнения, направленные на сопоставление воззрений авторов по подходам к управлению общественными городскими и придомовыми территориями; сравнение понятийно-терминологического аппарата управления общественными городскими территориями; их интерпретации и абстракции. Результатом выступило формирование иерархического соотношения понятий городской среды и образующих её структуру элементов, подходов к управлению общественными городскими территориями (от более широких к узким предметно-ориентированным), для чего применялись методы графической и табличной визуализации. Работа преимущественно опирается на исследования российских ученых и российское законодательство, составившие теоретическую базу исследования. В основу методологии исследования положены принципы системного подхода и сравнительного анализа.

 

Теоретические аспекты и место дворовых и придомовых территорий в общественных городских территориях

Рассматривая понятие комфортной городской среды и её связь с общественными городскими территориями, отметим, что комфортная городская среда отражает определенное по индикаторам качества состояние городской территории – общественных территорий и дворовых территорий, соответствующее идеям «комфортности» городской среды. Общие положения-оценки комфортной городской среды изложены в методике формирования индекса качества, утвержденной согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. № 510-р [9]. В рамках данной методики городская среда определяется в качестве совокупности природных, архитектурно-планировочных, экологических и прочих факторов жизнедеятельности города, которые и влияют на комфортность проживания в нем. Фактически понятие городской среды становится собирательным и объединяет под своим началом разные составляющие-территории, образующие территорию города, т.е. находящиеся в ведении городских властей и проживающего в городе населения. В соответствии с таким подходом, детализация и соотношение понятий городской среды с управлением ею формируется следующим образом (см. рис. 1).

 

 

 

 

Рис. 1. Отношение понятий городской среды и образующих её структуру элементов – территорий, разработано автором

 

Опираясь на представленный рис. 1, а также принимая во внимание воззрения современных ученых на предмет публичного управления общественными городскими территориями как нелинейной, природно-техногенной и антропогенно-культурной системой [10; 11], важным представляется уточнение особенностей и образующих структуру общественных городских территорий как объекта управления единиц. Исходя из отечественного законодательства [12-14], нами выделяются следующие терминологические единицы:

1) общественная территория (общее пользование, доступная неограниченному кругу лиц);

2) дворовая территория (располагается вблизи многоквартирных домов, включает элементы благоустройства – парковки, тротуары, проезды);

3) придомовая территория (земельный участок, на котором расположен дом, и который находится в совместной собственности жильцов).

 

Современные подходы к оценке эффективности и управлению общественными городскими территориями

Структура подходов к оценке эффективности и управлению общественными городскими территориями образуется противоречивыми и разными по уровню и степени полномочий субъектами-участниками процесса управления. Под подходом в данном случае понимается структурированная система мероприятий, посредством которых производится анализ процесса и результатов, обеспечивается оценка ожиданий и накопление опыта для повышения эффективности управления общественными городскими территориями.

Таким образом, подход в управлении формирует границы такого управления и позволяет постулировать конкретные принципы оценки эффективности, в том числе диктует характерные способы её проведения. Поэтому поиск универсального подхода или систематизация подходов становятся базисом в последующем принятии развивающе-ориентированных решений.

Отметим, что теория управления изобилует на предмет существующих подходов к оценке эффективности и управлению – выделяются как традиционные устоявшиеся, так и динамично развивающиеся современные подходы к управлению. Традиционные объединяют собой идеи классического менеджмента, научного менеджмента, административной школы управления и традиционного проектного менеджмента [15; 16]. Современные подходы отличаются своей большей инновационностью и связью с динамикой общественного развития – предполагается, что современные подходы возникают в ответ на увеличивающиеся темпы изменений в социально-экономической сфере и становятся их характерным отражением [17; 18]. Так, в соответствии со спецификой управления общественными городскими территориями как объектом управления, субъектами такого управления становятся государственные органы власти и частные субъекты – проживающее на территории население, а также бизнес, реализующий потребности или частично исполняющий по заказу населения полномочия по управлению территорией (например, управляющая компания).

