employee from 01.01.2016 until now
Moscow, Russian Federation
5.2.1
5.2.3
5.2.4
5.2.5
5.2.7
In the context of global urbanization, megacities have become the epicenter of environmental risks that determine the sustainability of civilizational development. By 2050, 68% of the planet’s population will reside in cities, with megacities (over 10 million inhabitants) facing acute challenges: resource depletion, environmental pollution, and climate threats. This necessitates a paradigm shift in urban governance — from prioritizing economic growth to strategies of “sustainable survival.” Moscow and Beijing follow development paths typical of transitional economies: the former relies on Soviet-era industrial heritage and natural resources, while the latter is known for rapid economic growth and political experimentation. Their contrasts in environmental policy, technological solutions, and institutional approaches highlight the impact of geographical, political, and technological factors on the resilience of Global South megacities, offering lessons for adapting eco-logical strategies.
sustainable development, environmental risks, urban management, pollution, waste management
Введение
Проведенное исследование предлагает двухуровневую систему индексов с охватом качества окружающей среды (воздух, вода, почва, шум, зеленые насаждения) и устойчивого развития (энергетика, транспорт, отходы, социальная справедливость, управление рисками) на основе динамических данных по Москве и Пекину за 2015 - 2022 годы. Методологическая новизна работы - сравнительный анализ городов, преодолевающий рамки «западного централизма» в устойчивом развитии, и выявление альтернативных моделей урбанизации. Результаты демонстрируют внутренние закономерности и внешние ограничения экологической политики мегаполисов. В практическом значении исследование - инструмент для разработки стратегий быстрорастущих регионов (включая проекты «Пояса и пути»), позволяющий избежать сценария «сначала загрязнение, затем управление» и предложить инклюзивные решения зелёной трансформации [22].
Результаты сравнительного анализа загрязнения воздуха выявили различия в структуре источников и типах загрязнителей. В Москве 70% выбросов связано с автотранспортом (380 автомобилей на 1000 жителей) и централизованным отоплением на природном газе, что определяет доминирование оксидов азота (NOx) и монооксида углерода (CO). В Пекине ключевые источники - угольные электростанции (25%), транспорт (30%), промышленная пыль (15%) и трансграничный перенос загрязнений (30%), что формирует высокие концентрации PM2.5 и озона (O₃).
Таблица 1
Воздушная среда мегаполисов
Стандарт |
Москва |
Пекин |
ВОЗ |
Среднегодовая концентрация PM2,5 (мкг/м3) |
12 |
30 |
5 |
Среднегодовая концентрация PM10 (мкг/м3) |
20 |
58 |
15 |
Среднегодовая концентрация NO₂ (мкг/м3) |
28 |
42 |
10 |
Максимальное среднее значение О₃ за 8 часов (мкг/м3) |
82 |
135 |
100 |
Доля дней с отличным качеством воздуха |
89% |
75% |
- |
Составлена автором по материалам исследования
Источниками данных, приведенных в табл.1 являются Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы [5] и Пекинское муниципальное бюро экологии и охраны окружающей среды [19].
Концентрация PM2,5 в Пекине в 2,75 раза выше, чем в Москве, но она на 63% ниже пикового значения 2013 года (89,5 мкг/м3), благодаря проекту «уголь-газ» и политике ограничения использования автотранспорта (например, шести национальным стандартам выбросов). Летом уровень избытка озонового слоя (15%) в Пекине выше, чем в Москве (5%), что связано с интенсификацией фотохимических реакций.
Контраст между городами отражает различия в энергетической базе, транспортной политике и географических условиях, влияющих на экологическую нагрузку. Согласно исследованию глобального бремени болезней [8], уровень преждевременной смертности от воздействия PM2,5 в Пекине составляет 82 случая на 100 000 человек [29], по сравнению с 31 случаем в Москве.