При управлении общественными городскими территориями принципиальное значение приобретают как принципы классического менеджмента – единства, разделения труда, иерархии, централизации, децентрализации и др. [19], так и передовые принципы, соответствующие современным подходам управления развитием территориальных образований [20], сводящиеся к:

(1) ситуационному подходу, в соответствии с которым управление общественными городскими территориями осуществляется с принятием во внимание состояния объекта управления, внешних и внутренних объективных условий его функционирования, релевантных (т.е. жизнеспособных и соответствующих объекту) способов управления;

(2) системному подходу, который строится на структурном представлении управления общественными городскими территориями как системой и набором образующих её подсистем (компонентов системы) – именно они отражают её специфику и диктуют приоритеты в управлении;

(3) рефлексивному подходу, во главу которого поставлена задача проведения переоценок эффективности управления и учета результативности проводимых преобразований в управлении общественными городскими территориями через процедуры мониторинга и контроля;

(4) синергическому подходу, ставящему во главу достижение эффекта синергии, т.е. появление уникальных свойств при конфигурации отдельных элементов системы;

(5) классическому иерархическому подходу, который отражает современные идеи построения иерархии ответственности и полномочий субъектов за качество управления общественными городскими территориями, где верхний уровень – национальный и федеральный (т.е. имеет общеобязательный, предписывающий характер), а низший – население, местные власти и бизнес, действующие в консолидации усилий и интересов друг с другом, в согласовании и совместной работе (нередко независимой друг от друга).

Помимо представленных, важным представляется роль стратегического подхода [21], который в современных условиях национальной политики стратегического управления предполагает программно-целевое планирование и ситуативное управление развитием общественных городских территорий в соответствии с приоритетами региональной и городской политик развития [22].

Представленные подходы в совокупности образуют базис-основу действующей системы управления общественными городскими территориями, которая функционирует в соответствии с принципами демократизации [23] и оценки эффективности через бюджетирование, которого, тем не менее, недостаточно для полноценного определения качества городской среды как индикатора-результата управления общественными городскими территориями [24]. Сегодня активное распространение приобретают специфические подходы к оценке эффективности и управлению общественными городскими территориями; например, проблемно-ориентированный подход, выдвигающий идеи устранения актуальных территориальных проблем с использованием программно-целевого подхода [25]. Также необходимость приобретает учет процессного, развивающего и целевого подходов, которые объединяются под началом программ развития территорий (т.е. описывают управление общественной городской территорией в качестве процесса, в котором реализуются сменяющие друг друга мероприятия; в виде способа её развития; а также как самоцели, за которой скрывается улучшение состояния объекта управления) [26].

И если с подходами к управлению общественными городскими территориями ситуация остается относительно раскрытой – подходы к управлению означают следование определенной специфике целеполагания, планирования, реализации и координации, то в ракурсе оценки эффективности требуется учитывать как специфику объекта управления, деятельности субъектов-исполнителей и субъектов-интересантов, так и самого подхода. Например, предлагается проводить оценку относительно влияния управления общественными городскими территориями на развитие муниципального образования [27], через систему критериев качества работы местных властей [28], удовлетворённость населения [29] и другие возможные метрики, образующие отдельные аспекты оценки эффективности управления общественными городскими территориями (ярким представителем стоит признать упомянутую ранее методику оценки комфортности городской среды, в которой выделяются метрики комфортности, а также учитывается принятие населением активного участия в формировании качественной городской среды).

Итак, учитывая все вышесказанное, оценка управления общественными городскими территориями формируется в ракурсе нескольких важных направлений оценки результативности такого управления, а именно:

1. Направление оценки результативности управления (программно-целевой подход) через достижение стратегических целей – соответствие планируемого (прогнозируемого) состояния фактическому.

2. Направление оценки влияния на развитие муниципального образования через социально-экономические показатели.

3. Затратная оценка, которая сопоставляется с качественными оценками эффективности распоряжения бюджетными и внебюджетными ассигнованиями.

4. Оценка в ракурсе внутренней эффективности – состояния управления и реальной практики организации управленческой деятельности.