Сравнительный анализ характеристик качества основных водных артерий мегаполисов, проведенный на основе данных государственного Федерального агентства водных ресурсов Агентства водных ресурсов, представленных в государственном докладе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2022 году [15] и Отчета о мониторинге водной экологии ключевых водоразделов Министерства экологии и охраны окружающей среды Китая [6] (табл.2) выявил контрастные модели загрязнения. В Москве-реке благодаря 98%-ной очистке сточных вод и небольшой доле промышленных сбросов (всего 5% от общего объема) качество сбросов очищенных сточных вод соответствует рыбохозяйственным нормам и эффективно контролируется. В реке Юндин (Пекин) доминируют источники загрязнения сельскохозяйственного происхождения, это до 40% потерь удобрений с поверхностным стоком, а также нерешенная проблема неполным оснащением системой централизованной городской канализации и иногда неконтролируемым сбросом недоочищенных сточных вод.
Таблица 2
Характеристики загрязнения водных объектов
Стандарт |
Москва-река |
Река Юндин, Пекин |
Китайский стандарт воды Ⅱ класса |
Химическая потребность в кислороде (ХПК, мг/л) |
15 |
28 |
≤15 |
Концентрация аммиачного азота (мг/л) |
0.8 |
2.5 |
≤0.5 |
Растворенный кислород (DO, мг/л) |
6.2 |
4.5 |
≥6 |
Свинец - тяжелый металл (Pb, мкг/л) |
3.2 |
8.7 |
≤10 |
Уровень соответствия требованиям к питьевой воде |
99% |
92% |
100% |
Составлена автором по материалам исследования
Подходы к управлению экологическими рисками водных объектов также разнятся. В Москве реализуется «План речных экологических коридоров», направленный на восстановление прибрежных водно-болотных угодий и повышение самоочищающей способности рек[12], проводится анализ антропогенной трансформации прибрежных зон основных рек при помощи ГИС-технологий [24]. В Пекине ключевым инструментом стала политика «Водной десятки», которая позволила закрыть 1200 загрязняющих предприятий в прибрежных зонах [14, 27]. Однако эффективность мер по очистке притоков остается низкой, что указывает на сохраняющиеся пробелы в регулировании. Эти различия отражают акцент Москвы на экологическую регенерацию и технологические решения, в то время как Пекин балансирует между радикальными административными мерами и нерешенными проблемами комплексного управления.
Данные Градостроительного комплекса Москвы «Москва 2030 Зеленая столица» [4] и Пекинского муниципального бюро Комиссии по озеленению Управления лесного хозяйства и озеленения Пекина [16] (табл. 3) демонстрируют существенные различия. Москва лидирует по общей площади зелёных зон, показателю на душу населения и доле деревьев в структуре насаждений.
Ежегодный углеродный след столицы России также, что связано с масштабом экосистемных услуг мегаполиса.
Таблица 3
Зеленые насаждения Москвы и Пекина
Стандарт |
Москва |
Пекин |
Общая площадь зеленых насаждений (км2) |
450 |
320 |
Площадь зеленых насаждений на душу населения (м2) |
24,5 |
16,4 |
Зона действия парковочного сервиса |
92% |
78% |
Доля деревьев |
68% |
45% |
Ежегодный выброс углерода (10 000 тонн CO₂) |
1200 |
860 |
Составлена автором по материалам исследования
Политики городов отражают разные приоритеты. Москва реализует стратегию «Зелёный пояс», сохраняя 10–15-километровую лесополосу на окраинах и запрещая коммерческую застройку, что обеспечивает долгосрочную устойчивость экосистем, в. Пекин фокусируется на программе «Оставьте пустующие территории», преобразуя 80% таких земель в зелёные зоны и планируя создать 12 тыс. га городских лесов к 2023 году. Однако более низкая доля деревьев указывает на преобладание декоративного озеленения над природоцентричным подходом. Различия в подходах отражают приоритет экологической устойчивости в Москве и компромисс между урбанизацией и озеленением в Пекине.
Анализ энергоэффективности и низкоуглеродной трансформации Москвы и Пекина на основе данных «Отчета топливно-энергетического баланса города Москвы за 2022 год», отчет по Государственной программе города Москвы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение за 2022 год» Департамента ЖКХ [21] и отчета «Баланс электроэнергии Китая:Пекин» Пекинского государственного бюро статистики [1] выявил значимые различия в их энергетических структурах и моделях потребления (табл. 4). Москва демонстрирует более низкую зависимость от ископаемых источников и опережает Пекин по доле возобновляемой энергии, хотя оба города отстают от среднего показателя ОЭСР [9]. Энергоемкость ВВП Москвы выше, чем в Пекине, но ниже среднегодового значения ОЭСР.
Таблица 4
Энергетическая структура городов
|
Москва |
Пекин |
Международное сравнение (среднее значение по ОЭСР) |
Общее потребление энергии (10 000 тонн стандартного угля) |
9800 |
12500 |
- |
Доля ископаемой энергии |
65% |
85% |
78% |
Доля возобновляемых источников энергии |
15% |
10% |
22% |
Потребление энергии на единицу ВВП (тонны стандартного угля/10 000 юаней) |
0,38 |
0,29 |
0,42 |
Составлена автором по материалам исследования
Ключевое преимущество Москвы - ориентация на природный газ (60% энергобаланса) и низкая углеродоемкость ВВП (0,8 тонн CO₂/10 000 юаней против 1,2 тонн CO₂/10 000 юаней в Пекине). Пекин, благодаря проекту «Переоборудование угольных установок на природный газ», сократил долю угля с 13% в 2015 году до 1.8% в 2022году, однако 45% общего энергопотребления по-прежнему приходится на промышленный сектор, что замедляет низкоуглеродный переход. Китаю необходимо разработать руководство по развитию технологии CCUS (Carbon Capture, Utilization, and Storage) на национальном уровне, региональные сети улавливания и транспортировки углекислого газа, а также принять конкретные законы, нормативные акты и технические стандарты для CCUS [30].
При сравнении устойчивости транспортных систем на основе данных годового отчета о выполнении государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» за 2022 год Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы [2 ] и «Годовой отчет о развитии дорожного движения за 2022 год» Пекинской муниципальной транспортной комиссии [18] выявлено, что Москва, при меньшей протяженности метрополитена, демонстрирует более высокую долю использования общественного транспорта. Однако Пекин лидирует по внедрению новых электрических транспортных средств, что частично компенсирует экологическую нагрузку от дорожных заторов. Большая средняя скорость московского трафика в часы пик по сравнению с пекинским отражает различия в эффективности управления. Москва делает ставку на оптимизацию существующей инфраструктуры, тогда как Пекин сочетает расширение метро с агрессивной электромобилизацией, сталкиваясь с проблемой низкой скорости перемещения. В Пекине отмечается сильная структурная и географическая неоднородность спроса и предложения на общественный транспорт: дефицит предложения между Пятой и Шестой кольцевыми дорогами и в некоторых пригорода, избыток предложения в центральной части города внутри Второй кольцевой дороги, значительное несоответствие в городских районах в пределах Шестого транспортного кольца [11].
Таблица 5
Транспортные системы Москвы и Пекина
|
Москва |
Пекин |
Протяженность линий метрополитена (км) |
450 |
783 |
Доля использования общественного транспорта |
68% |
56% |
Доля владельцев новых электрических транспортных средств |
4% |
20% |
Средняя скорость в часы пик (км/ч) |
28 |
22 |
Составлена автором по материалам исследования
Эффективность московского метрополитена выделяется на фоне пекинского благодаря двум ключевым показателям: самой высокой в мире плотности сети (0,31 км/км²) и оптимизации времени поездки (средняя продолжительность поездки 45 минут против 58 минут в Пекине). Высокая пропускная способность обеспечивается минимальными интервалами движения: на линии 11 поезда ходят каждые 30–90 секунд в любое время суток. В Пекине, на линии 2, интервалы сокращаются до 30 секунд только в часы пик, а в остальное время увеличиваются до 6–9 минут, достигая 11 минут в выходные. Такая разница обусловлена приоритетом безопасности в китайской транспортной политике: жёсткий контроль за интервалами минимизирует риски аварий, что официально аргументируется как «гарантия стабильности системы». Однако это снижает гибкость реагирования на пассажиропоток вне пиковых нагрузок.
Сравнение систем управления отходами и подходов к экономике замкнутого цикла в Москве и Пекине (табл. 6) выполнено по данным Территориальной схемы обращения с отходами города Москвы [23] и Пекинской муниципальной комиссии [6].