Причем, поскольку каждое из представленных направлений обладает своей спецификой, перспективным видится ориентирование оценок на более гибкие и ситуативные подходы к оценке эффективности и управлению общественными городскими территориями. Гибкий подход в данном случае рассматривается в качестве способа обеспечить соответствие объекта управления требованиям заказчика – населения, которое становится активным участником управления. Однако, принимая во внимание положения об ограниченности гибкого подхода в сложных (масштабных) системах, его проявления в контексте управления общественными городскими территориями будут выражаться в частичном использовании – в инициации изменений при условии выявления отклонений или неудовлетворенности конечного потребителя (т.е. населения) результатами (состоянием общественных городских территорий).

Гибкий подход объединяет под своим началом несколько ведущих практик управления общественными городскими территориями – проактивности, мониторинга, стремления к качеству и результатам, а также активного участия заказчика-пользователя (населения) в управлении. Конечно, с точки зрения действующего стратегического и программно-целевого планирования управления общественными городскими территориями, на первый взгляд, гибкие подходы оказываются нежизнеспособными. Однако на практике гибкое управление может реализовываться в качестве одного из приоритетов построения связей с населением на стадии программно-целевого планирования, в целях сбора необходимых данных о потребностях заказчика – населения, заинтересованного в качестве и комфортности как результатах управления общественными городскими территориями. Тем не менее, на современном этапе гибкий подход не может быть внедрен в полной мере – его применение в управлении общественными городскими территориями потребует пересмотра способов взаимодействия государства, общества и бизнеса, а также механизмов их консолидации и влияния друг на друга (подчинения).

Поэтому существующие диспропорции между качеством управления общественными городскими территориями, широтой доступных подходов к его организации и конкретными подходами оценки эффективности не позволяют достигать реальных изменений в качестве управления. В результате сохранения диспропорций в качестве и его оценке сохраняются противоречия между состоянием точек притяжения населения, степенью их благоустройства (парки, скверы, видные исторические части города, центр и т. д.) и состоянием дворовых и придомовых территорий, хотя таковые отражают степень комфортности – качества и результатов управления общественными городскими территориями. Иными словами, влияние на качество дворовых и придомовых территорий будет отражать влияние на качество управления общественными городскими территориями и обеспечение их комфортности. Именно поэтому перспективность гибкого подхода сводится к объединению представленных структурных-разграничивающихся элементов комфортной городской среды в рамках единого способа обеспечения качества управления общественными городскими территориями через их развитие и обеспечение соответствия требованиям заказчика – проживающего и пользующегося общественными городскими территориями населения.

Открытым также остается вопрос выработки подхода к оценке качества управления дворовыми и придомовыми территориями, базисом разработки которого представляется систематизация и согласование описанных ранее подходов с фундаментальными идеями менеджмента – управления общественными городскими территориями. Таким образом, систематизация подходов к управлению общественными городскими территориями приобретает следующий вид (см. рис. 2).

 

 

 

Рис. 2.  Систематизация подходов к управлению общественными городскими территориями, разработано автором

 

Представленная систематизация подходов к управлению общественными городскими территориями призвана раскрыть широту и многообразие специфики такого управления, которое не ограничивается формализацией административных процедур. Систематизация подходов отражает, что управление общественными городскими территориями – комплекс задач, которые требуют как ориентации на фундаментальные положения менеджмента и классические подходы, так и управление на основании более инновационных подходов. Классические и современные подходы логично дополняют друг друга и поддерживают возможной организацию качественного, т.е. эффективного, управления общественными городскими территориями, соответствующего постоянно меняющимся потребностям проживающего населения.

Открытым вместе с тем остается вопрос выделения единых показателей оценки эффективности управления и разработки методических основ управления общественными городскими территориями, дворовыми, а также придомовыми территориями, в совокупности влияющими на качество и комфортность городской среды, что найдет отражение в будущих исследованиях автора.

Обсуждение. Вопросы выработки подходов к управлению придомовыми территориями нуждаются в дополнительном обосновании. Критически оценивая представленную структуру подходов, многие из них могут оказаться неприменимы в контексте управления придомовыми территориями по причине специфичности субъекта управления ими – главенствующим субъектом становится именно проживающее в многоквартирном доме население, которое обладает правом собственности и исключительно влияет на благоустройство придомовых территорий. Аспекты управления придомовыми территориями в первую очередь основаны на нормативном регулировании, т.е. принятом в России законодательстве; признается противоречивость и отсутствие четких критериев, связанных с управлением придомовыми территориями [30].