Таблица 6
Управление отходами Москвы и Пекина
|
Москва |
Пекин |
Общий годовой объем бытовых отходов (10 000 тонн) |
1200 |
1050 |
Степень очистки при сжигании |
35% |
60% |
Степень очистки свалок |
45% |
10% |
Коэффициент утилизации |
20% |
35% |
Уровень охвата сортировкой мусора |
80% |
95% |
Составлена автором по материалам исследования
Москва генерирует больше бытовых отходов, но уступает по уровню сжигания, утилизации и сортировки твердых коммунальных отходов. Климатические ограничения Москвы, связанные с низкими температурами, снижающие эффективность сбора метана на полигонах до 30%, компенсируются технологиями переработки отходов, увеличивая долю продуктов вторичного использования до 15% рынка строительных материалов [7]. Пекин, сделав ставку на мусоросжигание (12 заводов общей производительностью 17 тыс. тонн/день), сталкивается с проблемой безопасного захоронения летучей золы (менее 70%), но активно внедряет цифровые решения на платформе «Интернет+переработка» обеспечивая до 60% онлайн-бронирования вторсырья. Для успешного достижения цели обращения с отходами правительство Китая придает большое значение сортировке отходов сверху донизу и сосредотачивается на улучшении охвата политикой и ее осуществимости, чтобы способствовать достижению этих целей [26].
Доступность медицинских и образовательных ресурсов в Москве и Пекине по данным «Государственного доклада о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в городе Москве в 2022 году» Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве [3] и «Ежегодника статистики образования за 2022 год» Пекинской муниципальной комиссии по образованию [25] (табл. 7) выявило диспропорции в обеспечении социальной справедливости.
Таблица 7
Показатели социальной справедливости
|
Москва |
Пекин |
Количество врачей на тысячу человек |
6,8 |
5,2 |
Плотность распределения трех крупнейших больниц (количество домов на миллион населения) |
4,2 |
3,5 |
Соотношение числа учителей и учащихся в системе базового образования |
1:12 |
1:15 |
Фонд публичных библиотек на душу населения (тома) |
8,5 |
3,2 |
Составлена автором по материалам исследования
Так, Москва лидирует по количеству врачей на тысячу человек, плотности крупных медицинских центров и фонду публичных библиотек на душу населения. В образовании соотношение учитель/ученик в столице России также благоприятнее. Однако большой охват бесплатной медициной в Москве нивелируется централизацией 70% высокотехнологичного оборудования в частных клиниках центральных районов. Пекин, напротив, сталкивается с гиперконцентрацией образовательных ресурсов: цены на жилье в престижных школьных округах превышают средние на 200%, а доля зачисления детей из иностранных семей не превышает 65%.
Данные по основным вероятным стихийным бедствиям и техногенным рискам «Отчета о проделанной работе за 2022 год: реализация Плана действий ООН по снижению риска стихийных бедствий для повышения устойчивости» Отчета об устойчивости городов к стихийным бедствиям за 2022 год» [20] Управления Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий (UNDRR) представлены в табл.8.
Таблица 8
Стихийные бедствия и техногенные риски
|
Москва |
Пекин |
Крупные стихийные бедствия |
Зимняя вьюга |
Сильные дожди, наводнения, песчаные бури |
Риск техногенных катастроф |
Промышленные аварии (12 инцидентов в год) |
Несчастные случаи на стройплощадках (80 инцидентов в год) |
Способность реагировать на чрезвычайные ситуации (Глобальный индекс уменьшения опасности бедствий) |
82 из 100 |
76 из 100 |
Составлена автором по материалам исследования
Заключение
Следует отметить принципиально разные подходы к управлению рисками. Москва внедрила интеллектуальную систему мониторинга подземных трубопроводов для раннего выявления утечек и износа коммуникаций. Пекин реализовал проект «Город губок», реконструировав 75% застроенных территорий и сократив заболачивание на 40% выявленное во время ливней 2021 года. В энергетике и транспорте Пекин активизирует политику продвижения новых энергоносителей, в то время как Москва опирается на инфраструктурные преимущества. В сфере отходов высокая доля сортировки мусора в Пекине (95%) сочетается с отставанием в технологиях переработки, тогда как Москва, при меньшем охвате (80%), эффективнее использует вторичные материалы. Оба города сталкиваются с климатическими вызовами: Пекину необходимо усилить прогнозирование экстремальных погодных явлений, а Москве ужесточить контроль за промышленной безопасностью. Эти стратегии подчеркивают приоритеты: технологическая адаптация в Москве [28] и масштабные инфраструктурные реформы в Пекине [17].
Выполнен сравнительный анализ экологической безопасности и устойчивого развития Москвы и Пекина.
Московская «экологическая модель, основанная на запасах» демонстрирует ключевые преимущества:
- природно-ресурсный потенциал: 54% озелененных территорий, доминирование природного газа в энергобалансе (65%), высокие показатели качества воздуха и воды;
- инфрастуктурная эффективность: плотность сети метрополитена является одной из ведущих в мире, а доля медицинских ресурсов на душу населения высока.
Слабые стороны московской модели:
- технологическое отставание: низкий уровень утилизации и сортировки отходов, медленный переход на возобновляемые источники энергии;
- социально-территориальные диспропорции: концентрация высокотехнологичного медоборудования в центральных районах, низкое качество услуг в пригородах;
- зависимость от углеводородов: отсутствие мотивации для низкоуглеродной трансформации.
Преимущества пекинской модели «политического вмешательства»:
- административная эффективность: быстрая реализация проектов (например, «уголь-газ»), существенный охват сортировкой отходов, внедрение стандартов «трехзвездочных» зеленых зданий;
- технологический прорыв: 20% доля транспорта на новых источниках энергии, лидерство по сжиганию (60%) и рециклингу отходов (35%).
Критическими вызовами Пекина являются:
- экологическое наследие (загрязнение почв тяжелыми металлами);
- ресурсный дефицит воды (150 м³ воды/чел. против 2800 м³ в Москве);
- социальная сегрегация.
Институциональные различия городов очевидны. Москва опирается на закон «Об экологической безопасности» [30] с обязательным обнародованием сведений об экологической обстановке и загрязнении, а Пекин на административные инструменты, такие как «экологические инспекторы» [31]. При этом участие общественности Москвы в принятии экологических решений достигает 30%, в то время как Пекин сосредоточен на правительственной «системе протяженности рек» и «инструкторах по сортировке мусора».
На основании проведенных сравнений двух мегаполисов, в чем-то похожих, а в некоторых аспектах принципиально разных, мы разработали рекомендации по оптимизации управления городами с позиции снижения экологических рисков и повышения устойчивости.
Москве целесообразно повысить уровень экономики замкнутого цикла, установив целевой показатель сбора мусора в 40% к 2030 году через внедрение депозитной системы для тары и налоговые льготы для переработчиков отходов в строительные материалы [7]. Диверсификация энергетики возможна за счёт использования сибирских ветроресурсов и водных ресурсов (25% ВИЭ), а также внедрение пилотных маршрутов водородных автобусов по берлинской модели. Пекину следует углубить региональный контроль за загрязнением воздуха, расширив зону ограничений до Шестой кольцевой автодороги и создав с Тяньцзинем и Хэбэем «региональную платформу моделирования качества воздуха». Для снижения дефицита воды эффективны поэтапные тарифы (200%-ная надбавка при потреблении свыше 5 м³/чел.) и орошение оборотной водой (50% охват). Общая стратегия включает создание интеллектуальной сети мониторинга с ИИ-прогнозированием пиков загрязнения (по аналогии с московской системой) и механизмов обмена данными (российско-китайский альянс). Социальная устойчивость требует адаптации пекинских центров для пожилых в Москве и внедрения московской модели широкого охвата населения бесплатной медициной в Пекине.
Ограничениями данного исследования можно считать актуальность данных (некоторые показатели приведены по состоянию на 2022 год) и методологический аспект (недоучёт глобальных факторов, таких как трансграничные углеродные налоги). В будущем исследование может быть расширено до сравнения городских агломераций в странах БРИКС или сосредоточено на механизмах трансграничного сотрудничества в какой-либо одной области, например анализе углеродно-нейтральных транспортных коридоров. Автор выражает благодарность магистру института экологии РУДН Чжану Сюесуну за помощь в сборе данных по Пекину.