Причем феномен управления придомовыми территориями отчасти перекликается с задачами управления многоквартирным домом, поскольку, как отмечалось нами ранее, придомовая территория и есть часть многоквартирного дома – это земля, на которой стоит дом. Управление многоквартирными домами строится в соответствии с несколькими способами организации такого управления, а именно:

(1) объединение собственников и инициация решаемых задач за счет собственных усилий;

(2) объединение собственников на базе формально действующего территориального собрания жильцов (ТСЖ) или жилищного кооператива;

(3) выбор и перекладывание обязанностей по управлению на управляющую компанию (УК), которая исполняет основные обязанности по благоустройству и поддержанию состояния как многоквартирного дома, так и его придомовой территории [31].

При этом ввиду неудовлетворенности и низкого доверия УК (например, в 2021 году 85,6% МКД в России формировали фонд капремонта через регионального оператора, что приводило к снижению доверия населения по причине высоких тарифов) все более востребованными становятся практики организации ТСЖ, на управление которыми в 2022 году приходилось 5,3% многоквартирных домов в России [32]. Тем не менее, подобного оказывается недостаточно для системной организации повышения комфортности придомовых территорий и совершенствования практики управления ими. В ракурсе возможного направления развития управления многоквартирными домами и придомовыми территориями возможным видится объединение усилий ТСЖ и УК, когда ТСЖ исполняет контрольно-надзорную за деятельностью УК функцию [33]. Основываясь на основных идеях организации управления многоквартирными домами и придомовыми территориями [34; 35], подходы могут быть разделены на классические, т.е. отражающие представленные способы организации управления на базе отдельных объединений (УК, ТСЖ и т. п.) и синергетические, основанные на комбинировании традиционных; в том числе все более значимым становится подход, основанный на применении цифровых технологий для консолидации и согласования усилий населения.

Учитывая проведенную систематизацию подходов применительно как к общественным городским, так и придомовым территориями, очевидной видится необходимость концептуальной проработки ряда вопросов:

– необходимость разработки инструментария и способов определения уровня удовлетворенности населения состоянием благоустройства придомовых территорий;

– создание индекса качества благоустройства придомовой территории с определением «среднего» минимального эталона качества;

– создание реестра придомовых территорий с данными о состоянии благоустройства как продолжения развивающихся тенденций цифровизации (существует приложение ДомГосуслуги, через которое население может взаимодействовать с управляющей компанией, вступать в чат жителей многоквартирного дома);

– упрощение и повышение прозрачности процесса участия граждан в благоустройстве придомовых территорий;

- увеличение бюджетов софинансирования благоустройства государством по причине влияния придомовых территорий на комфортность городской среды;

– выработка типовых проектов благоустройства с уточненной сметной стоимостью благоустройства в целях упрощения и ускорения масштабирования практик повышения комфортности придомовых территорий;

– введение и использование метрик оценки эффективности управления придомовыми территориями в ракурсе связи с удовлетворенностью населения и реальными результатами управления;

– предупреждение концептуальных противоречий и диспропорций в управлении территориями, расположенными на стыке придомовых, дворовых и общественных городских;

– включение государства в вопросы стимулирования благоустройства и повышения качества придомовых территорий за счет информирования населения, стимулирования бизнеса и контроль УК.

Заключение. Таким образом, результаты проведенного исследования теоретических основ оценки эффективности и управления общественными городскими и придомовыми территориями, а также выделения и систематизации подходов, отражающих современное состояние такого управления, позволяют подчеркнуть ситуативность и многоаспектность управления общественными городскими и придомовыми территориями как такового. Проблематика такого управления и оценки его эффективности до сих пор остается открытой и нуждается в развитии с точки зрения формирования структурных представлений о достаточных и в полной мере отражающих специфику общественных городских и придомовых территорий подходов и показателей эффективности управления. Проведенное исследование обеспечило обобщение и иерархическое распределение существующих классических и современных подходов к управлению общественными городскими территориями, что послужит отправной точкой в разработке инструментария оценки управления общественными городскими территориями в дальнейшем. Кроме того, отражены современные концептуальные вопросы и актуализированы противоречия в управлении и выработке подходов к оценке эффективности и управления придомовыми территориями, закладывающие базис для дальнейших уточняющих исследований, посвященных придомовым территориям и управлению ими.