1. China Electricity Balance Sheet: Beijing / National Bureau of Statistics -https://www.ceicdata.com/en/china/electricity-balance-sheet-beijing (date of access: 05.03.2025).
2. Annual report "Development of the transport system" for 2022 / Department of Transport and Development of Road Transport Infrastructure of the City of Moscow [Electronic resource]. - https://www.mos.ru/dt/documents/dokumenti/view/287857220/ (date of access: 15.02.2025).
3. State report on the state of sanitary and epidemiological welfare of the population in Moscow in 2022 [Electronic resource]. - https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/doc/infdoc/11800-gosudarstvennyj-doklad-o-sostoyanii-sanitano-epidemiologicheskogo-blagopoluchiya-naseleniya-v-gorode-moskve-v-2022-godu (date of access: 15.02.2025).
4. The Urban development complex of the capital presented three sites at the Moscow 2030 Forum [Electronic resource] - https://www.mos.ru/upload/content/files/ecfb99f87da8d03f8866207f958f106b/2023Gosdoklad.pdf (date of access: 15.02.2025).
5. State of Ecology & Environment Report Review 2022. Ministry of Ecology and Environment the People’s Republic of China.- https://web.archive.org/web/20240117010324/https://chinawaterrisk.org/resources/analysis-reviews/2022-state-of-ecology-environment-report-review/ (date of access: 20.02.2025).
6. Report on the state of ecology and the environment for 2022. Ministry of Ecology and Environmental Protection of the People's Republic of China .- https://web.archive.org/web/20240117010324/https://chinawaterrisk.org/resources/analysis-reviews/2022-state-of-ecology-environment-report-review/ (date of access: 20.02.2025).
7. Dorokhina E. Y. and others. The economy of closed cycles: trends and prospects. Moscow : MAX Press LLC, 2023. 128 p. ISBN 978-5-317-06912-4. DOIhttps://doi.org/10.29003/m3129.978-5-317-06912-4
8. Global Burden of Disease Study 2019 (GBD 2019) Data Resources. - https://ghdx.healthdata.org/gbd-2019 (date of access: 20.02.2025).
9. China Statistical Yearbook 2023 [Electronic resource] - https://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2023/indexeh.htm (date of access: 15.02.2025)
10. Kucher D.E., Kharchenko S.G. Application of the precautionary principle in environmental risk assessment and management // Ecology and industry of Russia. – 2022. – Vol. 26, No. 7. – pp. 62-67. – DOIhttps://doi.org/10.18412/1816-0395-2022-7-62-67.
11. Liu J., Meng B., Xu J., Li R. (2023). Exploring Public Transportation Supply–Demand Structure of Beijing from the Perspective of Spatial Interaction Network / ISPRS Int. J.Geo-Inf. 2023, 12, 213. https://doi.org/10.3390/ijgi12060213
12. Moscow: the city of one hundred and fifty rivers. Strelka Design Bureau [Electronic resource] - https://media.strelka-kb.com/moscow-rivers (date of access: 15.03.2025).
13. The new WHO Global Recommendations on Air Quality are designed to help protect the health of millions of people from air pollution. The World Health Organization, 09/22/2021 [Electronic resource] - https://www.who.int/ru/news/item/22-09-2021-new-who-global-air-quality-guidelines-aim-to-save-millions-of-lives-from-air-pollution (date of access: 15.02.2025)
14. Olmstead S. and Zheng J. Policy Instruments for Water Pollution Control in Developing Countries / Water Global Practice (February 2019) - https://documents1.worldbank.org/curated/en/547111576067554446/pdf/Policy-Instruments-for-Water-Pollution-Control-in-Developing-Countries.pdf (date of access: 25.02.2025).
15. On the state and protection of the environment of the Russian Federation in 2022. The State report. Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation [Electronic resource] - https://2022.ecology-gosdoklad.ru/doklad/vodnye-resursy/sostoyanie-vodnyh-resursov/ (date of access: 20.02.2025).
16. Overview of Beijing Municipal Forestry and Parks Bureau / Office of Beijing Greening Commission - https://yllhj.beijing.gov.cn/English/ (date of access: 05.03.2025).
17. Outline of the 14th Five-Year Plan (2021-2025) for National Economic and Social Development and Vision 2035 of the People's Republic of China [Electronic resource] - https://fujian.gov.cn/english/news/202108/t20210809_5665713.htm (date of access: 15.02.2025)
18. Report 2022 / Beijing Municipal Commission of Transport - https://english.beijing.gov.cn/government/departments/202006/t20200627_1932944.html (date of access: 15.02.2025).
19. Report on the State of the Ecology and Environment in China, 2022 / Ministry of Ecology and Environment the People’s Repablic of China.- https://english.mee.gov.cn/Resources/Reports/soe/SOEE2019/202312/P020231206607194894058.pdf (date of access: 15.02.2025).
20. 2022 Progress report: Implementation of the UN Plan of Action on disaster risk reduction for resilience / United Nations Office for Disaster Risk Reduction (UNDRR 16.10.2023) - https://www.undrr.org/publication/2022-progress-report-implementation-un-plan-action-disaster-risk-reduction-resilience (date of access: 15.02.2025).
21. Report on the State Program of the city of Moscow "Development of municipal engineering infrastructure and energy conservation" for 2022 / Department of Housing and Communal Services of the City of Moscow [Electronic resource] - https://www.mos.ru/dgkh/documents/razvitie-kommunalno-inzhenernoi-infrastruktury-i-energosberezhenie/view/283895220/ (date of access: 05.03.2025).
22. The Belt and Road Portal [Electronic resource] - https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ (date of access: 07.04.2025).
23. Decree of the Government of Moscow dated December 26, 2019 No. 01-01-14-590/19 "On approval of the territorial Waste management Scheme of the City of Moscow" (with amendments) [Electronic resource]. https://www.mos.ru/upload/documents/files/5045/0_TSOO.pdf (date of access: 11.12.2024).
24. Sanin, A. Yu. On the issue of anthropogenic transformation of the coastal zones of the rivers of Moscow / A. Yu. Sanin // Geographical environment and living systems. - 2021. – No. 1. – pp. 53-69
25. Statistical report on China’s educational achievements in 2022 / Ministry of Education the People’s Republic of China (April 3, 2023) - http://en.moe.gov.cn/documents/reports/202304/t20230403_1054100.html (date of access: 15.02.2025).
26. Xu J., Zhang Z., Xu Y., Liu L. and Pei T. Quantitative evaluation of waste sort-ingmanagement policies in China’s major cities based on the PMC index model. Front. Environ. Sci. 2023,02, 11:1065900. https://doi.org/10.3389/fenvs.2023.1065900
27. Tan D. Water Ten: Comply Or Else / CWR (14.05.2015). - https://cwrrr.org/resources/analysis-reviews/water-ten-comply-or-else/ (date of access: 25.02.2025).
28. Federal Law "On Environmental Protection" dated 10.01.2022 No. 7 FZ [Electronic resource] - http://www.kremlin.ru/acts/bank/17718 (date of acces: 15.02.2025).
29. Han J, Meng C, Liu J, Xu C, Liu Z, Wang Q, Liu Y, Xu D. The impacts of continuous improvements in air quality on mortality in Beijing: A longitudinal comparative study. Chemosphere. 2022 Mar;291(Pt 2):132893. doi:https://doi.org/10.1016/j.chemosphere.2021.132893.
30. Yu J, Zhou B, Fang P, Li B, Sun W, et al. Research on the Development and Policy Evolution of CCUS Industry at Home and Abroad. Int J Environ Prot Policy. 2024;12(3):64-72. https://doi.org/10.11648/j.ijepp.20241203.12.
31. Yang S., Zhang L., Chen Zh., Li N. Efficiency evaluation of government investment for air pollution control in city clusters: A case from the Beijing–Tianjin–Hebei areas in China. Eng, 2023, 10(4): 612‒624. https://doi.org/10.1007/s42524-023-0269-x