Научная новизна исследования определена уточнением структуры и содержательным наполнением понятийного аппарата общественной городской среды. В целях преодоления терминологических противоречий в управлении городской средой предложена авторская систематизация, установлены отношения и разграничение понятий городской среды и образующих её структуру элементов – территорий. На основании систематизации определена роль повышения качества управления и состояния придомовых территорий как механизма формирования комфортной городской среды. Расширены представления о понимании общественных городских территорий и их комфортности, основанные на необходимости равномерного развития каждой территории. Теоретически обоснованы состав и логика функционирования городской среды как системы, уточнены функциональные связи между её составляющими.

 

References

1. Bol'she 5 tysyach obschestvennyh i dvorovyh territoriy blagoustroili v Rossii s nachala 2024 goda. [Elektronnyy resurs]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/bolshe-5-tysyach-obshchestvennykh-i-dvorovykh-territoriy-blagoustroili-v-rossii-s-nachala-2024-goda/ (Data obrascheniya: 01.03.2025).

2. Infrastruktura dlya zhizni. [Elektronnyy resurs]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-projects/infrastruktura-dlya-zhizni/ (Data obrascheniya: 01.03.2025).

3. Nikolaeva I.O., Dombrovskaya O.V. 2022. Hazgranichenie pridomovoy territorii. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal 11 (125): 109.

4. Kazakova A.Yu. 2022. Neravenstvo fizicheskoy aktivnosti: raspredelenie dvorovyh trenazhernyh i detskih ploschadok v gorodskom prostranstve (na primere MO «Gorod Kaluga»). Zhurnal issledovaniy social'noy politiki 20 (3): 473-490.

5. Bystrova Yu.V. 2020. Analiz sudebno-sledstvennoy praktiki privlecheniya rukovoditeley upravlyayuschih kompaniy k ugolovnoy otvetstvennosti v sfere zhilischno-kommunal'nogo hozyaystva. Ex jure (2): 108-116.

6. Lukmanov I.D. 2022. Gosudarstvennaya model' upravleniya gorodskimi aglomeraciyami. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki 8 (3): 124-132.

7. Semyachkov K.A. 2023. Osobennosti publichnogo upravleniya urbanizirovannoy territoriey v ramkah koncepcii umnogo goroda. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya 2 (46): 454-460.

8. Podkovyrova M.A., Ogneva Yu.E. 2022. Issledovanie ponyatiya komfortnosti gorodskoy sredy i metodika ee ocenki. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal 3: 432-449.

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.03.2019 g. № 510-r «Ob utverzhdenii metodiki formirovaniya indeksa kachestva gorodskoy sredy». [Elektronnyy resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/553937399 (Data obrascheniya: 01.03.2025).

10. Ponkin I.V. 2014. Osobennosti publichnogo upravleniya gorodom. Gosudarstvennaya sluzhba 4 (90): 43-46.

11. Sanina A.G., Dzhafarli N.Ya.O., Korshunova E.V. 2016. Sovremennyy gorod kak ob'ekt publichnogo upravleniya. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik 56: 151-167.

12. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2017 N 1710 (red. ot 30.11.2024) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil'em i kommunal'nymi uslugami grazhdan Rossiyskoy Federacii". [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286800/ (Data obrascheniya: 04.03.2025).

13. "Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii" ot 29.12.2004 N 190-FZ (red. ot 26.12.2024). [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (Data obrascheniya: 04.03.2025).

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.04.2013 N 290 (red. ot 29.05.2023) "O minimal'nom perechne uslug i rabot, neobhodimyh dlya obespecheniya nadlezhaschego soderzhaniya obschego imuschestva v mnogokvartirnom dome, i poryadke ih okazaniya i vypolneniya". [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144804/#dst100160 (Data obrascheniya: 04.03.2025).

15. Vintaykina O.A. 2019. Tradicionnyy podhod ili Agile v sovremennom proektnom upravlenii? Sravnitel'nyy analiz. Skif. Voprosy studencheskoy nauki 4 (32): 375-382.

16. Semina K.S. 2019. Evolyuciya modeley menedzhmenta: ot tradicionnogo menedzhmenta k menedzhmentu 3.0. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnyh nauk i tehnologiy «Integral» 4-2: 434-442.

17. Naugol'nova I.A. 2023. Menedzhment 4.0: evolyuciya i innovacii v upravlenii organizaciey v cifrovuyu epohu. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya 6 (182): 220-226.

18. Palilov F.B., Garnova V.Yu. 2023. Ot klassicheskoy shkoly k Menedzhmentu 4.0: evolyuciya idey osnovnyh shkol upravlencheskoy mysli na puti k chetvertoy promyshlennoy revolyucii. Liderstvo i menedzhment 10 (4): 1109-1124.

19. Ivanova T.N., Ivanov D.V. 2019. Klassicheskiy i gibkie podhody k upravleniyu proektami. Byulleten' nauki i praktiki 5 (10): 168-175.

20. Copa N.V. 2017. Metodologicheskie aspekty upravleniya razvitiem territorial'nyh obrazovaniy. Ekonomika i ekologiya territorial'nyh obrazovaniy 2: 15-21.

21. Federal'nyy zakon "O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii" ot 28.06.2014 N 172-FZ (poslednyaya redakciya). [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (Data obrascheniya: 01.05.2024).

22. Shul'zhenko T.G., Bashirzade R.R. Kyzy. 2022. Metodologicheskie aspekty upravleniya logisticheskoy sistemoy stroitel'no-zhilischnogo kompleksa goroda na principah programmno-celevogo podhoda. Izvestiya SPbGEU 5-2 (137): 88-98.

23. Vyatkina B.M. 2014. Principy demokratizacii v upravlenii razvitiem goroda. Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' 2 (7): 67-75.

24. Bakaeva N.V., Chernyaeva I.V. 2022. Principy ocenki effektivnosti gradostroitel'noy deyatel'nosti v Rossii. Ekonomika stroitel'stva i prirodopol'zovaniya 1-2 (82-83): 134-144.

25. Zakinchak A.I. 2021. Razrabotka problemno-orientirovannoy sistemy upravleniya infrastrukturoy bezopasnosti gorodskoy sredy. Sovremennye problemy grazhdanskoy zaschity 3 (40): 68-75.

26. Sestruhina A.O. 2011. Suschestvuyuschie podhody k ocenke effektivnosti upravleniya mestnym razvitiem. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik 27: 1-13.

27. Klyuchnikova T.N. 2016. Ocenka effektivnosti upravleniya territorial'nym razvitiem municipal'nogo obrazovaniya. Voprosy upravleniya 3 (21): 159-166.

28. Samaruha A.V., Sachkov D.I. 2010. Metodika ocenki effektivnosti organov mestnogo samoupravleniya i ustoychivosti razvitiya municipal'nogo obrazovaniya. Baikal Research Journal 4: 306-314.

29. Kaminskiy V.S. 2015. Obschestvennoe mnenie kak indikator effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya. Problemy razvitiya territorii 5 (79): 97-110.

30. Oleynik L.V. 2012. Realizaciya prava sobstvennosti na pridomovuyu territoriyu. Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika 4 (22): 36-39.

31. Pushkina A.V. 2017. Upravlenie mnogokvartirnymi domami: istoriya i sovremennost'. Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossiyskoy akademii nauk 6 (64): 93-103.

32. Baryshnikova N.A., Altuhov P.L., Dushevina E.M. 2022. Upravlenie mnogokvartirnymi domami: sovremennoe sostoyanie, problemy, puti resheniya. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal 9: 536-554.

33. Prokof'ev K.Yu., Moiseev V.A., Egorova Yu.A. 2015. Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt upravleniya mnogokvartirnymi domami. Zhilischnye strategii 2 (4): 303-318.

34. Garakoev M.I., Markina M.V. 2014. Sposoby upravleniya mnogokvartirnymi domami. Vestnik universiteta 4: 26-29.

35. Efremovskih V.V. 2012. Sovremennye podhody v upravlenii mnogokvartirnym domom. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii 7: 53-57.


Login or Create
* Forgot password?